ГЛАВА 6
МСТИТЕЛИ
«Сотрудничество держав Оси на Средиземноморье могло решающим образом повлиять на ход всей войны, если бы оно было организовано быстро и решительно, немедленно после падения Франции. Вместо этого была создана катастрофическая ситуация. Задачи, которые легко можно было решить в первые месяцы военных действий, с развитием конфликта становились все труднее, так как Британии была оставлена свобода действий на море». Так адмирал Бернотти описывал ситуацию с точки зрения итальянцев в конце 1940 года.
20 ноября Гитлер написал своему партнеру по Оси длинное письмо, выдвигая ряд предложений по исправлению положения на Средиземном море. Одним из них было «перебросить силы Люфтваффе на Средиземное море, в основном чтобы действовать в сотрудничестве с итальянской авиацией против британского флота». Позднее фюрер подтвердил свое намерение послать в Италию авиакорпус, чтобы ослабить позиции британского флота. Однако он ясно дал понять, что пока еще не решил, стоит ли посылать германские войска, чтобы облегчить положение итальянцев в Северной Африке.
Первые части X авиакорпуса под командой генерала Гейслера начали прибывать в Италию в декабре. К началу января на сицилийских аэродромах Катании, Комизо, Трапани, Палермо и Реджо Калабрия были развернуты 330 самолетов. Это были 150 пикировщиков Ju-87 и Ju-88, 40 двухмоторных истребителей Ме-110 и 20 разведчиков Do-18 и Аг-196. Все пилоты имели большой опыт полетов над морем, и в частности — атак кораблей. Итальянские ВВС не могли создать ничего подобного пикировщику Ju-87, который, пикируя на цель вертикально, сбрасывал 500-кг бомбу со смертоносной точностью.
Помощь грекам в их борьбе против итальянцев сейчас стала одной из основных задач британского Средиземноморского флота. В январе 1941 года было решено организовать проводку военного конвоя через Средиземное море. Операция получила название «Иксесс». В конвой были включены 3 судна с грузами для Греции, которые должны были прибыть в Пирей, и 1 судно для Мальты. В соответствии с планом, который уже стал стандартным, Соединение Н адмирала сэра Джеймса Сомервилла должно было сопровождать суда до узкого пролива между Сицилией и Тунисом. Проливы они проходили под небольшим эскортом, после чего их встречал Средиземноморский флот адмирала Каннингхэма и обеспечивал дальнейший переход. Главнокомандующий использовал случай, чтобы организовать еще 3 конвоя. Первый состоял из 2 судов из Александрии на Мальту (MW.5 1/2), второй — из 2 судов с Мальты в Александрию (МЕ.5 1/2), третий — из 6 тихоходных судов с Мальты в Александрию и Порт-Саид (МЕ.6). Время выхода конвоев было согласовано так, чтобы MW.5 1/2 совершил переход под прикрытием флота, идущего на запад, а остальные 2 покинули Мальту, когда флот будет поворачивать на восток. 2 быстроходных судна конвоя «Иксесс» должны были присоединиться к МЕ.6 уже в море.
Самым опасным участком пути, как обычно, был Сицилийский пролив, где корабли подвергались воздушным атакам с баз Сардинии и Сицилии. Там же особенно высокой была опасность атаки подводных лодок и торпедных катеров, так же, как и возможность атаки итальянских кораблей. Адмирал Каннингхэм передал адмиралу Сомервиллу, что в качестве дополнительной предосторожности он пошлет крейсера «Глостер» и «Саутгемптон» вперед, чтобы соединиться с Соединением Н южнее Сардинии и обеспечить дополнительное прикрытие конвою, когда Соединение Н повернет назад. Конвою предстояло пройти 150 миль, прежде чем он попадает под защиту собственного флота Каннингхэма, который на сей раз состоял из линкоров «Уорспайт» (флагман) и «Вэлиант» и авианосца «Илластриес». Он должен был встретить конвой в 15 милях к юго-востоку от острова Пантеллерия.
