СОБРАНИЕ РАБОТ АЛЕКСАНДРА БОЛЬНЫХ -- Переводы -- Т. Роско : "Сильнее «божественного ветра». Эсминцы США: война на Тихом океане" Переводы / / На главную страницу

Эсминцы идут на запад!

К весне 1944 года бастионы японского внутреннего оборонительного периметра рушились, как подтаявший лед. Война, словно прилив, покатилась на запад, к берегам Японии, Филиппин, Голландской Ост-Индии. В водах вокруг самой Японии и во всех морях Великой Сферы Сопроцветания американские подводные лодки беспощадно топили торговые суда. Самолеты союзников бомбили базы на Сайпане и Палау, в Холландии. Противолодочные силы союзников уничтожали японские подводные лодки одну за другой. Корабли союзников, особенно эсминцы и эскортные миноносцы, вызывали противника на бой.
Возьмем для примера события, происходившие вокруг Курильских островов. В начале марта их посетило американское оперативное соединение, вышедшее с Алеутских островов. Оно состояло из легкого крейсера «Ричмонд» под флагом контр-адмирала У.Д. Бейкера и 8 эсминцев. Это были «Пикинг» (капитан 2 ранга Р.С. Лэмб) под брейд-вымпелом командира ЭЭМ-49 капитана 1 ранга Г.Ф. Гиринга, «Уикс» (капитан 2 ранга У.И. Аллен), «Спростон» (капитан-лейтенант М.Дж. Лузи), «Янг» (капитан 2 ранга Г.Б. Мэдден), «У.Д. Портер» (капитан 2 ранга У.Э. Уолтер), «Ишервуд» (капитан 2 ранга Р.Э. Гадров) под брейд-вымпелом командира ДЭМ-98 капитана 2 ранга Г. Вуда, «Кимберли» (капитан 2 ранга Г. Смит), «Люс» (капитан 2 ранга Г.А. Оуэнс).
Соединение покинуло бухту Убиенная на Атту вечером 1 марта и вошло в Охотское море 4 марта примерно в 02.00. Оно имело задачу перехватить конвой, обнаруженный возле Мусаси Ван, и обстрелять побережье в этом районе.
Плохая погода и сильное волнение помешали поискам. Если конвой и был там, разразившийся шторм наверняка потрепал его ничуть не хуже американских кораблей. Ветер силой 6 баллов и высокие пенистые волны вынудили адмирала Бейкера прекратить поиски и отказаться от обстрела берега.
Выйдя из Охотского моря, корабли попали в еще более сильный шторм, в результате чего корпус «Ричмонда» дал течь, а 2 эсминца пришлось поставить в сухой док для ремонта. Остальные 6 эсминцев прибыли в порт с различными мелкими повреждениями надстроек. Сильнее всего пострадал «Ишервуд».
Через 4 месяца другое соединение вышло с Атту, чтобы нанести удар по Курилам. Оперативное Соединение 94 под командованием контр-адмирала Э.Г. Смолла было значительно больше эскадры Бейкера. Оно состояло из крейсеров «Честер» (фламан), «Пенсакола» и «Конкорд» и 9 эсминцев, 8 из которых участвовали в мартовском походе. Новичком был «Ч.Э. Бэджер» (капитан-лейтенант Дж.Г. Коттен). На «Ишервуде» сменился командир, теперь эсминцем командовал капитан-лейтенант Л.Э. Шмидт. На нем находился и новый командир ДЭМ-98 капитан 2 ранга У.Г. Купер. «У.Д. Портер» тоже получил нового командира – капитана 2 ранга Ч.М. Кийза.
В конце июня соединение направилось на запад, чтобы обстрелять японские сооружения в Курабу Заки на юго-западной оконечности Парамушира. Так как в этом районе дислоцировались 257 самолетов, американское соединение, не имевшее воздушного прикрытия, использовало погодный фронт в качестве укрытия. Для ведения метеоразведки применялись морские самолеты берегового базирования. Адмирал Смолл со своими кораблями вышел с Атту 24 июня, и весь переход прошел в условиях плохой видимости и постоянных туманов. К цели американцы прибыли 26 июня и обстреливали ее в течение 20 минут. Эсминцы потопили несколько дозорных катеров и других мелких судов. Судя по всему, японские самолеты пытались разыскать эскадру, так как на экранах радаров мелькали многочисленные «призраки». Но корабли отошли под прикрытием туч и благополучно вернулись на Атту без всяких приключений. Это был один из редких случаев, когда непогода северной части океана (правильно предсказанная) помогла флоту.
Вылазки на севере Тихого океана были согласованы по времени с рейдами в его центральной части и наступлением у экватора. На островах Южных морей флот шагал в ногу со своими отрядами у Курил. Действуя в районе Бугенвилля, американские корабли опустили занавес кампании на Соломоновых островах. Процитируем адмирала Нимица:

«В течение марта эсминцы 42-го, 43-го, 44-го, 45-го, 89-го и 94-го дивизионов действовали, поддерживая операции армии на берегу. Они находились в подчинении командира XIV армейского корпуса и проводили контрбатарейные стрельбы, обстреливали вражеские войска и укрепления на берегу, оказывали огневую поддержку войскам. Кроме того, они действовали совместно с торпедными катерами и канонерками LCI, которые перехватывали вражеские баржи».

Почти все перечисленные далее эсминцы были ветеранами боев на Соломоновых островах.

ДЭМ-42: «Флетчер», «Рэдфорд», «Дженкинс», «Ла Валетт».
ДЭМ-43: «Уоллер», «Прингл», «Софли», «Филип».
ДЭМ-44: «Конвей», «Кони», «Итон», «Сигурни».
ДЭМ-45: «Стэнли», «Чарльз Осборн», «Олик», «Клакстон», «Дайсон».
ДЭМ-89: «Халфорд», «Гест», «Беннет», «Фуллэм», «Хадсон».
ДЭМ-94: «Хаггард», «Фрэнкс», «Хейли», «Джонстон».

