Д. Хорикоши, М. Окумия, М. Кайдин : «Зеро!» (Японская авиация во Второй мировой войне) Содержание / / На главную страницу

Глава 5. Начало военных действий

«Сегодня, 8 декабря, в полночь наши армия и флот начали военные действия против американских и британских сил».

Такое совершенно неожиданное радиосообщение обрушилось на японский народ утром 8 декабря. Удивление и прямое неверие встретили заявление диктора. Конечно, народ знал, что дипломатические отношения между Японией и Соединенными Штатами весьма напряженные. Все лето 1940 года шли политические переговоры между этими двумя странами, и перспективы взаимоотношений были весьма туманными, в основном потому, что США заморозили японские активы в своих банках. Кроме того, был расторгнут торговый договор между этими странами.

Народ плохо понимал тонкости международных взаимоотношений, и ему было трудно объяснить причины объявления войны. Однако зачитанный по радио императорский рескрипт не оставил времени на сомнения. Японский народ очень быстро обратился к своим собственным делам, хотя страна ввязалась в войну с двумя самыми великими державами мира. [53]

Наш народ столкнулся с загадочной ситуацией. Ему навязали войну, не дав подготовиться к неизбежности таковой. Несмотря на национальную гордость, никто не мог усомниться в совместной мощи Великобритании и Соединенных Штатов. Огромное большинство людей пыталось, осторожно и безуспешно, оценить сложившуюся ситуацию. Их желание резко критиковать автократичное правительство, которое без предупреждения навязало нации войну, сталкивалось с тенденцией полностью поддержать это правительство. Ведь люди отчасти верили, что война начата с целью не допустить физического уничтожения Японии. Только время могло дать ответ на все эти вопросы.

8 декабря я (Окумия) служил в авиационном отделе штаба 11-й сводной воздушной флотилии, расквартированного в Касумигаура. Я отвечал за обучение пилотов и членов экипажей для ВМФ. Внезапное объявление войны резко усложнило учебные программы. Вдобавок я понял, что вскоре потребуется резко увеличить выпуск летчиков.

Опыт японо-китайского инцидента и недавно закончившийся трехмесячный период интенсивных тренировочных полетов означали, что флот хорошо готов к ведению «ограниченных операций». Однако наш опыт крупных войн был совершенно недостаточным. Мы не были твердо уверены, что сможем взять верх над такими противниками. В это время Британия уже 2 года вела войну в Европе. Хотя вооруженные силы Соединенных Штатов прямо не участвовали в войне, они тщательно изучали опыт боев и соответственно перестраивали свои военные структуры. Этот опыт значительно улучшал положение наших противников, давая им дополнительное преимущество, помимо численного превосходства в самолетах и военных припасах. Наша экспедиция в Китай имела ограниченную ценность. Нам не хватало опыта воздушных боев с сильным противником.

Мы имели только одно ясное стратегическое преимущество: воздушная война в Китае ясно показала нам, [54] что успех в любой военной операции приносит захват господства в воздухе. Без надежного контроля над воздухом наши морские и сухопутные силы в лучшем случае окажутся в невыгодном положении. А скорее всего, они не смогут добиться побед, которые им принесла бы помощь авиации. Из нашего опыта также стало совершенно ясно, что путь к захвату господства в воздухе лежит через создание наилучшего самолета-истребителя. В то же время мы превосходно понимали, что в затяжной войне, где главную роль будут играть военные корабли и самолеты, исход будет решен в основном национальной экономикой и промышленным потенциалом.

В секретном документе, озаглавленном «Схема организации японского флота военного времени», приводятся полные данные по нашим воздушным силам к началу войны. Вот этот документ.

