С. Э. Морисон: Флот двух океанов Содержание / / На главную страницу

Глава 1.

ДВАДЦАТЬ ЛЕТ МИРА, 1919 - 1939

1. Ограничение морских вооружений, 1922 - 1937

Хотя Соединенные Штаты приняли активное участие в Первой Мировой войне, характер военных действий, которые вела страна, принципиально отличался от той войны, в которую вылилось участие во Второй Мировой войне. Первая война была войной на одном океане для флота и на одном театре для армии. В обеих войнах главной задачей флота было сопровождение конвоев и борьба с подводными лодками. Однако в конфликте 1917 - 18 флот не сталкивался с кораблями противника. С 1941 по 1945 флот сражался на 2 океанах, а армия даже на 5 главных театрах. При этом флот имел 20 крупных боев с противником и бесчисленное количество мелких столкновений с японским флотом. Американские солдаты в первую мировую войну прибывали на заморский театр на транспортах. Они садились на корабли в доках и выгружались в больших портах. Во Второй Мировой войне возродилось и получило новое разлитие искусство десантной войны, так как десантникам приходилось с боем высаживаться на вражеский берег. Воздушная мощь в предыдущей войне играла второстепенную и незначительную роль. Теперь она стала решающим фактором. В Первой Мировой войне линкор оставался незыблемым владыкой морей, каким он стал еще в эпоху Дрейка. Его правление принимало различные формы, однако Линейный Флот диктовал весь ход морской войны. Во Второй Мировой войне основой морских сил стали авианосные соединения, которые потребовали создания принципиально новой тактики.

Америка вступила в Первую Мировую войну, когда та уже бушевала 3 года. Так как она была совершенно не готова к войне, то ей пришлось одалживать оружие у всех подряд. В результате в Европе она оставила репутацию смелого почти до идиотизма любителя. Во Второй Мировой войне Америка стала не только "арсеналом демократии" для своих союзников (которых ранее утонченно называли "партнерами"), она бросила бой большое количество солдат и оружия. Ее морская и воздушная мощь превосходили силы любого из участников войны, а сухопутные войска уступали только российским. Американские стратеги показали, что в искусстве войны они как минимум не уступают полководцам Старого Света.

После того, как первый мировой конфликт завершился поражением императорской Германии, Америка повернулась спиной к Европе, предавшись напрасным мечтаниям о вечном мире. Все ее помыслы были устремлены на разоружение. Однако, не успела окончиться Вторая Мировая война, как началась холодная война с коммунистами, и нам пришлось перевооружиться новыми, более смертоносными инструментами уничтожения, которые угрожают самому существованию человеческой цивилизации. Таким образом, Первую Мировую войну можно считать операцией типа "бей-беги". Мы ударили поздно, но сильно, и тут же спрятались в свою скорлупу, как краб-отшельник. Вторая Мировая война стала операцией "бей-останься". Мы ударили еще сильнее и остались в Европе, Азии и Африке. В 1963 американские воздушные и сухопутные силы дислоцировались в Великобритании, Германии, Северной Африке, Японии, Корее, на Формозе, в Южном Вьетнаме, на десятках тихоокеанских островов, ранее принадлежавших врагу. Американский флот не только патрулировал все берега Азии и нырнул глубоко под полярные льды, он защищал жизненно важные коммуникации между Америкой и другими бастионами свободы.

Важным моментом в нашем "повороте спиной к Европе" стало непринятие конгрессом Версальского договора и Лиги Наций. Хотя эти действия были совершены по политическим и личным мотивам -- месть президенту Вильсону и его собственное упрямство -- такой акт оказался очень популярен. В стране царило всеобщее разочарование результатами Парижской мирной конференции, уверенность, что Клемансо и Ллойд-Джордж надули нас, подозрение, что Лига втянет нас в будущие конфликты против нашего собственного желания. 4 сентября 1919 Вильсон предсказал, что Лига "единственное приемлемое соглашение, которое спасет нас от необходимости посылать своих солдат за границу и очень скоро... Это единственный способ предотвратить грядущую смертельную катастрофу". Люди оказались глухи к его предупреждениям.

Тем не менее, Америка оставалась приверженной идее мира во всем мире. Поэтому администрация Гардинга, избранного президентом осенью 1920, чувствовала себя обязанной сделать что-то для выполнения этих чаяний. Таким мероприятием стала конференция по ограничению морских вооружений в Вашингтоне. В 1916, накануне войны, конгресс принял закон, утверждавший строительство флота, который должен был стать равным 2 самым сильным флотам мира, если бы этот закон был выполнен. Британское правительство и британский народ, после того, как закончилась война, по глупости решили, что это вызов Королевскому Флоту, который вынес на себе основную тяжесть океанской войны. Британия закончила войну в таком скверном финансовом состоянии, что просто не могла состязаться с нами в строительстве кораблей. Как нетрудно было видеть, Америка обязательно оказалась бы на стороне Британии. Однако британская гордость и исторический опыт просто не позволяли вытерпеть подобный вызов. Вся прошлая история показывала, что недавние союзники Британии в будущей войне оказывались ее противниками.

