ГЛАВА 2
8 АПРЕЛЯ 1941-12 МАЯ 1941
Приказ о формировании Мальтийского ударного соединения был отдан 8 апреля 1941 года. Сначала оно состояло из 4 наиболее современных эсминцев адмирала Каннингхэма — «Джервис», «Нубиэн», «Мохаук» и «Янус». Соединением командовал капитан 1 ранга Мак — командир 14-й флотилии эсминцев и одновременно «Джервиса».
Из 4 выбранных кораблей 3 уже находились в море, сопровождая конвои. «Джервис» и «Янус» вместе с крейсером ПВО «Ковентри» прикрывали 9 судов конвоя AN-25, двигавшихся через Эгейское море в Пирей. «Мохаук» вместе с «Райнеком» и «Гримсби» шел туда же вместе с 6 судами конвоя AG-11. Всем им было приказано направиться в бухту Суда на Крите, где к ним присоединялся «Нубиэн». Он вышел 8 апреля из Александрии вместе с эсминцами «Хироу» и «Дифэндер», которые должны были заменить «Джервис» и «Янус» в составе эскорта конвоя AN-25. 9 апреля все корабли собрались в бухте Суда и приготовились к переходу на Мальту.
10 апреля в 6.00 «Джервис» и «Янус» покинули бухту, через час вышли «Мохаук» и «Нубиэн». Легкие крейсера «Перт» и «Аякс» тоже пошли на запад, чтобы прикрыть эсминцы ночью 10—11 апреля. Однако переход был спокойным, и днем 11 апреля все 4 корабля благополучно прибыли на Мальту. Вскоре им пришлось выйти в первый боевой поход.
Вечером 11 апреля разведывательный самолет заметил вражеский конвой, идущий на юг, между островом Лампионе и мелью Керкенна. Он состоял из 4 торговых судов и 3 миноносцев, вышедших из Палермо днем 10 апреля, и направлялся в Триполи. Соединению капитана 1 ранга Мака, которое провело в гавани всего несколько часов, было приказано атаковать конвой вместе с торпедоносцами «Суордфиш». Напряжение возросло, когда эсминцы вышли в море, направляясь к точке предполагаемой встречи с конвоем. Его скорость определили в 15 узлов. Но успеха не добились ни эсминцы, ни «Суордфиши» — конвой не был обнаружен. Утром 12 апреля разочарованное соединение вернулось на Мальту. Из донесения подводной лодки «Юник», которое соединение не получило, стало известно, что скорость конвоя не превышала 9 узлов. Однако конвой не сумел пройти благополучно, так как утром 12 апреля танкер «Персианс» (2474 тонны) был торпедирован и потоплен английской подводной лодкой всего в 30 милях северо-западнее от Триполи.
Эсминцы едва успели принять топливо, как им снова приказали выйти в море. 12 апреля в 17.33 был замечен еще один конвой, идущий на юг — 5 судов и 3 эсминца. Они вышли из Неаполя 11 апреля в 17.30 и были замечены английским самолетом у входа в залив Хаммамет. Капитан 1 ранга Мак вышел на перехват.
С Мальты вылетел «Суордфиш», который должен был обнаружить конвой в сумерках и следить за ним, чтобы помочь эсминцам найти врага. Однако теперь итальянцы знали, что на Мальте базируются английские корабли, и через 1,5 часа после наступления темноты конвой, заметив слежку, повернул на север и отошел на большой скорости, пройдя к западу от острова Пантеллерия 13 апреля в 2.30. «Суордфиши» 830-й эскадрильи ВСФ в 23.00 атаковали его, но безуспешно, хотя потеряли 2 самолета. Капитан 1 ранга Мак, не зная о перемене курса конвоем, напрасно обыскивал намеченный для перехвата район. Около 2.30 конвой был замечен подводной лодкой «Апхолдер», которая повернула его снова на юг, обстреляв осветительными снарядами. Когда капитан 1 ранга Мак получил сообщение подводной лодки, он уже возвращался на Мальту. На рассвете 13 апреля его корабли были атакованы вражескими пикировщиками в проливе Комино, но не пострадали. Конвой прибыл в Триполи 14 апреля без дальнейших помех. После 2 безрезультатных выходов начались интенсивные переговоры между командующим Средиземноморским флотом, командиром Мальтийской военно-морской базы и Адмиралтейством. Обсуждались причины неудач. В это время итальянские конвои двигались от Неаполя на юг, к мысу Бон, а затем вдоль берега до самого Триполи. Самая опасная часть маршрута — в районе Мальты — проходилась в темноте. Лучшей позицией для эсминцев была отмель Керкенна, но для этого им пришлось бы выходить с Мальты днем, и днем же возвращаться, находясь под наблюдением вражеских самолетов. Адмирал Каннингхэм также указал, что причиной неудач является и неспособность «Суордфишей» преследовать охраняемый истребителями конвой днем. В то же время у КВВС были более современные разведчики Мартин «Мэриленд», лучше приспособленные для ведения разведки.
Таково было положение 13 апреля, когда в 23.00 из Неаполя в Триполи вышли транспорты «Адана», «Арта», «Эгина» и «Изерлон» с грузами и немецкими солдатами на борту и итальянское судно перевозки боеприпасов «Сабаудиа». Их сопровождали эсминцы «Тариго», «Лампо» и «Валено».
