Битва за Средиземное море: взгляд победителей Содержание / / На главную страницу

ГЛАВА 2

8 АПРЕЛЯ 1941-12 МАЯ 1941

 

Приказ о формировании Мальтийского ударного со­единения был отдан 8 апреля 1941 года. Сначала оно со­стояло из 4 наиболее современных эсминцев адмирала Каннингхэма — «Джервис», «Нубиэн», «Мохаук» и «Янус». Соединением командовал капитан 1 ранга Мак — ко­мандир 14-й флотилии эсминцев и одновременно «Джервиса».

Из 4 выбранных кораблей 3 уже находились в море, со­провождая конвои. «Джервис» и «Янус» вместе с крейсером ПВО «Ковентри» прикрывали 9 судов конвоя AN-25, дви­гавшихся через Эгейское море в Пирей. «Мохаук» вместе с «Райнеком» и «Гримсби» шел туда же вместе с 6 судами конвоя AG-11. Всем им было приказано направиться в бух­ту Суда на Крите, где к ним присоединялся «Нубиэн». Он вышел 8 апреля из Александрии вместе с эсминцами «Хироу» и «Дифэндер», которые должны были заменить «Джер­вис» и «Янус» в составе эскорта конвоя AN-25. 9 апреля все корабли собрались в бухте Суда и приготовились к перехо­ду на Мальту.

10 апреля в 6.00 «Джервис» и «Янус» покинули бухту, через час вышли «Мохаук» и «Нубиэн». Легкие крейсера «Перт» и «Аякс» тоже пошли на запад, чтобы прикрыть эсминцы ночью 10—11 апреля. Однако переход был спокойным, и днем 11 апреля все 4 корабля благополучно прибыли на Мальту. Вскоре им пришлось выйти в пер­вый боевой поход.

Вечером 11 апреля разведывательный самолет заме­тил вражеский конвой, идущий на юг, между островом Лампионе и мелью Керкенна. Он состоял из 4 торговых судов и 3 миноносцев, вышедших из Палермо днем 10 ап­реля, и направлялся в Триполи. Соединению капитана 1 ранга Мака, которое провело в гавани всего несколь­ко часов, было приказано атаковать конвой вместе с торпедоносцами «Суордфиш». Напряжение возросло, когда эсминцы вышли в море, направляясь к точке пред­полагаемой встречи с конвоем. Его скорость определили в 15 узлов. Но успеха не добились ни эсминцы, ни «Суордфиши» — конвой не был обнаружен. Утром 12 апре­ля разочарованное соединение вернулось на Мальту. Из донесения подводной лодки «Юник», которое соедине­ние не получило, стало известно, что скорость конвоя не превышала 9 узлов. Однако конвой не сумел пройти благополучно, так как утром 12 апреля танкер «Персианс» (2474 тонны) был торпедирован и потоплен анг­лийской подводной лодкой всего в 30 милях северо-западнее от Триполи.

Эсминцы едва успели принять топливо, как им снова приказали выйти в море. 12 апреля в 17.33 был замечен еще один конвой, идущий на юг — 5 судов и 3 эсминца. Они вышли из Неаполя 11 апреля в 17.30 и были замече­ны английским самолетом у входа в залив Хаммамет. Ка­питан 1 ранга Мак вышел на перехват.

С Мальты вылетел «Суордфиш», который должен был обнаружить конвой в сумерках и следить за ним, чтобы помочь эсминцам найти врага. Однако теперь итальянцы знали, что на Мальте базируются английские корабли, и через 1,5 часа после наступления темноты конвой, заме­тив слежку, повернул на север и отошел на большой ско­рости, пройдя к западу от острова Пантеллерия 13 апреля в 2.30. «Суордфиши» 830-й эскадрильи ВСФ в 23.00 атаковали его, но безуспешно, хотя потеряли 2 самолета. Капитан 1 ранга Мак, не зная о перемене курса конво­ем, напрасно обыскивал намеченный для перехвата рай­он. Около 2.30 конвой был замечен подводной лодкой «Апхолдер», которая повернула его снова на юг, обстре­ляв осветительными снарядами. Когда капитан 1 ранга Мак получил сообщение подводной лодки, он уже воз­вращался на Мальту. На рассвете 13 апреля его корабли были атакованы вражескими пикировщиками в проливе Комино, но не пострадали. Конвой прибыл в Триполи 14 апреля без дальнейших помех. После 2 безрезультат­ных выходов начались интенсивные переговоры между командующим Средиземноморским флотом, командиром Мальтийской военно-морской базы и Адмиралтейством. Обсуждались причины неудач. В это время итальянские конвои двигались от Неаполя на юг, к мысу Бон, а затем вдоль берега до самого Триполи. Самая опасная часть маршрута — в районе Мальты — проходилась в темноте. Лучшей позицией для эсминцев была отмель Керкенна, но для этого им пришлось бы выходить с Мальты днем, и днем же возвращаться, находясь под наблюдением вра­жеских самолетов. Адмирал Каннингхэм также указал, что причиной неудач является и неспособность «Суордфишей» преследовать охраняемый истребителями кон­вой днем. В то же время у КВВС были более современные разведчики Мартин «Мэриленд», лучше приспособлен­ные для ведения разведки.

Таково было положение 13 апреля, когда в 23.00 из Неаполя в Триполи вышли транспорты «Адана», «Арта», «Эгина» и «Изерлон» с грузами и немецкими солдатами на борту и итальянское судно перевозки боеприпасов «Сабаудиа». Их сопровождали эсминцы «Тариго», «Лампо» и «Валено».