То, что итальянский флот оказался разбросанным, потребовало от разведчиков КВВС, базирующихся на Мальту, значительных усилий. И не удивительно, что они не справились со своей задачей. В результате и Каннингхэм, и Сомервилл испытывали беспокойство, так как не знали точной диспозиции ВСЕХ итальянских кораблей.
Несколько соединений, принимающих участие в операции, вышли в море согласно плану. Неприятель почуял, что затевается какое-то дело, когда 7 января был замечен флот Каннингхэма — вскоре после выхода из Александрии. Через 2 дня его обнаружили снова, как и крейсера «Глостер» и «Саутгемптон», которые намеревались соединиться с Соединением Н. Атака 10 итальянских бомбардировщиков Sm.79 против этого соединения во второй половине дня была неудачной, и 2 бомбардировщика были сбиты истребителями «Арк Ройяла». Ночью, когда Соединение Н повернуло обратно, была отбита атака 2 итальянских торпедных катеров, причем один из них был потоплен. 10 января в 8.00 состоялась намеченная встреча конвоя с флотом Каннингхэма. Но вскоре после этого произошел первый неприятный инцидент: эсминец «Галлант» подорвался на мине и потерял носовую часть. Пока его брали на буксир, 2 итальянских самолета-торпедоносца совершили неудачную атаку. В 10.30 флот был замечен самолетом-разведчиком, который сообщил о контакте. Но пока еще не было никаких признаком резкого изменения ударной мощи вражеской авиации. В 12.23 еще 2 торпедоносца атаковали британские линкоры с высоты 150 футов, сбросив торпеды на расстоянии 2500 ярдов от цели. Линкоры без труда уклонились. К несчастью, 4 истребителя «Фулмар», патрулировавшие в воздухе, заметили эти самолеты, снизились и погнались за ними, повредив 1 из торпедоносцев. Однако они удалились от авианосца на 20 миль к западу. 3 больших корабля перестраивались после этой атаки, когда пришло сообщение, что приближается большое соединение самолетов. Офицер управления полетами «Илластриеса» немедленно отозвал истребители, приказав им патрулировать над соединением, однако 2 из них сообщили, что полностью истратили боеприпасы, а еще 2 — почти израсходовали. Поэтому в 12.34 «Илластриес» развернулся против ветра (210°) и поднял 4 «Фулмара» и 2 «Суордфиша», чтобы сменить истребители и начать противолодочное патрулирование. Пока выполнялся этот маневр, были замечены 2 группы вражеских самолетов, которые сразу опознали как германские пикировщики Ju-87. Они заняли позицию за кормой у англичан на высоте около 12000 футов. Мстители прибыли. В 12.38 они начали свою атаку, выбрав главной целью «Илластриес». Звенья по 3 самолета вываливали из общего строя и выполняли совместную атаку: один самолет с кормы и по одному с каждого борта. Иногда они пикировали прямо с 12000 футов, чтобы сбросить свои бомбы с высоты 1500 футов. Иногда они опускались до 5000 футов перед тем, как начать пикирование и сбросить бомбы. Временами это происходило на высоте 800 футов. Адмирал Каннингхэм завороженно следил за атакой с мостика. «Не было сомнений, что нас подкараулили настоящие специалисты. Самолеты образовали большой круг над нашим соединением. Мы не могли не восхищаться их умением и меткостью. Один за другим они вываливали из строя, выходя в атаку. Самолеты сбрасывали бомбы в упор. Когда они выходили из пике, некоторые из них пролетали вдоль полетной палубы «Илластриеса» ниже уровня трубы».
В 12.38 500-кг бомба прошла через платформу пом-пома № 1 по левому борту (№ 1 на схеме), повредив установку и убив двух человек из расчета. После этого она пробила спонсон, ударилась о бортовую броню и упала в воду, так и не взорвавшись. Через секунду авианосец получил первое прямое попадание (2). 500-кг бомба попала в носовую часть, прошла через каюту для отдыха, пробила борт и взорвалась в 3 метрах над водой под левой скулой авианосца. Повреждения от осколков были значительны, ряд носовых отсеков был затоплен. Потом 60-кг осколочная бомба, едва не попав в мостик, врезалась в пом-пом № 2 правого борта (3), перебив большую часть расчета. Повреждения самой установки были невелики, но вспыхнули патроны. Стрела подвижного крана рухнула вниз и заклинила пом-пом S1. Осколками были перебиты кабели электропитания обеих установок.
