СОБРАНИЕ РАБОТ АЛЕКСАНДРА БОЛЬНЫХ -- Переводы -- Т. Роско : "Сильнее «божественного ветра». Эсминцы США: война на Тихом океане" Переводы / / На главную страницу

«Эдсолл» и корветы топят I-124 (первая кровь)

К началу третьей недели января 1942 года по всему Тихому океану было сброшено множество глубинных бомб. Они потрепали японцам нервы, но, насколько известно, причинили мало вреда императорским подводным лодкам. Если не считать миджетов, уничтоженных в Пирл-Харборе, японский подводный флот за первые 6 недель войны потерял лишь одну большую подводную лодку, потопленную авианосным самолетом. Эсминцы Соединенных Штатов пока еще свой счет не открыли.
Честь открыть этот счет выпала эсминцу «Эдсолл». Это был один из ветеранов 29-й эскадры эсминцев Азиатского флота, один из тех отважных ветеранов, которые приняли на себя удар японского нападения на Индонезию. В этом есть некая справедливость, что именно одна из этих старых гончих одержала первую победу над японскими подводными лодками на Тихом океане.
Место действия – Порт-Дарвин, «город-призрак», временная морская база на северном побережье Австралии. Там были собраны первые мизерные подкрепления союзников, туда же прибыли первые «беженцы» с Филиппин и из Голландской Ост-Индии – потрепанные подводные лодки Азиатского флота, плавбаза «Холланд», несколько транспортов и шхун, опаленных лучами Восходящего Солнца, которое поднималось над Борнео, Целебесом, архипелагом Бисмарка. Именно здесь утром 20 января 1942 года эсминец «Эдсолл» под командованием лейтенанта Джошуа Дж. Никса установил гидролокационный контакт с вражеской субмариной.
Эсминец прибыл в Дарвин в составе охранения конвоя и не мог оставить свое место в строю для охоты за лодкой. Однако пока конвой двигался к Дарвину, эсминец вызвал по радио группу австралийских корветов. Они быстро обнаружили лодку и началась смертельная игра.
Во второй половине дня «Эдсолл» был отправлен из Дарвина, чтобы тоже поучаствовать в этой партии. Он вышел в море в 16.33 и в 19.00 вместе с четырехтрубником «Олден» (капитан-лейтенант Л.Э. Кули) начал поиск лодки к северо-западу от острова Мелвилл.
В это время австралийские корветы «Делорейн», «Литгоу» и «Катумба» маневрировали вокруг точки, где впервые была обнаружена подводная лодка. И японская лодка оказалась именно там! Один из корветов только что выполнил атаку, когда появились эсминцы. «Эдсолл» обменялся с австралийцами прожекторными сигналами и узнал все, что ему требовалось.
Выйдя в район боя, «Эдсолл» включил сонар и в 19.29 нащупал лодку. Эсминец подождал 4 минуты, пока австралийский корвет «Делорейн» сбросит глубинные бомбы. А потом «Эдсолл», пройдя в кильватерной струе корвета, тоже выполнил атаку.
Море словно взорвалось и вскипело. В шипучем водовороте на поверхность всплыл соляр. Эти грязные разводы были свидетельством того, что еще одна большая подводная лодка вычеркнута из списков Японского Императорского флота. Эсминец «Эдсолл» и корвет «Делорейн» могли с полным основанием нарисовать флажок с Восходящим Солнцем на рубке.
Последующий осмотр (или вскрытие трупа, если хотите) провели водолазы плавбазы «Холланд». Спустившись под воду, они осмотрели остатки подводной лодки I-124. Для американских эсминцев она стала номером первым «хит-парада».
Флот АБДА против японского чудовища
15 января 1942 года союзники создали объединенное командование АБДА для действий в Азиатских водах. Это американо-британско-голландско-австралийское командование должно было руководить военными операциями на суше и на море. Верховным главнокомандующим был назначен британский фельдмаршал сэр Арчибальд Уэйвелл.
Самым существенным элементом вооруженных сил АБДА был флот. Он состоял из американского Азиатского флота адмирала Т.К. Харта, британских морских сил адмирала сэра Джеффри Лейтона и голландской эскадры вице-адмирала Конрада Хелфриха. Далее в таблице показана организация морских сил союзников, которые сначала были отданы под команду адмирала Харта.

Таблица 1
Флот АБДА
Адмирал Томас К. Харт
С 12.02.42 г. адмирал Конрад Хелфрих

Азиатский флот США
Адмирал Томас К. Харт
С 4.02.42 г. вице-адмирал У.Э. Гласфорд

Оперативное Соединение 5 (ударное соединение)
Тяжелый крейсер «Хьюстон»
Легкие крейсера «Бойз» и «Марблхед»
29-я эскадра эсминцев
«Джон Пол Джоунс» (флагман)
ДЭМ-57 «Уиппл», «Олден», «Джон Д. Эдвардс», «Эдсолл»
ДЭМ-58 «Балмер», «Баркер», «Пэррот», «Стюарт»
ДЭМ-59 «Поуп», «Пири», «Пиллсбери», «Джон Д. Форд»

Оперативное Соединение 4 (10-е патрульное авиакрыло)
28 «Каталин»
Плавбазы «Чайлдс», «Герон», «Уильям Б. Престон»

Оперативное Соединение 3 (подводные силы)
27 подводных лодок

Оперативное Соединение 2 (вспомогательное)
База гидросамолетов «Лэнгли», танкеры «Пекос» и «Тринити», база эсминцев «Блэк Хок», канонерка «Эшвилль», переоборудованная яхта «Исабель», вспомогательное судно «Голд Стар»


Британские морские силы
Адмирал сэр Джеффри Лейтон
Тяжелый крейсер «Эксетер»
Легкие крейсера «Хобарт» и «Перт»
Эсминцы «Электра», «Энкаунтер», «Юпитер»
3 подводные лодки