15 апреля в 13.57 конвой был замечен у берегов Туни­са вблизи мыса Бон. Самолет КВВС сообщил на Мальту, что конвой идет на юг со скоростью 9 узлов. С Мальты немедленно вылетел второй «Мэриленд», чтобы следить за конвоем, а соединению капитана 1 ранга Мака приказали приготовиться к выходу в море. После 2 неудачных походов экипажи не питали больших надежд на успешный исход операции, хотя многие втайне рассчитывали] что уж третий выход должен быть счастливым.

Эсминцы вышли с Мальты в 18.00 под прикрытием дождя и низких туч и выстроились в кильватерную колонну — «Джервис», «Янус», «Нубиэн», «Мохаук». После этого они со скоростью 26 узлов пошли к бую № 4 Керкенна, чтобы прибыть туда раньше конвоя.

В 17.00 конвой снова был замечен самолетом. Его по­зиция, состав, курс и скорость были переданы на Маль­ту. В 18.26 командир Мальтийской военно-морской базы передал эти сведения капитану 1 ранга Маку, который получил их в 19.25. Ситуация складывалась благоприят­но, но не повернет ли конвой?

Командир «Тариго» капитан 2 ранга Пьеро да Кристофаро, командовавший эскортом, был предупрежден, что конвой замечен английскими самолетами, и сооб­щил на базу, что нужны истребительное прикрытие от воздушных атак и авиаразведка по курсу конвоя. Однако плохая погода помешала вылету истребителей, а из 2 разведчиков Sm-79, которые должны были в 17.15 выле­теть из Сиракуз, только 1 поднялся в воздух. Но и он в 18.45 вернулся на базу, не заметив английской эскадры. Командир эскорта, хотя и опасался атаки, шел в Трипо­ли, не зная, что английские корабли уже находятся в море, разыскивая его.

 

 

16 апреля в 0.44 в 6 милях от буя № 4 Керкенна англи­чане легли на курс 310° и снизили скорость до 20 узлов. В 1,00 курс снова был изменен, и соединение пошло, как надеялись, навстречу конвою. В 1.10 обычный ноч­ной зигзаг был прекращен и началась охота. В 1.42 капи­тан 1 ранга Мак прошел вычисленную позицию конвоя, но ничего не заметил. Он приказал увеличить скорость до 25 узлов ив 1.55 вышел в точку, отстоящую от первой на 3 мили. Это была расчетная позиция для скорости конвоя 7 узлов (предыдущая — для скорости 8 узлов). Снова ни­чего! Мак был вынужден решать — или конвой изменил курс, или идет ближе к берегу. Если конвой повернул на север, разыскивать его было бесполезно, и потому Мак решил выйти к берегу. В 1.55 он повернул к бую № 1 Керкенна. Через 3 минуты он был вознагражден за свою смелость — по пеленгу 170° на расстоянии 6 миль были замечены вражеские корабли. В 1.59 «Джервис» передал: «Вижу неприятеля слева».

В 2.00 эсминцы легли на курс 140° и развили скорость 27 узлов. Через 2 минуты капитан 1 ранга Мак приказал развернуть торпедные аппараты на правый борт. В 2.03 он произвел тактическое изменение курса на 210°, чтобы зайти с темной стороны горизонта. За этим последовал сигнал развернуть торпедные аппараты на левый борт. Дистанция быстро сокращалась. Англичане решили, что у неприяте­ля 5 торговых судов, 1 эсминец и 2 миноносца.

В 2.20 «Джервис» открыл огонь по «Валено» с дистан­ции 2400 ярдов. Итальянский эсминец, шедший справа от конвоя, сразу получил и попадания 4,7" снарядов, и очередь из 2-фн автомата. Через 2 минуты «Янус» обстре­лял ту же цель, используя данные радиолокатора — 2400 ярдов, и накрыл ее первым же залпом. «Валено» получил тяжелые повреждения, капитан и все офицеры сразу по­гибли, эсминец начал тонуть. Но прежде чем он затонул окончательно, остатки экипажа сумели вывести эсми­нец на песчаную отмель.

«Нубиэн» открыл огонь в 2.20 по концевому судну конвоя — «Сабаудии». Третьим залпом он накрыл цель, последовал взрыв, на «Сабаудии» начался пожар. «Нуби­эн» перенес огонь на «Изерлон» и «Эгипу» и тоже добил­ся попаданий. В 2.23 «Нубиэн» заметил справа на встреч­ном курсе «Тариго» на расстоянии 1000 ярдов. Была уве­личена скорость, и эсминец повернул сначала на непри­ятеля, потом от него. Был открыт огонь из всех орудий и пулеметов, последовали попадания в мостик и кормо­вую часть итальянца. «Тариго» ответил. Произошла короткая стычка между эсминцами, которую прервал «Мо­хаук», вклинившийся между ними. «Тариго» шел справа от английского строя и был обстрелян «Джервисом» и «Мохауком», получив тяжелые повреждения. Первый же залп «Джервиса» разбил мостик и вызвал пожар в сред­ней части корабля. У да Кристофаро была оторвана нога, но он продолжал командовать кораблем, пока не умер от потери крови. В 2.40 «Джервис» выпустил торпеду в «Та­риго», которая, возможно, попала в корму. Через 4 ми­нуты «Джервис» выпустил вторую — в горящее торговое судно, но промахнулся.

