С. Э. Морисон: Флот двух океанов Содержание / / На главную страницу

Глава 6.

БОИ АВИАНОСЦЕВ, КОРАЛЛОВОЕ МОРЕ, МИДУЭЙ, декабрь 1941 - июнь 1942

1. Остров Уэйк и налет на Токио, декабрь 1941 - апрель 1942

"Ситуация на Тихом океане крайне тяжелая", -- писал президент Рузвельт

Уинстону Черчиллю 9 марта 1942. Первые 4 месяца 1942 были самым тяжелым периодом войны для союзников, причем на всех фронтах. Казалось, что вступление Америки в войну лишь увеличит число жертв, которые войска Оси разорвут в клочья. На Восточном фронте после зимнего затишья германские армии возобновили победоносное наступление на Кавказ. Сокрушительные удары германских подводных лодок и итальянские боевые пловцы в гавани Александрии превратили британский Средиземноморский флот в эскадру крейсеров и эсминцев. На просторах Атлантики и в Карибском море подводные лодки топили наши торговые суда гораздо быстрее, чем мы их строили. На Среднем Востоке Роммель успешно выполнял приказ Гитлера задавить англичан. На Дальнем Востоке японцы готовились вышвырнуть американцев, англичан и голландцев из их последних крепостей. Но потом для союзников мелькнул луч света в Коралловом море и зажглась заря над Мидуэем. Россия успешно отстояла Москву и Сталинград, Окинлек выиграл первую битву у Эль Аламейна, и к войскам свободы вернулась надежда.

В центральной части Тихого океана первые месяцы после Пирл-Харбора были действительно мрачными. Остров Уэйк, наиболее важный форпост между Оаху и Гуамом имел гарнизон всего из 500 человек, большей частью морских пехотинцев. Ими командовали капитан 2 ранга У. Скотт Каннингхэм и майор морской пехоты Джеймс Деверо. С помощью эскадрильи истребителей и нескольких береговых орудий, самые крупные из которых имели калибр всего 5", они 13 декабря отбили попытку японцев высадить десант. Это был единственный случай за всю войну, когда десантное соединение было отброшено и понесло потери. Но японцы вернулись с более крупными силами и 23 декабря захватили Уэйк, после того, как крупное американское соединение с подкреплениями под командованием контр-адмирала Фрэнка Джека Флетчера, имевшее в своем составе авианосец "Саратога", было отозвано командующим силами Тихого океана.Адмирал Уильям С. Пай, который сменил адмирала Киммеля. Однако в этой неудаче больше повинен Флетчер, который потратил много времени на ненужную дозаправку, хотя имел приказ следовать к Уэйку как можно быстрее. Американские солдаты, захваченные в плен, были отправлены в Шанхай. По пути японские командир обезглавил пару человек, чтобы покрасоваться перед своими солдатами. Примерно сотня гражданских рабочих была оставлена на Уэйке, чтобы работать на японцев. Позднее они были казнены.

В последний день 1941, когда в Вашингтоне адмирал Кинг был назначен начальником штаба флота, адмирал Честер У. Нимиц стал главнокомандующим силами Тихого океана. На своем первом совещании в бывшем штабе Киммеля в Пирл-Харборе он заверил офицеров, что верит в них и объявил, что они будут служить в его штабе. Этот поступок поднял настроение в Пирл-Харборе, которое тогда было близко к абсолютному нулю. Нимиц был скромен в поведении и сдержан в речах. Флоту очень повезло с его назначением. Он восстановил на флоте уверенность в себе, пропавшую после Пирл-Харбора. Нимиц имел достаточно терпения, чтобы спокойно переждать период поста. Он никогда не делал ничего, чтобы просто сделать что-то. Нимиц имел достаточно способностей, чтобы организовать руководство не только флотом, но и всем театром военных действий. Он был достаточно тактичен, чтобы наладить хорошие взаимоотношения с другими видами вооруженных сил и с союзниками. Такой командир сумел сплотить своих подчиненных в единую боевую команду. Нимиц был достаточно смел, чтобы идти на необходимый риск, и в то же время достаточно умен, чтобы на основе разведданных и собственных оценок выбрать правильную стратегию и нанести поражение Японии.

Какое-то время мы не могли ничего предпринять, кроме рейдов "бей - беги", какие англичане практиковали в Европе. На Тихом океане авианосцы помогали реализовать эту стратегию слабых. Группа "Энтерпрайза" под командованием адмирала Хэлси 1 февраля 1942 нанесла удар по Кваджеллейну в группе Маршалловых островов. Ее самолеты потопили транспорт, тяжело повредили 9 других судов и убили коменданта атолла. Затем группа "Лексингтона" под командованием адмирала Брауна совершила набег на Рабаул. Японская авиация, базирующаяся там, нанесла ответный удар. 20 февраля завязался воздушный бой между японскими и американскими самолетами. Наши летчики выиграли этот раунд. Особенно отличились Джон С. Тэч и Батч О'Хэйр. 10 марта соединение Уилсона Брауна, усиленное "Йорктауном", атаковало Лаэ и Саламауа на северном побережье Новой Гвинеи. Авианосцы находились возле Порт-Морсби, когда поднимали самолеты. Им пришлось перевалить через хребет Оуэн Стэнли по пути к цели.

Но эти рейды бледнеют на фоне рейда Хэлси - Дулитла на Токио, проведенного в апреле. Так как флот не имел авианосных бомбардировщиков, имеющих радиус действия больше, чем у японских береговых патрульных самолетов, армейская авиация одолжила 16 бомбардировщиков В-25 "Митчелл". Они были погружены на палубу авианосца "Хорнет" (капитан 1 ранга Марк Э. Митчер). Авианосец "Энтерпрайз" (капитан 1 ранга Джордж Д. Мюррей) должен был обеспечить воздушное прикрытие. Контр-адмирал Раймонд Э. Спрюэнс командовал крейсерами, а капитан 1 ранга Ричард Конолли -- эсминцами прикрытия. Хотя пилотов В-25 можно было обучить полетам с авианосца, палуба была слишком короткой, чтобы они смогли сесть обратно. Поэтому самолетам пришлось пролететь 668 миль между "Хорнетом" и Токио, сбросить бомбы, а потом пролететь еще 1100 миль до китайского аэродрома. Эта ударная группа под командование подполковника Джеймса Г. Дулитла поднялась в воздух 18 апреля в 8.24. она была над Токио в полдень. Японцы были захвачены врасплох, точно так же, как мы в Пирл-Харборе. Ни один В-25 не погиб над Японией, однако несколько самолетов разбились при посадке в Китае или сели на воду возле берега. 2 пилота, захваченные японцами, были казнены. Эту практику они проводили в течение всей войны, что привело после войны к повешению нескольких высших офицеров, ответственных за это.