СОКРАЩЕНИЯ

VF истребитель
VB пикировщик
VCB авианосный ударный самолет
VLB базовый бомбардировщик
VR базовый разведчик
V2S 2-местный разведывательный гидросамолет
V3S 3-местный разведывательный гидросамолет
VT учебный
VST учебный гидросамолет
VPB патрульный бомбардировщик (летающая лодка)

1. УДАРНЫЕ СИЛЫ ПЕРВОЙ ЛИНИИ

А. ОБЪЕДИНЕННЫЙ ФЛОТ

ПЕРВЫЙ ФЛОТ

1 ДЛК «Нагато», «Муцу» по 2 V2S [55]
2 ДЛК «Исэ», «Хьюга», «Фусо», «Ямасиро» по 2 V2S
3 ДЛК «Конго», «Харуна», «Кирисима», «Хиэй» по 3 V2S
6 ДКР «Аоба», «Кинугаса», «Како», «Фурутака» по 2 V3S
1 ЭЭМ «Абукума» (флагман) 1 ночной гидросамолет-разведчик
3 ЭЭМ «Сендай» (флагман) 1 ночной гидросамолет-разведчик
3 ДАВ «Хосё» 1 1 «Клод» VF

8«Джин» VCB
«Дзуйхо» 16 «Клод» VF

12 «Кейт» VCB

ВТОРОЙ ФЛОТ

4 ДКР «Атаго», «Такао»,

«Майя», «Тёкай» по 2 V2S, 1 V3S
5 ДКР «Мьёко», «Нати»,

«Хагуро» по 2 V2S, 1 V3S
7 ДКР «Кумано», «Судзуя»,

«Могами», «Микума» по 2 V2S, 1 V3S
8 ДКР «Тонэ», Тикума» по 2 V2S или V3S
2 ЭЭМ «Дзинцу» (флагман) 1 ночной гидросамолет- разведчик
4 ЭЭМ «Нака» (флагман) 1 ночной гидросамолет- разведчик

ТРЕТИЙ ФЛОТ

16 ДКР «Асигара» 2 V2S, 1 V3S
«Нагара», Кума» по 1 V3S
5 ЭЭМ «Натори» (флагман) 1 V3S
6 ЭПЛ «Тёгей» (база) 1 V3S [56]
2 базовое соединение «Сануки-мару»

(база ГС) 8 V2S
12 ДАВ «Камикава-мару» 8 V2S, 4 V3S
«Саньё-мару» 6 V2S, 2 V3S
«Касима» 1 V3S

ЧЕТВЕРТЫЙ ФЛОТ

19 эскадра «Окиносима»

(минный заградитель) 1 V3S
24 воздушная флотилия

Авиакорпус Титосэ 36 «Нелл» VLB
Авиакорпус Иокогама 24 «Мэвис» VPB
3 базовое соединение 16 авиакорпус 6 V3S
4 базовое соединение 17 авиакорпус 6 V3S
5 базовое соединение 18 авиакорпус 6 V2S, 6 V3S
6 базовое соединение 19 авиакорпус 8 V2S, 10 V3S
придан «Киёкава-мару»

(база гидросамолетов) 8 V2S, 4 V3S

ПЯТЫЙ ФЛОТ

7 базовое соединение

Авиакорпус Титидзима 6 V3S
21 эскадра «Кимикава-мару»

(база ГС) 8 V3S

ФЛОТ ЮЖНОГО РАЙОНА

«Касии» 1 V3S
9 базовое соединение «Сагара-мару» (база ГС) 8 V2S

1-й ВОЗДУШНЫЙ ФЛОТ

1 ДАВ «Акаги», «Кага» по 18 «Зеро» VF

18«Вэл»УВ

27 «Кейт» VCB
2 ДАВ «Сорю», «Хирю» по 18 «Зеро» VF

18 «Вэл» VB

18 «Кейт» VCB [57]
4 ДАВ «Рюдзё» 22 «Клод» VF

18 «Кейт» VCB
«Сёхо» нет
«Касуга-мару» нет
5 ДАВ «Сёкаку», «Дзуйкаку» по 18 «Зеро» VF

27 «Вэл» VB

27 «Кейт» VCB

11-й ВОЗДУШНЫЙ ФЛОТ

21 воздушная флотилия

Авиакорпус Каноя 72 «Бетти» VLB
1 авиакорпус 48 «Бетти» VLB
Авиакорпус Токо 24 «Мэвис» VPB
22 воздушная флотилия

Авиакорпус Михоро 48 «Нелл» VLB
Авиакорпус Гензан 48 «Нелл» VLB
приданы 6 «Ида» VR

