Средиземное море: Взгляд победителей Содержание / / На главную страницу

ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА

 «Терпите до конца. Мы можем и должны их превозмочь. Чтобы построить новый корабль, нужно 3 года, чтобы создать новую традицию, нужно 300 лет».

Адмирал флота Эндрю Браун Каннингхэм, виконт Хиндхоуп

В этой книге мы представим вам британскую точку зрения на битву за Средиземное море. Марк-Антонио Брагадин рассказал вам, как видели происходящее офи­церы итальянского флота, теперь послушаем британских офицеров. Как вы сами легко заметите, многие из авто­ров, представленных в сборнике, сами служили на ко­раблях Средиземноморского флота в годы войны. Может быть, именно поэтому они видели происходящее несколь­ко иначе, чем не покидавший уютных штабных кресел итальянец. Во всяком случае, британские офицеры ис­кренне считали, что они просто обречены на победу са­мой многовековой победоносной историей Королевско­го Флота.

Для англичан битва за Средиземное море началась в июне 1940 года, когда капитулировала Франция. До того Маге Nostrum — Наше Море — как его гордо именовал Муссолини, безраздельно принадлежало флотам союзников, и англичане могли спокойно перебрасывать ко­рабли отсюда на другие театры. Все рухнуло в одноча­сье. После удара британского флота по Мерс-эль-Кебиру 3 июля 1940 года даже бывшие союзники-францу­зы превратились в злейших врагов. Но мало кто правиль­но оценил значение этой операции, а ведь она показа­ла, что Британия в этой войне будет сражаться до кон­ца. В частности, ошибся Гитлер, еще питавший какие-то надежды на мирный исход конфликта.

Открывает наш сборник общий обзор хода военных действий, который дополнен описаниями самых важных сражений, определивших исход битвы. Это налет британских авианосных самолетов на базу итальянского флота в Таранто, который впервые явственно продемонстрировал потенциал авиации в морской войне. За ним следует крупнейшее морское сражение в европейских водах — бой у мыса Матапан, после которого итальянский флот уже не осмеливался бросать вызов британским линкорам. Громкая победа германской авиации и парашютистов в битве за Крит показала, что значение авиации в морской войне поняли не только англичане. Действия британских кораблей, базировавшихся на острове Мальта, превратились в серию жестоких и кровопролитных столкновений, в ходе которых британские моряки показали смелость, граничащую с безрассудством, если говорить о соотношении сил в этих боях.

Самое скверное, что британский флот оказался втянутым в войну, к которой не готовился и которой не желал. Впервые многовековым традициям и законам морской войны был брошен вызов. Постулаты Мэхена, Коломба и прочих певцов морской мощи (о Томе Клэнси и его «Красном шторме» тогда еще никто не знал) поставлены под сомнение. Волна критики, которую поднял энергичный генерал авиации Билли Митчелл, вроде бы грозит подточить устои Острова, его опору — Королевский Флот. Способные и прыткие ученики из Люфтваффе пытаются на практике реализовать постулат «воздушная мощь против морской». Разминка происходит в Норвежской кампании, а решающая проверка разыгрывается в лазурных водах Средиземноморья. Кульминация — Критская операция. Кто кого? Пикировщик против линкора!

Сначала рассмотрим сухие цифры. Воздушная армада из 716 самолетов (228 бомбардировщиков, 205 пикировщиков, 114 двухмоторных истребителей, 119 одномоторных истребителей, 50 разведчиков). Им противостоит довольно мощная корабельная группировка, состоящая из 4 линкоров, 1 авианосца, 8 легких крейсеров, 3 крейсеров ПВО, 30 эсминцев, 2 шлюпов, 1 крейсера-минзага. Но при этом англичане не имеют ни единого самолета. Авиагруппу «Формидебла» иначе как шутовским фарсом назвать нельзя. Немцы действуют с береговых аэродромов в условиях идеальной летной погоды и ничтожного расстояния до места боев. На Скарпанто, например, самолеты только перевооружались, успевая на одной заправке топлива совершить по 2—3 боевых вылета. И чего добилась эта сила? Потоплены 2 крейсера, 1 крейсер ПВО, 6 эсминцев. Полностью выведен из строя 1 авианосец. Серьезно повреждены 2 линкора, 4 крейсера, 2 эсминца, хотя в случае необходимости эти корабли еще могли принять участие в боях. Легко повреждены 1 крейсер, 1 крейсер ПВО, 5 эсминцев. За это немцы заплатили 220 самолетами, то есть потеряли 30% сил. Напомним, что ни один вражеский солдат так и не прибыл на Крит морем, неважно, какой была цена, Королевский Флот пообещал это и выполнил обещание. Но победа оказалась пирровой, стало понятно, что артиллерийские корабли окончательно ушли в прошлое. Кроме того, флот выиграл свой бой, но вся битва в целом была проиграна.