15 апреля в 13.57 конвой был замечен у берегов Туниса вблизи мыса Бон. Самолет КВВС сообщил на Мальту, что конвой идет на юг со скоростью 9 узлов. С Мальты немедленно вылетел второй «Мэриленд», чтобы следить за конвоем, а соединению капитана 1 ранга Мака приказали приготовиться к выходу в море. После 2 неудачных походов экипажи не питали больших надежд на успешный исход операции, хотя многие втайне рассчитывали] что уж третий выход должен быть счастливым.
Эсминцы вышли с Мальты в 18.00 под прикрытием дождя и низких туч и выстроились в кильватерную колонну — «Джервис», «Янус», «Нубиэн», «Мохаук». После этого они со скоростью 26 узлов пошли к бую № 4 Керкенна, чтобы прибыть туда раньше конвоя.
В 17.00 конвой снова был замечен самолетом. Его позиция, состав, курс и скорость были переданы на Мальту. В 18.26 командир Мальтийской военно-морской базы передал эти сведения капитану 1 ранга Маку, который получил их в 19.25. Ситуация складывалась благоприятно, но не повернет ли конвой?
Командир «Тариго» капитан 2 ранга Пьеро да Кристофаро, командовавший эскортом, был предупрежден, что конвой замечен английскими самолетами, и сообщил на базу, что нужны истребительное прикрытие от воздушных атак и авиаразведка по курсу конвоя. Однако плохая погода помешала вылету истребителей, а из 2 разведчиков Sm-79, которые должны были в 17.15 вылететь из Сиракуз, только 1 поднялся в воздух. Но и он в 18.45 вернулся на базу, не заметив английской эскадры. Командир эскорта, хотя и опасался атаки, шел в Триполи, не зная, что английские корабли уже находятся в море, разыскивая его.
16 апреля в 0.44 в 6 милях от буя № 4 Керкенна англичане легли на курс 310° и снизили скорость до 20 узлов. В 1,00 курс снова был изменен, и соединение пошло, как надеялись, навстречу конвою. В 1.10 обычный ночной зигзаг был прекращен и началась охота. В 1.42 капитан 1 ранга Мак прошел вычисленную позицию конвоя, но ничего не заметил. Он приказал увеличить скорость до 25 узлов ив 1.55 вышел в точку, отстоящую от первой на 3 мили. Это была расчетная позиция для скорости конвоя 7 узлов (предыдущая — для скорости 8 узлов). Снова ничего! Мак был вынужден решать — или конвой изменил курс, или идет ближе к берегу. Если конвой повернул на север, разыскивать его было бесполезно, и потому Мак решил выйти к берегу. В 1.55 он повернул к бую № 1 Керкенна. Через 3 минуты он был вознагражден за свою смелость — по пеленгу 170° на расстоянии 6 миль были замечены вражеские корабли. В 1.59 «Джервис» передал: «Вижу неприятеля слева».
В 2.00 эсминцы легли на курс 140° и развили скорость 27 узлов. Через 2 минуты капитан 1 ранга Мак приказал развернуть торпедные аппараты на правый борт. В 2.03 он произвел тактическое изменение курса на 210°, чтобы зайти с темной стороны горизонта. За этим последовал сигнал развернуть торпедные аппараты на левый борт. Дистанция быстро сокращалась. Англичане решили, что у неприятеля 5 торговых судов, 1 эсминец и 2 миноносца.
В 2.20 «Джервис» открыл огонь по «Валено» с дистанции 2400 ярдов. Итальянский эсминец, шедший справа от конвоя, сразу получил и попадания 4,7" снарядов, и очередь из 2-фн автомата. Через 2 минуты «Янус» обстрелял ту же цель, используя данные радиолокатора — 2400 ярдов, и накрыл ее первым же залпом. «Валено» получил тяжелые повреждения, капитан и все офицеры сразу погибли, эсминец начал тонуть. Но прежде чем он затонул окончательно, остатки экипажа сумели вывести эсминец на песчаную отмель.
«Нубиэн» открыл огонь в 2.20 по концевому судну конвоя — «Сабаудии». Третьим залпом он накрыл цель, последовал взрыв, на «Сабаудии» начался пожар. «Нубиэн» перенес огонь на «Изерлон» и «Эгипу» и тоже добился попаданий. В 2.23 «Нубиэн» заметил справа на встречном курсе «Тариго» на расстоянии 1000 ярдов. Была увеличена скорость, и эсминец повернул сначала на неприятеля, потом от него. Был открыт огонь из всех орудий и пулеметов, последовали попадания в мостик и кормовую часть итальянца. «Тариго» ответил. Произошла короткая стычка между эсминцами, которую прервал «Мохаук», вклинившийся между ними. «Тариго» шел справа от английского строя и был обстрелян «Джервисом» и «Мохауком», получив тяжелые повреждения. Первый же залп «Джервиса» разбил мостик и вызвал пожар в средней части корабля. У да Кристофаро была оторвана нога, но он продолжал командовать кораблем, пока не умер от потери крови. В 2.40 «Джервис» выпустил торпеду в «Тариго», которая, возможно, попала в корму. Через 4 минуты «Джервис» выпустил вторую — в горящее торговое судно, но промахнулся.
