СОБРАНИЕ РАБОТ АЛЕКСАНДРА БОЛЬНЫХ -- Переводы -- Т. Роско : "В схватке с «волчьими стаями». Эсминцы США: война в Атлантике" Переводы / / На главную страницу

Эсминцы помогают доставить самолеты на Мальту

Весной 1942 года американские эсминцы участвовали в двух операциях, которые помогли англичанам удержать свои позиции на Средиземном море. В ходе этих операций – «Календер» и «Бовери» – американский авианосец «Уосп» прошел через Гибралтарский пролив, чтобы доставить самолеты на осажденную Мальту.
Остров Мальта, расположенный немного южнее Сицилии, охраняет маршрут Гибралтар–Суэц. После начала войны остров превратился в гигантский авианосец, стоящий на якоре прямо посреди морских коммуникаций Оси, ведущих в Северную Африку. Но если Мальта, с одной стороны, была «авианосцем», то с другой – «сидящей уткой». Как только Муссолини вступил в войну, итальянские самолеты начали бомбить остров. Его бомбили немецкие самолеты из Греции и Триполи. Система ПВО Мальты постепенно рушилась под ударами. Подводные лодки Оси поставили барьер на пути судов, пытающихся доставить снабжение на Мальту. В апреле 1942 года перед осажденной Мальтой реально встала угроза голода, а для защиты острова с воздуха осталась только горстка самолетов.
Поэтому была начата операция «Календер», в которой участвовал американский авианосец «Уосп» (капитан 1 ранга Дж.У. Ривз). Он должен был перебросить на остров британские истребители. Гонка началась в Глазго, где «Уосп» принял на борт 47 «Спитфайров». Он вышел из Клайда в сопровождении Соединения W.
Эта эскадра была сформирована из кораблей британского Флота Метрополии, ею командовал коммодор Ч.С. Даниэл, поднявший флаг на линейном крейсере «Ринаун». Тяжелые корабли сопровождали 4 британских эсминца, а также американские эсминцы «Лэнг» (капитан-лейтенант Э.Э. Сиэй) и «Мэдисон» (капитан 2 ранга У.Б. Аммон). Командовал эсминцами сопровождения капитан 1 ранга У.У. Уорлик, командир ДЭМ-15, находившийся на «Лэнге».
14 апреля соединение вышло в море. 19 апреля оно прошло Гибралтарский пролив и вошло в воды, которые Муссолини называл фашистским озером. Это определение было довольно точным. Армия Роммеля господствовала в Северной Африке, итальянские корабли рыскали по морю, французы в Марокко и Алжире придерживались весьма сомнительного нейтралитета, и противник бдительно следил за Геркулесовыми Столбами. Группа «Уоспа» вошла на вражескую территорию, и головные эсминцы невольно превратились в тральщики, которые в любую минуту могли подорваться на магнитных минах.
Наконец корабли вышли в точку, находящуюся примерно в 50 милях от Алжира, отсюда самолеты уже могли долететь до Мальты. На рассвете 20 апреля все британские истребители благополучно взлетели с палубы «Уоспа». Все они благополучно сели на Мальте.
Группа «Уоспа» повернула на запад, направляясь обратно в Англию, куда и прибыла 26 апреля. Задача была выполнена, хотя в радиопередачах пропагандисты Оси кричали, что им известно о нахождении «Уоспа» в Средиземном море, и что авианосец будет немедленно отправлен на дно.
Вместо этого «Уосп» 3 недели спустя снова прошелся по волнам Средиземноморья. В ходе операции «Бовери» на Мальту были доставлены еще 47 «Спитфайров».
3 мая группа «Уоспа» покинула Соединенное Королевство. Авианосец сопровождали британские эсминцы «Эхо» и «Интрепид». Позднее к ним присоединился британский авианосец «Игл», вышедший из Гибралтара. В состав Соединения W вошли американские эсминцы «Лэнг» (это был его второй поход в Средиземное море) и «Стеретт» (капитан 2 ранга Дж.Г. Кауард). Командир эскорта капитан 2 ранга Уорлик находился на «Стеретте».
Снова корабли благополучно проскочили бутылочное горлышко Гибралтарского пролива. Рано утром 9 мая британские самолеты взлетели с «Уоспа» и направились на Мальту.
11 мая «Уосп» получил радиограмму от Уинстона Черчилля: «Огромное спасибо за своевременную помощь. Кто сказал, что оса{Wasp – оса по-английски. Прим. пер.} не может ужалить дважды?»
Эсминцы внесли серьезный вклад в укрепление обороны острова. Доставленные «Уоспом» истребители помогли Мальте выстоять в критический период под ударами Люфтваффе.
Поэтому американские эсминцы были отчасти повинны в том, что пилоты фашистских бомбардировщиков над Мальтой этим летом отчаянно кричали: «Achtung! Spitfeuer!»
Гибель эсминца «Стюртевант»
26 апреля 1942 года примерно в 13.00 эсминец «Стюртевант» (капитан-лейтенант Ч.И. Вейгль) находился в районе Ки-Уэста. Он имел приказ встретить конвой у Юго-западного прохода в устье Миссисипи.
В 15.15 «Стюртевант» шел примерно в 8 милях от Маркезас Ки. Корабль мчался на приличной скорости, вспарывая форштевнем теплые волны, когда внезапно сильный взрыв подбросил корму вверх. Эсминец содрогнулся и окутался облаком дыма. А затем его встряхнул второй взрыв.
Оглушенные офицеры и матросы подумали, что корабль торпедирован. На нижних палубах началась борьба с пожарами и водой. В это время наблюдатели и артиллеристы до боли напрягали глаза, пытаясь различить искорку перископа или следы новых торпед.
