СОБРАНИЕ РАБОТ АЛЕКСАНДРА БОЛЬНЫХ -- Переводы -- Т. Роско : "В схватке с «волчьими стаями». Эсминцы США: война в Атлантике" Переводы / / На главную страницу

На Америку надвигается шторм

В конце января 1941 года командование американских армии и флота встретилось в Вашингтоне с британскими представителями, чтобы обсудить план сотрудничества и определить совместную стратегию на тот случай, если Соединенные Штаты будут вовлечены в глобальный конфликт. Правительства Великобритании и Соединенных Штатов в то время еще надеялись не допустить развязывания Японией войны на Тихом океане. Однако «маленькие пруссаки Востока» объявили себя союзниками Германии и Италии. Их позиция становилась все более угрожающей с каждым новым километром продвижения японских войск в Китае.
К концу марта между Соединенными Штатами и Великобританией было заключено несколько соглашений. Было решено, что в отношении европейских агрессоров Соединенные Штаты будут придерживаться политики «вооруженного нейтралитета» и начнут несколько операций «полной боевой готовности». Это означало патрулирование «нейтральной зоны» в Атлантике, организацию защиты Гренландии и совместную защиту торгового судоходства в Восточной Атлантике. Было также решено, что если война приобретет всемирный характер, союзники ограничатся обороной на Тихом океане и сосредоточат все усилия на разгроме фашистской Германии, которая считалась Врагом Номер Один.
Стратегическое решение относительно Германии основывалось на том факте, что немецкие фашисты были главным врагом. Если бы они получили время, то создали бы неприступную оборону «Крепости Европа» и, удвоив усилия, постепенно сломили бы Англию путем воздушного наступления. Было известно, что немецкие ученые, которых следовало опасаться гораздо больше, чем их японских коллег, усиленно работают над расщеплением ядра и созданием управляемых ракет. Было бы резонно предположить, что поражение Германии и Италии гарантирует поражение оставшейся в одиночестве Японии. В то же время поражение Японии совсем не гарантировало разгром европейских партнеров Оси.
Поэтому главной целью должна была стать Германия. Это решение оказало большое влияние на действия ВМФ США, и на действия эсминцев в частности.
К весне 1941 года эсминцы Атлантического флота действовали в рамках «вооруженного нейтралитета», балансируя на грани прямого участия в военных действиях. Готовясь к сопровождению конвоев, флот в марте создал соединение поддержки под командованием контр-адмирала Э.Л. Бристола, которое состояло из эсминцев, морской авиации и обслуживающих их плавучих баз. В состав Соединения поддержки вошли следующие эсминцы:
7-я эскадра эсминцев (капитан 1 ранга Дж.Л. Кауфман): «Планкетт» (флагман, капитан-лейтенант П.Г. Хейл), «Ниблэк» (капитан-лейтенант Э.Р. Дерджин), «Бенсон» (капитан-лейтенант Э.Л. Плезантс), «Гливз» (капитан-лейтенант Э.Г. Пирс), «Мейо» (капитан-лейтенант Ч.Д. Эмори), «Мэдисон» (капитан-лейтенант Т.Э. Бойс), «Лэнсдейл» (капитан-лейтенант Джон Коннор), «Хилари П. Джоунс» (капитан-лейтенант С.Р. Кларк), «Чарльз Ф. Хьюз» (капитан-лейтенант Г.Л. Менокал);
30-я эскадра эсминцев (капитан 1 ранга М.И. Кохен): «Даллас» (флагман, капитан-лейтенант Г.Б. Белл), «Эллис» (капитан-лейтенант Дж.М. Кеннедэй), «Бернаду» (капитан-лейтенант Г.Ч. Райт), «Коул» (капитан-лейтенант У.Л. Дайер), «Дююпон» (капитан-лейтенант Э.М. Уолдрон), «Грир» (капитан-лейтенант Форрест Клоуз), «Тарбелл» (капитан-лейтенант С.Д. Уиллингхэм), «Апшур» (капитан-лейтенант У.К. Ромозер), «Ли» (капитан-лейтенант Ч. Бруссар);
31-я эскадра эсминцев (капитан 1 ранга Уайлдер Д. Бейкер): «МакЛейш» (флагман, капитан-лейтенант Э.К. Вуд), «Бейнбридж» (капитан-лейтенант Э.П. Грихен), «Овертон» (капитан-лейтенант Дж.Б. Стефанак), «Стюртевант» (капитан-лейтенант У.С. Говард), «Рубен Джеймс» (капитан-лейтенант Г.Л. Эдвардс), «МакКормик» (капитан-лейтенант Дж.Г. Льюис), «Брум» (капитан-лейтенант Т.Э. Фрезер), «Симпсон» (капитан-лейтенант Ф.Д. МакКоркл), «Тракстан» (капитан-лейтенант Г.Б. Хенебергер).
Сначала эту группу назвали Северо-Восточным эскортным соединением, чтобы характеризовать ее главную задачу. Соединение поддержки формально было создано лишь 1 марта. Тем временем Патрульное соединение было переименовано в Атлантический флот, и контр-адмирал Э.Дж. Кинг, произведенный в полные адмиралы, был назначен главнокомандующим морскими силами Атлантики.
В марте Гитлер расширил зону действия подводных лодок, объявив Исландию и прилегающие воды зоной военных действий. Успехи немецких лодок в Северной Атлантике подтолкнули адмирала Старка 4 апреля сделать следующее заявление: «Ситуация явно критическая. По моему мнению, она просто безнадежна, если не принять эффективные меры».
Одной из таких мер стал перевод с Тихого океана в Атлантику 3 линкоров, 1 авианосца, 4 легких крейсеров и ЭЭМ-8 и ЭЭМ-9.
В своем ультиматуме относительно Исландии Гитлер включил в зону военных действий воды Датского пролива до границ прибрежной 3-мильной зоны вокруг Гренландии. 9 апреля 1941 года Соединенные Штаты по просьбе Дании согласились принять на себя обеспечение безопасности Гренландии до тех пор, пока Дания не будет освобождена от фашистского ига. Флот решил начать патрулирование в гренландских водах, а потом распространить его и до берегов Исландии. Но пока эти планы и прожекты оставались на бумаге, подводные лодки действовали. В апреле они пустили на дно британские суда общим тоннажем почти 600000 тонн.
19 мая египетский пароход «Зам-Зам», на котором находилось около 150 американцев, был обстрелян и потоплен германским рейдером в Южной Атлантике. Через 2 дня американский сухогруз «Робин Мур», направлявшийся в Южную Африку с генеральным грузом, был торпедирован и потоплен в Южной Атлантике. Недовольство американцев возросло после этих инцидентов. Но эпизод, имевший место 24 мая, заставил Вашингтон содрогнуться. Британский линейный крейсер «Худ» был потоплен новым германским линкором «Бисмарк». Хотя британские военные корабли и самолеты поймали и потопили «Бисмарк» 3 дня спустя, гибель «Худа» в водах между Исландией и Гренландией заставила американцев похолодеть.
27 мая, когда с «Бисмарком» было покончено, президент Рузвельт объявил в стране «неограниченное чрезвычайное положение». Выступая по радио перед нацией, он предупредил: «Война приближается к границам Западного полушария. Она подошла вплотную к нашему дому. Было бы самоубийством ждать, пока они <агрессоры> окажутся у нашего порога. Поэтому мы были вынуждены расширить зону действий наших патрулей в водах Северной и Южной Атлантики».
Флот прилагал все усилия, чтобы создать оборонительный рубеж вдоль Восточного Побережья. Этот рубеж простирался от холодных вод Гренландии до теплых тропических морей Бразилии. И патрулировать там предстояло в основном эсминцам.
Базы периода «вооруженного нейтралитета»
Ньюфаундленд – огромный остров с изрезанной береговой чертой, который отделяется от материковой части Канады заливом Св. Лаврентия и проливом Бель-Иль. Он является ближайшей к Европе точкой Северной Америки. Поэтому вполне естественно, что именно Ньюфаундленд был избран в качестве трамплина для конвоев, идущих в Англию. В 1940 году флот выбрал в качестве передовой базы для эскортных кораблей гавань Ардженшия.
Строительные части нашли в Ардженшии мертвый город рядом с заброшенными серебряными рудниками. Но когда туда 13 февраля 1941 года прибыли морские пехотинцы, уже были построены казармы и ремонтные мастерские, и Ардженшия ожила.
15 июля 1941 года в Ардженшии были официально учреждены база военно-морской авиации и операционная база ВМФ США. 19 сентября туда прибыл контр-адмирал Бристоль на своем флагманском корабле «Прерия», и эта база стала «домом» для эсминцев Группы поддержки.
Миноносники обнаружили, что Ардженшию никак нельзя упрекнуть в чрезмерном уюте. Продуваемая зимними штормами, гавань была весьма неуютной стоянкой. Засыпанная снегами деревенька не предлагала никаких развлечений морякам, отдыхать приходилось на борту плавучих баз. И все-таки Ардженшия казалась морякам сущим раем после переходов через Северную Атлантику.
И все-таки Ардженшия была довольно унылым раем. Бухта Каско в штате Мейн по сравнению с ней выглядела куда как лучше. Летом 1941 года она была выбрана в качестве базы для эсминцев, и вскоре в ней закипела жизнь. Постепенно система конвоев расширялась, и бухта Каско стала обязательной остановкой на многих маршрутах. Приведя конвой в Ардженшию или Галифакс, эсминец, как правило, отправлялся на Бостонскую верфь. После 7 дней текущего ремонта он уходил в бухту Каско для дополнительной боевой подготовки и учебных стрельб. Следующая остановка – в Ардженшии, где эсминец включался в охранение очередного конвоя. Такая схема была идеальной. Но в большинстве случаев эсминец находился в Бостоне гораздо меньше, он лишь пополнял израсходованные запасы.