36 «Зеро» VF
23 воздушная флотилия

Авиакорпус Такао 72 «Нелл» VLB
Авиакорпус Тайнань 92 «Зеро» VD

72 «Нелл» VLB

12 «Бэбс» VR
3 авиакорпус 92 «Зеро» VD

72 «Нелл» VLB

12 «Бэбс» VR

ПРИДАНЫ ОБЪЕДИНЕННОМУ ФЛОТУ

11 ДАВ «Мидзухо», «Титосэ» по 16 V2S, 4 V3S

В. ФЛОТ КИТАЙСКОГО РАЙОНА

приданы 8 V3S, 12 VCB

II. УДАРНЫЕ СИЛЫ ВТОРОЙ ЛИНИИ

БАЗОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ ЙОКОСУКА

Авиакорпус Йокосука 24 VF

12 VB [58]

36 VCB

12 VLB

12 V2S

6 V3S

3 VPB
Авиакорпус Татэяма 12 VCB

6 V2S
Авиакорпус Кисарадзу 60 VLB
11-я сводная воздушная флотилия

Авиакорпус Касумигаура 164 VT
Авиакорпус Цукуба 109 VT
Авиакорпус Ятабэ 108 VT
Авиакорпус Хякурагахара 108 VT
Авиакорпус Касима 132 VT
Авиакорпус Цутиура 48 VST
Авиакорпус Судзука 36 VCB
144 различных учебных самолета

БАЗОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ КУРЕ

Авиакорпус Куре 24V2S
Авиакорпус Саэки 16 VB
Авиакорпус Ивакуни 72 VT
12-я воздушная флотилия

Авиакорпус Оита 52 VF

24 учебных VF
Авиакорпус Уса 36 VB

63 VCB
Авиакорпус Хаката 48 V2S

54V3S
Авиакорпус Омура 36 VF

42 VCB

БАЗОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ МАЙДЗУРУ

Авиакорпус Майдзуру 6 V3S [59]

БАЗОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ САСЕБО

Авиакорпус Сасебо 16 VF
6 V3S

15VPB

БАЗОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ OMИНАТО

Авиакорпус Оминато 16 VF

8 VCB

8V3S

БАЗОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ ОСАКА

Авиакорпус Комацудзима 8 V2S

8 V3S

БАЗОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ ТИНКАЙ (Корея)

Авиакорпус Тинкай 6 V3S

БАЗОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ БАКО (Формоза)

приданы 4VF

Из этих списков я составил сводную таблицу численности самолетов всех типов, чтобы определить потребности в летчиках. В результате у меня получилось:

ТИП САМОЛЕТА 2-я линия 1-я линия Всего
Учебный 560 - 560
Учебный гидросамолет 180 - 180
Разные учебные 168 - 168
Учебный истребитель 24 - 24
Авианосный истребитель (Клод) 144 49 -
(Зеро) - 322 515
Авианосный пикировщик 68 126 194
Авианосный торпедоносец 242 194 436
Базовый бомбардировщик (Нелл) 52 204 -
(Бетти) - 120 376 [60]
Базовый разведчик - 30 30
2-местный гидросамолет 98 144 242
Ночной разведчик - 4 4
Гидросамолеты на ПЛ - 6 6
3-местный гидросамолет 94 11 205
Летающая лодка . 18 48 66
Транспортный - 23 23
ВСЕГО 1648 1381 3029

Среди самолетов первой линии все авианосные пикировщики были «Вэлами», торпедоносцы — «Кейтами», 2-местные разведчики — «Дэйв» (Тип 95) и «Пит» (Тип 0), 3-местные разведчики — «Джек» (Тип 0) и «Альф» (Тип 94). Все летающие лодки были типа «Мэвис».

Так как нам требовались по 2 пилота на каждый базовый бомбардировщик, .летающую лодку и транспортный самолет, это означало, что мы должны иметь 3500 пилотов только чтобы заполнить должности штатного расписания авиации флота. Это число увеличивалось, если учесть пилотов для вспомогательных самолетов флота, что составляло еще одну треть этой цифры. То есть нам требовалось около 5000 пилотов, примерно такое же количество наблюдателей, штурманов, стрелков, бомбардиров, радистов и другого летного состава, чтобы обеспечить боеспособность имеющихся самолетов.