Хотя война уже ушла с Соломоновых островов, перелетев на острова Адмиралтейства, находящиеся в 500 милях от Бугенвилля, на острове еще продолжались стычки, подчас довольно ожесточенные. Войска генерал-майора О.У. Грисуолда, высадившиеся на мысе Торокина, оказались в сложном положении, однако помощь крейсеров адмирала Эйнсуорта, американских самолетов, торпедных катеров, десантных судов и, конечно же, эсминцев помогла им выстоять. Среди эсминцев были знаменитые «Маленькие бобры» Берка, ветераны Петерсена, закаленные в боях «жестянки» Эрла. Эсминцы 22-й эскадры капитана 1 ранга У.Ф. Петерсена (флагман «Уоллер») служили «тяжелой артиллерией» у генерал-майора Грисуолда. Эти эсминцы ежедневно выполняли заявки десанта, а кроме того, все туже затягивали петлю блокады вокруг острова.
Один из боев, которые пришлось вести миноносникам возле Бугенвилля, произошел 5 августа 1944 года. В этот день эскортный миноносец «Боуэрс» (капитан-лейтенант Ф.У. Хоуз) подошел к устью реки Джаба, чтобы обстрелять японский взвод, который незадолго до этого выбил с позиций отряд союзников. Артиллеристы «Боуэрса» быстро убедили упрямцев, что сажать цветочки лучше, чем лезть в драку. К концу войны у японцев на Бугенвилле были, вероятно, самые красивые клумбы на всем Тихом океане.
«Софли» топит I-2
После боя у мыса Эсперанс (11 – 12 октября 1942 года) японская подводная лодка атаковала эсминец «МакКолла», который прочесывал воды к северу от острова Саво в поисках спасшихся. Лодкой, которая решилась на такой отчаянный поступок, была I-2.
Весной 1944 года I-2 все еще действовала на Соломоновых островах. Но для нее эта весна стала последней, проведенной на линии огня. 7 апреля ДЭМ-43 («Реншо», «Софли», «Прингл» и «Филип») патрулировал вблизи островов Мусау и Эмирау. В 06.30 «Софли» сонаром засек подводную лодку на расстоянии всего 1350 ярдов. Капитан-лейтенант Д.Э. Кохрейн сразу повернул эсминец, чтобы атаковать ее глубинными бомбами.
В 06.45 «Софли» сбросил обычную серию из 9 бомб. Через 30 минут он сбросил еще одну такую же серию. Через 8 минут после этого 2 сильных подводных взрыва встряхнули корабль. Гидролокационный контакт пропал. «Софли» тщательно прочесал район, но напрасно. Потом, примерно в 11.20, в 4 милях от места взрыва бомб на поверхности было обнаружено большое масляное пятно. Присмотревшись повнимательней, моряки установили, что это соляр. К закату струя соляра протянулась на 14 миль, отмечая место гибели I-2. Это была вторая лодка, потопленная «Софли».
Действия на островах Адмиралтейства
Немного западнее архипелага Бисмарка расположены острова Адмиралтейства, которые стали следующим шагом на пути союзников к Филиппинам. Аннексированные Германией в эпоху Бисмарка, эти острова были захвачены Австралией в Первую Мировую войну, но в 1942 году их оккупировала Япония. Японцы построили аэродромы на Негросе и в гавани Зееадлер на Манусе. 29 февраля 1944 года войска генерала МакАртура высадились на Негрос. Разведка была проведена плохо, силы японского гарнизона были недооценены. В результате на плацдарме завязалась кровавая борьба.
7-й Флот адмирала Кинкейда обеспечивал героическую поддержку оказавшихся в сложном положении войск. Оперативная группа под командованием контр-адмирала Фечтелера возглавляла силы вторжения. Группа состояла из опытных ветеранов капитана 1 ранга Джесси Г. Картера – «Рейд», «Флассер», «Мэхен», «Дрейтон», «Смит», «Буш», «Уэллес», «Стоктон» и «Стивенсон». Быстроходные транспорты «Хамфри», «Брукс» и «Сэндс» доставили диверсионные подразделения. Высадку прикрывали крейсера «Феникс» и «Нэшвилл» вместе с эсминцами «Дейли», «Хатчинс», «Бил», «Бейч» под командованием контр-адмирала Р.С. Берки.
Десантные корабли были встречены сильным артиллерийским огнем, но войскам удалось зацепиться за берег. Были переброшены подкрепления, и через 3 недели гарнизон Негроса был уничтожен. Одновременно союзники высадились на остров Манус. 8 марта в гавань Зееадлер вошли эсминцы-транспорты «Лонг» и «Гамильтон» в сопровождении эсминцев «Уилкс» и «Суонсон». Поддерживая десант, некоторые эсминцы приняли участие в ожесточенных перестрелках с японской артиллерией.
Это были эсминцы ДЭМ-26: «Уилкс» (капитан 2 ранга Ф. Волсифер), «Николсон» (капитан 2 ранга У.У. Венэс), «Суонсон» (капитан 2 ранга Э.Л. Робертсон), «Смит» (капитан-лейтенант Ф.В. Лист). Дивизионом командовал капитан 2 ранга Э.Дж. Гринакр, находившийся на «Уилксе». Корабли прибыли в гавань Гиане на Негросе 4 марта 1944 года. Командир ЭЭМ-5 капитан 1 ранга Картер приказал им сменить 4 других эсминца, патрулировавших там.
В дневное время эсминцы действовали как корабли ПЛО. Ночью они патрулировали по одиночке, стараясь не допустить перевозок на баржах и обстреливая берега по требованиям десанта. Утром 6 марта «Николсон» получил приказ следовать в Зееадлер, чтобы вызвать на себя огонь береговых батарей и таким образом установить их расположение.
«Николсон» не только вызвал на себя вражеский огонь, но даже сумел обстрелять и подавить батареи, которые проявили себя. При этом он получил попадание снарядом, который вывел из строя орудие № 2, убил 3 человек и серьезно ранил еще двоих.
Контр-адмирал Фечтелер аплодировал великолепным действиям ДЭМ-26. Он отмечал: «Группа огневой поддержки немедленно выполняла заявки и в значительной мере помогла наступлению войск на берегу». Это наступление также поддерживали «Маллэни», «Эммен» и австралийский эсминец «Варрамунга».
Заполучив гавань Зееадлер, 7-й Флот приобрел великолепную якорную стоянку, а сам остров Манус вскоре стал главной базой союзников на юго-западе Тихого океана. Когда острова Адмиралтейства перешли в руки союзников, Рабаул оказался обойденным. Война двинулась дальше, и эта некогда важная цитадель полностью потеряла свое значение.
В середине марта паровой каток МакАртура вмял в землю японскую базу в Веваке на Новой Гвинее. Эсминцы 7-го Флота помогли армейской авиации разгромить этот японский аванпост. 18 – 19 марта Оперативная Группа 74.5 совершила рейд в район Вевак–Холландия. Группа состояла из эсминцев «Дейли» (флагман командира ЭЭМ-24 капитана 1 ранга К.М. МакМанеса), «Хатчинс», «Бил», «Маллэни» и «Эммен». Они обстреляли японские суда в гавани Вевака и потопили несколько мелких транспортов. Радар обнаружил нескольких призраков, но воздушной атаки не последовало. Этот рейд показал японцам, что им лучше убираться с северо-западного побережья Новой Гвинеи.
В апреле японцы на Яве и Суматре получили аналогичный совет. 19 апреля Ост-Индию посетила эскадра союзников, вышедшая из Тринкомали. Союзный флот под командованием британского адмирала Дж.Ф. Сомервилла пересек Индийский океан и нанес удар по Сабангу на Суматре. В составе этого соединения действовали американские эсминцы «Каммингс», «Данлоп» и «Фаннинг». Через месяц (17 мая) то же самое соединение нанесло удар по Сурабае на Яве.
Тем временем солдаты генерала МакАртура на десантных кораблях 7-го Флота совершили прыжок из Айтапе в Холландию. Оперативное Соединение 58 отправилось на юг, чтобы обеспечить воздушное прикрытие наступления на Холландию, но каникул у быстроходных авианосцев не получилось. Почти сразу их отозвали назад, чтобы атаковать Трук и Понапе. К июню войска МакАртура достигли бухты Гельвинк на западной оконечности Новой Гвинеи. Японцы в этом районе оказали ожесточенное сопротивление, и эсминцам пришлось обстреливать остров Биак, лежащий на входе в бухту.
Эсминец «Рейд» (капитан 2 ранга С.Э. МакКорнок) 3 июня был атакован возле Биака японскими самолетами, которые добились нескольких близких разрывов. Вместе с эсминцами «Мастин» и «Рассел» он дежурил на входе в бухту Гельвинк, когда в 11.00 японские самолеты выскочили из-за туч и спикировали на эсминцы. Они бомбили и обстреливали американские корабли. Ответным огнем «Рейд» сбил 2 самолета, еще 2 были повреждены и ушли, волоча за собой хвосты дыма. Корабль атаковали в общей сложности от 15 до 20 японских самолетов. Интересно отметить, что в этом бою эсминец не получил других повреждений, кроме 4 маленьких пробоин в надстройках и слегка помятой антенны радара SG. Один моряк был убит, еще 6 получили ранения.
