СОБРАНИЕ РАБОТ АЛЕКСАНДРА БОЛЬНЫХ -- Переводы -- Д. Поуп: Новогодний бой Содержание / / На главную страницу

ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА

Есть ложь, наглая ложь и советская историография

(Почти пословица)

За 6 лет войны британскому флоту пришлось провести великое множество разнообразных операций. Наверное, самыми важными для Британии стали конвойные битвы, ведь само существование страны зависело от того, удастся ли англичанам удержать свои атлантические коммуникации, или немецкий флот их перережет. Хочу высказать крамольную мысль, с которой я и сам не до конца согласен, но которая прямо-таки напрашивается при анализе действий Королевского флота. Успешная проводка какого-нибудь конвоя, HX-114 или SC-39, номера здесь могут быть любыми, приблизила победу Британии гораздо ощутимее, чем громкая победа у мыса Матапан. При этом английские корабли были вынуждены отражать нападения надводных рейдеров, самолетов, подводных лодок, то есть вести настоящую морскую войну во всей ее широте.

В этом плане наиболее важные для Британии атлантические конвои выглядят чуть ли не самыми простыми. Нет, наверное, "простыми" не самое уместное слово, потому что жестокие схватки с волчьими стаями адмирала Деница никогда не были простыми и легкими. Но аталнтическим конвоям приходилось бороться только с одним врагом - подводным. Действия рейдеров завершились весной 1941 года с возвращением в Германию "Адмирала Шеера". Впрочем, рейдерам так и не удалось поставить под сомнение систему конвоев. Немцы действовали слишком робко и нерешительно, даже слабое охранение заставляло их отказаться от нападения на конвой. Героическое сопротивление "Равалпинди" и "Джервис Бея" - вот два единственных эпизода, которые можно вспомнить. Весьма показательным является тот факт, что немецкие линейные крейсера "Шарнхорст" и "Гнейзенау" не рискнули напасть на конвой, охраняемый допотопным "Рэмиллисом", и старательно уклонялись от встреч даже с легкими крейсерами. Насколько основательны были страхи немецких командиров - сказать трудно. А уничтожение в мае 1941 года "Бисмарка" окончательно поставило крест на идее использования военных кораблей в качестве рейдеров. Вспомогательные крейсера могли причинить англичанам некоторые неприятности, но не более того.

Авиация тоже не слишком преуспела в борьбе с океанскими конвоями, хотя на счету немецких летчиков и числятся отдельные громкие успехи, вроде потопления "Эмпресс оф Бритн". Причина совершенно понятна - радиус действия самолетов был слишком мал, они могли проводить атаки лишь на подходах к английским портам, где слишком велика была опасность встречи с истребителями. Поэтому и самолеты достаточно быстро перестали представлять угрозу для атаки атлантических конвоев. Использование FW-200 и He-177 в качестве дальних разведчиков для оказания помощи подводным лодкам не было налажено как следует. Причин тому несколько, и мы не будем вдаваться в детальный анализ действий Люфтваффе. Вкратце напомним лишь, что отношения Редера и Геринга были, мягко говоря, неприязненными. Самолеты постоянно требовались на других театрах военных действий, и прочее, прочее, прочее...

Зато немецкие подводные лодки быстро превратились в основную угрозу не только конвоям, но и самой Британии. Напряженная борьба продолжалась до 1943 года, когда англичане смогли сказать, что Битва за Атлантику выиграна. Впрочем, исход ее были предрешен заранее, так как в одиночку подводные лодки вряд ли могли одержать победу.

