А.Г. Больных -- Переводы -- Э. Престон : Эсминцы типов V и W: 1917-45 Содержание / / На главную страницу

Глава 6

ДЮНКЕРК И ПАДЕНИЕ ФРАНЦИИ

"Войны не выигрывают эвакуациями", -- сказал Уинстон Черчилль об операции "Динамо". Однако эвакуация 338000 солдат из Франции лишила германскую армию блестящей победы и сохранила яро армии, которая через несколько лет высадилась в Нормандии. Однако в 1940 году эвакуация основных сил Британского Экспедиционного Корпуса без техники и оружия совсем не казалась первым шагом к D-Дню. Скорость продвижения немцев по Нидерландам и Франции усилила ощущение катастрофы. 10 мая германские войска пересекли границу Голландии, а последний британский корабль покинул Дюнкерк ровно через 25 дней. Мене чем за месяц буквально перестала существовать одна из самых мощных военных держав, а сухопутные силы ее союзника сократились до 1 дивизии. К счастью, флот этого союзника не пострадал, и прочно удерживал передовую линию обороны.

В начале октября возникло предложение заблокировать порты Бельгии и{ESC} Голландии. Королевский Флот разработал соответствующий план и Норское Командование должно было получить подкрепления. Когда в 1914 году не удалось заблокировать Остенде и Зеебрюгге, германские субмарины получили базы для действий в Атлантике. Адмиралтейство было полно решимости не повторить старую ошибку. 10 мая 4 эсминца вышли из Дувра В Антверпен и высадили подрывные партии. К вечеру 16 мая были уничтожены нефтехранилища, шлюза и доки были заблокированы, и любое судоходство сделалось невозможным. Единственной потерей стал переоборудованный по программе "Уэйр" эсминец "Валентин". Он был потоплен 15 мая, пытаясь прикрыть паромы Шельды от атаки германских пикировщиков. Кроме того однотипные "Винчестер" и "Вестминстер" были тяжело повреждены. "Вестминстер" не смог добраться до английского порта, однако дополз до Дюнкерка. Только 19 мая удалось послать буксир, который увел его. В этот день погиб еще 1 эсминец. "Уитли" действовал под командованием французов севернее Дюнкерка. Он выбросился на берег после атаки Ju-87. В результате за короткое время из строя выбыли 4 эсминца программы "Уэйр".

Первые признаки несчастья появились 20 мая. Адмирал Рамсей созвал совещание, чтобы обсудить возможности флота по эвакуации большого количества войск из Франции. Немцы продолжали наступать, вбив клин между английским и французскими армиями. Ситуация ухудшалась час от часа. Поэтому перед британским главнокомандующим лордом Гортом все больше вставала проблема отступления к побережью. Нужно было найти подходящий порт, желательно такой, чтобы корабли могли принимать войска прямо с причалов. Кандидатами были 3 французских порта: Дюнкерк, Кале и Булонь. Было определено, что потребуется вывозить по 10000 человек в день. Для эвакуации подготовили 16 пассажирских судов, начались работы по сбору мелких судов и яхт. Так как для штаба эвакуации было выбрано старое помещение динамо, то и операция получила название "Динамо".

22 мая эсминцы "Вимиера" и "Уитшэд" прикрывали перевозку 20 гвардейской бригады в Булонь, чтобы обезопасить порт от наступления 2 танковой дивизии немцев. Когда корабли прибыли в порт, то оказалось, что пирсы забиты брошенными машинами и техникой, однако героическими усилиями порядок удалось восстановить. Это позволило эвакуировать большое число раненых, беженцев и отставших. На следующий день немцы провели мощную атаку, однако гвардейцы удержали наскоро созданный периметр. Эсминцы "Кейт", "Вими" и "Уайлд Свон" обстреливали все цели, которые могли -- пехоту, танки, мотоколонны. "Уитшэд" вместе с другими эсминцами прикрывал перевозку стрелковой бригады в Кале. Как только эта задача была выполнена, пришел приказ следовать в Булонь. На входе в гавань его и "Кейт" обстреляли немецкие пулеметы. Принимая на борт носилки с пирсов, эсминцы обстреливали пулеметные гнезда из 4.7" орудия с дистанции менее 1000 ярдов. Когда они ушли, их место занял "Вими", сделавший несколько выстрелов по форту де ля Креше, который теперь находился в руках немцев. Англичане с удовлетворением наблюдали сильный взрыв.