Ночью 8/9 июня соединение союзников в составе крейсеров «Аустралия» и «Феникс», а также ДЭМ-47, ДЭМ-48, ДЭМ-49 столкнулось с японской эскадрой из 5 эсминцев, которые доставляли подкрепления на Биак. Японцы сразу повернули на северо-запад, и союзники начали выжимать из своих машин все, чтобы догнать их. Американские корабли гнались за противником, обстреливая его с дальней дистанции. Вражеские эсминцы отстреливались и даже выпустили торпеды по своим преследователям. Но ни один корабль в этом бою не пострадал, ни с той, ни с другой стороны. Как отмечал один из опытных командиров эсминцев: «Артиллерийская дуэль на предельной дистанции – пустое занятие. Можно надеяться только на случайное удачное попадание».
В середине сентября тяжелые корабли 7-го Флота обстреливали аэродром на острове Хальмахера и побережье острова Моротай. Авангард МакАртура уже находился на расстоянии 350 миль от Минданао. Но настоящим потрясением для Токио стали бой в Филиппинском море и американская высадка на Марианских островах. Оба эти события произошли в июне 1944 года.
Эсминцы у Сайпана и Тиниана
В бою в Филиппинском море (19 – 21 июня 1944 года) особенно отличились американские подводные лодки, авианосные самолеты и корабельные зенитчики. Они разбили вдребезги план «А-ГО», подготовленный адмиралом Тоёда. Участие эсминцев Тихоокеанского флота в этом бою было довольно ограниченным. Оно свелось к обеспечению ПВО и ПЛО соединения и к выполнению всяческих мелких обязанностей, которые возлагаются на эсминцы при авианосном соединении. Сложные перипетии этого боя нельзя изложить в книге, посвященной эсминцам. План Тоёды мы обсуждали в предыдущей главе. Как уже говорилось, уничтожение эскортным миноносцем «Ингленд» дозорной завесы подводных лодок в значительной степени сорвало выполнение плана «А-ГО». Когда в середине июня флот вторжения адмирала Нимица подошел к Марианским островам, Тоёда оказался не готов бросить все силы на защиту архипелага. Когда он собрал в Филиппинском море линкоры Куриты и авианосцы Одзавы, Сайпан уже подвергся мощной бомбардировке, и морские пехотинцы высадились на юго-западном побережье острова.
Японский Объединенный флот двинулся на запад от Филиппин, чтобы попытаться укрепить трещащую оборону Марианских островов. Оперативное Соединение 58 заняло позицию возле островов, чтобы перехватить приближающихся японцев. Утром 19 июня в 10.00 Оперативное Соединение 58 было атаковано японскими авианосными и базовыми самолетами. Началось то, что позднее назвали «Марианской охотой на индюков». К концу дня почти 400 японских самолетов были сбиты американскими истребителями и зенитными орудиями. Японцы добились одного попадания бомбой в линкор «Саут Дакота», и разбившийся самолет нанес небольшие повреждения линкору «Индиана». Было сбито 27 американских самолетов. Японцы с треском проиграли битву.
Сразу после «охоты на индюков» адмирал Спрюэнс приказал авианосцам Митчера двигаться на запад и атаковать японский флот. Но японцы уже полным ходом отходили к своим базам. Американские подводные лодки потопили несколько эскадренных авианосцев Одзавы. Японские корабли остались без пилотов, без авиабензина, без надежды. Американские авианосные самолеты успели их атаковать и прикончили авианосец «Хитака»,{В старых изданиях «Дзуньё» и «Хиё» иногда фигурируют под названиями «Хитака» и «Хаятака». Прим. пер.}эсминец и эскадренный танкер. Бомбы изуродовали еще несколько японских авианосцев, повредили линкор, 3 крейсера и 3 танкера. Тоёда потерял контроль над Марианскими островами. Японский флот превратился в раненного дракона, который помчался в свое логово зализывать разодранные крылья.
Сразу после боя японцы получили тяжелые известия с Марианского фронта. Сайпан, Тиниан и Гуам, эти бастионы империи, имели мощные укрепления, развитую систему аэродромов, большие гарнизоны. Однако они не смогли устоять перед американским паровым катком, и контроль над этим районом японцы утеряли. Он был потерян, как уже говорилось, после боя в Филиппинском море.
Соединения, которые участвовали в операции по захвату Сайпана, были организованы примерно так же, как во время операции «Флинтлок» на Маршалловых островах. Экспедиционное соединение адмирала Тэрнера насчитывало 535 кораблей, на которых к островам были доставлены 127000 солдат армии и морской пехоты. Им противостояли около 50000 японцев, половина этого числа составляла гарнизон Сайпана. Главной целью на Сайпане был большой аэродром в южной части острова. Так как этот аэродром находился в пределах досягаемости тяжелой артиллерии с Тиниана, следовало занять и этот остров. Гуам следовало отбить просто потому, что это была американская территория, захваченная противником в начале войны.
Американские эсминцы немало потрудились во время боев на Марианских островах. Первыми на сцене появились эсминцы «Барнс» и «Коуэлл», который служили дозорными кораблями Оперативной Группы 58.1 при нанесении первого удара по архипелагу. В полдень 11 июня эсминцы вступили в бой, обнаружив радарами «призраков». Они навели на противника американские истребители, и к вечеру несколько японских самолетов были сбиты. Типичная работа дозорных эсминцев.
При обстреле гавани Тиниана 14 июня эсминец «Брейн» (капитан 2 ранга У.У. Фиттс) подавил несколько вражеских батарей. Он сам получил прямое попадание, которым были убиты 3 человека и ранены 15. Однако от последующих японских залпов корабль ушел умелыми маневрами.
15 июня возле Сайпана эсминцы «Бойд» и «Шаретт», которыми командовал командир ДЭМ-92 капитан 2 ранга У.М. Свитсер, перехватили и потопили японский транспорт «Тацутагава Мару». Это судно с японскими рабочими следовало из Йокосуки на Сайпан. Оно было замечено в 30 милях от ОГ 58.1 и атаковано самолетами. Флагман дивизиона «Бойд» запросил разрешение уничтожить японское судно артиллерией и получил его. «Бойд» и «Шаретт» открыли огонь примерно в полдень, и менее чем через 7 минут японский транспорт перевернулся и затонул. «Шаретт» сумел подобрать 112 человек.
Одним из самых занятых кораблей у Сайпана оказался эсминец «Фелпс» (капитан-лейтенант Д.Л. Мартино). Дежуря возле острова с 15 по 22 июня, он выполнил десятки поручений. Вечером 19 июня, стоя у борта плавучей мастерской «Фаон», эсминец принимал боеприпасы с баржи, одновременно исправляя боевые повреждения и обстреливая берег из носовых орудий. Выполняя заявки войск, он израсходовал 958 снарядов. После этого потрясающего рекорда последовала смертельно опасная схватка. Утром 19 июня во время дуэли с береговой батареей «Фелпс» получил 2 попадания снарядами среднего калибра. Один попал под мостик, а второй – в правый борт у основания второй трубы. Взрывами были ранены 16 человек, в том числе один смертельно. После этого «Фелпс» ушел ремонтироваться. Какой наполненный у него получился вечер, мы уже говорили.
16 июля эсминец «Шоу» и быстроходный транспорт «Гилмер» обстреляли японские суда к юго-западу от Сайпана. Во время боя «Гилмер» получил несколько пулеметных очередей с маленьких японских суденышек. Американцы обнаружили 5 деревянных парусников, 4 потопил «Гилмер», 1 – «Шоу».
Вероятно, самый тяжелый бой во время Марианской кампании провела 3-я группа огневой поддержки – линкор «Колорадо» (флагман контр-адмирала Т.Д. Раддока), крейсер «Кливленд» и эсминцы «Реми» (флагман командира ЭЭМ-54 капитана 1 ранга Дж.Г. Кауарда), «Норман Скотт» и «Монссен». Во время высадки на Тиниан 24 июля эти корабли проводили демонстрацию возле города Тиниан. В 07.40 по ним открыли огонь замаскированные японские батареи. «Колорадо» и «Норман Скотт» получили серьезные попадания. 6 снарядов калибром 152 мм попали в эсминец, прежде чем он отошел. Взрывами были убиты 19 человек и ранены 63. Среди убитых оказался командир корабля капитан 2 ранга С.Д. Оуэнс. Адмирал Олдендорф писал: «Поведение «Нормана Скотта» с самой лучшей стороны характеризует его экипаж и достойно отважного имени, которое носит этот корабль».
Июнь 1944 года оказался тяжелым месяцем для подводного флота адмирала Мивы. Противолодочные силы союзников уничтожили 9 океанских лодок, причем на долю американских эсминцев пришлось 6 единиц.