Наш "ответ на Пирл-Харбор" не причинил и тысячной доли потерь, которые понесли мы. Однако американский народ, который уже 19 недель не получал хороших новостей, воспринял это сообщение с подъемом. Японское командование, которое так и не догадалось, откуда прилетели бомбардировщики (заявление Рузвельта, что они прилетели из Шангри-Ла, ничем им не помогло), стянуло для защиты Токио сотни самолетов. И, что гораздо более важно, оно пересмотрело свои военные планы. Это привело к перенапряжению сил японцев и закончилось разгромом при Мидуэе.

2. Бой в Коралловом море, 3 - 8 мая 1942

Лиддел-Гарт назвал это "стратегическим перенапряжением". Японские адмиралы после войны назвали то же самое "победной лихорадкой". Императорскую Ставку уже не удовлетворяли самые стремительные и самые колоссальные захваты в современной истории. Она выработала план дальнейшей агрессии. Во-первых, следовало захватить Тулаги на Соломоновых островах и Порт-Морсби на Новой Гвинее, чтобы обеспечить господство в воздухе над Коралловым морем. Объединенный Флот пересечет Тихой океан, уничтожит американский Тихоокеанский флот и попутно захватит остров Мидуэй и западные Алеутские острова. Затем будет создан оборонительный периметр по линии Атту - Мидуэй - Уэйк - Маршалловы - Соломоновы острова. Вслед за этим, если бы японские планы не разлетелись вдребезги при Мидуэе, последовало бы вторжение на Новую Каледонию, Фиджи и Самоа с целью изолировать Австралию.

Единственным реалистичным моментом этого грандиозного плана, который впрочем тоже не сработал, была попытка адмирала Ямамото навязать бой Тихоокеанскому флоту. Он знал, что следует полностью уничтожить его к 1943, иначе американская военная промышленность не позволит сделать этого вообще. Если Тихоокеанский флот будет уничтожен, Япония сможет сделать свой оборонительный периметр непроницаемым и организовать дальнейшие завоевания. Американцы устанут от бессмысленной войны и начнут переговоры о мире, которые оставят Японию господствовать на Тихом океане. Таков был план и одновременно сладкие мечты военной верхушки в Токио.

Коралловое море -- один из самых прекрасных участков мирового океана. Тайфуны обходят его. Юго-восточный пассат несет прохладу почти круглый год и курчавит белыми гребешками волны, которые с грохотом разбиваются о Большой Барьерный Риф вдоль берегов Австралии, образуя 1500-мильную полосу белой пены. Море лежит между экватором и тропиком Козерога. Оно не знает зимы, а летом там не бывает слишком жарко. Острова на восточной и северной границах -- Новая Каледония, Новые Гебриды, Луизиады -- достаточно высоки. Они покрыты джунглями и окружены коралловыми рифами и пляжами. Здесь можно сидеть прекрасную игру яркого солнечного света, прозрачного воздуха и кристальной воды. Вода над разноцветными коралловыми садами на отмелях резко переходят от изумрудной зелени к густому аметистовому оттенку больших глубин. Если и налетают случайные тучи, Коралловое море становится серо-голубым, ничуть не напоминая свинцовые волны океана в высоких широтах. Только в своей северной части -- море Бисмарка -- Коралловое море омывает суровые берега из вулканической лавы и пепла. Япония господствовала в этом районе с января 1942, опираясь на легко захваченный Рабаул. По мнению японских штабов теперь настало время обойти птичий хвост Новой Гвинеи и прокатиться на танцующих волнах широкого Кораллового моря.

Разведка Тихоокеанского флота разгадала сущность этого плана к 17 апреля. Адмирал Нимиц решил, что Оперативное Соединение 17, имевшее 2 авианосца ("Энтерпрайз" и "Лексингтон") под командованием контр-адмирала Флетчера должно расстроить его. Именно по этой причине Коралловое море, никогда не видевшее более серьезных боев, чем стычки между шхунами торговцев и меланезийскими каноэ, стало сценой первой крупной битвы авианосцев. И одновременно первого сражения, когда корабли противников не видели друг друга.

План японской операции был не слишком прост. Японские стратеги любили дробить свои силы. Наличествовали 3 крупных соединения: (1) левофланговое (контр-адмирал Сима) должно было захватить Тулаги на юге Соломоновых островов и создать там базу гидросамолетов, чтобы нейтрализовать Нумеа; (2) правофланговое (контр-адмирал Кадзиока) должно было выйти из Рабаула, пройти проходом Жомар на Луизиадах и захватить Порт-Морсби. Оно состояло из десятка транспортов с внушительным десантом, которые прикрывали тяжелые крейсера и легкий авианосец "Сёхо"; (3) ударное авианосное соединение (вице-адмирал Такаги) имело в своем составе ветеранов Пирл-Харбора "Сёкаку" и "Дзуйкаку". Оно должно было войти в Коралловое море с востока, уничтожить все, что союзники сумеют наскрести для противодействия этому плану. Всей операцией руководил из Рабаула главнокомандующий 4 флота вице-адмирал Иноуэ.

Адмирал Нимиц не имел в своем распоряжении и половины таких сил. Однако он отдал под командование Флетчера все, что оставалось и дал простой приказ: остановить противника. Флетчер был знаком с Коралловым морем. Он вышел из Пирл-Харбора на "Лексингтоне". "Йорктаун", уже получивший прозвище "Танцующая Матильда тихоокеанского флота", получил приказ провести небольшую профилактику на Тонгатабу, повальсировать по Коралловому морю и встретиться с "Леди Лекс". Большая часть кораблей "флота МакАртура", пока еще не названного 7 Флотом, также присоединилась к авианосцам. Это были 3 крейсера -- "Аустралиа", "Хобарт", "Чикаго" -- и несколько эсминцев под командованием британского контр-адмирала Дж.Г. Крейса.