Мы понимали, что война с Соединенными Штатами и Великобританией истощит скудные ресурсы Японии, и такое истощение создаст колоссальные трудности при пополнении самолетного парка и личного состава. Однако я полностью осознавал, что наша главная слабость кроется не в ограниченности ресурсов или людских резервов, а в необходимости постоянного возмещения потерь обученных летчиков. Разница между ветеранами и новичками гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Это то же самое, что разница между взрослым мужчиной и ребенком. [61]

Когда я в январе 1940 года занял должность инструктора в учебном авиакорпусе Касумигаура, я узнал, что, хотя у нас не было и 3500 пилотов, на самом деле мы имели летчиков больше, чем американский флот. В это время ко мне обратился лейтенант Танака Такецу, которого беспокоила проблема будущей нехватки обученных пилотов. Танака оказался дальновидным человеком. Его сильно беспокоили все проблемы внешне благополучного флота. Танака составил и отдал мне на рассмотрение «План подготовки 15000 пилотов». Работа Танаки и его глубокий подход к проблеме обучения летчиков произвели на меня большое впечатление. Поэтому я отправил этот план наверх с самыми благоприятными отзывами.

Однако план Танаки предусматривал ежегодное обучение такого большого числа пилотов по сравнению с задействованной флотской программой подготовки летчиков, что высшее командование сочло его просто бредовыми фантазиями юнца. Особенно жалко, что план всерьез никто не рассматривал. В августе 1941 года, когда я получил назначение в штаб авиакорпуса, флот начал реализацию новой учебной программы, которая предусматривала ежегодную подготовку 15000 летчиков. Однако ход событий и задачи, возложенные на нашу авиацию, менялись так быстро, что никакое точное планирование было невозможно. Новая учебная программа флота опоздала. За оставшийся короткий промежуток времени просто невозможно было подготовить требующееся флоту количество пилотов.

В то роковое утро 8 декабря 1941 года я чувствовал, что все это закончится победой Соединенных Штатов и Великобритании, так как у нас не хватит обученных пилотов. И не важно — быстро это случится или медленно, но результат будет один. Математика была простой. Обученного летного состава флота, то есть тех, кто хотя бы год летал в составе боевых частей, не хватало укомплектовать даже имеющиеся согласно «Схеме...» самолеты. Большая часть пилотов, переведенных на запасные [62] самолеты, не имела даже 1 года тренировок в составе боевых авиакорпусов. Суммарные цифры лишь маскировали нехватку. Многие наши ветераны, переведенные в части первой линии, могли не выдержать жестокого напряжения настоящих боев. Сочетание возраста и болезней начало косить наши ряды еще до начала военных действий.

Интуитивно я понимал, что процент пилотов, которым не хватало тренированности, представляет серьезную проблему еще до начала войны. И трудности будут только расти. Мы не сможем ощутить результатов программы массовой подготовки пилотов еще по крайней мере 2 года.

К моменту начала войны флот предъявлял следующие требования к курсантам-летчикам:

Летчики-рядовые и унтер-офицеры

Первичная наземная подготовка

Летная подготовка

Класс Возраст Образование Время учебы Время учебы
А 15- 17 3 -летняя средняя школа 14 мес. 12 мес. и менее
В 15- 17 4 летняя школа 28 мес. 12 мес. и менее
С менее 24 призывники 3 месяца 12 мес. и менее

Флот набирал своих офицеров-летчиков среди сублейтенантов и мичманов, обучая этих людей по крайней мере 12 месяцев. Эти курсанты считались нормальными пилотами после года первичной летной подготовки в составе боевых корпусов. Однако им требовался еще как минимум год, чтобы получить квалификацию авианосного пилота или фронтового пилота. [63]

Мы предъявляли этим молодым людям строжайшие требования. Несмотря на юный возраст, они должны были управлять сложными, дорогостоящими машинами, которых Японии постоянно не хватало. Поднявшись в воздух, они были предоставлены сами себе и лично отвечали за выполнение порученной им задачи. До сих пор такая политика оправдывала себя. Особенно ярко выдающиеся качества японских пилотов проявились во время японо-китайского инцидента. [64]



Дальше