Предложение Лондона об ограничении морских вооружений пяти ведущих держав (Великобритании, Соединенных Штатов, Японии, Франции, Италии) было охотно подхвачено в Вашингтоне. Конференция открылась 12 ноября 1921 эффектным американским предложением разобрать большую часть своих строящихся кораблей, если остальные страны не будут строить новые корабли. Так как Соединенные Штаты обладали возможностью построить самый мощный в мире военный флот, остальные делегаты встретили предложение государственного секретаря Хьюза с нескрываемой радостью. Результаты этой конференции, завершившие несколько недель переговоров, стали знаменитым договором, подписанным 6 февраля 1922. Оно устанавливало соотношение 5 : 5 : 3 в линкорах и авианосцах между Англией, Америкой и Японией. Франция и Италия получили лимит 1,75. Предельное водоизмещение линкора было установлено 35000 тонн. Был объявлен 10-летний мораторий на строительство линейных кораблей. Хотя такое соотношение позволяло Японии стать самой сильной морской державой в западной части Тихого океана (так как Америка имела в сфере своих интересов 2 океана, а Великобритания даже 3), японское согласие было куплено ценой дополнительного соглашения по военным базам. Соединенные Штаты обязались не усиливать своих баз к западу от Пирл-Харбора, что касалось Гуама и Манилы. Великобритания приняла такое же обязательство в отношении районов восточнее Сингапура и севернее Австралии. Такое соглашение на самом деле изменяло соотношение на 5 : 3 : 2 в пользу Японии, о чем Соединенные Штаты и Великобритания горько пожалели 20 лет спустя.

Американское правительство и народ твердо верили, что это соглашение послужит началом ограничения строительства и других кораблей, начнет всеобщее разоружение на суше и на море. Однако 3 последующие конференции закончились впустую. Единственным серьезным результатом стало ограничение размеров крейсеров 10000 тонн, которое мы соблюдали, а Япония даже не заметила.

Американский и английский народы думали, что идут к вечному миру, и позволили своим вооруженным силам приходить в упадок. Это тянулось лет десять, но в 30-х годах Германия, Италия и Япония начали планировать новую войну, как средство решения своих проблем. Они начали укреплять свои вооруженные силы. И если в это время "Англия спала", то Америка спала и громко храпела. Армия пришла в еще более жуткий упадок, чем флот, которому конгресс не позволял строить даже то, что разрешалось договорами. Конгресс сделал меньше, чем Лига Флота, гражданская организация, основанная в 1902, которая помогала флоту сохранить приличную форму. Ирония судьбы в том, что Лига отпраздновала первый День Флота 27 октября 1922 сразу после того, как администрация отправила несколько наших лучших кораблей на слом.

Несколько факторов, имеющих причиной общие антивоенные настроения и антипатию к Европе, послужили причиной такого плачевного состояния дел. Спад 1921 - 22 и промышленный кризис 1929 - 30 сделали конгресс крайне скупым на деньги для производства вооружений, которые могут и не понадобиться. Пацифистская пропаганда в это время была очень мощной. Стыдно даже вспоминать свист и топанье, которыми на слушаниях конгресса встречали офицеров, которые пытались получить несколько миллионов долларов на нужды армии и флота.

Президент Кулидж, который ненавидел море и даже отказывался смотреть парусные регаты с борта президентской яхты, все-таки сделал для флота больше, чем любой другой президент от Вильсона до Рузвельта.

Разочарованный и раздраженный результатами Второй конференции по ограничению морских вооружений в Женеве в 1927, которая так и не привела к сокращению флотов, он убедил председателя палаты представителей поставить на рассмотрение вопрос о выделении средств на развитие флота, которые позволили бы добиться полного равенства американского флота с британским. Конгрессмен Батлер добился этого. В результате была утверждена программа строительства 71 нового корабля в течение 9 лет (в том числе 5 авианосцев и 25 крейсеров). Президент Кулидж вернулся к этому вопросу в своем обращении к нации в День Перемирия в 1928. "Крейсерский билль" возродился, чтобы стать законом. Таково было происхождение крейсеров типа "Астория", "Индианаполис" и "Бруклин". Однако ни один корабль не был заложен до 1930 (кили "Бруклинов" закладывались в 1935), и только 2 корабля вошли в строй до 1934.

Президент Гувер был квакером и прирожденным пацифистом. Он словно находился во власти каких-то чар, надеясь с помощью бумажек вроде пакта

Келлога-Бриана "поставить войну вне закона". Он нашел союзника в лице британского премьера Рамсея МакДональда. После того, как 24 июля 1929 МакДональд заявил, что Королевский Флот прекращает работы на 2 тяжелых крейсерах, 4 эсминцах и 2 подводных лодках, Гувер заявил, что пакт Келлога-Бриана действует, и приказал не закладывать кили 3 крейсеров, утвержденных к постройке еще в 1924. Он утверждал, что это послужит ограничению и других флотов. Администрация Гувера заработала сомнительные лавры, став первым американским правительством с XVIII века, при котором не был заложен ни один военный корабль.

Другой причиной, которая привела к ослаблению военно-морского флота, стала пропаганда бригадного генерала Уильяма Митчелла, который объявил все армии и флоты (даже авианосцы) устаревшими. Митчелл заявил, что базовые бомбардировщики способны сокрушить любую армию и любой флот. Когда пламенный проповедник сыплет пророчествами круглые сутки, наряду с ушедшими за молоком пулями, будут и попадания в яблочко. Пламенные авиаторы канонизировали Билли Митчелла за немногие меткие выстрелы. Однако процент пшиков у него был слишком велик. Вспомним.

"Надводный корабль как система оружия исчез.

Авианосцы совершенно бесполезны в войне против первоклассной державы.

Эффективность <зенитных орудий> постоянно уменьшается и никогда не возрастет.

Превосходящие воздушные силы будут господствовать над всеми морскими просторами, куда они могут достать с береговых баз. Ни один корабль, несет он самолеты или нет, не сможет оспаривать их господство.