Голландские морские силы
Вице-адмирал К.Э.Л. Хелфрих
Легкие крейсера «Ява», «Де Рейтер», «Тромп»
Эсминцы «Ван Нес», «Эвертсен», «Кортенар», «Витте де Вит», «Ван Гент», «Пит Хейн»
12 океанских подводных лодок, 4 прибрежные лодки

Собранный вместе, этот флот выглядел довольно внушительно: 2 тяжелых крейсера, 7 легких крейсеров, 23 эсминца, 46 подводных лодок, несколько плавучих баз, пара танкеров и другие вспомогательные суда. Но адмирал Харт был вынужден разделить морские силы АБДА на несколько групп, чтобы прикрыть как можно больше пунктов на обширной территории юго-западной части Тихого океана. В нее входили Филиппины, Борнео, Целебес, западная часть Новой Гвинеи, Малайя, Суматра, Ява, остальные острова Голландской Ост-Индии, северо-западное побережье Австралии. Одно побережье Малайи имело такую же длину, как все Восточное Побережье США. Если расположить Голландскую Ост-Индию поперек Атлантического океана, то она протянется от Америки до Европы.
Вдобавок корабли АБДА остались практически без воздушного прикрытия. Американские армейские ВВС были практически уничтожены на Филиппинах. Воздушные силы союзников тоже были малочисленными, и немногие британские самолеты требовались для защиты Сингапура. Отважное маленькое 10-е патрульное авиакрыло сократилось до 3 самолетов. К тому же флот АБДА не имел авианосцев. Между тем даже такие мощные корабли, как «Принс оф Уэлс» и «Рипалс» были быстро уничтожены вражескими бомбардировщиками.
Ситуация с подводными лодками союзников была не просто плохой, она была ужасной. Причиной были уже упоминавшиеся ранее дефекты американских торпед. Пытаясь удержать морской фронт вокруг Филиппин, 27 подводных лодок Азиатского флота в декабре 1941 и январе 1942 года не сумели потопить ни одного японского корабля. Старая лодка типа «S» в феврале в Макассарском проливе сумела потопить один японский эсминец. Это было все, чего американские лодки добились во время битвы за Малайский барьер.
Не имея воздушного прикрытия, располагая безвредными подводными лодками, морские силы АБДА безнадежно уступали противнику. Сравнивая флот АБДА и японские силы юго-западной части Тихого океана, понимаешь, что это была безнадежная борьба.

Таблица 2
Японские морские силы юго-западной части Тихого океана

Западное соединение
Вице-адмирал Одзава

Группа прикрытия
Вице-адмирал Одзава
Тяжелые крейсера «Тёкай», «Судзуя», «Могами», «Микума», «Кумано»
Эсминцы «Муракумо», «Уранами», «Сираюки», «Сиракумо», «Исонами», «Хацуюки», «Аянами»

Десантная группа
9 транспортов, 2 тральщика

Соединение захвата Бали
Контр-адмирал К. Кубо
Эсминцы «Хацусимо», «Осио», «Вакаба», «Ненохи», «Асасио», «Арасио», «Митисио»
2 транспорта

Южное соединение
Вице-адмирал Кондо
Линкоры «Конго» и «Харуна», тяжелые крейсера «Такао», «Атаго», «Майя»

Ударное авианосное соединение
Вице-адмирал Нагумо
Авианосцы «Акаги», «Кага», «Хирю», «Сорю»
Тяжелые крейсера «Тонэ» и «Тикума»
8 эсминцев, 8 танкеров и вспомогательных судов

Центральное соединение
Вице-адмирал Хиросе
Легкий крейсер «Нака»
Эсминцы «Асагумо», «Юдати», «Харусамэ», «Нацугумо», «Минэгумо», «Самидарэ», «Марасамэ»

Передовой эшелон
Адмирал Хиросе
Минные заградители «Ицукусима», «Вакатака», «Имидзу Мару»
Гидроавиатранспорты «Саньё Мару», «Сануки Мару»
4 тральщика, 15 транспортов, 1 специальный транспорт

Эскортная группа
Контр-адмирал Хасимото
Легкие крейсера «Юра», «Касии»
Эсминцы «Фубуки», «Сираюки», «Амагири», «Хацуюки», «Югири», «Асагири»

Воздушные силы
Легкий авианосец «Рюдзё»
Эсминец «Сикинами»

Восточное соединение
Вице-адмирал Такахаси

Группа прикрытия
Контр-адмирал Такаги
Тяжелые крейсера «Нати», «Хагуро», «Мьёко»
Эсминцы «Икадзути», «Инадзума»

Эскортная группа
Контр-адмирал Танака
Легкий крейсер «Дзинцу»
Эсминцы «Юкикадзэ», «Амацукадзэ», «Токицукадзэ», «Куросио», «Оясио», «Нацусио», «Хаясио», «Осио», «Арасио», «Хацукадзэ»

Десантная группа
10 транспортов

Базовая группа и группа прикрытия
Корабли контр-адмирала Кубо

Группа ближнего прикрытия
Эсминцы «Умикадзэ», «Минегумо», «Кавакадзэ», «Асагумо», «Нацугумо»
4 тральщика

Воздушные силы
Легкий авианосец «Дзуйхо»
Гидроавиатранпорт «Титосэ»
3 патрульных катера, охотник за подводными лодками

Группа прикрытия
Контр-адмирал Такаги
Тяжелые крейсера «Нати», «Мьёко»
Эсминцы «Инадзума», «Кебоно», «Ямакадзэ» плюс один из состава Группы ближнего прикрытия

Цифры лучше всего показывают неравенство сил флота АБДА и японской армады. Причины поражения союзников на Филиппинах, в Малайе и Голландской Ост-Индии лучше всего раскрывает следующая таблица:

Флот АБДА Японское соединение
Линкоры 0 2
Авианосцы 0 5
Легкие авианосцы 0 1
Тяжелые крейсера 2 14
Легкие крейсера 7 5
Эсминцы 23 43
Подводные лодки 46 ?