Эсминцы и эскортные миноносцы, действовавшие у Марианских островов
(перечислены только корабли, участвовавшие в десантной операции)


Abbot
Albert W. Grant
Anthony
Aylwin
Bagley
Bailey
Bancroft
Bell
Bennett
Bennion
Black
Boyd
Bradford
Braine
Brown
Bullard
Burns
Callaghan
Caperton
Capps
Case
Charles Ausburne
Charrette
Chauncey
Clarence K. Bronson
Coghlan
Cogswell
Colahan
Conner
Converse
Conway
Cony
Conyngham
Cotton
Cowell
Craven
Dale
Dashiel
David T. Tailor
Dewey
Dortch
Downes
Dyson
Eaton
Edwards
Ellet
Erben
Evans
Farragut
Franks
Fullam
Gatling
Gridley
Guest
Haggard
Hailey
Hale
Halford
Hall
Halligan
Halsey Powell
Haraden
Harrison
Healy
Helm
Heywood L. Edwards
Hickox
Hudson
Hull
Hunt
Ingersoll
Izard
John D. Henley
John Rodgers
Johnston
Kidd
Knapp
Lang
Lansdowne
Lardner
Lewis Hancock
Longshaw
Macdonough
Marshall
Maury
McCall
Mccalla
McDermut
McGowan
McKee
McNair
Melvin
Mertz
Miller
Monaghan
Monssen
Mugford
Murray
Newcomb
Norman Scott
Owen
Patterson
Paul Hamilton
Phelps
Philip
Porterfield
Prichett
Pringle
Ralph Talbot
Remey
Renshaw
Ringgold
Robinson
Saufley
Schroeder
Sefridge
Shaw
Sigorney
Sigsbee
Spence
Stack
Stembel
Stephen Potter
Sterett
Stevens
Stockham
Terry
Thatcher
The Sullivans
Tingey
Twining
Wadleigh
WadsWorth
Walker
Waller
Yarnall