Попытка перевозить большие количества войск, боеприпасов и снаряжения через океанские просторы с помощью морских судов, как это делали Соединенные Штаты в годы Первой Мировой войны, будет невозможна".

Эта цепь аргументов, обращенная к народу и конгрессу, подкреплялась тем соображением, что самолет был не только самым новым оружием, но и самым дешевым. Некоторые учения, в ходе которых в 1921 были потоплены неподвижные, невооруженные, беззащитные блокшивы подавались как доказательства того, что ни один корабль больше не может угрожать нашим берегам, если у нас будет мощная авиация. А в результате, когда армия запросила разрешение на постройку "Летающих крепостей" В-17, которые потом сыграли выдающуюся роль во Второй Мировой войне, заместитель начальника штаба (генерал Стэнли Д. Эмбик) приказал забыть об этом, так как конгресс счел дальние бомбардировщики "орудием агрессии".

В результате такого отношения народа, выразителем которого был конгресс, и безразличия президента, флот с 1920 по 1933 оставался неподвижен. Численность личного состава равнялась 7900 офицеров и 100000 матросов. Королевский Флот имел почти такие же размеры. Адмирал Кинг писал: "Исключая крейсера, ни один корабль (линкор или эсминец) не добавился к флоту за этот период, строились считанные единицы... Более того, прогрессу науки военного кораблестроения мешало отсутствие возможности испытать новые проекты". Хотя ограничение морских вооружений помогло американским налогоплательщикам экономить на строительстве линкоров почти 10 лет, строительство других кораблей тоже почти замерло. Линкоры были не только самыми дорогими кораблями (до появления суперавианосцев), для их строительства требовался самый долгий срок. До Пирл-Харбора постройка линкора занимала 39 месяцев, после него 32. Эскадренный авианосец до Пирл-Харбора строился за 32 месяца, после него за 15. Подводные лодки и эсминцы до Пирл-Харбора строились за 13 - 14 месяцев, после него всего за 5 - 7 месяцев.

Многие старшие офицеры флота считали, что морские бои грядущей войны выльются в артиллерийскую дуэль на большой дистанции, как было в Ютландском бою. Именно этот вид боя усиленно изучался в Военно-морском колледже в Ньюпорте. Один язвительный офицер назвал Ютландский бой "самым крупным поражением американского флота".

В действительности лишь один крупный бой американского флота в годы Второй Мировой войны был решен артиллерией -- ночной бой у Гуадалканала 14 - 15 ноября 1942. В остальных случаях бои выигрывались с помощью торпед, бомб, авиаторпед. Тем не менее, меткая стрельба оказалась совершенно необходима. Она помогала отразить нападения вражеских кораблей и самолетов, была нужна для обстрела берега при высадке десанта.

Хотя бомбардировка с воздуха только дополнила, а не заменила обстрел с моря, именно развитие авиации обрекло "сундуки" на вторые роли. Встретив недоброжелательное внимание бомбардировщика, линкор просто не мог остаться основой флота. Очень немногие адмиралы сознавали это. Германия приложила колоссальные усилия, чтобы построить "Бисмарк" и "Тирпитц". Хотя адмирал Одзава пришел в тем же выводам, что и передовые американские адмиралы, Япония построила "Ямато" и "Мусаси" с их 18.1" орудиями. При атаке Пирл-Харбора все усилия были сосредоточены на уничтожении линкоров, так как это считалось путем к достижению господства на море.

Линкоры оказались очень полезными во Второй Мировой войне. Те, что находились в Пирл-Харборе 7 декабря 1941, были "достаточно взрослыми, чтобы голосовать", хотя 5 из 7 были потоплены или тяжело повреждены. Их подняли, отремонтировали, модернизировали, и они оказались совершенно незаменимыми при проведении десантных операций и обстрела берега, так же как "Арканзас", "Нью-Йорк" и "Техас", которые недурно послужили в европейских водах, хотя им исполнилось уже более 30 лет. Их строили не для этого, но как и многие другие классы кораблей, они делали полезную работу в совсем неожиданных областях. Подводная лодка сначала считалась оружием береговой обороны. Она отлично показала себя именно в этой роли на Лусоне в 1941, однако главной задачей подводных лодок в Тихоокеанской войне стало истребление вражеского торгового тоннажа. Эсминцы -- первоначально "истребители миноносцев" -- сами заняли их место. Сначала они работали разведывательной "морской кавалерией", а потом стали прикрывать авианосцы и конвои. Торпедные катера должны были в темноте подкрадываться к вражеским линкорам и торпедировать их. За всю Вторую Мировую войну этого не случилось ни на одном из театров, зато они оказались исключительно эффективны в качестве миниатюрных канонерок.

Однако в период между двумя мировыми войнами слишком толстый ломоть тощего бюджетного пирога был отрезан линкорам. Капитан 1 ранга Альфред Тайер Мэхен учил, что все остальные классы кораблей, которые уступают в дальнобойности и огневой мощи линкорам, будут бесполезны в генеральном сражении. Это привело к мнению, что более мелкие военные корабли -- крейсера, эсминцы, вспомогательные и патрульные суда -- можно быстро построить в случае необходимости.

