С. Э. Морисон: Флот двух океанов Содержание / / На главную страницу

Глава 11.

НОВАЯ ГВИНЕЯ И МАРИАНСКИЕ ОСТРОВА, апрель - август 1944

1. Завоевание Новой Гвинеи

Пока 5 Флот Спрюэнса и V Десантное Тэрнера прорывались через японские баррикады в центре Тихого океана к Эниветоку, 7 Флот Кинкейда и VII Десантное Барби шествовали вдоль побережья Новой Гвинеи. Эти операции были скорее переправами с берега на берег, они выполнялись 3 основными типами десантных судов -- LST, LCT, LCI. Впрочем, МакАртуру их постоянно не хватало. Последние 2 типа, танко-десантная баржа и пехотно-десантная баржа, проводили долгие месяцы вдалеке от баз. Их экипажам приходилось месяцами жить в тесных каютках, так как эти суда проектировались для переходов через Ла Манш. Также использовались переоборудованные эсминцы-транспорты. Силы прикрытия были довольно скромными по сравнению с колоссальными армадами Спрюэнса. Контр-адмирал Кратчли имел 2 тяжелых крейсера и несколько эсминцев, контр-адмирал Берки располагал 3 легкими крейсерами еще несколькими эсминцами. 7 Флот имел 4 эскадрильи "Каталин", причем каждая из них располагала плавбазой. Однако поддержка с воздуха целиком зависела от Воздушных Сил юго-западной части Тихого океана генерала Кенни, которое располагало на Новой Гвинее крупными силами и достаточным количеством баз. Генералы Эйхельбергер и Крюгер руководили сухопутными операциями под общим командованием МакАртура.

Мы покинули силы юго-западной части Тихого океана на Манусе (острова Адмиралтейства) в марте 1944, после того, как они прорвали барьер островов Бисмарка и изолировали Рабаул. Далее МакАртур планировал обойти сильные японские гарнизон в Веваке, высадившись сразу в Холландии. Он собирался создать там новую штаб-квартиру. Примерно 215 судов, в основном десантные баржи, были разделены на 3 группы, которыми командовали контр-адмирал

Барби, контр-адмирал Фечтелер и капитан 1 ранга А.Г. Нобл. Командиры групп находились на эсминцах -- о такой роскоши, как штабные корабли десантных соединений, здесь и не слыхали. Каждая ударная группа имела LSD для доставки к цели танков.

На сей раз стало совершенно ясно, что успех десантной операции в большой степени зависит от предварительного уничтожения вражеских воздушных сил в районе высадки. К концу марта японцы собрали на аэродромах вокруг Холландии 351 самолет. 30 марта, 3, 5 и 12 апреля генерал Кенни провел массированные воздушные атаки, которые почти полностью перемололи вражескую авиацию. 21 апреля перцу подсыпали наши авианосцы. Генерал МакАртур добился того, что авианосцам Митчера приказали поддержать высадку в Холландии. Однако эта помощь не потребовалась. Ни один вражеский самолет не поднялся с 5 расположенных там аэродромов на перехват авианосных самолетов.

Операция в Холландии была прекрасно спланирована и образцово выполнена.

D-день был назначен на 22 апреля. К 3 мая японские аэродромы в Лейк Сентани

на холмах над городом уже были в наших руках.

Главнокомандующий силами союзников в юго-западной части Тихого океана не нуждался в подталкивании. Он сам рвался на запад вдоль побережья Новой Гвинеи. Генерал МакАртур уже обрисовал своему штабу общие контуры серии высадок, которые имели конечной целью Минданао. Достичь ее предполагалось 15 ноября. 4 операции -- Вакде, Биак, Нумфор и Сансапор -- привели его и его войска на северо-западную оконечность Новой Гвинеи полуостров Фогелькоп, расположенный в 550 милях от Холландии, менее чем через 3 месяца. 7 Флот обеспечивал крайне важную морскую сторону этих операций, так как океан был единственной имеющейся дорогой. Эскадрам торпедных катеров, так же как армейской авиации, требовались передовые базы, и они охотно приняли участие в захватывающей гонке.

Перед началом следующей операции -- высадки в районе Вакде - Сарми 17 мая

-- было сделано неприятное открытие. Тяжелые бомбардировщики не могли использовать аэродромы Лейк Сентани. Единственное пригодное для них место в Новой Гвинее находилось на острове Биак. Поэтому до захвата Биака тяжелым бомбардировщикам приходилось действовать из Надзаба, находившегося в 440 милях восточнее Холландии, или с островов Адмиралтейства. Необходимость быстрого наступления была совершенно очевидна. Генерал МакАртур решил упростить операцию Вакде - Сарми и высадиться на Биаке как можно раньше. Контр-адмирал Фечтелер, который командовал VII Десантным в отсутствии адмирала Барби, обещал захватить Биак через 10 дней после Вакде. Сам Вакде был захвачен корабельной группой капитана 1 ранга Нобла и 163 полковой боевой группой бригадного генерала Денса Доу 19 мая после 2 дней боев. Армейские саперы нашли, что тамошняя полоса пригодна даже для "Либерейторов". Однако армии понадобилось много времени, чтобы захватить прилегающие районы.

Биак является одним из островов Схаутен, которые расположены в заливе Геельвинк. Захват этого большого, окруженного рифами острова начался 27 мая. Десантные силы генерал-майора Ораса Ф. Фуллера и VII Десантное адмирала Фечтелера были счастливы покончить с этим, так как на острове оказалось 10000 японцев. Они имели почти равные силы с американцами и не были захвачены врасплох. Полковник Кудзумэ почти на месяц лишил нас 2 аэродромов Биака, находившихся в 10 милях от места высадки. Он упорно оборонялся в глубине острова. Подобную тактику японцы применили потом на Пелелиу и Иводзиме.

Японский флот попытался помешать ходу этой операции, впервые после высадки на Бугенвилле. Адмирал Тоёда1 Преемник Ямамото адмирал Кога погиб 1 апреля в авиакатастрофе. Его сменил гораздо более агрессивный адмирал Тоёда

Соэму. понял, что тяжелые бомбардировщики, базируясь на Биак, могут серьезно помешать его действиям в запланированной на середину 1944 крупной морской битве. Вскоре мы еще услышим об этих планах. Поэтому он приказал перебросить 2500 солдат с Минданао на Биак. Эсминцы контр-адмирала Сакондзю совершили 3 попытки доставить подкрепления. Однако он не мог сравниться с Танакой. В первый раз Сакондзю повернул назад, получив ложное сообщение об американском авианосце. 8 июня его отогнало крейсерско-миноносное соединение Кратчли. После этого Тоёда собрал действительно мощное ударное соединение, в состав которого вошли линкоры "Ямато" и "Мусаси". Оно могло полностью уничтожить весь 7 Флот. Но за 3 дня до того, как оно отправилось к Биаку, главнокомандующий Объединенного Флота правильно угадал, что 5 Флот Спрюэнса готовит высадку на Марианские острова. Поэтому он направил все имеющиеся корабли в Филиппинское море.

