Военная литература : История войн : Брагадин М.А. Итальянский флот во Второй Мировой войне Содержание // На главную

Приложение. Статистика говорит

I. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИТАЛЬЯНСКОГО ФЛОТА

10 июня 1940 года — 8 сентября 1943 года
  Выходов Дней Пройденное расстояние
Линкоры 246 153 79959
Крейсера 961 669 383814
Эскортные корабли 31378 22385 7074348
Подводные лодки 1642 18358 2339991
ВСЕГО 34227 41565 9878112
Прочие     Неизвестно

9 сентября 1943 года — 30 июня 1945 года
  Выходов Дней Пройденное расстояние
Линкоры 31 26 10295
Крейсера 760 629 320304
Эскортные корабли 5296 4620 1262422
Подводные лодки 2893 2099 344672
ВСЕГО 8980 7374 1937703
Прочие 45937   2364972

Не считая напряженных и важных действий мелких и вспомогательных кораблей, эти цифры говорят, что одни только крупные корабли итальянского флота за годы войны совершили 43207 выходов в море, что составило 48939 дней плавания, а пройденное расстояние достигло 11815815 миль.

II. ЭСКОРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

А. ОБЩАЯ СТАТИСТИКА

а. 10 июня 1940 года — 8 сентября 1943 года

До перемирия итальянский флот обеспечил сопровождение огромного, почти немыслимого, числа торговых судов на следующих направлениях:

— Прибрежные воды Итальянского полуострова и Далмации

— Между полуостровом и островами Сицилией, Сардинией, а с ноября 1942 года и Корсикой

— Между полуостровом и Тунисом для обеспечения перевозок крайне важных сельскохозяйственных удобрений

— Вдоль побережья Триполитании и Киренаики (позднее и Туниса) для доставки грузов из Италии Кроме того, итальянский флот обеспечил перевозку за море большого количества снабжения и личного состава армии (обратные переходы не включены)

Из Италии в: Людей Тонн груза
Ливию 206402 2245381
Тунис 77741 433169
Албанию и Грецию 895411 1378537
ВСЕГО 1179554 4066087

Для выполнения этой работы пришлось отправить

Из Италии в: Конвоев Судов Кораблей эскорта
Ливию 1210 2249 1913
Тунис 515 1781 521
Албанию и Грецию 4807 7055 2635
ВСЕГО 6532 11085 5069

Потери грузов и личного состава при этих перевозках указаны ниже. В скобках даны потери процентах отправленного.
Из Италии в: Людей Тонн груза
Ливию 17204 (8,5%) 315426 (14%)
Тунис 5495 (7%) 119637 (28%)
Албанию и Грецию 4807 (0,2%) 6224 (0,5%)
ВСЕГО 24245 (5,2%) 441287 (14,6%)

Однако, если большая часть груза пошла на дно, то люди, так и не прибывшие в порты назначения, в основном были спасены.

б. 9 сентября 1943 года — 1 мая 1945 года

После перемирия итальянский флот продолжал эскортную деятельность, что отражено в таблице:

Конвоев для: Конвоев Судов Кораблей эскорта
Итальянцев 230 264 279
Союзников 1295 10232 2365
ВСЕГО 1525 10496 2644

Кроме этих конвоев, итальянский флот перевозил на своих собственных военных кораблях грузы и личный состав.

Для кого: Выходов Людей Тонн груза
Итальянцев 808 256837 18513
Союзников 660 60591 19753
ВСЕГО 1468 317428 38266

Б. ПЕРЕВОЗКИ В АФРИКУ

Период и события на море и сухопутном фронте

Людей

Тонн груза

Ежемесячно доставленного груза
Прибыло Потери Прибыло Потери  
ЛИВИЯ

июнь — сентябрь 1940

Противодействие врага незначительно. Первое итальянское наступление на суше (до Сиди-Баррани)

13619 148817 37204

октябрь 1940 — январь 1941

Растущая активность британских авиации и флота. Первое британское наступление на суше (захват Киренаики)

27925 0.9% 197742 3.9% 49435

февраль— июнь 1941

Первая комбинированная операция против Мальты. Первое итало-германское наступление на суше (до Хальфайи)

