СОБРАНИЕ РАБОТ АЛЕКСАНДРА БОЛЬНЫХ -- Переводы -- Т. Роско : "В схватке с «волчьими стаями». Эсминцы США: война в Атлантике" Переводы / / На главную страницу

Появление поисково-ударных групп

Ответом на действия «волчьих стай» в средней части океана стало появление эскортных авианосцев и эскортных миноносцев. Эти корабли были относительно дешевы, и их можно было строить в больших количествах. Их предполагалось использовать в Битве за Атлантику для помощи изнемогающим эсминцам и другим эскортным кораблям.
Эскортные авианосцы предназначались для доставки авиации в те районы океана, где раньше «волчьи стаи» разбойничали почти безнаказанно. Эскортные миноносцы должны были прикрывать эскортные авианосцы и взаимодействовать с их самолетами во время поиска и атак подводных лодок. Этим новым классам военных кораблей предстояло внести большой вклад в борьбу союзников против подводных лодок Оси. Они должны были несколько разгрузить эсминцы, которые до сих пор почти в одиночку защищали конвои. Эскортные авианосцы вместе с эсминцами и эскортными миноносцами должны были встречать конвои на границе зон повышенной подводной опасности и сопровождать их через эти воды, пока конвой не окажется в относительно безопасном районе вблизи своих берегов. Из эскортных авианосцев, эскортных миноносцев и эсминцев планировалось создать мощные оперативные группы, способные совершать длительные рейды. Это позволило бы начать активные наступательные действия против «волчьих стай» в местах их сосредоточения. При тесном взаимодействии эскортные авианосцы, эскортные миноносцы и эсминцы, сведенные в поисково-ударные группы, могли ликвидировать подводную угрозу.
Но строительство эскортных авианосцев и эскортных миноносцев требовало времени. Требовала времени и подготовка экипажей, которые должны были специализироваться на поиске и уничтожении вражеских лодок. Поэтому поисково-ударные группы могли начать кампанию только летом 1943 года.
Однако уже во втором квартале 1943 года «волчьи стаи» адмирала Деница не сумели повторить успех, которого добились в первом квартале этого года. Тихая весенняя погода, увеличившаяся продолжительность дня, усиление авиации, пересмотр тактики действий противолодочных сил облегчили переходы конвоев через Атлантику.
Проблемы взаимодействия американских и британских сил во время конвойных операций были разрешены довольно просто. Вся Северная Атлантика стала зоной ответственности британского и канадского флотов. Американский флот принял на себя всю ответственность за конвои в Центральной Атлантике, а также за танкерные конвои с Кюрасао в Англию.
Благодаря этим факторам, а также многим другим, в апреле немецкие лодки в Атлантике потопили только 44 торговых судна союзников и нейтральных стран, то есть вдвое меньше, чем в марте. В мае эта цифра опустилась до 41 судна. И в том же месяце была потоплена 41 немецкая подводная лодка, так что потери обеих сторон сравнялись. И никто лучше Деница не знал, что немецкий подводный флот не может позволить себе размен «корабль на корабль».
Из потопленных в мае подводных лодок 2 числились на счету эсминцев Атлантического флота. Первую потопил эсминец «Маккензи».
«Маккензи» топит U-182
16 мая 1943 года эсминец «Маккензи» (капитан 2 ранга Д.Б. Миллер) следовал в Касабланку вместе с эсминцем «Лоб» (капитан 2 ранга Дж.Ф. Галлахер). Этой крошечной «оперативной группой» командовал Галлахер. В 03.50 «Маккензи» своим радаром SG обнаружил цель на дистанции 7800 ярдов. На расстоянии 2700 ярдов контакт пропал, но тут же был установлен надежный гидролокационный контакт на дистанции 1600 ярдов.
«Маккензи» атаковал лодку, сбросив в 04.39 серию из 10 глубинных бомб. Пока эсминец разворачивался для второго захода, акустик сообщил, что расстояние до цели составляет всего 500 ярдов. Миллер приказал сбросить еще 5 глубинных бомб. Взрывы, как обычно, подняли пенистый столб, затем возник бурлящий водоворот, и все стихло.
Некоторое время «Маккензи» и «Лоб» обшаривали море. Но все попытки восстановить контакт оказались напрасными. Правда, в 04.48 и 05.03 оба эсминца слышали какие-то подводные взрывы, похожие на взрывы глубинных бомб.
Эсминцы попытались обнаружить обломки, но ничего не увидели. Никаких обломков. Никаких масляных пятен. Развернувшись в сторону Касабланки, эсминцы продолжили переход.
Гибель лодки не была подтверждена до конца войны. Лишь много позднее по немецким документам было установлено, что утром 6 мая 1943 года в этом месте «Маккензи» потопил U-182.
«Моффет», «Джуэтт» и самолет топят U-128
В мае 1943 года эсминцы «Моффет» и «Джуэтт», ветераны Южно-Атлантического Соединения, которое теперь было переименовано в 4-й Флот, перехватили подводную лодку в теплых водах возле Бразильского выступа, примерно в 200 милях к юго-востоку от Ресифе.
Активность подводных лодок в бразильских водах пошла на спад после атаки конвоя ВТ-6 в марте. В апреле над Атлантикой начали патрулировать самолеты с аэродромов Натала (город в штате Риу-Гранди ду Норти, Бразилия), и 15 апреля самолеты эскадрильи VP-83 захватили врасплох и потопили итальянскую подводную лодку «Аркимеде».
Корабли ЭЭМ-9 капитана 2 ранга Э.Г. Освальда – «Дэвис», «Уинслоу», «Моффет», «Джуэтт», «Сомерс» – действовали в составе 4-го Флота. В марте и апреле они лишь несколько раз обнаруживали подводные лодки. Но с помощью базовых патрульных самолетов они все-таки открыли сезон охоты. 16 мая на закате 2 самолета VP-74 заметили фашистскую подводную лодку, которая заряжала аккумуляторные батареи, находясь на поверхности. Получив сообщение об этом, эсминцы «Моффет» (капитан 2 ранга Дж.К. Совелл) и «Джуэтт» (капитан 2 ранга Ф.Л. Теддер) помчались в указанную точку.