Последовавший бой был полон ошибок, смешных и трагичных, неправильных оценок и предположений, атак не тех кораблей, упущенных огромных возможностей и случайного использования благоприятных мелочей.

Первую взятку взяли японцы. Группа адмирала Сима 3 мая спокойно оккупировала Тулаги. Они взяли и вторую, когда 4 мая самолеты "Йорктауна" бомбили Тулаги, но нанесли лишь мелкие повреждения. Однако в то же время японцы упустили свой лучший шанс выиграть всю партию из ложной экономии. Чтобы сэкономить на транспортах, "Сёкаку" и "Дзуйкаку" получили приказ доставить 9 истребителей в Рабаул. Это задержало большие авианосцы на целых 2 дня, поэтому 4 мая они оказались слишком далеко, чтобы контратаковать Флетчера.

5 и 6 мая ничего не происходило, каждое авианосное соединение совершенно безуспешно искало противника. Однажды они даже находились на расстоянии всего 70 миль. День 6 мая, когда на Коррехидоре капитулировали войска генерала Уэйнрайта, стал днем самого низкого падения Америки в этой войне. Однако уже на следующий день занялся ясный рассвет. Такая передача эстафеты с Коррехидора в Коралловое море весьма символична.

На рассвете 7 мая "Сёкаку" и "Дзуйкаку" подняли самолеты-разведчики, чтобы обнаружить соединение противника, которое по мнению японцев находилось в Коралловом море. Самолеты заметили группу снабжения Флетчера, эскадренный танкер "Неошо" и эсминец "Симс". Произошла вторая по счету ошибка. Самолеты сообщили, что видят авианосец и крейсер. Адмирал Такаги немедленно бросил всю свою авиацию на эту несчастную парочку и потопил оба корабля. Это "страшно огорчило" контр-адмирала Хару, командира дивизии авианосцев, обошлось ему в 6 самолетов и спасло американские авианосцы от атаки.

Американские самолеты тоже охотились за дикими гусями. Самолет "Йорктауна" допустил аналогичный ляп, когда 7 мая в 8.15 сообщил, что видит "2 авианосца и 4 тяжелых крейсера" в 175 милях на NW от американских авианосцев. Естественно, Флетчер решил, что это корабли Такаги и тоже отправил в атаку все свои самолеты. Уже после того, как самолеты оказались в воздухе, выяснилось, что из-за путаницы с шифрами радиограмму следовало читать иначе. Пилот сообщил, что видит "2 тяжелых крейсера и 2 эсминца". После боя выяснилось, что и это было большим преувеличением. На самом деле 2 старых легких крейсера и 3 переоборудованные канонерки сопровождали базу гидросамолетов на один из островов Луизиад. Тем не менее, удача была с американскими летчиками. Они встретили легкий авианосец "Сёхо" и покончили с ним за 10 минут -- рекордное время за всю войну. "Разнесли сарай!" -- передал по радио командир пикировщиков "Лексингтона".

Это был не настоящий авианосец, но потеря "Сёхо" обескуражила адмирала Иноуэ, и он приказал Группе Вторжения Порт-Морсби не входить в проход Жомар, а подождать севернее на безопасном расстоянии от Луизиад. Таким образом, атака не того авианосца сорвала выполнение противником главной задачи.

Еще один пример горького юмора 7 мая дала "гонка Крейса". Адмирал Флетчер отважно ослабил прикрытие своих авианосцев, отделив контр-адмирала Крейса с 2 австралийскими крейсерами, "Чикаго" и несколькими эсминцами, чтобы найти и атаковать соединение вторжения. Крейс управлял своим соединением так эффективно, что сумел отбить атаку 31 базового бомбардировщика из Рабаула, не получив ни царапины. Он также отбил атаку 3 американских бомбардировщиков В-17 с базы в Таунсвилле (Квинсленд), которые приняли его за японца. В завершение этой комедии, запутавшиеся японские пилоты сообщили, что потопили 2 линкора и 1 тяжелый крейсер.

Ближе к вечеру того же дня 7 мая Такаги отправил поисково-ударную группу, чтобы найти и атаковать авианосцы Флетчера. Авианосцев эти самолеты не нашли, но получили болезненный урок. Сначала их перехватили истребители Флетчера и сбили 9 самолетов. После наступления темноты 6 японских самолетов попытались сесть на "Йорктаун", приняв его за японский авианосец. Еще 11 погибли, пытаясь совершить ночную посадку на свои авианосцы.

8 мая пришло время подводить итоги. Обе авианосные группы Флетчера и Такаги (или тактических командиров Фитча и Хары),8 мая перед началом боя

Флетчер мудро сделал контр-адмирала Фитча, державшего флаг на

"Лексингтоне", тактическим командиром, так как Фитч долго командовал авианосцами и имел больше опыта. Аналогично Такаги передал командование Харе на "Дзуйкаку". Сам Такаги находился на "Мьёко", флагманом Флетчера был "Миннеаполис". которые напрасно искали друг друга 3 дня и 3 ночи, наконец столкнулись. Каждое соединение обнаружило и атаковало противника. Японский адмирал с ирландским именем имел 121 самолет. Джеки Фитч имел 122. Хара имел в качестве прикрытия 4 тяжелых крейсера и 6 эсминцев. Фитч, лишившись кораблей Крейса, имел на один корабль каждого типа больше. Однако природа дала японцам одно крупное преимущество. Они попали в зону плотной облачности, которая двинулась на Коралловое море с Соломоновых островов, тогда как над американскими кораблями сияло ярчайшее солнце. Таким образом 41 самолет ударной группы "Йорктауна" проскочил мимо "Дзуйкаку", укрытого дождевым шквалом, и атаковал "Сёкаку", добившись 2 попаданий бомбами в полетную палубу. Авианосец больше не мог поднимать самолеты. Половина ударной группы "Лексингтона" вообще не нашла противника, укрытого туманом. Вторая половина всадила еще 1 бомбу в "Сёкаку". Такаги, который в это время (12.00) считал, что американские авианосцы тонут, решил, что может отделить поврежденный авианосец, и отправил его на Трук.