В 2.30 «Янус» обстрелял «Изерлон», быстро добив­шись попаданий. Затем он выпустил 3 торпеды в группу из 3 судов, добившись 1 попадания. Затем 2 торпеды были выпущены в «Тариго», но прошли у него за кормой. Вы­яснилось, что «Янус» не может наводить 4,7" орудия до­статочно быстро, чтобы следовать за перемещениями цели, но зенитный автомат добился нескольких попада­ний. В 2.41 «Янус» развернулся влево и открыл огонь по находившейся восточнее «Сабаудии», через минуту в нее была выпущена торпеда, которая попала. «Сабаудиа», груженая боеприпасами, взорвалась со страшным грохо­том. Дым и пламя поднялись на 2000 футов. «Джервис», находившийся в 1500 ярдах, был буквально засыпан об­ломками весом до 20 фунтов, и море вокруг него напо­минало кипящий котел. Потом выяснилось, что боепри­пасы были немецкими.

«Нубиэн» тоже повернул влево и в 2.30 прошел перед головным судном конвоя, которое немедленно поверну­ло вправо и попыталось таранить «Мохаук» в 4 кабельто­вых за кормой «Нубиэна». Судно выглядело неповреж­денным, и «Мохаук» увернулся, еще круче взяв влево. Затем он повернул вправо, собираясь атаковать и пото­пить это судно, но в момент поворота в правый борт эсминца попала торпеда под орудие Y и оторвала кормо­вую часть корабля до этой установки. «Мохаук» немед­ленно остановился, но его носовые орудия продолжали вести огонь по судну (возможно, «Арта») и накрыли его. Судно остановилось, загоревшись. Механик «Мохаука» сообщил, что хотя корма и оторвана, валы и винты уце­лели. Попытались дать ход, но через 5 минут после пер­вого взрыва в левый борт «Мохаука» попала вторая торпеда — в район переборки, разделяющей котельные от­деления № 2 и № 3. Корабль начал быстро садиться на ровном киле, и экипаж был вызван на палубу. Через минуту эсминец резко накренился влево, корма ушла под воду до самого торпедного аппарата. Был отдан приказ покинуть корабль.

В 2.26 «Мохаук» передал прожектором на «Нубиэн»: «Получил попадание торпедой». В 2.37 сообщение пере­дали на «Джервис». Сначала на «Мохауке» решили, что торпеды пришли с «Тариго», горевшего неподалеку, и были выпущены, чтобы облегчить корабль. Но они были слишком хорошо нацелены. Хотя сам «Тариго» был тя­жело поврежден, один из его мичманов сумел выпустить торпеды, принесшие гибель «Мохауку».

С 2.47 по 2.59 «Тариго» вел бой с «Янусом», который нанес ему сильные повреждения и оставил тонуть. Но, удержавшись на плаву, «Тариго» в 3.11 выпустил торпе­ду, прошедшую под мостиком «Джервиса». Тот немед­ленно открыл бешеный огонь, пока цель не сдрейфова­ла за корму. Капитан 1 ранга Мак приказал «Янусу» при­кончить «Тариго». «Янус» подошел на 2000 ярдов и от­крыл смертоносный огонь. Последовал взрыв в средней части «Тариго», начался сильный пожар. Когда «Янус» отвернул, «Тариго» сильно накренился вправо и на этот раз действительно начал тонуть. Он отважно сражался против превосходящих сил, пытаясь спасти конвой, чья судьба была предрешена.

Тем временем «Нубиэн», сообщив командиру флоти­лии о торпедировании «Мохаука», заметил слева по носу эсминец «Лампо». Он сразу атаковал неприятеля. «Лампо» загорелся и начал тонуть. «Нубиэн» повернул и по­гнался за «Аданой», уходившей на юго-запад. Вскоре он настиг судно и потопил его. Потом «Нубиэн» повернул влево и пошел на помощь «Мохауку».

«Мохаук» не мог спустить шлюпки из-за сильного кре­на. В воду сбросили 6 плотиков Карлея, остальному эки­пажу пришлось спасаться по способности. В 3.13 «Нуби­эн» начал подбирать спасшихся, в 3.23 к нему присоеди­нился «Джервис». В 3.26 «Янус» установил радиолокаци­онный контакт по пеленгу 310° на расстоянии 10000 яр­дов и пошел туда на полной скорости, но, дойдя до мел­ководья, повернул назад. В действительности это были 2 небольших судна рядом с песчаной банкой. Затем «Янус» подошел к остальным эсминцам. Работы по спасению эки­пажа «Мохаука» продолжались, были подобраны все, кро­ме 2 офицеров и 39 матросов. После этого капитан 1 ранга Мак приказал «Янусу» добить «Мохаук». В это время над водой оставались еще 100 футов киля, торчавшие на вы­соту 6 футов. «Янус» сделал несколько выстрелов из ору­дий и добился 4 попаданий. Воздух из корпуса вышел, и обломки «Мохаука» затонули на глубине 7 фатомов.

Вскоре после 4.00 соединение направилось на Мальту. Низкие тучи помешали атакам вражеских самолетов, и 16 апреля в 10.00 соединение с триумфом вошло в Гранд-Харбор.