Упорная, но безнадежная оборона Биака полковником Кудзумэ завершилась 22 июня. Захват этого острова стоил войскам союзников 438 убитых, 2300 раненых, 3500 больных тифом. Остров стал важной авиабазой в последующих операциях по освобождению Филиппин.

Когда обнаружилось, что захват Биака становится трудным делом, штаб МакАртура обратил свое внимания на пригодные для сооружения аэродромов места на полуострове Фогелькоп, голове новогвинейской птички. Первая точка находилась на острове Нумфор, почти правильном круге диаметром 11 миль, на полпути между Биаком и Маноквари. Было спешно создано оперативное соединение, утром 2 июля проведен обстрел с моря, а во второй половине дня высажен десант. Основные силы десанта были погружены на десантные катера LCM, которыми управляли армейские саперы. Им потребовалось 12 дней, чтобы проделать путь длиной 700 миль из Финшхафена.

Чтобы установить контроль над Новой Гвинеей и подготовить высадку на Минданао, МакАртуру требовалась авиабаза на Фогелькопе. Она была получена, когда 30 июля захватил Сансапор, высадив десант с 16 эсминцев и многочисленных десантных судов. Сопротивления не было. Сансапор был последней остановкой МакАртура в Новой Гвинее на долгом пути к Филиппинам.

Продвижение на 550 миль от Холландии до мыса Сансапор потребовало менее 3 месяцев. По дороге были захвачены 3 крупные японские авиабазы -- Холландия, Вакде и Биак. Четвертая база в Веваке была обойдена. Умелое планирование и отличное взаимодействие армии, флота и авиации Соединенных Штатов и Австралии дало отличные результаты. Но остается вопросом: можно ли было всего этого достичь, имея другого командующего? Генерал Дуглас МакАртур заслужил глубокое уважение за свое военное дарование и качества лидера. Мы видели, как четко проводились операции. Имели место лишь несколько маленьких неурядиц, неизбежных в военном деле. Теперь мы покинем его, пока он консолидирует свои позиции и готовится реализовать заветную мечту -- вернуться на Филиппины. Мы обратим свое внимание на Марианские острова, лежащие посреди бескрайних просторов Тихого океана.

2. Марианские острова (операция "Форейджер"), февраль - июнь 1944

15 Марианских островов расположены по дуге в 425 миль, для которой 145 меридиан является хордой. Они начинаются с Фараллон-де-Пахарос, расположенного на 335 миль южнее Иводзимы, и заканчиваются Гуамом. Этот архипелаг находится в 250 милях севернее Каролинских островов. Все вместе они образуют большое L Микронезии. 4 самых крупных острова архипелага -- Сайпан, Тиниан, Рота и Гуам -- находятся в его южной части. Именно он них мы будем говорить, и только они имеют какое-то значение.

23 февраля 1944, через 5 дней после мощного удара по Труку, самолеты авианосцев адмирала Митчера сбросили первые американские бомбы на Марианские острова. Командующий силами Тихого океана приказал провести этот налет в основном для того, чтобы получить фотоснимки, так как ни один самолет союзников не показывался над архипелагом с момента падения Гуама в декабре 1941. Подводные лодки Тихоокеанского флота были развернуты вокруг островов, чтобы закончить партию, начатую самолетами. Несколько кораблей попали в перископ лодки "Санфиш" (капитан-лейтенант Э.Э. Келби), которая потопила 2 транспорта. Начиная с того же дня 23 февраля, "Тэнг" (капитан-лейтенант О'Кейн) за 4 дня потопила 4 транспорта. Всего, включая потопленное самолетами, на дно пошли 45000 тонн японских судов.

Решение поставить на повестку дня захват Сайпана, Тиниана и Гуама после захвата Маршалловых островов было принято АКНШ 12 марта 1944. Операция должна была начаться 15 июня. Для этого уже все было готово. Тихоокеанский флот стал много сильнее, получив множество новых военных и вспомогательных кораблей всех типов. Он был способен нанести решающий удар японскому флоту. Большая часть американских сухопутных войск была задействована В Европе, но 3 дивизии морской пехоты и 2 армейские дивизии, дислоцированные на Тихом океане, были готовы принять участие в любой крупной десантной операции этим летом.

Это должна была стать пятая крупная десантная операция вице-адмирала Р. Келли Тэрнера. Он прошел хорошую школу на Гуадалканале и Тараве, которая была подкреплена успехами на Маршалловых островах. Тэрнер стал самым крупным специалистом по высадке десантов в мире. Он лично предусматривал самые мелкие детали. А таких было великое множество, так как в десантной операции ничего нельзя оставлять на волю случая. Скрупулезное планирование обеспечивает успех. Энергичный, стремительный и нервозный Тэрнер был способен резко оборвать младших офицеров, которые приходили к нему с новым предложением. Однако потом он все тщательно обдумывали вносил новшество в планы будущих операций. При всей своей резкости и трудном характере Келли был исключительно умным и честным человеком. 4 апреля он издал приказ, в котором обрисовывал контуры операции "Форейджер". "Целью операции является захват Сайпана, Тиниана и Гуама, чтобы обеспечить контроль над морскими коммуникациями в центре Тихого океана и поддержать будущую атаку против Японии".

Ни одна крупная десантная операция до сих пор не предусматривала такого далекого прыжка, почти в тысячу миль. Операция "Торч" была лишь некоторым ее подобием. Все трудности десантной войны были многократно усилены расстоянием до Марианских островов от континентальных баз союзников и масштабами операции. 535 боевых и вспомогательных кораблей должны были перебросить 127571 человека, из которых 2/3 были морскими пехотинцами. Цель находилась в 1000 миль от Эниветока, ближайшей передовой базы, которая была по сути просто якорной стоянкой. Расстояние до настоящей базы в Пирл-Харборе составляло 3500 миль. Одни только проблемы снабжения делали подобную операцию просто немыслимой еще в 1941, так как подобное расстояние требовало одновременно перевезти весь десантный корпус. Кроме того, это означало, что привлеченные к операции корабли не будут заниматься ни чем другим в течение 3 месяцев.

