БОЙ В ГЕЛЬГОЛАНДСКОЙ БУХТЕ 17
НОЯБРЯ 1917 ГОДА
Но немцы не сумели сполна насладиться радостью этих мелких побед, которые
правильнее было бы назвать булавочными уколами, так как в промежутке между
ними они получили новый сильный удар, напомнивший об ужасной силе Гранд Флита.
Хотя Битти принял осторожную стратегию Джеллико, он всегда искал
благоприятную возможность нанести врагу удар. Новый командующий Гранд
Флитом решил попытаться использовать новое оружие и применил гидросамолеты
для ударов по базе цеппелинов в Тондерне. Кроме того, Линейный Флот Битти
получил эскадру американских линкоров, которая была ему не слишком нужна,
но все-таки еще больше увеличивала численное превосходство союзников над
Флотом Открытого Моря. Корабли адмирала Хью Родмэна были названы 6-й эскадрой
линкоров. Впрочем, Битти не торопился использовать их в бою. Причин для
этого может быть несколько. Адмирал совершенно справедливо считал, что
американская эскадра не соответствует высоким стандартам флота, уже несколько
лет ведущего тяжелую войну. И еще можно предположить, что Битти не желал делить
славу уже довольно близкой победы с кем-либо еще. Кроме того в состав Соединения Линейных Крейсеров вошли сразу
4 корабля, боевая ценность которых вызывала определенные сомнения, несмотря на
их 381-мм орудия. Мы говорим о линейных крейсерах «Ринаун» и «Рипалс», а также о
знаменитых «белых слонах» — «Корейджесе» и «Глориесе». Но так или иначе, численность Гранд Флита в очередной раз
возросла, и Битти смог позволить себе некоторый риск.
Англичане засыпали Гельголандскую бухту множеством мин, которые немцам
приходилось регулярно тралить, иначе их главная база оказалась бы наглухо
закупоренной. Тральные работы велись уже чуть ли не в 100 милях от
Гельголанда. Для прикрытия тральщиков использовались легкие крейсера и
эсминцы. Иногда к Гельголанду выдвигались и линейные корабли.
16 ноября Шеер отправил в море свои 6-ю
полуфлотилию тральщиков под прикрытием 12-й и 14-й полуфлотилий
миноносцев и 4-ю эскадру прерывателей минных заграждений. Их сопровождала
2-я Разведывательная Группа адмирала фон Рейтера. В ее состав входили
легкие крейсера «Кенигсберг» (флагман), «Франкфурт», «Пиллау» новый
«Нюрнберг». Их сопровождали дредноуты «Кайзерин» (капитан 1 ранга Грассхофф) и
«Кайзер». Комната 40 в очередной раз заблаговременно предупредила Битти, и он
отправил в море Соединение Линейных Крейсеров под командой адмирала Пакенхэма.
Его поддерживала 1-я эскадра линкоров вице-адмирала Чарльза Мэддена. Для
небольшой набеговой операции главнокомандующий привлек внушительные силы:
1-ю эскадру крейсеров, 1-ю и 6-ю эскадры легких крейсеров, 1-ю эскадру линейных
крейсеров, усиленную «Нью Зилендом».
Однако на все последующие события наложила отпечаток более чем
странная система организации Королевского Флота. Все английские и
германские заграждения в Гельголандской бухте наносились на особую карту,
которую выпускал гидрографический отдел Адмиралтейства. Однако на флот
эта карта поступала в единственном экземпляре — главнокомандующему Гранд Флитом.
Все остальные адмиралы ее не видели! Командирам эскадр приходилось составлять
свои собственные карты минной опасности, на которые наносились обрывки
попадающих к ним сведений. Битти показал свою карту Пакенхэму, и тот знал, как
далеко он может позволить себе зайти в опасный район. Зато все остальные
командиры, в том числе адмирал Нэпир, корабли которого должны были сыграть
главную роль в предстоящей операции, этого не знали. Поэтому Нэпир сам определил
себе границу, переходить которую он не собирался. Командующие
эскадрами легких крейсеров имели собственные карты. Самое интересное, что
на них те районы, которые Нэпир считал опасными, были отмечены как
безопасные.
Утром 17 ноября английские силы подошли к границе минных заграждений.
Впереди шла 1-я эскадра крейсеров, несколько впереди ее левого траверза
держалась 6-я эскадра легких крейсеров, а в 3 милях позади — 1-я эскадра
легких крейсеров. Линейные крейсера находились в 10 милях за кормой Нэпира.