Но не только обожествление линкора было тому причиной. Ряд обстоятельств указывает, что флот должен разделить ответственность с конгрессом и гражданскими властями за собственную неготовность. Одной из причин было чрезмерное увлечение состязаниями "корабль против корабля". Артиллерийские состязания, которые в 1902 ввел президент Рузвельт, как следствие безобразной стрельбы флота в испано-американской войне, были распространены на торпедные стрельбы, работу механиков и связистов. Все этот составляло "соревнования по боевой эффективности". Несколько лет это помогало флоту, и, наверное, нельзя полностью отметать такие мероприятия. Лучше плохие состязания, чем вообще никаких. Но в конечном итоге эти состязания стали самоцелью. Чтобы обеспечить честность, правила были стандартизованы. Состязания проходили в идеальных условиях отличной погоды и спокойного моря, летом у берегов Новой Англии, а зимой в Карибском море. В подобных тепличных условиях американский флот стрелял лучше всех в мире, что стало причиной известного благодушия. Кроме того, состязания и стрельбы позволяли вскрыть дефекты материальной части и вооружения, улучшить проекты кораблей.

Процитируем письмо адмирала Дейо автору:

"Надводный флот, несмотря на нехватку средств, выделяемых конгрессом, и интереса со стороны гражданской администрации, производил правдоподобное впечатление сбалансированного флота и действовал настолько эффективно, насколько позволяли его тренировки. Самым примечательным были состязания офицеров и кораблей. Но в конце концов, средство стало целью. Таким образом, хотя мы все усердно работали, мы кружили на месте. Флот оказался крепко привязанным к базам, действовал в районе Лонг Бич - Сан Диего из-за скудости выделяемых запасов топлива. Он был связан искусственными, надуманными правилами Отдела Боевой Учебы, чье слово являлось законом. Карандаш стал острее меча, все стремились соблюдать правила учебных стрельб, и никто не желал думать, что война приближается. Офицеры ждали высших командных должностей, а срок пребывания на такой должности был очень короток -- часто год и меньше. В результате, высшие командиры приходили и уходили, не оставляя следа. Бумажная работа раскинула ядовитые щупальца по каютам, отравляя экипаж. Инициативу не замечали и не поощряли. Вопиющие дефекты орудий, боеприпасов, торпед и боевой тактики оставались незамеченными, пока существовали правила состязаний. Все приходило в упадок".

К счастью, в 1935 "состязания по боевой эффективности" были отменены начальником штаба ВМФ, и наши корабли начали учения в условиях, приближенных к реальным боевым. Но даже тогда мы почти не имели практики в ночных боях, на которых специализировался японский флот. Командующий Азиатским флотом адмирал Ярнелл неоднократно сообщал о таких учениях в Восточно-Китайском море, но Вашингтон оставался глух. Хотя наши достижения в области центральной наводки после 1934 были выдающимися, мы никак не совершенствовали свои торпеды.

Плохая конструкция и отвратительные характеристики наших торпед объяснялись отчасти их устарелостью (расходовались запасы Первой Мировой войны), отчасти стремлением к экономии (было страшно потерять боевую торпеду), отчасти межвоенным застоем в Отделе Вооружения ВМФ, и отчасти политиканством на торпедном заводе в Ньюпорте. Политиканы штаба Род Айленд считали гражданским рабочих своей опорой и поддерживали местные профсоюзы в борьбе против заводского руководства. Как злобно заметил один из морских офицеров: "Если я вышвырну некомпетентного и своевольного рабочего, уже на следующий день министр флота будет вызван сенаторами и конгрессменами от Род Айленда, которые потребуют его восстановления". Когда началась война, мы обнаружили, что наши торпеды не взрываются из-за совершенно безобразного механизма установки глубины. Кислородные торпеды противника имели заряд в 500 кг ТНТ против 350 кг у наших, вдобавок они имели дальность хода 11 миль при скорости 49 узлов против 7,5 миль на 26,5 узлах наших торпед. Кроме того флот Соединенных Штатов, который собирался вести дневные артиллерийские бои на большой дистанции, на манер Ютландского боя, снял торпедные аппараты со своих крейсеров, а японцы их сохранили. Они специально готовились к ночным свалкам, где торпеды расходуются направо и налево. Эта тактика принесла им большие дивиденды в боях возле Гуадалканала в 1942 - 43. Американский флот напоминал полицейского с дальнобойной винтовкой, на которого ночью набросился бандит с автоматическим пистолетом и ножом.

2. Морская авиация и десантные операции

Тем не менее, флот пытался добиться превосходства даже в отведенных ему узких рамках. После 1930 под руководством таких агрессивным начальников штаба ВМФ, как адмиралы Уильям В. Пратт и Уильям Г. Стэндли, флот добился значительного прогресса в различных областях, особенно в развитии морской авиации. Первый самолет флота, бамбуково-полотняный биплан Кертисс А-1, 18 января 1911 совершил посадку на импровизированную полетную палубу крейсера "Пеннсильвания". Его пилотировал Юджин Эли. Крошечная авиация флота хорошо показала себя в году Первой Мировой войны. В результате в мае 1919 Генеральный Совет ВМФ высказался за немедленное создание флотской авиации. "Надлежит создать военно-морские воздушные силы, способные сопровождать и действовать совместно с флотом на всех морях земного шара". В том же году появилась катапульта, которая позволяла наблюдательным гидросамолетам стартовать с палуб линкоров и крейсеров. Использование самолетов на борту кораблей привело к созданию новой системы оружия флота, и новые летчики учились в рамках морских структур. Это было резким контрастом с положением дел на суше, где армия проглотила и подчинила Военно-воздушные силы. Молодые авиаторы, не связанные путами устарелой техники и доктрин, внесли новые веяния в кают-компании кораблей. До войны еще оставалось много лет, и некоторые из них успели стать старшими офицерами и адмиралами. Эта ранняя интеграция воздушной мощи в состав флота США и успешное противодействие флота всем попыткам лишить его собственных воздушных сил стали фундаментом, на котором высятся достижения американских авианосцев во Второй Мировой войне.