Очень трудно изменить планы доставки снабжения после того, как создана сеть судоходных маршрутов. Можно увеличить или снизить грузопотоки, перебросить их на другие порты. Однако ничего нельзя изменить, так как это повлечет за собой путаницу и нехватку. Операции такого масштаба и сложности, как "Форейджер" и его преемники, были совершенно новыми для американских штабов (и любых других тоже), поэтому мало кто мог предусмотреть что-то после высадки2 Планирование "Оверлорда" можно привести в качестве прямой противоположности. Но форсирование Ла Манша находилось в стадии планирования под разными названиями с 1942. Нимиц отдал приказ на проведение "Форейджера" всего за 3 месяца до D-дня.. К счастью, командующий 5 Флота адмирал Спрюэнс как раз и относился к этим немногим. Он понимал, что "Форейджер" отнюдь конец света, поэтому нужно увязать его планы и планы Тэрнера с планами создания баз на Марианских островах. Ему удалось наладить тесную связь с вице-адмиралом Уильямом Л. Калхоуном, начальником службы тыла Тихоокеанского флота и подчиненными ему капитанами 2 ранга У.Р. Картером, отвечавшим за различные плавсредства и Огастином Грэем, "нефтяным королем Тихого океана".

Пока Объединенное Экспедиционное Соединение находилось в море, Тихоокеанский флот был реорганизован, чтобы соответствовать ускорению темпа тихоокеанской войны. Старое Командование южной части Тихого океана осталось в Нумеа, который превратился в тыловую базу. Адмирал Хэлси перешел под командование адмирала Нимица, получив титул командующего 3 Флотом, и встал вровень с адмиралом Спрюэнсом. Таким образом, командование Тихоокеанским флотом оказалось разделено между 2 штабами: Спрюэнса и Хэлси. Один занимался планированием и подготовкой, пока второй сражался. Это позволило сократить время между операциями. Быстроходное Авианосное Соединение вице-адмирала Митчера получало название ОС 58, находясь под командованием Спрюэнса, или ОС 38, когда оно переходило к Хэлси. Таким образом, оно действовало практически непрерывно, так же как и большая часть кораблей артиллерийской поддержки. Как заметил адмирал Нимиц: "Команда оставалась той же, но менялся водитель".

Высадка на Сайпан была самым громким вызовом, который союзники когда-либо бросали Японии. Противник считал остров частью своей империи, а также звеном внутреннего оборонительного периметра. Однако, благодаря только что захваченному американцами господству на море, Япония не смогла с апреля 1944 существенно укрепить оборону Сайпана. Командующий армейскими частями генерал Сайто имел всего 22700 человек, когда американцы высадились.

Адмирал Нагумо, потерявший свои авианосцы при Мидуэе, также находился на Сайпане. Он командовал флотом катеров и примерно 6700 моряками. Мы должны благодарить подводные лодки Тихоокеанского флота за то, что Сайто не получал подкреплений. Один японский полк потерял все свое вооружение и боеприпасы, а также большую часть личного состава, когда "Шарк", "Пинтадо" и "Пайлотфиш" разгромили конвой, направленный на Сайпан.

Начианя с 11 июня 4 группы быстроходных авианосцев адмирала Митчера провели серию сильнейших бомбардировок аэродромов на Марианских островах. 7 новых линкоров адмирала Ли 13 июня отделились от ОС 58 Митчера, чтобы обстрелять Сайпан. Но этот обстрел берега завершился провалом, неопытные команды новейших кораблей просто не знали, как это делается. На следующий день прибыли "подранки Пирл-Харбора" и справились гораздо лучше. Под прикрытием их огня команды водолазов-подрывников разведали маршруты, по которым десантные суда должны были подходить к побережью. Японцы не ставили противокатерных мин или заграждений, как это сделали немцы в Нормандии на участке Омаха. Причина крылась в том, что японцы просто не были готовы к обороне. Они собирались только захватывать, а не защищать. Поэтому вся их подготовка свелась к установке береговых батарей.

3. Высадка на Сайпан, июнь 1944

Вот мы и добрались до 15 июня, D-дня высадки на Сайпан. В 5.42 адмирала Тэрнер передал приказ: "Высаживать десант". Капелланы прочитали последнюю молитву и благословили солдат через корабельные громкоговорители. Плавающие транспортеры, полные солдат, принятых на борт на Эниветоке, вывалились из разверстых ртов LST. Морские пехотинцы карабкались по десантным сетям с больших транспортов на катера. Те, кто разглядывал берег через бинокли, могли видеть узкий пляж, ограниченный зарослями кустарника. Кое-где торчали отдельные пальмы или диковинные деревья, усыпанные ярко-алыми цветами. Остров поднимался серией низких уступов, похожих на ступени. Над ним господствовала гора Тапочау. Это не походило ни на один остров, куда до сих пор высаживались морские пехотинцы.

Высадка проводилась силами 2 дивизий на 8 участках при длине фронта почти 4 мили. Исходная линия была намечена в 4000 ярдов от берега. В 1500 ярдах мористее находились 64 LST с ударными частями. Перед судами первой волны двигались 24 канонерки, которые должны были огнем своих 40-мм автоматов поддержать десантников. После этого к берегу двинулись длинные шеренги плавающих транспортеров, волоча за собой хвосты белой пены и брызг. Корабли огневой поддержки -- линкоры, крейсера и эсминцы -- стояли на якоре всего в 1250 ярдах от берега и вели шквальный огонь по укреплениям на участках высадки. Когда транспортеры начали взбираться на прибрежный риф, 72 самолета с эскортных авианосцев, включая 12 "Авенджеров", вооруженных ракетами, ринулись вниз. Подобно ястребам, они промчались над пляжами, обстреливая их и прилегающие зоны. Ракеты издавали звук, похожий на треск гигантских бичей.

В 8.44 первая волна десанта достигла берега и сразу попала под плотный огонь, однако продолжала решительно наступать. Через 8 минут солдаты были на берегу на всех участках, некоторые уже с боем продвигались через аэродром Харан Каноа. Когда около 8.57 прибыла вторая волна, транспортеры первой волны уже начали отход. Они прорезали строй второй, третьей и четвертой волн, что показало исключительное искусство управления водителей. Более 600 LVT и катеров суетились возле берега, однако не произошло ни одного серьезного столкновения, настолько хорошо поработал учебный центр, так хорошо капитан 2 ранга Тейсс и его 50 катеров управления руководили движением. Несмотря на все опасности в первые 20 минут 8000 морских пехотинцев были доставлены на берег. И весь этот долгий день десантные суда неутомимо сновали между транспортами и берегом.