Около 7.30 с «Корейджеса» заметили германские тральщики. Почти одновременно их
увидел и Коуэн на «Кардиффе». Немцы шли 3 группами. Северная состояла из
тральщиков и эсминцев, средняя являлась отрядом поддержки, крейсера фон Рейтера
находились южнее. В 7.37 «Корейджес» дал первый залп из своих 381-мм орудий
по легкому крейсеру. Почти одновременно «Глориес» обстрелял другой
германский крейсер. 6-я эскадра легких крейсеров атаковала
тральщики.
Несмотря на подавляющее превосходство англичан, немцы не дрогнули.
Обрубив тралы, тральщики пошли на юго-восток, а фон Рейтер поспешил к ним на
помощь. Самые благоприятные условия освещения были у крейсеров Коуэна,
поэтому их огонь оказался самым действенным. Подбитый вооруженный траулер
«Кединген» потерял ход и был расстрелян англичанами.
2-я Разведывательная Группа повернула назад и под прикрытием дымзавесы
поспешила навстречу линкорам Грассхоффа, бой с которыми для картонных британских
крейсеров мог закончиться очень плохо. Но ситуация оказалась сложной и
запутанной для обеих сторон. Нэпир передал по радио, что видит на востоке
неприятельские легкие крейсера, количество которых установить не удается.
Эту радиограмму приняли на «Лайоне», а вскоре Пакенхэм услышал и артиллерийскую
канонаду. Однако он не имел совершенно никакого представления о силах
противника. Какие силы могли скрываться за густыми дымовыми завесами,
англичане могли лишь предполагать. Лишь в 7.55 с «Корейджеса» на мгновение
увидели на юге 3 германских легких крейсера, однако они тут же
скрылись.
В 8.00 «Корейджес» подошел к завесе, и адмирал Нэпир круто повернул на
юг. Пройдя сквозь завесу, в 8.07 он снова увидел те же самые 3 крейсера, которые
почти сразу повернули на юго-восток. Нэпир сообщил об этом командующему, и
адмирал Пакенхэм приказал своему младшему флагману адмиралу Филлимору на
«Рипалсе» идти на помощь Нэпиру.
В это время все мелкие корабли немцев оказались северо-восточнее
британских кораблей и стремительно удалялись. При этом ни один британский
крейсер их не преследовал. Адмирал фон Рейтер отвлек на себя все силы
противника, и теперь шел прямо навстречу своим линкорам. Его положение было
исключительно опасным. Первый же тяжелый снаряд, попавший в цель, мог
снизить скорость любого из германских крейсеров. Поврежденный корабль
пришлось бы оставить на растерзание противнику, как это произошло в бою на
Доггер-банке с «Блюхером».
Однако плохая видимость снова помогла немцам. «Глориес» и «Корейджес»
снова открыли огонь только в 8.10. Через 2 минуты открыл огонь «Кардифф», а
«Сериз» и «Калипсо» начали стрельбу через 10 минут. Британские снаряды начали
рваться рядом с германскими крейсерами. Эсминцы «Валетайн» и «Вэнкуишер»
попытались выйти в торпедную атаку, но не выдержали ответного огня немцев и
отвернули.
В 8.30 немцы поставили вторую дымовую завесу, а еще через 15 минут —
третью. Нэпир полностью потерял противника из вида. Пока он следовал в
кильватерной струе немцев, то мог не бояться налететь на мины. Если же противник
решил скрыть от него свой поворот, это могло быть сделано
с целью навести англичан на мины. Поэтому Нэпир повернул на 90°
влево и прекратил огонь. В этот момент «Рипалс» находился в 6 милях у него за
кормой и в бой еще не вступал. Александер-Синклер и Коуэн тоже повернули
влево. Таким образом, англичане значительно отстали от немцев. В этот
период серьезно пострадал только крейсер «Кардифф», в который попали 3
снаряда. Они вызвали большие пожары.
Но в этот момент порыв ветра разорвал дымовую завесу, и оказалось,
что фон Рейтер курса не менял. Адмирал Нэпир решил зайти еще на 12 миль
вглубь опасного района. Его корабли снова открыли огонь по противнику,
«Рипалс» тоже открыл огонь. Но в этот момент он получил по радио приказ
Пакенхэма возвращаться. Однако Нэпир ответил командующему, что видит дымы
еще 6 вражеских кораблей, и погоню не прекратил. Но теперь положение изменилось
в пользу немцев. «Корейджес» и «Глориес» настолько отстали от фон Рейтера, что были вынуждены
временно прервать стрельбу. Фон Рейтер решил вынудить англичан прекратить
погоню и приказал провести торпедную атаку. Его крейсера поставили
четвертую дымовую завесу. Когда она рассеялась, то буквально под самым
форштевнем «Роялиста» прошла торпеда. Через пару минут другая торпеда
прошла в опасной близости от борта «Кардиффа». В течение 10 минут почти со всех
британских кораблей поступали сообщения о замеченных торпедах, словно их
противниками были не обычные легкие крейсера, имеющие по паре торпедных
аппаратов, а флотилия эсминцев.
