ГЛАВА 2
УХУДШЕНИЕ ПОЗИЦИИ БРИТАНИИ НА СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ
1940 — 1941 годы
Чтобы лучше понять ход биты за Крит, а особенно ту роль, которую сыграл в этой эпопее Королевский Флот, необходимо коротко рассмотреть события предшествующих 11 месяцев. Особое внимание нам придется уделить личности главнокомандующего Средиземноморским флотом.
Адмирал сэр Эндрю Браун Каннингхэм, обычно известный как АБК, был полон решимости захватить господство на море и удержать его. Его концепция морской мощи была предельно ясной: способность использовать море там, где этого требуют британские и имперские интересы, и способность подавить любое противодействие этим интересам. Если противник имеет превосходство в кораблях, то первой задачей АБК становилась нейтрализация этого превосходства, чтобы устранить всякую угрозу британским транспортам с войсками и снабжением. Он всегда предельно серьезно относился к традиционной обязанности Королевского Флота благополучно доставить части британской армии туда, куда ему прикажут. В то же время его собственный флот должен быть способен помешать перевозке врагом войск и снабжения. Мы всегда будем помнить его сигнал от 22 мая 1941 года, в день, когда его флот понес тяжелые, почти катастрофические потери от действий вражеской авиации. Он передал своим кораблям:
«Терпите до конца. Флот не оставит армию. Ни один вражеский солдат не прибудет на Крит морем».
Этот сигнал полностью соответствовал его любимой поговорке: «Флоту требуется 3 года, чтобы построить новый корабль, и 300 лет, чтобы создать новую традицию». Его боевой настрой и талант командира позволили флоту пережить страшное испытание Критом.
Вступление Италии в войну на стороне Германии 11 июня 1940 года вслед за крушением Франции сильно ухудшило положение Британии на Средиземном море. Итальянский флот имел заметное преимущество в силах над британским Средиземноморским флотом. Твердость и такт, проявленные Каннингхэмом и его штабом во время сложных болезненных переговоров, позволили разоружить французские корабли эскадры вице-адмирала Годфруа, стоявшие в Александрии. Это застраховало их от попадания в руки противника. Потом британский Средиземноморский флот получил подкрепления и перенес главную базу с Мальты на восток в Александрию.
Мальта стала одной из главных головных болей Каннингхэма. Он был полон решимости удержать остров, который был главной базой британского флота почти полтора столетия. Из Александрии на Мальту шли конвои с продовольствием, обратные конвои вывозили с острова оборудование и технический персонал, необходимый для ремонта и обслуживания кораблей флота на новой, относительно плохо оборудованной базе. Главнокомандующий также использовал эти конвои как приманку для итальянского флота. 9 июля 1940 года произошло столкновение возле Калабрии. Казалось, что неизбежно генеральное сражение. Итальянцы имели 2 линкора, 12 крейсеров и множество эсминцев. Однако итальянский флагманский линкор получил попадание снарядом с «Уорспайта» с расстояния 13 миль, после чего итальянский адмирал немедленно вышел из боя.
Каннингхэм сообщил Первому Морскому Лорду, что ему требуется еще по крайней мере 1 линкор, кроме модернизированного «Уорспайта», который может стрелять на те же расстояния, что и 2 новых итальянских линкора типа «Литторио», имевшие 15" орудия. Далее он подчеркивал, что ему также требуется один из новых бронированных авианосцев, чтобы обеспечить истребительное прикрытие флоту и конвоям, когда они находятся вблизи от вражеских берегов. В результате в сентябре 1940 года его флот получил модернизированный линкор «Вэлиант», авианосец «Илластриес» и 2 только что переоборудованных крейсера ПВО «Калькутта» и «Ковентри».
Это снизило превосходство итальянцев в силах. А решительный удар по этому превосходству был нанесен ночью 11 ноября 1940 года, когда «Илластриес» подошел на 170 миль к Таранто и поднял самолеты, чтобы атаковать итальянский флот прямо в гавани. Линкор «Кавур» был потоплен торпедой, два других — новый «Литторио» и модернизированный «Дуилио» — были повреждены и вышли из строя. Это был огромный успех ВСФ и их молодых неопытных летчиков.
