Александр Больных -- Схватка гигантов : Сражения в Северном море : Самоубийство германского флота Содержание / / На главную страницу

САМОУБИЙСТВО ГЕРМАНСКОГО ФЛОТА

 

«Ни разу с того рокового дня 4 августа 1914 года я не поколебался в уверенности, что Королевский Флот еще раз окажется надежным щитом Британской Империи в час испытаний. Никогда в своей истории Королевский Флот не делал для нас больше и не поддерживал лучше свою старую славу», — скажет позднее король Георг V.

К осени 1918 года Германия полностью исчерпала возможности сопротивления. Западный фронт начал тре­щать по швам, все союзники Германии вышли из вой­ны, в самой Германии поднималась революционная вол­на. И тогда германский канцлер князь Макс Баденский обратился к президенту Вудро Вильсону с просьбой о перемирии. 20 октября по настоянию Вильсона Шеер приказал германским подводным лодкам прекратить дей­ствия в океане против торговых судов Антанты. Они сно­ва поступили в распоряжение командования Флота От­крытого Моря для действий против британского флота. События конца октября 1918 года еще раз доказали дву­личность и подлость германского командования. Одно­временно с обращением к Вильсону Шеер отправил в Вильгельмсхафен капитана 1 ранга фон Леветцова, на­чальника оперативного отдела Адмиралштаба. Он встре­тился с фон Хиппером и устно передал приказ Шеера: «Все корабли Флота Открытого Моря должны быть ис­пользованы для нанесения удара по английскому флоту».

Фон Леветцов также добавил, что приказ следует выпол­нить без малейшего промедления.

У фон Хиппера давно был выработан план подобной операции: 1). В море должен выйти весь Флот Открытого Моря. 2). Эсминцы и легкие крейсера наносят удар по вражеским кораблям у побережья Фландрии и в устье Темзы. Линкоры прикрывают соединение, действующее у берегов Фландрии. Линейные крейсера поддерживают атаку Темзы. 3). Гранд Флит в этом случае обязательно должен выйти из портов и направиться в южную часть Северного моря. 4). Легкие крейсера 4-й Разведыватель­ной Группы и эсминцы ставят мины на пути британско­го флота. Подводные лодки разворачиваются там же с приказом атаковать любой замеченный линкор или ли­нейный крейсер. 5). Главные силы германского флота на­вязывают противнику ночной бой со второго на третий день операции. 27 октября Шеер утвердил этот план. 30 октября он был приведен в действие.

Британское Адмиралтейство правильно оценило си­туацию. Оно угадало желание немцев завлечь Гранд Флит на юг и там дать бой. 23 октября Битти получил соответ­ствующее предупреждение. В этот же день эсминцы из южных портов были отправлены на помощь Гранд Флиту. Немцы пытались навязать англичанам бой до завер­шения переговоров. В этом случае победа германского флота могла резко изменить условия мира. Но не получи­лось ни победы, ни боя, ни даже похода.

По флоту был отдан приказ собраться на рейде Шил­линг к вечеру 29 октября. 30 октября германский флот должен был выйти в море. По флоту поползли самые ди­кие слухи. Будто английский король бросил кайзеру вы­зов на рыцарский поединок, и этот вызов принят. Сам Вильгельм поведет флот в бой на линкоре «Баден». Одна­ко именно в этот момент прорвалось загнанное вглубь недовольство. Матросы не желали гибнуть понапрасну. Как признает сам Шеер, «у них в головах укоренилась мысль, что их попросту шлют на убой».

Вечером 29 октября команды линкоров «Маркграф», «Кёниг» и «Кронпринц Вильгельм» отказались пови­новаться офицерам. Тут же выяснилось, что с берега из увольнения не вернулось множество матросов, в ос­новном кочегары линейных крейсеров «Дерфлингер» и «Фон дер Танн». В полночь, когда флот должен был выходить в море, взбунтовались команды линкоров «Тюринген», «Кайзерин» и «Гельголанд». В Куксхафене взбунтовалась команда легкого крейсера «Регенсбург». Начались волнения на линкоре «Баден». Экипажи ма­лых кораблей и подводных лодок пока сохраняли вер­ность командованию.

Опасения матросов имели под собой основания, хотя открылось это много позднее{27}. Начальник штаба фон Хиппера контр-адмирал фон Трота сделал запись в своем дневнике:

 

«Если наш народ не опозорится как нация, досто­славная битва флота — даже если она будет означать сра­жение до смерти — посеет семена, из которых вырастет будущий германский флот. Не может быть будущего для флота, скованного кандалами позорного мира».