В 2.30 «Янус» обстрелял «Изерлон», быстро добившись попаданий. Затем он выпустил 3 торпеды в группу из 3 судов, добившись 1 попадания. Затем 2 торпеды были выпущены в «Тариго», но прошли у него за кормой. Выяснилось, что «Янус» не может наводить 4,7" орудия достаточно быстро, чтобы следовать за перемещениями цели, но зенитный автомат добился нескольких попаданий. В 2.41 «Янус» развернулся влево и открыл огонь по находившейся восточнее «Сабаудии», через минуту в нее была выпущена торпеда, которая попала. «Сабаудиа», груженая боеприпасами, взорвалась со страшным грохотом. Дым и пламя поднялись на 2000 футов. «Джервис», находившийся в 1500 ярдах, был буквально засыпан обломками весом до 20 фунтов, и море вокруг него напоминало кипящий котел. Потом выяснилось, что боеприпасы были немецкими.
«Нубиэн» тоже повернул влево и в 2.30 прошел перед головным судном конвоя, которое немедленно повернуло вправо и попыталось таранить «Мохаук» в 4 кабельтовых за кормой «Нубиэна». Судно выглядело неповрежденным, и «Мохаук» увернулся, еще круче взяв влево. Затем он повернул вправо, собираясь атаковать и потопить это судно, но в момент поворота в правый борт эсминца попала торпеда под орудие Y и оторвала кормовую часть корабля до этой установки. «Мохаук» немедленно остановился, но его носовые орудия продолжали вести огонь по судну (возможно, «Арта») и накрыли его. Судно остановилось, загоревшись. Механик «Мохаука» сообщил, что хотя корма и оторвана, валы и винты уцелели. Попытались дать ход, но через 5 минут после первого взрыва в левый борт «Мохаука» попала вторая торпеда — в район переборки, разделяющей котельные отделения № 2 и № 3. Корабль начал быстро садиться на ровном киле, и экипаж был вызван на палубу. Через минуту эсминец резко накренился влево, корма ушла под воду до самого торпедного аппарата. Был отдан приказ покинуть корабль.
В 2.26 «Мохаук» передал прожектором на «Нубиэн»: «Получил попадание торпедой». В 2.37 сообщение передали на «Джервис». Сначала на «Мохауке» решили, что торпеды пришли с «Тариго», горевшего неподалеку, и были выпущены, чтобы облегчить корабль. Но они были слишком хорошо нацелены. Хотя сам «Тариго» был тяжело поврежден, один из его мичманов сумел выпустить торпеды, принесшие гибель «Мохауку».
С 2.47 по 2.59 «Тариго» вел бой с «Янусом», который нанес ему сильные повреждения и оставил тонуть. Но, удержавшись на плаву, «Тариго» в 3.11 выпустил торпеду, прошедшую под мостиком «Джервиса». Тот немедленно открыл бешеный огонь, пока цель не сдрейфовала за корму. Капитан 1 ранга Мак приказал «Янусу» прикончить «Тариго». «Янус» подошел на 2000 ярдов и открыл смертоносный огонь. Последовал взрыв в средней части «Тариго», начался сильный пожар. Когда «Янус» отвернул, «Тариго» сильно накренился вправо и на этот раз действительно начал тонуть. Он отважно сражался против превосходящих сил, пытаясь спасти конвой, чья судьба была предрешена.
Тем временем «Нубиэн», сообщив командиру флотилии о торпедировании «Мохаука», заметил слева по носу эсминец «Лампо». Он сразу атаковал неприятеля. «Лампо» загорелся и начал тонуть. «Нубиэн» повернул и погнался за «Аданой», уходившей на юго-запад. Вскоре он настиг судно и потопил его. Потом «Нубиэн» повернул влево и пошел на помощь «Мохауку».
«Мохаук» не мог спустить шлюпки из-за сильного крена. В воду сбросили 6 плотиков Карлея, остальному экипажу пришлось спасаться по способности. В 3.13 «Нубиэн» начал подбирать спасшихся, в 3.23 к нему присоединился «Джервис». В 3.26 «Янус» установил радиолокационный контакт по пеленгу 310° на расстоянии 10000 ярдов и пошел туда на полной скорости, но, дойдя до мелководья, повернул назад. В действительности это были 2 небольших судна рядом с песчаной банкой. Затем «Янус» подошел к остальным эсминцам. Работы по спасению экипажа «Мохаука» продолжались, были подобраны все, кроме 2 офицеров и 39 матросов. После этого капитан 1 ранга Мак приказал «Янусу» добить «Мохаук». В это время над водой оставались еще 100 футов киля, торчавшие на высоту 6 футов. «Янус» сделал несколько выстрелов из орудий и добился 4 попаданий. Воздух из корпуса вышел, и обломки «Мохаука» затонули на глубине 7 фатомов.
Вскоре после 4.00 соединение направилось на Мальту. Низкие тучи помешали атакам вражеских самолетов, и 16 апреля в 10.00 соединение с триумфом вошло в Гранд-Харбор.
Когда англичане покинули сцену, 4 из 5 атакованных кораблей затонули, но эсминцы «Валено» и «Лампо» и торговые суда «Адана» и «Арта», хотя и получили тяжелые повреждения, сумели выброситься на песчаную отмель. Однако утром 16 апреля «Валено» затонул, за ним последовала «Адана».