Эсминцам предстоял долгий путь. А тем временем 2 самолета гоняли, бомбили и обстреливали подводного противника. Перестрелка между самолетами и подводной лодкой завершилась вечером 16 мая и возобновилась утром на следующий день. 17 мая в 12.46 эсминцы заметили лодку, находящуюся в надводном положении, на расстоянии 10 миль. В 13.03 они открыли огонь с дистанции 5500 ярдов.
Через 2 минуты эсминцы прекратили стрельбу. Под градом снарядов лодка погрузилась. Но уже через мгновение рубка лодки снова выскочила на поверхность, и артиллеристы «Моффета» и «Джуэтта» возобновили обстрел. Были отмечены несколько прямых попаданий и близких разрывов. В 13.09 изрешеченная лодка затонула, оставив после себя группу барахтающихся людей.
«Джуэтт» остался прикрывать «Моффет», а тот пошел подбираться спасшихся. Он обнаружил, что большая часть экипажа лодки плавает в совершенно чистой воде. Никаких обломков и нефтяных пятен. На борт эсминца были подняты 50 живых и 1 мертвый подводник. Потопленная лодка была опознана как U-128. Немецкий командир сообщил, что без вести пропали всего 3 человека его экипажа.
10-й Флот
В мае 1943 года был сформирован 10-й Флот. В действительности это было только название. Действуя через штабы Атлантического флота и морских пограничных районов, он готовился координировать усилия всех противолодочных сил. Обязанности флота в этом плане были чисто административными. Главным занятием офицеров штаба было развитие противолодочного оружия и методов его применения, а также координация противолодочной войны. Для этого 10-му Флоту был придан Научный совет, о котором мы говорили ранее. Кроме всего прочего, этому флоту предстояло контролировать все создаваемые поисково-ударные группы.
Главнокомандующий американским флотом адмирал Кинг принял на себя командование 10-м Флотом. Контр-адмирал Фрэнсис С. Лоу, помощник начальника штаба ВМФ по противолодочной борьбе, был назначен начальником штаба 10-го Флота и подчинялся непосредственно Кингу.
Появление эскортных авианосцев
При спуске на воду этот корабль получил название «Мормакмейл». Это был сухогруз типа С-3, оснащенный дизелями. Военно-морской флот приобрел его у Комиссии по морским перевозкам для проведения экспериментов. Экспериментов? Переоборудовать это грузовое судно в миниатюрный авианосец, который потом использовать для сопровождения конвоев, или в качестве авиатранспорта, или, если возникнет необходимость, для замены авианосцев первой линии.
Его переоборудование напомнило работу, которая была проделана со старым угольщиком «Юпитер» и превратила его в первый американский авианосец «Лэнгли». Итак, в начале 1941 года появился «крошка-авианосец» «Лонг Айленд», который стал первым эскортным авианосцем. Этот новый CVE был гораздо прочнее, чем «Старый крытый вагон», построенный в 1922 году. Успешные испытания «Лонг Айленда» сделали его прототипом для целого флота «крошек-авианосцев», вышедшего с американских верфей, чтобы участвовать в Битве за Атлантику. Весной 1942 года были заключены контракты на массовое переоборудование торговых судов. Когда летом и осенью этого года подводная война приобрела особый размах, программа строительства эскортных авианосцев была расширена, в нее были включены эскортные авианосцы специальной постройки. Пионером здесь стал Генри Дж. Кайзер, наладивший на своих верфях поточное строительство эскортных авианосцев типа «Касабланка».
С появлением эскортных авианосцев перед флотом возникла проблема подготовки личного состава для них. Летчиков требовалось особо тщательно обучать взлету и посадке, так как полетная палуба «крошки-авианосца» не была такой же большой и устойчивой, как палуба эскадренного авианосца. Морской летчик, служивший на авианосцах, сказал так: «Глядя вниз на авианосец, вы чувствуете, что должны сесть на стол. Глядя вниз на крошку-авианосец, вы чувствуете, что должны сесть на игральную карту. Может, это и джокер, но от того не легче».
Для специальной подготовки пилотов и экипажей эскортных авианосцев 2 парохода, курсирующих на Великих Озерах, были переоборудованы в эскортные авианосцы. Эскортный авианосец «Чарджер», вошедший в строй в марте 1942 года, был превращен в учебный корабль. Поэтому первым эскортным авианосцем, который вступил в борьбу с вражескими подводными лодками, стал «Боуг» (капитан 1 ранга Г.Э. Шорт). Он был спущен в Пьюджет-Саунде и вошел в строй в сентябре 1942 года. В ноябре 1942 года «Боуг» через Панамский канал перешел в Атлантику и в начале 1943 года уже начал действовать на маршруте между Ньюфаундлендом и Исландией. Следом за ним через Панамский канал прошел «Кард» (капитан 1 ранга Э.Дж. Исбелл). Вслед за первой парой в Атлантику прибыли «Кор», «Блок Айленд», «Сэнти», «Кроутан» и другие «крошки-авианосцы».
Поэтому командир германской подводной лодки увидел самолеты посреди океана, где раньше летал только Линдберг и еще несколько таких же сорвиголов. И вскоре после этого он в перископ разглядывал новый и странный силуэт. Неуклюжий корабль напоминал грузовое судно со срезанными надстройками, судно с гладкой палубой, похожее на амбар. Самолеты кружились вокруг него, словно стая рассерженных шершней.
Подводники, увидевшие первый американский эскортный авианосец, были неприятно удивлены. Эскортный авианосец был ядром команды, вместе с ним следовала группа эсминцев, единственной задачей которой было топить фашистские подводные лодки артиллерией, глубинными бомбами и вообще любым имеющимся противолодочным оружием. Любая лодка, оказавшаяся достаточно близко, чтобы увидеть «крошку-авианосец» и его свиту, предпочитала уйти в глубину, спасаясь от града глубинных бомб.