Однако после того, как войска оказались на берегу, все планы были смяты. Причиной для высадки на таком широком фронте было желание захватить достаточный участок побережья, чтобы быстро развернуть войска. Новые волны десанта должны были последовать за первой, окопаться на ночь, на следующий день захватить аэродром и с боем пробиться к противоположному берегу острова в бухту Мажисьенн. После этого Сайпан оказался бы в наших руках, и можно было бы заняться Гуамом. Однако дела пошли совсем не так. Рубеж первого дня был достигнут войсками только на третий день, Сайпан не был захвачен за 3 недели, а высадка на Гуам была отложена до 21 июля.

Главной причиной этих неудач была меткая стрельба японских орудий и минометов, которая помешала транспортерам выполнить поставленные задачи. Этот огонь вынудил большую часть транспортеров выкинуть своих пассажиров возле уреза воды. Однако к наступлению темноты было высажено более 20000 десантников. При этом пострадала 1/10 из них, и была захвачена только половина намеченного плацдарма.

Впереди морских пехотинцев ожидали трудные часы. Есть что-то особенно ужасное в первой ночи на вражеском берегу, когда тебе крепко надавали. Японцы проследили, чтобы никто не спал больше нескольких минут. После серии пробных атак, 16 июня в 3.00 был горнисты возвестили начало генерального наступления. И вот толпа вопящих японцев, размахивая саблями и флагами, бросилась на морских пехотинцев, намереваясь сбросить их в море. Когда одни японцы падали, их тут же сменяли другие. Бои на правом фланге достигли предельной напряженности на рассвете к 5.45. Последнюю атаку остановили 5 танков морской пехоты. После этого японцы отступили под шквалом огня с крейсера "Луисвилл" и эсминцев "Фелпс" и "Монссен", оставив на поле боя более 700 трупов. Морские пехотинцы, скажем прямо, заждались рассвета. Однако он нашел их на прежнем месте.

Это был последний шанс генерала Сайто "уничтожить противника на побережье". Однако он совсем не собирался падать духом, так как верил, что несокрушимый флот принесет ему избавление. К несчастью для него, 5 Флот тоже готовился к этому.

В D-день адмирал Спрюэнс получил сообщение от подводной лодки "Флайинг

Фиш", что группа японских авианосцев вышла из пролива Сан Бернардино. 16 июня в 4.00 он получил сообщение с подводной лодки "Сихорс" о контакте со вторым японским соединением, двигающимся севернее пролива Суригао.

Правильно оценив намерения этих кораблей, Спрюэнс быстро отменил намеченную

на 18 июня высадку на Гуам и отправился на борт флагманского корабля

Тэрнера, чтобы встретиться с ним и генералом Холландом Смитом. Там было

принято решение немедленно отправить резерв (27 пехотную дивизию) на

Сайпан, забрать часть крейсеров и эсминцев из групп артиллерийской поддержки, чтобы усилить прикрытие авианосцев и продолжать разгрузку до сумерек 17 июня. После этого планировалось отправить транспорты на восток, подальше от опасности, пока не закончится морской бой.

4. Подготовка к решающей морской битве

Пока силы Нимица, Хэлси и МакАртура наступали в центре, на юге и юго-западе Тихого океана, японский Объединенный Флот отстаивался на месте. Он торчал либо в лагуне Трука, либо в Лингга Роудз в Сингапуре или во Внутреннем море в Японии.

Объяснение такой пассивности кроется в резком усилении американской авиации, тогда как Япония оказалась в очень трудном положении. Она имела авианосный флот без самолетов, которые погибли в бесплодных попытках защитить Рабаул. Но к весне 1944 новые авиагруппы были по крайней мере частично подготовлены, и адмирал Тоёда почувствовал себя достаточно сильным, чтобы вернуться к стратегии Ямамото и попытаться уничтожить американский Тихоокеанский флот в решающей битве. В качестве командующего был выбран единственный человек, который мог это сделать, если такое вообще было возможно в принципе. Вице-адмирал Одзава Дзисабуро в ноябре 1943 сменил адмирала Нагумо на посту командира авианосного ударного соединения. Одзава стал главнокомандующим 1 Мобильного Флота, в который были сведены 90% всех кораблей японского флота. Это был умный офицер и опытный моряк. Одзава был достойным противником Митчера и Спрюэнса.

3 мая его непосредственный начальник адмирал Тоёда отдал подготовительные приказы на операцию A-GO, целью которой было уничтожение Спрюэнса. Он намеревался "завлечь" жертву в воды между Палау, Япом и Волеаем, где базовая и авианосная авиация смогут уничтожить ее. Но в любом случае следовало нанести удар 5 Флоту.

Корабли Одзавы встретились 16 мая в Тави-Тави, на самом западном острове архипелага Сулу. Он имел 6 авианосцев, 5 линкоров, 7 тяжелых крейсеров, 34 эсминца и 6 танкеров. Но его корабли, стоявшие на открытом рейде, были замечены подводными лодками "Боунфиш" и "Паффер". Последняя потопила 2 танкера, еще больше ускорив таяние японского танкерного флота. Подводная лодка "Хардер" (капитан-лейтенант С.Д. Дили) поработала еще лучше. С 3 по 8 июня она потопила 3 эсминца. Это был первый вклад американских подводных лодок в надвигающуюся битву. Вторым были упомянутые выше 2 сообщения о контактах с Одзавой, которые заставили адмирала Спрюэнса отложить вторжение на Гуам и начать готовиться к бою. Эти контакты были особенно важны, так как даже "Либерейторы" с Мануса с их радиусом поиска 1100 миль не смогли обнаружить приближение Одзавы. Он достаточно благоразумно обошел их зону поиска.

Готовясь к "решающей битве", японцы разместили несколько сотен базовых самолетов морской авиации на Марианских и Каролинских островах. Эти силы должны были потопить по крайней мере 1/3 американских авианосцев до того, как они столкнутся с Одзавой. Однако достижения 1 Воздушного Флота оказались мизерными. Точно такими же были и успехи 25 подводных лодок, действовавших во время Марианской кампании. Они не собрали никакой ценной информации, не потопили ни одного корабля. Согласно японской доктрине, в мае эти лодки были развернуты на линии NA, чтобы закрыть проход в воду, куда верховное командование хотело -- и надеялось -- завлечь американский флот. Спрюэнс, как и при Мидуэе, не стал делать то, чего желал противник. Вместо этого Тихоокеанский флот покинул район развертывания японских лодок и отправил туда свору эскортных миноносцев. Они потопили не меньше 17 подводных лодок. Из них 6 были потоплены в последние 12 дней мая эскортным миноносцем "Инглэнд" (капитан-лейтенант У.Б. Пендлтон) из состава поисково-ударной группы капитана 2 ранга Гамильтона Хэйнса. Это достижение превысило успехи кораблей Атлантического флота, о которых мы поговорим в следующей главе.