Неравенство сил было просто подавляющим. Никакая стратегия не могла компенсировать столь большое количественное и качественное превосходство, отсутствие воздушного прикрытия, несовершенство торпедного оружия подводных лодок. Но морским силам АБДА мешали и другие обстоятельства. Азиатский флот, голландская и британская эскадры не могли рассчитывать на получение подкреплений в ближайшее время.
Кроме того, корабли союзников не могли рассчитывать на ремонт. Поэтому поврежденные корабли должны были либо покидать район боев, либо сражаться до конца, несмотря на «инвалидность».
Наконец, существовала языковая проблема. Большинство американских морских офицеров не могло связать и двух слов по-голландски. Они не могли читать голландские карты и лоции. Американских карт Ост-Индии не хватало даже самим американцам. Флот АБДА использовал 4 различных свода сигналов, шифровальщики становились в тупик при попытках увязать американские, голландские и британские шифры. Неполадки в системе связи и недопонимание с первого дня мешали флоту АБДА.
Несмотря на все эти недостатки, флот АБДА участвовал в нескольких крупных морских сражениях. В отдельных отчаянных боях за Малайский барьер американские эсминцы – старые четырехтрубники ЭЭМ-29 капитана 1 ранга Уайли – проявили настоящий героизм.
Бой у Баликпапана
Помимо своего стратегического значения, голландские владения в Индонезии были настоящей экономической сокровищницей, не в последнюю очередь благодаря запасам «жидкого золота». Нефть месторождения на острове Таракан, расположенного у северо-западного побережья Борнео, отличалась исключительной чистотой. Для его захвата японское Центральное соединение вошло в море Целебес. Сам Таракан был без труда ими оккупирован 11 января. 21 января японцы двинулись дальше через пролив Макассар, чтобы занять Баликпапан.
Группой вторжения на Баликпапан командовал вице-адмирал С. Нисимура, находившийся на легком крейсере «Нара». Соединение состояло из эскадры эсминцев (12 кораблей во главе с флагманом Нисимуры) и 16 транспортов. Передовой эшелон из 2 транспортов и 2 эсминцев шел впереди главных сил.
Когда соединение проходило через Макассарский пролив, оно было замечено «Каталиной» 10-го патрульного авиакрыла. Затем его атаковали голландские самолеты и американские подводные лодки. Самолеты потопили один транспорт.
Когда японцы начали высадку на востоке Борнео, малочисленные морские силы АБДА были разделены на 3 группы. Англичане удерживали район Сингапур–Палембанг, западный фланг Малайского барьера. Голландские корабли были сосредоточены в центре, в Яванском море. Американцы должны были удержать восточный фланг – район, который тянулся от острова Бали до Австралии.
Баликпапан и Макассарский пролив находились к северо-востоку от Бали, соответственно, японская высадка произошла на «американской территории». Поэтому адмирал Харт приказал ударному соединению Азиатского флота под командованием адмирала Глассфорда перехватить японцев в Макассарском проливе.
Когда утром 20 января был получен приказ, соединение адмирала Глассфорда заправлялось в бухте Купанг на острове Тимор на восточном конце Голландской Ост-Индии. Оно состояло из легких крейсеров «Бойз» и «Марблхед» и 8 эсминцев ЭЭМ-29. Однако не все корабли оказались на месте. Тяжелый крейсер «Хьюстон» и эсминцы «Уиппл» и «Джон Д. Эдвардс» сопровождали конвой к Торресову проливу. Эсминцы «Олден» и «Эдсолл» также сопровождали конвой. Несколько эсминцев ремонтировались. Поэтому Глассфорд имел только 2 легких крейсера и не более 6 эсминцев. Более того, ситуация сложилась так, что в операции в Макассарском проливе смогли участвовать только 4 эсминца ДЭМ-59 капитана 2 ранга Ф.Г. Тэлбота – «Форд», «Поуп», «Пири» и «Пол Джоунс».
Эсминцы приняли топливо с «Марблхеда». После этого куцее соединение адмирала Глассфорда взяло курс на Макассарский пролив. Сначала корабли пошли на запад через море Саву, затем повернули на север, чтобы пройти через пролив Сапе между островами Комодо и Сумбава.
Здесь соединение Глассфорда потерпело первую неудачу. Капризная судьба может превратить в прах самые тщательно составленные военные планы. В проливе Сапе судьба приняла вид острой, как кинжал, скалы. Легкий крейсер «Бойз» налетел на нее и вспорол себе днище. Получив большую пробоину, «Бойз» был вынужден направиться в ближайший порт. И без того небольшие силы Глассфорда сократились на 1 крейсер и 1 эсминец, выделенный для его сопровождения.
Тем временем на «Марблхеде» произошла поломка турбины, и скорость крейсера снизилась до 15 узлов. Адмирал Глассфорд, находившийся на «Бойзе», приказал обоим крейсерам следовать в бухту Варорада на острове Сумбава. Еще один эсминец пришлось выделить для сопровождения «Марблхеда». Это сократило ударное соединение до 4 четырехтрубников капитана 2 ранга Тэлбота. Этот маленький квартет отважно прошел через пролив Сапе и направился через море Флорес к мысу Мандар на острове Целебес у южного входа в Макассарский пролив.
Положение изменилось радикально. Вместо удара группы из 6 эсминцев под прикрытием 2 крейсеров получалось, что атакуют всего 4 эсминца без всякой поддержки. 4 измученные старые «жестянки», построенные еще в прошлую войну, должны были атаковать японские силы вторжения, в состав которых входили 12 современных эсминцев и несколько вооруженных вспомогательных судов. Не говоря уже о флагмане адмирала Нисимуры – легком крейсере «Нака».
Несмотря на соотношение сил, всю вторую половину дня 23 января капитан 2 ранга Тэлбот вел свои эсминцы к Макассарскому проливу. Делая 25 узлов, старые гончие подпрыгивали на свежей волне. Фонтаны брызг обдавали мостики. Чтобы обмануть японские самолеты-разведчики, Тэлбот приказал временно повернуть на восток в направлении бухты Мандар на Целебесе. Однако японские самолеты так и не показались. Единственным замеченным самолетом была «Каталина».
Через час после захода солнца, примерно в 19.30, Тэлбот круто повернул свою колонну влево и направился к Баликпапану, остров Борнео.
По УКВ он передал приказ: «Торпедная атака. После обнаружения целей действовать по собственному усмотрению. Израсходовав торпеды, вести огонь из всех орудий. Действуйте инициативно и решительно».
Маленькая колонна начала пересекать пролив под острым углом, увеличив скорость до 27 узлов. Старые четырехтрубники неслись сквозь ночной мрак: «Джон Д. Форд» (капитан-лейтенант Дж.Э. Купер), «Поуп» (капитан-лейтенант У.К. Блинн), «Пэррот» (капитан-лейтенант Э.Н. Паркер), «Пол Джоунс» (капитан-лейтенант Дж.Дж. Хурихан).
В полночь корабли все еще мчались вперед. Море было спокойным, эсминцы шли по идеальной прямой.
Наконец наблюдатели «Форда» заметили пламя двух горящих японских транспортов, которые накануне вечером подожгли голландские летчики. Затем на горизонте показалось темно-красное зарево над Баликпапаном. Вся береговая линия была охвачена пламенем. Голландцы взорвали нефтеперегонные установки. Японские транспорты временами показывались на фоне мерцающего зарева. Какую-то секунду силуэт транспорта был виден, а потом его скрывал дым. Но тот же самый дым, который скрывал японские транспорты, укрыл и приближающиеся американские эсминцы. Четырехтрубники не были обнаружены.
Внезапно в темноте вспыхнул луч прожектора и уперся в правую скулу «Форда». Один из 4 японских эсминцев, пересекавших курс американцев справа налево, запросил опознавательные. Тэлбот приказал резко изменить курс и продолжать движение. Затем еще один поворот – и корабли легли на прежний курс к Баликпапану.
Тэлбот повел свои корабли в атаку полным ходом. Их первый удар был нацелен на линию транспортов, стоящих на якорях примерно в 5 милях от входа в гавань Баликпапана. Первым выпустил торпеды «Пэррот». С короткой дистанции он выстрелил 3 торпеды, но все 3 прошли мимо.
Капитан-лейтенант Паркер приказал повернуть чуть влево. Через 2 минуты после первого торпедного залпа «Пэррот» выпустил еще 5 торпед по цели, находящейся в 1000 ярдах по правому траверзу. Он стрелял по цели, огромной, как сарай, но снова все 5 торпед прошли мимо.
Одновременно с ним атаковал транспорты «Форд». В статье, опубликованной в мае 1943 года в журнале «USNIP», лейтенант Уильям П. Мак, артиллерист «Форда», дал красочное описание этого драматического залпа.