Ведь собственная армия флоту никак не помогла. Вот один из примеров во время кампании в Греции, пре­красно характеризующий боевые качества британских войск. В городе скопилось до 10000 английских солдат, и туда ворвались 300 немцев при 2 орудиях. «До утра про­держимся», — бодро сообщает командующий. Свое обе­щание он выполнил — гарнизон капитулировал только утром. Столь же эффективными были и действия гарни­зона Крита. Что касается полководческого гения британ­ских генералов — это вообще особая статья. Пассивность, нерешительность, отсутствие выдумки, боязнь против­ника... Ничего не забыли? Хотя отрицать личную храб­рость кавалера Креста Виктории генерала Фрейберга было бы глупо. Однако давно сказано: смелость солдата и му­жество полководца — совершенно различные вещи. Но флот спас даже такую армию. Как? Смотрите эпиграф.

Кстати, о британских орденах. Самое время попытать­ся немного разобраться в английской системе наград. Наверное, не одного меня интриговали загадочные DSO, КВЕ, AM, сопровождающие фамилии британских офи­церов. Если «новоделы» типа Ордена за выдающиеся зас­луги отлично вписываются в знакомую нам табель орде­нов, то немного сложнее обстоит дело со старыми орде­нами, вроде Ордена Бани. Суть в том, что здесь сохра­нился первоначальный смысл этого слова, и награжденный становится не кавалером звезды и цветной ленты, а членом капитула.

Отсюда и немного странные титулы, например, Член Ордена Британской Империи. Между прочим, в первоначальном замысле и знаменитый французский Орден Почетного Легиона был точно таким же. Более того, сохраняется тонкий нюанс различия между «светским» и «монашеским» капитулом, насколько здесь применимы эти термины. Итак, представляем британские ордена. Сразу оговорюсь, что не приведу здесь полного списка, только наиболее часто упоминаемые.

 

VC Victoria Cross — Крест Виктории

DSO Distinguished Service Order — Орден за выдаю­щиеся заслуги

DSC — Distinguished Service Cross — Крест за выдающиеся заслуги

DFC — Distinguished Flying Cross — Крест за летные заслуги

CGM —  Conspicuous Gallantry Medal — Медаль за от­вагу

GCB — Grand Cross of Bath — Большой крест Ордена Бани

КСВ — Knight Cross of Bath — Рыцарский крест Орде­на Бани

СВ — Companion of Bath — Член (брат) Ордена Бани

KG — Knight of Garter — Рыцарь Ордена Подвязки

GBE Grand Cross of British Empire — Большой Крест Ордена Британской Империи

КВЕ — Knight of British Empire — Рыцарь Ордена Бри­танской Империи

СВЕ — Commander of British Empire — Командор Ордена Британской Империи

ОБЕ — Officer of British Empire — Офицер Ордена Британской Империи

МBЕ — Member of British Empire — Член Ордена Бри­танской Империи

 

Маленькое, но очень любопытное дополнение. Первоначально Крест Виктории отливался из бронзы русских пушек, захваченных в Севастополе. Существует легенда, что и по сей день эта традиция сохраняется, но это сомнительно, хотя полностью исключить такой вариант тоже нельзя.

Еще один «смешной» анекдот о британских орденах.

Не могу удержаться, чтобы не привести блестящий пример «антиимпериалистической пропаганды» и тонкого совкового «юмора» времен не столь давних. В книге Белкина «Голубая Лента Атлантики» (издание четвертое, Л., 1990, стр. 30) можно найти «остроумную» шутку. Прямо животики надорвать можно. «Дело в том, что уже в 1348 году в Англии был учрежден орден Подвязки, которым короли награждали своих вассалов, и эту высшую награду носили на синей ленте. С тех пор многие самые почетные ордена: орден Святого Патрика, орден Ройял Гэлфик и другие — носили на синей или голубой ленте». Никакого другого перевода названию несуществующего «ордена» Royal Gulfick, кроме вполне понятного королевского гульфика, я пред­ложить не могу. Воистину, вот он уровень марксистской пропаганды. «Суди, дружок, не выше сапога», — сказал дедушка Крылов. Или не выше этого самого...