Вскоре после этого почти одновременно попали 2 бомбы, обе 250-кг либо 250-кг и 500-кг. Одна (4) попала в край кормового элеватора ближе к переднему правому углу, пробила платформу и взорвалась на дне колодца. Вторая (5) попала в тот же элеватор ближе к левому краю и взорвалась. В этот момент платформа была на полпути между палубой ангара С и полетной палубой, поднимая истребитель «Фулмар», в кабине которого сидел мичман-пилот. Результат сдвоенного взрыва был ужасным. Самолет просто исчез вместе с пилотом. Несколько «Суордфишей» и 4 «Фулмара» в ангаре вспыхнули. В результате взрывов и пожара корабль между 162 и 166 шпангоутами был выпотрошен до броневой крыши рулевого отсека. Все электрические провода были перебиты осколками, причем не только идущие к элеваторам боеприпасов, но и к рулевым моторам. Это еще больше усугубил близкий разрыв (6) возле правой раковины, который затопил ряд отсеков и повредил само рулевое управление. Корабль потерял управление и начал описывать круги, так как руль был заклинен «лево на борт». Лейтенант Г.Р.Б. Джанврин (наблюдатель L4P) поднимался в кабину своего «Суордфиша» за аптечкой. Взрывом его отшвырнуло прочь. Пожарные партии сразу опустили огнеупорные завесы и приступили к тушению огня.
Около 12.42 500-кг бомба (7) попала в полетную палубу в 1 футе левее диаметральной плоскости на полпути между островом и задним элеватором. Бомба пробила броню и взорвалась в 2 футах над ангарной палубой. В ней появилась дыра в 60 кв. футов, и она просела на 4 дюйма. Эта бомба вызвала большие разрушения. Она выгнула дугой платформу носового элеватора. Через образовавшееся отверстие устремились потоки воздуха, раздувая пожар в ангаре С. Платформа кормового элеватора была буквально выбита наружу. Металлические огнеупорные завесы были разбиты на куски, их осколки учинили страшное кровопролитие среди пожарных партий. К счастью, пожар не распространился на ангар В, хотя по нему и прокатилась ударная волна взрыва. Были повреждены элеваторы 4.5" башен, один снаряд взорвался прямо в беседке. Лейтенант Г.Р.М. Гоинг (наблюдатель L5F), который следил за атакой с правого переходного мостика, поспешил вниз на помощь. Обнаружив, что командир пожарной партии убит, Гоинг сразу принял командование. Ему помогали остальные пилоты и наблюдатели.
Дополнительные повреждения были вызваны 3 близкими разрывами, один из которых, на правой раковине, мы уже упомянули. Еще один (8) по левому борту вызвал пожар в кают-компании старших матросов и повредил электропроводку. Большой осколок этой бомбы попал в остров и обрубил провода питания, идущие к радару, репитерам гирокомпаса и 20" сигнальным прожекторам. Третий близкий разрыв (9) по правому борту вызвал пожар в кают-компании морской пехоты.
Среди грохота взрывающихся бомб, дыма и пламени, падение сбитого Ju-87 прямо в шахту кормового элеватора прошло почти незамеченным. Но пылающие обломки его фюзеляжа вызвали новые потери. Хотя машинные и котельные отделения остались целыми, дым и ядовитые газы от пожаров, бушующих наверху, оказались достаточно опасны. Втяжная вентиляция подавала их к котлам, что не только ухудшало сгорание топлива, но и делало обстановку в котельных отделениях почти невыносимой. Кочегары были вынуждены обматывать головы мокрыми тряпками и постоянно пить воду из вспомогательных насосов, чтобы утолить жажду, вызванную страшной жарой. Палубы над головой у них раскалились почти докрасна, но кочегары отважно оставались на своих постах почти 2 часа. Капитан 1 ранга Бойд был вынужден написать: «Отвага и чувство долга машинной команды были великолепны».
