СОБРАНИЕ РАБОТ АЛЕКСАНДРА БОЛЬНЫХ -- Переводы -- Н. Полмар : "Авианосцы, том 2" Переводы / / На главную страницу

4. Суперавианосцы

«Форрестол» (CVA-59), первый из послевоенных «суперавианосцев», вошел в строй 1 октября 1955 года. Это был первый авианосец, заложенный после Второй Мировой войны, и самый большой авианосец из когда-либо строившихся, если не считать недолговечного «Синано». Но, что гораздо более важно — «Форрестол» был первым авианосцем, построенным специально для обеспечения действий реактивных самолетов.
Размеры «Форрестола» были впечатляющими. Длина корабля составляла 1039 футов, водоизмещение равнялось 59600 тоннам. Он имел ширину корпуса 130 футов и ширину полетной палубы 252 фута, а потому был слишком велик, чтобы проходить Панамским каналом. «Форрестол» не мог пользоваться почти ни одним сухим доком в мире. Этот гигант имел турбины, которые обеспечивали ему скорость 33 узла. Пар к турбинам подавали 8 котлов.
Во время постройки проект «Форрестола» был сильно изменен. Телескопический мостик, такой же, как на отмененном «Юнайтед Стейтс», был заменен на изящный квадратный остров с мостиками и трубой. Легкая мачта откидывалась вниз поперек полетной палубы, чтобы корабль мог проходить под Бруклинским мостом по пути на Нью-Йоркскую морскую верфь. Уже после начала постройки были внесены и другие изменения. Корабль получил угловую полетную палубу 10½° и 4 паровые катапульты. Эти новинки были позаимствованы у англичан. 2 катапульты были установлены в носовой части полетной палубы, а 2 — слева по борту на угловой палубе. Следует помнить, что авианосцы более ранней постройки имели только по 2 катапульты. (Хотя на кораблях типа «Мидуэй» имелись 3 катапульты, третья была установлена только во время модернизации в конце 50-х годов.) 4 катапульты должны были позволить «Форрестолу» поднимать по 8 самолетов каждые 60 секунд. Большой расход топлива у реактивных самолетов ограничивал число истребителей, которые можно было одновременно держать патрулирующими в воздухе, именно так и родилось требование обеспечить возможность поднять все 32 истребителя за 4 минуты. Корабль 4 элеватора, на один больше, чем построенные ране, и все элеваторы были бортовыми: 3 находились по правому борту, а 1 по левому, на переднем краю угловой палубы. Эти элеваторы связывали полетную и ангарную палубы. Последняя имела высоту потолка 25 футов, по сравнению с 17,5 футами на «Мидуэе» и «Эссексе». Размеры и характеристики «Форрестола» позволяли ему действовать 100 современными реактивными самолетами (или почти 200 самолетами Второй Мировой войны).
Другим примером улучшенных возможностей «Форрестола» является следующая таблица:

Эссекс Форрестол увеличение

Нефть 1500000 галлонов 2500000 галлонов 70 %
Бензин 440000 галлонов 1300000 галлонов 200 %
Боеприпасы 650 тонн 1650 тонн 154 %
Ядерное оружие 130 тонн 150 тонн 15 %