Эскортные миноносцы

Acree
Bangust
Baron
Canfield
Dionne
Elden
Fair
Hilbert
Lamons
Manlove
Mitchell
Riddle
Samuel S. Miles
Sederstrom
Swearer
Tisdale
Waterman
Weaver
Wesson
Whitman
Wileman
«Тэйлор» топит I-5
Эсминец «Тэйлор» (капитан 2 ранга Н.Дж.Ф. Фрэнк) входил в состав прикрытия Оперативной Группы 30.4 капитана 1 ранга У.В. Сондерса, которая была сформирована вокруг эскортного авианосца «Хоггат Бей». Группа занималась поиском японских подводных лодок к северу от островов Адмиралтейства. Во второй половине дня 10 июня 1944 года один из самолетов «авианосца-джипа» заметил длинный хвост нефти, тянущийся по морю. «Тэйлор» был отправлен проверить, что там происходит.
Эсминец прибыл в указанную точку в 13.41 и вскоре установил гидролокационный контакт с лодкой. Капитан 2 ранга Фрэнк провел 2 атаки глубинными бомбами. Маневрируя, чтобы начать третий заход, моряки «Тэйлора» увидели прямо по курсу выскочившую из воды рубку лодки, до которой было 2400 ярдов. Эсминец немедленно открыл огонь. В рубку попали несколько снарядов, из нее повалил дым, и лодка снова погрузилась. Выйдя в точку погружения, эсминец сбросил еще 3 серии глубинных бомб. Примерно через 9 минут после третьей и через 11 минут после погружения лодки, море вздыбилось от сильного подводного взрыва.
После него на поверхность всплыли соляр и обычные в таких случаях обломки – расколотые доски, куски пробки. Лодка была уничтожена в 180 милях от островов Адмиралтейства. Позднее было установлено, что это была I-5.
«Бенгаст» топит RO-111
Ночью 10/11 июня эскортный миноносец «Бенгаст» (капитан-лейтенант Ч.Ф. МакНиш) следовал самостоятельно из Пирл-Харбора на атолл Кваджеллейн. Он уже находился в 60 милях от острова Рой, когда в 23.35 его радар обнаружил подозрительную цель.
В 23.42 неизвестный корабль вышел из дождевого шквала. Силуэт был смазан темнотой и дождевыми струями, поэтому опознать его сразу не удалось. К тому времени, когда дистанция сократилась до 3000 ярдов, незнакомец начал выглядеть как маленький корабль или подводная лодка. Капитан-лейтенант МакНиш дважды запросил опознавательные. Неизвестное судно не ответило и вместо этого круто развернулось и погрузилось.
«Бенгаст» бросился за лодкой, как мангуст за коброй. Выслеживание, обнаружение, атака – процедура была давно отработана до мельчайших деталей. Эскортный миноносец дал 3 залпа из хеджехога, но успеха не добился. Зато четвертый залп дал кое-что. Под водой прогремел страшный взрыв, после чего акустик услышал бурление, свист и шипение. На воде появились пятна солярки. Миноносец прочесывал район до 17.00, однако восстановить гидроакустический контакт с лодкой так и не сумел. Лодка погрузилась слишком глубоко, чтобы ее можно было обнаружить сонаром. От нее осталось только вонючее масляное пятно на поверхности и куски пробки. После войны удалось выяснить, что «Бенгаст» потопил RO-111.
«Мелвин» топит RО-36
Крейсируя возле Сайпана, 13 июня 1944 года одна из японских подводных лодок на свое несчастье встретила эсминец «Мелвин» (капитан 2 ранга У.Р. Эдсолл). «Мелвин» входил в Оперативную Группу 52.17 адмирала Олдендорфа.
В 22.02 командир оперативной группы послал «Мелвин» уточнить принадлежность цели, обнаруженной радаром. Через 4 минуты эсминец был уже на расстоянии 6000 ярдов от неизвестного корабля. Сблизившись до 4000 ярдов, «Мелвин» открыл огонь, наводя орудия с помощью радара. Яркая вспышка показала, что второй залп попал в цель. После этого цель исчезла с экрана радара.
В 22.39 сонар обнаружил погрузившуюся лодку на расстоянии 2900 ярдов. Капитан 2 ранга Эдсолл повел «Мелвин» в атаку, и в 22.45 была сброшена полная серия глубинных бомб. Уходя от места взрывов, эсминец прошел сквозь облако паров соляра. Судя по всему, лодка получила серьезные повреждения от снарядов.
Потом эсминец еще дважды атаковал лодку глубинными бомбами. Так как контакт восстановить не удалось, в 23.31 «Мелвин» получил приказ прекратить поиски и вернуться в строй. Вся охота за лодкой продолжалась только полчаса, но RO-36 была уничтожена. А ведь «Мелвин» даже не успел взяться за дело всерьез.
«Бёрден Р. Хастингс» топит RO-44
Рано утром 16 июня 1944 года эскортный миноносец «Бёрден Р. Хастингс» следовал в одиночку в Пирл-Харбор с Эниветока. Он находился в 120 милях от атолла, когда обнаружил радаром цель на расстоянии 2000 ярдов. К 03.37 дистанция сократилась до 5000 ярдов. Так как цель не удалось опознать, командир миноносца капитан-лейтенант Э.Б. Фей приказал запросить опознавательные сигнальным прожектором. Не получив ответа, он приказал дать залп осветительными снарядами. В их пляшущем свете стал виден погружающийся силуэт.
В 03.54 миноносец установил гидролокационный контакт с вражеской лодкой. Бросившись в атаку, он открыл огонь из хеджехога. После второго залпа на малой глубине прогремел сильный взрыв и сквозь толщу воды сверкнуло что-то вроде молнии. «Хастингс» описал циркуляцию вокруг точки, где было замечено свечение, и сбросил 4 глубинные бомбы. Примерно через 5 минут после их взрывов сильный подводный взрыв подбросил миноносец. От сотрясения были выбиты все предохранители, в результате чего гирокомпас вышел из строя на 15 минут. После этого раската подводного грома контакт восстановить не удалось.
На восходе наблюдатели миноносца увидели обычные обломки, плавающие посреди пятна соляра. Спущенная шлюпка видела даже куски человеческих тел. Но самое главное – была поднята дубовая дощечка с алюминиевой пластинкой, на которой был выгравирован номер потопленной лодки – RO-44. В данном случае не возникло никаких проблем с опознанием жертвы.
«Уодли» и «Мелвин» топят RO-114
7 июня 1944 года оперативная группа Олдендорфа примерно в 100 милях к западу от Сайпана столкнулась с японской подводной лодкой. Море, конечно, большое, но для них обоих оно оказалось все-таки недостаточно большим, поэтому лодка попыталась удрать. Это произошло после того, как эсминец «Мелвин» установил радиолокационный контакт на дистанции 7400 ярдов. Как только эсминец пошел на сближение, лодка погрузилась, но сделала это недостаточно быстро.
Видимость была практически нулевой, но после того как лодка погрузилась, это уже не имело никакого значения. В 01.55 сонар «Мелвина» обнаружил лодку на дистанции 2500 ярдов. Капитан 2 ранга Эдсолл тщательно оценил ситуацию и атаковал лодку полной серией глубинных бомб. После этого эсминец сделал 2 пробных захода. На нем осталось всего 12 глубинных бомб, поэтому их следовало экономить. Командир ДЭМ-54, зная об этом, послал на помощь эсминец «Уодли» (капитан 2 ранга У.Ч. Уинн).
«Уодли» проблем с боезапасом не испытывал и сбросил 4 серии «глубинок». На последнюю серию из 4 бомб море откликнулось раскатами, которые ощутимо встряхнули оба эсминца. После этого восстановить гидролокационный контакт уже не удалось.
Эсминцы продолжали наблюдение, и вскоре на воде появилось множество обломков, а в воздухе отчетливо запахло соляркой. Адмирал Мива был вынужден вычеркнуть очередную подводную лодку из списков своего флота. «Уодли» и «Мелвин» утопили RO-114. Для «Мелвина» эта победа стала второй за 4 дня.
«Ньюкомб» и «Чандлер» топят I-185
Эсминцы «Ньюкомб» (капитан 2 ранга Л.Б. Кук), флагман ЭЭМ-56, и «Чандлер» (капитан-лейтенант Г.Л. Томпсон) прикрывали транспорты, доставляющие снабжение и войска на Сайпан. Утром 22 июня 1944 года в 09.03 «Ньюкомб» внезапно установил гидролокационный контакт. Капитан 2 ранга Кук немедленно повел корабль в атаку. Глубинные бомбы были сброшены уже в 09.06 – оперативно!
В 09.07 бывший четырехтрубник «Чандлер» присоединился к «Ньюкомбу». Оба корабля вели гидроакустический поиск, когда в 10.23 послышались 2 отдаленных раската. Через 60 секунд после этого «Чандлер» установил гидролокационный контакт с целью и сбросил серию из 8 глубинных бомб. На поверхности показались масляные пятна и обломки. Помогая друг другу, «Чандлер» и «Ньюкомб» бомбили это место. В 11.44, после очередной атаки «Чандлера», в глубине раздался сильный взрыв.
Наверх вылетела новая порция обломков – куски пробки, доски, соляр, куски человеческих тел. Так нашла свой конец подводная лодка I-185.
