Александр Больных -- Схватка гигантов : Примечания Содержание / / На главную страницу

ПРИМЕЧАНИЯ


{1}Существует версия, что пока "Дредноут" оставался единственным в своем роде, подобное расположение артиллерии было вполне обоснованным - используя максимальную скорость и мощный носовой огонь, он мог догнать любой броненосец с печальными для того результатами. Но подобное расположение на последовавших сериях линкоров типов "Беллерофон" и "Сент-Винсент" действительно странно. Впрочем, расположение башен на первых немецких дредноутах типов "Нассау" и "Гельголанд" было еще хуже: из 12 орудий на борт стреляло только 8.

{2}Во всех советских справочниках и энциклопедиях русские линкоры типа "Севастополь" неизменно признавались лучшими линкорами своей эпохи, что можно встретить и в ряде российских источников последних лет. Но на самом же деле их можно признать одними из самых худших в своем классе из-за перечисленных причин. Такой проект мог победить на конкурсе только благодаря наличию в жюри одого из авторов проекта А.Н. Крылова. За "Севастополями" числится лишь одно несомненное достоинство - мощное вооружение, однако и оно вследствии долгих сроков постройки было уже недостаточным для 1914 года. А вот следущая (и увы, последняя) серия русских линкоров типа "Императрица Мария" оказалась более удачной, хотя и они в момент вступления в строй уже устарели.

{3}Из-за многочисленных модернизаций "Ринаун" и "Рипалс" получили прозвища "Refit" (Переделка) и "Repair" (Перестройка) соответственно.

{4}Ораса Худа в военно-исторической литературе обычно именуют Горацио.

{5}Вряд ли сравнение корректно - во Второй Мировой войне Германия долго удерживала обширные территории, богатые многими выдами необходимого сырья.

{6}Если быть точным, то Тирпиц сравнивал "Дерфлингер" и "Тайгер", указывая на преимущества первого, "даже без учета превосходства германских боеприпасов", добавляя, что "примерно столь же разительным превосходством в вооружении и крепости брони обладали почти все <германские> линкоры этого возраста" (Тирпиц "Воспоминания", стр. 165). В действительности эти заявления не подтвердились. Подробнее разбор немецкой "историографии" см. здесь.

{7}По другим данным, несостоявшийся систершип "Тайгера" должен был называться "Леопардом".

{8}Тот самый Вильгельм Канарис, будущий руководитель разведки Третьего Рейха - абвера.

{9}По одним данным именно "Саутгемптон" пытался таранить E-6 (П. Кемп "Подводные лодки Его Величества", стр. 73), где указывается, что ее командир - капитан-лейтенант Тэлбот успел разглядеть, кто его атакует и не стал выпускать торпеды. По другим данным E-6 до этого атаковала крейсер "Лоустофт". В этом бою британские лодки трижды принимали свои корабли за вражеские, а 3 британских крейсера прининяли встреченные британские лодки за немецкие и пытались их таранить (Д. Эверит "Подводные лодки типа К", стр. 18). Этот бой ясно показал трудности взаимодействия субмарин с надводными кораблями, что однако было быстро забыто англичанами при создании "эскадренных" лодок.

{10}Г. Вильсон, ссылаясь на мемуары Джеллико, указывает: из 24 дредноутов 1 погиб, 2 были только что укопмлектованы экипажами и еще небоеспособны, а 4 ремонтировались; из 6 линейных крейсеров 1 был в доке. У немцев же было 15 дредноутов и 4 линейных крейсера, не считая "Блюхера". Иногда даются несколько другие сведения, например по многим справочникам у немцев тогда реально было 14 линкоров, поскольку 3 дредноута типа "Кениг" вступили в строй только в 1915 году.

{11}Все-таки гибель "Одейшеса" не есть лучшее доказательство того, что "немецкие корабли построены лучше английских". Ведь после подрыва он продержался на плаву еще 12 часов, а добивший его взрыв иногда считают следствием детонации при подрыве на другой мине.

{12}Здесь какая-то странная версия автора о Цусиме, тем более что в следущем томе он называет русский флот более слабым по отношению к японскому, что ближе к истине.

{13}Зато немецкие моряки после войны в своих мемуарах горько сожалели о нерешительности своего правительства дать генеральное сражение Гранд Флиту уже в 1914 году, когда германский флот по мнению Артура Мардера имел наивысшие шансы на успех за всю войну.

{14}Из экипажа "Йорка", который подорвался на 2 минах, погибло 250 и был спасен 381 человек (Вильсон "Линкоры в бою", стр. 97). По другим данным погибло 336 человек.