Его предположение было правильным наполовину. Японская ударная группа, насчитывавшая примерно 70 самолетов, нанесла тяжелые повреждения обоим американским авианосцам. "Йорктаун" получил попадание бомбы, которая убила 66 человек. "Лексингтон" получил 2 бомбы и 2 торпеды. "Леди Лекс" имела сильный крен, на ней полыхали 3 пожара, но машины работали. Аварийные партии собирались потушить пожары, когда внезапно прогремели 2 внутренних взрыва, которые вынудили капитана 1 ранга Фредерика Шермана отдать приказ покинуть корабль. Это было сделано очень умело. 150 раненых были эвакуированы с помощью моторных вельботов. Те, кто мог двигаться сам, спускались по тросам прямо в воду, где их подбирали эсминцы. Контр-адмирал Том Кинкейд, который руководил спасательными операциями, показал способности, которые потом помогли ему стать одним из наших лучших адмиралов.

"Леди Лекс", которую экипаж очень любил, была добита торпедами своих же эсминцев. Гибель этого авианосца дала японцам преимущество в потопленном тоннаже, однако не изменило последствий битвы. Адмирал Иноуэ не рискнул отправлять десантное соединение к югу от Папуа без воздушного прикрытия и вернул его в Рабаул. Больше ни разу киль японского корабля не рассекал волны Кораллового моря южнее Луизиад. Таким образом, американцы выиграли бой, благодаря своей самой крупной ошибке -- атаке и уничтожению "Сёхо".

Его гибель заставила Иноуэ забыть о своих планах. Даже бой тяжелых авианосцев обернулся неудачей для японцев. "Сёкаку" потребовалось 2 месяца на ремонт, а "Дзуйкаку" -- месяц на восстановление авиагруппы. Таким образом, ни кто из них не смог участвовать в ближайших боях. А "Йорктаун" смог и участвовал.

3. Бой при Мидуэе -- первая кровь, 3 июня

Еще до того, как корабли Императорского Японского Флота ворвались в Коралловое море, адмирал Нимиц в Пирл-Харборе получил известие, что грозит еще одно вражеское наступление, более мощное и опасное. Императорская Верховная Ставка 5 мая 1942 отдала приказ, который привел в действие колесики его механизма. "Главнокомандующий Объединенным Флотом должен, во взаимодействии с армией, провести высадку и захватить стратегически важные пункты на Западных Алеутах и острове Мидуэй". Целей было 3. Эти острова должны были стать опорой нового оборонительного периметра, а Мидуэй -- еще и базой для воздушных налетов на Пирл-Харбор. Однако больше всего адмирал Ямамото надеялся, что эта операция выманит американский флот в море, что приведет к его уничтожению. В этот момент Тихоокеанский флот был слаб, как никогда, новые корабли еще не начали поступать на замену поврежденным в Пирл-Харборе. Успех в этой битве был центральным пунктом всей японской военной стратегии. Если Япония победит, Порт-Морсби, Фиджи и вообще все, что она пожелает, само упадет ей в руки. Однако крошечный Тихоокеанский флот отказался играть роль жертвы.

Мидуэй находится в 1136 милях на WNW от Пирл-Харбора. Это самое последнее звено в цепи Гавайских островов. Сам атолл даже меньше, чем Уэйк, он имеет 6 миль в диаметре и состоят из 2 островков -- Сэнд и Истерн. Первый имеет длину менее 2 миль, а второй -- чуть больше 1 мили. Это сухие, песчаные острова. Там с 1935 находилась база компании Пан Америкэн, база морской авиации была создана в августе 1941.

По сравнению с силами Объединенного Флота, брошенными в бой, адмирал Нимиц сумел наскрести сущую мелочь, поэтому надежды Ямамото на "уничтожение" имели под собой основание. Ямамото командовал: (1) Передовым Соединением из 16 подводных лодок; (2) Ударным Авианосным Соединением адмирала Нагумо из 4 тяжелых авианосцев; (3) Оккупационным Соединением, насчитывавшим 5000 человек на 12 транспортах, которые шли под прикрытием 2 линкоров, 6 тяжелых крейсеров и многочисленных эсминцев; (4) Соединением Северного Района из 2 легких авианосцев, 2 тяжелых крейсеров и 4 больших транспортов, которое должно было атаковать Датч-Харбор и оккупировать Адак, Атту и Кыску. Вся эта армада насчитывала 162 вымпела, не считая патрульных судов и тому подобного. Против этой силы адмирал Нимиц мог собрать только 76 вымпелов, из которых 1/3 принадлежала силам северной части Тихого океана и в бою не участвовала.

Тем не менее, Нимиц располагал рядом преимуществ, которые немного уравнивали шансы. Старшим командиром Ударного авианосного соединения, которое вынесло на себе основную тяжесть битвы, был контр-адмирал Флетчер, державший флаг на "Йорктауне". (Этот авианосец был отремонтирован в Пирл-Харборе за 2 дня, тогда как при обычных темпах мирного времени это заняло бы 90 дней.) Флетчер извлек из боя в Коралловом море несколько важных уроков. Ему подчинялся контр-адмирал Pаймонд Э. Спрюэнс, временно командовавший Оперативным Соединением 16 адмирала Хэлси.Сам Хэлси после набега на Токио попал в госпиталь. Хотя он и не был авиатором, но показал в этой битве исключительное тактическое мастерство и умение использовать любую представившуюся возможность. Ему починялись авианосцы "Энтерпрайз" и "Хорнет", которыми командовали выдающиеся офицеры капитаны 1 ранга Джордж

Д. Мюррей и Марк Э. Митчер. На самом Мидуэе находились 32 "Каталины" и 6 новейших торпедоносцев "Авенджер" ВМФ, 54 самолета корпуса морской пехоты и 23 армейских самолета (из них 19 бомбардировщиков В-17). Поэтому остров превратился в "непотопляемый авианосец". Наконец, Нимиц имел неоценимое преимущество, так как знал, когда и где противник намерен атаковать. Он заранее получил расшифрованные радиограммы противника, и что гораздо важнее, сумел сложить воедино разрозненные кусочки мозаики. Однако в любом случае, американский "Давид" смотрелся неважно рядом с японским "Голиафом".