«Внезапно мы обнаружили, что находимся прямо посреди японских транспортов. Я слышал, как внизу на мостике капитан-лейтенант Купер приказал: «Приготовиться к залпу!» Лейтенант Слотер подготовил торпедные аппараты. На корме аппараты развернулись по указаниям с поста управления торпедной стрельбой. «Первый, пли!» – приказал он. «Первый, пли!» – повторил телефонист. Затем последовала характерная мешанина звуков: приглушенный взрыв, шипение, свист, тяжелый всплеск. Все это сопровождает торпедный выстрел. Я увидел, как торпеда выскочила на поверхность, а потом снова погрузилась, ринувшись вперед. За кормой «Поуп», «Пол Джоунс» и «Пэррот» тщательно прицелились и тоже выпустили торпеды… Мой телефонист спокойно отсчитывал секунды, пока торпеды шли к цели. Время прошло, но ничего не случилось. Мы поняли, что промахнулись».

Замыкавший колонну «Пол Джоунс» выпустил торпеды в 02.57, целясь по смутному силуэту, который в дыму походил на эсминец или даже крейсер. Как выяснилось, это был маленький тральщик. И торпеда тоже прошла мимо.
Так Неудача снова скорчила противную рожу нашим эсминцам. 10 торпед были выпущены по «сидящим уткам» – и ни одного попадания. Критики позднее утверждали, что четырехтрубники неслись слишком быстро, чтобы точно целиться. Но впоследствии выяснилось, что виноваты были торпеды, а не моряки.
Теперь преимущество внезапности было утеряно. Противник понял, что подвергся нападению, и объявил тревогу. На японских кораблях началась суматоха и раздались крики. В маслянистом дыму японские патрульные суда метались туда и сюда. Мигали сигнальные прожектора, началась беспорядочная стрельба. В 03.00 капитан 2 ранга Тэлбот развернул свою колонну для повторного захода. Пока эсминцы выписывали петлю, «Пэррот» выпустил 3 торпеды по судну, мелькнувшему в дыму слева по носу. На этот раз торпеды попали в цель. Транспорт «Суманоура Мару» взорвался со страшным грохотом. Из бухты Баликпапан в беспорядке выскочила эскадра эсминцев адмирала Нисимуры. Эта свора современных кораблей могла стереть четверку Тэлбота в порошок. Но ничего подобного не произошло. Почему-то решив, что транспорты атакованы подводными лодками, Нисимура повел свою эскадру в Макассарский пролив, чтобы начать там поиск лодок.
Пока эсминцы одураченного адмирала вели поиск несуществующих подводных лодок, четырехтрубники Тэлбота продолжали громить японский транспортный флот.
Вернувшись назад, в 03.06 эсминец «Поуп» дал залп 5 торпедами по обнаруженному силуэту. Через 2 минуты «Пэррот» дал торпедный залп по той же цели. «Пол Джоунс» выпустил торпеды через 2 минуты. Еще одна вспышка взрыва осветила ночь, и транспорт «Тацуками Мару» (7000 тонн) пошел на дно.
Колонна эсминцев направилась на юг, потом круто повернула вправо, чтобы пройти через южную часть якорной стоянки. В 03.19 «Поуп» и «Пэррот» одновременно дали торпедные залпы по цели с левого борта, которую приняли за японский эсминец. Они уничтожили маленький патрульный корабль.
В 03.22 «Форд» и «Пол Джоунс» выпустили по одной торпеде в смутный силуэт крупного транспорта. Но корабль дал ход и сумел избежать попаданий. Тэлбот повел колонну вокруг этой цели, и в 03.25 «Пол Джоунс» выпустил роковую торпеду. Жертвой стал транспорт «Куретакэ Мару» (5000 тонн).
Еще раз эсминцы повернули на север вдоль колонны транспортов. Затем Тэлбот приказал резко свернуть на запад, чтобы прорезать внутреннюю линию транспортов.
Когда колонна начала склоняться на запад, описывая петлю, все 4 эсминца открыли огонь из орудий. «Поуп», «Пэррот» и «Пол Джоунс» израсходовали все торпеды. Но «Форд» сохранил свой последний залп для жирной добычи.
Так как 3 эсминца донесли, что остались без торпед, Тэлбот приказал им действовать самостоятельно, используя артиллерию. Сам повел «Форд» в последнюю торпедную атаку.
Эта выдержка из отчета артиллериста эсминца описывает последнюю атаку:

«Мы изменили курс и снова прорезали строй конвоя, выпуская торпеды с обоих бортов по транспортам, смутно видневшимся в темноте. Но теперь нас было только трое, так как «Пол Джоунс» потерял нас во время последнего поворота. В какой-то момент я увидел 5 тонущих судов. Мы в третий раз повернули обратно и прошли через деморализованный конвой. Теперь мы свернули влево, чтобы не столкнуться с тонущими транспортами. Вода кишела плавающими японцами. Наша кильватерная струя перевернула несколько шлюпок, набитых людьми. Некоторые суда выглядели, словно их облепили мухи. Японские солдаты в панике бросались в воду. Было трудно удержаться от обстрела уже торпедированных транспортов. Я был уверен, что японцы до сих пор не подозревали, что мы внутри их конвоя, приписывая попадания торпед подводным лодкам. Они верили, что мы – японские эсминцы.
Внизу на мостике прозвучала команда: «Залп!» Последние 2 торпеды вылетели из аппаратов. Теперь за кормой у нас удержался только «Поуп». Мы выпустили последние торпеды в группу из 3 транспортов. Я понял, что теперь настал мой черед. Много раз я стрелял по мишеням, но это был первый настоящий бой. «Открыть огонь!» – рявкнуло у меня в наушниках. Я был готов, но все обстояло совсем иначе, чем на учебных стрельбах. Я помнил бесконечные споры в Морской академии относительно эффективности прожекторов и осветительных снарядов. Я не использовал ни того, ни другого. Мы не пользовались никакими сложными приборами управления огнем. Это был беглый огонь в чистом виде. Цели мелькали в темноте на расстоянии от 500 до 1000 ярдов, поэтому мы наводили орудия, установив прицелы на нижние значения, и давали пару залпов, используя для освещения пожары горящих судов. Наконец мы увидели транспорт, находящийся на достаточном удалении, что позволило дать по нему 3 залпа. Взрывы снарядов были просто ужасными. Листы обшивки и обломки летели во все стороны. Когда мы последний раз видели его, транспорт начал медленно погружаться… С одного судна нас обстреляли. Я развернул орудия в ту сторону, но, прежде чем мы успели подавить их орудия, снаряд попал нам в корму. Вспыхнул пожар, который начал усиливаться. По телефону я слышал, как торпедист докладывает о повреждениях: «4 человека ранены, кормовая надстройка разрушена, горят боеприпасы». Через 30 секунд горящие патроны были выброшены за борт, раненых унесли в лазарет, а кормовое орудие возобновило огонь.
К этому времени «Поуп» тоже отстал от нас, и мы сражались в одиночку. Мы расстреляли еще один транспорт, и после этого у нас просто не осталось целей. Я слышал, как на мостике командир дивизиона приказал отходить. Машинные вентиляторы завыли еще громче, так как старший механик постарался выжать из нашего старичка всю скорость. Позднее я узнал, что мы дали 32 узла, быстрее, чем когда-либо со времени приемных испытаний. На востоке небо начало светлеть, что было неприятно. За кормой оно тоже светилось, но от пожаров горящих судов».

Очевидно, одним из этих судов был транспорт «Асахи Мару», поврежденный и подожженный артиллеристами «Форда». Другим, вероятно, был транспорт «Цуруга Мару» (7000 тонн), торпедированный и потопленный во время последнего захода. Лейтенант Мак так завершает свой отчет:

«Мы шли на юг в течение почти 30 минут, после чего начался рассвет. Мы напряженно смотрели назад, ожидая увидеть погоню, которую считали неизбежной. Однако единственными кораблями, которые мы заметили слева по носу, были знакомые силуэты «Пэррота», «Пола Джоунса» и «Поупа». Они гордо вступили нам в кильватер, и мы направились на юг все вместе. На мачту пополз флажный сигнал. Он гласил: «Хорошо сделано».