Повреждения исправить было невозможно. Обшивка корпуса была разорвана, море ринулось в отсеки, машины и механизмы вышли из строя. Но орудиям так и не пришлось стрелять по подводной лодке. «Стюртевант» не был торпедирован. Он вылетел на только что поставленное минное заграждение, причем американское!
Получивший роковые повреждения эсминец вскоре затонул. Это был уже третий эсминец, который потеряла 31-я эскадра эсминцев капитана 1 ранга У.Д. Бейкера. Первыми двумя были «Рубен Джеймс» и «Тракстон». 137 человек экипажа «Стюртеванта» добрались до Ки-Уэста на шлюпках. В списке потерь числились 3 погибших и 12 пропавших без вести.
В заминированных водах корабли всегда подвергаются риску. Мина – совершенно слепое оружие. Оно готово поразить как своего, так и чужого. Это минное заграждение было поставлено всего сутки назад. Оно являлось частью длинного барьера из 3460 мин, который прикрывал якорную стоянку Ки-Уэста со стороны Мексиканского залива. В течение 9 недель после катастрофы со «Стюртевантом» на этом заграждении подорвались и затонули еще 3 своих транспорта.
Командир «Стюртеванта» заявил, что он не имел никакой информации о постановке нового заграждения. Кто-то допустил ошибку. Где-то была проявлена беспечность – либо в штабе, который должен был информировать корабли, либо на мостике, где должны были потребовать детальную информацию.
У моряков на сей счет имеется своя пословица. «Кто-то где-то когда-то, но обязательно ошибется».
Блиц возле Нового Орлеана
В мае, июне и июле 1942 года немецкие подводные лодки свирепствовали в Мексиканском заливе. 41 судно было потоплено торпедами в первый месяц этого блицкрига. Это была самая богатая жатва, которую собрал противник за один месяц у американских берегов за всю войну.
Вероятно, в этот период в Мексиканском заливе действовало не более 6 подводных лодок одновременно, а большую часть времени – только 2. Однако они застигли американцев врасплох.
Большинство жертв следовало в одиночку и без эскорта. Корабли и самолеты американского флота просто не могли быть одновременно повсюду. В начале февраля был сформирован морской пограничный район Мексиканского залива, который охватывал пространство от Джексонвилля, Флорида, до юго-восточного побережья Юкатана. Его морская граница захватывала большинство Багамских островов, северо- и юго-западное побережье Кубы, воды вокруг полуострова Юкатан и проходы в Мексиканский залив. Джексонвилль, Майами, Ки-Уэст, Гавана, Мобайл, Новый Орлеан, нефтяные терминалы Техаса, Тампико и Вера-Крус были ключевыми пунктами, где следовало ожидать атак против американских танкеров. Для защиты столь обширного пространства капитан 1 ранга Р.С. Греншо, командующий морским пограничным районом Мексиканского залива и 7-м военно-морским округом, штаб которого находился в Ки-Уэсте, практически не имел сил.
Сначала он располагал всего 2 средними и 1 малым сторожевиками Береговой Охраны и переоборудованной яхтой. В случае необходимости он мог привлекать корабли, обслуживавшие школу гидроакустиков в Ки-Уэсте. 19 самолетов Береговой Охраны были разбросаны по всему району. В Майами базировалась эскадрилья армейских разведчиков и 2 средних бомбардировщика. В Майами также находился штаб морской авиации. В Вест Палм-Бич базировались еще несколько армейских самолетов, уже задействованных в обороне Флориды. К апрелю Греншо получил еще 6 малых сторожевиков, 2 вооруженные яхты и старые эсминцы «Семз» и «Дальгрен». Но прикрыть всю выделенную территорию он не мог в принципе.
В конце февраля немецкие подводные лодки проникли в залив, потопив танкер «Пан Массачусетс» и 2 торговых судна. Март и апрель прошли относительно спокойно. Но 6 мая сухогруз «Алкоа Пуритан» был потоплен в 100 милях от Мобайла. 13 мая танкеры «Галф Пенн» и «Дэвид МакКелви» были потоплены возле Миссисипского прохода, а мексиканский танкер пошел на дно в паре миль от Майами. 19 мая еще один американский танкер был потоплен у берегов Кубы. А затем танкер за танкером, сухогруз за сухогрузом превращались в мишени для фашистских торпед. Особенно уязвимыми (и особенно ценными) были танкеры с высокооктановым бензином.
На место событий примчались эсминцы «Ноа» (заменивший «Семз») и «Дальгрен». Школа гидроакустиков выделила «Даллас» и опытного ветерана «Грир». Только 4 эсминца обшаривали огромное водное пространство. Очень часто они прибывали на место атаки, лишь когда все уже закончилось, чтобы найти пылающий транспорт и никаких следов лодки. И тут же их вызывали к месту нового происшествия, не дав закончить дело.
Первым это пришлось испытать «Далласу». 7 мая эсминец под командованием капитан-лейтенанта Б. Катца заметил подводную лодку на подходах к Майами. Лодка погрузилась, прежде чем эсминец подошел на дальность выстрела. «Даллас» установил гидролокационный контакт и сбросил серию глубинных бомб. Затем, когда он попробовал восстановить контакт, его вызвали в соседний район, где самолет пытался удержать под водой лодку, атакованную и, вероятно, поврежденную накануне. Сейчас лодка якобы отлеживалась на дне. Примчавшись в указанную точку, эсминец быстро выяснил, что охота ведется на затонувшее судно. (В начале войны это было распространенным явлением. Очень часто затонувшие суда считались «добычей» охотников за подводными лодками.)
Но в июне «Ноа», «Дальгрен» и «Грир» провели совместный поиск и сумели размочить счет в этом грандиозном матче.