Размеры и оборудование «Форрестола» позволяли быстрее и лучше готовить самолеты, снизив в 2 раза уровень аварий по сравнению с «Эссексами». Исследования показали, что размеры «Форрестола» и его конструкционные особенности (закрытый «штормовой» нос) обеспечивают возможность проведения полетов 96 % времени (то есть 345 дней в году) даже в условиях бурных вод Норвежского моря и Формозского пролива по сравнению с 60 % (220 дней) у «Эссексов».
Эти преимущества отметил министр флота Чарльз С. Томас, который на церемонии приема «Форрестола» отметил авианосец как «вобравший в себя самое большое количество различного оборудования, механизмов и смертоносного оружия, сконцентрированных в одном месте когда-либо за всю бурную историю человечества… Это мечта, ставшая реальностью».
«Форрестол» и на самом деле был мечтой, сделавшейся явью для начальника штаба ВМФ, назначенного на этот пост всего 6 недель назад — адмирала Арли Э. Берка. Берк не был авиатором и заслужил свое прозвище «30-узловый Берк» командуя эсминцами в годы Второй Мировой войны. С марта 1944 года по конец июля 1945 года Берк служил начальником штаба Быстроходного Авианосного Соединения у вице-адмирала Митчера. В чине капитана 1 ранга Берк приобрел скандальную славу как один из руководителей «адмиральского бунта», последовавшего в 1949 году вслед за отменой постройки авианосца «Юнайтед Стейтс». За руководство атаками ВМФ на программу строительства В-36 Берк был вычеркнут президентом Трумэном из списка производимых в следующий чин. Он стал адмиралом только в 1950 году.
Когда 1 октября 1955 года начались приемные испытания «Форрестола», еще 3 однотипных корабля находились в постройке. «Саратога» (CVA-60) был заложен в 1952 году, через 5 месяцев после «Форрестола». «Рейнджер» (CVA-61) был заложен в августе 1954 года, а «Индепенденс» (CVA-62) был заложен в июне 1955 года. Постройка пятого корабля этого типа была утверждена, но флот уже заговорил о «по крайней мере» 7 дополнительных кораблях, так как хотел иметь 12 суперавианосцев. Это дало бы ВМФ 15 современных ударных авианосцев — 12 типа «Форрестол» и 3 типа «Мидуэй». Пошли разговоры о том, что некоторые из этих кораблей получат атомные силовые установки.
Под руководством капитана 1 ранга Хаймена Дж. Риковера американский ВМФ в августе 1951 года начал изучение проблемы обеспечения атомными силовыми установками надводных кораблей. Первый американский корабль с атомным двигателем — подводная лодка «Наутилус» — вышел в море в январе 1955 года. Проект реактора для крупных надводных кораблей был утвержден в январе 1954 года. Это было официальное начало создания атомных кораблей.
Новые истребители и ракеты
Когда «Форрестол» вошел в состав флота, на вооружении ВМФ появились и более совершенные палубные самолеты. Сразу после Корейской войны в составе авианосных истребительных эскадрилий появились улучшенные F2H «Бэнши» и F9F «Кугуары». Модели -2, -3 и -4 «Бэнши» служили в качестве всепогодных истребителей и фоторазведчиков. Модель -6 «Кугуара» имела стреловидное крыло, впервые среди серийных истребителей ВМФ. «Кугуар» использовался как дневной истребитель, легкий штурмовик и фоторазведчик. Модель -8 имела скорость 714 миль/час. «Бэнши» и «Кугуар» были вооружены 4 – 20 мм пушками, а последний мог также нести 4000 фунтов бомб и ракет. Вооруженная ракетами «Сайдуинтер» с инфракрасными головками самонаведения, эскадрилья F9F-8 «Кугуаров» отплыла из Норфолка в середине апреля 1956 года на борту авианосца «Рэндольф» для службы в составе 6-го Флота на Средиземном море. Это было первое появление эскадрильи ВМФ, вооруженной ракетами «воздух – воздух», за пределами Соединенных Штатов. Через месяц эскадрилья FJ-3 «Фьюри» покинула Западное Побережье на авианосце «Бон Омм Ричард», выделенном 7-му Флоту.
Самым оригинальным самолетом, поступившим на вооружение флота в этот период, был истребитель Чанс-Воут F7U «Катлесс». Это был бесхвостый одноместный самолет с 2 двигателями. Его крылья имели угол стреловидности 38°. Самолет не имел горизонтальных рулей, вместо обычного киля на нем были установлены 2 руля на середине расстояния от фюзеляжа до конца крыла. На палубе «Катлесс» сидел с углом наклона 9°. Во время взлета этот угол увеличивался до 15° в момент отрыва колес от палубы. Первый XF7U-1 взлетел в начале сентября 1948 года. Но его двигатель был маломощным, а производство более мощных двигателей задерживалось. Оригинальная конструкция самолета проложила дорогу строительству более поздних бесхвостых самолетов. F7U-3 «Катлесс» смог достичь скорости звука М = 1.
Улучшенные двигатели позволяли F7U-3 «Катлессу» лететь на одном двигателе даже в критический момент захода на посадку. Эти двигатели имели систему дожигания, то есть вспомогательную камеру сгорания, которая на короткий период могла увеличить скорость истечения газов. «Катлесс» был первым морским истребителем, имевшим систему дожигания. Были созданы варианты основной модели — фоторазведчик F7U-3P и вооруженный ракетами F7U-3M.
К несчастью, «Катлесс» оказался сложен в управлении и не был популярен среди летчиков, которые прозвали его «Гатлесс». (Cutlass — абордажная сабля, Gutlass — нож мясника) Однако самолет стал важным компонентом арсенала флота, особенно его ракетный вариант. В марте 1956 года эскадрилья F7U-3M «Катлессов», каждый из которых мог нести по 4 радиоуправляемые ракеты «Спарроу», была отправлена в Средиземное море на борту авианосца «Интрепид». Она на 3 месяца опередила отправку туда же F9F-8/«Сайдуинтеров». Но эксплуатационные аварии были слишком частыми, и в 1957 году «Катлессы» были сняты с вооружения, через год после постройки последнего самолета.
Первым истребителем, созданным после Корейской войны, был улучшенный FJ-2 «Фьюри». Пытаясь немедленно заполучить истребитель со стреловидным крылом, способный сражаться с МиГ-15, флот взял за основу истребитель ВВС F-86 «Сейбр». Смешно вспомнить, но в свое время «Сейбр» (XF-86) был создан на основе самолета Норт Америкен FJ-1 «Фьюри». Прототип XFJ-2 был идентичен F-86Е во всем, за исключением тормозного крюка и 20-мм пушек. (ВВС использовали 6 – 12,7 мм пулеметов, флот предпочел 4 – 20 мм пушки.) Серийные FJ-2 со складывающимися крыльями начали поступать на флот в январе 1954 года.
FJ-3 «Фьюри» появился как раз вовремя, чтобы стать первым самолетом, действующим с «Форрестола». -3 «Фьюри» имел новые крылья, фюзеляж, руль, двигатель и шасси. Он также имел 6 подкрыльевых замков вместо 2 на предыдущей модели. FJ-3 открыл новые возможности «Фьюри», так как оказался превосходной стартовой площадкой для ракет «Сайдуинтер». К концу 1956 года 23 эскадрильи флота и морской пехоты летали на -3 и -3М моделях «Фьюри». FJ-4 «Фьюри» с 6 пилонами под крыльями, дополнительной броней, системой бомбометания с бреющего полета и улучшенной системой управления на высоких скоростях завоевал славу, как легкий штурмовик. 10 эскадрилий флота получили FJ-4B «Фьюри», каждый из которых мог поднять 540-фн ракету «воздух – земля» «Буллпап». «Буллпап» был радиоуправляемым реактивным снарядом, который развивал скорость М = 2 перед тем, как попасть в цель на расстоянии до 3 миль от точки пуска ракеты. Сначала боеголовкой «Буллпапа» служила обычная 250-фн бомба. На последних моделях вес боеголовки был увеличен. Ракеты «Буллпап» использовались как «унитарные патроны» и не требовали никаких проверок или испытаний с момента выпуска с завода до установки на самолете. Первой эскадрильей, вооруженной ракетами «Буллпап» за пределами Соединенных Штатов, стала эскадрилья FJ-4B «Фьюри» на борту «Лексингтона», который в апреле 1959 года присоединился к 7-му Флоту.
3 эскадрильи штурмовиков морской пехоты тоже летали на FJ-4В «Фьюри». Единственным другим истребителем ВМФ, достигшим такой же популярности в роли штурмовика, был F9F-8 «Кугуар», который в то время состоял на вооружении 10 штурмовых эскадрилий.
Одновременно с появлением улучшенных «Фьюри» и «Кугуара» флот получил F4D «Скайрей» и F3H «Демон». F4D сначала хотели использовать как перехватчик, дальность полета которого принесена в жертву потолку и скорости. Это позволило бы ему перехватывать высотные бомбардировщики, которые в послевоенные годы считались главной угрозой авианосцам.