Так закончился бой у Баликпапана. Следуя в непроглядном мраке по неосвещенному фарватеру через рифы у восточного побережья Борнео – занятие само по себе не менее рискованное, чем битва – вскоре после 08.00 эсминцы встретились с крейсером «Марблхед», который должен был прикрыть их отход.
4 старых четырехтрубника разгромили скопление японских транспортов и вернулись в базу, не получив серьезных повреждений. Все потери ограничились 4 ранеными на «Форде». Единственные повреждения – уничтоженная торпедная мастерская на корме «Форда».
Зато позади себя эсминцы Тэлбота оставили разрушения и смерть. На дно бухты Баликпапан ушли 4 японских транспорта: сухогруз «Куретакэ Мару» (5175 тонн), и войсковые транспорты «Цуруга Мару» (6988 тонн), «Тацуками Мару» (7064 тонн), «Суманоура Мару» (3519 тонн). Вместе с ними был потоплен сторожевик РС-37 (750 тонн). Всего японцы потеряли 23496 тонн.
В более поздний период такие достижения могли показаться незначительными. Но в январе 1942 года атака эсминцев Тэлбота была единственным светлым пятном на общем мрачном фоне. Они одержали первую победу надводных кораблей США в Тихоокеанской войне, причем в первом же бою ВМС США со времен Испано-американской войны.
Неудачи АБДА
Но 4 маленьких эсминца не могли сдержать японцев, и жуткая военная колесница продолжала катиться на юг, подминая под себя все новые территории Голландской Ост-Индии.
Вниз по Южно-Китайскому морю шло Западное соединение адмирала Одзавы, чтобы захватить запад Борнео, Малайю и Суматру. Через Молуккский пролив двигалось Восточное соединение адмирала Такахаси, которое должно было нанести удар по трем пунктам: северо-восточному побережью Целебеса, острову Амбон в море Банда и архипелагу Бисмарка к северу от Новой Гвинеи. Через Макассарский пролив шло Центральное соединение адмирала Хиросэ, чтобы занять восточное побережье Борнео.
К концу января 1942 года на западе был осажден Сингапур и атакована Ява, а на востоке японцы продвинулись до Рабаула. Фланги союзников на юго-западе Тихого океана трещали. Американцы, еще пытавшиеся удержать рубеж, чувствовали себя, как на зыбучем песке.
Эсминцы ЭЭМ-29 капитана 1 ранга Уайли радовались победе у Баликпапана, однако четко представляли себе, что их ждет впереди. 13 четырехтрубников Азиатского флота, действовавшие в составе сил АБДА, оказались бесприютными. Сурабая на северном побережье Явы, временное место нахождения штаба Азиатского флота, оказалась под угрозой удара японцев, наступавших на Борнео. На южном побережье Явы порт Чилачап располагал некоторыми возможностями базирования, но их было недостаточно. Японское вторжение на архипелаг Бисмарка непосредственно угрожало безопасности Порт-Дарвина в Австралии. Плавучая база «Блэк Хок» осталась единственным «местом базирования», на которое могли рассчитывать эсминцы. Но запасы этого перегруженного работой судна вскоре должны были иссякнуть.
Один из моряков ЭЭМ-29 позднее вспоминал: «Мы выскребли свои провизионки до дна. Чтобы ремонтировать наши старые жестянки, у нас остались только гитарные струны и жевательная резинка. Начались импровизации. Но как сымпровизировать отдых? Мы с трудом выкраивали время, чтобы просто присесть. Расслабиться? Чашка кофе».
В январе 1942 года это была горькая чаша. Противник захватил Кендари на Целебесе и двигался на юг по Макассарскому проливу к Банджермасину на южном побережье Борнео. Поэтому морское командование АБДА считало, что пришло время дать противнику решительный бой, чтобы задержать его. 2 февраля адмирал Харт, главнокомандующий флотом АБДА, назначил голландского адмирала Доормана командиром ударного соединения, дав приказ атаковать противника, продвигающегося к городу Макассар или Банджермасину.
Ударное соединение АБДА состояло из флагмана Доормана легкого крейсера «Де Рейтер», американского тяжелого крейсера «Хьюстон», американского легкого крейсера «Марблхед», голландского легкого крейсера «Тромп», 4 американских эсминцев (ДЭМ-58) и 3 голландских эсминцев.
Американскими эсминцами командовал капитан 2 ранга Т.Г. Бинфорд. Это были «Стюарт» (капитан-лейтенант Гарольд П. Смит), «Джон Д. Эдвардс» (капитан 2 ранга Г.Э. Экклз), «Баркер» (капитан 2 ранга Л.Дж. МакКлюни), «Балмер» (лейтенант Дэвид Э. Харрис). Голландскими эсминцами были «Ван Гент», «Пит Хейн», «Банкерт».
Соединение Доормана даже несколько превосходило японские силы, наступавшие в этом направлении. Однако японская авиация, уже наносившая удары по Яве, представляла собой смертельную опасность. Адмирал Доорман намеревался нейтрализовать ее, навязав противнику ночной бой. Его приказ кораблям ударного соединения гласил: «Вражеские транспорты должны быть атакованы и уничтожены в ночной атаке».
Однако для ночной атаки требовалось пересечь в дневное время Яванское море. 4 февраля в 00.00 Доорман вывел свои корабли из Сурабаи через пролив Мадура и взял курс на восток.
Флагманский «Де Рейтер» шел головным, за ним следовали «Хьюстон», «Марблхед» и «Тромп». Американские эсминцы шли в охранении на флангах колонны, голландские эсминцы замыкали строй.
Утром небо было частично закрыто облаками, волна была умеренной. В 09.49, когда корабли уже прошли значительное расстояние, наблюдатели «Де Рейтера» заметили группу японских самолетов.
Это были морские бомбардировщики «Нелл» из состава Восточного соединения адмирала Такахаси. 37 самолетов утром вылетели из Кендари, чтобы атаковать Сурабаю. Но теперь они нашли более заманчивую цель.
Доорман по радио предупредил командиров кораблей, голландские и американские корабли рассредоточились для самостоятельного маневрирования. Затем японские самолеты оказались над кораблями союзников, и вниз полетели бомбы.
4 отважные «Каталины» американского флота попытались сорвать атаку, но сами были быстро сбиты. Моряки эсминцев бросились к зенитным орудиям, но японцы не обращали внимания на эсминцы. Начался бой, который тянулся всю первую половину дня. Японцы сосредоточились только на крейсерах. Поэтому всю тяжесть боя в проливе Мадура вынесли крейсера «Хьюстон», «Марблхед» и «Де Рейтер». Эсминцы лишь присутствовали при этом.
