А.Г. Больных -- Переводы -- Э. Престон : Эсминцы типов V и W: 1917-45 Содержание / / На главную страницу

ЭПИЛОГ

К 1945 году из 65 эсминцев различных групп 17 погибли по разным причинам, что составило ровно 25% первоначальной численности. 9 были потоплены авиацией, 5 -- торпедами, 2 подорвались на минах, 1 ("Броук") был потоплен артогнем. Он вместе с "Малькольмом" должен был высадить войска прямо в порту Алжира. Получив тяжелые повреждения от огня береговых батарей, "Малькольм" отошел, но "Броук" прорвал боновое заграждение и высадил десант. Он был слишком тяжело поврежден, чтобы остаться на плаву и затонул во время буксировки на следующий день.

Нехватка места не позволяет привести полный список повреждений, полученных "V и W" в ходе Второй Мировой войны, так как он будет слишком длинным. Корабли получали повреждения в гавани и в море, в бою и при столкновениях с товарищами. Однако они продолжали службу так же исправно, как и корабли, построенные на 10 лет позднее. До 1944 года ни один не получил слишком тяжелых повреждений. Только "Вустер", "Уолпол" и "Рестлер", поврежденные с декабря 1943 по январь 1945 были списаны за невозможностью ремонта. Даже когда "Волфхаунд" переломился пополам от близких разрывов бомб в сентябре 1941 года он был восстановлен в Чатаме за 18 месяцев.

"Уайверн" попытался оказать помощь торпедированному канадскому корвету "Вейберн". К несчастью глубинные бомбы корвета были установлены на 25 футов. Когда он затонул возле борта эсминца, бомбы взорвались. Котлы и турбины "Уайверна" были сорваны с фундаментов, эсминец полностью вышел из строя. Его ремонт в Девенпорте занял 17 месяцев, и эсминец был переоборудован для сопровождения конвоев у восточного побережья -- орудие А заменила спаренная 6-фн установка. Единственной проблемой после ремонта остался слишком капризный рулевой мотор, который иногда начинал сильно вибрировать. Это исправлял вахтенный кочегар, забивая клинья между мотором и переборкой. Единственный по-настоящему опасный момент пришел, когда во время 12-балльного шторма начало трескаться днище. Вода залила носовые погреба. Однако несмотря на шторм и большое количество принятой воды, эсминец самостоятельно вернулся в порт на следующий день.

В июле 1945 года в Грейнджмуте начали выводить в резерв "Уэйры". С эсминцев снимали универсальные 4" установки и передавали их на новые фрегаты типа "Бей". Однако разоруженные корпуса еще некоторое время стояли в затоне. Они были переданы на разборку только в 1948 году. "Винчестер" с февраля 1945 года стоял в Розайте как плавучая казарма. С декабря 1944 года "Уитч" использовался для экспериментов с тралением мин. Из остальных кораблей "Монтроз" был списан после небольших повреждений. Он в июне 1944 столкнулся у берегов Нормандии с американским транспортом, но все верфи были так загружены, что он и "Рестлер", подорвавшийся на мине в тот же день, были немедленно списаны.

Насколько удалось отследить, самым последним из "V и W" был списан "Уитч", который до конца июня 1946 использовался в Розайте, как упоминалось чуть выше. Когда он был исключен из списков, завершилась 29-летняя история службы "V и W", которую начал в июне 1917 "Валькирия". Вместе со старыми эсминцами было списано и большинство кораблей довоенной постройки. Эскадренный миноносец достиг пика своего развития в годы Второй Мировой войны, однако самые современные эсминцы не надолго пережили "V и W". Сегодня эсминец уступил свое место фрегату. Сегодня списываются последние эсминцы Королевского Флота, хотя еще живы люди, которые служили на "V и W" в 1917.



Дальше