Поэтому моряки эсминцев, отправляющихся на Бермуды, с полным основанием считали, что получили отпуск. Здесь, на берегу острова Гамильтон, флот создал свою самую крупную базу. Бермудская операционная база ВМФ была учреждена 7 апреля 1941 года. На следующий день туда прибыла Оперативная Группа 7.2 контр-адмирала Э.Б. Кука. Группа состояла из авианосца «Рейнджер», тяжелых крейсеров «Уичита» и «Тускалуза», эсминцев «Кирни» (капитан-лейтенант Э.Л. Дэнис) и «Ливермор» (капитан-лейтенант В. Хубер).
Базируясь на Бермудских островах, мощное соединение адмирала Кука участвовало в патрулировании Нейтральной зоны в Центральной Атлантике. Некоторое время патрульные силы состояли из авианосцев «Рейнджер», «Уосп», «Йорктаун», крейсеров «Куинси» и «Винсенс» и 11-й эскадры эсминцев капитана 1 ранга М.Л. Дейо.
Это соединение патрулировало в Центральной Атлантике вплоть до 30° W, то есть подходило чуть ли не вплотную к Азорским островам. Распространение «Западного полушария» в эту зону должно было воспрепятствовать захвату Азорских островов немцами.
Хотя этот «нейтральный патруль» должен был служить угрозой фашистам и заставить их дважды подумать, прежде чем высадиться на Азорских островах, на самом деле его обязанности были не слишком обременительными. Однако миноносники эскадры Дейо не думали предаваться унынию. Свободное время использовалось для учений и артиллерийских стрельб.
Нейтральные патрули в районе Карибского моря также заставляли эсминцы держаться наготове, если не вообще сидеть, как на иголках. По соглашению о Ленд-лизе американский флот получил в Вест-Индии базы в Кингстоне (Ямайка), Порт-оф-Спейне (Тринидад). Демерара (Британская Гвиана) стала якорной стоянкой на северном побережье Южной Америки. Патрули, опирающиеся на эти и другие базы Карибского моря, прикрывали подходы к Мексиканскому заливу и Панамскому каналу, охраняли важные нефтяные скважины острова Кюрасао. Бастионами обороны Карибской зоны служили также Сан-Хуан (Пуэрто-Рико) и Гуантанамо (Куба).
Подводные лодки уже вторгались в Карибское море, чтобы обстрелять Кюрасао. Сложная ситуация сложилась во Французской Вест-Индии, где после падения Франии верный Виши адмирал Жорж Робер контролировал Мартинику и Гваделупу. Под командованием Робера находился французский Вест-Индский флот, состоящий из авианосца «Беарн», учебного крейсера «Жанна д’Арк», легкого крейсера «Эмиль Бертэн» и нескольких малых кораблей.
Чтобы не упускать из вида колеблющихся вишистов, в 1940 году американский флот создал специальный патруль, который базировался в Сан-Хуане (Пуэрто-Рико). Сначала патрулирование вела 2-я эскадра эсминцев и 12 разведывательных самолетов. Ими командовал капитан 1 ранга У.Л. Эйнсуорт, державший брейд-вымпел на эсминце «Моффет».
18 апреля 1941 года флот создал Карибский патруль. В это соединение вошли эсминцы «Блейкли» (капитан-лейтенант Э.С. фон Клеек) и «Барни» (капитан-лейтенант Дж.Г. Лонг), пара древних летающих лодок «Игл» и 12 более современных «Каталин». Сначала этим соединением командовал контр-адмирал Р.Э. Спрюэнс, потом контр-адмирал Дж.Г. Гувер комендант 10-го морского округа и командующий Карибским морским пограничным районом со штабом в Сан-Хуане.
Эсминцы идут в Исландию
После того как Гитлер включил Исландию в зону военных действий, последовал ответ президента Рузвельта. Он негласно приказал адмиралу Старку начать разведку подходов к Исландии.
Стратегическое значение этого острова, на котором британские войска находились с весны 1940 года, было отлично известно американским лидерам. Исландия расположена всего в 450 милях от побережья Шотландии и в 530 милях от захваченной фашистами Норвегии. В апреле 1940 года Германия оккупировала Данию, которой тогда принадлежала Исландия. Соединенные Штаты не собирались позволить Гитлеру захватить и этот остров, который угрожающе нависал над трансатлантическими коммуникациями.
Поэтому во исполнение директивы президента о проведении разведки был отдан приказ направить туда со специальным заданием эсминец. Для решения этой деликатной задачи был выбран эсминец «Ниблэк» (капитан-лейтенант Э.Р. Дерджин) под брейд-вымпелом командира ДЭМ-13 капитана 2 ранга Д.Л. Райана.
В начале апреля 1941 года «Ниблэк» двинулся в путь. Переход через Северную Атлантику продолжался спокойно до 10 апреля, когда начались приключения. Недалеко от Исландии эсминец обнаружил 3 спасательные шлюпки на воде, подернутой дымкой. Это были моряки с торпедированного голландского судна. Дерджин и компания тут же взяли на себя роль спасателей. Они справились с ней великолепно, эсминец маневрировал с математической точностью, чтобы подобрать измученных моряков.
Когда последние продрогшие матросы поднялись на борт эсминца, сонар «Ниблэка» обнаружил подводную лодку. Дистанция сокращалась, очевидно лодка намеревалась атаковать эсминец. Дерджин объявил боевую тревогу, а командир дивизиона Райан приказал сбросить несколько глубинных бомб.
Когда прогремели подводные взрывы, они, судя по всему, напугали немцев, которые предпочли побыстрее удрать. Похоже, это были первые глубинные бомбы, сброшенные американским эсминцем во Второй Мировой войне в настоящем бою.
Разведывательный поход «Ниблэка» и полеты разведывательных самолетов флота открыли дорогу американской оккупации Исландии. Она была совершенно необходима, чтобы предупредить германскую оккупацию. 15 июня адмирал Кинг изложил новый оперативный план, в котором Исландия определялась как аванпост Западного полушария. На следующий день адмирал Старк сообщил адмиралу Кингу, что президент Рузвельт отдал приказ, чтобы американские войска сменили британский гарнизон Исландии. 1 июля морские пехотинцы отбыли из Ардженшии. Цель – Рейкьявик.
Для своей первой крупной операции флот сформировал первое оперативное соединение, предназначенное для службы за границей. ОС 19 под командованием контр-адмирала Д.МакД. ЛеБретона состояло из 25 кораблей. Морские пехотинцы находились на 4 транспортах ВМФ. Их сопровождали 2 линкора, 2 крейсера и 9 эсминцев.
Как указано в списке, соединение имело «внешнее» и «внутреннее» охранение. Эсминцы внешнего охранения располагались на дистанции 10000 ярдов впереди главных сил. Патрулируя впереди, 4 старых четырехтрубника и «Бак» возглавляли парад. Никто не знал, какая встреча ждет американцев у ворот Датского пролива.

Оперативное Соединение 19
Контр-адмирал Д.МакД. ЛеБретон
Линкоры «Нью Йорк» (капитан 1 ранга Дж.Г. Уэр), «Арканзас» (капитан 1 ранга Ч.Ф. Брайант)
Крейсера «Бруклин» (капитан 1 ранга Э.С. Стоун), «Нэшвилл» (капитан 1 ранга Ф.С. Крейвен)
Внутреннее охранение
Капитан 1 ранга Дж.Л. Кауфман
«Планкетт» (капитан-лейтенант У.Э. Грэхэм) под брейд-вымпелом командира ЭЭМ-7 капитана 1 ранга Дж.Л. Кауфмана, «Ниблэк» (капитан-лейтенант Э.Р. Дерджин) под брейд-вымпелом командира ДЭМ-13 капитана 2 ранга Д.Л. Райана, «Бенсон» (капитан-лейтенант Э.Л. Плезантс), «Гливз» (капитан-лейтенант Э.Г. Пирс), «Мейо» (капитан-лейтенант Ч.Д. Эмори), «Чарльз Ф. Хьюз» (капитан-лейтенант Г.Л. Менокал) под брейд-вымпелом командира ДЭМ-14 Ф.Д. Киртленда, «Лэнсдейл» (капитан-лейтенант Джон Коннор), «Хилари П. Джоунс» (капитан-лейтенант С.Р. Кларк)
Внешнее охранение
Командир ДЭМ-60 капитан 2 ранга Дж.Б. Хефернан
«Эллис» (капитан-лейтенант Л.Р. Лэмпмэн), «Бернаду» (капитан-лейтенант Г.Ч. Райт), «Апшур» (капитан-лейтенант У.К. Ромозер), «Ли» (капитан-лейтенант Кларенс Бруссар), «Бак» (капитан-лейтенант (Г.К. Робинсон)
Транспортное соединение
Капитан 1 ранга Ф.Э. Брейстед
«Уильям П. Биддл» (капитан 1 ранга Ч.Д. Эдгар), «Фуллер» (капитан 1 ранга П.С. Тисс), «Хейвуд» (капитан 1 ранга Р.Дж. Карстарфен), «Оризаба» (капитан 1 ранга К. Гулбрансон), «Арктурус» (капитан 1 ранга Генри Хартли), «Гамул» (капитан 2 ранга Э.М. Тилсон), «Саламони» (капитан 2 ранга Т.М. Уолдшмидт), «Чероки» (капитан-лейтенант П.Л.Ф. Уэвер)

7 июля оперативное соединение прибыло в Рейкьявик в полном составе, за исключением одного эсминца, который был направлен для проведения спасательной операции, оказавшейся столь же захватывающей, как любой голливудский триллер. Этим эсминцем был «Чарльз Ф. Хьюз» (капитан-лейтенант Г.Л. Менокал) под брейд-вымпелом командира ДЭМ-14 Ф.Д. Киртленда.
Драма началась 5 июня, когда 10 американских женщин, работавших в Гарвардском отделении Красного Креста, вышли из Нового Орлеана в Англию на норвежском теплоходе «Вигрид».