82491 5.1% 447815 6.6% 89563

июль— декабрь 1941

Первый британский комбинированный удар по ливийским маршрутам. Второе британское наступление на суше (повторный захват Киренаики)

48303 16.4% 356294 26.8% 59382

январь— июнь 1942

Вторая комбинированная операция против Мальты и блокада острова с моря и воздуха. Второе итало-германское наступление на суше (до Эль Аламейна)

9009 15.2% 441878 6.2% 73646

июль— декабрь 1942

Второй англо-американский комбинированный удар по ливийским маршрутам. Третье британское наступление на суше (захват Ливии)

7851 15.1% 337409 35.5% 56209

ИТОГО в Ливию

189198

8.4%

1929955

14%

 
ТУНИС

ноябрь 1942 —февраль 1943

Первая фаза англо-американской комбинированной операции против тунисских путей и подготовка наступления на суше

60738 5.4% 225189 21% 56297

март— апрель 1943

Заключительная фаза операции на море и сухопутное наступление

11 508 14.7% 81532 42% 40671

ИТОГО в Тунис

72246

7%

306532

27.9%

 
ВСЕГО в Тунис и Ливию 261444 8% 2236487 16.3%  

Приведенные цифры можно разбить по следующим графам:

Доставлено в:

Ливию

Тунис

Всего

Для кого:

Италии

Германии

Италии

Германии

Италия

Германии

Людей 126522 62676 22912 49334 149434 112010
Топлива (тонн) 316008 160695 34476 5998 350484 220691
Грузов (тонн) 1059062 394190 88250 123810 1147312 518000
Общий тоннаж 1375070 354885 122726 183806 1497796 738691

В указанные грузы входили 28466 итальянских и 32299 германских танков и грузовиков.

В. ПЕРЕВОЗКИ В АЛБАНИЮ И ГРЕЦИЮ

Во время кампании в Албании и Греции итальянский флот также выполнял перевозки людей и техники. В таблицу не включены обратные переходы и перевозки в Далмацию для захвата и оккупации Югославии.

Период Людей Тонн груза

Прибыло

Потери

Прибыло

Потери

Греко-албанская кампания (июнь 1940— апрель 1941) 516440 0.2% 510688 0.2%
Для оккупационных войск (май 1941 — апрель 1943) 377425 0.2% 870625 0.5%
ВСЕГО 893865 0.2% 1381313 0.4%

До апреля 1941 года были перевезены 15951 танк и грузовик, а также 87092 лошади и мула.

III. РАЗЛИЧНЫЕ ОПЕРАЦИИ ФЛОТА

Всего до перемирия 19 госпитальных судов итальянского флота совершили 623 похода, перевезя 281260 раненых и больных в Италию из различных заморских портов. За это время они подверглись 36 атакам самолетов и подводных лодок. При этом были потоплены:

1. “По” — авиаторпедой в Валоне 14 мая 1941

2. “Орландо” — бомбами возле Триполи 3 мая 1941

3. “Калифорния” — авиаторпедой в Сиракузах 11 августа 1941

4. “Арно” — авиаторпедой возле Тобрука 10 сентября 1941

5. “Читта ди Трапани” — подводной лодкой возле Бизерты 1 декабря 1942

6. “Сицилия” — бомбами в Неаполе 4 апреля 1943

7. “Сан Джусто” — миной возле Триполи 3 мая 1941

8. “Тевере” — магнитной миной возле Триполи 17 февраля 1941

Следует добавить, что германское госпитальное судно “Грац” было потоплено подводной лодкой возле берегов Киренаики 5 декабря 1942 года.

Разведывательные гидросамолеты флота совершили 31107 вылетов, проведя в воздухе 125943 часа. 230 самолетов были потеряны.

Для обороны портов было поставлено 174500 метров сетей, более 300 аэростатов, установлено около 2000 орудий. Всего было поставлено 54457 мин.

Радиостанции флота до перемирия передали радиограммы общим объемом 71000000 слов.

До перемирия в доках было отремонтировано 7608 кораблей.

Итальянские морские базы до перемирия подверглись не менее чем 2030 авианалетам.