Чтобы захватить контроль над Восточным Средиземноморьем, Муссолини 28 октября 1940 года предательски напал на Грецию, но встретил совершенно неожиданный отпор. Через 3 месяца греки вышвырнули итальянские войска за албанскую границу, дав таким образом Гитлеру предлог для вторжения на Балканы. Он намеревался нейтрализовать Грецию и Турцию и поставить под угрозу британское господство в Восточном Средиземноморье. Гитлер также послал в Сицилию на помощь Реджиа Аэронаутика свой хорошо обученный Х авиакорпус. Это оказало решающее воздействие и помогло Оси захватить господство в воздухе над узким проливом между Сицилией и Тунисом. К сомнительной опасности итальянских горизонтальных бомбардировщиков прибавились смертоносные удары германских пикировщиков.
Корабли итальянского флота в 1940 году были просто прекрасны, когда речь шла о скорости, вооружении, маневренности. Однако они страдали от 2 серьезных дефектов. Одним из них была полная неподготовленность к ночным боям, а вторым было отсутствие авианосцев. Муссолини выступал против постройки авианосцев, ошибочно решив, что с любыми кораблями противника, включая авианосцы, справятся базовые горизонтальные бомбардировщики. Удар по Таранто поколебал эту уверенность, а поражение при Матапане полностью ее рассеяло. Однако было уже слишком поздно. Единственный итальянский авианосец «Аквила» был уничтожен незадолго до ввода в строй.
9 декабря 1940 года при поддержке флота Каннингхэма генерал сэр Арчибальд Уэйвелл начал свое блестящее наступление на Сиди Баррани. К 15 декабря Египет был полностью очищен от итальянских войск. 9 февраля 1941 года британская Армия Нила стояла перед Эль Агейлой, пройдя на запад более 600 миль и захватив 130000 пленных.
10 января, когда флот Каннингхэма встретил в Сицилийских узостях идущий на восток конвой, крупное соединение Ju-87 и Ju-88 атаковало «Илластриес». Авианосец был серьезно поврежден попаданиями 6 бомб, однако сумел добраться до Мальты, а потом ушел в Александрию. Ему требовался капитальный ремонт, который проводился в Соединенных Штатах. 11 января крейсер «Саутгемптон» был атакован и потоплен пикировщиками. Присутствие Люфтваффе в Сицилии серьезно затрудняло передвижение британских кораблей.
Нейтрализация «Илластриеса» была сильным ударом, однако в Южной Атлантике действовал новый авианосец «Формидебл», который прибыл в Александрию 10 марта. Ему пришлось буквально «протискиваться сквозь канал, забитый обломками судов, часто имея буквально по паре футов пространства по бортам».
У Каннингхэма снова появился современный авианосец. Учитывая новые методы атак германских пикировщиков, он решил, что «эсминцы прикрытия будут ставить огневую завесу над избранным кораблем, возможно, авианосцем. Я также намерен держать в воздухе над флотом 12 истребителей».
Адмирал Редер убеждал итальянцев проявить активность и атаковать британские коммуникации в Эгейском море, чтобы прикрыть южный фланг немцев. Тем не менее итальянцы не стремились рисковать своими кораблями. Нехватка топлива также приковывала их флот к гавани. Однако ближе к концу марта адмирал Иакино на новом линкоре «Витторио Венето» двинулся на восток во главе мощного флота. К несчастью, он практически не имел воздушной поддержки, хотя немцы обещали ее. Каннингхэм немедленно вышел в море, как только получил известие о выходе итальянцев. Благодаря самолетам «Формидебла», обеспечившим разведку и проведение торпедных атак, он сумел повредить линкор противника. В последовавшем ночном бою итальянцы были захвачены врасплох. Флот Каннингхэма потопил 3 тяжелых крейсера и 2 эсминца. Атакам авианосных «Альбакоров» помогали «Суордфиши» ВСФ из Малеме, Крит, и горизонтальные бомбардировщики КВВС «Бленхейм» из Мениди, Греция.
Победа дала англичанам долгожданный подъем духа. Однако она же подтолкнула немецкую авиацию резко увеличить активность, что привело к уничтожению слабых сил КВВС в Греции и на Крите. ПВО, которую обеспечивали истребители «Формидебла» и огневая завеса, эффективно прикрывала флот. Однако так могло продолжаться, пока имелись самолеты и боеприпасы к зениткам.