Поисково-ударные группы вступили в Битву за Атлантику в начале 1943 года, и вскоре ход событий изменился не в пользу «волчьих стай».
«Боуг» начал действовать в Северной Атлантике 14 февраля. В мае он рассеял «волчью стаю» из 11 подводных лодок и добился своей первой победы. Британский конвой, который он сопровождал через Атлантику, потерь не имел. Затем «Боуг» направили в Центральную Атлантику, где он присоединился к «Карду» и «Сэнти», которые охотились за подводными лодками на коммуникациях, ведущих в Африку.
В июне немецким подводным лодкам пришлось туго. Встревоженный ростом потерь от воздушных атак, Дениц отозвал домой все лодки, чтобы вооружить их зенитными орудиями. Так американские поисково-ударные группы выиграли первый тайм у немецких субмарин. Лодки были оттеснены в самую середину Атлантики. В июне «Боуг» действовал в районе Азорских островов и разогнал еще одну «волчью стаю». Его летчики потопили вторую подводную лодку. Одновременно с этим самолеты «Сэнти» рассеяли группу лодок, собравшуюся возле Азорских островов.
Эти рейды на заповедные поля Центральной Атлантики, которые немецкие подводники, и в частности «дойные коровы», считали своей вотчиной, потрясли их. Больше подводные танкеры не могли мирно бродить вокруг Азорских островов. Голодным «волчьим стаям» теперь приходилось заправляться на бегу. 1 апреля адмирал Дениц доложил Гитлеру: «Я опасаюсь, что подводная война будет проиграна, если мы не сможем топить больше судов, чем противник строит». А в июне 1943 года подводные лодки потопили только 19 транспортов.
После пика, пришедшегося на март 1943 года, провал в июне можно было счесть свидетельством того, что силы немецкого подводного флота подходят к концу. Однако летом 1943 года подводные лодки снова вернулись, оснащенные зенитными батареями и устройствами обнаружения радиолокационного излучения.
С зенитками или без них, но находящаяся на поверхности лодка не могла сражаться с группой «Уайлдкэтов» и «Авенджеров», взлетевших с эскортного авианосца. Точно так же лодка не могла надеяться на успех в артиллерийской дуэли с эсминцем. Поэтому эсминцы при поддержке самолетов занесли карающий меч над подводными лодками. И противостоять ему фашисты не смогли.
«Бэджер» топит U-613
23 июля 1943 года эсминец «Бэджер» (лейтенант Т.Г. Берд), входящий в состав охранения «Боуга», установил гидролокационный контакт с подводной лодкой на дистанции 1100 ярдов.
У «Бэджера» не было лишнего времени на подготовку. Лейтенант Берд сразу повел эсминец на врага. Атаку он провел очень умело и настойчиво.
Первая серия глубинных бомб «Бэджера» лишь подняла в воздух тонны соленой воды. Второй заход тоже не дал результата. Грохот подводных взрывов и огромные фонтаны, но при этом никаких признаков подводной лодки. Берд повел свой старый четырехтрубник в новую атаку, приказав установить бомбы на другую глубину. В воду полетела новая порция глубинных бомб, грохотал тротил, вода бурлила и пенилась, но потом снова успокоилась. Судя по всему, подводная лодка погрузилась глубже, чем обычно.
Лейтенант Берд был полон решимости покончить с лодкой, на какой бы глубине она ни пряталась. Приказав еще раз изменить установку взрывателей глубинных бомб, он сбросил четвертую серию. Контр-адмирал Дейо потом отметил:

«Определение глубины погружения лодки и применение имеющейся аппаратуры для этого показывает, что командир эсминца «Джордж Э. Бэджер» понял и четко проанализировал проблемы атаки. Равномерное распределение бомб серии по глубине, очевидно, сделало бы атаку более действенной. Однако результат этой атаки не заставил желать чего-то лучшего».

Этот результат можно было получить только прямым попаданием. Море в кильватерной струе вздыбилось, на поверхность выбросило множество обломков и человеческие тела.
Осмотрев эти свидетельства гибели лодки, миноносники сумели опознать свою жертву. Это была U-613. Один из офицеров «Бэджера», пошарив в грязной пене, вытащил промокшую книгу. Ее название соответствовало происшедшему. Это был немецкий перевод «Убийства на улице Морг» Эдгара Аллана По.
Бразильские акварели
Летом 1943 года на просторах океана усилиями поисково-ударных групп во главе с «Боугом», «Сэнти», «Кардом» и «Кором» были уничтожены 9 подводных танкеров. Либо по приказу Гитлера, либо с целью отвлечь внимание американцев, в середине лета Дениц передвинул свои лодки для атак судоходства союзников в прибрежных водах Бразилии.
Но адмирал Ингрэм, командовавший американо-бразильскими морскими силами, подготовился к отражению нападения подводных лодок. Действуя с береговых баз и плавбаз в Форталезе, Натале, Ресифе, Балине, с острова Вознесения, морская авиация патрулировала у бразильских берегов. 4-й Флот был готов. Немецкие подводные лодки сами напросились на неприятности, направившись к берегам Бразилии.
Туда направились 15 подводных лодок, и для 7 это был последний поход. Появившись в июле 1943 года у побережья Бразилии, «волчьи стаи» сразу попали под удар авиации. 9 июля одна лодка была потоплена, а вторая повреждена переоборудованным В-24 недалеко от Ресифе. 19 июля еще одна была обнаружена и потоплена самолетом. А в конце июля эсминцы и самолеты провели один из самых впечатляющих боев против подводных лодок.