 

Ему вторил Шеер:

 

«Для флота вопрос чести и самого существования — сделать все возможное в последней битве».

 

Однако современный германский историк трезво за­мечает:

 

«Разве могли матросы поверить, что атака окажет бла­гоприятное воздействие на исход войны? Любой герман­ский матрос знал о превосходстве британского флота и буквально на пальцах мог подсчитать, что тот останется великим флотом, даже если каждый затонувший германский корабль унесет с собой на дно английский. Разве не кажется более вероятным, что офицеры просто ищут способ «погибнуть с честью», как предписывает их мо­ральный кодекс? Но этот кодекс не дает офицерам пра­ва тащить за собой в могилу тысячи матросов, которые долгие годы вели полную лишений и страданий жизнь и сейчас лишь ждали дня, который принесет им свободу и возвращение домой».

 

Сначала фон Хиппер отложил выход в море на сутки. Но на следующий день кочегары «Тюрингена» и «Гель­голанда» выкинули уголь из топок и залили их водой. Ут­ром 31 октября фон Хиппер решил подавить мятеж си­лой. К «Тюрингену» подошли подводили лодка U-135 и 2 эсминца. Но в этот момент на них навел 150-мм орудия линкор «Гельголанд». Противостояние завершилось ка­питуляцией матросов. Было арестовано более 500 чело­век. Но тут фон Хиппер допустил ошибку. Он поверил, что пламя потушено, и разослал линкоры по различным базам, так как операция все равно сорвалась. 3-я эскадра линкоров была отправлена на Балтику. 3 ноября она при­была в Киль, охваченный волнениями. Моряки снова взбунтовались и сошли на берег, где к ним присоедини­лись докеры и рабочие. После столкновения с полицией моряки вернулись на корабли за оружием, и 4 ноября весь Киль находился в руках восставших. Восстание быс­тро перекинулось на другие города. Через пару дней крас­ные флаги были подняты в Вильгельмсхафене, Гамбур­ге, Бремерхафене, Любеке. 11 ноября было подписано перемирие между Германией и Антантой.

Озабоченный уничтожением германской военной ма­шины, которая второй раз в течение полувека едва не разгромила его страну, маршал Фош, генералиссимус союзных армий, вырабатывал условия перемирия, не касаясь его морских аспектов, чтобы не осложнить при­нятие его жестких условий в отношении армии. Адми­рал сэр Дэвид Битти резко протестовал против такого подхода. «Флот вышвырнул врага с океанских просторов и обеспечил безопасность растянутых коммуника­ций союзников. То, что наша победа была пассивной, еще не основание лишить нас плодов этой победы — уничтожения германской морской мощи». Зная, насколь­ко неограниченная подводная война была близка к ус­пеху, прежде чем блокада привела к истощению ресур­сов Германии, адмирал сэр Росслин Уэмисс поддержал требования Битти. Когда отступление германской армии из Франции и Бельгии превратилось в поток, хлещу­щий через Рейн, Высший Военный Совет пересмотрел условия перемирия: все подводные лодки должны быть сданы, а надводные корабли следует интернировать в гаванях союзников. Попытки немцев изменить требова­ния вели к прямо противоположным результатам. Когда германский представитель на переговорах капитан 1 ран­га Вензелов сказал, что германский флот не имеет 160 подводных лодок, чтобы сдать их согласно статье XXII, адмирал Уэмисс отрубил: «Вы сдадите все подводные лодки». И статья договора была изменена. «Разве это до­пустимо, чтобы наш флот сдался, не потерпев поражения?» - спросил Вензелов, когда немцам 8 ноября были предъявлены новые условия. Посмотрев на собеседников сквозь монокль, Уэмисс холодно ответил: «Это един­ственный выход»{28}. Так как еще 29 октября экипажи ко­раблей Флота Открытого Моря взбунтовались и подня­ли красный флаг, немцы подписали эти условия без дальнейших протестов.

Германия подписала перемирие с союзниками 11 но­ября 1918 года. Среди статей документа были следующие:

 

XXII. Сдача союзникам и США всех существующих подводных лодок (включая подводные крейсеры и загра­дители) с полным вооружением и снаряжением в пор­тах, указанных союзниками и США.

XXIП. Германские надводные военные корабли, ука­занные союзниками и США, будут разоружены, а затем интернированы в нейтральных портах, а в случае, если таких подходящих портов не окажется, то в тех, указанных союзниками и США; они будут находиться в этих портах под наблюдением союзников и США, при­чем на кораблях останутся лишь команды, необходимые для несения караульной службы.