Когда англичане покинули сцену, 4 из 5 атакованных кораблей затонули, но эсминцы «Валено» и «Лампо» и торговые суда «Адана» и «Арта», хотя и получили тяже­лые повреждения, сумели выброситься на песчаную от­мель. Однако утром 16 апреля «Валено» затонул, за ним последовала «Адана».

На «Лампо» начались спасательные работы. После многих усилий его залатали, 8 августа подняли и отбук­сировали в Италию. Там его отремонтировали и ввели в строй. Однако уйти от судьбы корабль не сумел. 30 апре­ля 1943 года «Лампо» вышел из Трапани с грузом боеп­рипасов в Тунис. В 6 милях от тунисского берега его на­стигли самолеты союзников и потопили. «Арту» постигла та же участь, но при других обстоятельствах. Английская воздушная разведка сообщила, что 2 судна стоят на мели Керкенна, похоже, на ровном киле. 26 апреля подводная лодка «Апхолдер» обнаружила их. На палубах были ясно видны грузовики и мотоциклы. Так как песчаная гряда; не позволяла использовать торпеды, капитан-лейтенант! Ванклин послал абордажную партию под командовани­ем лейтенанта Рида. Были установлены подрывные заря­ды, разворотившие всю верхнюю часть судна и затопив­шие трюмы в 21.44. Груз, который противник еще мог использовать, был уничтожен.

После катастрофы итальянцы начали спасательные работы. Эсминцы «Вивальди», «Да Ноли», госпитальное судно «Джузеппе Орландо» были отправлены из Трипо­ли. Госпитальное судно «Арно» и пароходы «Капаситас» и «Антониетта Лауро», находившиеся в море в районе Сфакса, также прибыли к месту боя. Всего был подобран 1271 человек из 3000 членов экипажей. Погибло около 300 машин и 3500 тонн грузов. Для англичан это был потрясающий успех.

Эта победа, хотя и с третьей попытки, полностью оправдала решение послать корабли на Мальту. Лондон отправил массу предложений и приказов, нацеленных на прекращение потока снабжения из Италии в Север­ную Африку. Следствием этих трудно выполнимых рас­поряжений был новый выход флотилии капитана 1 ран­га Мака для участия в особенно опасной операции, в которой были задействованы все силы Средиземномор­ского флота.

4 апреля Адмиралтейство предложило адмиралу Каннингхэму провести обстрел Триполи — порта, через ко­торый поступала основная масса грузов. Он ответил, что обстрел с моря вряд ли причинит серьезные поврежде­ния, а его корабли подвергнутся сильным воздушным атакам. Каннингхэм утверждал, что полученные резуль­таты не оправдают риск. Еще более грандиозной идеей, несомненно навеянной воспоминаниями об отважной операции в Зеебрюгге в 1918 году, было предложение заблокировать порт. Для этой цели собирались послать из Англии на Средиземное море старый линкор «Сентюрион», использовавшийся как радиоуправляемая мишень. Если бы он уже находился в Александрии, Каннингхэм поддержал бы идею, но сейчас он высказал мнение, что, проходя Сицилийские узости, линкор получит повреж­дения, да и в любом случае его скорость слишком мала, чтобы пройти 180 миль до Триполи незамеченным.

 

 

Черчилль, разъяренный невниманием к своим предло­жениям, 14 апреля издал директиву, подчеркивая, что главной задачей Средиземноморского флота является на­рушение сообщений между Италией и Ливией. Для дости­жения этого допускались любые потери в кораблях, вклю­чая линкоры. Гавань Триполи должна быть выведена из строя постоянными обстрелами и постановкой мин. Ис­пользование «Сентюриона» как брандера подлежало даль­нейшему изучению. Однако эффективное заблокирование Триполи считалось оправдывающим потерю даже действу­ющего линкора. Любой прошедший итальянский конвой рассматривался как серьезное поражение.

Прежде чем эта директива попала к Каннингхэму, он получил приказ Адмиралтейства, исходивший из нее. Их Лордства решили провести комбинированную операцию против Триполи — обстрел и заблокирование. В качестве брандеров были выбраны линкор «Барэм» и крейсер «Каледон», они же должны были обстрелять город в упор. Эта директива, полученная 15 апреля, глубоко возмути­ла Каннингхэма, Он не верил, что есть хоть 1 шанс из 10 довести «Барэм» до места, прежде чем он будет потоп­лен береговыми батареями. Потеря 1 линкора из 3 имею­щихся придаст бодрости итальянцам. Не было никаких гарантий, что экипажи брандеров, пусть и уменьшен­ные, удастся спасти. А это означало потерю примерно 1000 обученных офицеров и матросов. Поэтому Каннин­гхэм ответил, что предпочитает рискнуть и провести обстрел Триполи всем флотом. Адмиралтейство охотно со­гласилось.

Обстрел был назначен на 21 апреля, одновременно с проводкой из Александрии на Мальту «Бреконшира» и конвоя пустых судов с Мальты в Александрию.

Флот вышел из Александрии 18 апреля в 8.00 и по­шел на запад. «Джервис», «Янус» и «Нубиэн» вместе с эсминцем «Дайамонд», только что закончившим ремонт, вышли с Мальты 15 апреля в 20.00, сопровождая «Сити оф Линкольн», «Клан Фергюсон», «Сити оф Манчес­тер» и «Пертшир». Встреча с флотом произошла 20 апре­ля в 11.00. «Джервис» и «Янус» остались, а «Нубиэн» и «Дайамонд» повели пустые транспорты в Александрию.