«Моффет» и самолет топят U-604
Это столкновение самолетов и эсминцев с подводной лодкой началось 30 июля, когда U-185 была замечена недалеко от берега самолетом эскадрильи PV-1. Самолет сбросил на лодку бомбы и сообщил по радио в штаб 4-го Флота адмиралу Ингрэму. U-185 выиграла первый раунд, сумев в этот день удрать от самолета. Но состязание только началось. Вскоре на сцене появились эсминцы и вместе с самолетами они начали одну из самых продолжительных охот за подводными лодками. U-185 вместе с U-604 были замечены в самом начале августа. Позднее этой парочке пришлось несладко.
В течение 5 дней фашистские подводные лодки были мишенью для авиабомб, снарядов и глубинных бомб. Днем они не могли идти под перископом из опасения попасть под атаку. Когда ночью они поднимались на поверхность, чтобы зарядить батареи, их сразу обнаруживал радар.
К вечеру 5 августа драпающие подводные лодки отошли на запад к острову Фернандо-ди-Норонья. Однако погоня буквально дышала им в спину – самолеты дальнего действия и эсминец «Моффет». Моряки капитан-лейтенанта Г.Г. Ричардса обнаружили, что погоня – дело волнующее. Дважды в течение ночи собственные самолеты принимали эсминец за подводную лодку и обстреливали его из пулеметов.
К счастью, 6 августа самолеты нашли правильную цель, и U-604 была обстреляна ими. Они также сбросили бомбы на своего измученного противника и вызвали «Моффет». Он быстро примчался к месту боя и заметил лодку раньше, чем подводники успели увести ее в глубину.
Эсминец сбросил над местом погружения несколько серий глубинных бомб. Противник после этого больше не показывался. «Моффет» произвел тщательный поиск, но не смог восстановить контакт. Разочарованные миноносники прекратили охоту. Так как доказательств гибели лодки не было, в рапорте командира «Моффета» говорилось о «вероятном потоплении».
Экипаж U-604 мог к этому кое-что добавить. Уклонившись от глубинных бомб, подводная лодка сумела уйти и от сонара «Моффета». Однако лодка была серьезно повреждена и позднее всплыла на поверхность, чтобы проветрить отсеки.
Вскоре после этого U-604 отправила радиограмму U-185, срочно требуя помощи. Лодки встретились. 11 августа U-185 и U-172 сумели найти U-604 в условленной точке в 600 милях от берегов Бразилии. Отчаянными усилиями экипаж U-604 сумел удержать лодку на плаву, хотя в прочном корпусе имелись большие течи. Залитые водой электрические установки закоротило, и они выгорели. Аккумуляторные баки были разбиты. Часть механизмов была повреждена. Судьба избитой лодки висела на волоске, и командир группы приказал затопить ее.
Прежде чем экипаж покинул U-604, дальний разведчик «Либерейтор» заметил 3 лодки, стоящие на поверхности, и вышел в атаку. Фашисты открыли огонь из зенитных орудий, когда самолет пролетал мимо. Удачным попаданием «Либерейтор» был сбит. Он рухнул в воду и затонул со всем экипажем.
Но мало кто из подводников, видевших это, остался в живых, чтобы рассказать о победе. Для экипажа U-604 это была пиррова победа. После того как самолет был сбит, экипаж U-604 перешел на борт U-185, затопив лодку. Итак, 11 августа U-604 все-таки пошла на дно в результате атак авиабомбами и глубинными бомбами «Моффета».
Но за все приходится платить. Приняв экипаж U-604, U-185 оказалась переполненной. Лишние люди на подводной лодке создают массу проблем: не хватает воздуха, продуктов, возникает давка, повышается нервозность. В конце концов, люков слишком мало и они слишком узкие, чтобы спасаться в случае необходимости.
Набились, как сардинки в банку. Может, это и преувеличение, но такая фраза лучше всего описывает положение двух экипажей в одной подводной лодке. Возвращаясь домой, переполненная лодка добралась до Азорских островов. Здесь 24 августа ее перехватили самолеты с эскортного авианосца «Кор».
U-185 атаковали 4 самолета, обстреляв ее и сбросив бомбы. Изрешеченная лодка пошла на дно. Для экипажа U-604 это было последнее испытание. Боевой дневник германского флота так описывает этот мрачный эпизод:

«5 августа 1943 года подводная лодка атакована в бразильских водах самолетами и эсминцем.
6 августа лодка тяжело повреждена глубинными бомбами.
11 августа лодка оставлена экипажем. Экипаж переведен на U-185.
24 августа возле Азорских островов U-185 атакована и потоплена самолетами».
Контрмеры
После провала Бразильской кампании – 7 подводных лодок были потоплены, а остальные вернулись потрепанными, но при этом никто ничего не добился, – настроение в штабе Деница перешло от пессимизма к полному упадку. В июле и августе 1943 года в Атлантике и на Средиземном море погибли 62 немецкие подводные лодки. В ответ были торпедированы и потоплены всего 44 торговых судна союзников. При таком соотношении потерь немецкий подводный флот ждал неминуемый крах.
Устройства для обнаружения излучения радара не принесли пользы. Усиление зенитного вооружения лодок принесло только вред. Действительно, при удачном попадании лодка могла сбить самолет, но любой бой в надводном положении с противолодочными силами завершался гибелью субмарины. Торпеда является идеальным оружием для подводной лодки, и Дениц совершил ошибку, пытаясь вооружить ее артиллерией.
Теперь Дениц попытался исправить ошибку, усовершенствовав торпеды. В течение некоторого времени германские ученые работали над акустической торпедой, способной наводиться на шум винтов корабля. В сентябре 1943 года она поступила на вооружение флота. Это было очень опасное и эффективное секретное оружие. Использование акустических торпед застало союзников врасплох, в сентябре и октябре их потери росли с угрожающей скоростью. Но вскоре было изобретено противоядие – очень простой генератор шума, который буксировался за кормой корабля.