3 июня 1942 года контр-адмирал Дж.Л. Кауфман, ветеран исландского фронта, был назначен командующим морским пограничным районом Мексиканского залива. Примерно в это же время силы района получили еще 16 малых сторожевиков Береговой Охраны, 5 охотников за подводными лодками РС и катеров-охотников SC, не считая множества малых судов. Все эти подкрепления не принесли бы толку, если бы адмирал Кауфман не отказался от системы подводных патрулей, перейдя к поисково-ударным группам, сформированным из самолетов и кораблей. Такая группа должна была найти лодку и продолжать охоту за ней до победного конца.
«Тетис» топит U-157
10 июня U-157 атаковала торговое судно в Старом Багамском проходе у северного побережья Кубы. На следующее утро армейский патрульный самолет обнаружил лодку и атаковал ее бомбами. Потом ее заметил самолет компании «Пан Америкен». Тогда адмирал Кауфман бросил в бой свои ударные группы. Из Ки-Уэста вышла группа охотников за подводными лодками РС, чтобы перекрыть пролив Николас. Из Майами другая группа охотников поспешила к проливу Сантарем. Эсминец «Ноа» (капитан-лейтенант Б.Н. Вев) был послан в Старый Багамский проход. «Грир» (капитан-лейтенант Л.Г. Фрост) был направлен к восточному входу в этот пролив. «Дальгрен» ( капитан-лейтенант Р.У. Кавено) находился на полпути между Матансасом, Куба, и островом Андрос.
12 июня армейский патрульный самолет обнаружил лодку радаром в районе Флорида Киз. Самолет не сумел атаковать ее, а поломка радио помешала своевременно сообщить о контакте. Однако рано утром 13 июня другой патрульный самолет был направлен к предполагаемому месту нахождения лодки. Туда же пошли «Дальгрен», «Ноа» и несколько РС. Самолет заметил лодку, которая немедленно погрузилась. Началась игры в кошки-мышки, для участия в которой примчались сторожевик Береговой Охраны «Тетис» (лейтенант Н.К. МакКормик) и еще 4 армейских самолета.
Руководил атакой командир «Тетиса». В 15.50 сторожевик установил гидролокационный контакт и сбросил 7 глубинных бомб. На поверхность поднялось пятно соляра. 5 РС, находившихся поблизости, тоже поочередно сбросили свои бомбы. Под водой раздался грохот, а потом в течение 12 часов на поверхность всплывали обломки решетчатого настила палубы и две пары брюк с этикетками «Fabrikken am Deutsch». U-157 покинула этот бренный мир.
Потопление U-157 имело определенное значение. Оно продемонстрировало, что согласованные действия самолетов и кораблей дают результат, и показало, что требуется именно такая координация. В этом эпизоде наметились очертания появившихся позднее противолодочных поисково-ударных групп.
Эсминцы в Карибском море
С юга к территории морского пограничного района Мексиканского залива примыкали Панамский морской пограничный район и Карибский морской пограничный район, который охватывал большую часть островов: Гаити, Санто-Доминго, Пуэрто-Рико, восточную Кубу, Ямайку, Подветренные острова, Кюрасао. Именно здесь проходила запутанная сеть морских коммуникаций, ведущих к Панамскому каналу.
В феврале 1942 года фашистские торпеды потопили в Карибском море 31 судно. В марте были торпедированы 19 судов, в мае – 38, в июне – 35. Эти цифры хорошо показывают размах устроенной бойни. В водах вокруг Тринидада (бокситы) и Кюрасао (нефть) подводные лодки разбойничали, как в добрые старые времена. Например, 16 февраля всплывшая подводная лодка обстреляла нефтеперегонный завод в Арубе. Через 2 дня лодка торпедировала 2 американских судна, стоящих на якоре в Порт-оф-Спейне. 26 марта подводная лодка обстреляла и потопила маленький сторожевик Береговой Охраны «Акация». Барабаны «Паукеншлага» начали второй концерт.
Штаб контр-адмирала Дж.Г. Гувера, командующего Карибским морским пограничным районом, находился в Сан-Хуане, Пуэрто-Рико. Ему предстояла огромная работа по нейтрализации немецких лодок, но в то же время он должен был бдительно следить за вишистским адмиралом Робером и французскими кораблями на Мартинике. Для этого Геркулесова подвига адмирал Гувер имел эсминцы «Блэйкли» и «Барни», 2 деревянных сторожевика типа «Игл», 3 старых катера, 12 летающих лодок PBY «Каталина» и плавбазу «Лэпуинг».
Позднее к силам, защищающим Карибское море, добавились маленькие патрульные катера, «Каталины» и базовые армейские самолеты. Но все равно это была история большой ямы, выкопанной маленькой лопатой.
Эсминцы «Барни» и «Блэйкли» непрерывно метались туда и сюда после очередного сигнала бедствия. Они видели несколько подводных лодок, но не сумели уничтожить ни одной.
В июле эсминец «Корри» (капитан-лейтенант Э.Г. Барчетт) провел довольно интересную спасательную операцию. Он не подчинялся командованию Карибского морского пограничного района, и эта операция оказалась для него чистой случайностью.
«Корри», входивший в состав Оперативного Соединения 22, следовал из Ньюпорта, Род Айленд, на остров Тринидад. 4 июля наблюдатели эсминца заметили 4 человек на спасательном плотике. Эсминец немедленно остановился, чтобы подобрать их. Они оказались американскими гражданами, единственными, кто спасся с парохода «Рути», который следовал из Рио-де-Жанейро в Балтимор.