Флот был разделен на 2 соединения: соединение об­стрела из 3 линкоров, 1 крейсера и 9 эсминцев и авианосное соединение — «Формидебл», крейсера «Орион», «Аякс», «Перт» и 4 эсминца. Флот шел на запад до на­ступления сумерек. 20 апреля в 21.20 линкоры легли на курс 235°, отделив авианосное соединение. Линкоры, развив скорость 19 узлов, пошли к Триполи.

Адмирал Каннингхэм решил провести обстрел ночью, используя осветительные ракеты, выпущенные с самоле­тов. Начало операции было назначено на 5.00. 21 апреля луна всходила в 4.36, а заходила — в 6.50, солнце всходило в 7.20. Подводная лодка «Труант» должна была послужить маяком, чтобы помочь линкорам точнее выйти на цель.

Корабли построились в кильватерную линию — «Уорспайт» (ф), «Вэлиант», «Барэм», «Глостер». Эсминцы «Хотспур», «Хироу», «Хэйвок», «Хасти» шли впереди с трала­ми. 2 полудивизиона располагались на крамболах линко­ров: «Джервис» и «Янус» — слева, «Джюно» и «Ягуар» — справа. «Хируорд» шел позади, готовый заменить любой из тралящих эсминцев.

В 4.45 соединение обстрела обогнуло «Труант», и «Джервис» с «Янусом» отодвинулись назад, чтобы не мешать линкорам стрелять. Соединение легло на боевой курс и в 5.02 открыло огонь с дистанции 7 миль. В 5.04 тралящие эсминцы открыли огонь подивизионно, «Янус» и «Хируорд» стреляли самостоятельно.

Обстрел длился около 40 минут. На порт обрушились 478 — 15", 562 — 6", 602 — 4,7" снарядов. Хотя причалы и город пострадали, большого вреда обстрел не принес. Был потоплен только 1 пароход, груженый топливом и бом­бами, и поврежден миноносец «Партенопе».

Атака застала итальянцев совершенно врасплох, и ожидаемая воздушная атака против флота, отходившего на большой скорости на северо-восток, ко всеобщему удив­лению не состоялась. Вскоре после 20.00 капитан 1 ранга Мак отделил свои эсминцы и повел на Мальту. Теперь вместе с «Джервисом» и «Янусом» шли однотипные «Джюно» и «Ягуар». Утром 22 апреля они прибыли в Ла Валетту, а на следующий день адмирал Каннипгхэм вернулся в Александрию.

23 апреля переформированное соединение вышло с Мальты в свой первый поход, чтобы провести поиск в район мели Керкенна. Его целью был конвой, который обнаружил днем самолет-разведчик. Конвой шел курсом 138° и состоял из 5 судов: немецкие «Кастелон», «Арктурус», «Леверкузен» и итальянское «Джулия» вышли 21 ап­реля в 17.00 из Неаполя, а немецкое судно «Вахтфельс» вышло в 14.00 из Палермо. Конвой направлялся в Три­поли, его сопровождали эсминцы «Фольгоре», «Саэтта», «Страле» и «Турбине». С востока его прикрывали крейсера «Банде Нере» и «Кадорна» и эсминцы «Сирок­ко» и «Маэстрале». Задача капитана 1 ранга Мака была не из легких.

В 0.30 24 апреля эсминцы находились в точке 34°14' N, 13°27' О. Они шли курсом 206° со скоростью 29 узлов, держась в кильватерной колонне: «Джервис», «Джюно», «Янус», «Ягуар». Капитан 1 ранга Мак получил по ра­дио сообщение от «Джюно», что его зенитный радар обнаружил неизвестное судно в 4 милях слева по борту. В 0.33 Мак лег на курс 166° и через 2 минуты снизил скорость до 25 узлов. В то же время «Джюно» сообщил, что судно находится по пеленгу 165° в 2 милях. В 0.36 «Джервис» обнаружил его по пеленгу 200°. Через минуту Мак повернул вправо, чтобы привести неприятеля на левый крамбол. Судно приняли за крейсер, и Мак при­казал флотилии развернуть торпедные аппараты налево и приготовиться к торпедной атаке. В 0.40 судно опозна­ли как однотрубный пароход с одним орудием на носу и одним на корме. Это был «Эгео» под командованием капитана 2 ранга Уго Фиорелли. В 16.30 накануне транс­порт вышел из Триполи и направлялся в Палермо. По­няв, что это не крейсер, капитан 1 ранга Мак отменил приказ о торпедной атаке, но «Джюно» уже успел дать залп из 4 торпед. Одна из них попала в носовую часть «Эгео». В 0.41 «Джервис» открыл огонь из 4,7" орудий с дистанции 1000 ярдов, первым же залпом поразив мос­тик. Остальные эсминцы тоже начали стрелять, а «Ягу­ар» по ошибке даже выпустил осветительный снаряд. «Эгео» на огонь не отвечал. Он был тяжело повреж­ден, и в 0.48 Мак приказал «Джюно» добить его тор­педой. В 0.50 экипаж покинул судно, а через 2 минуты торпеда «Джюно» взорвалась в его средней части. Через несколько секунд прогремела серия отдельных взрывов, и в 0.54 «Джюно» сообщил, что цель тонет. Из 120 чело­век экипажа спаслись только 30.