Также в мае 1919 подполковник Альберт К. Рид на самолете NC-4 с экипажем из 4 человек совершил первый перелет через Атлантику.Подполковник Рид сел на Азорских островах. Первый беспосадочный перелет с Ньюфаундленда в Ирландию был выполнен двумя офицерами КВВС Дж.У. Олкоком и Э.У. Брауном 14 - 15 июня

1919. Чарльз Линдберг первым перелетел через Атлантику в одиночку. Первая база гидросамолетов "Райт" и первый авианосец, получивший очень подходящее имя "Лэнгли" в честь другого пионера американской авиации, вошли в строй в 1921. В том же году в составе руководящих органов ВМФ появилось Бюро Аэронавтики. Был создан пост заместителя министра флота по авиации. Самолеты и авианосцы с 1923 участвовали в решении ежегодных "задач" флота. Некоторые маневры проводились с целью проверки возможности определенных операций, например, атаки Панамского канала. Действия "Лэнгли" на "задаче" 1925 произвели на главнокомандующего такое впечатление, что он приложил все меры для ускорения постройки "Саратоги" и "Лексингтона". Оба авианосца участвовали в маневрах и "задачах" флота с 1929. В 1938 "Саратога" провел успешную атаку Пирл-Харбора. Вполне возможно, что адмирал Ямамото воспользовался результатами этих учений. Были значительно усовершенствованы все типы авианосных самолетов (истребители, торпедоносцы и пикировщики), однако японский флот улучшал первые 2 типа быстрее нас. Первый из американских авианосцев специальной постройки "Рэйнджер" вошел в строй в 1934.

Характеристики этих кораблей и их самолетов привели к пересмотру места авианосца в современной морской войне. Ранее его функции ограничивались разведкой и обеспечением "воздушного зонтика" над Линейным Флотом. Теперь роли переменились. Авианосец стал ядром ударных соединений, способных наносить удары даже в контролируемых противником водах. Зато гордый линкор, если его не использовали для обстрела берега, входил в состав прикрытия авианосца.

Другие важные изменения произошли в результате усовершенствования тактики десантных операций. Военная экспедиция, целью которой является высадка войск на вражеской территории и создание там плацдарма, называется десантной операцией. Это самая древняя форма морской войны. В ней особенно отличились греки, финикийцы и норманны. В Первой Мировой войне она была полностью дискредитирована и заброшена всеми морскими державами за исключением Японии. Это пренебрежение стало результатом хвастливых заявлений фанатиков авиации и дорогостоящего провала Дарданелльской операции в 1915. В итоге создалось представление, будто базовая авиация и современные орудия береговой обороны способны уничтожить десантные силы, прежде чем они подойдут к берегу.

Заслуга в возрождении тактики десантных операций в эпоху авиации и усилившейся артиллерийской мощи принадлежит Корпусу Морской Пехоты США, а главным образом, майору Эрлу Г. Эллису, который таинственно пропал в 1923, проводя рекогносцировку островов Палау. Возможно, он был убит японцами, потому что слишком много знал, однако он уже успел посеять семя. Эллис указал, что в случае войны нам придется уничтожать паутину японских островных баз с помощью метлы морской пехоты. Флот должен будет доставить ее к месту высадки и прикрывать десант на берегу своими орудиями. Он также предсказал, что нам придется захватить Окинаву перед высадкой в Японии. Планы Эллиса в 1921 были утверждены командиром корпуса морской пехоты генералом Леженом. Было создано экспедиционное соединение морской пехоты, и в 1923 оно провело первые крупные учения, высадив десант на остров Кулебра у побережья Пуэрто-Рико. На следующий год была поставлена еще более крупная "задача". В операции участвовали 1700 солдат, и она завершилась полнейшим кавардаком. Это убедило командование флота, что требуется еще много учебы и тренировок, прежде чем можно будет высаживать десант, ломая сопротивление решительного противника. Были испытаны новые образцы техники, в том числе предшественник плавающего транспортера LVT. В 1933 было создано Соединение Морской Пехоты ВМФ. На следующий год было выпущено "Пробное руководство по десантным операциям", которое историки морской пехоты считают "библией и евангелием" десантной войны. Как писал Боб Шервуд, создание подразделений морской пехоты внутри ВМФ знаменовало трансформацию морской пехоты из "грубой и незамысловатой шайки, способной вести банановые войны... в специализированные части, имеющие основной задачей" захват плацдармов на побережье в качестве базы для войсковых операций. Большая заслуга в этом принадлежит генералу Джону Г. Расселу, тогдашнему командиру корпуса морской пехоты.

Постепенно морская пехота начала подчинять себе на маневрах флот и Береговую Охрану. После падения Франции армия поняла, что будущий американский экспедиционный корпус не сможет высадиться на каменные причалы Бреста и проследовать к полю боя на автомобилях со всеми удобствами. Армия начала потихоньку учиться у морской пехоты и принимать участие в ее десантных учениях.