Интернированию подлежат:

6 линейных крейсеров,

10 линейных кораблей,

8 легких крейсеров, включая 2 заградителя,

50 наиболее современных эскадренных миноносцев.

Все остальные надводные военные корабли (включая речные) должны сосредоточиться в германских базах по указанию союзников и США, окончить кампанию, пол­ностью разоружиться и поступить под наблюдение союз­ников и США. Все вспомогательные военные корабли разоружаются.

XXVI. Существующие условия блокад, установленные союзниками и объединившимися державами, остаются в силе, и все обнаруженные в море германские суда по-прежнему подлежат захвату.

XXIX. Все порты Черного моря эвакуируются Герма­нией; все русские военные корабли, захваченные Герма­нией в Черном море, передаются союзникам и США...

XXXI. Запрещается уничтожение кораблей или мате­риалов до эвакуации, сдачи или возвращения.

 

Больше задержек в исполнении морских условий до­говора не было. После недолгого препирательства были отвергнуты предложения интернировать германский флот в Испании или Норвегии, которым он был совершенно не нужен. Под давлением англичан союзники решили интернировать его в Скала Флоу. И через 48 часов после окончания военных действий для встречи с представите­лями британского Адмиралтейства вышел новый легкий крейсер «Кенигсберг» с «уполномоченными Советов ра­бочих и солдатских депутатов». К счастью, эти 6 унтер-офицеров позволили главнокомандующему адмиралу Францу фон Хипперу послать с ними контр-адмирала Гуго Мейрера. Потому что, когда «Кенигсберг» пришел к острову Мэй, и эсминец «Оук» перевез делегатов на флагманский корабль Гранд Флита, Битти наотрез отка­зался встречаться с кем-либо, кроме Мейрера и его шта­ба. Вечером следующего дня, 16 ноября, «Кенигсберг» отправился в Германию с приказом о сдаче Флота От­крытого Моря. Уже 20 ноября командующий Гарвичскими Силами контр-адмирал сэр Реджинальд Тэрвитт при­нял капитуляцию первых 20 субмарин. Вскоре за ними последовали остальные, пока в устье Эссекс Стоур не собрались 150 подводных лодок. 19 ноября германские линкоры и крейсера, выгрузив боеприпасы, в последний раз вышли в море.

20 ноября король Георг V посетил Розайт, где его при­ветствовали корабли Гранд Флита. В последний раз эта огромная сила вышла в море единым соединением в ходе операции, с намеком названной «Операция ZZ». Утром 21 ноября, когда еще было темно, внушающий трепет караван зловещих черных силуэтов поднял якоря и без­звучно начал выходить в море. На рассвете 2 эскадры линейных крейсеров, 5 эскадр линкоров и 7 эскадр лег­ких крейсеров образовали две кильватерные колонны длиной около 15 миль каждая, шедшие на расстоянии 6 миль друг от друга. Впереди них двигались 150 эсминцев коммодора Хью Твиди, и вся армада направлялась на восток с умеренной скоростью 12 узлов. Когда лучи вос­ходящего солнца пробились сквозь завесу грязно-серых туч, прозвучала боевая тревога. Германским кораблям было приказано выйти в море без боеприпасов и с умень­шенными экипажами, но нация, предпочитающая уни­жению гибель, могла попытаться нанести последний пре­дательский удар победителям.

Но, когда незадолго до 10.00 германские корабли, по­добно серым призракам, вынырнули из тумана перед Гранд Флитом, боя не состоялось. Большие корабли шли единой колонной: первыми 5 линейных крейсеров — «Зейдлиц», «Мольтке», «Гинденбург», «Дерфлингер» и «Фон дер Танн», затем «Фридрих дер Гроссе» под флагом контр-адмирала фон Рейтера. За ним шли еще 8 дредноутов — «Гроссер Курфюрст», «Принц регент Луитпольд», «Мар­кграф», «Байерн», «Кайзерин», «Кронпринц», «Кайзер» и «Кёниг Альберт». За ними шли 7 легких крейсеров и 49 эсминцев (Эсминец V-30 подорвался на мине и затонул. Линкор «Кёниг» и легкий крейсер «Дрезден» стояли в доках и должны были выйти в Ан­глию в начале декабря). Контр-адмирал Александер-Синклер на легком крейсере «Кардифф» повел германские корабли между двумя британскими колоннами. Когда германский флаг­ман поравнялся с «Куин Элизабет», на котором развевал­ся опаленный в Ютландском бою флаг «Лайона», эскад­ры Битти повернули «все вдруг» в наружную сторону и легли на западный курс, конвоируя бывших врагов. Пра­вая колонна теперь состояла из 19 линкоров, 5 линейных крейсеров и 4 эскадр легких крейсеров, левая — из 14 лин­коров, 4 линейных крейсеров, авианосца и 3 эскадр лег­ких крейсеров. На этой внушительной демонстрации мор­ской мощи присутствовали и корабли британских доми­нионов и союзников, учитывая их вклад в общую победу. Среди линкоров были «Малайя» и «Канада», среди ли­нейных крейсеров — «Аустралиа» и «Нью Зиленд». 6-я эс­кадра линкоров состояла из 5 американских дредноутов под командой адмирала У.С. Симса на «Нью Йорке» и контр-адмирала Хью Родмэна. Крейсер «Амираль Об» и 2 эсминца представляли Францию.