На «Лампо» начались спасательные работы. После многих усилий его залатали, 8 августа подняли и отбуксировали в Италию. Там его отремонтировали и ввели в строй. Однако уйти от судьбы корабль не сумел. 30 апреля 1943 года «Лампо» вышел из Трапани с грузом боеприпасов в Тунис. В 6 милях от тунисского берега его настигли самолеты союзников и потопили. «Арту» постигла та же участь, но при других обстоятельствах. Английская воздушная разведка сообщила, что 2 судна стоят на мели Керкенна, похоже, на ровном киле. 26 апреля подводная лодка «Апхолдер» обнаружила их. На палубах были ясно видны грузовики и мотоциклы. Так как песчаная гряда; не позволяла использовать торпеды, капитан-лейтенант! Ванклин послал абордажную партию под командованием лейтенанта Рида. Были установлены подрывные заряды, разворотившие всю верхнюю часть судна и затопившие трюмы в 21.44. Груз, который противник еще мог использовать, был уничтожен.
После катастрофы итальянцы начали спасательные работы. Эсминцы «Вивальди», «Да Ноли», госпитальное судно «Джузеппе Орландо» были отправлены из Триполи. Госпитальное судно «Арно» и пароходы «Капаситас» и «Антониетта Лауро», находившиеся в море в районе Сфакса, также прибыли к месту боя. Всего был подобран 1271 человек из 3000 членов экипажей. Погибло около 300 машин и 3500 тонн грузов. Для англичан это был потрясающий успех.
Эта победа, хотя и с третьей попытки, полностью оправдала решение послать корабли на Мальту. Лондон отправил массу предложений и приказов, нацеленных на прекращение потока снабжения из Италии в Северную Африку. Следствием этих трудно выполнимых распоряжений был новый выход флотилии капитана 1 ранга Мака для участия в особенно опасной операции, в которой были задействованы все силы Средиземноморского флота.
4 апреля Адмиралтейство предложило адмиралу Каннингхэму провести обстрел Триполи — порта, через который поступала основная масса грузов. Он ответил, что обстрел с моря вряд ли причинит серьезные повреждения, а его корабли подвергнутся сильным воздушным атакам. Каннингхэм утверждал, что полученные результаты не оправдают риск. Еще более грандиозной идеей, несомненно навеянной воспоминаниями об отважной операции в Зеебрюгге в 1918 году, было предложение заблокировать порт. Для этой цели собирались послать из Англии на Средиземное море старый линкор «Сентюрион», использовавшийся как радиоуправляемая мишень. Если бы он уже находился в Александрии, Каннингхэм поддержал бы идею, но сейчас он высказал мнение, что, проходя Сицилийские узости, линкор получит повреждения, да и в любом случае его скорость слишком мала, чтобы пройти 180 миль до Триполи незамеченным.
Черчилль, разъяренный невниманием к своим предложениям, 14 апреля издал директиву, подчеркивая, что главной задачей Средиземноморского флота является нарушение сообщений между Италией и Ливией. Для достижения этого допускались любые потери в кораблях, включая линкоры. Гавань Триполи должна быть выведена из строя постоянными обстрелами и постановкой мин. Использование «Сентюриона» как брандера подлежало дальнейшему изучению. Однако эффективное заблокирование Триполи считалось оправдывающим потерю даже действующего линкора. Любой прошедший итальянский конвой рассматривался как серьезное поражение.
Прежде чем эта директива попала к Каннингхэму, он получил приказ Адмиралтейства, исходивший из нее. Их Лордства решили провести комбинированную операцию против Триполи — обстрел и заблокирование. В качестве брандеров были выбраны линкор «Барэм» и крейсер «Каледон», они же должны были обстрелять город в упор. Эта директива, полученная 15 апреля, глубоко возмутила Каннингхэма, Он не верил, что есть хоть 1 шанс из 10 довести «Барэм» до места, прежде чем он будет потоплен береговыми батареями. Потеря 1 линкора из 3 имеющихся придаст бодрости итальянцам. Не было никаких гарантий, что экипажи брандеров, пусть и уменьшенные, удастся спасти. А это означало потерю примерно 1000 обученных офицеров и матросов. Поэтому Каннингхэм ответил, что предпочитает рискнуть и провести обстрел Триполи всем флотом. Адмиралтейство охотно согласилось.
Обстрел был назначен на 21 апреля, одновременно с проводкой из Александрии на Мальту «Бреконшира» и конвоя пустых судов с Мальты в Александрию.
Флот вышел из Александрии 18 апреля в 8.00 и пошел на запад. «Джервис», «Янус» и «Нубиэн» вместе с эсминцем «Дайамонд», только что закончившим ремонт, вышли с Мальты 15 апреля в 20.00, сопровождая «Сити оф Линкольн», «Клан Фергюсон», «Сити оф Манчестер» и «Пертшир». Встреча с флотом произошла 20 апреля в 11.00. «Джервис» и «Янус» остались, а «Нубиэн» и «Дайамонд» повели пустые транспорты в Александрию.