Главной задачей Мака было обнаружить идущий на юг конвой, и потому он не стал подбирать итальянцев. Построив свои корабли в кильватер, он повел их курсом 206° со скоростью 25 узлов. В 1.10 англичане легли на курс 217° и увеличили скорость до 29 узлов. Все было напрасно. Конвой находился всего в 30 милях и видел опрометчи­вый выстрел «Ягуара», после чего повернул назад. Капи­тану 1 ранга Маку пришлось удовлетвориться потопле­нием «Эгео». Это был его последний успех.

24 апреля, когда Мак вернулся на Мальту, лорд Луис Маунтбеттен прибыл в Гибралтар с эсминцами «Келли», «Кельвин», «Джерси» и «Киплинг». В тот же день он вышел на Мальту вместе с «Джакелом» и «Кашмиром» из своей же флотилии. С ними шли крейсер «Дидо» и минзаг «Эбдиел», направлявшиеся в Александрию.

Командир 14-й флотилии не смог обнаружить вражес­кий конвой ночью 23 — 24 апреля, и Адмиралтейство отреагировало незамедлительно. 25 апреля в 10.31 была послана радиограмма адмиралу Каннингхэму, в которой говорилось, что неудача — следствие нехватки сил. По­этому Адмиралтейство надеялось, что 14-я флотилия ос­танется на Мальте и после прибытия 5-й флотилии лор­да Маунтбеттена. Адмирал Каннингхэм согласился, что нужно более крупное соединение, однако указал, что неприятель по-прежнему сможет уклоняться от него, так как превосходство в воздухе позволяет ему постоянно следить за английскими кораблями, а истребители меша­ют англичанам следить за конвоями. Уклоняться от атаки в таких условиях было легко, успешная проводка немец­ких конвоев в водах метрополии это уже доказала. Он также утверждал, что каждый крейсер и эсминец нужен для эвакуации войск из греческой мясорубки. Поэтому Кан­нингхэм намеревался оставить на Мальте 4 эсминца 5-й флотилии плюс «Янус», проходивший мелкий ремонт. Это был максимум того, что он мог себе позволить, пока не закончена эвакуация из Греции. Однако Каннингхэм по­слал на Мальту крейсер «Глостер», так как итальянцы усилили эскорт крейсерами. 24 апреля «Глостер» пришел в Ла Валетту.

6 эсминцев 5-й флотилии прибыли на Мальту 28 ап­реля. Вместе с «Глостером» они образовали Мальтийское ударное соединение. В тот же день капитан 1 ранга Мак ушел в Александрию с эсминцами «Джервис», «Джюно», «Ягуаром» и только что закончившим ремонт после подрыва на мине в октябре 1940 года «Империалом». Эс­минцы сопровождали быстроходный транспорт «Брекон­шир». Их прикрывали «Дидо» и «Эбдиел».

Эсминцы типов «J» и «К» 5-й флотилии были одно­типными и часто действовали вместе, базируясь в Пли­муте. Они провели множество рейдов против немецкого судоходства в Ла Манше. Поэтому 5-я флотилия счита­лась хорошо подготовленной для выполнения возложенной на нее задачи и вместе с крейсером должна была образовать эффективное ударное соединение.

Немцы быстро отреагировали на давление на комму­никации. Возобновились воздушные налеты на Мальту, две ночи подряд верфи бомбили 60 — 70 самолетов. Кро­ме бомб немцы использовали мины. Верфь сильно пост­радала, а 3 корабля, включая проходивший ремонт эс­минец «Энкаунтер», были серьезно повреждены.

После этих налетов командующий Мальтийской ВМБ радировал Каннингхэму, что оставлять на ночь корабли в гавани означает подвергать их смертельной угрозе, и потому нужно на ночь 5-ю флотилию и «Глостер» выво­дить в море, вне зависимости от того, замечен конвой или нет.

Однако 1 мая конвой был замечен. По донесению само­лета-разведчика, он состоял из 5 торговых судов и 2 эс­минцев, прикрываемых 4 крейсерами. Он находился воз­ле мели Керкенна и шел в Триполи. 5-я флотилия и «Гло­стер» спешно вышли на перехват, хотя они имели при­каз не вступать в бой с превосходящими силами и в лю­бом случае не позднее 4.00 повернуть назад.

Конвой, состоявший из судов «Марбург», «Кибфельс», «Райхенфельс», «Бирмания» и «Риальто», сделал вторую попытку достичь Триполи. Сначала он вышел из Неаполя вечером 24 апреля, но из-за активных действий англичан отстаивался в Палермо и Мессине. Потом он снова собрал­ся в Аугусте ночью 30 апреля и снова пошел в Триполи. Его сопровождали эсминцы «Фульмине» и «Эуро» и минонос­цы «Орионе», «Кастор» и «Прочионе». Прикрывали — тя­желые крейсера «Триесте» и «Больцано», легкий крейсер «Эугенио ди Савойя», эсминцы «Аскари», «Карабиньере» и «Джиоберти». На сей раз итальянцам повезло. Донесение поступило слишком поздно, и английское соединение не успело перехватить конвой, прибывший в Триполи в 23.00 1 мая. Поступило сообщение, что другой конвой идет на север, но сильное волнение помешало догнать его, и со­единение вернулось на Мальту с пустыми руками.