Это была шестая подводная лодка, потопленная американскими эсминцами на Тихом океане в июне 1944 года. Июнь сменился июлем, но напряженность борьбы не снижалась.
«Риддл» и «Дэвид У. Тэйлор» топят I-10
День Независимости 1944 года стал черным днем для японской подводной лодки I-10. Вечером этого дня она имела несчастье оказаться на пути Оперативной Группы 50.17 – это была группа снабжения, состоящая из 6 танкеров и эскортного авианосца. В состав прикрытия группы входили эскортный миноносец «Риддл» (капитан-лейтенант Р.Г. Крамер) и эсминец «Дэвид У. Тэйлор» (капитан 2 ранга У.Г. Йонсен). Корабли спокойно занимались своим делом недалеко от Марианских островов, когда в 17.07 «Риддл» сонаром обнаружил лодку на расстоянии 6000 ярдов.
Пока соединение поворачивало, чтобы уйти от опасности, миноносец сбросил несколько глубинных бомб. Пока он только хотел удержать лодку подальше от танкеров. Но в 17.32 он дал залп из хеджехога, чтобы уничтожить ее. Через 3 минуты командир ЭЭМ-51 отправил на помощь ему «Тэйлора». Пока эсминец шел к месту боя, «Риддл» успел дать еще 2 залпа из хеджехога и сбросить серию глубинных бомб.
«Тэйлор» установил гидролокационный контакт в 18.22 и через 4 минуты сбросил серию из 11 бомб. Они взорвались с ужасным шумом. В 18.28 оба корабля услышали раскатистый подводный взрыв. На поверхность поднялась масса пузырей, а «Тэйлор» увидел всяческие обломки и большое пятно соляра. Корабли продолжали поиск еще 20 часов, но ничего не смогли обнаружить.
Однако они уже сделали достаточно. I-10 лежала на дне моря с раздавленным прочным корпусом и затопленными отсеками. Судя по всему, она была уничтожена совместной атакой «Риддла» и «Тэйлора».
«Уильям Ч. Миллер» топит I-6
13 июля 1944 года в 21.20 противолодочный самолет заметил японскую лодку, которая погрузилась примерно в 78 милях от мыса Ророгаттан на Сайпане. Командир ЭЭМ-56 отправил на поиск эскортный миноносец «Уильям Ч. Миллер» (капитан-лейтенант Д.Ф. Фрэнсис) и быстроходный транспорт «Гилмер». Они прибыли в указанную точку уже после полуночи, точнее – в 00.22.
Корабли начали тщательный поиск, и уже после восхода солнца противник все-таки был обнаружен. В 07.20 «Миллер» установил гидролокационный контакт на дистанции 1700 ярдов. Командир сразу повел миноносец в атаку и сбросил 13 глубинных бомб. Капитан-лейтенант Фрэнсис увеличил дистанцию. Контакт был восстановлен, и еще одна полная серия из 13 бомб полетела в море. «Миллер» уже начал третью атаку, но на подходе к точке сброса бомб наблюдатели заметили обломки дерева. А буквально через пару секунд миноносники услышали серию подводных взрывов. Море закипело и выбросило пенистые фонтаны. Но для гарантии еще 13 бомб были сброшены в этот водоворот. На поверхность поднялись обломки и пятна масла.
Моряки выловили из воды офицерскую фуражку с вышитыми инициалами, а также несколько окровавленных кусков мяса. Это было все, что осталось от экипажа подводной лодки I-6.
«Уаймен» топит RO-48
Эскортный миноносец «Уаймен» (капитан-лейтенант Э.П. Паркер) был одним из 4 кораблей сопровождения эскортного авианосца «Хоггат Бей». Эта поисково-ударная группа патрулировала на конвойном маршруте между Эниветоком и Сайпаном. 19 июля 1944 года она поохотилась довольно удачно.
В 00.24 «Уайэмен» вышел из строя, чтобы проверить, что за цель была обнаружена радаром на расстоянии 8 миль. Через 20 минут отметка исчезла с экрана радара, но акустики «Уаймена» немедленно доложили, что установили гидролокационный контакт. Началась рутинная охота за подводной лодкой с вполне предсказуемым концом. В 00.51 миноносец вышел на исходную позицию, и капитан-лейтенант Паркер приказал дать залп из хеджехога. Снаряды прошли мимо. Через 31 минуту снова взревел реактивный бомбомет. Несколько негромких взрывов подтвердили, что на этот раз снаряды нашли цель.
В 01.30 по ушам акустиков ударили несколько оглушительных взрывов. Контакт был потерян, и когда море успокоилось, восстановить его не удалось. К «Уаймену» присоединился эскортный миноносец «Рейнольдс», флагманский корабль командира ДЭМЭ-49. Корабли начали планомерное прочесывание района. После рассвета они обнаружили масляные пятна и кое-какие обломки. Пока вельбот «Уаймена» подбирал обломки, маленькое суденышко было атаковано жаждущим боя самолетом с «Хоггат Бея». Перевозбужденные летчики приняли вельбот за подводную лодку и обстреляли ее, ранив 2 человек, прежде чем разъяснилась ошибка. К счастью, вельбот «Уаймена» не присоединился к RO-48 на дне океана.
«Уаймен» и «Рейнольдс» топят I-55
В конце июля группа «Хоггат Бея» добавила еще одну лодку к списку побед этого месяца. Заслуга в этом принадлежит эскортным миноносцам «Рейнольдс» (капитан-лейтенант Э.П. Адамс), флагман командира ДЭМЭ-49 капитана 2 ранга Р.Э. Локвуда, и «Уаймен».
28 июля 1944 года в 17.33 эскортные миноносцы приступили к поиску подводной лодки, которую заметили наблюдатели «Уаймена». Одновременно об этом был извещен «Хоггат Бей». Когда лодка была замечена, она находилась в 12,5 милях от оперативной группы. Когда миноносцы направились к лодке, она поспешно погрузилась.
В 18.05 акустик «Уаймена» сообщил, что засек лодку, и через 9 минут капитан-лейтенант Паркер вывел корабль на исходную позицию для атаки. Он дал залп из хеджехога, море откликнулось грохотом и шумом. Все это завершилось оглушительным раскатом.
«Рейнольдс» также дал залп из хеджехога. Снаряды беззвучно ушли в глубину, и акустики миноносцев не слышали ничего. Но вскоре на поверхность всплыли большое количество солярки, изломанные доски, куски пробки, обломки мебели. На досках были видны японские иероглифы. После войны стало известно, что эти обломки всплыли с лодки I-55.
При потоплении I-55 «Уаймен» установил своеобразный рекорд. Как писал капитан 2 ранга Локвуд в своем рапорте, «Уаймен» имел 2 гидролокационных контакта, дал 3 залпа из хеджехога и потопил 2 подводные лодки.
Маленькая пометка в истории противолодочной кампании. Из 6 японских подводных лодок, потопленных в июле 1944 года, американские эсминцы уничтожили 4.
Эсминцы у острова Моротай
К сентябрю 1944 года американские войска отрезали от Японской империи архипелаг Бисмарка, острова Адмиралтейства, Новую Гвинею. Путь к Голландской Ост-Индии был открыт, начало шататься основание под японскими позициями на Филиппинах. Солдаты генерала МакАртура при поддержке флота адмирала Кинкейда готовились к высадке на Минданао.
Между Новой Гвинеей и самым южным из Филиппинских островов расположены Молуккские острова. Японцы создали здесь аванпост на острове Моротай, построив там сильные укрепления и разместив большой гарнизон с артиллерией. Однако МакАртур уже положил на него глаз и наметил высадку десанта на 15 сентября.
Точно установить систему обороны Моротая не удалось, поэтому десанту пришлось вести тяжелые бои, чтобы занять остров. Вместе с десантными силами действовали эсминцы Оперативной Группы 77.2 контр-адмирала Р.С. Берки: «Хатчинс» под брейд-вымпелом командира ЭЭМ-24 капитана 1 ранга К.М. МакМанеса, «Бил», «Бейч», «Эбнер Рид», «Буш», «Эммен», «Маллэни», а также австралийские «Арунта» и «Варрамунга».
Эсминцы у островов Палау
Одновременно с высадкой на Моротае американцы высадились на островах Палау в группе Каролинских островов. К Палау был отправлен огромный флот вторжения, состоявший примерно из 800 кораблей, на которых находились 1-я дивизия морской пехоты и армейские части. Высадка была назначена на 15 сентября 1944 года. Как обычно, во главе сил вторжения к побережью подошли эсминцы.
Завязалась жестокая борьба, так как противник совсем не собирался отдавать базу, находящуюся всего в 500 милях от Филиппин.
Операция началась с сильнейшего обстрела берега. На юго-западе Тихого океана еще не видели и не слышали ничего подобного. Для эсминцев нашлось достаточно работы у острова Пелелиу. Действия эсминца «Робинсон» (капитан 2 ранга Э.Б. Грантхэм), флагман командира ДЭМ-112 капитана 1 ранга Т.Ф. Конли, совершенно типичны для этой операции. С 12 по 29 сентября «Робинсон» практически без перерывов действовал в составе группы огневой поддержки возле Пелелиу. Мы приведем выдержки из его боевого дневника.

