Битва за Средиземное море: взгляд победителей Содержание / / На главную страницу

ГЛАВА 3

ОПЕРАТИВНЫЙ ПЛАН БРИТАНСКОГО ФЛОТА ПЕРЕД ГЕРМАНСКИМ ВТОРЖЕНИЕМ

 

12 мая в Александрии, сразу после завершения про­водки конвоя «Тайгер» («памятное достижение», со­гласно заявлению Адмиралтейства), адмирал Каннин­гхэм получил сообщение разведки, что уже 15 мая сле­дует ожидать высадки немцев на Крите. Это означало, что у флота практически не будет отдыха, да и на по­полнение запасов топлива и боеприпасов времени ос­тавалось совсем немного. Тем не менее, 15 мая вице-адмирал Г.Д. Придхэм-Уиппел находился к западу от Крита с мощным Соединением А.

Каннингхэм решил сделать все возможное, чтобы не допустить высадки вражеского морского десанта в усло­виях полного господства врага в воздухе. В то же время ему приходилось считаться с возможностью выхода в море итальянского флота. До сих пор он выходил в море во главе Линейных Сил, подняв флаг на «Уорспайте». Лин­коры сопровождал авианосец (на сей раз «Формидебл»). Придхэм-Уиппел, как командующий Легкими Силами, держал флаг на крейсере «Орион». Такой была организа­ция флота в бою у Матапана. Теперь же Каннингхэм ре­шил сформировать 4 отдельных соединения, чтобы проводить ночные поиски на подходах к Криту, покидая опасные зоны к утру. Читатель лучше поймет сложную взаимосвязь последующих событий и взаимные переме­щения соединений, если посмотрит на карту Восточного Средиземноморья. Далеко к западу от Крита находилось Соединение А, состоящее из 2 линкоров и 5 эсминцев, перекрывая возможные пути подхода итальянского фло­та. Дальше к северу Соединение В (2 крейсера) выполня­ло поиск между мысом Матапан и островом Сапиенца. Район от Антикитеры до Пирея осматривало Соедине­ние D (2 крейсера, 2 эсминца). Оно должно было предот­вратить высадку к западу от Ретимо. В случае необходи­мости ему могло оказать помощь Соединение В. Восточ­ную зону от Касо до Лероса патрулировало Соединение С. Оно должно было помешать высадкам в Гераклионе и Ситии.

Отправив в море 4 отдельных соединения, Каннинг­хэм решил руководить действиями флота из береговой штаб-квартиры в Александрии. Там имелась возможность следить за перемещениями всех кораблей на большом планшете в оперативном отделе, а средства связи были гораздо более мощными, чем на любом из кораблей. Про­водилась воздушная разведка, однако для этого выделя­лось слишком мало самолетов. «Формидебл» был вынуж­ден оставаться в гавани из-за отсутствия истребителей.

Наиболее вероятные места высадки морского десанта находились в Кании, Ретимо и Гераклионе. Также суще­ствовала вероятность, хотя гораздо более слабая, выса­док на западной и восточной оконечностях острова — в Киссамо и Ситии.

Кроме предотвращения высадки морских десантов, флот должен был обеспечить снабжение британских и имперских войск на Крите. В ночь на 15 мая батальон Лейнстерского полка с полным снаряжением был доставлен в Гераклион крейсерами «Глостер» и «Фиджи». Через 2 ночи специальный штурмовой транспорт высадил 700 гайлендеров Аргайла и Сатерленда в Тимбаки, якорной стоянке на южном побережье Крита. Это место отделяли от Гераклиона 25 миль горных хребтов. 3 пехотных танка Mark.I были доставлены танко-десантным судном № 2.

Вне районов патрулирования Соединений А, В, С, D англичане поставили минные заграждения. «Эбдиел» по­ставил мины между Кефалонией и Левкасом, чтобы по­мешать противнику пользоваться Коринфским каналом. Подводная лодка «Рокуэл» поставила мины возле Лем­носа. В бухте Суда базировались 5 торпедных катеров, обес­печивавших прибрежное патрулирование.

Вечером 14 мая Соединения А и D вместе вышли из Александрии в направлении Крита. Каннингхэм верил в массирование любой артиллерии, особенно зенитной. Его выбор агрессивной тактики основывался на убеждении, что требуется очень много самолетов, чтобы справиться с кораблями, маневрирующими на большой скорости под управлением опытных капитанов. Соединение А состоя­ло из линкоров «Куин Элизабет» (флаг Придхэм-Уиппе­ла) и «Барэм» в сопровождении эсминцев «Джервис», «Ягуар», «Низам», «Дифендер», «Империал». Соедине­ние D состояло из легких крейсеров «Найад» (флаг контр-адмирала Э.Л.С. Кинга) и «Феб» и эсминцев «Грейха­унд» и «Хэсти». Однако из-за поломки «Фебу» пришлось вернуться в Александрию, его место занял «Перт».