Только плеск волн, посвист ветра и шум машинных вентиляторов нарушали тишину. Победители и побежден­ные направились в бухту Абеледи, внутри острова Мэй, где германские корабли стали на якорь. Наконец напря­жение спало, и тишину разорвали приветственные кри­ки. Когда корабли союзников, направляясь на свои якор­ные стоянки в Ферт оф Форте, проходили мимо флаг­манского линкора, экипажи приветствовали своего главнокомандующего. «Германский флаг надлежит спустить сегодня с закатом и более не поднимать без разреше­ния», — просигналил Битти. Прежде чем исполнитель­ный пошел вниз по фалам «Куин Элизабет» и дудки сыграли вечернюю зорю, адмирал поднял новый сиг­нал: «Я намерен сегодня в 18.00 отслужить благодар­ственный молебен в честь победы, которую Всемогу­щий Бог даровал нашему оружию». И уже обращаясь к экипажу своего флагманского корабля, Битти произнес ставшую знаменитой фразу: «Я всегда говорил, что им придется сдаться».

В 15.57 германский флаг был спущен на бывших ко­раблях бывшего Императорского Флота. На следующий день германские корабли подверглись осмотру, чтобы удостовериться, что в погребах нет боеприпасов, а с орудий сняты замки. В период с 22 по 26 ноября мелки­ми группами эти корабли были переведены в Скапа Флоу. Последний из кораблей прибыл туда 27 ноября. На той же неделе делегация союзников прибыла в Киль с зада­чей отправить линкоры «Кёниг» и «Баден», новый лег­кий крейсер «Дрезден» и еще один эсминец в Англию, чтобы довести количество сданных кораблей до предус­мотренного договором, а также чтобы проследить за ра­зоружением и списанием на слом остающихся в Герма­нии ранних дредноутов, броненосцев и прочих военных кораблей. Произошло одно из самых замечательных со­бытий в морской истории — флот, претендовавший на громкий титул «великого», позорно сдал более полу­сотни лучших своих кораблей и все подводные лодки победителю.

Много хороших кораблей спустили флаг после жарко­го боя, еще больше предпочли гибель сдаче, но в анна­лах морской войны нет параллели происшедшему 21 но­ября 1918 года. «Сдача Германского флота, не сопровож­давшаяся громом битвы, останется навсегда примером потрясающей молчаливой уверенности, с которой мор­ская сила достигает своих целей. Мир признал, что это результат непоколебимости, с которой флот поддержи­вал давление на противника в течение более чем четырех лет войны, давление, требующее постоянного напряже­ния сил в течение долгих месяцев ожидания, напряже­ния, более серьезного, чем в редких атаках», — говорило коммюнике Адмиралтейства. Британская пресса была менее снисходительна. «Ни одна действительно великая нация не потерпит такого унижения своего флага», — «Нэйвал энд милитари рекорд». «Деградация и унижение некогда великой нации», — «Дэйли телеграф». «Герман­ский флот не только разгромлен, он опозорен навсегда. Он оказался одинаково глуп в дни сражений и труслив в дни испытаний», — «Глоб».

 

С конца ноября 1918 года до середины лета 1919 года гордость германского флота ржавела, стоя на якорях в продуваемых штормами водах вблизи Оркнейских ост­ровов: 11 дредноутов, 5 линейных крейсеров, 8 легких крейсеров и 50 миноносцев. Эскадрой номинально ко­мандовал контр-адмирал фон Рейтер, он же отвечал за соблюдение условий перемирия и выполнение прика­зов Битти. А вот теперь в стане союзников вспыхнули споры. Битти и Уэмисс требовали сдачи Флота Откры­того Моря. Остальные члены Высшего Военного Совета утверждали, что для этого следует дождаться подписа­ния мирного договора. До этого момента германские военные корабли могут считаться только интернирован­ными в портах союзников. Никто не мог предсказать, сколько времени протянется выработка условий мирно­го договора. Все это время англичанам приходилось дер­жать в Скапа Флоу эскадру линкоров, флотилию эсмин­цев и множество патрульных траулеров, готовых поме­шать попытке немцев прорваться в нейтральную Нор­вегию. Они также должны были помешать экипажам покинуть корабли. Однако они не могли обеспечить вы­полнение статьи XXXI условий перемирия: «Не разре­шается уничтожение кораблей», потому что англичане могли посещать германские корабли только с разреше­ния фон Рейтера. Англичане пошли на это, чтобы со­хранить авторитет адмирала. Поэтому британские карау­лы могли подняться на борт германских кораблей толь­ко в случае нарушения условий перемирия.