12 – 14 сентября: огневая поддержка подрывных команд боевых пловцов.
15 – 16 сентября: огневая поддержка по требованиям.
19 – 20 сентября: обеспечение освещения ночью, беспокоящий огонь.
21 – 22 сентября: обеспечение освещения ночью, огневая поддержка по требованиям.
22 – 23 сентября: обеспечение освещения ночью, огневая поддержка по требованиям.
24 сентября: уничтожение вражеских барж.
26 – 27 сентября: обеспечение освещения ночью, беспокоящий огонь.
27 – 28 сентября: беспокоящий огонь ночью, обстрел Нгесебуса.
28 – 29 сентября: обеспечение освещения ночью.

Вероятно, самой интересной задачей «Робинсона» была поддержка подрывных команд боевых пловцов. Прикрывая людей-лягушек во время их опасной работы, эсминец расстреливал вражеские пулеметные гнезда, бункера, окопы, укрытия снайперов из своих 127-мм и 40-мм орудий. 22 сентября он уничтожил несколько японских танков, которые выползли из подземных укрытий. Стрельбу корректировал гидросамолет с крейсера «Индианаполис».
Тральные работы на Палау были непростым занятием. В самой гуще событий оказались эсминцы «Уодли» (капитан 2 ранга У.Ч. Уинн) и «Беннет» (капитан 2 ранга П.Ф. Гаук). 15 сентября «Уодли» был отправлен в качестве корабля радиолокационного дозора к проходу Коссол. На следующее утро он занял позицию за кормой 3 тральщиков, уничтожая затраленные мины при очистке восточной части прохода Коссол. К 12.35 эсминец уничтожил 11 мин. Однако во второй половине дня он сам пострадал от мины. В 14.38 он подтащил мину к своему правому борту. Взрывом было разрушено носовое котельное отделение, поврежден руль, машины встали. Море хлынуло в машинные отделения, и корабль получил крен в 5 градусов. При взрыве погибли 3 человека, 15 были ранены. Тяжело поврежденный корабль был взят на буксир эсминцем «Беннет», который оттащил его на безопасную якорную стоянку. Энергичные ремонтные работы позволили удержать эсминец на плаву. Адмирал Уилкинсон, который командовал флотом вторжения, писал:

«Обычно эсминцы не используются для уничтожения мин. Но нам было крайне важно использовать проход Коссол в качестве базы гидросамолетов и временной якорной стоянки флота, поэтому оправданным было использование в этом районе любых кораблей, несмотря на минную опасность».

При уничтожении вражеских барж на Пелелиу отличился эсминец «Хейвуд Л. Эдвардс» (капитан 2 ранга Дж.У. Булвер). Рано утром 24 сентября большая группа японских барж попыталась выскользнуть из лагуны. «Эдвардс» дал залп осветительными снарядами, а потом его главный калибр присоединился к огню десантных судов, обстреливавших японцев. Когда на «Эдвардсе» кончились осветительные снаряды, он навел на лагуну прожектор. Японские баржи горели и взрывались буквально повсюду. Насколько известно, был уничтожен целый конвой с подкреплениями – баржи, на которых погибло несколько рот пехоты. Адмирал Олдендорф писал:

«Эсминец «Х.Л. Эдвардс» никогда еще не действовал столь эффективно, как ночью 24 сентября, когда он уничтожил множество вражеских барж, пытавшихся доставить подкрепления на Пелелиу».