Бортовой журнал «Корри» так описывает это происшествие:

«Спасенные заявили, что подводная лодка всплыла рядом сразу после потопления судна. Командир лодки окликнул троих людей, находившихся на плотике, и сказал, что рядом плавает четвертый. Так как плот не мог двигаться из-за ветра и волн, подводная лодка вышла на ветер, и ее моряки придерживали багром четвертого спасшегося, пока плотик не сумел-таки подойти поближе. Затем подводники допросили спасшихся относительно тоннажа потопленного судна, его груза, уточнили, если ли офицеры среди спасшихся. Проведя на поверхности около 15 минут, подводная лодка погрузилась. На прощанье подводники показали направление на ближайшую землю и сообщили, что до нее 270 миль. Кроме того, они сказали, что моряки могут быть спокойны, потому что находятся на оживленной судоходной линии. Спасшиеся заявили, что лодка наверняка немецкая, океанского типа, экипаж говорил на хорошем английском, хотя и с акцентом. Офицеры и матросы были совсем молодыми, никакого ручного оружия американцы не видели. С ними обращались очень вежливо. Все четверо спасенных находились в хорошем состоянии, хотя провели в море 6 дней. Однако плот был большим и мореходным, на нем имелся большой запас пресной воды, шоколада, сухарей».

В данном случае подводники проявили гуманное, если не вообще отеческое отношение. Хотя «отеческое» в данном случае не очень уместное слово, молодые подводники оказались жалостливыми. В то же время другие командиры подводных лодок расстреливали спасшихся моряков, как в случае с «Этуотером». Командир подводной лодки, потопившей «Алкоа пуритан», сказал: «Сожалею, что мне пришлось это сделать. Надеюсь, вы это поймете». Таким же был случай с «Рути». Но, может быть, это была часть немецкой военной стратегии? Ласково улыбнуться перед тем, как безжалостно прихлопнуть?
То, что фашисты были жестоким и безжалостным противником, показывает расстрел судов, имевший место недалеко от Панамы.
Эсминцы патрулируют возле Панамы
Панамский морской пограничный район захватывает воды двух океанов. Его сухопутными силами командовал генерал-лейтенант Фрэнк Эндрюс, морскими – контр-адмирал Ч.Э. Ван Хук. Тихоокеанскому побережью угрожали японские подводные лодки, карибскому – германские, которые пробирались туда вдоль Москитного берега и, скорее всего, получали информацию и пополняли запасы в изолированных центрально-американских портах с помощью фашистских агентов и других тайных источников.
Поэтому резонно было бы предположить, что немецкие перископы наблюдают за подходами к каналу. В это время намечалась переброска группы американских кораблей на Тихий океан через канал. Движение военных кораблей и без того было уже достаточно интенсивным, и в порту Кристобаль собралось большое количество торговых и военных кораблей. Чтобы защитить этот ключевой пункт, адмирал Ван Хук имел всего один дивизион старых эсминцев: «Бори», «Барри», «Татнолл» и «Гофф». Еще один четырехтрубник «Дж. Фред Тэлботт» стоял в ремонте.
Поддержать эти старые эсминцы могли канонерки «Ниагара» и «Эри», пара охотников РС, буксир и несколько вооруженных яхт. Воздушную поддержку осуществляли 24 «Каталины» 3-го патрульного авиакрыла, но этим самолетам предстояло действовать по обе стороны перешейка. Ни один из 4 эсминцев не имел радара. Канонерки не имели сонаров. К тому же 5 июня командование отозвало канонерку «Ниагара». Силы адмирала Ван Хука явно проходили по разряду бедных родственников.
9 июня фашисты нанесли первый удар. Транспорт «Мерримак», перевозивший военные грузы в зону Панамского канала, был торпедирован возле острова Коцумель рядом с Юкатаном. «Бори» (капитан-лейтенант Ф.Р. Осборн) находился неподалеку. Он сопровождал 2 британских судна в Ки-Уэст и получил приказ начать охоту за подводной лодкой, а также подобрать спасшихся с «Мерримака». Через неделю он нашел уцелевших моряков – 8 измученных до предела человек на плоту, но подводная лодка ускользнула.
Тем временем 2 грузовых судна были потоплены возле острова Суон. 3 судна были потоплены возле Олд-Провиденс и Сент-Эндрюса. Торговое судно, шедшее в сопровождении канонерки «Эри», было торпедировано в 85 милях от входа в канал. В течение этих 2 дней (9 и 10 июня) «Бори» был занят в районе Юкатана. «Барри», «Гофф» и «Татнолл» патрулировали возле побережья. 13 июня 2 грузовых судна были торпедированы и потоплены уже прямо на входе в канал.
Набег на зону Панамского канала вызвал большой переполох. Выход судов из Кристобаля в Карибское море был запрещен. Адмирал Ван Хук начал спешно собирать ударную группу для охоты за подводным хищником.
Все эти 5 дней здесь пиратствовала U-159. Армейский самолет заметил ее в 80 милях к северу от Колона. Охотники помчались туда. В состав оперативной группы вошли эсминцы «Эдисон» (капитан-лейтенант У.Р. Хидден) и «Барри» (капитан-лейтенант Л.К. Рейнольдс), причем первый только что пришел в Кристобаль вместе с танкером ВМФ. К охоте присоединились несколько морских самолетов и один армейский.
«Эдисон» и «Барри» произвели совместный поиск лодки, но сумели найти только людей, спасшихся с потопленных судов. U-159 ускользнула.
17 июня британский танкер был потоплен артиллерийским огнем двух подводных лодок в 75 милях от Кристобаля. Вскоре после этого 2 торговых судна были потоплены у Санта-Марты, Венесуэла. 24 июня всплывшая подводная лодка подстерегла шхуну «Резолют» между островами Сент-Эндрюс и Олд-Провиденс.
«Резолют» была набита пассажирами. Подводная лодка подошла на дальность пулеметной стрельбы и открыла огонь, расстреливая женщин и детей, которые с криками метались по палубе.
С любой точки зрения это было зверское убийство. Только приближение патрульного самолета прервало бойню, однако погрузившаяся лодка оставила за собой достаточно свидетельств кровавого преступления. Карибское море не видело ничего подобного со времен Черной Бороды и его пиратов.