Адмирал Нимиц приказал Флетчеру и Спрюэнсу "нанести противнику максимальный урон, используя тактику боев на истощение". Это означало воздушные атаки вражеских кораблей. Он благоразумно приказал им заранее занять позицию северо-восточнее Мидуэя, вне радиуса досягаемости самолетов-разведчиков противника. Нимиц предполагал, что "Каталины" с Мидуэя, имея радиус полета 700 миль, первыми обнаружат японские авианосцы. К этому он добавил специальные инструкции. "При выполнении поставленной задачи вы должны руководствоваться принципом оправданного риска. Избегайте подставлять свои соединения атакам превосходящих сил противника, не имея шансов нанести противнику более крупные потери". Никогда еще намерения главнокомандующего не были изложены так ясно и разумно.

Ямамото потерял свой шанс на сокрушительную победу, разделив свои огромные силы на множество соединений. Он привязал план своей операции к тому, что по его мнению должны сделать американцы. Разделение сил стало идеей-фикс японского командования. Оно любило тактику отвлекающих маневров -- корабли появлялись в неожиданных местах, путая противника и вытаскивая его из баз. Их шаблон решающей битвы был одинаков на суше и на море -- завлечь противника в неожиданную для него тактическую ситуацию, отрезать пути отхода, обойти с флангов и нанести сокрушительный, уничтожающий удар. В инструкциях командирам авианосных соединений упоминались примеры действий Ганнибала при Каннах и Людендорфа при Танненберге, что оправдывало примененную Ямамото при Мидуэе стратегию. Таким образом предварительный воздушный налет на Датч-Харбор, назначенный на 3 июня, должен был отвлечь Тихоокеанский флот на север. В результате, он не смог бы помешать захвату Мидуэя, назначенному на утро 6 июня. Когда Тихоокеанский флот бросится на юг, после бесплодного марша на север, что не произойдет ранее 7 июня, самолеты японских авианосцев и базовая авиация с Мидуэя нанесут решающий удар. Если американские корабли не будут перетоплены самолетами, они станут жертвой орудий линкоров и тяжелых крейсеров самого Ямамото.

Все это выглядело просто изумительно красиво! Но Нимиц не собирался попадаться в эту ловушку. Он расположил 3 авианосца прикрывать Мидуэй и дожидаться подхода Нагумо. За жопу взяли самих джапов.

Первый удар 3 июня японцы нанесли по Алеутским островам. Их целью были 3 острова, что должно было убедить адмирала Нимица -- именно здесь находится главная цель операции. Авианосцы бомбили американские позиции в

Датч-Харборе и прикрывали оккупацию Западных Алеутских островов. Кроме десантных соединений, адмирал Хосогая имел легкие авианосцы "Рюдзё" и "Дзуньё", 3 тяжелых крейсера, соответствующее число эсминцев и танкеров. С нашей стороны силами северной части Тихого океана командовал контр-адмирал Роберт Э. Теоболд. Он имел легкие крейсера "Нэшвилл" (флагман), "Сен-Луи", "Гонолулу", 2 тяжелых крейсера, дивизион эсминцев, ударную группу из 9 эсминцев, 6 подводных лодок типа S и сборище катеров Береговой Охраны и прочей мелочи. Разведывательная служба штаба Нимица раскрыла намерения японцев в этом секторе о сообщило о них Теоболду 28 мая. Однако Фаззи Теоболд решил, как обычно, что ему виднее. Противник намеревается захватить Датч-Харбор. Поэтому он развернул свои главные силы в 400 милях южнее Кодьяка, вместо того, чтобы преградить путь к Западным Алеутам. Это неправильное предположение лишило его возможности дать бой. 2 легких авианосца Хосогая под тактическим командованием контр-адмирала Какута Какудзи проскользнули между Теоболдом и берегом. 3 июня в 8.00 их самолеты начали бомбить Датч-Харбор. На следующий день они вернулись, несмотря на густой туман, укрывавший эту базу. Японцев никто не побеспокоил, они спокойно могли ДЕЙСТВИТЕЛЬНО высадиться в Датч-Харборе. Теоболд, который должен был защитить базу, находился далеко. Воздушные налеты привели к серьезным разрушениям, но база уцелела.

7 июня беззащитные Атту и Кыска на западе архипелага были оккупированы японцами согласно плану. Однако Адак не был захвачен, так как они сочли, что остров расположен слишком близко к Умнаку. Армейские Р-40 с аэродрома на Умнаке недавно сцепились с самолетами Какуты.

Теперь обратимся к месту главных событий. Демоны погоды, похоже, решили помочь японцам и здесь, не только в Коралловом море. Ударное Соединение адмирала Нагумо, состоящее из авианосцев "Акаги", "Кага", "Хирю", "Сорю", двигалось к Мидуэю под прикрытием плотных туч. Японцы даже могли слышать жужжание моторов американских самолетов у себя над головой, но никто никого не заметил. Зато десантное соединение, направленное для захвата Мидуэя, 3 июня было замечено "Каталиной". Базовая авиация острова, которой командовал капитан 1 ранга Симард, отреагировала быстро, но неэффективно. 4 июня в 1.43 она добилась всего 1 попадания в танкер. Так был нанесен первый удар в битве южнее Алеутских островов.

4. Бой при Мидуэе -- 4 июня

Всю ночь 4 - 5 июня авианосные соединения противников шли навстречу друг другу. Если бы они не изменили курс, то встретились бы в нескольких милях севернее Мидуэя. Рассветать начало около 4.00. Над японскими кораблями еще сохранялась облачность, над американскими небо было чистым. Легкий ветер дул с юго-востока, что дало еще одно преимущество японцам, так как ветер для авианосцев имеет такое же больше значение, как для старых фрегатов. Однако точка зрения на ветер изменилась радикально. Раньше было выгодно оказаться на ветре у противника, теперь адмиралы предпочитали подветренную сторону, так как авианосец должен идти против ветра, чтобы поднимать и принимать самолеты. Таким образом, Флетчер и Спрюэнс, оказавшись на ветре, должны были уходить от противника при проведении полетов. "Йорктаун", который принимал самолеты-разведчики, в результате оказался далеко позади, когда вскоре после 6.00 пришло грандиозное известие.