Шел месяц за месяцем, и возможность предательства казалась все менее вероятной. Фон Рейтер, здоровье ко­торого оказалось подорванным, охотно шел на сотруд­ничество со своими тюремщиками. Более того, гораздо больше хлопот ему доставляли собственные мятежные экипажи. Адмиралу даже пришлось перенести флаг с «Фридриха дер Гроссе» на крейсер «Эмден». Не считая этого события, до конца марта 1919 года не произошло ничего, достойного упоминания. В марте Битти спустил свой флаг, Гранд Флит прекратил существование, от­ветственность за интернированные германские корабли перешла к вновь сформированному Атлантическому флоту под командованием Мэддена. Все оставалось спокойным после прибытия в середине мая 1-й эскадры линкоров, состоящей из 5 «Ривенджей». Однако в последний день месяца германские корабли нарушили приказ Битти, подняв Имперские военно-морские флаги, чтобы отме­тить годовщину Ютландского боя.

Однако ничто не могло послужить причиной подозре­ний, будто это было сделано по распоряжению фон Рей­тера, так как многие корабли одновременно подняли красные флаги. Фон Рейтер сумел обратить акт непови­новения себе на пользу. На кораблях германской эскадры в момент прибытия в Скапа Флоу находилось около 20000 человек экипажа, но к середине декабря это количество было значительно сокращено. На линейных крейсерах осталось по 200 человек, на линкорах — по 175, на легких крейсерах - по 80 и на эсминцах — по 10. То есть, в общей сложности на кораблях фон Рейтера должны были находиться 4565 матросов, а также 250 офицеров и стар­шин. Но действительное количество, вероятно, было все-таки больше.

Революционная зараза докатилась даже до отдаленных рейдов Скапа Флоу, и у германского адмирала возникли проблемы с поддержанием дисциплины, поэтому эки­пажи были сокращены еще больше. К июня 1919 года они соответствовали британским стандартам для кораб­лей, находящихся в резерве, то есть: 75 человек на ли­нейном крейсере, 60 на линкоре, 30 на легком крейсере и необходимый минимум на эсминцах, всего около 1700 человек.

Никто не смог догадаться, почему фон Рейтер охотно идет на сокращение экипажей и даже сам поднимает воп­рос об этом. На переговорах союзники добились сдачи германских кораблей, и у фон Рейтера больше не оста­валось причин содержать их в исправном состоянии. Бо­лее того, его офицеры и матросы завершили подготовку к затоплению кораблей, для чего большие экипажи были нежелательны.

На борту «Ривенджа» контр-адмирал Сидней Фри­мантл получил сообщение, что мирный договор будет подписан в Версале 21 июня. Фон Рейтер был совершен­но прав, когда опасался захвата своих кораблей англича­нами. Младший флагман 1-й эскадры линкоров контр-адмирал Виктор Стэнли уже подготовил соответствую­щие приказы и даже провел учения абордажных партий. 13 июня во время визита в Адмиралтейство он попросил сообщать ему ежедневно информацию о политической ситуации, чтобы провести операцию немедленно, как только возникнет необходимость. Однако Адмиралтейство само оставалось в полном неведении относительно про­исходящего на мирных переговорах и ничем не могло помочь командованию Гранд Флита. Позднее адмирал Мэдден выражал сожаление, что не довел до сведения Фримантла телеграмму Адмиралтейства от 17 июня, в которой говорилось, что подписание мира перенесено с 21 на 23 июня.

Фримантл решил захватить германские корабли в мо­мент завершения перемирия, подавив возможное сопротивление. Раньше он не мог взять их на абордаж. Так как Фримантл предвидел возможность нарушения герман­цами статьи XXXI условий перемирия, он решил, что его эскадра весь этот день будет находиться в порту. Фри­мантл предложил Мэддену отложить торпедные учения, которые его флотилия эсминцев должна была проводить в тот день совместно с 1-й эскадрой линкоров. Однако, несмотря на приведенные обоснования, главнокоманду­ющий не согласился. 20 июня Совет Четырех в Париже утвердил захват германских кораблей, как только 23 июня в 19.00 истечет срок перемирия.