Американский флот был полон решимости положить конец этим зверствам. В Кристобале были собраны все имеющиеся противолодочные корабли. Конвои, следующие в зону Панамского канала, были усилены. 3-му патрульному авиакрылу передали самолеты, оснащенные радарами. Командование армейской авиации выделило дополнительные самолеты для патрулирования у берегов Южной Америки. Были усилены патрули у берегов Центральной Америки. В Пуэрто-Кастилья, Гондурас, была создана база гидросамолетов.
Но прежде чем вся эта система заработала, немецкая подводная лодка проскользнула в Пуэрто-Лимон, Коста-Рика, и дала торпедный залп по сухогрузу, стоящему прямо у причала. Необходимо было что-то срочно сделать. И это было сделано. Армейскими и морскими самолетами, а также эсминцем «Лэнсдаун».
«Лэнсдаун» и самолеты топят U-153
Атаку в Пуэрто-Лимон произвела подводная лодка U-153. Ее командир оказался не таким ловким, как командир U-159, поэтому U-153 попала под бомбы армейских патрульных самолетов, которые заметили ее 6 июня. Полученные лодкой повреждения, похоже, были не слишком сильными, но все-таки затрудняли ее действия. 11 июня U-153 атаковала сетевой заградитель «Мимоза» в районе Альмиранте. Она выпустила 5 торпед, но в цель не попала ни одна, причем 3 торпеды проскочили под килем «Мимозы». После этого лодка медленно пошла прочь.
В 03.55 на следующее утро «Каталина» обнаружила лодку радаром. Самолет выпустил осветительные ракеты и накрыл лодку 4 глубинными бомбами. Она наверняка получила повреждения, но все-таки погрузилась.
К месту атаки были высланы охотник РС-458 и еще один гидросамолет. Сторожевик прибыл утром 13 июля и заметил масляное пятно. По указаниям «Каталины» он сбросил 4 глубинные бомбы впереди масляных пятен. При повторном заходе он добавил еще 2 глубинные бомбы.
В 10.50 охотник отошел в сторону, чтобы позволить самолетам провести атаку. В следующие 10 часов самолеты сбросили 24 глубинные бомбы и 8 подрывных патронов, продолжая погоню на протяжении 25 миль.
Наконец появился эсминец «Лэнсдаун» (капитан-лейтенант У.Р. Смедберг), присланный из Кристобаля, куда он прибыл в составе эскорта конвоя. Получив приказ подключиться к охоте, он дал полный ход и появился на сцене в 18.30.
«Лэнсдаун» сменил РС-458 и принялся за работу. Уже через 15 минут эсминец установил четкий гидролокационный контакт. Моряки разбежались по боевым постам. Смедберг повел эсминец в атаку. Стремительный заход – и 11 глубинных бомб накрыли цель. Море загремело. Затем на поверхности появилось обширное масляное пятно, которое расплывалось все больше.
«Лэнсдаун» прощупал глубину своим сонаром, однако прибор не получил ответного эха. Ночью радар не нашел на поверхности никаких целей. На следующий день из глубины продолжал подниматься соляр.
U-153 лежала на глубине 1500 фатомов. Фашистский подводный блиц в районе Панамского канала закончился.
Побоище на мурманском маршруте (Эсминцы против Люфтваффе)
Этот эпизод получил название «самой жестокой конвойной битвы за всю войну». Лишь немногие конвои получали удары такой силы, какие выпали на долю PQ-17, шедшего из Исландии в Мурманск. И ни один конвой не подвергался таким тяжелым испытаниям.
Моряки, которые плавали в составе конвоев, идущих в Мурманск, никогда не ждали приятной прогулки. Мурманский маршрут уже успел снискать себе очень плохую репутацию из-за скверной погоды, бурного моря и жестоких атак фашистов. Тянущиеся вдоль маршрута норвежские фиорды служили пристанищем подводным лодкам и местом базирования многочисленных самолетов. А переход в Архангельск был даже более опасным, так как после Мурманска предстоял еще долгий поход по Белому морю.
Моряки конвоя PQ-17 прекрасно знали обо всех этих опасностях. Однако надежду на успех подкрепляло то, что конвой вышел из Исландии в сопровождении самых крупных сил, которые когда-либо собирались в этих водах. Кроме непосредственного эскорта конвой сопровождали соединения ближнего и дальнего прикрытия. PQ-17 состоял из большого количества судов. Он должен был доставить в сражающуюся Россию военные грузы общей стоимость около 700 миллионов долларов.
Конвой состоял из 33 судов, 22 из них были американскими. Он покинул Рейкьявик 27 июня 1942 года. Непосредственный эскорт обеспечивал Королевский Флот, выделивший для этого 6 эсминцев, 2 корабля ПВО, 2 подводные лодки и 11 малых кораблей.
Соединение поддержки под командованием контр-адмирала Л.Г.К. Гамильтона вышло из Сейдис-фиорда, Исландия, 1 июля, чтобы присоединиться к конвою в Датском проливе. Оно состояло из британских тяжелых крейсеров «Лондон» и «Норфолк», американских тяжелых крейсеров «Уичита» и «Тускалуза», которых сопровождали 3 эсминца. 2 из них были американскими: «Уэйнрайт» (капитан-лейтенант Р.Г. Гиббс) и «Роуэн» (капитан-лейтенант Б.Р. Гаррисон). На первом находился командир ЭЭМ-8 капитан 1 ранга Д.Ф. Мун. Вместе с ними шел британский эсминец «Сомали».
Соединение прикрытия, которым командовал адмирал сэр Джон Тови, вышло из Скапа Флоу на день раньше. Оно должно было маневрировать между Исландией и Шпицбергеном, чтобы защитить конвой от возможного нападения германских кораблей, базирующихся в Альтен-фиорде. Оно также должно было защитить обратный конвой. В состав соединения вошли британский линкор, американский линкор, британский авианосец, 3 британских крейсера, эскадра британских эсминцев и корветов, а также американские эсминцы «Мэйрант» (капитан 2 ранга Э.А. Тэйлор), флагманский корабль капитана 2 ранга Ч.К. Хартмана, командира ДЭМ-16, и «Ринд» (капитан-лейтенант Г.Т. Рид). По стечению обстоятельств это соединение оказалось слишком далеко от конвоя и не смогло оказать PQ-17 необходимую помощь.