Этой новостью стало сообщение PBY с Мидуэя, что она установила контакт с 2 японским авианосцами, идущими на юго-восток. В течение 4 часов это была единственная информация, которую имели Флетчер и Спрюэнс о местонахождении Нагумо. Но этого оказалось достаточно. Флетчер быстро приказал Спрюэнсу с его авианосцами "следовать на юго-запад и атаковать вражеские авианосцы, как только их место будет точно определено". Он пообещал последовать за Спрюэнсом, как только примет разведывательные самолеты. Оба адмирала понимали, что соединение Нагумо является становой жилой флота Ямамото, и сейчас у них появился единственный шанс подрезать ее.

Через 10 минут после того, как Флетчер отдал этот предварительный приказ, началась следующая фаза битвы при Мидуэе, теперь уже над самим островом. 108 японских самолетов, истребители, торпедоносцы и пикировщики поровну, взлетели с 4 авианосцев еще до рассвета. Радар на Мидуэе засек их на расстоянии 93 миль от острова, все наличные истребители были подняты на перехват. Однако, их было слишком мало, и "Буффало" морской пехоты были слишком стары и слабы, чтобы остановить японцев. Бомбежка Мидуэя началась в 6.30 и продолжалась 20 минут. Она причинила серьезные повреждения различным сооружениям, но не затронула взлетные полосы, а зенитный огонь защитников оказался достаточно точным. 15 истребителей морской пехоты были сбиты, но примерно треть самолетов японской ударной группы была сбита или тяжело повреждена. Тем временем 4 волны базовых самолетов с Мидуэя взлетели, чтобы контратаковать авианосцы Нагумо. Они тоже тяжело пострадали, но их жертвы оказались не напрасны.

Наступил решающий момент битвы, исполненный драматизма. Адмирал Нагумо отправил 108 самолетов для удара по Мидуэю, но у него оставались 93 самолета с бомбами и торпедами, чтобы атаковать вражеские корабли, если те будут обнаружены. Обычно японцы проводили воздушную разведку лучше нас, но на сей раз они потерпели неудачу. Это проистекало из плана операции, ведь японцы считали, что американские авианосцы не могут появиться ранее, чем через 2 дня. Поэтому Нагумо отправил на разведку лишь несколько гидросамолетов с крейсеров, и до 7.00 те ничего не нашли. В этот момент лейтенант Томонага, командовавший ударной группой, атаковавшей Мидуэй, передал адмиралу Нагумо, что требуется новый налет. Немедленно после этого японские авианосцы подверглись первой атаке бомбардировщиков с Мидуэя, что подтверждало мнение Томонаги. Казалось, что Мидуэй сохранил достаточно сил. Поэтому адмирал сломал план и приказал перевооружить 93 самолета второй волны зажигательными и осколочными бомбами для удара по острову. Прошло 15 минут, и адмирал ошеломляющее известие от самолета-разведчика, что тот видит "10 вражеских кораблей" на северо-востоке, где присутствие американских кораблей никак не предполагалось. Что делать? Нагумо колебался еще четверть часа. Отменив свой предыдущий приказ, он распорядился снова перевооружить самолеты для удара по кораблям. Это требовало времени. Было уже поздно поднимать эти самолеты, так как требовалось очистить полетные палубы, чтобы принять вернувшиеся самолеты первой волны.

В 8.35, когда начали садиться возвращающиеся бомбардировщики, американские птички, несущие смерть и разрушения, уже отправились с путь с "Энтерпрайза" и "Хорнета". Спрюэнс прихватил у адмирала Хэлси и его начальника штаба, капитана 1 ранга Майлса Браунинга, одного из самых вспыльчивых и нервных офицеров, когда-либо получивших четвертую нашивку. Однако у него был калькулятор вместо мозгов. Браунинг догадался, что Нагумо прикажет повторить налет на остров и будет продолжать двигаться в направлении

Мидуэя. Поэтому появлялась исключительная возможность атаковать его авианосцы в тот момент, когда они будут заправлять топливом свои самолеты для второй атаки. Спрюэнс согласился с этими соображениями и принял смелое решение немедленно поднять все свои самолеты -- 20 истребителей "Уайлдкэт", 67 пикировщиков "Доунтлесс" и 29 торпедоносцев "Дивастейтор". Взлет такого большого числа самолетов занимал целый час. Зато Флетчер решил придержать самолеты "Йорктауна" на случай, если будут обнаружены новые цели. Однако к

9.06 и его 6 истребителей, 17 SBD и 12 TBD были в воздухе.

Представьте себе, если только можете, напряженный, жесткий инструктаж перед вылетом; прогрев моторов самолетов, которые техники вооружили и заправили; ритуал взлета, изящный и отработанный, как балетные па; самолеты, описывающие плавные круги, пока группа строится. Четвертое Июня было холодным, прекрасным днем. Пилоты с высоты 19000 футов могли видеть все вокруг на расстоянии 50 миль. Лишь несколько случайных облачков ползли между ними и океаном, который казался блюдом из персидского волнистого голубого фарфора. Полет над великолепным океаном был долгим, а для многих отважных юношей он оказался и последним. Попытайтесь представить, что они ощутили, впервые увидев вражеские авианосцы с охранением, петляющие внизу. Их кильватерные струи вились, как хвосты белых лошадей. Представьте внезапное замирание сердца, когда черные клубки разрывов зенитных снарядов начинают приближаться, когда из небесной лазури возникают ужасные "Зеро" воздушного патруля. Наконец вообразите невероятно стремительную атаку, когда пилот забывает все на свете, кроме своей мишени, которая быстро растет перед лобовым стеклом, отчаянные попытки угадать то мгновение, когда следует нажать кнопку сброса и отвалить.