Но существовало два театра, на которых британские конвои столкнулись с противодействием всех трех упомянутых выше систем оружия. Мы говорим о Средиземном море и Арктике. И недаром потери конвоев на этих театрах были значительно выше, чем в Атлантике. Например, потери русских конвоев превысили 7 процентов, тогда как для атлантических конвоев средняя цифра потерь не достигла даже 1 процента. Мало того, при защите этих конвоев Королевский Флот понес значительные потери в тяжелых кораблях. Авианосец "Игл", легкие крейсера "Эдинбург", "Манчестер", "Тринидад", "Хермайоне" были потоплены, повреждения получили значительно больше кораблей, в том числе и линкоры. Об эсминцах и эскортных авианосцах говорить даже не приходится, защита конвоев - их прямая обязанность.

Самое интересное, что мы вполне можем сравнивать силу противодействия, которые встретили англичане на этих двух театрах. Дело в том, что итальянская авиация добилась более, чем скромных успехов в борьбе с английским флотом. Немногим лучше действовали и итальянские подводные лодки. Так что даже на Средиземном море основную тяжесть борьбы приняли на себя немцы. Конечно, остаются еще надводные корабли, и кое-кто поспешит заявить, что итальянцы вели себя слишком робко, и все сделали немногочисленные немецкие торпедные катера. Вторая битва в заливе Сирт 22 марта 1942 года, когда английские крейсера ПВО типа "Дидо" сумели отогнать линкор "Литторио", вроде бы это подтверждает. Но ведь во время Новогодней битвы в Арктике германские корабли действовали ничуть не лучше. Тяжелый крейсер и карманный линкор не сумели прорваться к конвою, который защищали только эсминцы. Поэтому говорить, что немецкие корабли действовали лучше итальянских, совершенно несправедливо. Действовали "оба хуже". Пара кораблей числится на счету итальянцев (бой у Пантеллерии 15 июня 1942 года), примерно такими же успехами могут похвастаться и немцы на севере.

Однако имелось одно принципиальное различие в отношении к тяжелым кораблям, точнее, к линкорам. Если присутствие итальянских линкоров адмиралы Каннингхэм и Сомервилл констатировали, учитывали при планировании операций, но этим дело и ограничивалось, то зловещий призрак "Тирпица" коренным образом менял всю ситуацию на северном морском театре. Ни разу за всю войну британскому Адмиралтейству не пришло в голову отменить проводку конвоя на Мальту на том основании, что где-то за горизонтом скрывается "Литторио". Ни разу не возникал вопрос о расформировании конвоя и паническом бегстве кораблей эскорта и соединения прикрытия. Появился "Литторио" - крейсера ПВО его отогнали. Но "Тирпиц"... О, "Тирпиц" - это "Тирпиц". Если бы покойный адмирал мог знать, что корабль, названный его именем, будет вызывать дрожь в коленях прославленных британских адмиралов, он испытал бы глубокое удовлетворение. Отметим, правда, одну маленькую деталь. "Тирпица" боялись кабинетные адмиралы, завсегдатаи коридоров Адмиралтейства; у тех же, кто плавал, кто сопровождал конвои, отношение к немецкому линкору было заметно иным.

И словно мало немецкого флота и авиации, на севере англичанам пришлось столкнуться с еще одним противником - природой. Причем был этот противник ничуть не менее грозным, чем корабли и самолеты немцев. Постоянные сильнейшие шторма, полярная ночь, льды - ничего подобного на Средиземном море не было. Сорванная крыша башни главного калибра на крейсере впечатляет. Это вам не согнутая под прямым углом "картонная" полетная палуба эскортного авианосца. Подобные происшествия случались неоднократно и считалаись в порядке вещей. Наверное, ни один из полярных конвоев не сумел добраться до Кольского залива в полном составе. Несколько транспортов почти обязательно отрывались от конвоя и следовали к цели самостоятельно, что иногда приводило к печальным последствиям. Поэтому совершенно прав был советский посол в Лондоне Майский, когда назвал историю полярных конвоев "сагой мужества и стойкости".