15 июня, когда адмирал Тоёда получил сообщение о высадке на Сайпане, он приказал начать выполнение плана A-GO и дать решающий бой. Разговоры о том, чтобы "заманить" американский флот на юг, прекратились.

С 15 по 18 июня авианосные соединения искали друг друга. Мы напомним их численность:

КОРАБЛИ

авианосцы легкие авианосцы линкоры тяжелые крейсера легкие крейсера эсминцы

Япония 5 4 5 11 2 28

США 7 8 7 8 13 69

АВИАЦИЯ

истребители пикировщики торпедоносцы Всего гидросамолеты Всего

Япония 222 113 95 430 43 473

США 475 232 184 891 65 956

Таким образом, Одзава уступал Спрюэнсу по всем статьям, кроме тяжелых крейсеров. Однако он располагал 3 тактическими преимуществами, которые заставляли его верить в победу. Первое. Одзава рассчитывал на помощь 90

- 100 базовых самолетов с Гуама, Роты и Япа, тогда как Спрюэнс аналогичной помощи не имел. Второе. Японские авианосные самолеты из-за отсутствия брони и самозатягивающихся баков имели большую дальность полета, чем американские. Самолеты Одзавы могли проводить поиск на расстоянии 560 миль, самолеты Митчера -- только 350. Японские самолеты могли атаковать с расстояния 300 миль, а наши могли это делать только с расстояния 200 миль, хотя некоторые из них 20 июня и отважились пролететь 300 миль. Третье. Восточный пассат давал Одзаве свободу маневра. Он мог сближаться с противником, поднимая и принимая самолеты. Японцы имели еще одно тактическое преимущество, о котором Одзава не подозревал. Они имели только одну задачу -- уничтожить вражеский флот, тогда как Спрюэнс должен был прикрывать и поддерживать американский десант на Сайпане. Это привязывало его к острову.

Все эти тактические преимущества японцев должны были компенсировать плохую подготовку их летчиков. В это время в американском флоте летчик должен был пройти 2-летный курс обучения и налетать более 300 часов, прежде чем он считался готовым к полетам в авианосца. Большая часть летчиков Митчера уже была настоящими ветеранами. В это же время летчики Одзавы имели только 6 месяцев тренировок, когда он вышел из Тави-Тави. 2 дивизия авианосцев вообще имела только 2 месяца тренировок. Более того, месяц, проведенный в Тави-Тави до выхода в море, был просто потерян, так как флот стоял на якоре, чтобы сберечь топливо. Не имея аэродрома или движущегося авианосца для тренировок, летчики теряли квалификацию.

Адмирал Спрюэнс, победитель при Мидуэе, командующий 5 Флотом, был опытным командиром, не избалованными победами. Очень скромный по характеру, он не хотел никакой известности и буквально закрывался, как устрица, в присутствии журналистов. Он никому не завидовал, никого не считал соперником, а просто шел вперед, одерживая победы для своей страны.

Обычно в качестве флагмана он выбирал не новейший линкор, а старый тяжелый крейсер "Индианаполис", который был не столь важен.

Вице-адмирал Митчер тоже был простым, непритязательным человеком с приятыми манерами и тихим голосом. Он тоже избегал известности, насколько мог.

Однако его тощая жилистая фигура, продубленное ветрами и морозами лицо и кепка с длинным козырьком против его собственного желания "создали образ". Один из пионеров морской авиации, Митчер рос вместе с авианосцами. С марта 1944 он командовал Быстроходным Авианосным Соединением Тихоокеанского флота. Митчер заслужил преданность и восхищение своих людей исключительно хорошим выполнением обязанностей и необычным вниманием к ним. Спасательные операции для него были так же важны, как сам бой. Стараться спасти жизни летчиков для него было также естественно, как рисковать ими для уничтожения врага. Адмирал Митчер, державший флаг на авианосце "Лексингтон", был тактическим командующим в бою в Филиппинском море. Однако главные решения принимал все-таки адмирал Спрюэнс.

Из 4 командиров оперативных групп, находившихся в подчинении Митчера, самым старшим был контр-адмирал Джон У. Ривз (ОГ 58.3, флагман "Энтерпрайз"). Спокойный, стойкий, надежный офицер, он всегда мог положиться на своих людей. Немного моложе его был контр-адмирал Альфред Э. Монтгомери (ОГ 58.2, флагман "Банкер Хилл"), однако он больше прослужил в морской авиации. Ранее Монтгомери командовал "Рэйнджером" и дивизией эскортных авианосцев. Следующим был контр-адмирал Джозеф Дж. Кларк (флагман "Хорнет"). Наполовину индеец чероки, наполовину южный методист, но боец по обеим линиям.

Красочная фигура, он больше напоминал отчаянного покорителя Запада, чем морского офицера. Однако Кларк досконально знал свое дело и действовал энергично и решительно. Специалист по морской авиации, он получил чин адмирала в 50 лет и только что сменил контр-адмирала Фредерика К. Шермана на посту командира ОГ 58.1. Контр-адмирал У.К. Хэррил, летчик с 1921, недавно сменил адмирала Гинджера в качестве командира ОГ 58.4, подняв флаг на "Эссексе" (капитан 1 ранга Р.Э. Офсти).

Как хороший пример спокойствия Спрюэнса можно привести тот факт, что, когда адмирал узнал о сообщениях подводных лодок, заметивших противника в Филиппинском море, он спокойно подсчитал, сколько времени потребуется противнику, чтобы пересечь море, и позволил Джоко Кларку выполнить намеченную атаку Иводзимы и Титидзимы, находящихся на севере. И очень хорошо, что он так поступил. Самолеты Кларка уничтожили десятки японских самолетов, ожидавших приказа атаковать американский десант на Сайпане.

Келли Тэрнер, который 16 июня согласился со Спрюэнсом, что все признаки указывают на приближение большой морской битвы за господство в Филиппинском море, одолжил 5 тяжелых и 3 легких крейсера и 21 эсминец, чтобы усилить эскорт авианосцев. Так как Джоко Кларк в этот момент бомбил Иводзиму, Спрюэнс назначил рандеву всему флоту в 160 милях западнее Тиниана 18 июня в

16.00. 17 июня в 14.15 он отдал очень простой боевой приказ.