«Бори» топит U-405
«Бори» был одним из старых четырехтрубников, которые моряки пренебрежительно называли жестянками. Высокопоставленные офицеры запрещали использовать этот термин, однако весь флот звал старые эсминцы именно так. И те, кто на них служил, не слишком спорили. Но «Бори» хорошо показал себя, как его ни называй: эскадренный миноносец DD-215 или «жестянка».
Осенью 1943 года «Бори» входил в оперативную группу, сформированную вокруг эскортного авианосца «Кард». На мостике «Карда» стоял капитан 1 ранга Э.Дж. Исбелл. На мостике «Бори» стоял капитан-лейтенант Чарльз Г. Хатчинс. Они носили разное количество нашивок, однако их равняла решимость топить подводные лодки там, где они будут встречены.
Вечером 1 ноября оперативная группа находилась в 700 милях к северу от Азорских островов. Внезапно один из разведывательных самолетов «Карда» сообщил, что видит подводную лодку. «Бори» в это время шел впереди группы, борясь с волнами, которые с каждым часом становились все выше.
Вскоре на экране радара появился блик, а затем второй. Две подводные лодки! Хатчинс пришпорил эсминец и ринулся в атаку. Заметив ближайшую лодку, артиллеристы эсминца открыли меткий огонь, вынудив противника погрузиться. Хатчинс продолжил атаку, сбросив серию глубинных бомб. В штормовом сложно было определить результаты, но разрывы бомб прозвучали как попадания, и подводная лодка словно испарилась. Хатчинс послал на «Кард» радиограмму:
«Пришиб одну свинячью лодку. Ищу следующую».
Поиски превратились в погоню. Удирая в сгущающуюся ночную темноту, вторая лодка попыталась укрыться за дождевым шквалом, который напоминал струю черной туши. Но тушь не могла отвести глаза радару. Хатчинс гнал свой четырехтрубник полным ходом. Прыгая вверх и вниз по волнам, высота которых достигала 14 футов, старичок «Бори», построенный еще в годы Первой Мировой войны, догнал одну из новейших лодок Деница, хотя она шла в надводном положении. Причем он не только догнал ее, но и нащупал лучом прожектора. Через пару секунд темноту разрезали сполохи выстрелов. Бой начался!
Подводная лодка принадлежала к тому типу, который имел сильную палубную артиллерию. И ее командир, отбросив все колебания, принял бой. Так начался один из самых странных боев этой войны, бой настолько же жестокий, насколько необычный. Когда «Бори», ведя огонь, пошел на сближение, лодка тоже начала стрельбу. Ее орудия сверкали в ночи, и «Бори» получил 2 попадания: одно в среднюю часть корпуса, одно в мостик.
Перестрелка продолжалась почти час, эсминец и подводная лодка кружили, «словно коты в темноте», как заметил кто-то из очевидцев. Но теперь немецкие артиллеристы были отогнаны от своих орудий пулеметным огнем «Бори». Зато команда эсминца в свою очередь попала под очереди автоматических пушек с лодки.
Ни один из кораблей не был крупным, поэтому оба сильно страдали от шторма. Их заливало волнами и швыряло, как щепки. Можно лишь удивляться, как немецкие и американские артиллеристы еще стояли на ногах. Но подача работала исправно, наводчики старательно ловили цель на перекрестия, и орудия выпускали снаряд за снарядом.
Наконец Хатчинс дождался благоприятного момента. Он увеличил скорость до 25 узлов и повел «Бори» на таран. Послышался громкий треск и скрежет, когда старый эсминец ударил лодку в кормовую часть, разрезав прочный корпус, словно он был бумажным. Его собственная носовая часть была смята при столкновении. Форштевень эсминца завяз в корпусе лодки, хотя при этом он притопил ей корму. В течение 10 минут эсминец и подводная лодка были связаны вместе: клыки пантеры завязли в шкуре крокодила.
Фашисты начали выскакивать из люка, чтобы продолжить бой. Артиллеристы бросились к палубному орудию, а остальные матросы начали с воплями прыгать на полубак «Бори». Прожектор эсминца залил все пронзительным светом. На таком расстоянии эсминец не мог использовать свои большие орудия, и отбивать нападение пришлось всем, что попало под руку.
Затрещали пистолеты, защелкали винтовки. Артиллеристы кидали в противника горячие гильзы. Немецкий артиллерист распластался на палубе лодки – с мостика эсминца кто-то швырнул нож, уложив его. Немцы стреляли из пистолетов. С мостика «Бори» открыли огонь сигнальными ракетами, и мостик лодки засверкал от пиротехники. Шквал винтовочных пуль обдавал рубку лодки. После пулеметной очереди из люка повалил дым, а потом показалось пламя.
Американцы позднее так описывали все это: «Этот бой напоминал бунт на стрельбище. Парни швыряли во фрицев всем, что попадалось, вплоть до кухонной плиты. Но это было уже лишнее, так как из рубочного люка показалось пламя. Зачем везти уголь в Ньюкасл?»
Подводная лодка превратилась в пылающую развалину. И тут волны, которые раньше удерживали корабли вместе, внезапно их разъединили. Это позволило эсминцу и подводной лодке продолжить схватку. Когда смертельно раненная лодка отошла, Хатчинс понял, что и его корабль серьезно пострадал. В носовое машинное отделение начала поступать вода. Но противник еще был жив, и Хатчинс повел поврежденный эсминец в погоню.
Подводная лодка не могла погружаться и потому пыталась уползти в надводном положении. Ее командир делал все возможное, чтобы оторваться от эсминца. Хотя «Бори» сам был поврежден, он не прекращал преследования. С помощь радара Хатчинс попытался остановить беглеца торпедами. Потом он снова пошел на таран, но «Бори» разминулся с лодкой буквально на волосок. Затем немецкие подводники открыли бешеный огонь из орудий и сами попытались таранить американский эсминец. Эсминец сбросил несколько глубинных бомб, установив взрыватели на малую глубину, и остановил лодку. Артиллеристы снова открыли огонь в упор, «Бори» дал еще один торпедный залп и снова промахнулся.