Флот был разделен на 2 соединения: соединение обстрела из 3 линкоров, 1 крейсера и 9 эсминцев и авианосное соединение — «Формидебл», крейсера «Орион», «Аякс», «Перт» и 4 эсминца. Флот шел на запад до наступления сумерек. 20 апреля в 21.20 линкоры легли на курс 235°, отделив авианосное соединение. Линкоры, развив скорость 19 узлов, пошли к Триполи.
Адмирал Каннингхэм решил провести обстрел ночью, используя осветительные ракеты, выпущенные с самолетов. Начало операции было назначено на 5.00. 21 апреля луна всходила в 4.36, а заходила — в 6.50, солнце всходило в 7.20. Подводная лодка «Труант» должна была послужить маяком, чтобы помочь линкорам точнее выйти на цель.
Корабли построились в кильватерную линию — «Уорспайт» (ф), «Вэлиант», «Барэм», «Глостер». Эсминцы «Хотспур», «Хироу», «Хэйвок», «Хасти» шли впереди с тралами. 2 полудивизиона располагались на крамболах линкоров: «Джервис» и «Янус» — слева, «Джюно» и «Ягуар» — справа. «Хируорд» шел позади, готовый заменить любой из тралящих эсминцев.
В 4.45 соединение обстрела обогнуло «Труант», и «Джервис» с «Янусом» отодвинулись назад, чтобы не мешать линкорам стрелять. Соединение легло на боевой курс и в 5.02 открыло огонь с дистанции 7 миль. В 5.04 тралящие эсминцы открыли огонь подивизионно, «Янус» и «Хируорд» стреляли самостоятельно.
Обстрел длился около 40 минут. На порт обрушились 478 — 15", 562 — 6", 602 — 4,7" снарядов. Хотя причалы и город пострадали, большого вреда обстрел не принес. Был потоплен только 1 пароход, груженый топливом и бомбами, и поврежден миноносец «Партенопе».
Атака застала итальянцев совершенно врасплох, и ожидаемая воздушная атака против флота, отходившего на большой скорости на северо-восток, ко всеобщему удивлению не состоялась. Вскоре после 20.00 капитан 1 ранга Мак отделил свои эсминцы и повел на Мальту. Теперь вместе с «Джервисом» и «Янусом» шли однотипные «Джюно» и «Ягуар». Утром 22 апреля они прибыли в Ла Валетту, а на следующий день адмирал Каннипгхэм вернулся в Александрию.
23 апреля переформированное соединение вышло с Мальты в свой первый поход, чтобы провести поиск в район мели Керкенна. Его целью был конвой, который обнаружил днем самолет-разведчик. Конвой шел курсом 138° и состоял из 5 судов: немецкие «Кастелон», «Арктурус», «Леверкузен» и итальянское «Джулия» вышли 21 апреля в 17.00 из Неаполя, а немецкое судно «Вахтфельс» вышло в 14.00 из Палермо. Конвой направлялся в Триполи, его сопровождали эсминцы «Фольгоре», «Саэтта», «Страле» и «Турбине». С востока его прикрывали крейсера «Банде Нере» и «Кадорна» и эсминцы «Сирокко» и «Маэстрале». Задача капитана 1 ранга Мака была не из легких.
В 0.30 24 апреля эсминцы находились в точке 34°14' N, 13°27' О. Они шли курсом 206° со скоростью 29 узлов, держась в кильватерной колонне: «Джервис», «Джюно», «Янус», «Ягуар». Капитан 1 ранга Мак получил по радио сообщение от «Джюно», что его зенитный радар обнаружил неизвестное судно в 4 милях слева по борту. В 0.33 Мак лег на курс 166° и через 2 минуты снизил скорость до 25 узлов. В то же время «Джюно» сообщил, что судно находится по пеленгу 165° в 2 милях. В 0.36 «Джервис» обнаружил его по пеленгу 200°. Через минуту Мак повернул вправо, чтобы привести неприятеля на левый крамбол. Судно приняли за крейсер, и Мак приказал флотилии развернуть торпедные аппараты налево и приготовиться к торпедной атаке. В 0.40 судно опознали как однотрубный пароход с одним орудием на носу и одним на корме. Это был «Эгео» под командованием капитана 2 ранга Уго Фиорелли. В 16.30 накануне транспорт вышел из Триполи и направлялся в Палермо. Поняв, что это не крейсер, капитан 1 ранга Мак отменил приказ о торпедной атаке, но «Джюно» уже успел дать залп из 4 торпед. Одна из них попала в носовую часть «Эгео». В 0.41 «Джервис» открыл огонь из 4,7" орудий с дистанции 1000 ярдов, первым же залпом поразив мостик. Остальные эсминцы тоже начали стрелять, а «Ягуар» по ошибке даже выпустил осветительный снаряд. «Эгео» на огонь не отвечал. Он был тяжело поврежден, и в 0.48 Мак приказал «Джюно» добить его торпедой. В 0.50 экипаж покинул судно, а через 2 минуты торпеда «Джюно» взорвалась в его средней части. Через несколько секунд прогремела серия отдельных взрывов, и в 0.54 «Джюно» сообщил, что цель тонет. Из 120 человек экипажа спаслись только 30.