К концу дня положение в Булони стало настолько скверным, поэтому был отдан приказ выслать эсминцы и немедленно начинать эвакуацию. Хотя "Уитшэд" направлялся в Дувр с ранеными на борту, на его место прибыли еще 3 эсминца: "Венеция", "Вимиера", "Веномес". "Уитшэд" позднее прибыл, чтобы помочь "систер-шипам" эвакуировать защитников. Ему тоже пришлось обстреливать пулеметы главным калибром. Он и "Вимиера" приняли вместе 1000 человек. Когда "Венеция" выходил в темноту между волноломами, он попал под огонь тяжелой артиллерии. Возможно немцы хотели потопить эсминец на входе в гавань и заблокировать ее. Расчет орудия "В" был перебит прямым попаданием, капитан и все люди на мостике получили ранения, в результате чего эсминец вылетел на мель. К счастью, капитан-лейтенант Джонс принял командование, и корабль сумел убраться. Когда он двигался задним ходом, "Уайлд Свон", стоящий у пирса, заметил германские танки, входящие в город. Один смелый танкист решил разведать широкую улицу, ведущую к порту, но был остановлен прямым попаданием. Когда к пирсу подошел "Веномес", он заметил подразделение германских мотоциклистов, мчавшееся по причалам. Огонь 2-фн пом-пома привел колонну в полное замешательство.

"Виндзору" было приказано покинуть Кале. Он прибыл в 23.30, забрав около 600 человек. Последние 2 неповрежденных эсминца Дуврского Командования -- "Вимиера" и "Уэссекс" -- получили приказ помочь. Однако "Уэссекс" завернул в Кале, поэтому "Вимиера" прибыл к Булонь один. Порт был полностью покинут. Подойдя к причалу, эсминец какое-то время простоял в полной тишине. Нервы у всех были напряжены. Офицеры и матросы пытались звать соотечественников, но не получали ответа.

Наконец был отдан приказ отходить. И как раз в этот момент хлынул поток французских и бельгийских солдат и беженцев, которые, похоже, скрывались неподалеку. С ними был гвардейский офицер, который сообщил командиру "Вимиеры", что остались еще около 1000 человек. К 2.45 эсминец принял на борт 1400 пассажиров. Был забит буквально каждый дюйм, исключая орудийные площадки. Эсминец покидал гавань под сильным артиллерийским обстрелом и воздушными атаками. Он был последним британским кораблем, покинувшим Булонь. Далее сопротивление оказывали только разрозненные группы французских солдат, окопавшихся на окраинах города.

В руках англичан остались только Кале и Дюнкерк. Надежда удержать Кале была весьма шаткой. 23 мая эсминцы обстреливали берег, поддерживая защитников, несмотря на воздушные атаки. При этом был потоплен "Уэссекс" и повреждены "Вимиера" и польский эсминец "Бужа". На оставшихся эсминцах кончились боеприпасы, и "Волфхаунд" и "Верити" ушли в Дувр. Адмирал Рамсей и его штаб надеялись эвакуировать большую часть защитников, однако начальник Имперского Генерального Штаба послал радиограмму в Кале, сообщив, что эвакуация гарнизона невозможна. Однако флот продолжал подготовку, не обращая внимания на это. Ночью 25 мая было отправлено соединение малых кораблей, чтобы ожидать возле Кале. Хотя несколько кораблей сумели проскочить в порт и забрать раненых, гарнизон Кале сражался до следующего дня без помощи. Бригада была принесена в жертву, чтобы обезопасить Дюнкерк и сделать возможной операцию "Динамо".