23 июня «Вигрид» снизил скорость из-за неполадок с двигателями и отстал от конвоя. Ночью на судно набросилась воющая «волчья стая», и на следующий день в 07.35 беспомощное судно было торпедировано.
Набившись в спасательные шлюпки, 37 моряков и 10 американских медсестер отдались на волю океана.
На следующий день спасшиеся увидели конвой… Но, к их горчайшему разочарованию, корабли медленно скрылись за горизонтом.
После этого моряки решили разделиться на отдельные группы. 2 шлюпки взяли курс на Ирландию, причем одна из них была подобрана британским военным кораблем. 2 другие шлюпки пошли на северо-запад к Гренландии. Однако этот выбор оказался неудачным. Шлюпки попали в шторм, который превратил поход в настоящий кошмар. Запасы еды кончились. Рацион воды пришлось сократить. Ночью одна из шлюпок пропала, но вторая упрямо двигалась вперед, надеясь на спасение.
В этой шлюпке находились 14 человек, в том числе капитан «Вигрид» и 4 медсестры. «Мы думали, что помощь никогда не придет». Именно так они смотрели на перспективы, когда утром 5 июля порции воды были уменьшены до 2 глотков в день. Но вечером этого дня помощь пришла! В сумерках шлюпку заметил эсминец «Чарльз Ф. Хьюз». Он показался людям огромным, как пассажирский экспресс, огромным, как госпиталь, огромным, как весь флот Соединенных Штатов.
Когда спасенные были приняты на борт, эсминец попытался найти вторую шлюпку, однако Северная Атлантика отказалась отдать свою добычу.
Когда 8 июля «Хьюз» прибыл в Рейкьявик, то гавань была забита кораблями Оперативного Соединения 19. Морские пехотинцы разгуливали по берегу, и ситуация находилась под контролем. Если исландцы и не проявляли особой сердечности, то и прямого недоброжелательства тоже не показывали. Через несколько дней отношения с потомками викингов наладились.
В 25 милях от Рейкьявика находилась защищенная стоянка Хваль-фиорд, которая превратилась в стоянку крупных кораблей и танкеров. 15 июля было сформировано Оперативное Соединение 1, которое должно было обеспечить оборону Исландии и сопровождать американские и исландские торговые суда, «а также суда любых других стран, которые могут присоединиться к конвоям между исландскими портами и Соединенными Штатами». Эта оговорка позволяла американским эскортным кораблям сопровождать британские конвои до восточной границы «Западного полушария», где их встречали британские корабли. После этого американские корабли поворачивали на север вместе с судами, направляющимися в Исландию.
В начале сентября 1941 года в Исландию на смену морской пехоте были отправлены армейские подразделения под командованием генерал-майора Ч.Г. Боунстила. Конвой вышел из пункта неподалеку от Бостона. Он состоял из группы военных транспортов в сопровождении линкоров «Айдахо» (флагман), «Нью Йорк», тяжелого крейсера «Винсенс» и 14 эсминцев. Конвоем командовал контр-адмирал У.Р. Манро. Эсминцами сопровождения командовал капитан 1 ранга У.Л. Эйнсуорт.
В состав эскорта входили 9 современных эсминцев и 5 старых четырехтрубников. Они образовали передовое охранение под командованием капитана 1 ранга Уайлдера Д. Бейкера. В целом это был внушительный конвой, который направился на северо-восток навстречу осенней непогоде. Пункт назначения – Рейкьявик.
До 12 сентября конвой двигался без инцидентов, и все обстояло нормально. А потом, чуть южнее Гренландии, американцы почувствовали, что такое Битва за Атлантику.
Вечером 12 сентября опустился туман, но море было спокойным. Следуя на север, конвой сомкнул строй, как обычно делалось по вечерам. Эсминцы передового охранения «МакЛейш», «Тракстан», «Рубен Джеймс», «Овертон» и «Бейнбридж» усилили наблюдение, когда впервые вошли в шевелящуюся муть.
В 18.44, когда сотни солдат ужинали, на эсминцах была объявлена боевая тревога, как всегда делалось с наступлением сумерек. Туман был густым, местами напоминая вату, хотя его слой был рваным, с множеством проплешин. Еще минуту назад корабль шел в непроглядном молоке и вдруг совершенно внезапно оказывался на чистой воде.
Возьмем для примера эсминец «Тракстан». Он находился на правом фланге передовой завесы охранения далеко впереди конвоя. В 19.04 он прорезал одну полосу тумана и оказался на чистой воде перед следующей. На вспомогательном посту управления старпом капитан-лейтенант Г.У. Пресси занимался каким-то важным делом. (Кажется, он заводил свои ручные часы.) Наблюдатели внимательно вглядывались в шевелящуюся стену тумана впереди по курсу. Но вдруг в 19.05 молодой ординарец тронул за локоть старпома.
«Мистер Пресси, а что это там?» – вежливо спросил он.
Мистер Пресси посмотрел. «Что это там» оказалось фашистской подводной лодкой, которая вылетела из тумана и шла встречным курсом. На «Тракстане» никто не ожидал такой встречи, на лодке, впрочем, тоже. Врасплох были застигнуты все. В тот момент, когда Пресси сообщал на мостик о встрече, на рубке лодки наверняка раздался вопль: «Himmelherrgott!» Когда артиллеристы «Тракстона» бросились к орудиям, лодка уже начала погружаться.
Эсминец и подводная лодка разошлись на расстоянии около 50 ярдов. Капитан-лейтенант Пресси позднее вспоминал: «Эта встреча оказалась совершенно неожиданной и для немцев, и для экипажа «Тракстана». Вероятно, эта внезапность и некоторая нервозность помешали обоим кораблям атаковать друг друга, прежде чем лодка нырнула».
Установив контакт с помощью сонара, «Тракстан» и остальные четырехтрубники начали молотить воду глубинными бомбами, которые рвались со страшным грохотом. Встревоженный конвой немедленно выполнил маневр уклонения, и до конца дня уже никто не думал об ужине. Немецкие подводники, вероятно, тоже заработали несварение желудка. Хотя они и сумели ускользнуть, позднее их наверняка сожрал Дениц за то, что они не смогли атаковать такую заманчивую цель, как войсковой конвой. В итоге все суда благополучно прибыли в Исландию.
Судя по всему, «Тракстан» первым заметил вражескую подводную лодку в период вооруженного нейтралитета, который предшествовал вступлению Америки во Вторую Мировую войну. Эсминец не сумел открыть счет уничтоженным лодкам, но это объясняется неопытностью экипажа и сложностью охоты ночью в густом тумане при отсутствии радара. Немцы вскоре воспользовались преимуществами такой ситуации, и жертвой стал один из товарищей «Тракстана» – тоже старый четырехтрубник «Рубен Джеймс».
1 сентября 1941 года адмирал Кинг организовал оперативную группу для патрулирования в Датском проливе. Эта группа состояла из тяжелых крейсеров «Уичита» и «Тускалуза», 2 линейных кораблей («Айдахо», «Миссисипи», «Нью Мексико» – в зависимости от наличия) и 2-й эскадры эсминцев капитана 1 ранга У.Л. Эйнсуорта, которой был передан 22-й дивизион эсминцев капитана 2 ранга Дж.С. Робертса. Эта группа – «Белый патруль», как ее называли, – базировалась в Хваль-фиорде. Ею командовал контр-адмирал Р.К. Гиффен. Задачей «Белого патруля» было не пропускать немецкие рейдеры через Датский пролив, в особенности линкор «Тирпиц», который, как предполагали, скрывается в норвежских фиордах.
Северные трансатлантические коммуникации приобрели особое значение 22 июня, когда Гитлер ошарашил весь мир, внезапно напав на Россию.
Начиная величайшую за всю войну кампанию, он двинул через границу 121 дивизию. После того как в войну оказался вовлечен Советский Союз, британское и американское правительства немедленно предложили помощь Сталину, чтобы поддержать Красную Армию. Закон о Ленд-лизе был распространен на Россию, и в августе 1941 года первые конвои под кодовым обозначением PQ отправились в Северную Россию. Королевский Флот принял на себя ответственность за проводку этих конвоев в Мурманск и порты Белого моря. Эскортные корабли Соединенных Штатов участвовали в сопровождении конвоев, которые были одними из самых сложных.
Находясь над фланге маршрута в Северную Россию, Гренландия и Исландия приобрели новое стратегическое значение, а угроза нападения линкора «Тирпиц» с началом перевозок в Мурманск стала еще более реальной.
Эсминцы сопровождают президента на Атлантическую конференцию
Миноносники Атлантического флота практически не имели времени драить медяшку в период «вооруженного нейтралитета». Тем не менее, летом 1941 года нашелся один эсминец, на котором медяшку пришлось доводить до нестерпимого блеска. Эсминцу «МакДугал» пришлось натянуть парадную форму, и для этого были все основания.
Однако история началась 3 августа, когда президентская яхта «Потомак» вышла из Нью-Лондона. 2 дня спустя американские газеты сообщили, что президент Рузвельт отправился в морское плавание отдыхать. Но пресса не узнала, что в море президентскую яхту встретил крейсер «Аугуста», и президент поднялся на борт флагманского корабля адмирала Кинга. После этого «Аугуста» в сопровождении крейсера «Тускалуза» и нескольких эсминцев направилась на север в Ардженшию.
Одновременно в Ардженшию вышел британский линкор «Принс оф Уэлс», на котором находились премьер-министр Черчилль, его Комитет начальников штабов и Гарри Гопкинс, только что вернувшийся из важной поездки в Москву. Предстояла историческая Атлантическая конференция, на которой будут определены глобальные задачи союзников в этой войне. Там же родится знаменитая Атлантическая хартия.