Фашисты знали о подготовке крупного конвоя с военными грузами и даже о дате его выхода. Имея эту информацию, германское Адмиралтейство разработало операцию «Гамбит коня».{Здесь автор, мягко говоря, привирает. Немецкое Seekriegsleitung еще никто не называл «адмиралтейством», да и операция называлась «Rosselsprung» – «Ход конем». Можно было бы посмотреть любой дебютный справочник, чтобы убедиться, что существует «гамбит слона», но нет «гамбита коня». Гамбит Муцио, гамбит Альгайера, двойной гамбит МакДоннеля, наконец, но не гамбит коня. Прим. пер.} Планировалось отправить из Альтен-фиорда эскадру во главе с «Тирпицем», угрожая нападением, и одновременно нанести удар силами подводных лодок и самолетов. Но вскоре немецкие самолеты-разведчики сообщили о присутствии кораблей союзников в районе Шпицбергена, поэтому «Тирпиц» получил приказ вернуться в свое логово. В этом отношении соединение адмирала Тови все-таки помогло конвою.
Основная тяжесть защиты конвоя от нападения немецких кораблей была возложена на соединение поддержки адмирала Гамильтона. Разумеется, имелся еще непосредственный эскорт и военные команды транспортов, но, как мы увидим, эскорт был распущен. Если говорить о военных командах, то следует отметить, что артиллеристы были сильнее собственного вооружения. Только одно судно (панамское) имело 102-мм орудие. На 3 американских транспортах стояли 76-мм зенитки. Все остальные суда несли только 12,7-мм и 7,62-мм пулеметы. Понятно, что безопасность этих судов могли гарантировать только корабли сопровождения.
Маршрут конвоя был проложен вдоль северных берегов Исландии, затем поворачивал на северо-восток, проходил мимо острова Ян-Майен, шел далее на север к островам Шпицберген и Медвежий, после чего поворачивал на юго-восток через Баренцево море, вдоль берегов Кольского полуострова и входил в Белое море. 1 июля фашистский самолет-разведчик приблизился к конвою, но был сбит. Немцы нанесли первый удар 2 июля. В районе острова Ян-Майен конвой атаковали 2 подводные лодки и самолеты-торпедоносцы. Действуя совместно с соединением поддержки, американские эсминцы приняли участие в отражении первых ходов «Гамбита коня».
Бой начался, когда эсминец «Роуэн», который должен был дозаправиться с танкера, подошел к конвою. 6 немецких подводных лодок были отогнаны кораблями сопровождения. Заградительный зенитный огонь сорвал попытку атаки 4 самолетов. Моряки «Роуэна» помогли поставить этот огненный зонтик над судами конвоя. Затем один из орудийных расчетов эсминца, увидев свастику, метким выстрелом сшиб этот самолет. Счет один-ноль в пользу «Роуэна».
Немного позднее «Роуэн» сам подвергся атаке. Появился еще один квартет немецких самолетов – новая попытка торпедной атаки. Один из торпедоносцев пошел на «Роуэн». Заметив приближающиеся следы 2 торпед, наблюдатели вовремя предупредили командира. Капитан 2 ранга Гаррисон своевременно уклонился, и торпеды проскочили мимо.
Пока все шло хорошо, но для конвоя PQ-17 это было только начало. На следующий день конвой атаковали 26 немецких самолетов. Низкие тучи укрыли конвой, и все бомбы пролетели мимо. Однако на следующий день, 4 июля, начался настоящий фейерверк.
Праздничный день Четвертое Июля команды американских транспортов не забудут никогда. Точно так же его не забудут команды 6 британских эсминцев сопровождения – «Кеппел», «Оффа», «Ледбюри», «Уилтон», «Фьюри» и «Лимингтон» (бывший американский «Эванс»).
Неприятности начались утром, когда из полосы тумана с ревом выскочил «Хейнкель» и всадил торпеду в транспорт «Кристофер Ньюпорт». Судно получило тяжелые повреждения, и его пришлось затопить.
Затем появилась целая группа «Хейнкелей». Полетели бомбы и торпеды, суда начали отчаянно маневрировать, и 3 самолета были сбиты. Разгоряченные миноносники и артиллеристы военных команд с облегчением перевели дух, когда закончилась атака. Но закончился только второй раунд.
Третий начался в 16.47, когда внезапным ударом из конвоя были выбиты еще 2 судна. Американский эсминец «Уэйнрайт», флагман капитана 1 ранга Муна, на сей раз оказался в самом пекле.
Утром «Уэйнрайт» получил приказ оставить соединение поддержки и отправиться к конвою, чтобы дозаправиться с танкера «Олдерсдейл». Эсминец как раз приближался к конвою, когда появились 6 торпедоносцев, намеревающиеся атаковать транспорты. Зенитный огонь «Уэйнрайта» разогнал неприятелей. В 17.00, ведя огонь с дальней дистанции, эсминец отогнал еще один торпедоносец.
Решив во что бы то ни стало убрать это препятствие, немцы сосредоточили атаки на американском эсминце. Из туч с воем выскочила группа пикировщиков. Приказав дать полный ход и положить руль право на борт, командир эсминца капитан-лейтенант Гиббс сумел уклониться от всех бомб.
