СОБРАНИЕ РАБОТ АЛЕКСАНДРА БОЛЬНЫХ -- Переводы -- Р. Сет: Самая жестокая битва. Конвой ONS-5 Содержание / / На главную страницу

ПРЕДИСЛОВИЕ

Меня очень взволновало предложение написать предисловие к этой великолепной книге. В последние годы публикуется все больше книг, посвященных войне на море, все больше воспоминаний и мемуаров, поэтому мы можем более точно оценить важность 3 критических месяцев – марта, апреля и мая 1943 года.

Моей эскортной группе В-7 повезло, так как она сыграла важную роль в трех крупнейших конвойных битвах этого периода. Мы славно поработали, и я рад, что мистер Сет решил написать книгу о самой крупной и самой упорной из них. Это является свидетельством уважения и благодарности офицерам и матросам группы В-7.

Интересно читать, как воспринимают другие люди события, происходившие 17 лет назад. Мне было интересно узнать, что пережили моряки на борту торговых судов конвоя ONS-5, особенно узнать о так и оставшемся загадкой исчезновении «Лориана». Мы тогда прикрывали этот конвой и благополучно провели его через океан, хотя и с некоторыми потерями. Нам было важно поскорее забыть обо всех ужасах, чтобы полностью сосредоточиться на новых задачах. Мистер Сет рисует мрачную, но точную картину того, что пережили экипажи потопленных судов.

Я думаю, у меня в памяти после прочтения книги остались три главных момента. Прежде всего, мне очень жаль признаваться, но во время операции были допущены несколько ошибок, из-за несовершенства средств обнаружения подводных лодок и недостаточной подготовки экипажа. И это происходило при том, что В-7 была опытной группой, и мы никогда не упускали случая провести лишнюю тренировку. Поэтому я верю, что большинство случаев отказа оружия имело место по причине ужасных погодных условий, с которыми мы столкнулись на протяжении всего перехода. Постоянное пребывание в морской воде может вывести из строя любую технику. Поэтому нашим инженерам следует учесть этот урок. По множеству причин учения мирного времени проводятся, в основном, в хорошую погоду. Это становится причиной опасных просчетов при проектировании кораблей и систем вооружения.

Второй момент: мне крайне повезло получить под свое командование группы таких опытных командиров и экипажей. Все они намного превосходили средний уровень. Многим группам не повезло в этом отношении, и отсюда тоже следует извлечь выводы. Очень жаль, что наш флот редко правильно определяет приоритеты. В 1917 и 1918, а особенно с 1939 по 1945 год самой важной задачей флота являлась доставка на наши острова продовольствия и сырья. В обоих случаях создалась критическая ситуация. Следует честно сказать, что флот смотрит на защиту торговых путей как на второстепенную задачу, для нее выделяются далеко не лучшие офицеры. Я ничем не отличался от остальных. Прекрасно помню, как в 1941 году после года «учебы» в качестве командира одного из эскортных миноносцев Западных Подходов, я отправился к своему командиру и потребовал, чтобы меня отправили на «настоящий флот» – в Скапа Флоу или на Средиземное море. Лишь потом я понял, как мне повезло, что мне отказали.

Проблема заключается в том, что крайне трудно предсказать, какая из задач флота окажется самой важной в будущей войне. Особенно сложно сегодня, но я уверен, что обеспечение безопасности торговых судов останется одной из главных задач Королевского флота, будет этот конфликт всемирным или останется локальным.

Третий и последний момент: я полностью осознал огромную роль самолета в морской войне. Из описания перехода конвоя SC-130, которое автор дает в последней главе, может создаться впечатление, что при налаженном взаимодействии кораблей и самолетов противник не имеет никаких шансов. Это совсем не так. В начале войны взаимодействие самолетов Берегового Командования и кораблей Королевского Флота было плохим. Ошибки совершали обе стороны, и это приводило к тяжелым последствиям. Самолеты не могли найти конвой, прикрывать который были посланы. Корабли не могли опознать самолеты и открывали огонь по своим же. Корабли и самолеты не могли установить связь, что бы совершенно необходимо для организации совместных действий.

Потребовалось несколько лет войны и множество болезненных уроков, чтобы добиться удовлетворительного уровня сотрудничества. Совместные учения были совершенно необходимы, однако они начались только в 1941 году. Каждая сторона должна была знать о проблемах другой. Вскоре эскортные группы начали вывозить офицеров Королевских ВВС в море на учения, иногда их даже брали с собой на время перехода через океан. Один подполковник авиации в течение 16 дней был моим гостем во время перехода к Ньюфаундленду. Командиры кораблей тоже иногда поднимались в воздух. С 1940 по 1944 год я провел в воздухе более 100 часов на самолетах Берегового Командования, испробовав все типы самолетов. В Тактической школе, созданной в Ливерпуле в 1942 году, проблемы охоты за подводными лодками и защиты конвоем изучались во взаимосвязи. Все это стало возможно, когда летчики поняли проблемы моряков, а моряки оценили проблемы летчиков.

Но я сказал уже достаточно. Остается лишь пожелать автору того успеха, которого заслуживает эта великолепная книга, ведь с моей точки зрения, она дает точное и честное описание этой великой битвы.



Дальше