Встреча состоялась в бухте Плаценция 9 августа в 09.00. В бухте уже стояли линкор «Арканзас» и 17-й дивизион эсминцев: «МакДугал» (флагман), «Уинслоу», «Моффет» и «Сэмпсон». Американская эскадра прибыла первой.
Затем в бухту вошел «Принс оф Уэлс» в сопровождении канадских эсминцев «Рипли», «Рестигуш» и «Эссинбойн». Черчилль поднялся на борт «Аугусты» для встречи с Рузвельтом в 11.00, а вечером он отобедал вместе с президентом.
На следующий день, в воскресенье, президент Рузвельт побывал на «Принс оф Уэлсе». Для эсминца «МакДугал» это был великий момент. Эсминец, которым командовал капитан 2 ранга Уильям У. Уорлик, подошел к борту «Аугусты». Именно он должен был доставить президента на британский линкор для новой встречи. На борту гордого эсминца одновременно оказался и весь американский Комитет начальников штабов.
Библия говорит, что гордые будут унижены, но к «МакДугалу» это не относилось. Плавно скользя по тихой бухте под президентским флагом, он подошел к «Принс оф Уэлсу». Когда форштевень эсминца поравнялся с кормой линкора, от него потребовался сложный маневр: стать бортом к корме британского корабля. Но команда «МакДугала» выполнила его безукоризненно, словно всю жизнь только его и отрабатывала.
На полубаке эсминца стоял президент Рузвельт.
На тяжелой корме линкора стоял премьер-министр Черчилль.
Боцман «МакДугала» был простой душой. Он крикнул одинокому человеку на корме «Принс оф Уэлса»: «Эй, вы примете конец?»
«Бывший моряк» ответил: «Конечно!» Прежде чем английская команда оправилась от потрясения, премьер-министр ловко поймал швартовый конец и закрепил его на кнехте.
Когда происходят такие потрясающие вещи, все дело просто обязано завершиться благополучно. Атлантическая конференция увенчалась полным успехом, и большой вклад в это внесли американские эсминцы.
Кто-нибудь может представить себе Гитлера принимающим швартовый конец? Или фашистского боцмана, который осмелится кинуть фюреру линь?
Атака эсминца «Грир»
В марте 1941 года Гитлер объявил зоной военных действий воды, омывающие Исландию. Теперь союзные и нейтральные суда не могли чувствовать себя здесь в безопасности. И на просторах океана к юго-востоку от мыса Фаревелл одно судно за другим отправлялись на дно после ударов немецких торпед. Моряки назвали этот район «Торпедным перекрестком». Самое подходящее название для места, где «волчьи стаи» подкарауливали идущие на восток конвои.
Рано утром 4 сентября 1941 года эсминец «Грир» приближался к «Торпедному треугольнику». Он не сопровождал конвой и следовал в одиночку из Ардженшии в Рейкьявик под брейд-вымпелом командира ДЭМ-61 капитана 2 ранга Г.У. Джонсона. Эсминец должен был доставить на американскую базу в Исландии почту и другие грузы.
Эсминец был одним из знаменитых четырехтрубников, которые в сентябре 1939 года были снова введены в строй для патрулирования в Атлантике. Командир эсминца капитан-лейтенант Л.Г. Фрост принял корабль всего месяц назад.
Направляясь в Исландию, к рассвету 4 сентября «Грир» вошел в зону действий подводных лодок. В 08.40 он находился в 175 милях от Исландии, когда появился британский самолет, предупредивший, что рядом находится немецкая подводная лодка. Лодка была замечена в 10 милях прямо по курсу «Грира». Эсминец поблагодарил за предупреждение, и самолет улетел обратно к месту обнаружения лодки.
Фрост увеличил скорость до 20 узлов и объявил боевую тревогу. Эсминец пошел дальше противолодочным зигзагом. Когда «Грир» подошел к точке, где была замечена лодка, командир снизил скорость до 10 узлов, чтобы можно было использовать сонар. Лодка была обнаружена сразу. До Рейкьявика оставалось еще 150 миль. Образно говоря, «Грир» попытался ухватить тигра за хвост.
Для моряков эсминца ситуация была сложной, чтобы не сказать больше. С одной стороны, Соединенные Штаты еще не воевали с Германией, но с другой стороны, «вооруженный нейтралитет» – это совсем не мир. Инструкции командования на случай встречи эсминца с подводной лодкой были неясными. Может ли эсминец применить оружие первым или должен ждать, пока это сделает лодка? Не имея четко определенного разрешения стрелять, командир эсминца мог только ждать и надеяться на лучшее. Что и сделал командир «Грира».
Они терпеливо ждал. В течение 2 часов «Грир» маневрировал, удерживая контакт с подводной лодкой и сообщая ее координаты, скорость и курс по радио всем кораблям и самолетам. Фрост держал корабль носом к противнику, повторяя все маневры лодки. В 10.00 британский патрульный самолет запросил, намерен ли «Грир» атаковать. Командир приказал ответить, что нет. В 10.32 самолет снизился и сбросил наугад 4 глубинные бомбы. Затем пилот сообщил, что возвращается на базу для дозаправки.
«Он еще вернется», – сказали моряки.
С мостика поступил приказ продолжать преследование лодки. Эсминец продолжал ждать.
Он ждал в 11.00. Он ждал в 11.30. Напряжение нарастало, и терпеть дальше становилось слишком трудно. Как скоро появится британский самолет? Как долго командир лодки будет удерживаться от соблазна выпустить торпеды? Рано или поздно пойманный тигр должен обернуться. Но когда?
Лодка развернулась в 12.40 и пошла прямо на американский эсминец. Сонар «Грира» обнаружил сокращение дистанции. Затем наблюдатели эсминца увидели что-то вроде водоворота в нескольких сотнях ядров справа по носу. Перископа на эсминце не заметили, но в 12.48 был замечен пузырь торпедного выстрела. Лодка не выдержала первой!
Эсминец чуть не подпрыгнул от вопля: «Торпеда!» Фрост круто развернул корабль, а через пару секунд в 100 ярдах за кормой по поверхности воды пробежала пенистая дорожка.
Ровно через 2 минуты после торпедного выстрела капитан 2 ранга Джонсон, пользуясь властью командира дивизиона, приказал Фросту контратаковать. Эсминец бросился на подводного противника и в 12.56 сбросил серию из 8 глубинных бомб.
В 12.58 был замечен след еще одной торпеды, идущей навстречу эсминцу. Фрост приказал повернуть влево, эсминец послушно выполнил приказ, и смертоносная торпеда прошла чуть ли не в 300 ярдах от цели.
После взрывов глубинных бомб и резкого маневрирования контакт с лодкой был утерян. Однако капитан 2 ранга Джонсон приказал возобновить поиск, и оператор сонара в 13.12 снова обнаружил лодку. В 13.15 прилетел английский самолет и сбросил 2 дымовые шашки в том месте, где «Грир» атаковал лодку глубинными бомбами. Следя за лодкой с помощью сонара, «Грир» продолжал охоту. В 14.15 на сцене появился британский эсминец «Уотчмен».
С британского корабля запросили, не желают ли американцы вести совместный поиск? Капитан 2 ранга Джонсон ответил отрицательно, и британский эсминец ушел, сбросив несколько глубинных бомб.
В 15.12 «Грир» установил гидролокационный контакт с целью, которую определили как «подводную лодку». Эсминец начал очередную атаку. Были сброшены 11 глубинных бомб, но результат оказался нулевым. Ни масляных пятен, ни обломков, вообще никаких следов. «Грир» продолжал поиски до 18.40, а потом получил приказ из Исландии следовать по назначению.
В целом «Грир» действовал в рамках международных законов, насколько это было возможно. Почти 3 часа 30 минут эсминец удерживал контакт с подводной лодкой, ничего не предпринимая. Он не предпринимал никаких враждебных действий, пока сам не подвергся атаке. Отмечая поведение командира, адмирал Кинг заявил: «Действия, предпринятые эсминцем «Грир», были правильными до мельчайших деталей и полностью соответствовали полученным приказам».
В меморандуме начальнику штаба ВМФ адмиралу Старку президент Рузвельт дал совет: «Я полагаю абсолютно необходимым сообщить два очевидных факта таким образом, чтобы даже враждебная пресса не смогла их разделить. Первое: прошли 2 часа между бомбардировкой лодки британским самолетом и первой торпедой, выпущенной ею. Второе: «Грир» не применял никакого оружия до того, как сам был атакован».
Через 3 дня после инцидента с «Гриром» американское торговое судно «Стил Сифарер» было атаковано и потоплено в Красном море фашистским бомбардировщиком. 11 сентября президент Рузвельт сделал по радио историческое заявление. Выступая в Белом Доме, он сказал:

«На наши морские и воздушные патрули, которые в настоящее время действуют в большом количестве на просторах Атлантического океана, возлагается задача поддерживать американскую политику свободы морей. Это означает, что наши патрульные корабли и самолеты будут защищать все торговые суда, не только американские, но плавающие под любым иным флагом, если они будут атакованы в охраняемых нами водах.
Отныне, если германские или итальянские корабли войдут в воды, защита которых является необходимой для обеспечения обороны Америки, они сделают это на свой страх и риск.
Приказы, которые я отдал как главнокомандующий американской армией и флотом, требуют приступить к проведению такой политики немедленно».

Объявленный через неделю после столкновения «Грира» с подводной лодкой этот знаменитый приказ «Обнаружил – стреляй!» развязал руки американским вооруженным силам, которые защищали Западное полушарие. С этого момента Соединенные Штаты «de facto» начали морскую войну против фашистской Германии. Война еще не была объявлена, но термин «de facto» означал, что она уже ведется.
Толкование этого термина дал эсминец «Грир».
Первый океанский конвой
Конвой НХ-150 был первым трансатлантическим конвоем, который часть пути проделал под охраной американских кораблей. Это было сделано в соответствии с оперативным приказом, отданным адмиралом Кингом 1 сентября 1941 года. Начать такие операции выпало эскортной группе капитана 1 ранга Мортона Л. Дейо – Оперативному Отряду 4.1.1.