Однако еще на стадии проектирования были внесены изменения, и F4D получил более сбалансированные характеристики. Одноместный самолет с одним двигателем был первым морским самолетом с дельтаобразным крылом. Первый XF4D-1 взлетел в январе 1951 года. После ряда замен мотора «Скайрей» начал бить один рекорд за другим. 3 октября 1953 года F4D-1 поставил новый официальный рекорд скорости. На 3-километровой базе он развил скорость 752,943 мили/час. Это был первый случай, когда мировой рекорд скорости был побит авианосным самолетом. Долгий период, когда авианосные самолеты уступали базовым как реально, так и мифически, завершился. F4D-1 поставил рекорд скороподъемности, достигнув высоты 10000 футов за 56 секунд с момента взлета. Он побил 2 предыдущих рекорда, поставленных самолетами ВМФ за 1 месяц. FJ-3 «Фьюри» достиг высоты 10000 футов за 73,2 секунды, а F3H-1N «Демон» достиг 10000 футов за 71 секунду. Выдающиеся характеристики «Скайрея» завоевали ему место в эскадрильях всепогодных истребителей флота и морской пехоты. Одна флотская эскадрилья F4D была передана командованию ПВО Северной Америки, хотя ранее оно получало эскадрильи, укомплектованные самолетами ВВС.
Планировалось производство F4D-2N, позднее переобозначенного XF5D-1 «Скайлансер», но эта программа была отменена из-за появления самолетов с более высокими характеристиками. Один из экспериментальных «Скайлансеров» достиг скорости 1098 миль/час на высоте 10000 футов или М = 1,5 и превзошел «Скайрей» в скороподъемности.
F3H «Демон» создавался параллельно со «Скайреем» в качестве летающей платформы для ракет «воздух — воздух» «Спарроу», поисковых РЛС и систем наведения. «Демон» был самолетом со стреловидным крылом. Этот истребитель впервые взлетел в августе 1951 года. Сначала двигатель был маломощным, и после серии аварий, в которых погибли 6 самолетов первой серии, полеты F3H-1N были временно запрещены. Из этой первой партии в 56 самолетов 29 были перестроены в F3H-2 с новым двигателем. После этого началось производство более удачной модели F3H-2.
После неблагоприятного начала первые «Демоны» поступили на флот в марте 1956 года. Истребитель вскоре завоевал прекрасную репутацию.
Когда «Демоны» поступили на конвейер, флот объявил, что все истребители будут оборудованы системой заправки топливом в полете с другого самолета. Преимуществ у нового метода было много: можно было увеличить дальность полета, спасти поврежденный самолет, теряющий топливо, гораздо дольше держать в воздухе патруль, вернувшиеся с задания самолеты могли дожидаться в воздухе, пока очистится полетная палуба. Система дозаправки, принятая американским флотом, была создана английской фирмой «Флайт Рефьюэлинг Лимитед». Самолет-танкер выпускал длинный гибкий шланг, заканчивающийся воронкой. Пилот заправляемого самолета должен был держать свою машину сзади и ниже танкера, уравнять свою скорость со скоростью танкера и ввести зонд в воронку. Зонд и воронка автоматически сцеплялись, после чего начиналась перекачка топлива. «Демон» мог заправляться в воздухе, но, кроме того, он мог нести подвесной бак на 300 галлонов, чтобы заправлять другой «Демон».
В конце 50-х годов на вооружение флота поступили 2 истребителя, которые резко различались между собой. Для американского флота и морской пехоты были построены 201 F11F «Тайгер» и 1223 F8U «Крусейдера». Еще 42 «Крусейдера» были построены для французского флота.
F11F «Тайгер» начал жизнь как F9F-9, однако был скорее новым самолетом, чем развитием серии F9F «Пантера»/«Кугуар». «Тайгер» был первым самолетом, использовавшим так называемое «правило площадей», чтобы уменьшить сопротивление воздуха. В результате фюзеляж получил переменное сечение и напоминал что-то вроде бутылки кока-колы. Стреловидные крылья «Тайгера» были исключительно тонкими, настолько тонкими, что часть топлива помещалась внутри киля, а не в крыльях.
Первый F11F поднялся в воздух в июле 1954 года. Самолет показал скорость 954 мили/час на уровне моря (М = 0,99) и 730 миль/час на высоте 35000 футов (М = 1,10). Он стал первым из морских истребителей, превысивших скорость звука в горизонтальном полете.
F11F «Тайгер» поступил на вооружение эскадрилий флота в марте 1957 года. Первая эскадрилья была штурмовой. Это было символично: «Тайгер» так и не был принят в качестве авианосного истребителя. Большинство «Тайгеров» находилось в учебных подразделениях, и лишь немногие поступили в авианосные эскадрильи первой линии. Да и те были вскоре заменены другими самолетами, в основном F8U «Крусейдерами». Отсутствие универсальности и малый боевой радиус, а также лучшие характеристики «Крусейдера» стали причиной быстрого ухода «Тайгера» со сцены. F11F был последним в длинном ряду истребителей Груммана, некоторые из которых стояли среди самых удачных истребителей в истории и являлись основой американских авианосных эскадрилий в годы Второй Мировой и Корейской войн.
«Крусейдер» был создан в ответ на требования флота построить сверхзвуковой истребитель. Первый «Крусейдер» взлетел в марте 1955 года, через 8 месяцев после первого полета «Тайгера». «Крусейдеры» начали поступать на вооружение флота в марте 1957 года, одновременно с «Тайгером».
Конструкторы столкнулись с проблемой обеспечения хороших посадочных характеристик сверхзвукового истребителя. Они снабдили «Крусейдер» крыльями, которые отклонялись во время взлета и посадки на 7°. Таким образом обеспечивался необходимый угол крыла для поддержания скорости 130 миль/час, а фюзеляж оставался почти горизонтальным, что давало пилоту неплохой обзор. Непривычную конструкцию оспаривали только в первые дни появления «Крусейдера» на флоте, а потом его летные характеристики завоевали ему признание.
Прототип XF8U-1 «Крусейдер» в первом же полете превысил скорость звука, а серийный F8U-1 «Крусейдер» поставил мировой рекорд скорости 1015,428 миль/час. В июне 1957 года 2 «Крусейдера» взлетели с авианосца «Бон Омм Ричард» у побережья Калифорнии, заправились в полете и сели на авианосец «Саратога» у берегов Флориды. Они пересекли континент за 3,5 часа.
Через месяц майор морской пехоты Джон Б. Гленн, сегодня знаменитый астронавт, перелетел на фоторазведчике F8U-1P из Калифорнии в Нью-Йорк за 3 часа 28 минут 50 секунд со средней скоростью 723,517 мили/час, тоже установив рекорд. 3 раза майор Гленн снижался с оптимальной высоты и уменьшал скорость до 350 миль/час, чтобы заправиться с танкера AJ-2 «Сэведж», но все равно сохранил среднюю скорость М = 1,1.
Когда «Крусейдер» поступил на флот, он был вооружен 4 – 20 мм пушками, а также имел направляющие для ракет «Сайдуинтер» по бокам фюзеляжа и выдвижную кассету на 32– 70-мм НУРС «воздух – воздух» в нижней части фюзеляжа. На последующих моделях эта кассета была снята, а направляющие переделаны так, что на каждой можно было установить по 2 «Сайдуинтера». Были добавлены 4 подкрыльевых замка, чтобы истребитель мог нести до 5000 фунтов бомб (включая 1000-фн) или 2 ракеты «Буллпап». К 1960 году более половины из 30 истребительных эскадрилий флота, базирующихся на авианосцы, и большая часть эскадрилий морской пехоты были вооружены «Крусейдерами». Кроме того, звенья F8U-1P «Фото-Крусейдеров» находились на борту всех ударных авианосцев ВМФ. Это самолет также имелся на вооружении 3 разведывательных эскадрилий морской пехоты.
Реактивные штурмовики
Кроме новых, вооруженных ракетами истребителей, на борту американских авианосцев появилось новое поколение штурмовиков. A3D «Скайуорриор» и A4D «Скайхок» были первыми палубными реактивными штурмовиками.
Проектирование большого «Скайуорриора» началось в конце 40-х годов, чтобы дать флоту самолет, который сможет нести атомную бомбу. При этом его дальность полета и скорость должны быть сравнимы с характеристиками бомбардировщиков ВВС. Решение задачи оказалось самым крупным в истории палубным самолетом. A3D «Скайуорриор» имел нормальный взлетный вес 70000 фунтов (84000 фунтов в варианте воздушного танкера), размах крыльев 72,5 фута, длину 73,5 фута. Высоко расположенные крылья имели угол стреловидности 30° и складывались, так же как и руль высотой 22,75 фута. 2 реактивных двигателя под крыльями позволяли «Скайуорриору» развивать скорость 650 миль/час на высоте 10000 футов (М = 0,9) и набирать высоту до 41000 футов.
Первый XA3D-1 взлетел в октябре 1952 года, а первые серийные A3D-1 поступили на вооружение в марте 1956 года. Вскоре появился улучшенный A3D-2, было построено небольшое количество фоторазведчиков A3D-2P и самолетов радиопротиводействия A3D-2Q.
7- и 10-самолетные эскадрильи «Скайуорриоров» попали на борт авианосцев типа «Мидуэй» и «Форрестол». Флот получил возможность проводить всепогодные, дневные и ночные ядерные атаки. Эти подразделения действовали, в основном, в Атлантике и на Средиземном море. Более мелкие авианосцы типа «Эссекс» на Тихом океане получили 4-самолетные звенья штурмовиков, чтобы и 7-й Флот имел возможность наносить ядерные удары.
«Скайуорриор» был хорошим самолетом, и летчики ВМФ высоко ценили его. Уже через 10 лет после поступления на вооружение авианосный A3D и его сухопутный вариант RB-66 «Дестроер» отлично поработали в воздушной войне над Северным Вьетнамом. По длительности службы на борту авианосцев «Скайуорриора» превзошел только винтовой AD «Скайрейдер».