Эти 2 эскадры прикрывали конвой, отправленный 15 мая из Александрии на Крит. Потом они двинулись к выделенным районам, чтобы выполнять поставленные задачи. 16 мая к ним присоединилось Соединение В, со­стоящее из крейсеров «Глостер» и «Фиджи» и эсминцев «Хотспур» и «Хэйвок». Прошлой ночью эта эскадра выса­дила подкрепления в бухте Суда. Рано утром к сводной эскадре присоединился эсминец «Айлекс». В течение дня 10 эсминцев заправлялись, приняв 1289 тонн нефти с линкоров.

Сведений о высадке не поступало, хотя усиление бом­бежек Крита показывало, что ждать долго не придется. Тем временем Соединение С, состоящее из легкого крейсера «Дидо» (флаг контр-адмирала И.Дж. Гленни), крей­сера ПВО «Ковентри» и эсминцев «Джюно», «Канда­гар», «Кингстон», «Нубиэн», подошло к южному входу в опасный пролив Касо. Опасным он был, так как нахо­дился вплотную к германскому аэродрому на острове Скарпанто. 16 мая Соединения В и D заправляли эсмин­цы, а потом подготовились к ночным поискам. Однако имеющаяся разведывательная информация ничего не говорила о выдвижении вражеских войсковых конвоев. Поэтому не было причин для захода соединений D и С в Эгейское море.

На следующий день 17 мая было решено сменить Со­единение А кораблями, находившимися в резерве в Александрии. 18 мая Соединение А 1 после наступления темноты покинуло Александрию. Оно состояло из лин­коров «Уорспайт» (флаг контр-адмирала Г.Б. Роулинг­са) и «Вэлиант», легкого крейсера «Аякс» и эсминцев «Нэпир» «Кимберли», «Янус», «Айсис», «Хируорд», «Дикой» «Хироу», «Гриффин». Юго-восточнее Крита 19 мая состоялась его встреча с Соединением А, которое вернулось в Александрию. Эсминцы «Империал» и «Хот­спур» остались с Роулингсом. Соединения В, С, D тоже ушли в Александрию на дозаправку. Завершив ее, они вернулись к Криту, чтобы выполнять свои задачи. Но теперь Кинг командовал Соединением С, а Гленни — Соединением D.

Все это звучит просто и приятно, однако читателю не нужно слишком сильно напрягать воображение, чтобы представить объем радиограмм с инструкциями коман­диру каждого соединения, контрприказов относитель­но действий ночью и прочего, прочего, прочего... Эсми­нец «Грейхаунд» (капитан 2 ранга У.Р. Маршалл-Э'Дин) был передан Кингу. «Дорога на Крит была вымощена Ночными Инструкциями».

Так как дозаправка привела к переформированию со­единений, необходимо указать их новый состав на утро 20 мая, когда началась высадка немцев на Крите.

Соединение А 1: «Уорспайт», «Вэлиант», эсминцы «Нэпир», «Хируорд», «Дикой», «Хироу», «Хотспур»; контр-адмирал Роулингс; 100 миль к западу от Крита.

Соединение В: «Глостер», «Фиджи», эсминцы «Грей­хаунд», «Гриффин»; капитан 1 ранга Роули; идет на со­единение с Роулингсом.

Соединение С: «Найад», «Перт», эсминцы «Кандагар», «Кингстон», «Нубиэн», «Джюно»; контр-адмирал Кинг; южнее пролива Касо.

Соединение D: «Дидо», «Орион», «Аякс», эсминцы «Айсис», «Кимберли», «Империал», «Янус»; контр-ад­мирал Гленни; западнее пролива Антикитера.

Именно в это время Средиземноморский флот полу­чил первый в этой войне Крест Виктории. Его заслужил петти-офицер А.Э. Сефтон, оператор КДП на крейсере ПВО «Ковентри». Находясь к югу от Крита, «Ковентри» пришел на помощь госпитальному судну «Аба», атако­ванному 7 пикировщиками Ju-87. Последние перенесли свое внимание на «Ковентри», обстреляв его из пулеме­тов. Сефтон получил пулю в спину. Несмотря на страш­ную боль, он отказался от помощи и продолжал испол­нять свои обязанности по управлению огнем до конца атаки. Сефтон умер на следующий день. Его действия по­могли спасти крейсер и госпитальное судно.



Дальше