В группу входили следующие эсминцы: «Эриксон» (капитан-лейтенант Г.Э. Сейдж) под брейд-вымпелом командира ЭЭМ-11 капитана 1 ранга М.Л. Дейо, «Эберли» (капитан-лейтенант Э.Р. Гарднер), «Даллас» (капитан-лейтенант Г.Б. Белл) под брейд-вымпелом командира ЭЭМ-30 капитана 1 ранга М.И Кохена, «Апшур» (капитан-лейтенант У.К. Ромозер), «Эллис» (капитан-лейтенант Л.Р. Лэмпмен).
«Эриксон» и «Эберли» были единственными современными эсминцами группы. Остальными были устаревшие четырехтрубники, с устаревшим оборудованием и малыми запасами топлива.
Этот конвой вышел из Галифакса на восток 16 сентября в сопровождении канадских кораблей. Американская эскортная группа встретила его на следующий день в 350 милях восточнее Галифакса. Оперативный Отряд Дейо должен был сопровождать конвой до точки встречи посреди океана (ТВПО), где ответственность за сопровождение конвоя брали на себя британские корабли. Американские корабли оттуда поворачивали на север в Рейкьявик вместе с 3 американскими транспортами и исландским судном, возвращавшимся домой.
Когда группа Дейо сменила канадские корабли, в состав конвоя входили 44 самых различных судна: от роскошного лайнера «Эмпресс оф Эйша» до проржавевшего парохода «Нигаристан» с экипажем из всяческого сброда. Коммодор конвоя британский контр-адмирал в отставке Э. Мэннерс сигналом передал Мейо: «Счастлив, что вы будете охранять этот конвой следующие несколько дней».
Под командованием капитана 1 ранга Дейо конвой следовал в 9 колоннах, а эскортные корабли образовали завесу вокруг них. Расстояние между колоннами составляло 600 ярдов. Флагманский эсминец «Эриксон» располагался в 2000 ярдов впереди головной шеренги транспортов. «Эллис» находился на правом крамболе конвоя, «Апшур» – на левом. На траверзах концевых судов в колоннах шли «Эберли» справа и «Даллас» слева. В дневное время эсминцы патрулировали на расстоянии от 500 до 2000 ярдов от конвоя.
Ночью колонны сдвигались теснее, а эсминцы патрулировали не более чем в 1000 ярдов от транспортов. Если днем эсминцы патрулировали постоянно, то ночью – только в случаях хорошей видимости. Если ночь была темной или стоял туман, эсминцы строго держали свои места в походном ордере. Но вскоре наступило время, когда эскортные корабли должны были патрулировать на расстоянии 5000 ярдов от конвоя, а ночное патрулирование приходилось вести независимо от условий видимости. Эсминец, который отделялся для поиска подводной лодки, через час должен был обязательно вернуться к конвою.
К счастью, конвой НХ-150 не встретил подводных лодок во время перехода от канадских вод до ТВПО. Боевое столкновение стало бы тяжелым испытанием для эскортных кораблей, учитывая неопытность команд.
Но, хотя конвой НХ-150 не был атакован, его переход сопровождался происшествиями, которые не давали скучать эскортным кораблям. Постоянным источником проблем были отстающие корабли. Поломки и отказы ломали строй конвоя. Ему много раз приходилось менять курс, чтобы позволить отставшим судам догнать его. Все это означало дополнительную работу для эскортных кораблей, пасущих свое стадо.
«Пожар на корабле!»
Ночью 24/25 сентября, когда конвой приближался к «Торпедному перекрестку», флагманский эсминец «Эриксон» принял сигнал тревоги. Ночь была темной, как чернила, барометр опустился до 28.60 и начался шторм. Корабли захлестывало сильнейшими дождевыми шквалами. Они с трудом держали скорость из-за высокой волны.
«Пожар!» Этот тревожный сигнал раздался на борту «Нигаристана». Тлеющее пламя вырвалось на свободу из бункеров парохода. Судно терпело бедствие, его палубы раскалились, когда капитан 1 ранга Дейо узнал о происшествии и направил эсминец «Эберли» на помощь.
Сражаясь с ветром и волнами, корабль капитана 2 ранга Гарднера помчался сквозь ночь с максимальной скоростью, на которую был способен. Эсминец прибыл на место в рекордно короткий срок и умело подобрал команду «Нигаристана». Экипаж покинул судно на спасательных плотиках и болтался на волнах, словно щепки. Мастерски маневрируя, эсминец потравил спасательные концы и принял на борт моряков транспорта. Несмотря на яростный ветер и высокие волны, были спасены все 63 человека, не погиб никто.
Этот великолепный результат был достигнут благодаря отваге одного из молодых офицеров «Эберли». Спасательная шлюпка прыгала вверх и вниз на волнах у борта эсминца, хотя матросы «Эберли» и люди в шлюпке старались удержать тросы. Внезапно все вскрикнули, и один из кочегаров «Нигаристана» (его звали Хасан Амирхан свалился в пену между шлюпкой и бортом эсминца. Его могло просто раздавить о стальную обшивку. Тогда энсайн Л.Ч. Сэведж прыгнул за борт, обвязавшись тросом, и подхватил тонущего моряка под мышки. Ему потребовались чудеса ловкости, чтобы увернуться от шлюпки, удержать брыкающегося кочегара и подняться на борт эсминца, хотя их вытягивали за трос. Но общими усилиями удалось вернуть энсайна Сэведжа и кочегара на борт.
Из рапорта командира «Эберли»: «Считаю, что действия энсайна Сэведжа выходят за пределы предписанного служебным долгом».
25 сентября конвой достиг ТВПО, и британские эскортные корабли сменили американцев. В это время на ночном горизонте показался другой конвой, шедший встречным курсом. Это был следующий на запад ON-18, также первый конвой, получивший американское охранение. Эсминцы «Мэдисон», «Гливз», «Хьюз», «Симпсон» и «Лэнсдейл» под командованием капитана 1 ранга Ф.Д. Киртленда 24 сентября приняли его от англичан южнее Исландии.
Несмотря на оживленное судоходство в районе ТВПО, немецкие лодки не сумели атаковать ни один из первых конвоев, шедших под охраной американских кораблей. Итак, первая эскортная операция американского флота во Второй Мировой войне завершилась успешной встречей с союзниками. Однако не все обстояло так гладко, как может показаться. Хотя капитан 1 ранга Дейо был удовлетворен результатами, он в своем рапорте сделал несколько резких замечаний и потребовал организовать интенсивную подготовку экипажей эсминцев, чтобы они были полностью готовы к тяжелой борьбе против подводных лодок.
Предстоящая работа требовала умелого руководства, отличной морской выучки и прекрасной профессиональной подготовки. Это стало ясно после того, как был торпедирован эсминец «Кирни».
Торпедирование эсминца «Кирни»
Как и следовало ожидать, даже ограниченная морская война против фашистской Германии не могла обойтись без потерь. Американские эсминцы, сопровождающие конвой к ТВПО и обратно, прекрасно знали, что это лишь вопрос времени. Атлантика клокотала. Американским торговым судам и эсминцам сопровождения еще предстояло испытать все это на себе.
Для эсминца «Кирни» испытания начались утром 17 октября 1941 года.
«Кирни» был одним из новых эсминцев водоизмещением 1630 тонн, спущенных в 1940 году. Корабль стоил 4 миллиона долларов, а его машины позволяли ему развить скорость 40 узлов. Его приборы управления огнем, сонар и вооружение были новейших образцов. Его экипаж был хорошо подготовлен. Его командир, капитан-лейтенант Э.Л. Дэнис подготовил отличный корабль. Однако ни опытный экипаж, ни прекрасные средства обнаружения, ни отличное оружие не спасли его, когда подкралась невидимая опасность.
Судьба подкараулила «Кирни», когда он стоял в Рейкьявике вместе с дивизионом американских эсминцев, прибывших в Исландию. Они вышли в море после того, как был получен сигнал бедствия от конвоя, атакованного «волчьей стаей» в 400 милях к югу от Исландии. Конвой SС-48 вышел из Канады 10 октября. Конвой из 50 судов медленно полз вперед, его тормозили плохая погода и постоянные поломки. К 15 октября от конвоя отстали 11 судов, в том числе даже судно коммодора. Конвой не мог делать более 7,5 узлов. Эскорт состоял из 4 канадских корветов и канадского эсминца «Коламбиа». Они не смогли справиться с «волчьей стаей», атаковавшей конвой ночью. 3 судна уже были потоплены, когда сигнал бедствия приняли в Рейкьявике.
Американцы откликнулись, отправив на помощь 4 эсминца. Под командованием командира ЭЭМ-27 капитана 1 ранга Л.Г. Тибо находились эсминцы «Планкетт» капитан-лейтенант У.Э. Грэхем), «Ливермор» (капитан-лейтенант В. Хубер) под брейд-вымпелом командира ДЭМ-21 капитана 2 ранга Г.Б. Бродфута, «Дикейтор» (капитан-лейтенант Дж.К. Сэуэлл) и «Кирни».
Старый четырехтрубник «Грир», британский шлюп «Бродуотер» и корвет Свободной Франции «Лобелия» также были направлены к месту боя. Конвою SC-48 отчаянно требовалась любая помощь. Когда на рассвете 16 октября эсминцы капитана 1 ранга Тибо подошли к конвою, канадцы буквально валились с ног. Торговые суда были в панике. Подводные лодки пока взяли перерыв, чтобы подготовиться к новой атаке.