{15}Вильсон предполагает, что это помогло удержать немцев от излишне активных действий. Некоторые корабли продожили службу в другом качестве, например наливное судно "Оуклиф" было потопленно 25-го июля 1917 года в 64 милях на NW1/4N от Бэтт-ов-Льюис, (Гибсон, Прендергаст "Германская подводная война 1914-1918", стр. 213). Он более известен как пароход компании "Канадиен Пасифик" "Монтезума", который в 1915 г. был превращен в фальшивый линейный корабль "Айрон Дюк".

{16}Неудачливый сигнальщик Ральф Сеймур не смог нести груз критики и позора за свои столь дорогие для страны промахи и вскоре после окончания выйны застрелился.

{17}В атаке приняло участие 9 гидросамолетов, но результаты даже по заявлению англичан были ничтожны. К тому же на обратном пути в Скапа-Флоу во время шторма столкнулись линкоры "Монарх" и "Конкерор".

{18}По разным данным "Блюхер" "схлопотал" 70-100 снарядов и 5-7 торпед.

{19}При возвращении на базу броненосец "Британия" из 3-й эскадры вылетел на мель и получил серьезные повреждения. Его удалось снять с мели через 36 часов.

{20}Вопрос о количестве попаданий в этом бою несколько противоречив. Общепринятым является цифра, что кроме "Блюхера" англичане добились только 2 попаданий в "Зейдлиц" и 1 - в "Дерфлингер". Но в официальной германской истории на карте 18 показано третье попадание в "Зейдлиц" в 11.25 по германскому времени. По сведениям англичан, немцы добились 14 попаданий - 12 в "Лайон" и 2 в "Тайгер", что составляет 1,1% от количества выпущенных снарядов, тоже невысокий результат. Однако ряд источников дает значительно более высокие цифры - 17 попаданий в "Лайон" и 6 в "Тайгер". Однако низкие потери англичан в людях заставляют усомниться в этом.

{21}По английским данным атаке подвергся линейный крейсер "Инфлексибл", в 21.50 по германскому времени, причем 2 торпеды прошли вплотную за кормой крейсера.

{22}В своих мемуарах Шеер скромно описал результаты этой операции: "Столкновения с неприятелем при этом не произошло" (Шеер "Германский флот в Мировую войну", стр. 289).

{23}По другим данным это был однотипный с ним "Вайоминг".

{24}Командиру J-6 были даны сведения о том, что в данном районе могут проводиться операции английских легких сил, что однако не снимает ответственности за его бездействие при возвращении немцев обратно в порт.

{25}По данным Вильсона англичане потеряли около 100 человек убитыми и ранеными, а немцы - 21 убитым и 40 ранеными, не считая 64 пленных с "Кёдингена" (Вильсон "Линкоры в бою", стр. 234). Данные о потерях немцев взяты у Шеера (Шеер "Германский флот в Мировую войну", стр. 453). Вопрос о количестве попаданий не так ясен: Вильсон пишет о 6 попаданиях англичан в немецкие корабли (из них три 381-мм снарядами), Шеер признает, говоря о своих крейсерах, 5 попаданий (два крупных, причем одно 381-мм снарядом, однако тяжелых орудий других калибров у англичан в бою не было). Зато Шеер приписывает своим кораблям 18 попаданий в корабли противника.

{26}У Шеера ничего об этом не сказано, а действия Грассхоффа нельзя назвать такими уж глупыми - выйди он дальше за пределы минных полей, и его соединение могло бы быть просто раздавлено превосходящими английскими силами, здесь вряд ли бы помогло участие "Гинденбурга" и "Мольтке".

{27}Хотя Тирпиц и Шеер в своих книгах наивно полагали, что этот план принесет успех, в действительности у немцев были наименьшие шансы за всю войну - к численному превосходству Гранд Флита добавлялась возросшее качество материально-технической части: улучшенные приборы управления стрельбой, новые эффективные снаряды, улучшенная пламянепроницаемость артиллерийских погребов и некоторое другое. Немцы имели шаткое преимущество только в подготовке к ночному бою. Так что немецкие матросы не зря волновались - разгром немецкого флота был неминуем, даже невероятен лучший для немцев сценарий размена "корабль на корабль", о котором сказано ниже.

{28}"Мне доставило истинное удовольствие заявить в ответ на это, что им достаточно выйти в открытое море!" — писал Уэмисс (Лихарев "Английский адмирал Дэвид Битти").

{29}По некоторым данным "Кёниг", "Кронпринц Вильгельм" и "Маркграф" были разрезаны под водой и извлечены по частям в 60-х годах. О судоподъемных работах инженера Эдварда Кокса и его компании можно прочесть здесь.

{30}Вильсон указывет, что "Арабис" погиб вместе с 60 членами экипажа (Вильсон "Линкоры в бою", стр. 138).