Перевозка британских войск из Египта в Грецию (операция «Ластр») началась 5 марта и продолжалась в течение 3 недель. За это время были атакованы и потоплены 25 торговых судов, большей частью после прибытия в гавани. Количество британских истребителей было слишком мало, чтобы обеспечить им защиту. В это время Африканский Корпус генерала Роммеля начал накапливать силы в Триполи.
30 марта Роммель начал свое молниеносное наступление в Киренаике. Через 2 недели обескровленная Армия Нила генерала Уэйвелла откатилась к границам Египта, еще раз потеряв всю Киренаику (Бенгази, Дерна, Бардия), кроме Тобрука. Присутствие вражеских аэродромов в Киренаике и наступление Роммеля означало новые заботы для уже перенапряженного британского флота. Каннингхэму пришлось вывести весь флот в море и совершить поход почти в 100 миль на запад.
На рассвете 21 апреля британский флот подверг обстрелу портовые сооружения Триполи. В ударе участвовали самолеты «Формидебла». На Мальту прорвалось судно снабжения. А 5 дней назад 4 британских эсминца уничтожили итальянский конвой из 5 транспортов возле Сфакса, Тунис. Надводные корабли не сумели вернуться на Мальту, однако периодическая посылка новых «Харрикейнов» и нескольких британских подводных лодок позволила острову наносить удары по коммуникациям Роммеля между Италией и Триполи.
Германский блицкриг в Греции начался 6 апреля 1941 года. Немцы сосредоточили там подавляющие силы, поддержанные тысячами самолетов. Через 2 недели Греция пала, а положение англичан начало стремительно ухудшаться. Скоро стало ясно, что существует опасность потери всех 58000 солдат экспедиционного корпуса. Легкие силы Каннингхэма в период 24 — 29 апреля провели эвакуацию из 8 различных греческих портов. Танки и технику пришлось бросить, но 51000 человек удалось вывезти. Они были отправлены в Египет, кроме 21000 солдат, которые остались на Крите в качестве пополнения британского гарнизона острова. Хотя англичане владели морем, немцы теперь имели неоспоримое господство в воздухе. Они полностью контролировали Румыния, Болгарию, Грецию и многие острова в Эгейском море.
Стратегически операция «Ластр» выглядела не слишком умно. Она едва не завершилась катастрофой. Однако политическая необходимость оказать помощь Греции была очевидна.
Так как британской армии отчаянно требовались подкрепления, было решено попытаться еще раз провести через Средиземное море конвой (операция «Тайгер») с танками, орудиями, самолетами и прочей техникой. Одновременно к флоту Каннингхэма должны были присоединиться модернизированный линкор «Куин Элизабет» и крейсера «Найад» и «Фиджи». Благодаря удаче, песчаным бурям, туману, низкой облачности и помощи флота, вышедшего навстречу конвою, потери оказались минимальными. 238 танков и 43 «Харрикейна» благополучно прибыли в Александрию. Прибытие на Мальту 15 «Бофайтеров» позволило организовать прикрытие в Сицилийских узостях, а истребители «Формидебла» отгоняли вражеские самолеты, когда конвой оказался рядом с флотом. Однако господствовавшая в этот период плохая видимость привела к гибели многих авианосных истребителей, которые до начала битвы за Крит заменить не удалось. Когда 12 мая «Формидебл» снова вошел в гавань Александрии, всего через 2 месяца после прибытия на Средиземное море, на нем оставалось только 4 «Фулмара».
Когда в 1940 году англичане высадились на Крите, там не было нормально оборудованных аэродромов. Возле Гераклиона имелась посадочная площадка, которую использовали британские самолеты при перелетах из Египта в Грецию. Она была расширена, а на юго-восток от нее была подготовлена база для бомбардировщиков КВВС. Однако эти 2 аэродрома в Гераклионе находились в 50 милях на восток от бухты Суда, поэтому истребители не могли прикрывать военно-морскую базу. Поэтому ВСФ начали строительство собственной базы в Малеме, в 8 милях западнее Кании и Суды.
Очень важно помнить о недостатках и трудностях, которые мешали организации эффективной обороны Крита. Остров был совершенно диким, не существовало даже системы связи. Железных дорог не имелось в помине, единственное хорошее шоссе петляло по горам вдоль северного берега острова. На юге лежал вулканический кряж, протянувшийся вдоль всего острова. Местами горы поднимались на 8000 футов. На северном побережье имелась прекрасная гавань в бухте Суда, прикрытая с севера полуостровом Акротири. Кроме нее имелись еще 2 порта. Гераклион мог принимать только эсминцы, а в Ретимо могли заходить лишь мелкие корабли. На южном побережье, примерно в 20 милях от Суды, находилась рыбацкая деревушка Сфакия. Однако скверная дорога, ведущая туда, обрывалась в нескольких милях севернее деревни в горах.