3. Тихоокеанская стратегия

До сентября 1939, когда в Европе началась Вторая Мировая война, флот даже не подозревал, что его призовут воевать в Атлантике. Более 40 лет он ожидал боев только на Тихом океане. Ответственность за Филиппины, которые мы в 1898 приобрели у Испании вместе с неистребимыми мятежниками, диктовала силовую политику на Дальнем Востоке. Поэтому война с Японией была почти неизбежна. Примером стратегической недальновидности, которая породила тяжелейшие проблемы, можно назвать отказ приобрести острова поблизости от архипелаг, которые Испания тоже "выставила на продажу". Гуам вряд ли имел хоть какое-то значение, если к нему не были приложены Сайпан и Тиниан.

Кроме всех прочих событий на Тихом океане, главное значение приобрели 2

фактора -- растущий хаос в Китае и увеличение мощи Японии. Мы попытались

нейтрализовать один из них путем введения политики "открытых дверей" Джона

Хэя. Это должно было помешать европейским державам и Японии растащить Китай по кусочкам или приобретать специальные привилегии в своих портах. Но затем началась русско-японская война 1904 - 05, когда Япония захватила Корею и приобрела новые зоны влияния в Манчжурии. Все были уверены, что Японию это не удовлетворит, и следующей целью станут Филиппины.

В начале 1903 наш величайший авторитет в области морской стратегии капитан 1 ранга Мэхен утверждал, что флот США должен быть сосредоточен на Тихом океане. Объединенное министерство армии и флота, предшественник Американского Комитета Начальников Штабов рекомендовало это же в 1905. Было предложено базировать Линейный Флот на бухту Субик, Филиппины. Президент Теодор Рузвельт это предложение не поддержал. Если бы он сделал это, и если бы конгресс утвердил строительство береговых укреплений, как средство "сдерживания", вполне возможно, что Япония никогда не атаковала бы нас. Однако нельзя сказать определенно, было бы это сдерживанием или совсем наоборот провокацией. Вполне возможно, что Линейный Флот, стоящий в бухте Субик, подтолкнул бы японцев на внезапную атаку, пока до открытия Панамского канала в июне 1914 возможность быстро перебрасывать военные корабли с одного океана на другой отсутствовала.

Япония еще больше увеличила свою силу, когда вступила в Первую Мировую войну в качестве союзника Британии. Ценой мизерных потерь и ничтожных усилий она приобрела островную империю Германии -- Маршалловы и Каролинские острова, а также Марианские, исключая Гуам. Президент Вильсон, более дальновидный чем Теодор Рузвельт, протестовал на Парижской конференции против этих приобретений. Кораблестроительная программа 1916, которую он усиленно поддерживал, прежде всего была направлена против Японии. Вильсону не удалось настоять на первом, а большой флот, за который он ратовал, после войны был разобран. Япония раскинула по островам Тихого океана паучью сеть из десятков аэродромов и морских баз, которые были построены после 1936, но в нарушение договоров строились и до того. Оперативный план "Оранжевый", которого намеревался придерживаться флот, предполагал, что армия удержит Манилу в течение 3 - 4 месяцев. За это время Линейный Флот пересечет Тихий океан и снимет осаду. Захват Японией подмандатных островов делал эту задачу нереальной, если сначала не будут захвачены ключевые пункты на Маршалловых и Каролинских островах. Только после уничтожения паутины можно было о чем-то говорить. В результате от армии потребовали удерживать Лусон в течение 9 месяцев. Как мы увидим, Вашингтонская конференция 1922 отказала нам в праве усиливать оборону Гуама и Филиппин.

Для нас в области большой стратегии сложилась просто невозможная ситуация. Мы обещали защищать целостность Китая и Филиппин, не имея абсолютно никаких военных средств для проведения такой политики.

Тем временем либеральные прозападные круги в Японии, которые участвовали в выработке политики коллективной безопасности в Лиге Наций, были встревожены движением, которое можно рассматривать как прямой аналог гитлеровского нацизма. Его называли "Кодо-Ха". Оно намеревалось поставить Японию под контроль армии, "освободить" Китай, Индию и Филиппины и вообще всю восточную Азию от "заграничных империалистов". Целью было установление японского господства в Азии. Либеральные японские политики были просто перебиты, и в 1931 японская Квантунская армия вторглась в Манчжурию. Государственный секретарь Стимсон не смог убедить президента Гувера предпринять что-то более действенное, чем словесные протесты против японского вторжения в Манчжурию. В том же году Япония захватила и Шанхай. Комиссия Лиги Наций осудила действия Японии и потребовала от нее уйти из Манчжурии. В ответ Япония вышла из Лиги Наций и объявила, что с 1936 перестает выполнять договора об ограничении морских вооружений.

Лучом света для флота стало назначение в 1931 достопочтенного Карла Винсона из Джорджии на пост председателя комитета по военно-морским делам палаты представителей. Этот пост он сохранял за собой до 1962. Мистер Винсон не только хорошо относился к флоту, он самостоятельно стал техническим экспертом и поддерживал инициативы флота, направленные на укрепление обороны страны. Контр-адмирал Фюрер писал: "Ни один член конгресса никогда не показывал такого знания нужд флота и огромного мастерства практического политика, необходимого для того, чтобы исполнительная власть признавала эти нужды". Среди сторонников создания мощного флота Карл Винсон занимает одно из самых высоких мест. Однако архитектором номер одни следует признать бывшего помощника морского министра в годы Первой Мировой войны, который 4 марта 1933 стал президентом Соединенных Штатов. Франклин Делано Рузвельт стал творцом Нового Курса для вооруженных сил и всей нации. Однако пока он не был готов покончить с притязаниями Японии.