{31}Следует отметить гибель 2 германских эсминцев. Эсминец G-194 был протаранен английским крейсером "Клеопатра". И именно он, по данным Вильсона и Шеера, а не "Пенелопа", столкнулся с крейсером "Андаунтед". S-22 налетел на новое минное заграждение у Тершеллинга, только 16 человек было спасено. Также британские эсминцы потопили 2 дозорных парохода, правда Вильсон называет их вооруженными, а Шеер - рыболовными, но оснащенные радиостанциями.

{32}UB-13, которая попалась кораблям сетевого заграждения в 30 милях от Остенде и была забросана глубинными бомбами (Гибсон, Прендергаст "Германская подводная война 1914-1918", стр. 103).

{33}"Кинг Эдуард VII" к тому времени уже лежал на дне. 6.01.1916 он подорвался на мине, выставленной рейдером "Мёве", без потерь в личном составе.

{34}По другим данным, Битти после боя на Доггер-Банке, уверовав в превосходство немецких линейных крейсеров, сам требовал у Джеллико 5-ю эскадру линкоров (Лихарев "Английский адмирал Дэвид Битти").

{35}Вполне справедлива критика Битти, который неправильно расположил свои силы относительно предпологаемого сектора, где должен был появиться неприятель (Дж. Харпер "Правда о Ютландском бое", стр. 20). Однако утверждать, что это привело к таким трагическим последствиям вряд ли разумно. Катастрофы с "Индефетигеблом" и "Куин Мэри" произошли только по причине уязвимости пороховых погребов английских кораблей. Эскадра Битти понесла бы подобные потери в любом случае. Сам же Битти в ответ на критику его действий резонно возразил: "С какой стати 6 британских линейных крейсеров должны были испытывать колебания, вступать ли им в бой с 5 вражескими линейными крейсерами!" (Лихарев "Английский адмирал Дэвид Битти").

{36}Время, приводимое Шеером (Шеер "Германский флот в Мировую войну", стр. 215) сходится с этим, Джеллико указывает 15.48 (J. Jellicoe "Grand Fleet 1914-1916"). Но Харпер приводит 15.45 (Дж. Харпер "Правда о Ютландском бое", стр. 31).

{37}Майору Харви оторвало обе ноги.

{38}"There seems to be something wrong with our bloody ships today", иногда встречается такой вариант перевода: "Что-то неладно с нашими чертовыми крейсерами сегодня".

{39}Очень противоречивы данные о результатах стрельбы в данный период боя. Вильсон вполне оправданно полагает, что в "Куин Мэри", по которой вели огонь "Дерфлингер" и "Зейдлиц", получила больше, чем 5 попаданий (Вильсон "Линкоры в бою", стр. 161). "Принцесс Ройял" получила 3 попадания, "Тайгер" - 6. Так же получил 1 попадание "Нью Зиленд", что не подтверждается другими источниками. Ссылаясь на немецкие данные, Вильсон приводит следущую результативность огня англичан в этот период: "Мольтке" - 3, "Лютцов" - 2, "Дерфлингер" - 2 (он почему-то не включен в таблицу, приводимую А. Больных), "Фон дер Танн" - 3 (там же, стр. 159-161). Эти данные оспариваются Харпером, который ссылаясь на воспоминания старшего артиллериста "Лютцова" капитана 2-го ранга Г. Пашена, пишет, что с 16.02 (первое попадание в "Лютцов") до 17.23 "Лайон" и "Принцесс Ройял" ни разу не попали в немецкого флагмана. За 95 минут у них было всего лишь 3 попадания (Харпер "Правда о Ютландском бое", стр. 97) - очевидно имелся ввиду временной интервал с момента открытия огня в 15.48 до 17.23, хотя к тому времени линейные крейсера Битти уже 20 минут как потеряли контакт с противником (там же, стр. 98).

{40}"Петарду" также иногда приписывают "авторство" торпедного попадания в V-29, что маловероятно.

{41}В этом можно крепко усомниться: Тэрвитт был одним из лучших адмиралов по обе стороны фронта, и если в боевых столкновениях его корабли могли и не сыграть серьезной роли, то информировать Джеллико и Битти о контактах с неприятелем, он точно бы сумел, как и удерживать эти контакты.

{42}Все доступные источники не упоминают о втором торпедном попадании в "Зейдлиц".

{43}По Вильсону "Уорспайт" получил в этот момент только 7 попаданий 305-мм снарядов и 13 попаданий - за все время боя (Вильсон "Линкоры в бою", стр. 172 и 385).

{44}Обломки "Инвинсибла" пережили войну и затонули в шторм в 1919 году.

{45}Процитированы данные страшего артиллериста "Дерфлингера" Г. Хазе, однако большинство английских и немецких источников сходятся на 17 попаданиях.