К 13.03 была исправлена паровая рулевая машина, и корабль снова смог управляться. В 13.13 скорость была увеличена до 26 узлов. В 13.30 «Илластриес» находился в 10 милях на северо-восток от линкоров, а те, в свою очередь — на таком же расстоянии к югу от конвоя «Иксесс». Теперь появились несколько итальянских горизонтальных бомбардировщиков, возможно, им помогали и самолеты X авиакорпуса. 7 самолетов атаковали линкоры, 7 — «Илластриес», 3 — конвой. Они сбросили бомбы с высоты 14000 футов, но попаданий не добились.
Из поступивших рапортов капитану 1 ранга Бонду стало ясно, что его корабль находится в серьезной опасности. Языки пламени поднимались из шахты кормового элеватора, и вся кормовая часть корабля представляла собой огненный ад. Он решил на полной скорости идти на Мальту. Адмирал Каннингхэм согласился с этим и выделил 2 эсминца для сопровождения поврежденного авианосца. Но в 13.35 поврежденное рулевое управление снова отказало, и еще целый час авианосец выписывал беспорядочные петли. Однако в 14.48, управляясь машинами, корабль пошел курсом 110° со скоростью 14 узлов.
Глубоко внизу, под командой старшего помощника капитана 2 ранга Джеральда Така пожарные партии предпринимали героические усилия, чтобы взять огонь под контроль. Но в 16.10 противник нанес новый удар. На этот раз 13 «Юнкерсов» в сопровождении 5 истребителей ринулись на поврежденный корабль, собираясь прикончить его. Но радары линкоров своевременно обнаружили противника, и он был встречен «Фулмарами», которые заправились и перевооружились на Мальте. Только 9 вражеских самолетов смогли выйти в атаку. Но теперь 5 из 6 помпомов и носовые 4.5" башни снова могли стрелять. Электрическое питание элеваторов башен, поврежденное взрывом на кормовом элеваторе, не удалось восстановить. Как и ранее, атакующие заходили с кормы, с обеих раковин и с правого траверза. Капитан 1 ранга Бойд отмечает, что эта атака не была «так же хорошо скоординирована и решительно выполнена, как предыдущая». Тем не менее, 1 прямое попадание и 1 близкий разрыв причинили дополнительные повреждения и вызвали новые жертвы. Бомба (10), вероятно, 500-кг, попала в шахту кормового элеватора. При взрыве она убила или ранила всех людей в офицерской кают-компании. Все офицеры, заскочившие перехватить чашку чая, погибли. Кормовая часть корабля погрузилась во тьму. Многие пожарные тоже погибли, но ударная волна погасила некоторые пожары. Лейтенант Гоинг получил тяжелую рану, из-за которой ему позднее ампутировали ногу. Через несколько секунд близкий разрыв (11) рядом с кормой снова повредил затопленное рулевое отделение и перебил всех в импровизированном лазарете на квартердеке. Еще один близкий разрыв (12) грохнул напротив мостика, но дело ограничилось поверхностными осколочными повреждениями.
В 16.31 противник скрылся, но борьба с пожарами продолжалась. Победу в ней удалось одержать уже на Мальте, когда корабль стоял в доке. Какое-то время пожары угрожали одному из погребов, и у капитана 1 ранга Бойда запросили разрешение затопить его. Трудно было принять такое решение, ведь могли последовать новые атаки. Бойд решил рискнуть и оказался прав. В 19.20, когда избитый корабль находился всего в 5 милях от входа в Гранд Харбор, противник предпринял последнюю попытку потопить его. Солнце село час назад, и взошла луна. В это время со стороны моря подкрались 2 торпедоносца. Их встретила огневая завеса с авианосца и 2 эсминцев сопровождения. Самолеты предпочли остаться на солидном расстоянии, и если они даже сбросили торпеды, те так и не были замечены. С помощью 3 буксиров в 21.04 «Илластриес» прошел мимо маяка Сент-Эльмо на входном молу, а в 22.15 он пришвартовался у причала Парлаторио.