IV. ПОТЕРИ ИТАЛЬЯНСКОГО ФЛОТА

а. Потери до перемирия

В общие потери включены корабли, активно действовавшие в составе итальянского флота и потопленные или погибшие по разным причинам в период с 10 июля 1940 года по 3 сентября 1940 года (включая потопленные корабли, которые были позднее подняты).

Класс Средиземное море Вне его Всего Тоннаж
Линкоры
Крейсера 11 11 82225
Эсминцы 37 7 44 62384
Миноносцы 39 2 41 28751
Торп. катера 25 8 33 905
Подв. лодки 65 21 86 70632
Прочие 162 16 178 69581
ВСЕГО 339 54 393 314298

Сюда включены следующие вражеские корабли, которые были захвачены и вошли в строй под итальянским флагом: Франция — 1 подводная лодка, 1 корвет, 8 тральщиков; Югославия — 1 эсминец, 6 канонерок.

б. После перемирия

С момента перемирия до конца Второй Мировой Войны итальянский флот потерял много кораблей, ранее входивших в состав действующего флота. Во многих случаях их можно разделить на следующие группы:

Корабли, погибшие в первые дни после перемирия в боях против германских кораблей, самолетов, артиллерии, и погибшие позднее в боях на стороне союзников (Колонка А).

Корабли, погибшие потому, что в день перемирия не смогли покинуть контролируемые немцами или японцами порты, где они находились. В большинстве случаев эти корабли были затоплены собственными экипажами (Колонка Б).

Класс А Б Всего Тоннаж
Линкоры 1 1 2 58622
Крейсера 4 4 26432
Эсминцы 4 7 11 15997
Миноносцы 5 19 24 17658 .
Корветы 1 6 7 3955
Торп. катера 25 52 77 3367
Пода, лодки 3 18 21 21960
Прочие 22 146 168 85107
ВСЕГО 61 253 314 224098

в. Корабли, не состоявшие на активной службе

Помимо всех этих кораблей, итальянский флот потерял те корабли, которые ко дню перемирия находились на верфях, достраиваясь и проходя оснащение.

Тип Количество
Линкоры 1
Авианосцы 2
Крейсера 6
Эсминцы, миноносцы, корветы 59
Подводные лодки 44
Торпедные катера 15
Прочие 78
ВСЕГО 205

Б. Причины гибели

393 корабля итальянского флота погибли по следующим причинам:

Потоплены

Всего

Тип

Корабли

ПЛ

Мины

Авиация

Прочее

 
лк            
КР 6 3 2 11
ЭМ и ММ 17 12 18 25 13 85
тк 2 22 9 33
пл 44 17 2 14 9 86
Прочие 7 15 9 69 78 178
Всего 76 47 29 132 109 393
Процент 19% 12% 7% 34% 28% 100%
 

38%

     

V. НЕМЕЦКИЕ ПОТЕРИ НА СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ

Германский флот, согласно официальным спискам, опубликованным Британским Адмиралтейством, потерял, начиная с октября 1941 года, когда он впервые появился на Средиземном море, до 8 сентября 1943 года, следующие корабли:

1 эсминец

38 подводных лодок

5 катера-охотника несколько торпедных катеров и тральщиков, точное число которых установить не удалось.

Всего же немцы потеряли около 50 судов общим водоизмещением примерно 30000 тонн.

VI. АНГЛИЙСКИЕ ПОТЕРИ НА СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ

Начиная с 10 июня 1940 года до 8 сентября 1943 года британский флот потерял на Средиземном море следующие корабли (Грубая ложь. Приведен список британских потерь до самого конца войны. См. приложение переводчика. А.Б.):

Тип

Потоплены

Флотом

Авиацией

Прочее

Всего

Тоннаж

Линкоры 1 1 31000
Авианосцы 2 2 44600
Крейсера 10 6 16 95265
Эсминцы 24 24 48 73260
Эскортные корабли 14 12 6 32 35398
Торпедные катера 19 11 8 38 1729
Подводные лодки 36 2 3 41 41224
Прочие 26 8 26 60 89359
Всего 132 63 43 238 411935
Процент 56 26 18 100  

VII. ПОТЕРИ ФЛОТОВ ОСТАЛЬНЫХ СОЮЗНИКОВ

Потери остальных флотов союзных держав, сражавшихся против итальянского флота, официально не публиковались. По этой причине приведенные данные, собранные из нескольких источников, могут оказаться неполными, и действительные потери могут быть больше. В любом случае, сюда включены корабли, потопленные на Средиземном море с 10 июня 1940 года до 8 сентября 1943 года.