После британской оккупации Крита бухта Суда стала важным заправочным пунктом для легких сил Каннингхэма, особенно для эсминцев. Это позволяло им дольше действовать в Эгейском море и центральном Средиземноморье. Из 21000 британских и имперских солдат, вывезенных из Греции на Крит, большая часть лишилась всего оружия, кроме винтовок. 30 апреля эти войска были реорганизованы и влились в систему обороны острова, которой командовал генерал Фрейберг. Всего же гарнизон острова, включая последние подкрепления и первоначальный состав, насчитывал 32000 человек, в том числе 6500 австралийцев и 7000 новозеландцев. Их поддерживали греческие новобранцы, которым не хватало оружия, зато у них в избытке имелся боевой дух. На остров было прислано несколько старых танков из Киренаики. Однако они принесли мало пользы, так как часто ломались.
Интересно отметить, что среди солдат, вывезенных из Греции, бытовало убеждение, что потеря Крита — только вопрос времени. Людей на острове хватало, не хватало другого — танков, зенитных орудий, транспорта, средств связи. Официальная точка зрения утверждала, что Крит можно удержать и он будет удержан, если враг проведет высадку только с воздуха. Это ограничит количество высаженных войск всего несколькими тысячами.
Для организации обороны Фрейберг разделил остров на 2 главных района: от Малеме до Ретимо со штабом в Кании и отдельный район Гераклиона на востоке с собственным командованием. Там находился первоначальный британский гарнизон острова под командованием бригадного генерала Б.Г. Чеппела. Собственная зона ответственности Фрейберга делилась на 3 сектора: от Малеме до Суды, здесь оборонялись новозеландцы бригадного генерала Э. Паттика. Суду удерживали британские войска генерал-майора Э.К. Уэстона; позиции от Георгиополиса до Ретимо занимали австралийцы бригадного генерала Дж.Э. Вези.
Оборудование для разгрузки транспортов, которое прибыло в бухту Суда, не справлялось. К тому же оно подвергалось ежедневным бомбардировкам. С 30 апреля по 20 мая в бухту прибыли 15 судов снабжения. Из них 8 были потоплены или повреждены прямо на стоянке. За это время удалось выгрузить на берег только 15000 тонн грузов.
Тем временем немцы с большой скоростью и огромным усердием расширяли старые аэродромы и строили новые. Англичане им не мешали. Укажем расстояния в милях от этих аэродромов до Суды: Милос (75), Моласи (100), Скарпанто (150). Там они сосредоточили свои пикировщики и одномоторные истребители. Двухмоторные истребители сосредоточивались в районе Афин, в 200 милях от Суды. Операцией по воздушно-десантному вторжению на Крит командовал генерал Штудент. Он имел 13000 парашютистов, 700 бомбардировщиков и истребителей (из них 50 были выделены для проведения разведки), 530 транспортных самолетов и 72 планера.
Гитлер согласился отдать проведение операции Герингу, чтобы провести вторжение только с воздуха и завершить его в течение нескольких дней. Гитлер уже подготовил вторжение в Россию и беспокоился об угрозе нефтяным скважинам Плоешти, которую представляла британская авиация с Крита. Геринг заверил его, что эта операция не приведет к уменьшению сил Люфтваффе, выделенных для русской кампании. Вторжение было намечено на 17 мая, однако было отложено до 20 мая, так как требовалось перебросить 2500000 галлонов авиабензина в Грецию через Адриатику из Триеста.
Как уже упоминалось, план требовал захватить Малеме до полудня в первый же день высадки, Ретимо и Геракл ион в тот же день к вечеру. 20 мая в 5.00 первые транспортные самолеты поднялись в воздух. Войскам зачитали приказ:
«Вы элита германской армии и докажете это в предстоящей битве.
Не болтайте.
Будьте спокойны, уверенны, сильны и решительны.
Не сдавайтесь».
А голубое небо над Критом уже заволок черный дым после предварительных бомбардировок.