Фримантл узнал — и немедленно сообщил фон Рей­теру, что перемирие продлено еще на 48 часов. Так как теперь критическим днем становилось 23 июня, британ­ский адмирал больше не колебался и 21 июня увел 1-ю эскадру линкоров в Портланд-Фёрт. Первая торпедная атака завершилась к полудню. В это время его 5 линкоров находились в 8 милях от Оркнейских островов, ожидая, пока 9 эсминцев примут свои торпеды и подготовятся к новой атаке. Однако провести ее не удалось. Сразу после 12.00 Фримантл получил срочную радиограмму из Скапа, которая требовала его немедленного возвращения со всем флотом: «Германские корабли тонут. Некоторые уже затонули».

«Немыслимо было сдать беззащитные корабли врагу. Мы, офицеры, поклялись всем святым уничтожить их», — пи­сал позднее фон Рейтер. Так как кайзер отрекся еще 6 месяцев назад, можно было бы предположить, что фон Рейтер действовал по приказу своего правительства. Бер­лин отрицал это. «Затопление было произведено без ве­дома и указания германских гражданских властей». Одна­ко имеются свидетельства, что адмиралу была дана сво­бода действий в данном вопросе. Когда стало ясно, что мирный договор, включающий сдачу кораблей, вскоре будет подписан, офицеры подготовили корабли к затоп­лению, открыв клапаны конденсаторов и крышки под­водных торпедных аппаратов. Водонепроницаемые двери и люки были заклинены, чтобы их невозможно было за­крыть. 17 июня фон Рейтер выпустил приказ, предписы­вающий произвести затопление в 10.00 21 июня, преж­де, чем истечет срок перемирия, так как опасался вме­шательства английских абордажных партий. Решившись нарушить статью XXXI и, по сути, совершить акт вой­ны, он не видел причин отменять свой план, даже узнав о продлении перемирия. Он даже получал дополнитель­ные выгоды ввиду отсутствия кораблей Фримантла. Жи­телям Оркнейских островов посчастливилось увидеть, как германские корабли опять подняли Имперские военно-морские флаги в нарушение запрета Битти. В 10.30 фон Рейтер поднял сигнал: «Параграф 11. Подтверждаю». Это был условный сигнал начать затопление.

Немедленно на немецких кораблях закипела работа. Моряки открывали кингстоны, кувалдами разбивали тру­бопроводы, клапаны и вентили. Германские корабли рас­качивались, словно пьяные, черпали воду бортами и погружались. Немцы хорошо подготовились. Например, линкор «Фридрих дер Гроссе» затонул через 50 минут после того, как фон Рейтер отдал свой приказ. А ведь даже по данным Адмиралтейства, чтобы затопить лин­кор типа «Куин Элизабет», требовалось до 1 часа.

Однако прошло еще какое-то время, прежде чем анг­личане сумели сообразить, что германские корабли на­чинают садиться кто носом, кто кормой, или имеют не­нормальный крен на борт. Неподвижным оставался толь­ко флагманский крейсер «Эмден». Фон Рейтер опасался, что британский дрифтер, пришвартованный у борта для поддержания связи с Фримантлом, успеет поднять тре­вогу, и будут приняты ответные меры. Так получилось, что британский адмирал получил предупреждение толь­ко после полудня, к тому времени, когда большая часть германских кораблей уже глубоко сидела в воде или име­ла крен на грани опрокидывания. Находившиеся в гава­ни эсминцы «Вега» и «Веспа» и несколько траулеров, разумеется, ничего не могли сделать. Они могли только подбирать из воды немцев, приказав остальным оставаться на борту их кораблей. Чтобы принудить их поступить имен­но так, было сделано несколько выстрелов. Случайно был убит капитан «Маркграфа» капитан 2 ранга Шуманн, еще 22 человека были ранены, но никто больше не погиб, в противоположность заявлениям фон Рейтера о «жесто­кости и бесчеловечности». Командир «Ривенджа» капи­тан 1 ранга Суоби писал: «Так как антигерманские на­строения в британском флоте были чрезвычайно силь­ны, это говорит об отличной дисциплине людей, кото­рые четыре года ждали своего часа, но не дождались, так как германский флот не вышел, чтобы принять бой».