До перемирия между Францией и Италией французский флот потерял только одну подводную лодку “Морзе”. Позднее, под флагом Свободной Франции погиб 1 эсминец, “Леопард”, и 2 подводные лодки, “Нарвал” и “Суффлер” (“Леопард” выброшен на берег штормом. А.Б.).

Поэтому французский флот потерял 4 корабля водоизмещением 5048 тонн. Корабли, затопленные в Тулоне сюда не включены, так как это небоевые потери.

Греческий флот потерял не менее 56 кораблей водоизмещением около 30000 тонн. 1 линкор (“Килкис”); 4 эсминца; 10 эскортных миноносцев; 4 подводные лодки; 1 госпитальное судно; 4 тральщика; 3 военных танкера; 5 торпедных катеров и примерно 20 мелких кораблей (Линкор — это на самом деле броненосец постройки начала века: Эскортные миноносцы — такие же старые угольныё дестроеры.).

Среди захваченных югославских судов были: 5 эсминцев; 4 эскортных миноносца; 3 тральщика; 3 подводные лодки; много мелких и вспомогательных кораблей. 1 эсминец был затоплен собственным экипажем. 1 подводная лодка погибла в бою. Всего югославский флот потерял не менее 30 кораблей водоизмещением 18000 тонн.

Голландия потеряла эсминец “Исаак Свирс”.

Официальный список американских потерь показывает 1 эсминец, 3 мелких корабля, 2 морских транспорта и 12 десантных кораблей. Сюда следует добавить транспорты, принадлежавшие американской армии, данными о которых мы не располагаем.

Корабли канадского, австралийского, новозеландского и индийского флотов тоже принимали участие в войне на Средиземном море. Их потери не известны, если не считать 2 канадских корветов водоизмещением 1450 тонн.

Из этих данных следует, что флоты остальных союзных держав, сражавшихся на стороне Британии на Средиземном море с 10 июня 1940 года по 8 сентября 1943 года потеряли не меньше 111 кораблей водоизмещением 84126 тонн. Однако в действительности эта цифра должна быть гораздо выше.

VIII. СРАВНЕНИЕ ПОТЕРЬ

А. Сравнение потерь итальянского и британского флотов

а. Классификация потерь

Имея все приведенные выше цифры, можно сравнить потери, понесенные флотами до 8 сентября 1943 года. Отсюда исключены частично затопленные корабли, которые были позднее подняты. Также сюда не включен 61 десантный корабль итальянского флота водоизмещением 732 тонн, так как нет официальной британской статистики по кораблям этого типа.

Тип Италия Британия

Кол.

Тоннаж

Кол.

Тоннаж

Линкоры   1 31100
Авианосцы   2 44600
Крейсера 11 82235 16 95265
Эсминцы 37 53216 48 73260
Эскортн. корабли 39 27301 32 35398
Торпедные катера 25 795 38 1729

ИТОГО

112

163537

137

281352

Подводные лодки 65 51120 41 41224
Прочие 101 54446 60 89359

ВСЕГО

278

269103

238

411935

Сравнение этих цифр говорит, что британский флот потерял больше надводных кораблей (137 против 112) и значительно большего тоннажа (примерно на 72% больше, чем итальянцы). С другой стороны, итальянский флот потерял больше подводных лодок и значительно больше мелких и вспомогательных кораблей. Они погибли в основном во время нескольких эвакуации и при налетах на итальянские порты. Всего же британский флот потерял 412000 тонн боевых кораблей против 269000 итальянских, что на 53% больше.

б. Причины потерь

Причина гибели

Италия

Британия

Кол.

Проц.

Кол.

Проц.

Флот 132 39% 132 56%
Авиация 130 38% 63 26%
Прочее 77 23% 43 18%
Всего 339 100% 238 100%

Отсюда можно видеть, что итальянский флот потерял от корабельного оружия (снарядов, торпед, мин и пр.) гораздо меньше кораблей, чем противник. От авиации же итальянцы потеряли гораздо больше и по количеству, и в процентном отношении.