Главной задачей Мака было обнаружить идущий на юг конвой, и потому он не стал подбирать итальянцев. Построив свои корабли в кильватер, он повел их курсом 206° со скоростью 25 узлов. В 1.10 англичане легли на курс 217° и увеличили скорость до 29 узлов. Все было напрасно. Конвой находился всего в 30 милях и видел опрометчивый выстрел «Ягуара», после чего повернул назад. Капитану 1 ранга Маку пришлось удовлетвориться потоплением «Эгео». Это был его последний успех.
24 апреля, когда Мак вернулся на Мальту, лорд Луис Маунтбеттен прибыл в Гибралтар с эсминцами «Келли», «Кельвин», «Джерси» и «Киплинг». В тот же день он вышел на Мальту вместе с «Джакелом» и «Кашмиром» из своей же флотилии. С ними шли крейсер «Дидо» и минзаг «Эбдиел», направлявшиеся в Александрию.
Командир 14-й флотилии не смог обнаружить вражеский конвой ночью 23 — 24 апреля, и Адмиралтейство отреагировало незамедлительно. 25 апреля в 10.31 была послана радиограмма адмиралу Каннингхэму, в которой говорилось, что неудача — следствие нехватки сил. Поэтому Адмиралтейство надеялось, что 14-я флотилия останется на Мальте и после прибытия 5-й флотилии лорда Маунтбеттена. Адмирал Каннингхэм согласился, что нужно более крупное соединение, однако указал, что неприятель по-прежнему сможет уклоняться от него, так как превосходство в воздухе позволяет ему постоянно следить за английскими кораблями, а истребители мешают англичанам следить за конвоями. Уклоняться от атаки в таких условиях было легко, успешная проводка немецких конвоев в водах метрополии это уже доказала. Он также утверждал, что каждый крейсер и эсминец нужен для эвакуации войск из греческой мясорубки. Поэтому Каннингхэм намеревался оставить на Мальте 4 эсминца 5-й флотилии плюс «Янус», проходивший мелкий ремонт. Это был максимум того, что он мог себе позволить, пока не закончена эвакуация из Греции. Однако Каннингхэм послал на Мальту крейсер «Глостер», так как итальянцы усилили эскорт крейсерами. 24 апреля «Глостер» пришел в Ла Валетту.
6 эсминцев 5-й флотилии прибыли на Мальту 28 апреля. Вместе с «Глостером» они образовали Мальтийское ударное соединение. В тот же день капитан 1 ранга Мак ушел в Александрию с эсминцами «Джервис», «Джюно», «Ягуаром» и только что закончившим ремонт после подрыва на мине в октябре 1940 года «Империалом». Эсминцы сопровождали быстроходный транспорт «Бреконшир». Их прикрывали «Дидо» и «Эбдиел».
Эсминцы типов «J» и «К» 5-й флотилии были однотипными и часто действовали вместе, базируясь в Плимуте. Они провели множество рейдов против немецкого судоходства в Ла Манше. Поэтому 5-я флотилия считалась хорошо подготовленной для выполнения возложенной на нее задачи и вместе с крейсером должна была образовать эффективное ударное соединение.
Немцы быстро отреагировали на давление на коммуникации. Возобновились воздушные налеты на Мальту, две ночи подряд верфи бомбили 60 — 70 самолетов. Кроме бомб немцы использовали мины. Верфь сильно пострадала, а 3 корабля, включая проходивший ремонт эсминец «Энкаунтер», были серьезно повреждены.
После этих налетов командующий Мальтийской ВМБ радировал Каннингхэму, что оставлять на ночь корабли в гавани означает подвергать их смертельной угрозе, и потому нужно на ночь 5-ю флотилию и «Глостер» выводить в море, вне зависимости от того, замечен конвой или нет.
Однако 1 мая конвой был замечен. По донесению самолета-разведчика, он состоял из 5 торговых судов и 2 эсминцев, прикрываемых 4 крейсерами. Он находился возле мели Керкенна и шел в Триполи. 5-я флотилия и «Глостер» спешно вышли на перехват, хотя они имели приказ не вступать в бой с превосходящими силами и в любом случае не позднее 4.00 повернуть назад.
Конвой, состоявший из судов «Марбург», «Кибфельс», «Райхенфельс», «Бирмания» и «Риальто», сделал вторую попытку достичь Триполи. Сначала он вышел из Неаполя вечером 24 апреля, но из-за активных действий англичан отстаивался в Палермо и Мессине. Потом он снова собрался в Аугусте ночью 30 апреля и снова пошел в Триполи. Его сопровождали эсминцы «Фульмине» и «Эуро» и миноносцы «Орионе», «Кастор» и «Прочионе». Прикрывали — тяжелые крейсера «Триесте» и «Больцано», легкий крейсер «Эугенио ди Савойя», эсминцы «Аскари», «Карабиньере» и «Джиоберти». На сей раз итальянцам повезло. Донесение поступило слишком поздно, и английское соединение не успело перехватить конвой, прибывший в Триполи в 23.00 1 мая. Поступило сообщение, что другой конвой идет на север, но сильное волнение помешало догнать его, и соединение вернулось на Мальту с пустыми руками.