{46}Обычно торпедное попадание в "Мальборо" приписывается "Висбадену". Но если учесть, какую развалину он представлял к тому моменту (только "Айрон Дюк" добился в него 7 попаданий из 43 выпущенных 343-мм снарядов), более вероятным представляется версия, что удачный выстрел произвел эсминец V-48. Т.к. оба корабля погибли со всеми экипажами (кроме одного кочегара с "Висбадена") обе версии достоверно подтвердить трудно. Время попадания колеблется от 18.54 (Jellicoe "Grand Fleet 1914-1916", Харпер "Правда о Ютландском бое", стр. 56) до 18.57 (Вильсон "Линкоры в бою", стр. 177). Как пишет Джеллико, на самом "Мальборо" даже не могли точно определить причину взрыва - мина или торпеда, т.к. следа торпеды видно не было.

{47}Вот вам и доказательство "превосходства" подготовки команд немецких эсминцев, которое Тирпиц в своей книге упоминал при каждом удобном случае.

{48}На нем погибло 320 человек, включая командира (Вильсон "Линкоры в бою", стр. 188 и 389).

{49}Вильсон утверждает, что 2 попадания снарядов со "Спитфайра" в мостик "Нассау" убили на нем командира и 10 человек команды (Вильсон "Линкоры в бою", стр. 189). Шеер пишет о тяжелом ранении командира и нескольких офицеров линкора "Ольденбург" (Шеер "Германский флот в Мировую войну", стр. 250), прожектор которого обстрелял вражеский эсминец, и в примечании добавлено, что это был "Спитфайр". В результате атаки, "Нассау", по книге Шеера, не смог соединиться со своим отрядом до утра (там же, стр. 250).

{50}Более подробно о содержании рапорта Бойла можно прочесть у Харпера (Харпер "Правда о Ютландском бое", стр. 79-80), который изумляется, как на соседних с "Малайей" "Бархэме" и "Вэлианте" видели существенно меньше.

{51}Заграждение выставленное "Эбдиелом" во время операции англичан 3 мая 1916 года, а не 31-го мая (т.е. во время боя), как иногда пишут.

{52}Об упущенных возможностях британских подлодок упоминает Харпер (Харпер "Правда о Ютландском бое", стр. 59), тем более, что до их выхода из Гарвича 30 мая, им вполне возможно было передать изменение обстановки.

{53}Тот самый Дюмареск, который будучи лейтенантом, изобрел механическое устройство для решения тригонометрического уравнения. Оно выдавало величины скоростей изменения расстояния и изменения пеленга цели.

{54}При этом Шеер приводит свои оценки потерь англичан как "осторожные", а данные Джеллико представляет как намеренно завышенные, да еще и дает сравнительную таблицу потерь немцев по данным Джеллико и действительными потерями. Но почему-то такой таблицы для своего рапорта он так и не составил, убеждая всех долгое время и после войны, что потопил-таки линкор типа "Куин Элизабет", которых всего было построено шесть, а не пять, что якобы скрывал "коварный Альбион" (Шеер "Германский флот в Мировую войну", стр. 216, 262-263).

{55}Как не были там упомянуты "Росток" и "Эльбинг".

{56}Причины достоинств и недостатков кораблей Гранд Флита и Хохзеефлотте хорошо описаны и обоснованы Джеком Свитмэном (Сборник "Великие адмиралы", составитель Дж. Свитмэн, стр. 473-474).

{57}Здесь некоторая неточность: по тексту самого А. Больных, выходит, что английские линейные крейсера добились точно 28 попаданий: 15 - во время боя линейных крейсеров и 13 - после соединения эскадр Худа и Битти. И это не учитывая результативных соприкосновений с немецкими линейными крейсерами и броненосцами. Вильсон также приписывает соединению Битти попадания в линкоры "Кайзер" и "Маркграф" (Вильсон "Линкоры в бою", стр. 179) после второго отрыва немцев от Гранд Флита. Ориентировочно кораблям Битти и Худа можно записать 35 попаданий, что дает 47 выстрелов на одно попадание. Впрочем, даже такой результат не впечатляет.

{58}Если еще и учесть, что линкоры "Беллерофон" и "Темерер" (из 4-й эскадры Стэрди) так и не выстрелили по противнику, то попаданий на 1 орудие получится равным как у английских, так и у немецких линкоров.

{59}Если Монк был оправдан, то Бинг 17 марта 1757 года был расстрелян по приговору суда.

{60}Как указывает Вильсон (Вильсон "Линкоры в бою", стр. 348) артиллерийская практика линейных крейсеров в период войны была ограничена с целью беречь их орудия.

{61}В "Правде о Ютландском бое" Харпер детально разобрал большинство работ британских авторов, посвященных этому сражению, которые по его мнению неадекватно изображали реальные события (Харпер "Правда о Ютландском бое", гл. 9, стр. 91). Подробнее об особенностях "историографии" о Ютландском сражении, издававшихся в Великобритании в 20-е годы можно прочесть у Д. Лихарева ("Английский адмирал Дэвид Битти", гл. 3).



Дальше