IX. ПОТЕРИ ТОРГОВЫХ СУДОВ
  Количество Тоннаж
На 10 июля 1940 года итальянский торговый флот имел судов, более 500 GRT 786 3318129
К началу войны оказались отрезанными от Средиземного моря 212 1216637
Осталось в Средиземном море 574 2101492
Выведены из действующего флота трансатлантические лайнеры, слишком крупные для использования в Средиземном море и другие, превращенные в госпитальные суда 26 352051
Поэтому к 10 июля осталось, что составляло только 53% тоннажа, которым располагала Италия 548 1749441
Однако Италия использовала германские суда, отрезанные в Средиземном море 56 203512
Поэтому к началу войны всего имелось 604 1902953

С 10 июля 1940 года по 8 сентября 1943 года дополнительно поступило:

84* 416742
126** 428954
124*** 378784
В результате до перемирия в составе итальянского флота состояло 938 3177433
Из них было потоплено 565 2018616
К перемирию осталось 373 1158817
Из них ремонтировались 101 410239
В результате в строю к 8 сентябрю 1943 года состояло 272 748578

* Итальянские суда, вернувшиеся в Италию или построенные

** Иностранные суда, захваченные или купленные

*** Суда, захваченные или построенные немцами, переданные итальянцам, но оставшиеся под германским флагом

X. ИТАЛЬЯНСКИЕ КОРАБЛИ, ПОСТРОЕННЫЕ ЗА ВРЕМЯ ВОЙНЫ

За время войны с 10 июня 1940 года по 8 сентябри 1943 года флот ввел в строй следующие корабли:

  Количество Тоннаж
Линкоры (“Рома”) 1 35000
Крейсера (“Сципионе”, “Реголо”, “Помпео”) 3 10290
Эсминцы 5 8230
Миноносцы 16 14764
Корветы 28 15820
Торпедные и противолодочные катера 110 5718
Подводные лодки 41 29847
Прочие 116 16965
ВСЕГО 320 136634

К началу войны итальянский флот имел боевые корабли общим водоизмещением 500589 тонн и вспомогательные суда водоизмещением 189011 тонн; всего — 689600 тонн. Сюда входили 4 линкора, не принадлежавшие к действующему флоту, но позднее переведенные туда. Поэтому за время войны было построены корабли, общим водоизмещением примерно 20% первоначального состава флота. За этот же период было построено 60 торговых судов общим водоизмещением 305733 тонны.

XI. ПОТЕРИ ЛИЧНОГО СОСТАВА

Во время войны личный состав итальянского флота понес тяжелые потери (сюда не включены потери Республики Сало).

Убитых Офицеров Матросов Всего
До 8.09.43 г. 1184 23476 24660
После 8.09.43 г. 220 3957 4177
ВСЕГО 1404 27433 28837

Раненых было около 8000 человек. Эти потери составили примерно 15% от 190000 человек, призванных служить во флоте. Погиб также 121 офицер, служивший наблюдателем на самолетах-разведчиках. Это составило примерно 50% офицеров, откомандированных туда. Среди экипажей потопленных кораблей потери составили:

30% матросов

50% офицеров

75% командиров кораблей

100% адмиралов

XII. ТОЧНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТЕРЬ

Переводчик счел необходимым дописать это небольшое приложение, так как статистика потерь, приведенная автором, фальшива от начала до конца. Как нетрудно заметить, не только советская пропаганда живописала “победы русского оружия при Аустерлице”. Обратите внимание на расхождение с текстом самой книги. Брагадин описывает “Куин Элизабет” и “Вэлиант” как constructive total loss (красивый термин, не правда ли?), а вот “Кавур” — совсем даже наоборот. Подтасовки с периодом потопления — до и после перемирия, особенно же — приписание себе немецких заслуг. Но, если быть до конца объективным, то англичане тоже грешат подобным, хотя и в меньшей степени. Уж очень они не любят включать тот самый constructive total loss в потери. Вот не sunk, и все! И еще. Обратите внимание, что можно сделать, имея в своем распоряжении три сотни самолетов, два десятка субмарин и десяток торпедных катеров. Всего лишь! Я говорю о немцах.