«Скайуорриор» поступил на флот для замены реактивно-поршневых штурмовиков AJ «Сэведж». Несколько «Сэведжей» оставались на вооружении флота до начала 60-х годов в качестве фоторазведчиков и воздушных танкеров. Следующая серия — A2J «Сэведж» — был оснащен 2 турбовинтовыми двигателями, вращавшими трехлопастные соосные винты противоположного вращения. Самолет вышел неудачным из-за ненадежных редукторов. Та же самая причина погубила и преемника AD «Скайрейдера» – турбовинтовой A2D «Скайларк». А потом создание чисто реактивного A3D «Скайуорриора» и появление мощных катапульт для запуска тяжелых самолетов окончательно поставили крест на A2J «Сэведже».
Но наиболее замечательным реактивным штурмовиком, созданным в 50-х годах, стал маленький A4D «Скайхок». В 1950 году, вскоре после начала Корейской войны, флот поставил задачу создать штурмовик, способный поднимать тактическое ядерное оружие, но в то же время способный действовать на коммуникациях противника и обычным оружием. В этой роли он должен был заменить испытанный AD «Скайрейдер». В это время флот был обеспокоен растущими трудностями обслуживания и ценой самолетов. Появление новых истребителей и A3D «Скайуорриора» сделало эти проблемы еще более болезненными.
Флот выдвинул следующие требования к легкому штурмовику: скорость 500 миль/час; боевой радиус по крайней мере 460 миль; способность поднимать 1000-фн бомбы; взлетный вес менее 30000 фунтов. Эти трудные требования были приняты и даже улучшены группой конструкторов под руководством Эда Хейнеманна, главного инженера компании Дуглас. Их усилия привели к подписанию в июне 1952 года контракта ВМФ с компанией Дуглас на производство самолета с «сухим» весом 8136 фунтов и взлетным весом 15000 фунтов. Пустой A4D-1 весил 8400 фунтов, но его взлетный вес доходил до 22000 фунтов, в том числе 8055 фунтов оружия. Отношение «сухого» веса к взлетному равнялось 1 : 2,6 вместо требуемых контрактом 1 : 1,8 и было результатом стремления избежать громоздких конструкций, большой сложности и дороговизны.
Одномоторный одноместный YA4D-1 впервые взлетел 22 июня 1954 года, ровно через 2 года и 1 день после подписания контракта. Это был почти рекорд скорости создания реактивного самолета. Он имел размах крыльев 27,5 футов. Это было так мало, что крылья «Скайхока» не складывались. Это был первый американский авианосный самолет с жесткими крыльями с тех пор, как появился SBD «Доунтлесс» с размахом крыльев 41,5 фут. «Скайхок» имел длину всего 39 футов. Во время испытаний A4D-1 поставил мировой рекорд скорости, пролетев 5000 км со скоростью 695,127 миль/час.
Эскадрильи первой линии начали получать «Скайхок» в сентябре 1956 года, что дало ударным авианосцам еще один самолет, способный нести ядерное оружие. В попытках снизить вес и сложность «Скайхок» практически лишился радио- и навигационного оборудования. Поэтому первым штурмовикам приходилось полагаться только на опыт и искусство пилотов в навигации и бомбометании. Для обычных полетов над сушей, где требовалось электронное оборудование, «Скайхок» брал подвесной контейнер с электроникой. Для боевых вылетов имелись 3 узла подвески. Самолет мог нести до 5000 фунтов бомб, ракет или топливных баков. Наконец, для самообороны и обстрела наземных целей в корнях крыльев «Скайхока» были установлены 2 — 20 мм пушки.
Однако прежде чем был построен первый серийный A4D-1, уже был испытан улучшенный A4D-2. Так началась программа модернизаций, и в результате через 10 лет заводы выпускали уже шестую модель «Скайхока» (A-4F в новых обозначениях). Модернизация значительно увеличила вес «Скайхока», но теперь он развивал скорость 685 миль/час на уровне моря (М = 0,9), имел электронное и навигационное оборудование и мог нести современное оружие. Теперь оружием «Скайхока» являлись ракеты «Буллпап», УРС и НУРС, атомные бомбы общим весом до 8200 фунтов. Самолет был оборудован системой дозаправки в воздухе, что дало ему «неограниченную» дальность полета.
С появлением маленьких A4D «Скайхоков», способных нести ядерное оружие, и с учетом ограниченных ударных возможностей реактивных истребителей, хотя некоторые из них тоже могли нести атомные бомбы, в середине 50-х годов флот пересмотрел состав авианосных авиагрупп. Начиная с 1942 года флот постоянно заменял на авианосцах бомбардировщики истребителями, и до Корейской войны американские авианосцы имели 3 – 4 истребительные эскадрильи и 1 штурмовую (обычно AD «Скайрейдеры»). Однако такие истребители, как F6F «Хеллкэт» и F4U «Корсар» обладали выдающимися способностями в роли штурмовиков.
Американская военная политика в 50-х годах все еще опиралась на тезис, что не может быть крупного конфликта без применения ядерного оружия. С военной и политической точек зрения авианосцы были великолепной базой для ядерных ударных сил, и количество штурмовиков в авиагруппах было увеличено. Теперь каждому ударному авианосцу выделились 2 истребительные эскадрильи: одна летала на всепогодных перехватчиках (в основном на F3H «Демонах» или F4D «Скайреях»), а одна – на дневных истребителях F8U «Крусейдер». Сначала каждый авианосец имел 2, а потом 3 эскадрильи легких реактивных штурмовиков (FJ-4B «Фьюри», F8F-9B «Кугуар», A4D «Скайхок»). К концу десятилетия «Скайхоки» вытеснили все остальные самолеты. Авианосцы типа «Мидуэй» и «Форрестол» имели и шестую эскадрилью штурмовиков AJ «Сэведж» или A3D «Скайуорриор», чтобы обеспечить возможность дальней всепогодной атаки. Теперь отношение штурмовых эскадрилий к истребительным в авиагруппах составляло 3 : 1, а то и 4 : 1. Все ударные авианосцы, уходящие за море, имели на борту атомное оружие. В западной части Тихого океана или в восточной части Средиземного моря каждый ударный авианосец держал 2 легких и 2 тяжелых штурмовика заправленными и вооруженными атомными бомбами. Их экипажи были всегда готовы к немедленному вылету для атаки целей на территории Советского Союза.
Однако интересно заметить, что, несмотря на широкое распространение ядерного оружия в американской авиации, на борту ударных авианосцев 90 % боеприпасов оставались обычными.
Ударные авианосцы в то время имели еще одну систему оружия. 3 авианосца типа «Мидуэй», 3 – типа «Форрестол» и более маленькие «Беннингтон», «Рэндольф», «Лексингтон», «Бон Омм Ричард» и «Шангри Ла» были вооружены ракетами «Регьюлус» «земля – земля». «Регьюлус» был беспилотным реактивным самолетом-снарядом. Он имел длину 53 фута и запускался с катапульты или подвижной стартовой платформы. «Регьюлус» летел почти со скоростью звука и мог доставить ядерный заряд к цели на расстояние 500 миль от корабля. Ракетой можно было управлять с корабля или подводной лодки. Самолет-снаряд мог выполнять маневры, чтобы избежать обнаружения вражеским радаром, вражеского огня и атаковать движущуюся цель. Вскоре «Регьюлус» был убран с авианосцев, но оставался на подводных лодках до 1965 года.
На каждом ударном авианосце, кроме истребительных и штурмовых эскадрилий, имелось звено фоторазведчиков F8U-1P «Крусейдер» из 3 самолетов и звенья самолетов РЛД и радиопротиводействия (4 AD-5W «Скайрейдера» и 3 AD-5Q «Скайрейдеров»). На некоторых авианосцах сохранились «Сэведжи», служившие танкерами для истребителей и штурмовиков. Каждый авианосец имел по 2 шестиместных вертолета HUP для спасательных и прочих специальных работ, а также двухмоторный самолет TF «Трейдер» (11 мест).
Эти 70- и 90-самолетные авиагруппы должны были действовать с 15 ударных авианосцев. Цифра 15 оказалась «магической». Именно столько ударных авианосцев флот мог содержать в строю через 2 десятилетия после Корейской войны. Это число иногда сокращалось до 14, иногда увеличивалось до 16. Располагая 15 ударными авианосцами, можно было иметь 2 корабля в составе 6-го Флота, и 3 — в составе 7-го Флота. Чтобы постоянно держать эти авианосцы в указанных районах по 6 месяцев, требовалось на каждый авианосец вне отечественных вод иметь 2 на ремонте и тренировках.
Новый суперавианосец «Саратога» вошел в строй 14 апреля 1956 года. «Рейнджер» завершил испытания 10 августа 1957 года. Когда эти корабли вошли в строй, авианосцы типа «Эссекс», плохо пригодные для базирования реактивных самолетов, были переклассифицированы в противолодочные авианосцы, что позволило удержать количество ударных авианосцев равным 15. В середине 1958 года в строю находились 15 ударных авианосцев («Коралл Си» и «Орискани» проходили 3-летнюю модернизацию, на них устанавливали угловые палубы. Это были последние американские авианосцы, еще не получившие ее.) Этими 15 ударными авианосцами были:

Форрестол США, Восточное Побережье
Саратога Средиземное море
Рейнджер Переход на Тихий океан вокруг Южной Америки
Мидуэй США, Западное Побережье
Ф.Д. Рузвельт США, Карибское море, тренировки
Эссекс Средиземное море
Интрепид США, Восточное Побережье
Тикондерога США, Западное Побережье, ремонт
Рэндольф США, Восточное Побережье
Лексингтон США, Восточное Побережье
Хэнкок западная часть Тихого океана
Беннингтон восточная часть Тихого океана
Бон Омм Ричард США, Западное Побережье, текущий ремонт
Кирсардж США, Западное Побережье, тренировки
Шангри Ла западная часть Тихого океана

Базирование «Саратоги» и «Эссекса» в Средиземном море стало проявлением обычной практики выделять 6-му Флоту 1 большой и 1 малый ударный авианосцы. Однако в это время силы 7-го Флота на западе Тихого океана сократились до 2 авианосцев типа «Эссекс». В феврале 1955 года к 7-му Флоту присоединился «Мидуэй», обойдя вокруг мыса Доброй надежды. Это было первое появление «большого» американского авианосца на Тихом океане. До завершения постройки «Рейнджера» и окончания модернизации «Коралл Си» в начале 1960 года «Мидуэй» оставался единственным крупным авианосцем на Тихом океане.
Такова была дислокация американских ударных авианосцев на утро 14 июля 1958 года, когда президент Ливана обратился к американскому послу в Бейруте с просьбой о немедленной американской военной помощи в течение 48 часов.
Операция «Блю Бэт»
После того как поток вооружений советского блока хлынул в страны Восточного Средиземноморья, положение там стало неспокойным. В апреле 1958 года 6-й Флот провел демонстрацию силы в Восточном Средиземноморье, чтобы поддержать короля Иордании, который только что подавил инспирированный коммунистами мятеж про-египетских элементов в своей армии. Египет и Сирия, объединившиеся 1 февраля 1958 года в недолговечную ОАР, представляли главную угрозу соседним Иордании и Ираку. В этой взрывоопасной обстановке в мае 1958 года и произошло вооруженное восстание в Ливане. Министр иностранных дел Ливана предложил просить военную помощь у американцев. США приготовились ввести с страну войска, но положение в Ливане улучшилось, хотя в целом оставалось неспокойным. Затем рано утром 14 июля арабские националисты захватили парламент Ирака и устроили бойню, убив короля и премьер-министра, настроенных прозападно.
Президент Ливана забил тревогу. Опасаясь, что волна инспирированных коммунистами революций прокатится по Среднему Востоку, он попросил Соединенные Штаты послать свои войска, чтобы сохранить порядок в Ливане. Ливанский лидер особенно настаивал на американском вмешательстве в течение 48 часов, основываясь на ошибочной информации из газет, что большая часть 6-го Флота находится у берегов Испании и не может прибыть к берегам Ливана раньше. Он также запросил английской и французской помощи в течение 24 часов. Американское правительство немедленно согласилось помочь сохранить признанное правительство Ливана. Операция получила кодовое название «Блю Бэт». Вскоре было решено, что в Ливане высадятся только американские войска. Англичане откликнулись на просьбу Иордании и перебросили туда 2000 парашютистов, а французские корабли ненадолго появились возле Бейрута.
Несмотря на тлеющие в средневосточной пороховой бочке искры, Соединенные Штаты были плохо готовы к немедленной высадке в Ливане. На базах в Германии в готовности находились 2 армейские батальонные боевые группы по 1800 человек каждая. Однако имеющиеся транспортные самолеты могли перебросить только одну из них, а вдобавок они не были готовы к немедленному вылету. Далее, самолетам пришлось бы проделать перелет длиной 2400 миль, чтобы обогнуть коммунистическую территорию и добраться до Аданы, Турция, где находился ближайший к Бейруту аэродром союзников. Истребители, легкие бомбардировщики и разведчики ВВС, которые должны были поддерживать американскую высадку, находились в Соединенных Штатах. Им требовался трудный перелет через Атлантику и Европу, чтобы достичь Аданы. Этот перелет зависел от наличия самолетов-танкеров для дозаправки в полете и грузовых самолетов для переброски оборудования и наземного персонала. Эти воздушные части должны были базироваться в Адане, пока десант с воздуха или с моря не захватит аэродром Ливанской столицы.
Поэтому соединения 6-го Флота, находящиеся в Средиземном море, были единственными американскими силами, способными вмешаться немедленно. Утром 14 июля суперавианосец «Саратога» с кораблями сопровождения находился в Каннах, Франция, в 1700 милях от Бейрута. Ударный авианосец «Эссекс» стоял в бухте Пирей, Афины, в 650 милях от Бейрута. Противолодочный авианосец «Уосп» находился в Неаполе. В этот момент 6-й Флот имел 3 десантные эскадры, каждая из которых могла высадить батальон морской пехоты численностью 1800 человек. Одно находилось южнее Кипра, всего в 12 часах хода от Бейрута, второе – севернее Кипра, а третье – к юго-востоку от Итальянского полуострова и следовало в Гибралтар, чтобы вернуться в Соединенные Штаты.
Соединение, находившееся к югу от Кипра, получило приказ высадиться 15 июля в 15.00. Высадка должна была произойти одновременно с выступлением президента Эйзенхауэра, в котором он заявит об американском вмешательстве. 2 другие десантные эскадры должны были идти на восток с максимальной скоростью и высадить свои войска в Бейруте утром 16 и 18 июля.
Ночью 14/15 июля авианосцы «Эссекс», «Саратога» и «Уосп» отозвали с берега своих увольняемых, подняли якоря и рано утром 15 июля взяли курс на восток.
15 июля в 15.04, через 20 часов после того, как президент Ливана призвал на помощь, американская морская пехота высадилась на окраинах Бейрута. Высадке никто не мешал, за исключением перевозбужденных ливанцев, которые собрались на берегу, чтобы приветствовать американцев. Сразу после того, как морские пехотинцы оказались на берегу, над головами у них пролетели 11 самолетов «Эссекса»: 4 FJ-3 «Фьюри» и 7 AD-6 «Скайрейдеров». Они прилетели поддерживать морских пехотинцев, сделав остановку для дозаправки на английском аэродроме на Кипре.
Единственному батальону морской пехоты пришлось бы очень туго, если бы он встретил вооруженное сопротивление, так как у него не было ни танков, ни артиллерии. Сопротивление могло помешать морской пехоте захватить аэродром Бейрута, а так морские пехотинцы заняли его через час после высадки. В противном случае переворот мог закончиться свержением прозападного правительства.
Но, как справедливо заметил один военный историк: «Сопротивления не было, и никто не может сказать, что что-то было сделано неправильно. Политическая цель высадки была достигнута. В военном отношении это был блеф, однако он сработал».
Американские армия и ВВС медлили, дожидаясь результатов высадки морской пехоты. Первая армейская батальонная боевая группа в Германии была поднята по тревоге лишь 15 июля. Ее начали перебрасывать в Адану только 17 июля. В это время десантные корабли уже высадили второй и третий батальоны морской пехоты 16 и 18 июля. Четвертый батальон морской пехоты был стремительно переброшен через Атлантику на транспортных самолетах и высадился в Ливане 18 июля. Первые армейские части высадились в Бейруте 19 июля, пробыв в Адане 2 дня, чтобы лучшие подготовиться к переброске по воздуху.
Утром 15 июля ударное ядро тактических воздушных частей, которые предполагалось развернуть на Среднем Востоке — эскадрилья из 12 истребителей-бомбардировщиков ВВС F-100 — взлетело с аэродрома в США для полета в Адану. 1 самолет разбился в Канаде, 7 сели на промежуточных аэродромах, и только 4 машины после 12,5 часов полета добрались до Аданы. После неудачного начала сбор тактической авиации в Адане пошел живее, хотя не хватало полетных карт, средств связи, противоперегрузочных костюмов и множества других нужных вещей. Когда 20 июля сбор частей тактической авиации завершился (35 истребителей, 12 легких бомбардировщиков, 17 разведчиков, все реактивные), офицер ВВС сообщил: «Существуют серьезные сомнения в боеспособности подразделений F-100. Лишь немногие из пилотов провели учебные стрельбы, ни один не стрелял ракетами и не сбрасывал бомб». Сообщалось также, что экипажи легких бомбардировщиков В-57 «Канберра» «неспособны проводить эффективное бомбометание с использованием обычных бомб».
Зато авиация флота была полностью готова, и ее самолеты могли обеспечить почти немедленную поддержку десанту морской пехоты. Несомненно, что морская пехота высаживалась без поддержки с воздуха. Самолеты «Эссекса», появившиеся над берегом через несколько секунд после высадки, показали, что сметут любое сопротивление. (В это время в Бейруте, менее чем в 3 милях от места высадки, находились 2000 мятежников. Главным вопросом было: выступит ли ливанская армия и вмешаются ли оснащенные коммунистами сирийские танковые части, стоящие в 3 часах пути от Бейрута.)
Высадку прикрывали 11 самолетов «Эссекса». После этого он почти непрерывно держал свои самолеты в воздухе над Ливаном до 20 августа. Авианосец «Саратога» подошел к берегу ночью 17/18 июля, и теперь его самолеты тоже участвовали в патрулировании.
Во время первых дней Ливанского кризиса ударные авианосцы «Форрестол» и «Рэндольф» были спешно подготовлены к выходу в море и пересекли Атлантику, чтобы усилить 6-й Флот. Хотя угрозой подводных лодок десантным силам можно было пренебречь, противолодочный авианосец «Уосп» вышел из гавани Неаполя рано утром 15 июля. Его самолеты и вертолеты могли оказаться очень полезными для разведки и другой работы. (Корабль выделил 8 вертолетов НRS-3 для переброски войск с десантных кораблей на берег.) Таким образом, в начале кризиса флот сумел за 3 дня стянуть к Ливану 3 авианосца с 200 самолетами. Через неделю в Средиземном море находились уже 5 авианосцев и 350 самолетов.
Кроме того, авианосец «Энтьетам», служивший учебным кораблем, 15 июля покинул Бостонскую военно-морскую верфь и после коротких испытаний взял курс на Мэйпорт, Флорида. Однако в тот же день он был отправлен в Норфолк, где принял на борт самолеты морской пехоты, от F9F «Кугуаров» до наблюдательных самолетов и вертолетов. Затем он присоединился к десантной эскадре для учений, однако находился в полной готовности к немедленной отправке на Средиземное море.
К середине августа 1958 года положение на Среднем Востоке снова относительно стабилизировалось, хотя последние из 6000 морских пехотинцев и 8000 солдат, высаженных в Ливане, покинули страну только в конце октября 1958 года.
Прибрежные острова
23 августа 1958 года орудия китайских войск, окруживших бухту Амой, открыли огонь по так называемым Прибрежным островам: Большой и Малый Куэмой. Эти острова были цитаделью националистов у порога красного Китая. Националисты имели на островах Куэмой 60000 солдат и еще 25000 солдат на острове Мацу, который тоже подвергся сильному обстрелу артиллерии коммунистов. Орудия красных делали до 50000 выстрелов в день и угрожали оставить острова без снабжения и боеприпасов.
Во время Ливанского кризиса американский флот держал 2 ударных авианосца типа «Эссекс» в западной части Тихого океана: «Хэнкок» и «Шангри Ла». 14 июля «Лексингтон» проводил у берегов Калифорнии учения по посадкам на авианосец. Во время Корейской войны американское командование опасалось, что коммунисты используют американскую занятость в одной части земного шара для нанесения удара в совсем ином районе. Поэтому начальник штаба ВМФ адмирал Арли Берк приказал «Лексингтону» принять на борт авиагруппу и двигаться в западную часть Тихого океана. Через 72 часа после этого решения авианосец принял авиагруппу, топливо и боеприпасы и двинулся в путь. После заходов в Пирл-Харбор и на Гуам он присоединился к кораблям ОС 77. Теперь американцы имели 3 ударных авианосца с 200 самолетами в западной части Тихого океана.
Когда 23 августа орудия коммунистов открыли огонь по островам Куэмой и Мацу, «Хэнкок» находился к востоку от Формозы, «Шангри Ла» стоял в Йокосуке, а «Лексингтон» и противолодочный авианосец «Принстон» находились в море к востоку от Японии. Соединенные Штаты ранее заявляли, что будут защищать Формозу от вторжения коммунистического Китая, но статус Прибрежных островов по американским обязательствам был довольно туманным. Однако ввиду явной угрозы американский 7-й Флот был приведен в состояние боевой готовности. Пришел приказ подготовиться к крупной операции против коммунистического Китая. Большой авианосец «Мидуэй», 16 августа покинувший Западное Побережье для передислокации на запад Тихого океана, 23 августа стоял в Пирл-Харборе. Он немедленно вышел в море и полным ходом направился на запад. В угрожаемую зону были переброшены дополнительные крейсера и эсминцы, чтобы увеличить силы 7-го Флота.
Шестой авианосец присоединился к 7-му Флоту, откуда его совсем не ждали — из состава 6-го Флота. «Эссекс» действовал у берегов Ливана с 15 июля по 20 августа с короткой передышкой для стоянки на Родосе в начале августа. 23 августа он прибыл в Неаполь для запланированного отдыха, а утром 25 августа поднял якорь и пошел на соединение с 7-м Флотом. В сопровождении 4 эсминцев он прошел Суэцким каналом в знойное Красное море, пересек Индийский океан и через Ост-Индию вошел в Южно-Китайское море.
Значительно усиленный 7-й Флот патрулировал в Формозском проливе, сопровождая транспорты националистов к осажденным островам и обратно. При этом соблюдалась 3-мильная зона территориальных вод Китая. Американцы игнорировали заявление красного Китая, что страна расширила свои владения до 12 миль. Быстрое усиление 7-го Флота и американских войск на Формозе вместе с обязательством Соединенных Штатов помочь националистам удержать острова убедили коммунистов в тщетности дальнейших агрессивных действий против островов Куэмой и Мацу. Интенсивный обстрел прекратился, выродившись в спорадические и слабые огневые налеты.
В отличие от Ливанского кризиса, в этом районе имелись аэродромы для американской тактической авиации вблизи от бухты Амой. Формоза лежала в 160 милях от материкового Китая, и большие аэродромы острова вскоре были заполнены истребителями ВВС и морской пехоты, прилетевшими с Филиппин и из Японии. Однако авианосцы представляли собой высокомобильную и мощную передовую базу, которую коммунисты не могли атаковать без предварительных интенсивных поисковых полетов. А это лишило бы их элемента внезапности при развязывании военных действий.
Героем обоих этих кризисов оказался ветеран «Эссекс». То, что началось как обычное отбывание срока в составе 6-го Флота в Средиземном море, закончилось только через 9 месяцев как кругосветное путешествие. При этом корабль 2 месяца провел в составе 7-го Флота. Во время своего продолжительного похода авианосец прошел 75000 миль, почти 1/3 расстояния, которое он прошел за 2,5 года Второй Мировой войны. Интенсивные операции «Эссекса» были фактором, который помог ему установить рекорд. 25 июня 1960 года на его палубу сел 98550-й самолет. До сих пор этот рекорд принадлежал «Саратоге». На этот авианосец с 1928 по 1946 год совершили посадки 98549 самолетов.
Противолодочные, легкие и эскортные авианосцы
Хотя во время этих кризисов угроза вражеских подводных лодок не возникала, американский флот в 50-х годах был очень обеспокоен общим ростом угрозы советских подводных лодок, так же как и появлением угрозы со стороны красного Китая, который пока имел лодки в основном советской постройки. Большая часть сил и средств американского флота пошли на отработку операций авианосцев поддержки сил ПЛО (CVS). Все они были кораблями типа «Эссекс», бывшими ударными авианосцами. Когда появились новые ударные авианосцы, а общее количество этих кораблей решили удерживать на уровне 14 — 16 единиц, то авианосцы типа «Эссекс» были превращены в противолодочные (ASW). Во время этих кризисов в строю находились 11 противолодочных авианосцев:

Йорктаун Боксер
Тарава Хорнет
Лейте Вэлли Фордж
Уосп Лейк Шамплейн
Филиппин Си Энтьетам
Принстон

10 авианосцев обычно действовали в составе поисково-ударных групп вместе с 4 — 6 эсминцами каждый. В роли противолодочных авианосцев «Эссексы» получили эскадрилью из 20 S2F «Трэккеров» и эскадрилью вертолетов HSS-1. Это были одномоторные трехместные вертолеты, специально созданные для противолодочных операций. Их «вооружением» был гидролокатор, опускавшийся в воду, пока вертолет висит в нескольких футах над поверхностью, и 2 самонаводящиеся торпеды. HSS-1 начал поступать на вооружение флота во второй половине 1955 года. Затем появилась модель HSS-1N, способная совершать полеты днем и ночью и имевшая автомат зависания. Звенья оборудованных радаром «Скайрейдеров» (AD-5W) обеспечивали дополнительные возможности поиска и атаки. Периодически на борту противолодочных авианосцев появлялись звенья истребителей, чтобы прикрывать беззащитные «Трэккеры» и вертолеты. В конце 50-х годов для этой цели обычно использовалось звено из 4 F2H «Бэнши». В 1960 году противолодочные авиагруппы были реорганизованы в 2 эскадрильи по 10 «Трэккеров», эскадрилью из 16 вертолетов и звено РЛД. С 1960 по 1965 год истребителей на противолодочных авианосцах не было.
«Энтьетам» хотя и считался противолодочным авианосцем, но не имел авиагруппы и с апреля 1957 года использовался как учебный корабль, действуя в Мексиканском заливе. В 1962 году его сменил в этой роли «Лексингтон».
После бурного 1958 года ряды противолодочных авианосцев изрядно поредели. Авианосцы с прямой палубой были выведены в резерв или переоборудованы в десантные вертолетоносцы, за исключением «Лейк Шамплейн». Он прослужил как противолодочный авианосец до 1966 года! Количество противолодочных авианосцев, включая учебные корабли, до 1966 года поддерживалось равным 10 кораблям, а позднее — 9 кораблям. Все, кроме «Лейк Шамплейна», имели угловую полетную палубу. В случае необходимости, учебные авианосцы могли действовать в качестве противолодочных с ограниченными возможностями.
Применение авианосцев типа «Эссекс» в роли учебных и противолодочных означало конец использования легких и эскортных авианосцев для этой цели. 5 легких авианосцев, служивших во время Корейской войны, были выведены в резерв, последний корабль — в 1957 года.
После Второй Мировой войны эти корабли служили в качестве учебных, противолодочных и экспериментальных авианосцев. Они использовались как базы истребителей-бомбардировщиков морской пехоты. В этой роли они показали себя хорошо. Например, «Батаан» был награжден 7 боевыми звездами в Корейскую войну. Но некоторые моряки считали, что возможности этих кораблей полностью не использованы. Капитан 1 ранга Д. Дж. Донахо, командир «Сайпана», с которого действовала эскадрилья «Скайрейдеров» морской пехоты, писал:

«Считаю, что погрузка 1 типа самолетов на корабль, имеющий характеристики легкого авианосца, будет расточительством в том плане, что не используются все возможности корабля. В тех условиях, в которых действовал на Тихом океане «Сайпан» (самостоятельные операции вместе с 1 или 2 эсминцами и эскадрильей «Скайрейдеров» непосредственной поддержки), корабль не должен лишаться истребителей для прикрытия с воздуха и противолодочных самолетов. Легкие авианосцы можно использовать для той цели, ради которой их проектировали — поддерживать действия ударных авианосцев. Действуя в составе быстроходного авианосного соединения авиагруппой из реактивных истребителей, легкий авианосец вполне может прикрыть с воздуха это соединение. В то же время он может обеспечить дополнительную ударную мощь. Проводя воздушное и противолодочное патрулирование, он сохранит целостность авиагрупп ударных авианосцев и, таким образом, увеличит ударную мощь соединения.
Командование флота просто не знакомо с характеристиками легких авианосцев типа «Сайпан». То, что оба этих корабля были построены после Второй Мировой войны, означает, что они имеют более современное оборудование, чем авианосцы типа «Эссекс» — это обстоятельство малоизвестно. Однако в послевоенное время флот рассматривал легкие и эскортные авианосцы как одну группу, отводя им роль противолодочных. Но характеристики легких авианосцев не подходят для действий в составе групп ПЛО. Один только тот факт, что они имеют слишком мало топлива для дозаправки эсминцев, подсказывает не привлекать легкие авианосцы к решению этих задач.
«Сайпан» способен действовать 40 реактивными истребителями типа F9F-6.
Рекомендую легкие авианосцы (типа «Сайпан») использовать только для поддержки быстроходных авианосцев. Их следует укомплектования реактивными истребителями для защиты соединения».