Конец наступил внезапно, когда эсминец открыл огонь главным калибром. Залп попал в развороченную рубку лодки, снеся ее. Измученные фашисты выпустили ракету, чтобы показать, что они сдаются. Когда «Бори» навел прожектор на лодку, то стало видно, что немцы прыгают в резиновые лодки, а субмарина погружается.
«Пришиб свинячью лодку!» – так Хатчинс сказал, когда закончился бой с первой лодкой. Однако он поторопился, так как не потопил ее, а только отогнал. Но «Бори» не упустил свой второй шанс, пришибив U-405. В ход было пущено абсолютно все: артиллерийские снаряды, пулеметы, винтовки, пустые гильзы, складной нож, сигнальные ракеты, глубинные бомбы. Но, разумеется, главную роль сыграл сам «Бори», старый эсминец DD-215 или жестянка, называйте как хотите.
Гибель эсминца «Бори»
После боя «Бори» остался один на один со штормовым морем, хотя еле мог двигаться. Он одолел подводную лодку, но не сумел справиться с Атлантикой. Аварийная партия не смогла остановить затопление носового машинного отделения. К утру, когда самолеты «Карда» нашли старый четырехтрубник, он терпел бедствие.
Командир оперативной группы капитан 1 ранга Исбелл отправил эсминцы «Гофф» (капитан-лейтенант Г.И. Смит) и «Барри» (капитан-лейтенант Г.Д. Хилл) находиться рядом с «Бори», пока экипаж Хатчинса пытается справиться с повреждениями.
Но борьба оказалась безнадежной. Поврежденные машины исправить не удалось, корпус эсминца, смятый в носовой части ниже ватерлинии, тек, как решето. Помпы и бригады с ведрами не успевали откачивать воду. Ближе к вечеру волны начали захлестывать корму эсминца.
Вскоре стало ясно, что «Бори» тонет. Капитан-лейтенант Хатчинс сигналом сообщил, что намерен оставить корабль, и вызвал людей из нижних отсеков. Словно не желая выпускать жертву, море взъярилось еще сильнее, когда «Гофф» и «Барри» попытались подойти, чтобы снять команду «Бори». К сожалению, погибли 27 человек из команды эсминца. Исключительно умелые действия «Гоффа» и «Барри», а также отвага команды «Бори» позволили ограничить потери.
Эсминец пошел на дно, однако он отправил U-405 впереди себя.
«Бэджер», «Клемсон», «Дюпон», «Ингрэм» и «Боуг» топят U-172
В течение 12 и 13 декабря поисково-ударная группа вела бой с подводной лодкой, который стал прекрасным примером взаимодействия между кораблями и самолетами из состава поисково-ударной группы. Это были идеально согласованные действия.
Оперативная Группа 23.13 состояла из эскортного авианосца «Боуг» (капитан 1 ранга Дж.Б. Данн) и эсминцев «Джордж Э. Бэджер» (лейтенант Э.М. Хиггинс), «Дюпон» (капитан 2 ранга Дж.Г. Маршалл), «Клемсон» (лейтенант У.Ф. Моран), «Осмонд Ингрэм» (капитан-лейтенант Р.Ф. Миллер). Этим квартетом старых четырехтрубников командовал капитан 2 ранга Э.У. Янси. Вместе с «Боугом» они составили прекрасную поисково-ударную группу под командованием капитана 1 ранга Данна.
Оперативная группа следовала из Касабланки в Соединенные Штаты, ведя активный поиск подводных лодок. 12 декабря она находилась в районе 12° 19′ N, 29° 58′ W. Утро не предвещало никаких особенных событий.
Все началось, когда разведывательные самолеты «Боуга» обнаружили вражескую лодку. Она немедленно погрузилась, и охота началась. Примчавшись в район обнаружения лодки, «Клемсон» установил гидролокационный контакт и сразу сбросил серию глубинных бомб в предполагаемом месте нахождения лодки. Пока вода еще бурлила, самолеты «Боуга» крутились вверху, пытаясь различить обломки или пятна нефти.
Тем временем «Бэджер», «Дюпон» и «Ингрэм» направились, чтобы помочь «Клемсону» в охоте. Лодка погрузилась на большую глубину и начала маневрировать, пытаясь уйти от преследователей. Она выключала моторы и бесшумно дрейфовала, меняла глубину, пытаясь найти скачок плотности воды и укрыться от лучей гидролокатора.
Но американские эсминцы не дали себя обмануть. Весь вечер и всю ночь они продолжали следить за подводным противником, поддерживая непрерывный гидролокационный контакт. В воду летели глубинные бомбы, поднимая огромные столбы воды, за кормой эсминцев то и дело возникали бурлящие воронки. Настойчивое преследование вынудило командира лодки ночью всплыть в отчаянной попытке подзарядить батареи и провентилировать отсеки. Однако эсминцы немедленно открыли по ней огонь, и лодка была вынуждена погрузиться, чтобы снова оказаться под глубинными бомбами.
Изнывающие от нетерпения летчики «Боуга» присоединились к битве в 04.00, как только рассвело. Вскоре после 08.00 один из пилотов, лейтенант Г.Г. Брэдшо, заметил характерное масляное пятно. Он сразу вызвал эсминцы. Необходимость пользоваться гидролокатором отпала. Лодка была серьезно повреждена, из ее цистерн вытекал соляр, оставляя на воде четкий след.
Двигаясь по этому следу, «Клемсон» и «Ингрэм» в течение часа засыпали этот участок множеством глубинных бомб. Так прошел еще один час, потом еще один. Когда время начало близиться к полудню, на эсминцах обнаружили, что запасы глубинных бомб подходят к концу. Начинало казаться, что лодку можно прикончить только прямым попаданием.