«Планкетт», «Ливермор», «Дикейтор» и «Кирни» заняли места в охранении 9 колонн транспортов, и конвой медленно пошел вперед. В соответствии с действовавшими в то время наставлениями американские эсминцы располагались на расстоянии от 1000 до 1500 ярдов от транспортов. Командованию миноносных сил Атлантического флота еще предстояло убедиться, что это расстояние слишком мало. Если корабли сопровождения прижимаются к транспортам, то подводные лодки получают возможность подойти слишком близко. Они уже имеют возможность стрелять торпедами, но в то же время остаются за пределами дальности действия гидролокаторов эсминцев. Такое тесное кольцо охранения давало решающее преимущество подводным лодкам. Подтверждением этому стало избиение конвоя SC-48.
Ночь простерла черные крылья над морской гладью, и «волчья стая» отправилась за добычей. Примерно в 22.00 был торпедирован один из транспортов. Вспышка оранжевого пламени, глухие взрывы и панические сигналы развалили ордер конвоя. Сбросив для проформы несколько глубинных бомб и начав стрельбу осветительными снарядами, эскорт отбил атаку. Однако корабли сопровождения не сумели напугать противника, а тем более – уничтожить.
В 23.15 подводные лодки снова нанесли удар. На этот раз торпеды прошли в центр конвоя и отправили на дно еще 2 судна. Примерно через 3 часа (17 октября около 02.00) «волчья стая» атаковала в третий раз. Лодки провели 3 стремительные атаки, и их торпеды пронизали конвой, как разряд молнии. 4 торговых судна получили роковые попадания. И вот в этом вихре огня и воды одна из торпед поразила «Кирни».
Его экипаж находился на боевых постах, эсминец шел со скоростью 15 узлов, приближаясь к атакованным судам. Наблюдатели вглядывались в темноту, пытаясь различить подводные лодки в позиционном положении. Темноту разрезали вспышки выстрелов, на волнах плясали отблески пожаров. Над тонущими судами поднимались столбы дыма, окрашенные багровым. Примерно в 1200 ярдах от «Кирни» горел торпедированный танкер. Из его трюма взлетел столб яркого пламени, осветивший все вокруг. На этом фоне четко выделялся силуэт британского корвета, маневрировавшего, чтобы подобрать уцелевших моряков. И эта же вспышка осветила «Кирни», который поворачивал влево, сбрасывая глубинные бомбы.
Это было сделано, чтобы отогнать лодку, которая могла оказаться за кормой эсминца. Заметив корвет, который резал ему курс, «Кирни» снизил скорость, чтобы избежать столкновения. И в этот момент притаившаяся где-то впереди лодка пустила в ход свое жало. По эсминцу были выпущены 3 торпеды. На залитой дрожащими отсветами поверхности воды их следы были незаметны.
Поворачивая влево, эсминец накренился. Торпеда выскочила из воды под самым его форштевнем. Наблюдатели замерли в ужасе, и в этот момент другая торпеда промчалась за кормой эсминца. А затем корабль подбросило сильным взрывом, и люди попадали на палубу.
«Кирни» получил тяжелое попадание в правый борт. Торпеда попала в обнажившееся при повороте днище и взорвалась в котельном отделении № 1. Ударная волна пошла вперед и вверх, разворотив котельное отделение, пробив палубу, оторвав правое крыло мостика, смяв переднюю трубу и повредив рубку.
Четырех человек взрывом выкинуло за борт. 7 человек погибли в затопленном котельном отделении. Остальные, окровавленные, обожженные, израненные, кое-как выползли на палубу или оказались в ловушке в развороченных отсеках. Море хлынуло в пробоину. Взрывом сорвало стопор сирены, и она завыла во всю мочь.
Корабль тяжело выпрямился и медленно двинулся дальше.
Сразу после взрыва начальник аварийной партии лейтенант Р.Дж. Эсслингер и старший машинный унтер-офицер Осси МакДаниэл обнаружили, что носовая переборка машинного отделения начала выгибаться. Хотя стальные листы могли в любой момент лопнуть, открыв дорогу воде, они сумели поставить подпоры и таким образом спасли машинное отделение.
Такая же отвага была проявлена на изуродованном мостике эсминца. Механик 3 класса Сэмюэль Курц находился рядом со стеллажами глубинных бомб в момент попадания. Взрывом его сбило с ног и забросило на сломанное правое крыло мостика. При этом Курцу сломало обе ноги. Любой толчок мог сбросить его за борт, но Курц, стиснув зубы, терпеливо ожидал помощи.
Смелость рождает смелость. Старший сигнальщик Генри Линкнехт осторожно пополз по разрушенному крылу мостика на помощь товарищу. Цепляясь за изогнутые балки, Линкнехт обхватил Курца и вытащил его на прочную палубу.
Пока моряки наверху сражались с повреждениями, матрос 1 класса Г.К. Барнард пробирался по темным отсекам внизу, проверяя надежность водонепроницаемых дверей. Один в задраенном отсеке, рулевой Джон Бут стоял на посту, контролируя работу рулевой машины. Зная, что корабль лишился электричества и руль будет переведен на ручное управление, он провел все необходимые переключения. Сообразив, что Бут может оказаться в ловушке в своем отсеке, другой рулевой, Маско Холланд, побежал на корму, чтобы отдраить крышку аварийного люка, и помог Буту выбраться.
Такое поведение было совершенно типичным для экипажа «Кирни». Впервые оказавшись в бою, они проявили мужество и стойкость ветеранов. Но корабль нельзя спасти только отвагой. Эти моряки были хорошо подготовлены к борьбе за живучесть. Они знали, что следует делать и как это следует делать.
Как обычно бывает с боевыми повреждениями, за первыми ранами потянулся целый хвост неприятных последствий. «Кирни» узнал это на своей шкуре. Однако умелая борьба за живучесть и мастерское управление удержали его на ровном киле. Уже через 10 минут после попадания торпеды он смог развить 10 узлов.
Сигнальная ракета привела на помощь другой американский эсминец – «Грир» капитан-лейтенанта Л.Г. Фроста. Это было интересное совпадение. Первый американский эсминец, по которому стреляла торпедой немецкая подводная лодка, пришел на помощь первому американскому эсминцу, получившему торпедное попадание.
Капитан-лейтенант Денис сообщил на «Грир», что поврежденный эсминец сможет дойти до Исландии. «Грир» был отправлен на поиски 4 человек, выброшенных взрывом за борт. Старый четырехтрубник тщательно прочесал район, но никого не сумел найти. Позднее, утром, по срочному вызову из Исландии прилетел гидросамолет «Каталина» с кровяной плазмой для раненых, которую взяли на крейсер «Уичита».
Итак, Битва за Атлантику начала собирать свою смертельную жатву. Эсминец «Кирни» потерял 11 человек убитыми и 24 ранеными. Потери оказались небольшими, благодаря стойкости людей и прочности корабля.
«Кирни» был одним из эсминцев типа «Бенсон», которые подвергались резкой критике «экспертов», считавших, что они имеют слишком большой верхний вес. Инженеры-кораблестроители, проектировавшие эсминцы, думали иначе. Двойное дно защищало их от подводных взрывов. Специальные усиления корпуса поглощали сотрясения при взрывах. Многочисленные переборки предотвращали распространение воды и огня. Мощные машины выдерживали большие нагрузки. Эсминцы этого типа гибли во Второй Мировой войне. Гибли более крупные «Портеры» и «Крейвены», гибли более новые «Флетчеры». Но почти ни один из этих эсминцев не погиб при попадании одиночной торпеды. Они тонули, когда были изрешечены снарядами, разворочены бомбами, разбиты несколькими камикадзэ. И все они выдерживали много попаданий перед тем, как погибнуть.
С зияющей пробоиной в борту «Кирни» своим ходом направился в Исландию. Там им занялась плавучая мастерская ВМФ «Вулкан» (капитан 1 ранга Л.С. Фиск). Через несколько месяцев эсминец был отремонтирован и вернулся в строй.
Следует признать, что ремонтные работы требовали некоторой изобретательности. Исландия практически не имела средств для ремонта серьезно поврежденных военных кораблей, но кузницы «Вулкана» работали круглыми сутками. Его рабочие приложили титанические усилия, чтобы привести «Кирни» в норму.
Экипаж эсминца полностью заслужил свои награды. Капитан-лейтенант Денис, старший машинный унтер-офицер МакДаниэл, лейтенант Эсслингер были награждены Военно-морскими Крестами. Благодарности в приказе были вынесены нескольким десяткам человек, в том числе Курцу и Линкнехту. Особо отличившиеся были повышены в звании. И весь экипаж получил сигнал: «Хорошо сделано!»
Эсминцы в Южной Атлантике
24 апреля 1941 года контр-адмирал Джонас Г. Ингрэм, командир 2-й дивизии крейсеров, получил приказ следовать со своей группой из Ньюпорта (Род Айленд) в Южную Атлантику. Его задачей было начать патрулирование в бразильских водах. «Нейтральной зоной» был объявлен огромный треугольник: Вест-Индия – бразильский выступ – острова Зеленого Мыса. Огромный район и огромные задачи.
Для выполнения приказа соединение адмирала Ингрэма получило подкрепления. Силы, переданные в его распоряжение, получили обозначение Оперативное Соединение 3.
Это соединение состояло из 4 старых легких крейсеров – «Мемфис» (флагман), «Цинциннати», «Милуоки» и «Омаха». Крейсера сопровождала 9-я эскадра эсминцев: «Сомерс» (капитан 2 ранга Дж.К. Метцель) под брейд-вымпелом капитана 1 ранга Т.Э. Саймингтона, «Джуэтт» (капитан 2 ранга Г.У. Кларк), «Дэвис» (капитан 2 ранга К.К. Хартман) под брейд-вымпелом командира ДЭМ-18 капитана 2 ранга Т.Г. Пейтона, «Уинслоу» (капитан 2 ранга П.Р. Хейнеман), «Моффет» (капитан 2 ранга Г.У. Джонсон).