Еще об одной очень важной аббревиатуре, встречаю­щейся буквально на каждом шагу. HMS «Illustrious». Вы полагаете, что это Корабль Его Величества «Илластриес»? Вы угадали, но промахнулись! Тонкость здесь кроется в том, что это опять геральдическая формула, а геральдика крайне слабо связана с нормальной речью. Вспомните хотя бы Собственную Ея Императорского Величества Канце­лярию. Поэтому His Majesty's Ship (только так!) перево­дится как Его Величества <короля английского> Корабль. Может быть кому-то покажется, что я копаюсь в мелочах, однако не добавьте в жаркое щепотку перца, и вы получите безвкусную жвачку. А вот несколько других аббреви­атур, встречающихся по всей книге.

 

КВВС — Королевские ВВС — Royal Air Force RAF

ВСФ — Воздушные Силы Флота — Fleet Air Arm FAA

КФ — Королевский Флот — Royal Navy RN

КАФ — Королевский Австралийский Флот — Royal Australian Navy — RAN

АБКЭндрю Браун Каннингхэм. По-английски это —ABC Andrew Brown Cunningham — три первые буквы алфавита, что-то вроде нашего АБВ.

 

А теперь вернемся непосредственно к боевым действи­ям. Через все книги этого сборника красной нитью прохо­дит мысль — Средиземное море имело огромное значение для Британской империи, именно там решилась ее судь­ба, а значит, и исход всей Второй Мировой войны в це­лом. Если бы глупый Гитлер выслушал и оценил своих адмиралов, то бросил бы на юг значительно более крупные силы, и тогда... Что произошло бы «тогда», дружно умалчивают и разбитые немцы, и победившие англичане.

Действительно, что могло произойти? Гитлер захватит Египет... Захватил. Выйдет к нефтяным месторождениям Ирана и Ирака... Для этого ему сначала придется пересечь Аравийскую пустыню, так что лично я сомневаюсь в ус­пехе подобного мероприятия. Оттуда рукой подать до жем­чужины британской короны — Индии... Прекрасный об­разец «глобального» мышления. Плюс-минус пара тысяч километров, чего мелочиться. Пересечем горы и каменис­тые пустыни Афганистана и Пакистана — и вот они, бе­рега Инда! Это уже, извините, просто чушь. А о том, что­бы наступать из Египта на юг, вдоль запланированной еще знаменитым Сесилем Родсом, но так и не построенной железной дороги Каир — Кейптаун... Барон Мюнхгаузен и тот был более сдержанным в своих рассказах. Ну, слетал на пушечном ядре, так ведь это не танковую колонну че­рез тропические леса проводить.

Кстати, откуда эта колонна возьмется? Авторы всех подобных прожектов почему-то неявно полагают, что войну ведет гипотетическое государство, обладающее людскими ресурсами Китая, промышленным потенциа­лом Соединенных Штатов и германской военной маши­ной. Интересная комбинация, не правда ли?

Самой интересной особенностью битвы за Средизем­ное море было то, что все победы и поражения обеих сторон не имели никакого другого эффекта, кроме пси­хологического. Разгромили англичане итальянскую армию — и ладно. Появились немцы, загнали 8-ю армию чуть не на окраины Александрии — опять ничего. Капитулирова­ли войска Оси в Тунисе — никому не жарко и не холод­но. Италия капитулировала, уж куда больше, — и завер­шилось это многомесячным сидением союзников под Монте-Кассино. Вообще создается впечатление, что са­мое значительное событие на Средиземном море про­изошло летом 1944 года, когда союзники захватили Мар­сель. Этот крупнейший порт помог союзникам наладить снабжение армий на Западном фронте, разгрузив захле­бывающиеся порты Атлантического побережья Франции. Решающими событиями войны в Европе стали бои на Восточном фронте и Битва за Атлантику.

Однако самое странное, что эта не слишком завуалированная бесцельность ни в коей мере не снижала накала боев. Крупные бои и мелкие столкновения следовали сплошной чередой в течение 4 лет, противники несли тяжелейшие потери, хотя и непонятно, ради чего. Вас, наверное, удивит, что мы обрываем описание Средиземноморской кампании 1942 годом. Ведь бои длились еще почти 2 года, были потоплены десятки кораблей, погибли тысячи моряков. Например, налет германской авиации на порт Бари 2 декабря 1943 года союзники вполне справедливо называют «европейским Пирл-Харбором». Но я совершенно согласен с мнением Дональда Макинтайра, автора первой книги сборника: хотя бои еще продолжались, исход битвы был уже предрешен.



Дальше