Авианосец получил всего 7 бомб. Одна из них не взорвалась, еще одна взорвалась рядом с корпусом корабля. Кроме того, 5 бомб разорвались рядом в воде, а в палубу врезался 1 сбитый самолет. Хорошо, что попадания не были равномерно распределены по длине корабля. По какой-то странной случайности кормовой элеватор притянул к себе большую часть бомб. 4 бомбы превратили корму корабля в настоящие руины, разрушив все небронированные конструкции. Бомба, пробившая броню, взорвалась позади машинного отделения. Несколько осколков пробили водонепроницаемую переборку, но этим все и ограничилось. Повреждения рулевого управления вызвали серьезные неудобства, но не более того. Аварийные партии работали великолепно, несмотря на потери. Без «чувства долга» кочегаров корабль мог потерять ход в самый критический момент.
Однако атака бомбардировщиков вызвала тяжелые потери в личном составе. Погибли 83 офицера и матроса, 60 были серьезно ранены, 40 — легко. Из летчиков, участвовавших в налете на Таранто, погибли лейтенант Н.МакИ. Кемп (пилот L4K), лейтенант Р.Г. Скелтон и суб-лейтенант Э.А. Перкинс (пилот и наблюдатель L4F). Первый из них скончался от ран через 2 дня. Также были убиты лейтенант Э.У. Клиффорд (пилот L5F), суб-лейтенант Э. Мардел-Феррейра (наблюдатель L4H), суб-лейтенант Э.Л.О. Рэй (наблюдатель L4R). Уже упомянутый выше лейтенант Г.Р.М. Гоинг (наблюдатель L5F) потерял ногу, лейтенант У.Д. Морфорд получил тяжелые ожоги. Однако враг заплатил за это. Истребители «Фулмар» добавили к своим лаврам еще 7 вражеских самолетов, а зенитные орудия авианосца сбили 6.
Все ожидали, что неприятель предпримет отчаянные усилия, чтобы все-таки
выполнить то, что он не смог сделать, когда «Илластриес» находился в море.
Однако налеты начались только 16 января. В этот день появились 60 — 70
самолетов. Они добились 1 попадания, но повреждения оказались малы. Новые
сильные налеты были предприняты 18 и 19 января. Во второй день бомба,
взорвавшаяся на дне гавани, сработала как мина, повредив машины, изрешетив
лопатки левой турбины и серьезно повредив паропроводы и кладку котлов левого
котельного отделения. Обшивка корабля ниже броневого пояса была вдавлена на
5 футов. Вмятина имела длину 75 футов. Эти атаки не были более результативными
только благодаря 18 истребителям «Харрикейн» КВВС, недавно
доставленным на остров вдобавок к имевшимся 15. С помощью «Фулмаров»
«Илластриеса» она заставили атакующих дорого заплатить. Еще следует
упомянуть работу персонала Мальтийских доков, которые провели
необходимый ремонт, презирая опасность воздушных атак. Наконец
«благодаря сверхчеловеческим усилиям всех вместе», как писал адмирал Каннингхэм,
авианосец был готов выйти в море. Ночью 23 — 24 января в 17.46 он незаметно для
противника выскользнул из Гранд Харбора. Сразу развив скорость 24 узла,
авианосец помчался на восток, в Александрию. 25 января в 13.30 его радостно
приветствовали экипажи собравшихся там кораблей. После некоторого
ремонта под командой капитана 1 ранга Така он прошел через Суэцкий канал и,
обогнув мыс Доброй Надежды, благополучно прибыл в Норфолк, штат Вирджиния, для
капитального ремонта и переоборудования. (Капитан 1 ранга Бойд был произведен в
контр-адмиралы и назначен командующим авианосными силами
Средиземноморского флота вместо контр-адмирала Листера.) Корабль
полностью оправдал надежды, которые конструкторы возлагали на бронированные
авианосцы.
Дальше