*

В воскресенье 26 мая в 18.57 началась операция "Динамо". Были собраны 36 пассажирских судов (в основном Ла-Маншские паромы), 40 голландских "шюйтов" и множество барж и каботажников. На этой стадии использование эсминцев не предусматривалось, они все должны были выполнять функции эскорта и обстреливать берег. Линия фронта Британского Экспедиционного Корпуса стремительно сокращалась, однако войска еще не были прижаты к берегу, и фронт был весьма подвижен. До капитуляции бельгийцев 27 мая не было нужды бросать в дело все имеющиеся корабли, что Рамсея пришлось сделать в этот день. Были отправлены все патрульные эсминцы, "Волфхаунд" обеспечивал связь с Дюнкерком. Чтобы эсминец мог выполнить эту важнейшую задачу, на него было отправлено специальное подразделение связистов во главе с капитаном 1 ранга У.Г. Теннантом.

28 мая были отправлены "Маккей", "Монтроз", "Вустер", "Сэйбр", "Энтони". Когда стало ясно, что еще можно использовать разгромленные пирсы Дюнкерка, туда пошли пассажирские суда. Позднее прибыли эсминцы "Кодрингтон", "Галлант", "Гренейд", "Ягуар", "Джейвлимн", "Харвестер", "Малькольм", "Эск", "Экспресс", "Шикари", Симитер", и количество эвакуированных резко возрасло. "Кодрингтон" во время первого похода принял 700 человек, и уже 900 человек во время второго. Имея высокую скорость и отличную маневренность, эсминцы резко сокращали "время оборота", несмотря на то, что мелководье ограничиваоло их скорость 22 узлами на большей части маршрута. За сутки 24 мая в Англию были вывезены 17804 человека. Рамсей и его штаб начали смотреть на вещи более оптимистично. Появилась надежда все-таки вывезти главные силы Экспедиционного Корпуса.

Однако цена была высокой. Были повреждены "Виндзор" и "Уолси". Следующий день стал самым худшим с точки зрения эсминцев, так как погибли 2 корабля. "Уэйкфул" совершил несколько походов, и рано утром он направлялся в Дувр вместе с "Графтоном" через проход Зюйдкот. Эсминец шел зигзагом со скоростью 20 узлов. Но незадолго до 1.00 были замечены следы 2 торпед, и почти сразу одна попала в середину корпуса эсминца. Старый "Уэйкфул" разломился надвое и затонул в течение 15 секунд. Спаслось всего несколько человек команды, а у большинства солдат просто не осталось никакого шанса. Подошли дрифтер "Наутилус" и маячное судно "Комфорт". Они помогали "Графтону" и тральщику "Лидд" искать спасшихся. Однако не успел командир "Уэйкфула" капитан 2 ранга Фишер предупредить "Графтон" об опасности, как тот получил попадания 2 торпедами. Вражеским кораблем, который был повинен в происшедшем, скорее всего был торпедный катер S-30, хотя в то время подозревали подводную лодку.

Последствия были печальными. "Комфорт" скрылся из вида, а когда он снова появился, тонущий "Графтон" и "Лидд" приняли его за вражеский торпедный катер. Шквалом огня с короткой дистанции была перебита большая часть команды и солдат, в том числе почти все спасенные с "Уэйкфула". После этого "Лидд" протаранил его на полной скорости.

"Графтон" получил 2 торпеды. Та, что взорвалась под кают-компанией убила 35 армейских офицеров, которые там спали. Торпедный катер обстрелял из пулемета мостик, убил капитана эсминца и скрылся в темноте. Большая часть спасшихся была снята, но все-таки на этих 2 кораблях погибло более 1000 человек, что само по себе трагедия. Мелкие воды Дюнкерка были идеальным местом для торпедных катеров, и просто поразительно, что подобные трагедии не повторялись каждый из 9 дней Дюнкерка.