В 18.20 немцы возобновили атаки, и на горизонте показались около 25 «Хейнкелей». Появившись с юга, немецкие самолеты разделились на 2 группы – одна подходила с кормовых курсовых углов правого борта, вторая с носовых. Капитан 1 ранга Мун немедленно приказал идти вперед, чтобы встретить самолеты, заходящие с носа. Прорезая строй охранения, «Уэйнрайт» сначала обстрелял самолеты, заходящие с кормы, а потом открыл огонь по «Хейнкелям» впереди конвоя. Артиллеристы эсминца поставили такой щит, что немецкие пилоты решили держаться подальше. Когда самолеты сбросили торпеды, эсминец круто повернул вправо, чтобы идти параллельно и пропустить смертоносные снаряды мимо себя.
Благодаря помощи «Уэйнрайта», торпеды, сброшенные носовой группой самолетов, в цель не попали. Зато некоторые «Хейнкели» кормовой группы, воспользовавшись отсутствием на пути эсминцев, прорвались. Транспорт «Уильям Хупер» был торпедирован. Экипаж без приказа покинул судно, и пылающий остов пришлось затопить кораблям сопровождения. Торпеда попала в русский танкер «Азербайджан», но аварийная команда справилась с повреждениями, и он сохранил ход.
Не слишком впечатляющее достижение для Люфтваффе. Хотя немцы несколько раз обстреливали «Уэйнрайт» из пулеметов, целились они плохо, и ни один человек на эсминце не пострадал. В ответ «Уэйнрайт» повредил несколько «Хейнкелей». Конвой PQ-17 отстоял свою независимость Четвертого Июля.
К этому времени конвой добрался до острова Шпицберген, и до Мурманска еще оставалось много миль. Но в этот критический момент британское Адмиралтейство отправило соединению поддержки роковой приказ. Адмирал Гамильтон должен был оставить конвой.

«Крейсерскому соединению отойти на запад полным ходом из-за угрозы надводных кораблей. Конвою рассредоточиться и следовать в русские порты. Конвою рассеяться».

Офицеры американских кораблей, входивших в соединение поддержки, просто не поверили своим глазам. Их уход оставил бы конвой беззащитным. Торговые суда отдавались на милость немецким самолетами и подводным лодкам. Адмирал Гамильтон передал на крейсер «Тускалуза»: «Я знаю, что вы будете жалеть так же, как и я, что оставляем эти прекрасные суда самостоятельно добираться до порта».
Но приказ был отдан и он стал смертным приговором конвою PQ-17. Трагедия заключается в том, что приказ был отдан на основании неверной информации, которая заставила британское Адмиралтейство поверить, что линкор «Тирпиц», карманный линкор «Шеер» и 8 эсминцев вышли на перехват конвоя.
В действительности вечером 4 июля германские корабли находились в Альтен-фиорде. Они снялись с якорей только 5 июля. Затем «Тирпиц», «Шеер», тяжелый крейсер «Хиппер» и 7 эсминцев под командованием адмирала Карлса совершили короткую вылазку к северным берегам Норвегии и 6 июля возвратились в базу.
На промах германского адмирала английский ответил грубейшей ошибкой. Можно сказать, что англичане надеялись увлечь немцев за собой на запад и таким образом увести от PQ-17. Однако уход соединения поддержки оставил конвой слишком уязвимым. Более того, приказ Лондона был сформулирован так, что командир непосредственного сопровождения конвоя приказал своим 6 эсминцам прикрывать отход соединения поддержки на запад, хотя этого от него никто не требовал. Покинутые торговые суда превратились в беззащитных овец, за которыми охотится стая волков.
Так как эсминцы «Уэйнрайт» и «Роуэн» входили в состав соединения прикрытия, они также были отозваны. Смертельная схватка судов конвоя с немецкими лодками и самолетами не имеет прямого отношения к истории эсминцев. Тем не менее, о ней следует рассказать, чтобы продемонстрировать, что может произойти с конвоем, если он лишится охранения эсминцев.
Выполняя приказ, торговые суда рассеялись и по одиночке или мелкими группами двинулись в порты Северной России. Они попадали в арктические метели. Они сталкивались с ледовыми полями. Они сбивались с пути в густом тумане. И в этом аду их настигали немецкие подводные лодки и самолеты.
5 июля транспорт «Карлтон», шедший самостоятельно, был торпедирован и потоплен подводной лодкой. В тот же день звено «Юнкерсов» бомбами потопило грузовое судно «Вашингтон», 2 шедших с ним британских транспорта и голландское грузовое судно «Паулюс Поттер».
6 июля был торпедирован и потоплен транспорт «Олопана», откликнувшийся на сигнал бедствия «Вашингтона». Через несколько часов 3 пикировщика «Юнкерс» потопили у берегов Новой Земли сухогруз «Фэрфилд Сити».
Вместе с ним шел транспорт «Дэниэл Морган». Немецкие самолеты сбросили на него несколько бомб, а ночью поврежденное судно было потоплено подводной лодкой. Отважный расчет орудия «Моргана» был спасен советским танкером «Донбасс». Американские моряки стали к носовому орудию танкера и помогли отбить очередную атаку «Юнкерсов».
9 июля транспорт «Сэмюэл Чейз» во главе группы уцелевших судов шел вдоль побережья Новой Земли. Атаковавшие их «Юнкерсы» потопили «Хузиер» и «Эль Капитан». «Сэмюэль Чейз» получил хорошую трепку. Его отважные артиллеристы сумели сбить 2 «Юнкерса», однако судно едва не было потоплено.
Море между Мурманском и Новой Землей превратилось в ад. Моряки это понимали, и корабли постарались укрыться в тумане у незнакомых берегов. В результате несколько торговых судов сели на мель. Но туман почти не защищал от рыскающих повсюду подводных лодок.