Но легкие авианосцы не могли действовать новыми истребителями и тяжелыми штурмовиками, поступившими на вооружение флота. Они не имели гибкости ударных авианосцев. Как и эскортные авианосцы, с которыми их теперь смешали, никогда больше легкие авианосцы не служили в американском флоте в той роли, для которой их строили. (Переданные Франции легкие авианосцы «Белло Вуд» и «Лэнгли» были возвращены в 1960 и 1963 году, соответственно, и разобраны. «Кэбот» попал в Испанию в качестве вертолетоносца.)
Эскортные авианосцы, сохранившиеся в американском флоте к середине 1957 года, все были законсервированы, за исключением 4 кораблей, которые имели гражданские команды и использовались для перевозки грузов, автомашин и самолетов. 1 корабль был переоборудован в десантный вертолетоносец. Из 65 эскортных авианосцев, находившихся в составе флота в 1955 году, все они, кроме 11 кораблей, были переклассифицированы в эскортные вертолетоносцы (CVHE) или многоцелевые авианосцы (CVU). Корабли, получившие обозначение CVHE, должны были в военное время действовать противолодочными вертолетами. CVU должны были перевозить самолеты, войска и технику. Все эти корабли сохранили свои бортовые номера CVE, но с новыми буквенными обозначениями. Никаких изменений в оборудовании законсервированных кораблей не производилось, только 11 кораблей типа «Комменсмент Бей» сохранили обозначение CVE. В 1959 году 49 кораблей (CVE – CVHE – CVU), сохранившиеся в американском флоте, были переклассифицированы в корабли перевозки самолетов (AKV с новыми бортовыми номерами). В мае 1959 года авианосцы типа «Эссекс» с прямой палубой и сохранившиеся легкие авианосцы были таким же образом переклассифицированы в авиатранспорты (AVT).
Десантные вертолетоносцы
Во времена господства доктрины «массированного возмездия» в начале 50-х годов пышно расцвела и теория обычной войны. Вертикальный охват с использованием вертолетов позволял высадить ударные части позади сильно защищенного побережья, в местах, недоступных обычным шлюпкам и десантным судам. Американский корпус морской пехоты начал эксперименты по высадке десанта с вертолетов в 1948 году и периодически использовал легкие и эскортные авианосцы во время учений в качестве вертолетоносцев-войсковых транспортов. Английские легкие авианосцы «Оушн» и «Трайэмф» во время Суэцкого конфликта в 1956 году превратились в вертолетоносцы, перебрасывая коммандос на берег на вертолетах.
Первым авианосцем, специально выделенным для базирования вертолетов, стал американский «Тетис Бей» (CVE-90), один из 50 эскортных авианосцев типа «Касабланка», построенных Кайзером во время Второй Мировой войны. Войдя в строй в апреле 1944 года, «Тетис Бей» (7800 тонн, 512 футов) без приключений прослужил до конца войны и был законсервирован. В июне 1955 года на нем начались работы. Были устроены кубрики для 1000 морских пехотинцев, не считая экипажа из 40 офицеров и 500 матросов. (Ранее команда «Тетис Бей» состояла из 110 офицеров и 750 матросов.) Были установлены грузовые лифты и краны, чтобы принимать боеприпасы и технику морской пехоты с пирсов на полетную палубу. Аэрофинишеры, катапульта и передний элеватор были сняты. Задний элеватор (45 ґ 35 футов) был сохранен, но часть полетной палубы позади него была вырезана. Имелись также некоторые изменения в островной надстройке. На нижних палубах были установлены дополнительные средства оповещения и связи.
«Тетис Бей», закончив переоборудование, вошел в строй 20 июля 1956 года в качестве штурмового вертолетоносца (CVHA-1). В своей новой роли «Тетис Бей» получил 20 вертолетов HRS. Эти вертолеты широко использовались в Корейской войне и, кроме экипажа из 2 человек, могли поднимать 8 или 10 солдат. Они были укомплектованы пилотами морской пехоты.
Эскортный авианосец «Блок Айленд» типа «Комменсмент Бей» (11373 тонны, 557 футов) стал в док для аналогичной модернизации в 1957 году. «Блок Айленд» вошел в строй 30 июня 1944 года, служил на Тихом океане, с 1946 по 1950 год он служил плавучей казармой в военно-морской академии в Аннаполисе, использовался как авиатранспорт в годы Корейской войны. Его перестройка началась в 1957 году, и он был назван десантным вертолетоносцем (LPH-1). По политическим мотивам флот хотел отнести эти корабли к десантным судам, а не к авианосцам. Переоборудование «Блок Айленда» предполагалось закончить в июле 1960 года. Однако из-за финансовых сложностей работы были прекращены, и в 1959 году корабль был вычеркнут из списков флота, как AKV-38. В следующем году он пошел на слом.
Затем флот начал постройку серии специальных десантных вертолетоносцев. Первый — «Иводзима» — был заложен 2 апреля 1959 года. Но, чтобы немедленно обеспечить флоту возможность высадки десанта с вертолетов, 3 авианосца типа «Эссекс» с прямой палубой были переоборудованы для действий с них вертолетов. «Боксер» и «Принстон» стали десантными вертолетоносцами (LPH-4 и LPH-5 соответственно) в январе 1959 года, а «Вэлли Фордж» (LPH-8) — в июне 1961 года. Однотипный с ними «Тарава» в конце 50-х годов ненадолго получил вертолеты морской пехоты, но в 1960 году пошел на консервацию уже как CVT-40/AVT-12.
«Боксер», «Вэлли Фордж» и «Принстон» сначала служили в качестве ударных и противолодочных кораблей. В своей третьей роли они имели ряд преимуществ. Большие размеры, высокая скорость, способность принимать самолеты отличали их от остальных вертолетоносцев. В роли десантных кораблей они обычно использовали только половину машинной установки (8 котлов и 4 турбины), но даже в этом случае имели скорость 25 узлов против 19,5 узлов «Тетис Бей» или 20 узлов «Иводзимы». Однако машинная команда всегда могла дать 33 узла, на которые были способны авианосцы типа «Эссекс».
В роли десантных вертолетоносцев каждый из них мог нести примерно 1650 солдат и 30 вертолетов, точное их количество зависело от модели машин. Каждому кораблю требовалась команда из примерно 1000 офицеров и матросов. Из-за нехватки личного состава на флоте в 50-х годах палубные и авиационные подразделения частично комплектовались морскими пехотинцами, по 10 офицеров и 235 рядовых на корабль. Это позволило флоту освободить несколько сот матросов и дать морским пехотинцам дополнительную морскую тренировку и обучить вертолетным операциям. (Обычно на американских линкорах, крейсерах и авианосцах находился взвод морской пехоты для обеспечения внутреннего порядка. При случае морские пехотинцы становились к средним и мелким орудиям.)
Для новых десантных кораблей были созданы и новые вертолеты. В 1956 году на вооружение морской пехоты начали поступать большие вертолеты HR2S. Это был двухмоторный вертолет с моторами, установленными в гондолах вдоль фюзеляжа. Они вместе вращали один главный винт диаметром 36 футов. Створчатые носовые двери открывались в грузовой отсек, где могли находиться 20 солдат, 24 пары носилок или 3 джипа. Имея взлетный вес 31000 фунтов и длину фюзеляжа 65 футов, HR2S по размерам не уступал транспортному самолету С-47 «Дакота». Максимальная скорость HR2S равнялась 130 миль/час.
В 1957 году морская пехота начала получать вертолеты HUS. Это был многоцелевой вариант противолодочного вертолета HSS-1. Одномоторный HUS мог поднимать 12 солдат или 8 носилок. Он имел взлетный вес 13000 фунтов и скорость 123 мили/час.
Обычно с кораблей типа «Эссекс» действовала эскадрилья из 20 – 24 вертолетов HUS и звено из 2 вертолетов HR2S для тяжелых грузов.
Первым в мире вертолетоносцем специальной постройки стал американский корабль «Иводзима» (LPH-2), вошедший в строй 26 августа 1961 года. По размерам он был чем-то средним между эскортным и легким авианосцем. «Иводзима» имела водоизмещение 11000 тонн и длину 592 фута. Однако корабль казался тяжелее из-за конструкции полетной палубы, сливавшейся с корпусом в стиле английских или более поздних американских авианосцев. Вертолетоносец имел маленький остров по правому борту, где совмещались мостики и труба. «Иводзима» имела 2 спаренные 76-мм установки прямо перед мостиком и еще 2 — на заднем конце полетной палубы.
Полетную и ангарную палубы связывали 2 бортовых элеватора: один на левом борту напротив острова, другой на правом борту позади него. Ангар имел высоту 20 футов и мог вместить 9 вертолетов HR2S или 20 более маленьких HUS или HRS. Обычно корабли этого типа имели на борту 20 — 24 средних вертолетов, 4 вертолета для тяжелых грузов и 4 маленьких наблюдательных вертолета.
«Иводзима» могла принять 230 офицеров и 1900 солдат десантных частей, не считая собственной команды из 50 офицеров и 500 матросов, всего 2700 человек. На корабле имелись великолепные средства связи, большой госпиталь для приема раненых. Машинная установка состояла из 2 котлов и турбины, вращавшей винт. Вертолетоносец мог развить скорость 20 узлов, а при форсированном режиме — 22 узла.
Следом за «Иводзимой» в состав флота вошли однотипные «Окинава» (LPH-3) — в апреле 1962 года; «Гуадалканал» (LPH-7) — в июне 1963 года; «Гуам» (LPH-9) — в январе 1965 года; «Триполи» (LPH-10) — в августе 1966 года; «Нью Орлеанс» (LPH-11) — в начале 1968 года; «Инчхон» (LPH-12) — в 1969 году. «Тетис Бей» в 1969 году был переклассифицирован из CVHA-1 в LPH-6. Остальные бортовые номера серии LPH приходились на незаконченный «Блок Айленд» и корабли типа «Эссекс».
Новый спор
Начало возрождения десантных сил американского флота, воплотившееся в программе строительства вертолетоносцев, произошло в то время, когда господствовала доктрина «массированного возмездия». Любое посягательство коммунистов на «свободный мир» должно быть встречено быстрым и сокрушительным возмездием американских ядерных сил. Такова была официальная политика США и НАТО, несмотря на то, что обычное оружие и экономическая помощь остановили коммунистов в Западной Европе, Греции, Турции, Ливане, Малайе, Корее, на Филиппинах. Даже кризис вокруг Прибрежных островов можно включить в этот список, так как морские и воздушные силы Соединенных Штатов и националистов вполне могли отбить нападение Китая без применения ядерного оружия.
Ударные авианосцы типа «Форрестол», каждый из которых имел по 50 атомных бомбардировщиков, были важным компонентом американских ядерных ударных сил. Американский конгресс выделил средства для строительства одного суперавианосца в год. 1951 — «Форрестол», 1952 — «Саратога», 1953 — «Рейнджер», 1954 — «Индепенденс», 1955 — «Китти Хок», 1956 — «Констеллейшн», 1957 — «Энтерпрайз». Первые 6 кораблей были обычными авианосцами типа «Форрестол», лишь немного отличающимися друг от друга, и каждый последующий был чуть больше, чем предшественник. На «Китти Хок» (CVA-63) и «Констеллейшн» (CVA-64) вместо 127-мм орудий были установлены спаренные пусковые установки ЗУРС «Терьер». «Терьер» был радиоуправляемым снарядом с дальностью действия около 20 миль.
«Энтерпрайз» (CVAN-65) не имел бортового вооружения. Защищать авианосец должны были его перехватчики, а также орудия и ракеты кораблей сопровождения. Значительно более важным было то, что «Энтерпрайз» был построен с атомной машинной установкой, которая давала ему дальность плавания, измеряемую скорее в годах, чем в милях.
В финансовом году, который начался 1 июля 1958 года, не была утверждена постройка ни одного авианосца, в следующем году тоже. Противников ударных авианосцев было много, а с появлением межконтинентальных баллистических ракет и в связи с растущей стоимостью постройки военных кораблей сопротивление стало сильнее. Председатель комитета по финансам американского конгресса заявил, что миллиарды, израсходованные Соединенными Штатами на постройку авианосцев, выброшены на ветер. Он добавил, что программа постройки авианосцев — «самая колоссальная ошибка во всей военной истории», так как одновременно флот создавал баллистические ракеты «Поларис», запускаемые с подводных лодок. Один американский сенатор выразил типичное непрофессиональное мнение, когда спросил военно-морского министра: «Зачем нам нужны новые авианосцы, если ракеты «Поларис» так хороши?»
В ответ на многочисленные удары, сыплющиеся со всех сторон на авианосцы, начался новый «бунт адмиралов», чем-то напоминающий события конца 40-х годов, когда министр обороны отменил постройку суперавианосца «Юнайтед Стейтс», а флот в отместку открыл массированный огонь по программе строительства бомбардировщиков В-36. Вице-адмирал Уильям Р. Смедберг заявил: «На наших последних совместных с ВВС учениях мы обнаруживали самолеты — я сейчас не помню точно расстояние — на дистанции что-то около 200 миль. Мы открыли по ним огонь с дистанции 180 миль и практически разметали их прежде, чем они приблизились к авианосцам на 70 – 100 миль».
Взгляды флота на проблему неуязвимости авианосца были выражены в заявлении военно-морского министра Томаса, сделанном в 1956 году.

«Обнаружить авианосец типа «Форрестол» на океанских просторах будет исключительно трудной задачей. Корабль в открытом море, следующий на высокой скорости, трудно обнаружить даже наиболее современным поисковым самолетам. Патрульные самолеты, чтобы обнаружить его, должны обыскать тысячи квадратных миль океана. Даже если примерное положение авианосца на какой-то момент будет известно, эта информация потеряет свою ценность буквально через несколько часов. Через 6 часов авианосец может быть где-то в круге площадью 100000 кв. миль. Еще через 6 часов подвижная авиабаза будет находиться где-то в круге площадью 500000 кв. миль. Если поисковый самолет ошибется всего на 1° в направлении полета к кораблю, находящемуся в 500 милях от берега, то пролетит за много миль от цели.
Другим аспектом трудной проблемы поиска корабля конкретного типа на просторах океана является извечная проблема «призраков» и неправильного опознания. В любое время дня и ночи на просторах Атлантики находятся 2500 кораблей. В любое время суток в Средиземном море находятся 700 кораблей. Даже наисовременнейшие реактивные самолеты-разведчики, оснащенные мощнейшими радарами, обнаружив цель, должны определить, что это такое. На экране радара даже медлительный пароход, даже маленький остров, (а в Средиземном море сотни таких островков) могут выглядеть, как авианосец. Самые опытные летчики тоже будут делать множество ошибок в опознании реальных кораблей, полагаясь только на показания радара. О подводных лодках, транспортах и даже о китах будут сообщать как об «авианосцах». А в наши дни электронных чудес есть много устройств, способных ввести в заблуждение самого опытного оператора радара.
Таким образом, проблема состоит не только в том, чтобы найти авианосец, но и в том, чтобы опознать его.
И даже если поисковый самолет сумеет найти и опознать авианосное оперативное соединение, возможно, он будет перехвачен и сбит истребителями прикрытия.
Поиски в море подвижной авиабазы заставят противника использовать множество самолетов. Даже обнаружив ее, враг будет вынужден задействовать крупные силы своей авиации, как наступательной, так и оборонительной. Он должен будет защищаться от смертельной угрозы, которую несет в себе авианосец, а также частью своих сил попытаться нейтрализовать его.
Другими словами, наши авианосные силы ослабят наступательные силы врага и распылят их, скуют его оборонительные силы. Авианосные истребители уничтожат значительную часть его воздушной мощи, которая в ином случае может быть использована против нашей метрополии.
Но давайте предположим, что вражеским разведывательным самолетам удалось обнаружить и опознать подвижную авиабазу и предупредить свои базы. Теперь перед врагом встает опасная задача атаки авианосного оперативного соединения. Во-первых, он должен будет прорваться через внешнее кольцо охранения ракетных кораблей, которые, возможно, будут расположены за много миль от авианосца. Наши новые ракеты имеют очень большую дальность.
Кроме ракетного щита, вражеские самолеты будут вынуждены прорывать прикрытие собственных истребителей авианосца.
Если даже враг прорвется, он должен будет точно сбросить бомбу с большой высоты на авианосец, идущий со скоростью примерно 40 миль/час. Это крайне трудно, и я должен обратить ваше внимание на то, что ни один авианосец в годы Второй Мировой войны не был потоплен высотными бомбардировщиками, и ни один авианосец типа «Эссекс» не был потоплен вообще. Ни подводными лодками, ни самолетами.
По моему мнению, объективный и беспристрастный анализ показывает, что подвижная авиабаза «Форрестол» будет самой защищенной и наименее уязвимой из всех систем оружия, которые мы имеем».