Пока эти посланцы смерти находились в пути, Ударное Соединение Нагумо, как и рассчитывал Майлс Браунинг, двигалось к Мидуэю. 4 авианосца шли "коробочкой" под прикрытием 2 линкоров, 3 крейсеров и 11 эсминцев. Каждые несколько минут поступали донесения от разведывательных самолетов, что противник приближается. В 9.05, еще до того, как был принят последний самолет первой волны, Нагумо приказал Ударному Соединению повернуть на 90<0176> влево, взяв курс на ONO, "чтобы обнаружить и уничтожить вражеское оперативное соединение". Его авианосцы находились как раз в том состоянии, в каком Спрюэнс и Браунинг рассчитывали их найти -- самолеты заправлялись топливом и перевооружались в страшной спешке.

Для Нагумо наступила пауза. Его поворот заставил пикировщики и истребители "Хорнета" проскочить мимо. Торпедоносцы "Хорнета" под командой капитан-лейтенанта Джона К. Уолдрона заметили дым японских кораблей и атаковали без истребительного прикрытия. Результатом стало уничтожение всех 15 TBD. Все они были сбиты "Зеро" или зенитным огнем, спасся только 1 пилот. Затем подошла эскадрилья торпедоносцев "Энтерпрайза" и потеряла 10 самолетов из 14, тоже не добившись ни одного попадания. Потом атаковала эскадрилья "Энтерпрайза", потерявшая все самолеты, кроме 4. Неудивительно, что после этого торпедоносцы, ошибочно названные "Дивастейтор",Devastator -- Опустошитель. А.Б. были сняты с вооружения флота.

Третья атака торпедоносцев закончилась в 10.24, и почти 100 секунд японцы верили, что выиграли битву при Мидуэе и войну. Это была высшая точка их победного прилива. Затем, за несколько секунд до 10.26, произошли драматические изменения. Счастье отвернулось от японцев. Или его повернул SBD, один из самых удачных и наиболее любимых пилотами авианосных самолетов этой войны. Капитан-лейтенант Кларенс У. МакКлоски, командир авиагруппы "Энтерпрайза", имел под своей командой 2 эскадрильи пикировщиков, всего 37 машин. Он приказал одной следовать за собой в атаку на авианосец "Кага", а другую, под командой лейтенанта У.Э. Галлахера, отправил атаковать флагман Нагумо "Акаги". Их появление сразу после атаки торпедоносцев означало, что все истребители "Зеро" находились у самой воды после уничтожения TBD и просто не имели времени набрать высоту. На высоте 14000 футов американские пикировщики один за другим переворачивались через крыло и с воем устремлялись вниз. "Акаги" получил бомбу, которая взорвалась в ангаре. Тут же сдетонировали сваленные там торпеды. Другая бомба взорвалась среди заправленных самолетов, стоящих на полетной палубе -- произошло именно то, что предсказывал Браунинг. Пожары быстро охватили авианосец, и адмирал Нагумо перенес флаг на легкий крейсер "Нагара". Авианосец был покинут командой и добит торпедой эсминца. 4 попадания бомб в "Кагу" перебили всех людей на мостике и вызвали пожары, которые охватили корабль от носа до кормы. Команда покинула его, оставив только небольшую пожарную партию. Однако вечером корпус авианосца был разворочен ужасным взрывом, и он затонул на глубине 2600 фатомов.

Третий авианосец стал жертвой пикировщиков "Йорктауна" под командой

капитан-лейтенанта Максвелла Ф. Лесли, который взлетел позднее и смог

выбрать более короткий путь. Его 17 SBD набросились на "Сорю", когда тот

разворачивался против ветра, чтобы поднять самолеты. В полетную палубу

авианосца попали 3 бомбы по полтонны. Через 20 минут корабль был оставлен командой. Американская подводная лодка "Наутилус", которая искала мишени для своих торпед, выпустила в него 3 штуки. Произошел взрыв бензина, который разломил авианосец. Он пошел на дно двумя кусками.

В 10.24 японцы были на вершине успеха. Через 6 минут 3 их огромных авианосца пылали и были обречены на смерть. Но Нагумо не сдался. Он приказал "Хирю", единственному неповрежденному авианосцу, атаковать "Йорктаун". Японская ударная группа состояла из 18 пикировщиков, 10 торпедоносцев и 12 истребителей. Большая их часть была сбита истребителями прикрытия и зенитками, но 3 "Вэла" из первой волны добились 3 попаданий, а 4 "Кейта", прорвавшись сквозь огневую завесу, в 14.45 всадили в "Йорктаун" 2 торпеды. На корабле пропало электричество, он получил крен 26<0176>. Через 15 минут капитан 1 ранга Бакмастер приказал покинуть корабль. Водонепроницаемость отсеков "Йорктауна" не была восстановлена после боя в Коралловом море. Ремонт был проведен в такой спешке, что капитан боялся, как бы авианосец не перевернулся.

Адмирал Флетчер, который перенес свой флаг на крейсер "Атланта" после первой атаки, уже отправил самолеты на поиски четвертого японского авианосца. Почти в тот момент, когда "Йорктаун" был торпедирован, эти самолеты нашли "Хирю". В результате, "Танцующая Матильда" отомстила за себя как раз в тот момент, когда кончилась ее карьера. "Энтерпрайз" в 15.30 развернулся против ветра и поднял группу из 24 SBD, куда вошли 10 беженцев с "Йорктауна" и ветераны утреннего боя. Под командой доблестного Галлахера они набросились на "Хирю" и его прикрытие в 17.00. Авианосец получил 4 попадания и пошел на дно вместе с контр-адмиралом Ямагути, выдающимся офицером, который стал бы преемником Ямамото, если бы остался жив.

Ямамото, который согласно плану держал свои Главные Силы, в том числе и чудовищный "Ямато", далеко позади, сначала отреагировал на эти события крайне агрессивно. Он приказал 3 легким авианосцам Какуты немедленно уходить от Алеутских островов, а тяжелым крейсерам Кондо из Группы Прикрытия, присоединиться к Главным Силам на следующий день, чтобы возобновить бой. Он все еще обладал подавляющим превосходством в артиллерии и торпедах. Ведь Спрюэнс и Флетчер не имели практически ничего. Однако, когда пришло известие, что его 4 прекрасных авианосца были потоплены или превращены в пылающие обломки, Ямамото подчинил эмоции логике и 5 июня в

2.55 скомандовал общее отступление. Он потерял всю свою авианосную группу

вместе с 250 самолетами, большинством опытных пилотов и около 2200 офицеров

и матросов. За всю свою долгую историю японский флот не знал поражений.