Оба американских крейсера маневрировали на полном ходу, ведя бешеный зенитный огонь, но все-таки получили серьезные повреждения. В «Хьюстон» попала бомба, которая разрушила кормовую башню, убив около 50 офицеров и матросов и ранив еще 20. Обгоревший и искалеченный крейсер отошел через пролив Бали и взял курс на Чилачап.
«Марблхед» пострадал еще сильнее. Бомба, попавшая в корму, пробила палубу, разрушила рулевую машину и разорвала топливные цистерны. Вторая бомба разворотила кают-компанию и лазарет. Близким разрывом была изрешечена обшивка в носовой части. Охваченный пламенем корабль получил дифферент на нос и крен на левый борт и начал беспомощно циркулировать.
Японцы продолжали атаки до самого полудня. Отчаянные усилия аварийной партии помогли удержать «Марблхед» на плаву. Огонь был взят под контроль, заклиненный руль удалось чуть повернуть. Управляясь машинами, крейсер пошел к проливу Ломбок. Любая новая попытка нанести удар в Макассарском проливе была форменным самоубийством, поэтому адмирал Доорман приказал остаткам ударного соединения отходить. Американские эсминцы и голландский крейсер «Де Рейтер» образовали кольцо охранения вокруг отходящего на юг «Марблхеда» и довели его до Чилачапа.
Разгром эскадры АБДА в проливе Мадура стал зловещим предзнаменованием того, что случилось позднее. «Хьюстон» был тяжело поврежден, а «Марблхед» полностью выведен из строя, поэтому в битве за Малайский барьер союзники оказались прижаты к стене.
Тем временем противник занял город Макассар на Целебесе и продвигался по южной части Борнео. Теперь японцы находились совсем недалеко от Сурабаи., и главную базу АБДА начало припекать. Чилачап на южном побережье Явы также не являлся совсем безопасным убежищем. Оттуда адмирал Харт направил Доормана с усиленным ударным соединением в район Суматры для перехвата японских конвоев с войсками, направляющихся в Палембанг, главный город Суматры.
Для этой цели было сформировано ударное соединение, состоящее из голландских легких крейсеров «Де Рейтер», «Ява» и «Тромп», британского тяжелого крейсера «Эксетер», австралийского легкого крейсера «Перт», 4 голландских и 6 американских эсминцев. Это были «Стюарт», «Баркер», «Балмер», «Дж.Д. Эдвардс», «Пиллсбери» и «Пэррот».
Корабли заправились в бухте Пиги на южном берегу Явы и 13 февраля пошли на запад к Суматре. Это был несчастливый день.
Поход к Суматре дорого обошелся флоту АБДА. Ночью 14 февраля в проливе Штольце голландский эсминец «Ван Гент» наскочил на риф. Голландский эсминец «Банкерт» остался, чтобы снять экипаж «Ван Гента». Один эсминец погиб, второй не мог участвовать в бою.
Остальные корабли прошли в район, находящийся к северо-востоку от острова Банка. Там Доорман выяснил, что японцы находятся уже в проливе Банка, совсем недалеко от Палембанга.
Утром 15 февраля японские бомбардировщики провели серию атак против эскадры АБДА. Без воздушного прикрытия корабли союзников были крайне уязвимы. В течение 6 часов японские бомбардировщики безнаказанно проводили свои атаки. Они не сумели потопить ни одного корабля, однако старые четырехтрубники «Баркер» и «Балмер» серьезно пострадали от близких разрывов. Им обоим теперь требовался срочный ремонт. В начале вечера адмирал Доорман приказал отходить на восток.
Когда эскадра союзников вошла в Яванское море, было получено сообщение, которое потрясло весь мир. Пал Сингапур. Потеря «неприступной» базы – Гибралтара Востока – стала сокрушительным поражением для англичан. После захвата Сингапура японцами окончательно рухнул западный фланг Малайского барьера.
Тем временем американцы на юго-западе Тихого океана услышали оглушительную новость: адмирал Харт отозван в Соединенные Штаты. Главнокомандующим флотом АБДА назначен голландский адмирал Хелфрих.
18 февраля японцы, действуя с Целебеса, штурмом взяли аэродром на острове Бали. Рушился весь фронт, японцы приближались с запада и с востока, и командиры союзников просто не знали, куда двигаться. На Яву была переброшена горстка истребителей Р-40, которые тут же сгорели в топке жестоких боев. Флот АБДА в этот критический момент потерял легкий крейсер «Марблхед», голландский эсминец и американские эсминцы «Баркер» и «Балмер». Оба поврежденных эсминца были отправлены в залив Эксмут, Австралия, на ремонт в сопровождении плавучей базы «Блэк Хок».
Пара хромых стариков и плавбаза покинули Чилачап 19 февраля. В этот печальный день миноносники АДБА узнали еще одну трагическую новость. В Порт-Дарвине был потоплен американский эсминец «Пири».
Гибель эсминца «Пири»
Рано утром 15 февраля крейсер «Хьюстон» и эсминец «Пири» вышли вместе с конвоем из Порт-Дарвина. Конвой направлялся на остров Тимор, находящийся на востоке голландских владений в Ост-Индии.
Японцы к этому времени подступили вплотную к острову, расположенному всего в 500 милях от Порт-Дарвина. Тимор был практически беззащитен. Для укрепления обороны союзное командование в качестве подкреплений направило 2 полка американской полевой артиллерии и несколько тысяч австралийских солдат. На американские войсковые транспорты «Мейгс» и «Мауна Лоа» были погружены артиллеристы. Небольшие транспорты «Тулаги» и «Портмар» должны были доставить австралийцев. Эсминец «Пири» шел впереди крейсера «Хьюстон», когда конвой направился на запад по морю Тимор. С флангов конвой прикрывали австралийские корветы «Суон» и «Варрего».
Корабли не успели далеко отойти от берега, как были обнаружены вражеской летающей лодкой. Когда на следующее утро конвой подошел к острову Тимор, он подвергся массированной воздушной атаке.