4. Строительство флота при Рузвельте, 1933 - 1939

Хотя Япония отказалась соблюдать все договоры по ограничению морских вооружений, Британия и Америка считали себя связанными этими договорами. Однако американский флот так долго не делал решительно ничего, что у него образовались широкие возможности строить новые корабли, чтобы достичь разрешенных договорами пределов. Конгресс наконец откликнулся на частые просьбы президента Рузвельта, мистера Винсона и старших адмиралов. Впервые за много лет началось строительство новых кораблей -- легких крейсеров типа "Бруклин", эсминцев типа "Крейвен", авианосцев "Энтерпрайз" и "Йорктаун", а также 4 подводных лодок. Оно было частично ускорено Актом о возрождении национальной промышленности от 16 июня 1933, принятом с целью сокращения безработицы.

Начало строительства новых кораблей заставило все отделы штаба флота проявить максимум изобретательности, так как за время перерыва многие фирмы, зависевшие от заказов флота, были ликвидированы. Их инженеры, чертежники и квалифицированные рабочие устроились на другие места или ушли на отдых. Таким образом, программа перевооружения стартовала почти с нуля и не могла получить значительного ускорения до начала войны. Например Акт Винсона - Траммеля от 1934 предусматривал выполнение 8-летней программы, которая требовала 10 лет, чтобы достичь разрешенных договорами размеров флота.

Первые 5 договорных тяжелых крейсеров типа "Нью Орлеанс", постройка которых была утверждена 5 лет назад, вошли в состав флота в 1934. Несмотря на массовую безработицу, конгресс несколько лет отказывался увеличивать личный состав флота, который в 1935 составлял 8063 офицера и 82500 матросов. Это составляло всего 80% нормальной численности экипажей наличных кораблей. Через 2 года был установлен новый потолок численности матросов -- 100000 человек. Между 1935 и 1940 были спроектированы крейсера ПВО типа "Атланта", несколько типов вспомогательных кораблей, включая тральщики. Чертежи прямо с кульманов пошли на верфи. В этот период были спроектированы все линкоры -- "Норт Каролина", "Саут Дакота", "Айова". Однако лишь "Вашингтон" и "Норт Каролина" успели войти в строй до того, как мы вступили в войну. Это были наши первые линкоры за последние 18 лет. Эти корабли были примечательны мощными 16" батареями главного калибра, толстым горизонтальным бронированием против бомб, сильным противоосколочным бронированием основных постов управления, современными 5" универсальными орудиями. Кроме того, на них были установлены предшественники новых типов зенитных автоматов, хотя боевой опыт показал, что эти модели были неудовлетворительны.

В августе 1939, когда адмирал Гарольд Р. Старк сменил адмирала Уильяма Д. Леги на посту начальника штаба флота, он мог с некоторым удовлетворением оглядываться назад, так как за последние 2,5 года наша морская мощь определенно увеличилась. Однако, как он писал в своем последнем рапорте: "Флот должен был силен во всех своих основных элементах и должен получить надлежащую тренировку". Это требовалось, чтобы в случае войны начать активные действия и "нанести флоту противника поражение там, где удастся навязать ему бой". В некоторых отношениях наш флот выглядел не блестяще. 1 июля 1939 флот имел только 2 транспорта и 1 танкер, готовые сопровождать главные силы при переходе через Тихий океан, когда и если начнется война. Однако главной головной болью, которую оставил Леги своему преемнику, был вопрос баз.

По сравнению с Королевским Флотом или Императорским Японским Флотом флот США был плохо обеспечен базами на Тихом океане. Однако это имело и положительный результат. Американские офицеры привыкли полагаться на самих себя, а корабли перешли на самообеспечение. Тем не менее, неспособность создать нормальную систему базирования привело к стремительному отходу американских сил из западной части Тихого океана, когда японцы нанесли удар. После того, как Япония денонсировала все договоры по ограничению морских вооружений в 1936, у Соединенных Штатов оказались развязаны руки. Они могли усиливать любые базы. Однако все, что удалось вырвать у конгресса -- это несколько миллионов долларов на базы гидросамолетов на Уэйке и Мидуэе, в Кодьяке (Аляска) и Датч-Харборе (Алеуты). Они оказались действительно полезными, и лишь первая была захвачена противником. В 1938 специальный совет, созданный адмиралом Хэпберном, рекомендовал построить крупную морскую и воздушную базу на Гуаме, чтобы помочь защищать Филиппины. Конгресс после жарких дебатов отверг предложение, опасаясь спровоцировать Японию. Мало что было сделано для укрепления обороны Манильской бухты, которая оказалась крайне слабой.

Сразу после начала войны в Европе в сентябре 1939 соответствующие отделы штаба флота начали тщательно изучать требования к современным военным кораблям. Проблема создания наилучшего корабля при ограниченном водоизмещении отпала, однако оставался вопрос подбора оптимальной комбинации характеристик. Учитывая предыдущий опыт, инженеры закончили проекты новых типов эсминцев, крейсеров и авианосцев. К 7 декабря были готовы чертежи эсминцев типа "Флетчер", легких крейсеров типа "Кливленд", тяжелых крейсеров "Балтимор", авианосцев "Эссекс", первых эскортных миноносцев и дюжины различных вспомогательных судов. Для того, чтобы отвечать требованиям современной войны, требовалось значительно увеличить число орудий, резко увеличить боезапас, разместить добавочных артиллеристов, увеличить запасы топлива, установить более мощные машины. Требовалось увеличить водоизмещение, чтобы разместить все добавочные устройства, получить нормальный запас плавучести и остойчивости, который позволил бы кораблю выдерживать серьезные повреждения. Появились новые силовые установки, использующие высокотемпературные котлы высокого давления, которые были созданы перед войной. Техника достигла такого уровня, что американские корабли оказались способны покрывать огромные расстояния, не заходя на верфь для профилактики. Во многих случаях пройденное за год расстояние превышало 100000 миль. Резкое улучшение дизельных моторов дало новую силовую установку, которая использовалась на 35 миллионах тонн из 90 миллионов тонн кораблей, построенных за всю войну.