И тут, когда терпение американцев начало кончаться, как и запасы бомб, подводная лодка всплыла на поверхность и бросилась наутек. Один из самолетов «Боуга» заметил это и сразу сообщил всему миру по радио. С палубы «Боуга» тут же стартовали 2 «Уайлдкэта» и принялись обстреливать лодку из пулеметов. И фашистские подводники не выдержали. В небе над ними кружили 3 самолета, эсминцы догоняли лодку, и тогда экипаж открыл люки и начал прыгать в воду. Самолеты прекратили стрельбу и отвалили в сторону, решив, что подводники покидают свой корабль.
Но это сделали далеко не все. Очевидно, в воду прыгнула часть команды, поддавшаяся панике. Фашистский капитан и остальные матросы бросились к палубному орудию и открыли огонь. Один снаряд попал в квартердек «Ингрэма». Взрывом был убит 1 человек и ранено 8.
Эсминцы ответили смертоносным шквалом огня, и вскоре лодка начала беспомощно кружить на месте. Через 6 минут после начала артиллерийской дуэли у нее на палубе остались только мертвые. Когда остатки экипажа прыгнули в воду, лодка ушла в последнее погружение. Американские корабли выудили из воды командира, старпома и еще 33 человека.
Оперативная Группа 21.13 уничтожила подводную лодку U-172, одну из новейших и самых больших немецких лодок. Упорное сопротивление лодки, ее способность выдерживать в течение суток удары авиабомб, обстрелы с воздуха, взрывы глубинных бомб и артиллерийский обстрел свидетельствуют о высокой живучести. Лодка оказалась прочнее своего экипажа. Прочный корпус получил повреждения, началась утечка соляра, однако первыми все-таки сдали нервы. Подводники сломались.
Поисково-ударная группа добилась серьезного успеха. Но важнее то, что этот эпизод с лучшей стороны показывает высокий моральный дух американских экипажей.
Подводники проявили упорство, но экипажи американских кораблей оказались упорнее. Терпение и настойчивость двигают горы, именно они помогли уничтожить еще одну фашистскую субмарину.
«Шенк» топит U-645
Пока поисково-ударная группа «Боуга» патрулировала на конвойных маршрутах, ведущих в Касабланку, другие группы сделали Северную Атлантику такой же опасной для «волчьих стай». Одной из них была Оперативная Группа 21.14, сформированная вокруг уже упоминавшегося эскортного авианосца «Кард» под командованием капитана 1 ранга Э.Дж. Исбелла. Перед Рождеством 1943 года она вышла на охоту.
Однако отпраздновать им не удалось, и виной тому не только покрытые пеной валы Северной Атлантики. Хотя волны и ветер были прямо-таки ледяными, боевой дух моряков это не остудило. Они продолжали охоту, несмотря ни на что.
Оперативная Группа 21.14 гналась за одной из самых крупных «волчьих стай» Деница, которая состояла по крайней мере из 30 подводных лодок. Битва началась за день до Рождества.
Ночью 23/34 декабря эсминец «Шенк» (капитан-лейтенант Э.У. Логсдон) находился в охранении «Карда» слева по носу от авианосца. В 02.16 эсминец установил радиолокационный контакт на дистанции 10100 ярдов. Когда «Шенк» погнался за подводной лодкой, блик исчез с экрана радара. Но на расстоянии 2500 ярдов с эсминца заметили подводную лодку, которая в этот момент погружалась.
Логсдон приказал изменить курс, чтобы уклониться от возможно выпущенной самонаводящейся торпеды. Повернув на 50°, эсминец снизил скорость до 15 узлов и включил гидролокатор. Акустик сообщил, что цель находится в 800 ярдах, и в 02.50 «Шенк» сбросил первую серию глубинных бомб. Эсминец раскачивался и подпрыгивал, когда бомбы рвались в его кильватерной струе. Битва началась.
Через 30 минут после этого на экране радиолокатора появился импульс цели, находящейся на расстоянии 4000 ярдов. Когда Логсдон повел эсминец к ней (вероятно, это была лодка, подвергшаяся атаке глубинными бомбами), на дистанции 2500 ярдов контакт был утерян. Но акустик восстановил контакт на дистанции 1900 ярдов, и в 03.27 «Шенк» обрушил в море еще одну серию глубинных бомб.
Примерно через 2 минуты после разрыва последней бомбы в глубине прогремел сильный взрыв, и ударная волна встряхнула эсминец. Наверх поднялось большое количество соляра, который расплылся черным ковром по поверхности моря. В том, что лодка уничтожена, сомнений не было, и послевоенные исследования подтвердили это. Однако моряки «Шенка» не смогли сразу найти достоверные доказательства. Когда Логсдон приготовился осмотреть место боя, пришел срочный вызов по КВ. Эсминец «Лири» был торпедирован!
Логсдон не стал тратить время на исследование образцов соляра. Приказав дать полный вперед, он повел «Шенк» на помощь «Лири».
Гибель эсминца «Лири»
«Лири» вошел в историю как первый американский эсминец, установивший радиолокационный контакт с вражеской подводной лодкой. Он приобрел эту славу в период «вооруженного нейтралитета».
А вот сопровождая конвои во время настоящей войны, «Лири» не испытывал недостатка в отметках на экране своего радара и обрушил множество глубинных бомб на неуловимые субмарины. Летом 1942 года он вместе с 9 другими кораблями входил в эскортную группу капитана 2 ранга П.Р. Хейнемана, которая сопровождала конвой ONS-102 через кишащие подводными лодками воды. Во время этого перехода он участвовал в шестидневной охоте за подводной лодкой, когда экипажу эсминца пришлось непрерывно находиться на боевых постах, после чего люди едва не валились с ног.
Но экипаж «Лири» прекрасно знал, что поблизости находится множество подводных лодок, поэтому, несмотря на усталость, держал ушки на макушке. Ночь 23/34 декабря была типичной для этого времени года: северный ветер обдавал лица моряков солеными брызгами, которые тут же застывали, в темноте мелькали белые гребешки волн.
В полночь «Лири» следовал без огней, включив радар. На календаре был оторван очередной листок, сменились вахты. Но тут монотонный покой был нарушен сообщением операторов радара. Контакт! Подводная лодка прямо по носу!