Англичане подходили к гавани в кильватерной колонне: «Келли», «Джакел», «Кельвин», «Джерси», «Киплинг», «Кашмир» и «Глостер». Первые 3 корабля благополучно вошли в порт, когда в 7.02 страшный взрыв потряс гавань. «Джерси» был уже на середине фарватера и готовился войти в гавань, когда подорвался на мине. Взрыв убил 2 офицеров и 34 матроса. За свою недолгую жизнь «Джерси» получил множество ран: в декабре 1939 года был торпедирован немецким эсминцем в Северном море, подорвался на мине у восточного побережья Англии в октябре 1940 года, в ноябре снова был торпедирован немецким эсминцем в Ла Манше. На этот раз повреждения были смертельными. Эсминец полностью вышел из строя и начал тонуть.
В 8.55 командующий базой радировал адмиралу Каннингхэму: «Джерси» подорвался при входе в Гранд-Харбор, блокировав его. Пытаемся отбуксировать обломки, чтобы очистить фарватер. Опасаюсь полной потери корабля».
Попытки отбуксировать «Джерси» не удались, и «Глостер». «Киплинг» и «Кашмир» остались слоняться вне гавани.
В 14.42 командующий базой радировал Каннингхэму, что сдвинуть эсминец невозможно, он частично сел на дно и закрыл главный вход в Гранд-Харбор в районе бона «АВ», оставив только узкую щель вокруг брекватера Риназоли на южной стороне входа в гавань. Возле мин рядом с гаванью поставлены буйки, и если командующий разрешит, он выведет «Келли», «Джакел» и «Кельвин» из гавани, буксируя их вокруг брекватера. После этого эсминцы получат хорошие шансы форсировать минное поле. Тем временем в сумерках 3 оставшихся корабля уйдут в Гибралтар.
Каннингхэм ответил 3 мая в 9.19, указав, что лучше уничтожить корму «Джерси» Нужно подорвать его собственные глубинные бомбы и боеголовки торпед. Позднее в тот же день командующий базой смог сообщить, что операция по расчистке фарватера от обломков успешно началась. Препятствие было убрано к 7 мая, но 3 эсминца остались закупоренными в гавани из-за минной опасности.
«Глостер», «Кашмир» и «Киплинг» прибыли в Гибралтар 4 мая во время формирования конвоя «Тайгер». Задачей этой амбициозной операции была проводка 5 быстроходных транспортов через Сицилийский пролив в Александрию, вместо долгого пути вокруг Африки. На судах находились 295 танков и 53 разобранных «Харрикейна». Операция была скалькулированным риском. Во время последней попытки провести конвой через Средиземное море авианосец «Илластриес» был поврежден, а крейсер «Саутгемптон» потоплен. Успех принес бы большие прибыли, а неудача подорвала бы силы английских танковых войск в Западной Пустыне на несколько месяцев.
Одновременно с конвоем «Тайгер» адмирал Каннингхэм планировал провести 2 конвоя на Мальту: быстроходный из 4 судов снабжения и тихоходный из 2 танкеров с 24000 тонн нефти, чтобы пополнить опасно истощившиеся запасы острова.
Планировалось, что конвой «Тайгер» от Гибралтара до Сицилийского пролива будет прикрывать Соединение Н, а южнее Мальты его встретит весь Средиземноморский флот. Операцией командовал сам адмирал Каннингхэм.
Ночью 5 — 6 мая конвой прошел Гибралтарский пролив и пошел на восток в сопровождении «Ринауна», «Арк Ройяла», «Шеффилда» и 9 эсминцев. «Глостер», «Киплинг», «Кашмир», линкор «Куин Элизабет», крейсера «Найяд» (флаг контр-адмирала Кинга) и «Фиджи» шли с ним. Последние 3 корабля являлись подкреплением для Средиземноморского флота.
Адмирал Каннингхэм вышел из Александрии 6 мая, имея с собой 3 линкора, 1 авианосец, 1 минный заградитель, 12 эсминцев и «Бреконшир», который шел в Марсакслокк (Мальта), чтобы заправлять эсминцы. Сами конвои сопровождались крейсерами, 6 эсминцами и 2 корветами.
7 мая командующий получил разочаровывающее сообщение от командующего Мальтийской ВМБ, что гавань совершенно блокирована минами, и эсминцы не могут выйти на соединение с конвоем «Тайгер». Эта новость поставила Каннингхэма перед трудным выбором, так как он не хотел возвращать уже вышедшие конвои. После совещания с флагманским минером капитаном 2 ранга Кэрном он радировал на Мальту, чтобы проход разминировали, сбрасывая глубинные бомбы. Каннингхэм также сообщил, что корвет «Глоксиния», оборудованный для борьбы с магнитными минами, идет в составе конвоя и протралит фарватер.
7 мая крейсер «Аякс» и эсминцы «Хэйвок», «Хотспур», «Империал» отделились, чтобы ночью 7 — 8 мая провести обстрел Бенгази. После выполнения задания они встретили итальянские суда «Теначе» (1142 тонны) и «Капитане Чеччи» (2321 тонна) и быстро потопили их. Последнее везло боеприпасы и взорвалось со страшным грохотом, все 26 человек экипажа погибли. После этого эскадра снова соединилась с флотом.
9 мая оба конвоя благополучно прибыли на Мальту. Магнитный трал «Глоксинии» подорвал более десятка мин на фарватере. «Келли», «Джакел» и «Кельвин», изнывавшие от вынужденного безделья, вместе с «Янусом» присоединились к эскорту конвоя «Тайгер», хотя и не к западу от Сицилийского пролива, как сначала планировалось.