В этот период влияние Оси в Южной Америке было особенно сильным, фашистские агенты работали, как термиты, подтачивающие доктрину Монро. Бразилия, территория которой больше, чем у Соединенных Штатов, имела ключевое значение для обороны Западного полушария. В Рио-де-Жанейро пропаганда Оси просто бесчинствовала, пытаясь достать для Гитлера этот ключ. Выступят ли бразильцы на стороне союзников? Они дали ответ в сентябре 1941 года, открыв порты Бахия и Ресифе для кораблей адмирала Ингрэма.
В октябре несколько групп Оперативного Соединения 3 начали сопровождать конвои в Южной Атлантике. 15 октября на Тринидаде крейсер «Милуоки» (капитан 1 ранга Э. МакГлассон) и эсминец «Уоррингтон» приняли под охрану транспорт «Акадия», направляющийся в Ресифе. Он был зафрахтован Комиссией по морским перевозкам и должен был доставить авиамехаников компании «Пан Америкен» и технику, необходимую для постройки авиабаз в Африке. Под охраной «Милуоки» и «Уоррингтона» транспорт 21 октября прибыл в Ресифе. Там командование конвоем взял на себя адмирал Ингрэм.
«Акадия» вышла из Ресифе тем же вечером под охраной флагманского крейсера «Мемфис» и эсминцев «Дэвис» и «Джуэтт» (теперь им командовал капитан 2 ранга Дж.К. Поллок). В дневное время конвой имел воздушное прикрытие, самолеты непрерывно кружили над головой.
Во время перехода через Атлантику (2500 миль) не было встречено ни одной подводной лодки. Когда конвой прибыл в Лагос, адмирал Ингрэм попросил британское командование обеспечить «Акадии» надежную защиту. Заправившись, оперативная группа отправилась патрулировать в районе Сан-Хуана (Пуэрто-Рико).
Для эсминцев эта операция прошла без всяких происшествий. Но вскоре занавес будет поднят и над южно-атлантическим театром военных действий, и американские актеры поднимутся на сцену. А тем временем в Северной Атлантике второй американский эсминец стал жертвой фашистов.
Гибель эсминца «Рубен Джеймс»
Они называли его «The Rube» – «Деревенщина». Это прозвище отражало привязанность миноносников к кораблю, носившему одно из самых знаменитых имен в истории американского флота. Это имя напоминало о давно минувших событиях Триполитанских войн и битве с берберийскими пиратами.
По сравнению с другим эсминцами он был далеко не современным. Некоторые из его механизмов износились, однако он вертелся так проворно, что заслужил уважение командира оперативного соединения. Его командир капитан-лейтенант Г.Л. Эдвардс был чемпионом Военно-морской академии по классической борьбе и входил в олимпийскую команду. Экипаж вполне оправдывал имя корабля и не подводил капитана.
Из Исландии эсминец был отправлен в Соединенные Штаты, чтобы участвовать в сопровождении конвоев. И вот в конце октября «Рубен Джеймс» вышел в Северную Атлантику в составе группы из 5 эсминцев под командованием капитана 2 ранга Р.Э. Уэбба на «Бенсоне», чтобы сопровождать идущий на восток конвой НХ-156, который вез в Англию грузы, поставленные по Ленд-лизу.
Конвой состоял из 44 судов, и его скорость не превышала 8 узлов. «Рубен Джеймс» находился на левом фланге охранения напротив последнего судна в колонне. Эсминцы «Хилари П. Джоунс» (капитан-лейтенант С.Р. Кларк) и «Бенсон» (капитан-лейтенант Э.Л. Плезантс) находились на левом и правом крамболе конвоя соответственно. Эсминец «Тарбелл» (капитан-лейтенант С.Д. Уиллингхэм) располагался на правом фланге напротив последнего судна в колонне. Эти корабли маневрировали в 3000 ярдов от транспортов. Эсминец «Ниблэк» (капитан-лейтенант Э.Р. Дерджин) прикрывал тыл конвоя и находился в 1000 ярдов от транспортов. «Ниблэк» был единственным кораблем группы, имевшим радар.
В воздухе пахло порохом. Военные моряки знали об инциденте с эсминцем «Кирни», и все прекрасно понимали, что конвой вошел в воды, где действуют «волчьи стаи». Однако последняя неделя октября прошла спокойно. Никаких происшествий. Вообще ничего – до утра 31 октября.
В этот день конвой находился в районе ТВПО, примерно в 600 милях к западу от Ирландии. Темнота ночи постепенно таяла, приближался рассвет. Конвой двигался на восток прямым курсом в идеальном порядке, не применяя зигзаг. Корабли эскорта гнали свое стадо в назначенное место, вспарывая форштевнями легкую зыбь. В предрассветной дымке не было видно никаких признаков надвигающегося несчастья. Оно пришло совершенно неожиданно, когда в 05.25 дежурный корабль перехватил работу чужого радиопередатчика.
Позднее возник вопрос: а где точно в этот момент находился «Рубен Джеймс»? Он оставался на своем месте или уже начал дневное патрулирование? Но, как бы то ни было, эсминец находился в 2000 ярдов от фланга конвоя. В тот момент, когда он повернул для проведения поиска в направлении полученного пеленга, в 05.39 он был торпедирован.
Торпеда попала в левый борт рядом с первой трубой. В небо взлетел столб пламени. После взрыва торпеды прогремел еще один взрыв, который буквально выбросил корабль из воды. Судя по всему, сдетонировали носовые погреба, и этот взрыв оторвал всю носовую часть эсминца до третьей трубы.
Многих моряков силой взрыва выкинуло за борт. Те, кто спал на своих койках, вдруг обнаружили, что плавают среди обломков и слоя нефти. Цепляясь за спасательные жилеты и бальсовые плотики, уцелевшие моряки старались отплыть от остатков «Рубена Джеймса». Кормовая часть корпуса оставалась на плаву примерно 5 минут, а затем она затонула, содрогаясь от грохота новых взрывов. Это рвались глубинные бомбы, которые убили многих моряков, переживших взрыв торпеды.
В момент несчастья помощь всегда запаздывает, хотя спасатели мчались полным ходом. Для спасения уцелевших были отправлены эсминцы «Ниблэк» и «Хилари П. Джоунс». Горящая нефть и неспокойное море едва не сорвали спасательную операцию. Были подобраны всего 45 человек из команды «Рубена Джеймса», в том числе один старший унтер-офицер. Погибли при взрыве торпеды или утонули позднее в ледяной воде 115 человек команды эсминца. Капитан-лейтенант Эдвардс погиб вместе с кораблем, как и все остальные офицеры.
Подводная лодка, торпедировавшая эсминец, не была замечена ни одним из кораблей охранения или судов конвоя. Но когда конвой отвернул от места атаки, «Бенсон» 3 раза обнаруживал сонаром нечто подозрительное и стремительно атаковал эту цель. «Тарбелл» также провел несколько атак. Однако хватило одного смертоносного выстрела. Лодка, удовлетворенная успехом, предпочла уйти. Избранная ею тактика «бей–беги» оказалась очень удачной.
На следующий день британская эскортная группа недалеко от района ТВПО, где она должна была сменить американский эскорт, заметила 2 немецкие подводные лодки. Они были отогнаны артиллерийским огнем. Была ли одна из этих лодок повинна в гибели «Рубена Джеймса», так и осталось неизвестным.
Однако на один вопрос был получен четкий ответ. Атаки «Грира» и «Кирни» еще можно было списать на опрометчивые действия горячих голов среди немецких подводников. Но атака «Рубена Джеймса» была явно преднамеренной. Фашисты пошли на решительную и открытую войну с Соединенными Штатами. Действия немецких подводных лодок ясно говорили об этом.
1 ноября 1941 года, через 36 часов после потопления «Рубена Джеймса», президент Рузвельт утвердил акт конгресса о передаче Береговой Охраны в состав военно-морского флота. После этого сторожевики должны были подчиняться командованию ВМФ, пока не будут возвращены в распоряжение министерства финансов.
Конгресс был встревожен взрывами немецких торпед и на следующей неделе принял поправки к закону о нейтралитете. Из предложенных были приняты две. Первая разрешала вооружать американские торговые суда, чтобы они могли защищаться от атак. Вторая поправка отменяла запрет американским кораблям плавать в европейских водах. Теперь американский флот мог сопровождать грузы Ленд-лиза прямо до портов Великобритании. Нереалистичные ограничения «изоляционизма» и «вооруженного нейтралитета» были отменены.
Многие американцы продолжали верить, что страна остается на мирном положении. Но уже никакие слова не могли исправить существующее положение. Осенью 1941 года, за несколько дней до Пирл-Харбора, американский флот уже сражался в Битве за Атлантику.
Эсминец «Рубен Джеймс» стал первым американским кораблем, потопленным во Второй Мировой войне.
Что за корабль? (Эсминец «Сомерс» помогает задержать «работорговца»)
Еще в 1820 году американский шлюп «Циан» под командованием капитана Тренчарда прибыл в воды Западной Африки в качестве первого американского патрульного судна. В прошлом году конгресс принял закон, запрещающий ввоз негров-рабов. Хотя большинство американских шкиперов были готовы отказаться от грязной торговли, находились преступники, не желающие терять прибыль. Чтобы остановить преступные рейсы, был создан Африканский патруль.
Если бы работорговец прежних времен вдруг очутился в Южной Атлантике в ноябре 1941 года, это был бы прецедент, которого не ожидал никто из морского командования. Но операции периода «вооруженного нейтралитета» принесли много странных неожиданностей.
Один из таких сюрпризов приключился 6 ноября, когда 3 судна встретились в точке, отстоящей на 657 миль от бразильского порта Ресифе. Оперативная Группа 3.6, состоящая из легкого крейсера «Омаха» (капитан 1 ранга Т.Э. Чандлер) и эсминца «Осмерс» (капитан 2 ранга Дж.К. Метцель), возвращалась в Ресифе. Они встретили одиночный транспорт, на корме которого красовались название и порт приписки: «Уилмото», Филадельфия. Он шел на север.