36 базовых бомбардировщиков и 10 гидросамолетов атаковали конвой несколькими волнами. Крейсер «Хьюстон» открыл плотный зенитный огонь. Казалось, в небо поднялся столб торнадо. Японцы сбросили массу бомб на маневрирующие корабли, но ни один не получил попаданий. Не меньше 23 бомб разорвались рядом с «Портмаром», но маленький транспорт уцелел. Единственными пострадавшими стали 2 солдата на «Мауна Лоа», раненные осколками зенитных снарядов.
Тем временем командование АБДА получило сообщение, что сильное японское авианосное соединение находится в море Банда или в море Флорес. Нападение на союзный конвой подтвердило эту информацию. Если японские авианосцы действительно находятся поблизости, то положение конвоя становится исключительно опасным, а попытка перебросить подкрепления на Тимор явно запоздала. Поэтому капитан 1 ранга Рукс приказал конвою возвращаться в Порт-Дарвин.
Корабли вернулись в гавань утром 18 февраля. Экипажи вздохнули с облегчением. Но, как оказалось, корабли попали из огня да в полымя.
Транспорты «Мейгс» и «Мауна Лоа» высадили войска на пирс. «Тулаги» и «Портмар» стали на якоря. В гавани было темно. Там находилось австралийское госпитальное судно, австралийский войсковой транспорт, норвежский танкер, американский сухогруз, бразильское торговое судно, несколько корветов. В излучине гавани стояла на якоре американская плавучая база гидросамолетов «Уильям Б. Престон» – переоборудованный четырехтрубник. «Хьюстон» и «Пири» сразу дозаправились и вечером вышли в море, чтобы присоединиться к эскадре адмирала Доормана в Яванском море.
Выйдя из Дарвина, «Пири» установил контакт с подводной лодкой. Капитан-лейтенант Дж.М. Бермингхэм начал энергичные поиски. Но японская лодка ускользнула. Долгие поиски сократили запас топлива «Пири», и он получил приказ вернуться в Порт-Дарвин для дозаправки. Тяжелый крейсер «Хьюстон» пошел на запад в одиночку.
Для «Хьюстона» это стало отсрочкой, а для «Пири» незамедлительной смертной казнью. Утром 19 февраля примерно в 09.30 на горизонте появилась огромная орда японских бомбардировщиков. Порт-Дарвин не имел радарных установок. Склады, порт, местный аэродром – весь город был буквально превращен в прах. Почти все корабли в гавани были уничтожены. Не избежал этой участи и эсминец «Пири».
Первая волна атакующих – 18 тяжелых бомбардировщиков – нанесла массированный удар по причалам. «Мейгс» и «Мауна Лоа» отошли от пирсов, уступив место британским кораблям «Нептун» и «Зеландия», которые выгружали боеприпасы. Получив попадания бомб, эти корабли просто разлетелись в пыль с ужасным грохотом.
Норвежский танкер был потоплен прямым попаданием. Группа из 10 американских истребителей Р-40, возвращавшаяся с задания, попыталась отразить атаку. Один японский бомбардировщик был сбит, но и один Р-40 загорелся и упал вниз.
После этой увертюры прибыли пикировщики, чтобы заняться кораблями в гавани. К этому времени большинство кораблей дало ход, и они шли к выходу из порта в попытке спастись.
Армейский транспорт «Мауна Лоа» получил 2 бомбы в открытый люк и сразу затонул. Армейский транспорт «Мейгс» получил около 20 бомбовых попаданий и 1 торпеду, после чего затонул на глубине 18 фатомов. Войсковой транспорт «Тулаги» был тяжело поврежден. Продырявленный близкими разрывами «Портмар» выбросился на берег. На выходящем из гавани бразильском судне «Дон Исидро» после попадания возник сильнейший пожар. Бросившийся ему на помощь каботажный пароход получил попадание и затонул. Американское судно «Адмирал Халстед» с грузом высокооктанового бензина было потоплено. 2 австралийских корвета также были отправлены на дно.
Оказавшиеся в эпицентре шторма бывший эсминец «Престон» и действующий эсминец «Пири» отчаянно отбивались. В начале налета оба четырехтрубника направились к выходу из гавани, «Престон» шел головным.
Командир плавбазы капитан-лейтенант Этеридж Грант держал пары в котлах как раз на такой случай. Проявив предусмотрительность, он выбил несколько 12,7-мм и 7,62-мм пулеметов, снятых с самолетов 10-го патрульного авиакрыла, и расставил их на юте «Престона». Эти предосторожности оправдали себя. В 10.10 4 пикировщика бросились в атаку на «Престон» и «Пири». Когда 2 бомбардировщика нацелились на «Престон», их встретила стена огня, и японцы отвернули.
Но 2 других самолета прорвали завесу. 3 бомбы попали в плавбазу, еще одна разорвалась рядом с бортом. Корабль был буквально изрешечен осколками. Капитан-лейтенанта Гранта выкинуло за борт. Однако «Престон» не затонул. Он остался на плаву и стрелял до последнего – один из немногих кораблей, переживших налет на Порт-Дарвин.
Эсминцу «Пири» повезло меньше. Он шел зигзагом, насколько это было возможно в забитой гавани, ведя непрерывный огонь. Но все-таки эсминец получил 2 тяжелых попадания. Один взрыв разрушил корму, уничтожив стеллажи глубинных бомб, смял ограждение винтов и затопил румпельный отсек. Вторая бомба, оказавшаяся зажигательной, попала в камбуз, и на корабле возник пожар.
Капитан-лейтенант Бермингхэм и его матросы отчаянно боролись с повреждениями и пикировщиками еще 3 часа. Самолеты продолжали наносить удары. Снова и снова артиллеристы эсминца отгоняли их. В корабль попала еще одна бомба, вызвавшая дополнительные повреждения. Четвертая бомба взорвалась в носовом артпогребе. Обгоревший и разрушенный эсминец все-таки продолжал двигаться. Он продержался до пятого попадания. Эта зажигательная бомба взорвалась в кормовом машинном отделении.
Но даже после этого эсминец продолжал сражаться. Лишь в 13.00 он разломился и затонул, окутанный огнем и дымом. Свидетели утверждают, что пулеметы эсминца продолжали стрелять, даже когда вода залила палубу «Пири».
Вместе с кораблем погибли около 80 человек, в том числе капитан-лейтенант Бермингхэм. Спасся только один офицер – старший механик лейтенант У.Дж. Сатлетт.
Эсминец «Пири» стал первым кораблем Азиатского флота, погибшим в ходе военных действий. Он также стал первым американским эсминцем, погибшим после нападения на Пирл-Харбор.


Дальше