"Наша авиация прежде всего должна уничтожить вражеские авианосцы, а потом атаковать линкоры и крейсера противника, чтобы вывести их из строя или снизить их скорость. Линейные Силы уничтожат флот противника в артиллерийском сражении, если противник предпочтет сражаться, или добьют поврежденные корабли, если противник будет отходить. Бой с противником должен вестись с предельной энергией, чтобы обеспечить полное уничтожение его флота. Эсминцы, на которых не хватает топлива, должны вернуться к Сайпану, если им потребуется дозаправка.

Желаю, чтобы вы самостоятельно следовали на выбранные позиции и рассчитали свои маневры так, чтобы встретиться с противником в наиболее выгодных условиях. Когда будет необходимо, я выпущу общие директивы, оставляя детали на усмотрение ваше и адмирала Ли".Во всех авианосных кампаниях, начиная с Гилбертовых островов, Линейные Силы, состоящие из быстроходных линкоров, тяжелых крейсеров и эсминцев находились под командованием вице-адмирала Уиллиса Э. Ли. Они находились в готовности отделиться от авианосцев и встретиться с Объединенным Флотом в артиллерийском бою, если это потребуется. В этом бою Митчер сформировал Линейные Силы 18 июня и расположил их в 15 милях на SW от авианосцев, чтобы прикрыть те зенитным огнем.

Спрюэнс также предупредил Митчера и Ли, что "ОС 58 должно прикрыть Сайпан". Все передвижения должны быть привязаны к этой цели.

Весь день 18 июня оба соединения продолжали искать друг друга. Японцы, имевшие большой радиус поисков, получили больше информации о Спрюэнсе, чем тот о них. В 15.40 Одзава повернул на юг, намереваясь держать авангард вице-адмирала Курита (легкие авианосцы "Титосэ", "Тиёда", "Дзуйхо") на расстоянии 300 миль от 5 Флота. Главные силы Одзавы (в том числе все 5 крупных авианосцев) должны были держать дистанцию 400 миль. Это позволило бы японцам использовать преимущество большей дальности полета своих самолетов и выбрать по своему усмотрению момент начала боя. 19 июня к 4.15 Одзава завершил развертывание и он был готов обрушить на Спрюэнса удар 300 самолетов. Тот, не имея представления о месте Одзавы, продолжал двигаться на восток, подозревая, что японцы хотят обойти его и атаковать десантные силы возле Сайпана.

5. Бой в Филиппинском море, 19 - 21 июня

19 июня навсегда останется в наших морских анналах, так же, как и 4 июня. Рассвет начался в 4.30, день обещал быть теплым и тихим. Незадолго до 6.00 солнце поднялось над голубым океаном, окрасив на несколько секунд надстройки авианосцев золотом. Ночные облака быстро растаяли, и море превратилось в лазурь с серебряными блестками. На небе не осталось ни облачка, где могли бы укрыться самолеты. Ветер силой 9 - 12 узлов по-прежнему дул с востока, заходя с ONO на OSO. Видимость была неограниченной. С высоких надстроек "Лексингтона" можно было видеть горизонт на 40 миль вокруг.

5 Флот развернулся в линию с севера на юг. Каждое оперативное соединение

шло в круговом ордере диаметром около 4 миль, центры этих кругов разделяли

12 миль. Таким образом, флот развернулся на территории 25 на 35 миль.

Флагманский авианосец "Лексингтон" находился в 90 милях на NW от Гуама и в

110 милях на SW от Сайпана. Так как противник пока не был обнаружен, Спрюэнс

предложил Митчеру провести утром налет на Гуам. Одзава (как он правильно предположил) рассчитывает на помощь базовых самолетов с этого острова и будет использовать Гуам для заправки собственных самолетов. Поэтому было крайне заманчиво заранее лишить его этих резервов. Первая фаза боя в Филиппинском море стала серией схваток истребителей, которая началась в

8.30 над Гуамом. Около 33 "Хеллкэтов" атаковали превосходящие их по численности японские самолеты, но противник продолжал поднимать множество самолетов с аэродрома Ороте. "Хеллкэты" нашли чем заняться.

"Великая Марианская охота на индюков", как летчики назвали основную фазу этого боя, началась 19 июня в 9.59, когда американский радар засек ударную группу на расстоянии 150 миль к западу. Это была первая из 4 крупных атак самолетов Одзавы. В 10.23 на авианосцах Митчера сыграли боевую тревогу, и они развернулись против ветра, подняв на перехват все истребители. Чтобы очистить полетные палубы, бомбардировщики отправили крутиться в воздухе. Первая японская волна состояла из 69 самолетов. "Хеллкэты" с "Эссекса", "Каупенса", "Банкер Хилла" и "Принстона" перехватила ее далеко к западу от флота. Они сбили по крайней мере 25 японских самолетов. Примерно 40 японцев продолжали лететь к цели, подошли новые "Хеллкэты" и уничтожили еще 16.

Один японец прорвался к Линейным Силам и добился прямого попадания в "Саут Дакоту". Ни один самолет не добрался до американских авианосцев, и уцелело только 24 из 69.

Вторая волна из 130 самолетов взлетела с авианосцев самого Одзавы около

9.00. Сразу после их взлета подводная лодка "Альбакор" (капитан 2 ранга Дж.

У. Блэнчард) торпедировала флагманский корабль "Тайхо", самый новый и самый крупный (33000 тонн) авианосец японского флота. Крупнее него был только "Саратога". "Тайхо" был потоплен единственной торпедой. Он внезапно взорвался и затонул, унеся с собой 3/4 экипажа. Но раньше него на дно пошел один из ветеранов атаки Пирл-Харбора "Сёкаку". Он стал жертвой подводной лодки "Кавэлла" (капитан-лейтенант Г. Дж. Косслер).

Вторая волна самолетов Одзавы кончила еще хуже, чем первая. Не вернулись 98 самолетов из 130. Около 20 прорвались к линкорам адмирала Ли, задали хорошую трепку патрульному эсминцу "Стокхэм" и положили бомбы рядом с 3 линкорами. 6 самолетов сумели добраться до авианосцев, но стали жертвой воздушных патрулей и зениток.

Третья волна из 47 самолетов, поднятых с "Дзуньё" и "Рюхо" в 10.00, к счастью для себя отправилась в точку ложного контакта и не нашла противника. Она большей частью благополучно вернулась назад. Только 10 или 12 самолетов вступили в бой, причем 7 из них были сбиты "Хеллкэтами" с "Хорнета", "Йорктауна" и других авианосцев.