Моряки «Омахи» и «Сомерса» с удивлением смотрели за затемненный американский корабль, на бортах которого были нарисованы большие звездно-полосатые флаги. Они изменили курс и пошли на перехват, чтобы досмотреть судно. Судя по всему, моряки «Уилмото» были удивлены ничуть не меньше, встретив американские крейсер и эсминец. Судно подняло кодовый сигнал со своим названием, однако на повторный запрос оно не ответило.
«Омаха» и «Сомерс» приближались очень осторожно. Да, на мачте развеваются «Звезды и полосы», но почему судно молчит?
Наблюдатель эсминца сказал своему товарищу, стоящему рядом с ним на мостике: «Что-то странное есть в этой лоханке!»
Командир «Омахи» тоже так решил. Пароходу был сделан сигнал лечь в дрейф и ждать досмотровую партию. Затем, когда катер крейсера уже пошел к таинственному судну, у него на фалах затрепыхались разноцветные флаги. Сигнал был совершенно неожиданным:
«Тону, прошу прислать шлюпки».
Капитан 1 ранга Чандлер уже отправил катер. Когда он подошел к борту судна, то стало видно, что моряки «Уилмото» покидают судно. Их крики звучали несколько иначе, чем говорят в Филадельфии. Может быть, это были голландцы из Пенсильвании?
Один из матросов заметил: «Да, это голландцы, только они не из Пенсильвании. И не из Голландии тоже».
Когда американцы поднялись на палубу «Уилмото», в трюме судна прозвучали 2 приглушенных взрыва. Подрывные заряды! Из люков повалил дым. Лейтенант Г.К. Кармайкл и его матросы бросились по трапам вниз. Им удалось заделать пробоины, и судно, вместо того чтобы отправиться на дно, осталось на плаву. Еще один крайне неприятный сюрприз для его капитана Герхарда Лёрша.
Теперь стало ясно, что Лёрш немец. Точно так же немцами оказались и остальные члены экипажа. «Уилмото» на самом деле назывался «Оденвальд» и следовал под фальшивым флагом – это был блокадопрорыватель. Он должен был доставить из Японии в Германию много разных грузов, но в основном его трюмы занимали 3800 тонн каучука.
Германское судно, груз, капитан и команда были доставлены в Порт-оф-Спейн на Тринидаде крейсером «Омаха» и эсминцем «Сомерс». Так как Соединенные Штаты официально не воевали с фашистской Германией, было много сомнений в законности захвата приза.
Однако если очень хочется, выход найдется всегда. Используя тонкости казуистики, командир Оперативной Группы 3.6 вспомнил времена торговли «черным товаром» и сообщил, что задержал «Оденвальд» как «заподозренный в работорговле»!
Походы в Азию (Конвои «Парус Уильяма»)
В ноябре 1941 года американские эсминцы участвовали в крупных конвойных операциях, которые планировались в строжайшей секретности, чтобы никакие сведения о них не просочились к противнику.
Этой осенью Англия оказалась прижатой к стене. Танки Роммеля ломились в ворота Суэца. Англичанам требовалось любой ценой укрепить рушащийся фронт на Ближнем Востоке, но путь через Средиземное море был перекрыт итальянским флотом и германской авиацией, базирующейся на Крите.
Британская дивизия численностью около 22000 человек ожидала отправки из метрополии. Единственным путем в Персидский залив был длинный переход через Южную Атлантику, вокруг мыса Доброй Надежды и через Индийский океан. Но Адмиралтейство не располагало достаточным количеством судов для перевозки войск, а Королевский Флот не мог набрать достаточного количества эскортных кораблей. Не сможет ли дядя Сэм предоставить транспорты и корабли сопровождения?
Ответ был положительным. В результате был отправлен конвой WS-124 – первый войсковой конвой союзников, который охраняли американские корабли.
Для американцев операция началась в ТВПО. Там соединение контр-адмирала Хьюитта приняло под охрану британские транспорты, которые до этого сопровождали английские корабли. В Канаду транспорты вели эсминцы «Моррис» (брейд-вымпел капитана 1 ранга У.Л. Эйнсуорта), «Симс», «Хьюз», «Мастин», «Хамман», «Рассел», «Уок», «О’Брайен», «Андерсон».
В Галифаксе томми сошли на берег, а британские транспорты отправились обратно. Эсминцы «Хамман» и «Андерсон» вернулись в Исландию. Были подготовлены новые войсковые транспорты и корабли сопровождения. Конвой WS-124 приготовился к долгому путешествию через Южную Атлантику и далее.
Конвой, прозванный «Парусом Уильяма»,{От аббревиатуры WS – «William Sail», хотя на самом деле она означала «Winston Special» – «Специальный Уинстона». Прим. пер.} покинул Галифакс 10 ноября. Эскортом командовал контр-адмирал Э.Б. Кук, командир авианосного соединения Атлантического флота, поднявший флаг на авианосце «Рейнджер». Коммодором конвоя был назначен капитан 1 ранга Д.Р. Бири, находившийся на военном транспорте «Маунт Вернон».
Все транспорты конвоя были американскими. Самым крупными из них являлись «Маунт Вернон» (бывший лайнер «Вашингтон»), «Уэйкфилд» (бывший «Манхэттен»), и «Вест Пойнт» (бывший «Америка»). В состав конвоя также вошли транспорты «Леонард Вуд», «Джозеф Т. Дикман», «Оризаба».
Их сопровождало крупное соединение военных кораблей. Эта армада получила обозначение Оперативное Соединение 14.4. «Тяжелую артиллерию» представляли авианосец «Рейнджер» и тяжелые крейсера «Куинси» и «Винсенс». Конвой прикрывали 8 эсминцев: «Уэйнрайт» (капитан-лейтенант Т.Л. Льюис) под брейд-вымпелом командира ЭЭМ-8 капитана 1 ранга Т.К. Кинкейда, «Моффет» (капитан 2 ранга П.Р. Хейнеман), «МакДугал» (капитан 2 ранга Д.Л. Мадейра) под брейд-вымпелом командира ДЭМ-17 капитана 2 ранга Л.К. Свенсона, «Уинслоу» (капитан 2 ранга Г.Р. Холкомб), «Мейрант» (капитан-лейтенант Э.Э. Тэйлор) под брейд-вымпелом командира ДЭМ-16 капитана 2 ранга Т.В. Купера, «Ринд» (капитан 2 ранга Г.Т. Рид), «Роуэн» (капитан-лейтенант Б.Р. Гаррисон), «Трипп» (капитан-лейтенант Р.Л. Кэмпбелл). Эсминцами командовал капитан 1 ранга Кинкейд.
Оперативная группа сначала пошла к Тринидаду. Там к конвою присоединился эскадренный танкер «Симаррон». На Тринидаде конвой покинул капитан 1 ранга Кинкейд, который был произведен в контр-адмиралы и назначен командиром дивизии крейсеров Тихоокеанского флота. В качестве командира эсминцев его сменил капитан 2 ранга Свенсон, который перенес брейд-вымпел с «МакДугала» на «Уэйнрайт».
На полпути между Бразилией и островом Св. Елены конвой покинул «Рейнджер». Вместе с ним ушли эсминцы «Ринд» и «Трипп». Командование эскортом принял капитан 1 ранга Ч.Э. Бэттл, командир «Куинси».
6 декабря конвой с трудом двигался к мысу Доброй Надежды, борясь со встречным штормом. Скорость снизилась, конвой был вынужден маневрировать. И в этот момент пришло сообщение о том, что разразился новый шторм – на Тихом океане. Это сообщение потрясло всех моряков конвоя. Его пункт назначения сразу был изменен, вместо Басры войсковые транспорты пошли в Индию и Сингапур. Полученная радиограмма была короткой: «Японцы атаковали Пирл-Харбор. Тихоокеанский флот США разбит».
Война объявлена!
8 декабря 1941 года правительство Соединенных Штатов Америки объявило войну Японии. 11 декабря Германия и Италия объявили войну Соединенным Штатам, и конгресс немедленно ответил тем же. Это началось!
Но для эсминцев Атлантического флота это даже принесло некоторое облегчение. Когда война была официально объявлена, эсминцы американского флота уже участвовали в Битве за Атлантику. Война началась с того момента, как немецкая подводная лодка выпустила торпеды по эсминцу «Григ». После этого все формальности были отброшены в сторону. После того как были торпедированы «Кирни» и «Рубен Джеймс», эсминцы Атлантического флота уже не покидали линию огня.

Эсминцы Атлантического флота США
7 декабря 1941 года

Plunkett
Gleaves
Lansdale
McDougal
Sampson
Somers
Livermore
Ericsson
Grayson
Woolsey
Bristol
Swanson
Anderson
Sims
O’Brien
Lang
Wilson
Rhind
Badger
Jacob Jones
Ellis
Dupont
Upshur
Bainbrigde
McCormick
Truxyun
Niblack
Mayo
Hilary P. Jones
Winslow
Davis
Warrington
Eberle
Gwin
Monssen
Ludlow
Wilkes
Ingraham
Hammann
Mustin
Walke
Stark
Mayrant
Rowan
Babbitt
Roper
Herbert
Bernadou
Greer
Lea
Overton
Broome
Benson
Charles F. Huges
Madison
Moffett
Jouett
Roe
Kearny
Meredith
Buck
Edison
Nicholson
Morris
Huges
Russell
Wainwright
Sterett
Trippe
Decatur
Leary
Dickerson
Dallas
Cole
Tarbell
MacLeish
Sturtevant
Simpson
Schenk
Плавбазы эсминцев
Denebola
Altair
Melville
Prairie

66-й дивизион эсминцев
(временно передан Атлантическому флоту из 15-го военно-морского округа, Панамский канал)

Breckenridge
Barney
Biddle
Blakeley


Дальше