Англичане подходили к гавани в кильватерной колон­не: «Келли», «Джакел», «Кельвин», «Джерси», «Кип­линг», «Кашмир» и «Глостер». Первые 3 корабля благо­получно вошли в порт, когда в 7.02 страшный взрыв по­тряс гавань. «Джерси» был уже на середине фарватера и готовился войти в гавань, когда подорвался на мине. Взрыв убил 2 офицеров и 34 матроса. За свою недолгую жизнь «Джерси» получил множество ран: в декабре 1939 года был торпедирован немецким эсминцем в Северном море, подорвался на мине у восточного побережья Англии в октябре 1940 года, в ноябре снова был торпедирован немецким эсминцем в Ла Манше. На этот раз поврежде­ния были смертельными. Эсминец полностью вышел из строя и начал тонуть.

В 8.55 командующий базой радировал адмиралу Каннингхэму: «Джерси» подорвался при входе в Гранд-Харбор, блокировав его. Пытаемся отбуксировать облом­ки, чтобы очистить фарватер. Опасаюсь полной потери корабля».

Попытки отбуксировать «Джерси» не удались, и «Глостер». «Киплинг» и «Кашмир» остались слоняться вне гавани.

В 14.42 командующий базой радировал Каннингхэму, что сдвинуть эсминец невозможно, он частично сел на дно и закрыл главный вход в Гранд-Харбор в районе бона «АВ», оставив только узкую щель вокруг брекватера Риназоли на южной стороне входа в гавань. Возле мин ря­дом с гаванью поставлены буйки, и если командующий разрешит, он выведет «Келли», «Джакел» и «Кельвин» из гавани, буксируя их вокруг брекватера. После этого эсминцы получат хорошие шансы форсировать минное поле. Тем временем в сумерках 3 оставшихся корабля уй­дут в Гибралтар.

Каннингхэм ответил 3 мая в 9.19, указав, что лучше уничтожить корму «Джерси» Нужно подорвать его соб­ственные глубинные бомбы и боеголовки торпед. Позднее в тот же день командующий базой смог сообщить, что операция по расчистке фарватера от обломков успешно началась. Препятствие было убрано к 7 мая, но 3 эсмин­ца остались закупоренными в гавани из-за минной опас­ности.

 

«Глостер», «Кашмир» и «Киплинг» прибыли в Гиб­ралтар 4 мая во время формирования конвоя «Тайгер». Задачей этой амбициозной операции была проводка 5 быстроходных транспортов через Сицилийский пролив в Александрию, вместо долгого пути вокруг Африки. На судах находились 295 танков и 53 разобранных «Харрикейна». Операция была скалькулированным риском. Во время последней попытки провести конвой через Сре­диземное море авианосец «Илластриес» был поврежден, а крейсер «Саутгемптон» потоплен. Успех принес бы большие прибыли, а неудача подорвала бы силы анг­лийских танковых войск в Западной Пустыне на несколь­ко месяцев.

Одновременно с конвоем «Тайгер» адмирал Каннингхэм планировал провести 2 конвоя на Мальту: быстро­ходный из 4 судов снабжения и тихоходный из 2 танке­ров с 24000 тонн нефти, чтобы пополнить опасно исто­щившиеся запасы острова.

Планировалось, что конвой «Тайгер» от Гибралтара до Сицилийского пролива будет прикрывать Соедине­ние Н, а южнее Мальты его встретит весь Средиземно­морский флот. Операцией командовал сам адмирал Каннингхэм.

Ночью 5 — 6 мая конвой прошел Гибралтарский про­лив и пошел на восток в сопровождении «Ринауна», «Арк Ройяла», «Шеффилда» и 9 эсминцев. «Глостер», «Кип­линг», «Кашмир», линкор «Куин Элизабет», крейсера «Найяд» (флаг контр-адмирала Кинга) и «Фиджи» шли с ним. Последние 3 корабля являлись подкреплением для Средиземноморского флота.

Адмирал Каннингхэм вышел из Александрии 6 мая, имея с собой 3 линкора, 1 авианосец, 1 минный заградитель, 12 эсминцев и «Бреконшир», который шел в Марсакслокк (Мальта), чтобы заправлять эсминцы. Сами конвои сопровождались крейсерами, 6 эсминцами и 2 кор­ветами.

7 мая командующий получил разочаровывающее со­общение от командующего Мальтийской ВМБ, что га­вань совершенно блокирована минами, и эсминцы не могут выйти на соединение с конвоем «Тайгер». Эта но­вость поставила Каннингхэма перед трудным выбором, так как он не хотел возвращать уже вышедшие конвои. После совещания с флагманским минером капитаном 2 ранга Кэрном он радировал на Мальту, чтобы проход разминировали, сбрасывая глубинные бомбы. Каннингхэм также сообщил, что корвет «Глоксиния», оборудо­ванный для борьбы с магнитными минами, идет в со­ставе конвоя и протралит фарватер.

7 мая крейсер «Аякс» и эсминцы «Хэйвок», «Хотспур», «Империал» отделились, чтобы ночью 7 — 8 мая провести обстрел Бенгази. После выполнения задания они встретили итальянские суда «Теначе» (1142 тонны) и «Капитане Чеччи» (2321 тонна) и быстро потопили их. Последнее везло боеприпасы и взорвалось со страшным грохотом, все 26 человек экипажа погибли. После этого эскадра снова соединилась с флотом.

9 мая оба конвоя благополучно прибыли на Мальту. Магнитный трал «Глоксинии» подорвал более десятка мин на фарватере. «Келли», «Джакел» и «Кельвин», изнывавшие от вынужденного безделья, вместе с «Яну­сом» присоединились к эскорту конвоя «Тайгер», хотя и не к западу от Сицилийского пролива, как сначала планировалось.