Подводные лодки торпедировали и потопили «Алкоа Рейнджер», «Хоному», «Джон Уайтерспун». Торговые суда «Пан Атлантик», «Панкрафт», «Питер Керр» были потоплены пикировщиками. Британский эскадренный танкер «Олдерсдейл» затонул после бомбардировки. Так же погибли британские суда «Эрлстон», «Эмпайр Байрон», «Болтон Кастл», «Хатлбьюри». Наконец, спасательное судно «Зафаран», тяжело поврежденное пикировщиками, было затоплено своим экипажем.
Последние остатки разгромленного конвоя 25 июля притащились в Архангельск. Когда были подведены итоги, выяснилось, что уцелели только 11 транспортов из 33. 22 судна были потоплены. Из 22 американских судов, вышедших в составе конвоя, до цели добрались только 8. Речь не шла о погибшем тоннаже. Вместе с судами погибли грузы стоимостью много миллионов долларов. Кроме того, погибло много людей. Ледяная вода и обширные пространства Баренцева моря не помогали спасательным работам. Этот разгром не только лишил русских крайне необходимых военных грузов, но и нанес серьезный урон торговому флоту союзников. Моральный дух моряков был заметно подорван.
Здесь, в очередной раз, было доказано ценой многих судов и жизней, что не могут тихоходные транспорты следовать в одиночку без охранения. Только конвой с сильным эскортом может доставлять грузы в Европу. Сильный эскорт означал большое количество эсминцев и адекватное воздушное прикрытие, которое могло бы отразить нападение вражеских самолетов и «волчьих стай» подводных лодок.
Американский флот уже начал выполнение программ, которые позволили бы решить эти задачи. В строй начали вступать новые эскортные корабли – эскортные миноносцы и «крошки-авианосцы», которые готовились принять участие в Битве за Атлантику. Никогда больше американским торговым судам не приходилось самостоятельно пробираться по морю, кишащему подводными лодками, под небесами, полными пикировщиков.
Немцы с помпой отметили успех «Гамбита коня». Однако следовало бы сказать, что они сумели поставить противнику «дурацкий мат», настолько грубыми были ошибки. И рассчитывать на их повторение не следовало.
Итоги боев в Атлантике, январь – июль 1942 года
«Дело шло туго», – говорили моряки эсминцев. Так были трансформированы на нижних палубах официальные коммюнике.
С учетом всех обстоятельств потери миноносных сил Атлантического флота за первые 6,5 месяцев военных действий были не слишком тяжелыми. Один эсминец был потоплен в бою с подводной лодкой. Один погиб в шторм. Один подорвался на своей же мине.
С другой стороны, с 1 января по 14 июля американские силы ПЛО потопили всего 8 подводных лодок. Из них на долю надводных кораблей приходились 4 победы.
За этот же период фашистские подводные лодки торпедировали и потопили 350 торговых судов, а в целом потери торгового флота союзников достигли 2,25 миллионов тонн.
Генерал Маршалл 19 июня 1942 года написал адмиралу Кингу:

«Потери от действий подводных лодок в Атлантике и Карибском море угрожают нашим военным усилиям в целом. Моему вниманию была предложена следующая статистика.
Из 74 судов, выделенных до июля армии Комитетом по военному судоходству, 17 уже потоплены. 22 процента судов, перевозящих бокситы, уже уничтожены. 20 процентов пуэрториканского флота потоплены. Ежемесячные потери танкеров составляют 3,5 процента используемого тоннажа.
Мы все прекрасно знаем, что имеется ограниченное количество эскортных кораблей, но используются ли в данной ситуации все возможные временные средства? Я опасаюсь, что еще один или два таких месяца настолько подорвут транспортный флот, что он уже не сможет перевозить достаточное количество людей и самолетов для действий против врага на важнейших театрах, что окажет влияние на весь ход войны».
21 июня адмирал Кинг ответил генералу Маршаллу:
«Разумеется, я давно в курсе всех тонкостей ситуации с подводными лодками, которые изложены в вашем меморандуме от 19 июня. Я использую – и буду использовать – не только регулярные силы, но и все импровизированные средства, которые обещают оказаться полезными. Однако совершенно ясно, что германские усилия нарастают гораздо быстрее, чем укрепляется наша оборона. Если мы желаем избежать катастрофы, то не один флот, но и все заинтересованные организации должны наращивать интенсивность противолодочных усилий.
Хотя мы продолжаем нести тяжелые потери за пределами зоны конвоев Восточного Побережья, ситуация не безнадежна. Мы знаем, что разумный уровень безопасности может быть получен усилением эскорта и воздушного прикрытия.
В этой связи я должен сказать, что эскорт не является единственным способом устранения подводной угрозы. Это единственный способ, который дает шансы на успех».

Пока у американцев просто не хватало эсминцев и самолетов дальнего действия, сторожевики Береговой Охраны, корветы, охотники РС и SC и другие корабли прилагали титанические усилия. Однако адмирал Кинг написал военно-морскому министру Ноксу: «Стойкие сердца на маленьких катерах не могут справиться с таким сильным противником, как подводная лодка».
В нацистском лагере, естественно, царило торжество, в особенности когда немецкие верфи начали строить от 20 до 25 подводных лодок в месяц.
Командующий подводными силами адмирал Дениц 15 июня 1942 года писал Гитлеру: «Я предвижу широкие возможности, которые открывает быстрое увеличение числа подводных лодок и использование лодок снабжения». Летом 1942 года он заявил немецкому военному корреспонденту: «Наши подводные лодки действуют так близко от берегов Соединенных Штатов Америки, что иногда купальщики и даже прибрежные города становятся свидетелями военных трагедий, наглядным свидетельством которых является красное свечение пылающих танкеров».
Единственный возможный ответ на это хвастливое, но, к несчастью, правдивое заявление мог дать только американский флот. Больше радаров. Улучшение методов поиска. Усиление и улучшение оружия. Создание команд из малых авианосцев, эсминцев и эскортных миноносцев – «крошки-авианосцы и жестянки» – для охоты за «волчьими стаями» на океанских просторах.


Дальше