Множество экспериментальных лабораторий и испытательных станций работало под руководством отделов штаба флота. Среди них был, например, Тэйлоровский модельный бассейн, аэродинамические трубы, пороховые, орудийные, торпедные, минные мастерские, где разрабатывались и испытывались образцы вооружений и техники. Исследовательская лаборатория ВМФ была создана в 1928 году для проведения работ на самом высоком уровне. Из-за недостаточного финансирования она отдала приоритет в разработке радара лаборатории Королевских ВВС в Англии, однако помогла в его усовершенствовании. Она также оказала значительную помощь и Королевскому Флоту по разным вопросам. Национальный Исследовательский Совет сотрудничал с Исследовательской лабораторией ВМФ, а также с исследовательскими центрами частных фирм. Это заложило основу феноменальных успехов американского флота и мобилизовало американских ученых на выполнение заказов военных.

Во время первого президентства Франклина Д. Рузвельта и первые 2 года второго (1937 - 39) прогресс в области национальной обороны был серьезным, но медленным. Закон о 5-дневной рабочей неделе не способствовал этому. Не претерпела серьезных изменений и наша внешняя политика. То, что японцы назвали "Китайским инцидентом" 7 июля 1937 открыло ворота широкому вторжению Японии в Китай. Во время этого наступления была потоплена американская речная канонерка "Панай", но даже это не повлияло на стремление американского народа остаться вне войны.

Широко распространенный доклад комитета сенатора Джеральда Ная "доказал", что в Первую Мировую войну Америку вовлекла шайка банкиров и фабрикантов оружия (торговцев смертью). Конгресс откликнулся на требования общественности и принял закон о нейтралитете. Он возобновил множество правил, за которые мы сражались с Англией в 1812 и Германией в 1917. Продажа или перевозка вооружения воюющим державам была запрещена (1935). Это правило было применено во время Гражданской войны в Испании. Однако в 1937 была разрешена продажа вооружения по принципу "кэш энд керри". Президент утвердил запрет американских кораблям заходить в "угрожаемые зоны", чтобы избежать инцидентов (1939). Таким образом, ко всем прочим недостаткам мы добавили недальновидное миролюбие страуса.

Когда в сентябре 1939 в Европе вспыхнула война, огромное большинство американцев не желало участвовать в ней. Симпатии американцев были на стороне союзников. Многие считали, что гитлеровский Третий Рейх блефует по-крупному, и что Королевский Флот и французская армия вскоре разгромят его.

Замечания по Вашингтонскому договору 1922

Из установленного соотношения 5 : 5 : 3 были допущены некоторые исключения. Самым счастливым для нас оказалось разрешение перестроить 2 линейных крейсера (43500 тонн) в авианосцы "Лексингтон" и "Саратога" (33000 тонн). Япония в порядке компенсации получила разрешение аналогичным образом перестроить линейный крейсера "Акаги" и линкор "Кага" (который заменил разрушенный землетрясением "Амаги"). В соответствии с договором, американский флот пустил на слом законченный на 76% линкор "Вашингтон", 6 линкоров типа "Саут Дакота" (43200 тонн) с готовностью от 11 до 38%, 4 линейных крейсера, однотипных с "Лексингтоном". На эти корабли были израсходованы уже 300 миллионов долларов. Кроме того на слом пошли дредноуты "Делавэр", "Норт Дакота", "Мичиган", "Саут Каролина", имевшие возраст более 20 лет. Были разобраны также 15 броненосцев, некоторые из них помнили еще испано-американскую войну. Первоначально Соединенные Штаты также должны были разобрать "Колорадо" и "Вест Вирджинию", оставшись только с одним 16" линкором "Мэриленд". Англия должна была сохранить "Худ", а Япония "Нагато" в качестве противовеса "Мэриленду". Однако Япония обратилась с просьбой сохранить новый линкор "Муцу", так как деньги на его постройку собирались среди японских школьников. Поэтому был достигнут компромисс -- Соединенные Штаты сохранили "Колорадо" и "Вест Вирджинию", Англия получила разрешение построить новые линкоры "Нельсон" и "Родней". В соответствии с договором Королевский Флот разобрал 14 дредноутов и 6 линейных крейсеров в возрасте от 7 до 15 лет общим водоизмещением 415000 тонн. Он также отказался от постройки 4 линейных крейсеров "Супер-Худ". Япония использовала в качестве мишени и затопила только что построенный линкор "Тоса" (40000 тонн), отменила постройку 2 линейных крейсеров, разобрала 8 дредноутов в возрасте 8 - 16 лет. Исследования, проведенные после Второй Мировой войны показали, что баланс был гораздо честнее, чем казался на первый взгляд. 8 из 18 линкоров, оставшихся у Соединенных Штатов, были построены в 1917 и позднее, но Королевский Флот получил только 3 таких линкора из 16, а Япония -- 5 из 6. И Британия, и Япония уже имели на чертежных досках проекты линкоров с 18" орудиями, которые намеревались строить.



Дальше