В 01.58 командир эсминца капитан 2 ранга Джеймс Э. Кийз объявил боевую тревогу, и «Лири» погнался за противником. Он сразу установил гидролокационный контакт на близком расстоянии. Но прежде чем команда эсминца успела подготовить глубинные бомбы, корабль подбросило взрывами 2 торпед, которые попали в правый борт ближе к корме. Два отдельных взрыва слились в один. Людей швырнуло на палубу, когда «Лири» накренился и вильнул в сторону. 12 минут прошло между установлением контакта с лодкой и роковыми попаданиями.
Экипаж «Лири» начал борьбу с повреждениями с холодным отчаянием моряков, которые понимают, что их корабль стоит на грани гибели. Больше никто не обращал внимания на ледяные волны, прокатывающиеся по палубе. Но в 02.25 капитан 2 ранга Кийз отдал приказ покинуть корабль. Моряки надели спасательные жилеты и начали прыгать за борт.
Примерно в 02.37 тонущий эсминец содрогнулся еще от 2 взрывов. Спасшиеся думали, что в «Лири» попала третья торпеда, после чего что-то сдетонировало внутри корабля. За несколько секунд до взрыва командир корабля отдал свой жилет своему вестовому. Он отказался покинуть корабль, пока вся команда не будет в безопасности, но столь отважное поведение стоило ему жизни. Корпус эсминца был разорван двумя последними взрывами, и «Лири» затонул, унеся с собой капитана.
Но с героизмом капитана 2 ранга Кийза соперничал героизм командира «Карда», который старался спасти экипаж эсминца. До самого утра капитан 1 ранга Исбелл крейсировал зигзагом поблизости, пока «Шенк» искал моряков «Лири». Авианосец прикрывал всего лишь один эсминец «Дикейтор», поэтому «Кард» представлял собой заманчивую цель для любой подводной лодки, которая могла оказаться поблизости.
Благодаря капитану 1 ранга Исбеллу и отличной работе «Шенка» и всех остальных кораблей оперативной группы, многие моряки «Лири» были спасены. И все-таки из экипажа эсминца погибли 97 человек. Это был болезненный удар для миноносных сил Атлантического флота, но в памяти моряков остались и отважный эсминец, и два капитана – капитан 2 ранга Кийз, который погиб, спасая вестового, и капитан 1 ранга Исбелл, который рисковал эскортным авианосцем, чтобы спасти моряков «Лири».
«Лири» стал третьим американским эсминцем, потопленным подводными лодками в ходе Битвы за Атлантику. И он стал последним.
Итоги 1943 года
Гросс-адмирал Дениц, главнокомандующий германским флотом, был явно обеспокоен, когда пришло время подводить итоги 1943 года. Причина для беспокойства появилась, когда он сравнил цифры этого года и данные за предшествующие годы войны. Соотношение побед и потерь становилось явно неутешительным.

В 1939 году (за 4 месяца войны): потоплены 9 немецких подводных лодок и 810 торговых судов союзников.
В 1940 году: потоплены 22 немецкие подводные лодки и 4407 торговых судов союзников.
В 1941 году: потоплены 85 немецких подводных лодок и 8245 торговых судов союзников.
В 1943 году: потоплены 237 немецких подводных лодок и 3611 торговых судов союзников.

К тому же он не знал кое-какие данные, которые будут приведены ниже. В конце главы мы дадим статистику строительства новых торговых судов в Соединенных Штатах и Англии.
Комментируя итоговые данные в конце войны, адмирал Кинг указал в своем рапорте, что эти цифры отражают важные особенности Битвы за Атлантику.

«a) От атак немецких подводных лодок общий тоннаж торгового флота союзников продолжал сокращаться.
b) После 1 января 1943 года союзники топили в среднем по 12 немецких подводных лодок в месяц, а всего за 1943 и 1944 годы было уничтожено 480 лодок.
c) Одни только американские верфи строили после 1 января 1943 года более миллиона тонн торгового тоннажа, или 24000000 тонн за 2 года».

Такой была статистика Битвы за Атлантику к 31 декабря 1943 года.
Но Дениц надеялся на повторение прошлых успехов. На германских верфях строились новые мощные подводные лодки. Блочный метод производства позволял развернуть их поточное строительство. Новые лодки XXI серии (водоизмещение 1600 тонн) должны были затмить все старые модели. Эти лодки с обтекаемым корпусом имели мощные электромоторы, которые позволяли развивать под водой скорость 18 узлов. Их максимальная глубина погружения составляла 700 футов. Требовалось некоторое время, чтобы отладить их строительство, но лодки XXI серии уже не были просто бумажным проектом.
Дениц припас еще один сюрприз – шноркель. Это устройство позволяло лодке следовать в подводном положении под дизелями.
Но ни шноркель, ни лодки XXI серии не были готовы в конце 1943 года. Шноркель появился лишь в 1944, а XXI серия – в 1945 году. И уже ни одна из этих новинок не могла изменить ход войны. Шноркель мог резко повысить возможности старых подводных лодок. XXI серия могла их вообще заменить. Но уже ничто не могло восполнить потери опытных экипажей, которые погибли в Битве за Атлантику. Никто не мог заменить опытных командиров – Прина, Шепке, Гугенбергера, которые не вернулись из походов.
Говоря о немецких подводных лодках в начале 1944 года, морской министр Фрэнк Нокс ответил: «Каждый раз, когда они выходили в море, все сильнее становилось предчувствие, что они не вернутся».
Строительство новых торговых судов (в тоннах)
Год США Англия Всего Баланс
1939 101000 231000 332000 – 478000
1940 439000 780000 1219000 – 3188000
1941 1169000 815000 1984000 – 2414000
1942 5339000 1843000 7182000 – 1063000
1943 12384000 2201000 14585000 + 10974000
Всего 19432000 5870000 25302000 + 3831000


Дальше