В 9.30 противник поставил очередную дымовую завесу. В это время
адмирал Нэпир подошел к линии, пересекать которую он считал невозможным ни
при каких обстоятельствах, и в 9.32 повернул вправо. Тем временем обе
эскадры британских легких крейсеров продолжали погоню. Чтобы ввести в действие
всю артиллерию, 1-я эскадра немного отвернула вправо. Немцы вели частый
огонь, и британский крейсер «Калипсо» получил повреждения. Вражеский снаряд
пробил крышу боевой рубки и разорвался внутри. Погиб командир крейсера и все
офицеры, находившиеся в рубке и на мостике. Командование кораблем принял
старший артиллерист. Приборы управления огнем вышли из строя, и «Калипсо»
прекратил огонь.
Зато остальные крейсера увеличили скорость, чтобы догнать противника. Но
в 9.50 рядом с ними начали рваться тяжелые снаряды, а на юго-востоке
показались силуэты германских линкоров. Один снаряд попал в ватерлинию
«Каледона», но повреждений не причинил, хотя удар по шпангоутам 305-мм снарядом
был такой силы, что адмирал подумал, будто корабль развалился пополам.
Александер-Синклер немедленно повернул назад, к «Рипалсу». В этот же момент
снаряд с «Рипалса» попал в «Кенигсберг». Он пробил все 3 трубы, попал в
угольную яму и разорвался, вызвав большой пожар. Скорость крейсера снизилась до
17 узлов, но это произошло уже слишком поздно. После этого бой неожиданно
прекратился.
По какой-то непонятной причине Грассхофф пошел на юго-восток, а не
навстречу 2-й Разведывательной Группе. Попав под огонь германских линкоров,
Филлимор и Коуэн повернули назад, на северо-запад, надеясь увлечь более
сильного противника туда, где ожидали эскадры Пакенхэма и Мэддена.
Действительно, фон Рейтер рвался в погоню, однако не смог убедить Грассхоффа
покинуть безопасное место под прикрытием минных полей, даже когда подошли
спешно вызванные «Гинденбург» и «Мольтке». Поэтому битва кончилась
безрезультатно, если не считать гибели «Кедингена». Несколько кораблей получили
повреждения, в том числе «белые слоны», палубы которых пострадали от
дульных газов собственных орудий
Бой в очередной раз продемонстрировал вялость и нерешительность
британских адмиралов. Нэпир во время погони ни разу не развил скорость больше 25
узлов и фактически прекратил преследование уже в 8.40. Вялое разбирательство
оправдало Нэпира, тем более, что в очередной раз
всплыли грехи Адмиралтейства. Отправить в бой адмиралов, не сообщив им о минных
заграждениях противника, было по меньшей мере
странно.
Тем не менее, английский набег принес свои плоды. В очередной раз
британские линкоры появились в тех водах, которые немцы считали своим
безраздельным владением. Шеер был настолько взбешен глупыми действиями
Грассхоффа, что немедленно отрешил его от командования
Состав английской эскадры в бою
у о. Гельголанд
1-я
эскадра крейсеров : Courageous
(контр-адмирал
Нэпир), Glorious, Эсминцы
: Ursa, Nerissa, Urchin,
Umpire
6-я
эскадра легких
крейсеров : Cardiff
(контр-адмирал
Александер-Синклер), Ceres, Calypso, Caradoc, Эсминцы
Valentine, Vimiera, Vanquisher,
Vehement
1-я
эскадра легких
крейсеров : Caledon
(коммодор Коуэн), Galatea, Royalist, Inconstant, Эсминцы
Vendetta, Medway
1-я
эскадра линейных
крейсеров : Lion (контр-адмирал Пакенхэм), Princess Royal, Tiger, New Zealand, Repulse (контр-адмирал Филлимор), Легкий крейсер
Champion, Эсминцы
Verdun, Telemachus, Oriana, Nepean,
Obdurate, Tristram, Petard, Tower
1-я
эскадра линкоров : Revenge (вице-адмирал
Мэдден), Royal Oak, Resolution, Emperor
of India, Benbow, Canada, Эсминцы Noble, Nonsuch, Napier, Penn, Paladin, Maschief, Suamarez, Valhalla,
Prince, Munster, Narboruogh