Итак, перейдем напрямую к полярным конвоям. Прежде всего, встает вопрос об истинном значении Ленд-лиза для военных усилий Советского Союза и роли полярных конвоев в этой системе Ленд-лиза. В этих спорах тоже сломано много копий. В основном наши официозы любят повторять, что поставки не превысили 12% по танкам и 10% по самолетам, да еще высмеивается качество этих самых самолетов и танков. Однако заметим, что дареному коню в зубы не смотрят. Поставки в 1941-42 годах отчасти помогли спасти положение в самый критический период, когда большинство наших заводов не работало, перебазируясь на Урал и в Сибирь. К тому же, если посмотреть, сколько было поставлено фронтовых истребителей и бомбардировщиков, то окажется, что здесь этот процент гораздо выше. А насчет качества... Лучший советский ас Александр Покрышкин до конца войны летал на "Кобре", успешно отбивая все попытки пересадить его на "лучшие в мире" Яки и Ла. Поставки грузовиков, например, составили 70% всего количества, использованого Советской Армией. По радиолокаторам эта цифра составляет все 100%, потому что радаров СССР не производил вообще. То же самое относится ко многим видам стратегического сырья, без которого невозможна работа военной промышленности. Интересно, сколько самолетов и танковых дизелей было бы выпущено у нас, если бы не американский алюминий? В общем объеме военных поставок грузы, прибывшие полярным маршрутом, составили 22,7%. Да, это не подавляющее большинство, но и это уже такая величина, от которой нельзя пренебрежительно отмахнуться, как от жалких 2 процентов.

Среди нескольких десятков полярных конвоев два стоят особняком. Это PQ-17 и JW-51B. Их значение выходит далеко за привычные рамки. Да, одна операция завершилась для англичан оглушительным провалом, а другая - потрясающим успехом. Но последствия оказались несопоставимы с чисто военными результатами. PQ-17 чуть не расколол союзнический фронт, а JW-51B чуть не отправил в металлолом весь германский надводный флот. О PQ-17 мы поговорим отдельно, сейчас речь пойдет об одной из самых блестящих побед в истории Королевского Флота.

Если смотреть на результаты Новогоднего боя, то они поражают фантастичностью. Как 4 слабых эсминца сумели защитить конвой, атакованный карманным линкором, тяжелым крейсером и 6 гораздо более сильными эсминцами? Невольно начинаешь верить в мистическую ауру, окружающую Королевский Флот. И есть какой-то символизм в том, что эту блистательную победу одержал отдаленный, но прямой потомок Джона Джервиса, лорда Сент-Винсента, прославленного учителя Нельсона. Такие победы умеют одерживать только англичане. На фоне энергичных и смелых действий капитана 1 ранга Шербрука откровенно беспомощным выглядит адмирал Кумметц. Про командира "Лютцова" капитана 1 ранга Штанге сказать вообще нечего. Так что не следует слишком сильно критиковать незадачливых полководцев, разбитых вдребезги немцами в годы Второй Мировой войны. В каких-то отношениях немцы выглядели ничуть не лучше.

Наверное, отсюда тянется ниточка к прелестной истории об отказавшей связи. Уж очень германским адмиралам не хотелось расписываться в младенческой беспомощности. Правда, и сделано это как-то по-детски. Нашкодивший мальчишка упорно не хочет возвращаться с улицы домой, зная что его ждет нагоняй. А вдруг за эти лишние полчаса родители все забудут... Не забыли, точнее, Гитлер не забыл. Именно этот бой подтолкнул его принять решение о ликвидации германского надводного флота. Да, таких последствий не имел ни один морской бой Второй Мировой войны!