Англия

Италия

Италия

Германия

Совм.

Англия

США

АВ   2      
ЛК   1   1  
МН   1      
ТКР 1     4 1
ЛКР 6 10   6  
МЗ   3      
ЭМ 13 35 2 35 2
ЭМЭ 1 12 1 26 8

Потоплены немцами

Авианосцы: Ark Royal, Eagle Линкор: Barham Легкие крейсера: Coventry, Calcutta, Galatea, Penelope (*), Southampton, Glouchester, Fiji, Hermione, Naiad, Spartan (*)

Крейсера-заградители: Abdiel, Latona, Welsman

Эсминцы: Dainty, Defender, Diamond, Eclipse, Inglefield (*), Greyhound, Hasty, Hereward, Imperial, Intrepid,Ithuriel, Maori, Sikh, Zulu, Jackal, Jersey, Jaguar, Kashmir, Kingston, Kipling, Janus (*), Nestor, Gurkha, Lance, Legion, Lively, Laforey (*), Loyal (*), Lightning, Martin,

Panter, Partridge, Porcupine, Quail (*),

Эскортные миноносцы: Tynedale, Dulverton, Grove,Puckeridge, Airedale, Btean, Holcomfae, Heythrope, Southwold, Derwent, Hurworth(*), Alderham (*), Rockwood

Потоплены итальянцами:

Тяжелый крейсер: York

Легкие крейсера: Calypso, Cairo, Manchester, Bonaven-ture, Neptune Эсминцы: Waterhen, Escort, Fearless, Gallant (+), Hostile, Hyperion, Bedouin, Mohawk, Juno, Kandahar, Khartoum, Pakenham, Quentin (+)

Эскортные миноносцы: Eridge.

Причины гибели не установлены, или иные причины :

Эсминцы: Broke, Arrow, Havock (?)

Broke — потоплен французами
Arrow — погиб при взрыве боеприпасов

Как можно видеть, причина гибели 1 эсминца точно не установлена.

* — потоплен после капитуляции Италии

+ — потоплен совместно с немцами

? — не установлено, кем потоплен

XIII. ПОТОПЛЕНИЕ КРЕЙСЕРА “ХЕЛЛИ”

Из книги Cervi “The hollow Legions”, London 1972.

Губернатором Эгейских островов летом 1940 года был Де Веччи. Его резиденция находилась на Родосе. Начиная с июня 1940 года англичане стали использовать греческие территориальные воды и греческие порты для заправки своих кораблей. Это вынудило Муссолини объявить Греции войну. Итальянские агенты сильно преувеличили масштабы судоходства южнее Дарданелл, но Муссолини поверил их донесениям и решил это пресечь. Он приказал 20—25 августа 1940 года провести негласное патрулирование между Дарданеллами и Эгейским морем. Цель — торговые суда. Подводные лодки должны были атаковать их без предупреждения и невзирая на флаг.

Однако нельзя было атаковать нейтральные суда и военные корабли. Этот приказ был совершенно секретным. Адмирал Каваньяри написал письмо Де Веччи. Изложив директиву дуче, он предложил выбрать лучшую из подводных лодок для этой операции. 14 августа Де Веччи прибыл на Лерос и выбрал подводную лодку “Дельфи-но” лейтенанта Айкарди. Де Веччи не показал Айкарди письмо Каваньяри и проинструктировал его устно. Айкарди потом заявил, что его не проинформировали о сроках патрулирования и запретах, а просто указали на корабли, идущие вблизи Тиноса и Спроса. Айкарди сразу вышел в море. В 8.00 15 августа 1940 года он торпедировал и потопил крейсер “Хелли” возле Тиноса. Айкарди заявил, что, когда он выходил в атаку на 2 торговых судна, стоящие в гавани Тиноса, то заметил за кормой “Хелли”, который намеревался атаковать его. Лучше ему было этого не говорить. “Хелли” в это время стоял на якоре при флагах расцвечивания по случаю церковного праздника, проходившего в известном храме на Тиносе. Понятно, что действия Айкарди не встретили одобрения в Риме. В ноябре 1940 года он был отстранен от командования лодкой и больше в море не выходил. А в декабре 1 940 года был смещен и Де Веччи.



Список схем