У "Монтроза" был оторван нос, и он беспомощно стоял под лучами германских прожекторов с мыса Гри-Не, пока буксиры не увели его. "Интрепид" и "Саладин" были повреждены, многие корабли на переходе попали под мощные атаки с воздуха. "Гренейд" загорелся, пока стоял на рейде. Эсминец сдрейфовал в открытое море, напоминая всем о своем имени (Grenade -- граната), пока рвались боеприпасы. Кроме опасности бомб и мин кораблям приходилось проскакивать сквозь клещи германских орудий севернее и южнее Дюнкерка, так как фарватер какое-то время шел вдоль берега.

В четверг 30 мая эсминцы поставили новый рекорд, принимая больше людей, чем когда-либо ранее. "Сэйбр" вывез в Дувр 1700 человек за 2 рейса, "Уолси" -- 1677 человек за 3 перехода, "Вими", "Вэнкуишер", "Вивейшиэс", "Уайтхолл" и "Экспресс" каждый вывезли более 1000 человек. Кроме этой феноменальной работы на эсминцы упала большая часть патрулирования. Приходилось держать заслон, чтобы отразить угрозу торпедных катеров и не допустить повторения трагедии "Уэйкфула" и "Графтона". Приходилось караулить оба фланга дюнкеркского периметра, эсминцы вели непрерывную контр-батарейную стрельбу. Учитывая это, работа эсминцев у побережья оказалась даже еще более напряженной. Можно только удивляться, как люди и корабли выдержали это.

История продолжилась 1 июня, когда немцы нанесли мощнейший удар по судам, сочетая его с наступлением на суше. Были потоплены эсминцы "Кейт" и "Базилиск", поврежденные "Айвенго" и "Вустер" сумели доковылять до дома. Мощь воздушных атак была такой, что начнись они раньше, операция "Динамо" была бы сорвана. К счастью, гавань не была заблокирована потопленными судами, и эвакуация продолжалась до 23730 воскресенья 2 июня, когда капитан 1 ранга Теннант передал по радио: "Британский Экспедиционный Корпус эвакуирован".

Оставалось лишь вывезти арьергарды. Хотя на берегу почти не осталось британских солдат, 30000 французов еще сражались, и адмирал Рамсей решил попытаться спасти их ночью 3 июня. Снова ключевую роль сыграли эсминцы. Несмотря на внезапное появление 40000 французских беженцев и полный хаос на берегу, удалось вывезти 26000 человек. К несчастью непредвиденное появление 40000 невооруженных французских солдат, которые скрывались во время эвакуации, сделало невозможным эвакуацию отважно сражавшегося арьергарда генерала Бартелеми. Места тех, кто до последней минуты сражался на периметре вокруг Дюнкерка, заняли дезертиры.

Несмотря на сорванные в последние 2 дня планы Рамсея, предыдущая неделя была просто чудом. Из 38 эсминцев, участвовавших в операции "Динамо", 16 были старичками V и W ("Маккей", "Малькольм", "Монтроз", "Вэнкуишер", "Веномес", "Верити", "Вими", "Вивейшиес", "Уэйкфул", "Уайтхолл", "Уитшэд", "Уинчелси", "Виндзор", "Волфхаунд", "Уолси", "Вустер"). Если позднее 50 старых американских эсминцев помогли восполнить потери, то какой бы стала ситуация в критический момент, если бы в 30-х годах эти старики были бы списаны? Если бы к 1940 году не уцелели эсминцы типов V и W, нахватка кораблей этого класса могла стать катастрофической. Эвакуация могла быть сорвана, и что гораздо хуже -- у флота не осталось бы эсминцев для отражения планируемого Гитлером вторжения.

Все-таки есть на свете справедливость. Эти эсминцы не смогли проявить себя в предыдущую войну, однако они совершили больше, чем от них ожидали в 1940 году, как ветераны, вновь призванные под знамена. Эсминцы V и W могут считать Дюнкерк своим звездным часом. Вся их деятельность в ходе битвы за Атлантику не может сравниться с работой в мае - июне 1940 года. За 9 дней они провели больше боев, чем за всю остальную жизнь.  



Дальше