Интересна эта книга и в другом отношении. Выше было сказано много нелицеприятных слов в адрес советских историков. Однако Дадли Поуп продемонстрировал нам одну из крупнейших слабостей историков западных. Когда речь идет об изложении фактов, им еще можно доверять (я не сказал "верить"). Но вот как только начинается попытка анализа причин, то мы снова попадаем в какое-то королевство кривых зеркал. Политический, экономический, стратегический анализ на Западе не в чести. То ли дело психоанализ! А ведь книга вышла в 1958 году, когда это модное поветрие еще не прошлось всесокрушающим цунами по всему земному шару. Это сейчас не иметь личного психоаналитика так же неприлично, как выйти на улицу в кальсонах. Но что предлагает нам Дадли Поуп? Причиной Второй Мировой войны стало несчастное детство Адольфа Гитлера. Он был лишен отцовской любви, и чтобы компенсировать это, решил создать Тысячелетний Рейх. Самое смешное, что ведь чуть было не получилось... И уж, конечно, порезать линкоры на иголки его подтолкнул комплекс неполноценности пехотного ефрейтора перед лощеными адмиралами. Ну, опять не знаю, что сказать.

Кстати, эта книга дает еще один повод для размышлений. В ней приведен список награждений после боя, и открывается кое-что неожиданное. Не все гладко в английском королевстве в плане наград для своих героев. Создается подозрение, что британская наград словно вынырнула из каких-то средних веков, ничуть не изменившись. Я уже не раз говорил о всех этих достопочтенных кавалерах братства ордена такого-то, но упустил из виду один любопытный нюанс, существующий, похоже, только в Великобритании. Ни разу, нигде, никогда я не встречал упоминания о награждении орденом просто матроса или даже унтер-офицера. Вот и здесь этого нет. Только медали! Ордена - исключительно офицерам. Хотя англичане не опустились до пренебрежительной клички "нижние чины", матросы у них men - люди, отношение к ним несколько специфическое. Можно вспомнить, как ожесточенно сопротивлялись британские генералы и адмиралы учреждению солдатских наград. И возглавлял эту позорную борьбу не кто иной, как прославленный герцог Веллингтон. Из принципа герцог пошел даже на конфликт с королевой Викторией, которая была вынуждена, не слишком скрывая раздражения, написать: "Разумеется, герцог почувствует удовлетворение от того, что с него будет снято ложное подозрение, что он отказывает в наградах для других, соглашаясь, чтобы зато награждали его..." Так что не всеми британскими традициями следует восхищаться, и не всем подражать.


Англичане делали, что могли, ведь многие искренне считали, что они спасают Советский Союз. Пусть не всегда получалось, ведь в этом не были повинны простые моряки транспортов и военных кораблей, совершавших тяжелейшие переходы. И как же русские отблагодарили "Нашего британского союзника"? (Была даже газета с таким названием.) Хорошо отблагодарили. Обратимся к официальным источникам. "Морской сборник", № 2, 2002 год, статья "Трагедия PQ-17 в документах НКВД". Цитируем: "Некоторое недовольство среди иноморяков было проявлено в связи с тем, что первые пять дней их одели в нижнее белье и халаты, так как верхней одежды не было, а их была отправлена на дезинфекцию. Будучи совершенно здоровыми, они тяготились госпитальным режимом, уходили без разрешения из помещения и бродили по улицам города в белье и халатах". Красота! Наши власти не могли придумать ничего лучше, кроме как посадить за решетку моряков с потопленных транспортов! Конечно, если загнать их в настоящий лагерь, это уже совершенно не поймут, поэтому был найден элегантный вариант принудительной изоляции, внешне не имеющий ничего общего с тюрьмами. А они почему-то недовольство проявляют. Самая первая задача НКВД-КГБ заключалась в строжайшей изоляции своетских людей от иностранцев, и решать ее следовало любой ценой.