"Дзуйкаку", "Дзуньё" и "Рюхо" в 11.00 начали поднимать четвертую волну из

82 самолетов. Они тоже были отправлены к ложному контакту на SW от Гуама. У самолета-разведчика просто был неисправен компас. Там они ничего не нашли и повернули на север. 6 самолетов атаковали группу Монтгомери, попаданий не добились и все, кроме 1, были сбиты. 18 самолетов сцепились с "Хеллкэтами" и потеряли половину своих. 49 самолетов попытались сесть на Гуам, были атакованы 27 "Хеллкэтами" с "Каупенса", "Эссекса" и "Хорнета", которые сбили 30 японских самолетов. Оставшиеся 19 были так повреждены при посадке, что больше в бою не участвовали. Таким образом, только 9 самолетов из 82 вернулись на свои авианосцы.

Во время этих 4 атак не были забыты Гуам и Рота. Бомбардировщики Митчера, которым запретили садиться, чтобы не загромождать палубы, использовали передышку для обстрела стоящих на земле японских самолетов и аэродромных сооружений. Группа истребителей с "Йорктауна" патрулировала над Гуамом до заката, когда ее сменили самолеты с "Хорнета" и "Эссекса". На них пала честь провести последний бой в этот богатый событиями день. 4 "Хеллкэта" под командой капитан-лейтенанта Брюэра, который отличился утром во время перехвата первой волны, патрулировали над аэродромом Ороте, когда заметили подкрадывающийся на малой высоте "Джилл". Когда F6F пошли вниз, чтобы сбить его, на них набросилось вчетверо больше базовых "Зеро". Американские пилоты сумели вырваться, однако Брюэр и его ведомый погибли. Наступившая в 18.45 темнота завершила этот бой. Небо было полностью очищено от японских самолетов. Лишь жалкие остатки сумели удрать на свои авианосцы.

Это была самая крупная авианосная битва войны. В ней участвовали силы, в 3 или 4 раза превышающие силы сторон при Мидуэе. Победа была настолько полной, что более японская морская авиация больше не рисковала вступать с нами в бой. Действовали только самоубийцы. 19 июня во время "Великой Марианской охоты на индюков" Одзава потерял 346 самолетов и 2 авианосца. Флот Соединенных Штатов потерял 30 самолетов, и 1 бомба попала в линкор, не причинив никаких повреждений. Более 8 часов в воздухе шли упорные жестокие бои, которыми управляли с борта кораблей. Боевые информационные центры авианосцев отслеживали японские самолеты, группы наведения истребителей, находящиеся на эсминцах, распределяли перехватчики, умелые палубные команды авианосцев работали с предельным напряжением принимая и обслуживая самолеты, меткий зенитный огонь кораблей адмирала Ли -- все внесли свой вклад. Но самым главным были умение, инициатива и непоколебимая отвага молодых пилотов "Хеллкэтов". Именно они сделали этот день один из самых славных в истории Америки.

Теперь настало время отмщения. 19 июня в 20.00, приняв свои самолеты, 3 группы американских авианосцев из 4 отправились на поиск противника. Они двигались со скоростью всего 23 узла, чтобы сэкономить топливо. ОГ 38.4 Хэррилла должна была принимать топливо на следующий день, поэтому она осталась позади, чтобы заняться остатками японской авиации на Роте и Гуаме.

Снова американские самолеты-разведчики ничего не нашли. Только 20 июня в

15.40 пилот "Авенджера" с "Энтерпрайза" заметил корабли Одзавы. Они находились в 275 милях от американских авианосцев. Митчер быстро принял решение отправить в атаку все самолеты, даже если принимать их придется после наступления темноты. В 16.20 ОС 58 развернулось против ветра и подняло в воздух все, что имело на палубах -- 216 самолетов с 10 авианосцев стартовали за исключительно короткое время, всего за 10 минут. В 18.40 эти самолеты заметили противника. Природа обеспечила прекрасное зрелище с точки зрения художника, но пилоты были на сей счет иного мнения. Примерно половину неба закрывали ярко окрашенные солнцем облака. Тонкий золотой серпик старого месяца опускался в море, обещая темную ночь. Американские самолеты, пролетев 300 миль, оказались на самом пределе своей дальности, поэтому у них не оставалось времени провести организованную атаку. К счастью для них Одзава тоже не перестроил свой потрепанный флот.

6 танкеров, прикрываемые 6 эсминцами, были первой группой вражеских кораблей, которую заметили летчики. Они отстали, когда Одзава увеличил скорость. Некоторые американские пикировщики атаковали танкеры и повредили 2 из них. Японцам пришлось их затопить. 4 "Авенджера" с "Белло Вуда" под командой лейтенанта Джорджа Б. Брауна всадили 2 торпеды в "Хиё" и потопили авианосец. Но при этом Браун погиб. Попадания получили "Дзуйкаку" и несколько других кораблей, однако они не были смертельными. Это бой стоил Одзаве 65 из 100 самолетов, оставшихся у него после "охоты на индюков". В бою погибли только 20 из 216 американских самолетов.

Гораздо больше было потеряно при ночной посадке, которая проходила с 20.45 до 23.00. Хотя адмирал Митчер, презрев все доктрины и не опасаясь подводных лодок, приказал всем кораблям включить огни, это не сделало посадку легче. Почти половина самолетов села не на свои авианосцы, четверть самолетов разбилась или села на воду, после того, как кончился бензин. К счастью, эсминцы-спасатели сработали отлично.

В полночь Спрюэнс снова повернул на запад, не для того, чтобы догнать Одзаву, а чтобы подобрать севших на воду летчиков и найти подбитые вражеские корабли. Одзава, корабли которого сохранили ход, всю ночь увеличивал расстояние от американцев. 21 июня в 19.20 Спрюэнс прекратил погоню и повернул обратно к Сайпану. На обратном пути его корабли с помощью гидросамолетов с плавбаз подобрали 59 летчиков, которые в ином случае были обречены на гибель. Таким образом, из всех экипажей, участвовавших в атаке 20 июня, погибли только 20 пилотов и 33 члена экипажа. Общие потери американских авианосцев от всех причин за 2 дня боев составили 130 самолетов и 76 летчиков.