Конвой прошел пролив ночью 8 — 9 мая, потеряв толь­ко 1 судно «Эмпайр Сонг», подорвавшееся на мине. Вскоре после рассвета к нему подошли 5 крейсеров, сопровож­давших мальтийские конвои. 9 мая в 8.00 конвой нахо­дился в 90 милях к западу от острова, Средиземномор­ский флот — в 120 милях южнее Мальты. Их встреча состоялась в 15.15 в 40 милях к югу от острова. Затем все соединение пошло на восток. 9 и 10 мая авиация против­ника легко могла атаковать конвой, но плохая погода помешала этому. Первая атака состоялась после заката 10 мая, но зенитная артиллерия флота отразила ее. Больше атак не было, и 12 мая флот благополучно вернулся в Александрию. Операция закончилась значительным ус­пехом: погибли только 57 танков и 10 «Харрикейнов». Снова удача улыбнулась англичанам. Однако прошло еще 2 года и 14 дней, прежде чем следующий конвой пересек Средиземное море.

10 мая в 17.00 командующий отделил 5-ю флотилию. Теперь Мальтийское ударное соединение состояло из эс­минцев «Келли», «Кашмир», «Кельвин», «Киплинг» и «Джакел». Флотилии приказали обстрелять Бенгази, и она легла на новый курс. В 23. 00 подойдя к Бенгази, 10-й дивизион («Кашмир» и «Киплинг») выдвинулся вперед от 9-го дивизиона на 1,5 мили. Дистанцию держали с по­мощью радара.

По плану атаки 9-й дивизион должен был выйти в точку в 3 милях по пеленгу 220° от проблескового крас­ного огня на северо-западном молу, после чего голов­ные корабли дивизионов ложились на курс 15° со скоро­стью 12 узлов. Такая диспозиция позволяла одному диви­зиону стрелять по судам с внутренней стороны северо-западного мола. На подходе к берегу видимость, несмот­ря на луну, не превышала 2,5 — 3 мили из-за влажной атмосферы. Очертания собора Бенгази были замечены в тумане на расстоянии 4 мили, а в 23.59 был замечен глав­ный маяк. Когда по этим ориентирам определили место, оказалось, что соединение находится слишком далеко к северу, и город лежит прямо впереди. Стрельба с этой позиции была бы неэффективной, так как снаряды шли бы над западной частью северо-западного мола, и 10-й дивизион был плохо расположен. Поскольку итальянцы не обнаружили соединение, лидеры повернули на севе­ро-запад, а потом легли на правильный курс подхода. Неожиданный ложный заход оказался полезным, так как корабли точно определили выбранные цели.

В 0.43 головные эсминцы повернули на курс 15° и че­рез 3 минуты открыли огонь. В течение 9 минут было вы­пущено 866 — 4,7" снарядов и 84 — 4" осветительных с дистанции 2800 — 5400 ярдов. Большинство кораблей, за­меченных в гавани, казались потопленными, за исклю­чением одного, стоявшего у западного края северного мола. Его обстреляли 4 эсминца. Гавань была обстреляна вслепую по площадям перекрестным огнем 2 дивизио­нов, использовавших видимые ориентиры. Взрывы 100 снарядов в минуты выглядели эффектно. В 0.53 эсминцы легли на курс 330° и через 3 минуты прекратили огонь, 10-й дивизион занял место в кильватере 9-го дивизиона. Когда флотилия начала поворачивать, береговая батарея на Моло Джулиано открыла огонь, но хотя снаряды ло­жились близко к 9-му дивизиону, попаданий не было. Под прикрытием дымзавесы корабли повернули на курс 280°, а в 1.13 — 205°. Скорость была снижена до 24 узлов, чтобы прочесать прибрежную зону в поисках неприятель­ских судов.

Реакция неприятеля на обстрел была нервной. Вскоре после поворота на поиск вдоль берега бомба взорвалась в 30 ярдах от правого борта «Кельвина». Через 2 минуты 2 бомбы взорвались за кормой «Келли», в 1.22 — еще 1. Строй рассыпался, эсминцы начали маневрировать са­мостоятельно. Атаки продолжались. Это были пикиров­щики, их первая ночная атака на Средиземном море. Еще 1 бомба взорвалась в 70 ярдах от «Кашмира», но самым счастливым оказался «Джакел» — бомба, упавшая в 20 ярдах от его мостика, не взорвалась. Из-за постоянных воздушных атак поиск прервали, и корабли пошли в море.

Днем 11 мая они пытались выйти на путь конвоев Мессина — Бенгази, но так как сообщений о конвоях не поступило, после наступления темноты флотилия повер­нула на запад и пошла на Мальту, куда прибыла без про­исшествий утром 12 мая.

Это был последний выход эсминцев с Мальты. Ситу­ация в восточном Средиземноморье резко ухудшилась. Когда вторжение немцев на Крит стало неизбежным, все корабли были переброшены в те воды. 21 мая флотилия тоже ушла с Мальты к Криту.

Решение базировать надводные корабли на Мальту было принято не без колебаний, учитывая относитель­ную слабость ПВО базы и интенсивность воздушных атак против нее. Но достигнутые результаты совершенно его оправдали. Однако прошло много месяцев, прежде чем подобное соединение снова появилось на Мальте.



Дальше