Поэтому неудивительно, что Ямамото заболел и закрылся в своей каюте на

время обратного похода. Никогда еще военная судьба не совершала такого резкого поворота, как в тот июньский день, когда пикировщики МакКлоски и Лесли сорвали победный флаг с мачт кораблей Нагумо, где тот был приколочен 7 декабря 1941.

5. Бой при Мидуэе -- Эпилог

Четвертое Июня -- этот день навсегда будет вписан золотыми буквами в нашу историю -- решил исход битвы при Мидуэе. Уничтожив 4 японских авианосца и их авиагруппы, американские летчики вырвали жало у Объединенного Флота. Все, что последовало потом, теперь кажется затишьем после бури. Однако ночью 4 - 5 июня положение не казалось таким ясным и гарнизону Мидуэя, и Флетчеру со Спрюэнсом, и, что гораздо важнее, Нимицу и Ямамото. Спрюэнс знал, что японское соединение поддержки, которое никто до сих пор не видел, имеет авианосцы. "Йорктаун" был выведен из строя, авиагруппы его собственных авианосцев были перемолоты, никакой поддержки не предвиделось. Поэтому ему следовало сопоставить возможность нанести дополнительные потери врагу, двигаясь на запад в течение ночи, и вероятный риск. В результате он решил отвести "Энтерпрайз" и "Хорнет" на восток и не менял курса до полуночи. Это было очень удачное решение. Если бы он вечером взял курс на запад, то имел серьезные шансы примерно в полночь налететь на линкоры и крейсера самого Ямамото. Мы были бы вынуждены вести ночной артиллерийский бой -- как раз то, чего жаждали японцы.

Перед тем, как 5 июня в 2.55 скомандовать общее отступление, Ямамото отменил намеченный обстрел Мидуэя тяжелыми крейсерами адмирала Курита. 2 из них, "Микума" и "Могами", которые потопили "Перт" и "Хьюстон" в Яванском море, были атакованы бомбардировщиками капитана 1 ранга Симарда с Мидуэя. 6 SBD и 6 старых "Виндикейторов" морской пехоты повредили оба крейсера. На следующий день "Микума" был потоплен пикировщиками "Хорнета".

5 июня в 10.00 авианосцы Спрюэнса находились в 50 милях севернее Мидуэя. Через 5 часов они подняли 58 SBD, чтобы найти врага, однако самолеты обнаружили только одинокий эсминец. Спрюэнс достиг точки в 400 милях западнее Мидуэя, но смог только добить поврежденный "Микума". После этого вечером 6 июня он повернул на восток, чтобы заправиться с танкеров.

После боя Ямамото объявил причиной поражения неспособность передового дозора из 16 подводных лодок обнаружить хоть что-то. Однако ошибку совершил сам адмирал. Он развернул лодки там, где хотел найти Тихоокеанский флот, а не там, где тот был в действительности. Тем не менее, одна из лодок сумела выпустить парфянскую стрелу и сорвать последнюю ставку в этой партии. Ее жертвой стал "Йорктаун" брошенный командой после попаданий 4 июня. Это было глупо, так как корабль продержался на плаву еще 24 часа без единого человека на борту. 5 июня он был взят на буксир тральщиком "Вирео", который был слишком мал, чтобы тащить тушу огромного авианосца. Когда 6 июня "Йорктаун" медленно полз домой, I-168 проникла сквозь завесу эсминцев и всадила в него 2 торпеды. Третья торпеда потопила эсминец "Хэмманн", который подошел к борту авианосца, чтобы подать электроэнергию аварийной партии на авианосце. Он пошел на дно через 4 минуты, унеся с собой 81 человека. 2 другие торпеды покончили с "Танцующей Матильдой". Ночью крен авианосца резко увеличился, и стало ясно, что он обречен. Эсминцы сопровождения приспустили флаги и выстроили команду на палубе. В 6.00 "Йорктаун" со страшным грохотом перевернулся и затонул на глубине 2000 фатомов.

Мидуэй был победой не только отваги, решительности и великолепного бомбометания, но также и разведданых, использованных умело и решительно. "Если бы мы не располагали информацией о предварительных передвижениях японцев, наши авианосные силы были бы распылены, и битва при Мидуэе завершилась бы совсем иначе", -- писал адмирал Нимиц. Она также могла бы кончиться иначе, если бы Спрюэнс не получил под свою руку 2 авианосца из 3. Флетчер действовал неплохо, но Спрюэнс был великолепен. Спокойный, собранный, решительный, всегда готовый прислушаться к совету, держащий в уме всю картину с разбросанными по океану соединениями, смело использующий любую возможность, Раймонд Э. Спрюэнс вышел из этой битвы одним из величайших адмиралов американского флота.

Японцы отлично знали, что разгромлены. Мидуэй резко спустил военную верхушку на землю, заставил отказаться от захвата Порт-Морсби, Фиджи, Новой Каледонии и Самоа. Он вынудил японцев неожиданно перейти к обороне, чего те не совсем желали. Императорская Верховная Ставка приказала даже не упоминать названия "Мидуэй".

Роль адмиралов Нимица, Флетчера, Спрюэнса совершенно очевидна. Но вспомним и других. Капитан 1 ранга Митчер с "Хорнета", капитан 1 ранга Мюррей с "Энтерпрайза" и капитан 1 ранга Майлс Браунинг стоят рядом с десятками молодых летчиков, которые в тот день приняли огненную смерть, чтобы изменить ход битвы.Погибли командиры эскадрилий капитан-лейтенанты Ланс Э. Масси с "Йорктауна", Ю. Линдсей с "Энтерпрайза", Джон К. Уолдрон с "Хорнета", майоры корпуса морской пехоты Флойд Б. Паркс, Лофтон Э. Гендерсон, Бенджамен У. Норрис из состава авиации морской пехоты, дислоцированной на Мидуэе. Помните о них, вспоминая Четвертое Июня. Они и их оставшиеся в живых товарищи изменили ход Тихоокеанской войны.



Дальше