В 14.00 соединение Фримантла вернулось в Скапа Флоу и встало на якоря возле тонущих кораблей. Немедленно были посланы сильные вооруженные партии, чтобы за­крыть кингстоны, водонепроницаемые двери и люки и попытаться вывести корабли на мель. Но все оказалось напрасно, немцы подготовились с характерной для них основательностью. Суоби вспоминал: «Мы никак не мог­ли добиться от немецкого экипажа, чтобы нам показали открытые кингстоны. Нетрудно вообразить, каково было спускаться в трюмы незнакомого корабля со множеством отсеков, как на всех германских кораблях, не имея ни­чего, кроме факела в руке, и зная, что корабль тонет и в любой момент может пойти к дну». «Баден», однако, ока­зался единственным спасенным линейным кораблем. Были спасены легкие крейсера «Эмден», «Франкфурт», «Нюрн­берг» и половина миноносцев. Все остальные корабли к 16.00 затонули. За один день на дно пошли военные ко­рабли общим водоизмещением более 400000 тонн. Хотя американцы утверждают, что в 1944 году они потопили в лагуне Трука больше японских кораблей, там подавляю­щая часть тоннажа пришлась на транспорты и вспомога­тельные корабли. А в Скапа Флоу затонул второй по силе флот мира.

Предательское нарушение перемирия - так высказал­ся Фримантл, приказав считать фон Рейтера и его экипажи военнопленными. Взбешенный Мэдден телеграфи­ровал в Париж предложение в будущем ограничить гер­манский флот 2 легкими крейсерами, 6 эсминцами и 6 миноносцами. Англичане и их союзники были разочаро­ваны. Те, кто ничего не знал об отказе Мэддена отло­жить учения, критиковали Фримантла за выход в море 21 июня. Однако вряд ли он смог бы помешать действиям фон Рейтера, даже оставшись в гавани. Возможно, уда­лось бы спасти несколько большее количество герман­ских кораблей — но не более того. Адмиралтейство пол­ностью возложило вину на Высший Военный Совет, от­казавшийся принять британские предложения о сдаче ко­раблей на время перемирия, вместо интернирования с собственными экипажами на борту. Но Уэмисс записал в своем дневнике: «Я смотрю на затопление, как на под­линный дар небес. Он снял болезненный вопрос о разде­ле германских кораблей. Полагаю, что сначала будет много воплей, но когда станут известны факты, всякий поду­мает, вроде меня: «Слава Богу». Сдавшиеся корабли сле­довало разделить между союзниками пропорционально понесенным в ходе войны потерям, но всерьез они ни­кому не требовались — флоты союзников и так были до­статочно велики. Затопление кораблей в Скапа позволи­ло взять с Германии более полезную плату: еще 5 легких крейсеров для Франции и Италии, а также «большое количество флотского имущества, такого, как плавучие доки, краны и т.п.», что хорошо послужило Королевско­му Флоту во Второй Мировой войне. А учитывая разго­ревшиеся в Париже споры и склоки вокруг раздела ко­раблей германского флота, можно заподозрить англичан в том, что они прямо спровоцировали это затопление.

Конец Флота Открытого Моря описывать недолго. Из выведенных на мель кораблей «Баден» и «Нюрнберг» были переданы Британии, «Эмден» — Франции, «Франк­фурт» - США. Никто из них долго не протянул. Из затоп­ленных кораблей 1 легкий крейсер и 5 эсминцев были подняты и разобраны в Скапа. В период с 1924 по 1933 год фирма «Кокс и Дэнкс» подняла 5 линкоров, 1 легкий крейсер и не менее 26 эсминцев, которые были отбукси­рованы в Розайт для разборки. К 1938 году фирма подня­ла и сдала на металл все, кроме «Дерфлингера». Он был поднят с глубины 20 фатомов весной 1939 года, однако новая война с Германией стала неизбежной, и не на­шлось дока, куда можно было бы поставить его перевер­нутый корпус. Он оставался в Скапа еще 7 лет, поэтому последняя страница в истории Флота Открытого Моря была написана только в 1946 году, когда его отбуксиро­вали в Клайд и разобрали в Роузните{29}.

Таков был жалкий конец кайзеровского флота, ко­торый бросил вызов Британии. Тридцать лет спустя Гит­лер сказал гросс-адмиралу Редеру, служившему началь­ником штаба фон Хиппера во время Ютландского боя: «Затопление флота в Скапа Флоу не делает чести Гер­манскому флоту».