Военно-морской министр Томас и адмиралы упорно доказывали неуязвимость авианосцев для атак советских подводных лодок. В отношении баллистических ракет сторонники авианосцев утверждали, что ракету надо нацелить на определенную мишень перед запуском, а после старта курс ракеты уже не изменить, чтобы ввести коррективы на перемещения авианосца. Зато, как отмечали адмиралы, координаты любой американской авиабазы, дома и за рубежом, отлично известны Советам.
Более логичным со стороны противников авианосцев было привлечь внимание к ракетам «воздух – поверхность», которые запускаются с самолета, который остается вне дальности действия корабельных ЗУРС и наводит ракету на цель. Эти люди также утверждали, что авианосец большую часть времени проводит в порту, представляя собой хорошую мишень для воздушных и ракетных атак.
Однако главным противником авианосцев, возможно, была растущая стоимость их постройки. В апреле 1959 года флот представил оценочную стоимость постройки авианосцев конгрессу.
Программа Авианосец Стоимость (долларов)
1952 фин. год CVA-59 Форрестол 189463000
1953 фин. год CVA-60 Саратога 214387000
1954 фин. год CVA-61 Рейнджер 182162000
1955 фин. год CVА-62 Индепенденс 222796000
1956 фин. год CVA-63 Китти Хок 217963000
1957 фин. год CVA-64 Констеллейшн 247620000
1958 фин. год CVAN-65 Энтерпрайз 393187000

Общая стоимость постройки «Энтерпрайза» составила 445 миллионов долларов, что сделало его самым дорогим кораблем в истории.
Итак, летом 1958 года авианосцы были двинуты в Восточное Средиземноморье, а затем и в западную часть Тихого океана в ответ на угрозы коммунистов. Но конгресс не выделил средств на постройку новых авианосцев.
На следующий год флот снова встретил сопротивление, когда потребовал выделить средства на постройку ударного авианосца. Возможно, самым влиятельным противником постройки авианосцев в конгрессе был Кларенс Кэннон, избранный главой комитета по финансам палаты представителей. Он был давним врагом авианосцев еще со времен истории с В-36. Во время слушаний в конгрессе, проходивших летом 1959 года, он повел широкое наступление на флот.

«Мы стоим точно там же, где стоял Чемберлен, когда встретился с Гитлером в Мюнхене. Гитлер имел самолеты, а воздушные силы Англии были слабыми. Сегодня Хрущев имеет ракеты и подводные лодки, нам не хватает тех и других. Мы растрачиваем на постройку авианосцев время, силы и деньги, которые мы должны выделить на создание ракет и подводных лодок… Россия оказалась слишком умна, чтобы построить хоть один авианосец. Она копирует все системы оружия, которые мы создаем, за исключением авианосцев… Это единственная разница в военных программах двух держав. В результате Америка застыла на месте, а Россия усиливается с каждым годом. Этому может быть только одно объяснение, и оно исключительно простое. Авианосец».

Кэннон сумел дать палате представителей достаточно оснований, чтобы исключить авианосец из оборонного бюджета. Однако сенат, традиционно более симпатизирующий флоту, потребовал у президента не 260 миллионов долларов, а на 100 миллионов больше, чтобы обеспечить кораблю атомную машинную установку. Было принято компромиссное решение — выделить 35 миллионов долларов для начала строительства атомного авианосца. Однако президент Эйзенхауэр, противившийся широкому распространению атомных двигателей, отказался выделить флоту эти деньги.
Атомная машинная установка стала главным предметом нового спора вокруг авианосцев. Политики заявили флоту, что требуемые им 130 миллионов долларов на атомную силовую установку не окупают получаемых преимуществ. Руководитель программы создания атомного двигателя для ВМФ вице-адмирал Риковер заявил конгрессу, что это «колоссальная глупость». Пояснив, что говорит от себя лично, а не от имени флота, адмирал Риковер добавил, что выделять средства на авианосец, ходящий на нефти и устаревший еще до закладки, то же самое, что «приобрести сегодня дизельную подводную лодку». (Все американские подводные лодки, начиная с 1956 года, были атомными.)
В финансовом году, который начался в июле 1960 года, конгресс и президент наконец согласились на постройку ударного авианосца, восьмого с тех пор, как закончилась Вторая Мировая война. В это время флот имел 14 ударных авианосцев: 4 – типа «Форрестол», 3 – типа «Мидуэй», 7 – типа «Эссекс». Их поддерживали 9 противолодочных авианосцев типа «Эссекс» и 10 учебных авианосцев.
Действия ударных авианосцев ярко отражали реакцию Соединенных Штатов на международные кризисы. В августе 1960 года, в ответ на угрозы советского премьера Никиты Хрущева, вызванные отчасти вторжением войск США и ООН в Конго, американский ВМФ выделил дополнительные силы 6-му и 7-му флотам.
Ударные авианосцы «Индепенденс» и «Интрепид» прибыли в Средиземное море в конце августа. Предполагалось, что они будут находиться там 6 месяцев. В начале сентября в Средиземное море прибыл авианосец «Саратога». В это время в составе 7-го Флота числились 3 ударных авианосца: «Хэнкок», «Орискани» и «Тикондерога». Ударная мощь авианосных соединений увеличилась осенью 1960 года, когда с 2 авианосцев каждого флота на берег перелетела истребительная эскадрилья, а на ее место прибыли эскадрильи легких штурмовиков. Истребители находились в постоянной готовности на базах Рота, Испания, и Ацуги, Япония, чтобы быстро вернуться на авианосцы в случае необходимости.
Имея только 14 ударных авианосцев, флот с трудом поддерживал базирование 6 кораблей за границей. Чтобы позволить себе такое, флот должен был иметь 18 ударных авианосцев. Поэтому, в 1961 году количество ударных авианосцев ненадолго было увеличено до 16 кораблей, когда была закончена постройка нового авианосца, а перевод старого «Эссекса» в противолодочные авианосцы задержался.
Во время кризиса 1960 года, 6-й и 7-й флоты получили противолодочные авианосцы — «Вэлли Фордж» и «Хэнкок» соответственно. Когда в новом независимом Конго вспыхнула гражданская война, противолодочный авианосец «Уосп» совершил бросок в Аккру, Гана, чтобы доставить туда 225000 галлонов авиабензина, необходимого для транспортных самолетов, перебрасывающих войска ООН и припасы в раздираемую войной страну. На борту авианосца находилось 6 двухмоторных самолетов COD и 8 вертолетов морской пехоты. Они должны были помочь эвакуировать гражданское население из внутренних районов страны, если это потребуется.
Американский флот испытал еще большее напряжение, когда события в Карибском море заставили направить корабли и в этот район. В их число входили авианосцы и вертолетоносцы. В середине апреля 1961 года несколько американских кораблей крейсировали у берегов Кубы во время злосчастного вторжения в заливе Свиней. Там высадились 1700 обученных в США солдат, в основном кубинских эмигрантов. Пилотируемые эмигрантами бомбардировщики не сумели уничтожить ВВС коммунистической Кубы, и самолеты Кастро превратили высадку в западню. Американские авианосцы, стоящие у берега, не имели приказа вмешаться. Они могли легко изменить ход событий, проведя 5 – 6 налетов против аэродромов и войск коммунистов. Десантный вертолетоносец «Боксер» тоже стоял у берега, имея на борту батальон морской пехоты. Однако эти войска тоже не получили приказа.
В конце июня и в ноябре авианосцы выходили к берегам Гаити, когда после убийства диктатора Рафаэля Трухильо восстание в этой стране выглядело неизбежным. В ноябре 1961 года авианосцы патрулировали у берегов Никарагуа и Гватемалы, когда правительства этих стран запросили американской помощи, чтобы помешать вторжению в эти страны руководимых коммунистами повстанцев.
6 января 1961 года советский премьер Никита Хрущев заявил:

«Освободительные войны будут продолжаться так долго, как долго существует империализм и существует колониализм. Войны этого типа — революционные войны. Такие войны не только справедливы, но и неизбежны. Народы получат свободу и независимость в борьбе, включая вооруженную борьбу… Мы признаем такие войны. Мы помогаем и будем помогать народам, борющимся за независимость».

С момента окончания Второй Мировой войны Соединенным Штатам ни разу не удалось прекратить ограниченную войну угрозой массированного возмездия. Соединенные Штаты потратили более 10 лет на создание сил, способных вести ядерную войну. Однако они столкнулись с серией обычных войн на тех самых театрах, где предполагалась ядерная.


Дальше