Дальше-больше. Практически во всех английских книгах, посвященных истории полярных конвоев, рассказывается история о том, как англичане воевали за право устроить госпиталь для своих моряков. Тоже можно было бы назвать гнусной провокацией поганых империалистов. Но вот не так давно по телевидению прошла передача, посвященная братству полярных конвоев. Я не употребляю здесь кавычек, потому что для простых моряков это было действительно братство, скрепленное кровью. Но даже в ней промелькнул эпизод, после которого осталось отвратительное впечатление. Словно в лицо плеснули, и не помоями, а много хуже. Выступал капитан 1 ранга медицинской службы, в годы войны служивший на одном из кораблей Северного флота. И он тоже коснулся этой самой истории с госпиталем. Лучась гордостью, он сообщил: "Англичане докатились до того, что отправили на одном из транспортов госпиталь с персоналом и оборудованием. Но мы им НЕ ПОЗ-ВО-ЛИ-ЛИ!!!" Господи, до какой же степени нужно изуродовать людей, чтобы они гордились вот таким! И это врач! Целитель! Что там манкурты, это детские забавы.

Но и это еще не самое жуткое. Несколько лет назад разгорелся небольшой скандал вокруг усыновления русских детей с физическими недостатками иностранцами. Интересна была реакция коммунистов. Депутатша госдумы от этой партии, выступая по телевидению, на всю страну грохнула: "Мы не дадим проклятым буржуям лечить наших детей! Они должны умереть советскими людьми!". И такое сказала женщина и мать...

Воистину, КПSS блестяще решила одну из составляющих триединой задачи построения коммунизма. Она сумела воспитать новую историческую общность людей - советского человека. А то, что таковой не имеет ничего общего с нормальным человеком, так, наверное, партии Ленина-Сталина это и требовалось.


А теперь, как обычно, несколько слов о технической стороне этой книги. Когда переводишь военно-историческую литературу, то не раз сталкиваешься с проблемой адекватной передачи званий и должностей иностранных армий. Действительно, как по-русски обозвать какого-нибудь гаупт-штабс-фельдфебеля? Ну ладно, это еще пол-беды, можно оставить все как есть. А как быть с верховным органом командования германского флота Seekriegsleitung? "Руководство войной на море" - вертись как хочешь. Не лучше обстоит дело с должностями. Admiral Nordmeer - "адмирал Полярных морей". Звучит! Невольно вспоминается знаменитый сигнал кайзера Вильгельма II царю Николаю: "Адмирал Атлантического океана приветствует адмирала Тихого океана". Эффектно и совершенно невразумительно; что это означает - а пес его знает! То же самое можно сказать и о немецком варианте названия должности командующего базами Полярного побережья. Лучше всего здесь подошел бы устаревший термин "командующий морской станцией Полярного побережья", однако и он не полностью соответствует истине. Ведь в подчинении командующего базой находятся не только сами базы и портовые сооружения, но и корабли ОВРа. Однако не корабли действующего флота! Поэтому хочу сразу предупредить, что перевод должностей осуществлен с некоторой погрешностью. Не судите слишком строго. "Не так сложно понять, как сложно перевести", - заметили братья Стругацкие.

Масса проблем возникает и при описании английского флота. Например, совершенно различная организация корабельной службы, причем различная в самом корне. В российском флоте имеется артиллерийская боевая часть, имеется минно-торпедная. А вот на английских кораблях служат артиллеристы и артиллеристы (торпедисты). Зато противолодочное оружие, которое у нас входит в минно-торпедную БЧ, у них числится совершенно отдельно.

Отдельно расскажу об организации вахт на британских кораблях. Весь экипаж делится на две вахты: левого борта и правого борта. В дневное время в безопасных районах каждая из них стоит так называемую "походную" вахту половинным составом, то есть имеются 4 вахты по 4 часа.

Первая утренняя вахта - часть вахты левого борта.

Вторая утренняя вахта - часть вахты правого борта.

Первая дневная вахта - часть вахты левого борта.

Вторая дневная вахта - часть вахты правого борта.

Ночью или в опасных районах (но не во время боя!) каждая вахта дежурит по 4 часа полным составом: сначала вахта левого борта, потом вахта правого борта. По боевой тревоге, разумеется, свои посты занимает вся команда.



Дальше