 

Судьба германских кораблей, находившихся в Скапа Флоу

 

Линейные крейсера

 

 

Seydlitz             Затонул 13.50          Поднят Ноябрь 1929

Moltke              Затонул 13.10          Поднят Июнь1927

Von der Tann    Затонул 14.15          Поднят Декабрь 1930

Derflinger          Затонул 14.45          Поднят Август 1939

Hindenburg       Затонул 17.00          Поднят Июль1930

 

Линкоры

 

Kaiser                          Затонул 13. 15         Поднят Март 1929

Prinzregent Luitpold      Затонул 13.15          Поднят Март 1929

Kaiserin                        Затонул 14.00          Поднят Май 1936

Koenig Albert               Затонул 12.54          Поднят Июль 1935

Friedrich der Grosse     Затонул 12.16          Поднят 1937

Koenig                         Затонул 14.00          He поднят

Grosser Kurfurst           Затонул 13.30          Поднят Апрель 1933

Kronprinz Wihelm         Затонул 13.15           Не поднят

Markgraf                      Затонул 16.45           Не поднят

Baden                          Выведен на мель      Передан Англии, потоплен в качестве мишени 1921

Bayern                         Затонул 14.30           Поднят Сентябрь 1933

 

Легкие крейсера

Bremse       Затонул 14.30            Поднят Ноябрь 1929

Brummer    Затонул 13.05             Не поднят

Dresden      Затонул 13.50            Не поднят

Coln            Затонул 13.50            Не поднят

Karlsruhe    Затонул 15.50            Не поднят

Nurnberg    Выведен на мель      Передан Англии, потоплен в качестве мишени 1922

Emden        Выведен на мель      Передан Франции, разобран 1926

Frankfurt    Выведен на мель      Передан США, потоплен в качестве мишени 1921

 

 

Эсминцы

 

S-32            Затонул                      Поднят Июнь 1925

S-36            Затонул                       Поднят Апрель 1925

G-38           Затонул                      Поднят Сентябрь 1924

G-39           Затонул                      Поднят Июль 1925

G-40          Затонул                      Поднят Июль 1925

V-43           Выведен на мель      Передан США, потоплен в качестве мишени 1921

V-44           Выведен на мель      Передан Англии, разобран 1922

V-45           Затонул                      Поднят 1922

V-46           Выведен на мель      Передан Франции, разобран 1924

S-49            Затонул                      Поднят Декабрь 1924

S-50           Затонул                      Поднят Октябрь 1924

S-51            Выведен на мель      Передан Англии, разобран 1922

S-52           Затонул                      Поднят Октябрь 1924

S-53            Затонул                      Поднят Август 1924      

S-54           Затонул                     Поднят Сентябрь 1921

S-55           Затонул                      Поднят Август 1924

S-56           Затонул                      Поднят Июнь 1925      

S-60           Выведен на мель      Передан Японии, разобран 1922      

S-65           Затонул                     Поднят Май 1922

V-70           Затонул                      Поднят Август 1924

V-73           Выведен на мель      Передан Англии, разобран 1922

V-78           Затонул                      Поднят Сентябрь 1925

V-80           Выведен на мель      Передан Японии, разобран 1922

V-81           Выведен на мель      Затонул по пути на разборку

V-82           Выведен на мель      Передан Англии, разобран 1922

V-83           Затонул                      Поднят 1923

G-86          Затонул                      Поднят Июль 1925

G-89          Затонул                      Поднят Декабрь 1922

G-91           Затонул                      Поднят Сентябрь 1924

G-92           Выведен на мель      Передан Англии, разобран 1922

G-101         Затонул                      Поднят Апрель 1926

G-102        Выведен на мель      Передан США, потоплен в качестве мишени 1921

G-103         Затонул                      Поднят Сентябрь 1925

G-104         Затонул                      Поднят Апрель 1926

В-109         Затонул                      Поднят Март 1926

В-110         Затонул                      Поднят Декабрь 1925

В-111          Затонул                      Поднят Март 1926

В-112         Затонул                      Поднят Февраль 1926

V-125          Выведен на мель      Передан Англии, разобран 1922

V-126          Выведен на мель      Передан Франции, разобран 1925

V-127          Выведен на мель      Передан Японии, разобран 1922

V-128         Выведен на мель      Передан Англии, разобран 1922

V-129         Затонул                     Поднят Август 1925

S-131          Затонул                      Поднят Август 1924

S-132         Выведен на мель      Передан США, потоплен в качестве мишени 1921

S-136         Затонул                     Поднят Апрель 1925

S-137         Выведен на мель      Передан Англии, разобран 1922

S-138          Затонул                      Поднят Май 1925

Н-145         Затонул                      Поднят Март 1925

V-100         Выведен на мель      Передан Франции, разобран 1921



Дальше