Хотя 1-я дивизия морской пехоты заняла южную оконечность Пелелиу и находящийся там аэродром уже к исходу второго дня операции, потребовалось 10 недель боев и тяжелые потери среди морских пехотинцев, чтобы полностью очистить остров.
Остров Ангаур был захвачен легко. Выделенные для этого войска были доставлены к атоллу Улити. Он находился примерно в 350 милях к северо-востоку от Палау и представлял собой великолепную якорную стоянку. Японцы эвакуировались до прибытия американцев, и остров был «преподнесен в дар». Утром 22 сентября группа огневой поддержки контр-адмирала Р.У. Хейлера «с благодарностью его приняла», войдя в лагуну Улити. Группа состояла из легкого крейсера «Денвер» и эсминцев «Росс» (капитан 2 ранга Б. Коу) и «Брайан» (капитан 2 ранга П.Л. Хай). Одновременно был оккупирован соседний остров Яп. К октябрю 1944 года силы адмирала Нимица прочно обосновались на западе Каролинских островов совсем недалеко от Филиппин.
Для операции такого размаха потери миноносных сил оказались удивительно малыми. 28 октября эскортный миноносец «Демпси» (капитан-лейтенант Дж.Э. Вебер) получил пулеметную очередь с баржи, которая проскользнула сквозь заслоны у Пелелиу. Никто из экипажа «Демпси» не пострадал, зато сама баржа была быстро уничтожена.
Самый тяжелый бой у Палау пришлось выдержать эсминцу «Бейли» (капитан 2 ранга М.Т. Мангер). Находясь в ночном дозоре возле Пелелиу, корабль должен был руководить действиями истребителей. Однако он сам был по ошибке атакован и обстрелян американскими самолетами. 9 человек при этом были убиты, а 16 ранены.
«МакКой Рейнольдс» топит I-175
Пока флоты, армии и воздушные армады сражались за острова Палау, маленькие эскортные миноносцы продолжали жестокую борьбу с подводными лодками адмирала Мивы, и весьма в ней преуспели. В частности, отличился эскортный миноносец «МакКой Рейнольдс» под командованием капитан-лейтенанта Э.К. Уинна.{Не путайте 2 корабля с похожими названиями: DE-42 «Рейнольдс» и DE-440 «МакКой Рейнольдс». Прим. пер.}
20 сентября 1944 года этот миноносец в одиночку совершал переход с Палау на Гуам, и в 02.03 радаром обнаружил надводную цель на расстоянии 9200 ярдов. В ответ на запрос миноносца цель пропала с экрана радара. Подводная лодка!
«МакКой Рейнольдс» установил гидролокационный контакт на дистанции 2500 ярдов, и Уинн начал маневрировать, чтобы атаковать лодку с помощью хеджехога. Первый залп был дан в 02.18, но оказался промахом. Второй залп был дан через 8 минут, и вскоре прозвучали несколько взрывов. После этого миноносец дал еще 2 залпа из хеджехога, и лишь потом Уинн атаковал лодку обычными глубинными бомбами.
Судя по всему, «бочки» тоже взорвались безрезультатно. Тогда снова был пущен в дело хеджехог. После залпа под водой раздался громовой раскат, и еще через 7 минут сильный взрыв встряхнул миноносец. Восстановить контакт с лодкой не удалось, и через 20 минут после этого над морем отчетливо запахло соляркой. На поверхности появились расщепленные доски, куски мебели, пробковая крошка. Японская подводная лодка I-175 покинула этот мир.
Гибель эскортного миноносца «Шелтон» и потопление «Сивулфа»
Районы десантные операций, где бои могут вспыхивать в совершенно неожиданных местах, накрывая считавшиеся безопасными линии коммуникаций, исключительно опасны. Здесь не могут чувствовать себя уверенно, ни корабли, ни самолеты, ни подводные лодки. Различать своих и чужих исключительно сложно, для этого необходима свежая и точная информация. В таких районах постоянным источником угрозы являются два фактора. Первый: противник всегда может внезапно вторгнуться в район, считающийся безопасным. Второй: кто-то может не получить последние данные об обстановке и открыть огонь по своим же кораблям, оказавшимся там, где их быть не должно. В начале октября 1944 года именно эти факторы стали причиной потери 7-м Флотом 2 кораблей: эскортного миноносца и подводной лодки. Трагическое стечение обстоятельств…
Утром 3 октября одна из оперативных групп крейсировала в районе острова Моротай между Новой Гвинеей и Филиппинами. Она состояла из эскортных миноносцев «Мидуэй» и «Фэншо Бей» в сопровождении эскортных миноносцев «Эверсоул», «Эдмондс», «Ричард М. Роуэлл» и «Шелтон».
Этот район только что был объявлен безопасным для американских подводных лодок, здесь они могли не опасаться атаки своих кораблей. В то роковое утро здесь находились 4 американские подводные лодки. Но к ним прибилась и одна японская.
Именно здесь крылись причины трагедии. Американским поисково-ударным группам и самолетам было запрещено атаковать любую подводную лодку, так как она могла оказаться своей. В результате японцы получили временную безопасность, так как американские корабли перед атакой должны были точно установить принадлежность лодки. А когда она находится под водой, это довольно сложно. Японская подводная лодка, подкравшаяся к Моротаю, в полной мере использовала предоставленные ей преимущества и нанесла внезапный укол поисково-ударной группе.
В 08.07 лодка дала торпедный залп с большой дистанции. Ее целью стал эскортный миноносец «Шелтон» (капитан-лейтенант Л.Г. Саломон). Наблюдатели корабля заметили след одной из торпед на расстоянии 900 ярдов. Но прежде чем миноносец успел сманеврировать, вторая торпеда попала ему в корму, оторвав правый винт. 2 офицера и 11 матросов были убиты взрывом, 22 человека были ранены.
Эскортный миноносец «Роуэлл» получил приказ оставаться с поврежденным кораблем и искать подводную лодку. Пока «Роуэлл» обходил вокруг «Шелтона», акустики торпедированного миноносца услышали шумы винтов подводной лодки. Об этом было сообщено на «Роуэлл». Командир «Роуэлла» немедленно пустил в ход глубинные бомбы, и море забурлило от взрывов «бочек».
В 11.30 с эскортного авианосца «Мидуэй» взлетели 2 самолета, чтобы осмотреть район. Один из них заметил подводную лодку и спикировал на нее, сбросив бомбы, когда лодка погружалась. Обнаруженная лодка находилась в «безопасном районе», однако атаковавший ее пилот не был проинформирован об этом.
Самолет отметил место своей атаки цветным маркером, и на сцене появился эскортный миноносец «Роуэлл». Для этого ему пришлось пройти 18 миль от точки, где был торпедирован «Шелтон». В 13.10 «Роуэлл» установил гидролокационный контакт с лодкой и дал залп из хеджехога. Атака оказалась неудачной, миноносец описал циркуляцию, и его акустики услышали какие-то слабые сигналы с подводной лодки. Невнятные точки и тире совершенно не походили на опознавательные сигналы американских лодок. Поэтому командир «Роуэлла» решил, что лодка пытается забить работу его сонара.
В результате миноносец выполнил второй заход, снова выстрелив из хеджехога. После этой атаки раздались 4 или 5 взрывов, на поверхность поднялись крупные пузыри воздуха. Среди небольшой кучки обломков наблюдатели миноносца разглядели кусок перископа. Команда «Роуэлла» была уверена, что потопила японскую подводную лодку.
Тем временем крен поврежденного «Шелтона» продолжал увеличиваться, попытки остановить затопление кормовых отсеков успеха не дали. Его экипаж, перешедший на «Роуэлл», был уверен, что товарищи уничтожили лодку, нанесшую роковой удар. Вечером эсминец «Лэнг» взял «Шелтон» на буксир, и началась долгая дорога домой. Их прикрывал эсминец «Стивенс». Однако спасти «Шелтон» было уже невозможно. В 21.45, следуя на буксире у «Лэнга», «Шелтон» внезапно перевернулся.
Так как он затонул не сразу, командир ДЭМ-4 капитан 1 ранга Дж.Л. Мелгард, находившийся на «Лэнге», приказал добить миноносец. В 22.00 «Лэнг» открыл огонь, и вскоре «Шелтон» под градом снарядов затонул.
Так завершился один из самых трагических эпизодов в истории Тихоокеанского флота. Дело в том, что подводная лодка, потопленная миноносцем «Ричард М. Роуэлл», не была японской. Это выяснилось, когда американская подводная лодка «Сивулф», вышедшая с Мануса на Филиппины с группой армейских специалистов на борту, не прибыла в пункт назначения. Позднее стало известно, что знаменитый «Сивулф» проходил через «безопасный район» как раз в то время, когда «Роуэлл» потопил неизвестную лодку. Встретив сильную волну, американская лодка отстала от графика на сутки. Командир Оперативного Соединения 72 был проинформирован об этом радиограммой, эта информация была сразу передана командующему 7-м Флотом. Но, как обычно, кто-то что-то где-то забыл. В результате противолодочные силы, находившиеся у острова Моротай, не были проинформированы. Вдобавок пилот с «Мидуэя» даже не подозревал, что атаковал лодку в запретной зоне.
Смирившись с неизбежным, командование подводных сил было вынуждено признать гибель «Сивулфа» в результате трагического стечения обстоятельств. Лодка была потоплена либо бомбами самолета, либо залпом хеджехога «Ричарда М. Роуэлла». Следственная комиссия считала маловероятным, чтобы лодка пыталась забить передатчик сонара миноносца. Командиру «Роуэлла» было вынесено порицание за то, что не приложил серьезных усилий, чтобы опознать принадлежность подводной лодки. Однако комиссия рекомендовала не накладывать дисциплинарных взысканий, так как действия командира эскортного миноносца «определялись пылким желанием уничтожить противника». Главная ошибка снова стала результатом сбоя в системе связи. В очередной раз кто-то что-то кому-то не сумел сообщить.
Но какая подводная лодка торпедировала «Шелтон»? После войны стало известно, что это была RO-41. Потопив миноносец возле Моротая, она благополучно вернулась в Японию. Но RO-41 не дожила до конца войны, чтобы прояснить все детали инцидента. Весной 1945 года она была потоплена одним из американских эскортных миноносцев.
Уничтожение конвоя у берегов Минданао
Союзники все туже и туже затягивали петлю вокруг Филиппин. В Южно-Китайском море американские подводные лодки учинили настоящий погром. Вокруг Лусона рыскали волчьи стаи, установив почти непроницаемую блокаду архипелага. На море и на берегу японцы подвергались ударам авианосных самолетов, а в джунглях Филиппин солдаты Тодзио никак не могли справиться с филиппинскими партизанами. К сентябрю 1944 года оборона Филиппин значительно ослабла.
9 сентября примерно в 09.00 американский самолет-разведчик заметил у побережья Минданао японский конвой, состоящий из 32 судов. В него входили маленькие транспорты, танкеры и сампаны водоизмещением от 200 до 700 тонн. Они робко жались к самому берегу.
Когда было получено сообщение, Оперативный Отряд 38.3.3 под командованием контр-адмирала Л.Т. ДюБоуза находился примерно в 60 милях от мыса Санко, где был замечен конвой. Отряд ДюБоуза состоял из легких крейсеров «Санта Фе» (флагман) и «Бирмингем», а также эсминцев «Лоуз» (капитан 2 ранга Л.О. Вуд) под брейд-вымпелом командира ДЭМ-110 капитана 2 ранга М. Ван Метра, «Причетт» (капитан 2 ранга Ч.Т. Кофилд), «Моррисон» (капитан 2 ранга У.Г. Прайс), «Лонгшо» (капитан 2 ранга Р.Г. Спек). ДюБоуз получил приказ перехватить и атаковать конвой. Воздушное прикрытие обеспечивали самолеты легкого авианосца «Лэнгли».
Когда корабли прибыли к мысу Санко, они обнаружили, что конвой уже серьезно пострадал от бомб авианосных самолетов. Когда появился ДюБоуз, самолеты продолжали пикировать на цели, 5 японских транспортов горели, а остальные бросились к берегу, надеясь укрыться в бухте Бислиг.
Крейсера и эсминцы сразу открыли беглый огонь, обстреливая все японские суда подряд. В течение 1 часа 45 минут американские корабли крейсировали вдоль берега, «ведя учебную стрельбу». ДюБоуз гордо сообщил: «Все обнаруженные цели были потоплены либо уничтожены».
Судя по всему, конвой не имел сопровождения, а на судах не было никакого вооружения. Когда корабли ДюБоуза прекратили огонь и ушли на соединение с оперативной группой, от 9000 до 15000 тонн японских судов отправились на дно. Все это обошлось американцам только в стоимость потраченных боеприпасов.
В результате японским гарнизонам на Филиппинах пришлось еще туже затянуть пояса и сократить рацион. Вероятно, где-то грузовики остались без бензина, потому что танкер с нефтью с Борнео был потоплен. В любом случае, уничтожение этого конвоя крейсерами и эсминцами позволяло американцам с оптимизмом смотреть в будущее. Филиппинские острова перестали быть неприступной крепостью. Когда силы адмирала Нимица приблизились к ним с севера и востока, а силы МакАртура – с юга, падение Филиппин стало вопросом не такого уж далекого будущего.
Начиналась операция «Кинг-2».


Дальше