Упавшие духом и разгромленные японцы 22 июня вернулись на Окинаву. У Одзавы осталось всего 35 исправных самолетов из 430, которые он имел утром 19 июня. Кроме того, он потерял 31 из 43 корабельных гидросамолетов. Погибло также примерно 50 самолетов, базировавшихся на Гуаме. 3 самых крупных авианосца были потоплены, уничтожено 480 самолетов, причем почти все со своими экипажами. В третий раз японские авианосные авиагруппы были начисто истреблены. И на сей раз восстановить их до октября, когда началась битва за лейте, не удалось.

Хотя адмирала Спрюэнса критиковали за то, что он не предпринимал активных действий 18 июня или 20 июня не вел преследование более настойчиво, нет никаких сомнений в том, что его стратегия была правильной. Если бы он устремился на запад, а не ожидал атаки возле Гуама, он вряд ли уничтожил бы больше неприятельских самолетов, зато рисковал потерять часть своих кораблей. Есть только одна вещь, за которую американцев стоит критиковать. Митчер не смог отправить самолеты на поиски Одзавы после заката 19 июня. Если бы это было сделано, воздушный бой 20 июня мог начаться утром, тогда американцы добились бы лучших результатов. Но Митчер отказался вести разведывательные полеты ночью, опасаясь за жизнь пилотов. Он чувствовал, что его летчики после целого дня боев нуждаются хотя в капле отдыха. Ему следует воздать должное за блестящее тактическое руководство и желание сохранить жизнь людям. Также следует отметить стратегически правильные решения Спрюэнса. Он выбрал такую диспозицию, которая позволила нанести противнику максимальные потери и не потерять ни одного своего корабля. Мы не должны забывать и подводные лодки, которые так активно содействовали авианосцам в боя в Филиппинском море, которое стало одним из решающих сражений войны.

6. Марианские острова захвачены, июнь - август 1944

После этой битвы судьба Марианских островов была предрешена, однако японцы отказывались признать это. Впереди были еще 2 недели ожесточенных боев на Сайпане, после чего следовало захватить Тиниан и Гуам. Основную работу на Сайпане проделали пехотинцы американской армии и 2 дивизий морской пехоты. Однако флот был там, каждый день помогая огнем своих орудий. Как записал генерал Сайто, командующий японскими войсками на острове: "Мы чувствовали, что смогли бы выстоять в решающей битве с врагом, если бы не было артогня с кораблей".

Количество и качество корабельной поддержки одинаково интересны. В начале кампании эскортные авианосцы экспедиционных сил под командованием контр-адмиралов Богана, Саллады и Стампа держали с рассвета до заката в воздухе дежурные 16 истребителей и 20 бомбардировщиков. Они кружили в 2 районах примерно в 8 милях от берега, чтобы немедленно провести атаку по заказу войск. Это было новой чертой в амфибийной войне. С 22 июня самолеты эскортных авианосцев и армейские Р-47 базировались на аэродроме Айсели (бывший Аслито) на Сайпане. Они стали очень важным фактором боев. Капитан 1 ранга Р.Ф. Уайтхед, командующий авиацией поддержки, руководил их действиями с борта флагманского корабля Тэрнера "Рокки Маунт". Он получал вызовы от береговых корректировочных постов, наступавших вместе с войсками, и направлял туда дежурные самолеты.

Батальон морских пехотинцев под командой полковника Р.М. Томпкинса захватил гору Тапочау 27 июня. Однако японцы продолжали защищать каждую пядь земли. Когда была проведена последняя самоубийственная атака, генерал Сайто и адмирал Нагумо уже совершили самоубийство.

Захват Сайпана стоил американской армии и морской пехоте 3426 убитых и пропавших без вести. Погибло около 24000 японцев, 1780 (более половины корейские рабочие) были взяты в плен. Сотни японских гражданских лиц совершили самоубийство, прыгнув с береговых обрывов на севере Сайпана. Несколько дней наши патрульные корабли видели плавающие трупы -- печальное свидетельство нежелания японцев сдаваться.

Высадка на Тиниан была проведена 24 июля. Она была превосходно спланирована и безукоризненно выполнена теми же морскими пехотинцами и силами флота, которые захватили Сайпан. Морская пехота, которой здесь не мешали медлительные армейские подразделения, мчалась вперед со своим обычным пылом. Через 7 дней остров был захвачен. Американцы потеряли 389 убитыми и 1816 ранеными.

Гуам, самый важный из Марианских островов, принадлежал американцам еще до войны. Он был захвачен последним. Неожиданно упорное сопротивление японцев на Сайпане показало, что освобождение Гуама потребует 3 дивизий, тогда как имелись всего 2. Требовалось перевезти с Оаху 77 пехотную дивизию, однако японцы на Гуаме передышки не получили. Адмирал Конолли получил возможность спланировать и провести самую мощную артиллерийскую подготовку высадки за всю войну.

Десантные операции трудны и опасны для людей, незнакомых с ними. Однако они легки и действенны, когда ими занимаются хорошо обученные моряки и специально подготовленные войска. Контр-адмирал Ричард Л. Конолли, крепкий, гениальный, предусмотрительный и методичный, любил планирование не меньше боев. Он лично подготовил большую часть планов высадки на Гуам в штабе генерале Роя Гейджера на Гуадалканале. Гейджер командовал войсками десанта. Ежедневные обстрелы с кораблей и бомбардировки начались 8 июля и продолжались до D-дня 21 июля. Команды водолазов-подрывников подготовили почти полностью безопасные проходы через рифы. Морская пехота и армейские солдаты сражались умело и отважно с упорным противником, который хорошо использовал местность. Тяжелые потери (1435 убитых и 5646 раненых) были почти вдвое меньше, чем на Сайпане. Гуам стал пиком операции "Форейджер", которая завершилась ровное через 2 месяца после первого выстрела. 12 августа 1944 Восточно-Филиппинское море, небо над ним, основные острова архипелага оказались под американским контролем. Эти острова были такими же мощными и хорошо укрепленными базами, как Гуадалканал и Нью Джорджия. Однако, чтобы захватить их, потребовалось гораздо меньше времени!

Генерал Тодзио и его кабинет ушли в отставку 18 июля, в день, когда было объявлено о потере Сайпана. Это был первый шаг Японии к миру, однако

Япония так не хотела признавать свое поражение, что эта дорога заняла еще целых 13 месяцев.

Теперь мы можем отвлечься от Тихоокеанской войны и вернуться к операциям на

другой стороне земного шара. В Атлантическом океане, в Италии и Франции,

Атлантический флот США делал все возможное, чтобы выполнить основное

стратегическое решение 1941: в первую очередь разгромить европейских

партнеров Оси.



Дальше