Конвой прошел пролив ночью 8 — 9 мая, потеряв только 1 судно «Эмпайр Сонг», подорвавшееся на мине. Вскоре после рассвета к нему подошли 5 крейсеров, сопровождавших мальтийские конвои. 9 мая в 8.00 конвой находился в 90 милях к западу от острова, Средиземноморский флот — в 120 милях южнее Мальты. Их встреча состоялась в 15.15 в 40 милях к югу от острова. Затем все соединение пошло на восток. 9 и 10 мая авиация противника легко могла атаковать конвой, но плохая погода помешала этому. Первая атака состоялась после заката 10 мая, но зенитная артиллерия флота отразила ее. Больше атак не было, и 12 мая флот благополучно вернулся в Александрию. Операция закончилась значительным успехом: погибли только 57 танков и 10 «Харрикейнов». Снова удача улыбнулась англичанам. Однако прошло еще 2 года и 14 дней, прежде чем следующий конвой пересек Средиземное море.
10 мая в 17.00 командующий отделил 5-ю флотилию. Теперь Мальтийское ударное соединение состояло из эсминцев «Келли», «Кашмир», «Кельвин», «Киплинг» и «Джакел». Флотилии приказали обстрелять Бенгази, и она легла на новый курс. В 23. 00 подойдя к Бенгази, 10-й дивизион («Кашмир» и «Киплинг») выдвинулся вперед от 9-го дивизиона на 1,5 мили. Дистанцию держали с помощью радара.
По плану атаки 9-й дивизион должен был выйти в точку в 3 милях по пеленгу 220° от проблескового красного огня на северо-западном молу, после чего головные корабли дивизионов ложились на курс 15° со скоростью 12 узлов. Такая диспозиция позволяла одному дивизиону стрелять по судам с внутренней стороны северо-западного мола. На подходе к берегу видимость, несмотря на луну, не превышала 2,5 — 3 мили из-за влажной атмосферы. Очертания собора Бенгази были замечены в тумане на расстоянии 4 мили, а в 23.59 был замечен главный маяк. Когда по этим ориентирам определили место, оказалось, что соединение находится слишком далеко к северу, и город лежит прямо впереди. Стрельба с этой позиции была бы неэффективной, так как снаряды шли бы над западной частью северо-западного мола, и 10-й дивизион был плохо расположен. Поскольку итальянцы не обнаружили соединение, лидеры повернули на северо-запад, а потом легли на правильный курс подхода. Неожиданный ложный заход оказался полезным, так как корабли точно определили выбранные цели.
В 0.43 головные эсминцы повернули на курс 15° и через 3 минуты открыли огонь. В течение 9 минут было выпущено 866 — 4,7" снарядов и 84 — 4" осветительных с дистанции 2800 — 5400 ярдов. Большинство кораблей, замеченных в гавани, казались потопленными, за исключением одного, стоявшего у западного края северного мола. Его обстреляли 4 эсминца. Гавань была обстреляна вслепую по площадям перекрестным огнем 2 дивизионов, использовавших видимые ориентиры. Взрывы 100 снарядов в минуты выглядели эффектно. В 0.53 эсминцы легли на курс 330° и через 3 минуты прекратили огонь, 10-й дивизион занял место в кильватере 9-го дивизиона. Когда флотилия начала поворачивать, береговая батарея на Моло Джулиано открыла огонь, но хотя снаряды ложились близко к 9-му дивизиону, попаданий не было. Под прикрытием дымзавесы корабли повернули на курс 280°, а в 1.13 — 205°. Скорость была снижена до 24 узлов, чтобы прочесать прибрежную зону в поисках неприятельских судов.
Реакция неприятеля на обстрел была нервной. Вскоре после поворота на поиск вдоль берега бомба взорвалась в 30 ярдах от правого борта «Кельвина». Через 2 минуты 2 бомбы взорвались за кормой «Келли», в 1.22 — еще 1. Строй рассыпался, эсминцы начали маневрировать самостоятельно. Атаки продолжались. Это были пикировщики, их первая ночная атака на Средиземном море. Еще 1 бомба взорвалась в 70 ярдах от «Кашмира», но самым счастливым оказался «Джакел» — бомба, упавшая в 20 ярдах от его мостика, не взорвалась. Из-за постоянных воздушных атак поиск прервали, и корабли пошли в море.
Днем 11 мая они пытались выйти на путь конвоев Мессина — Бенгази, но так как сообщений о конвоях не поступило, после наступления темноты флотилия повернула на запад и пошла на Мальту, куда прибыла без происшествий утром 12 мая.
Это был последний выход эсминцев с Мальты. Ситуация в восточном Средиземноморье резко ухудшилась. Когда вторжение немцев на Крит стало неизбежным, все корабли были переброшены в те воды. 21 мая флотилия тоже ушла с Мальты к Криту.
Решение базировать надводные корабли на Мальту было принято не без
колебаний, учитывая относительную слабость ПВО базы и интенсивность
воздушных атак против нее. Но достигнутые результаты совершенно его оправдали.
Однако прошло много месяцев, прежде чем подобное соединение снова появилось на
Мальте.
Дальше