Глава 5. МЫ ПРОСТО ПЕРЕБЬЕМ ИХ
«Современный бой — совсем не то, что о нем думают люди. В действительности линии фронта нет».
Офицер службы связи и голливудский босс полковник Дэррил Ф. Занук, запись в дневнике 25 ноября 1942 года.
Во время долгого преследования итало-германской Танковой армии к Эль-Агейле (Мерса-Брега) очень часто солдатам приходилось видеть обломки машин и куски человеческих тел, висящие на телеграфных проводах, — следы работы немецких и итальянских мин. Саперы начальника инженерной службы Танковой армии генерала инженерных войск Буловина установили десятки тысяч этих дьявольских машин. Мины замедлили продвижение Монтгомери после Эль-Аламейна. Впрочем, он также оправдывал свою медлительность плохой погодой. «Сильнейшие дожди расстроили мои планы. Войска Оси в Северной Африке потерпели сокрушительное поражение, [335] и лишь ливень 6 и 7 ноября спас их от полного уничтожения». Начальник штаба Монтгомери послушно подтвердил это, хотя дождь совершенно одинаково мешает и своим, и чужим. «Оглядываясь назад, нельзя не подвергнуть критике наши действия во время погони», — писал командир 22-й бронетанковой бригады Роберте. Хотя союзники испытывали нехватку топлива, оставшегося далеко в тылу, плохую тактическую поддержку со стороны Королевских ВВС и недостаток мобильных частей, осторожный характер Монтгомери заставил англичан действовать, избегая всякого риска. Он начинал наступление широким фронтом, лишь когда добивался подавляющего превосходства в силах.
И это при том, что Монтгомери знал из перехватов «Энигмы», что на 10 ноября в 21-й танковой дивизии осталось всего 11 исправных танков, а в 15-й танковой дивизии их не было вообще. В Танковой армии осталось не более четверти штатного боекомплекта (не более чем на один день боя) и топлива всего на 4 или 5 дней. Уже через 18 часов после того, как Роммель сообщил Гитлеру, что положение с топливом в армии просто катастрофическое и его войска не могут двигаться, Монтгомери все это знал. Во время погони он постоянно и своевременно получал информацию от «Энигмы», авиаразведки и службы радиоперехвата о состоянии войск Роммеля и даже о его планах и намерениях.
Но ничто не могло ускорить движение Монтгомери. Использование достоверных разведывательных данных может дать огромное преимущество, но, как сказал Александер: «Он не желал рисковать. А ведь иногда командир должен идти на разумный риск и не дожидаться 100-процентной уверенности в успехе, чтобы начать операцию».
Вместо серии коротких бросков по прибрежной дороге вслед за отступающим противником часть командиров Монтгомери предложила идти прямо через пустыню, чтобы отрезать путь Роммелю. Командир 10-й бронетанковой дивизии генерал-майор Гейтхауз хотел двигаться прямо [336] на Соллум и Тобрук. Главнокомандующий авиацией Среднего Востока главный маршал авиации сэр Артур Теддер убеждал, что настало время собирать жатву. Однако Монтгомери уперся. Едкая критика маршала авиации Артура Конингхэма, австралийца, командовавшего ВВС Пустыни, носила личный характер. «Он никогда не общался со мной нормально... Хотя он выиграл Эль-Аламейн, но развить успех не сумел. То, что Роммель улизнул, почти равносильно поражению. Он мог отрезать Роммелю пути отхода, но, несмотря на мои советы использовать авиацию, он полз и полз по дороге. Настанет день, когда будет рассказана вся правда о нем, и тогда рассеется миф легенды». Но эта неприязнь была совершенно обоюдной. «Конингхэм — это настоящая паршивая овца в стаде. Я его отлично знаю. Он плохой человек, не слишком умный и ужасно завистливый», — говорил Монтгомери Алану Бруку во время боев в Европе.
Словно мало было этих внутренних раздоров, Монтгомери и Конингхэм дружно обрушились на американцев. Особенно досталось бригадному генералу Кеннеру, начальнику медицинской службы Эйзенхауэра, который, по мнению Монтгомери, «относился к нам враждебно. Это просто мстительный подонок. Его ненавидят собственные офицеры, хотя рядовые боготворят».
Решив сосредоточить усилия на захвате аэродромов Киренаики — разумная предосторожность, — Монтгомери не рискнул отправить мобильную группу через пустыню на юг через Мсус, чтобы перерезать прибрежную дорогу, по которой отступала Танковая армия, в районе Аджедабии или Беда-Фомм. Группа из 28 «Шерманов» 1-й бронетанковой дивизии была послана вперед из Соллума, однако это было сделано слишком поздно.
К 23 ноября войска Роммеля отошли на позиции Мерса-Брега, и перед Монтгомери встала задача прорвать его оборону после некоторой подготовки. Так как сам командующий армией убыл в Каир в штаб главнокомандующего, часть солдат получила отпуска, которыми воспользовалась, [337] чтобы вкусить сомнительные прелести города. В частях началось воровство, так как в Каире требовались деньги. Солдаты устраивали дикие гонки по городу на туземных повозках, усадив их владельцев позади себя.
Монтгомери думал, что сможет возобновить наступление в середине декабря 1942 года. Во время затишья, которое воцарилось в пустыне, он поинтересовался, разумно ли ставить 8-й Армии задачу захватить Триполи, который находился в 760 милях от Бенгази, или это более легко сможет сделать 1-я Армия.
Какое-то время Черчилль колебался, как и командующий войсками Среднего Востока. Однако после того, как Гитлер решил перебросить войска в Тунис, возможность Андерсона захватить Триполи ударом с запада стала довольно призрачной. По словам Монтгомери, 1-я Армия проворонила неприятеля. Поэтому 8-й Армии предстояло наступать на Триполи и дальше. Постепенно это стало ясно всем, до последнего рядового. Гарри Митчелл слышал, что 1-я Армия высадилась в Тунисе, и «началась гонка к Триполи между нами и 1-й Армией. 8-я Армия доберется туда. И к этому времени мы просто перебьем их всех». Однако вскоре «Пустынным крысам» предстояло убедиться, что они слишком оптимистично смотрят на вещи.
Когда войска Роммеля заняли позицию у Мерса-Брега, солдаты только и рассказывали фантастические истории о новых тяжелых танках, прибывших в Тунис, о многоствольных реактивных минометах «Небельверфер» или огромных транспортных планерах Ме-321 «Гигант», способных перевозить легкий танк или 250 солдат. Танковая армия лишилась всей этой техники, отправленной на помощь Нерингу.
Эти подкрепления сделали задачу 1-й Армии более сложной, однако Андерсон возлагал большие надежды на новое наступление, которое должно было начаться ночью 24/25 ноября. «Я намерен начать продвижение к [338] нашей первой цели — Тебурбе и Матиру — ночью, а потом повернуть на север», — радировал он в штаб операции. Одновременно Андерсон потребовал нанести максимально сильный бомбовый удар по Бизерте и Тунису* 25 ноября в 7.00 группа «Блейд» тремя колоннами начала двигаться в направлении Сиди Н'Сир. В правой колонне шли более 100 американских танков «Стюарт», в центре двигался 17/21-й уланский полк, а штаб группы и грузовики шли по шоссе слева. Вскоре транспортеры «Брен» штаба группы тоже были вынуждены выйти на шоссе, так как грязь забивала противопыльные фильтры, и моторы глохли.
Первая встреча с войсками противника произошла около 13.00, когда эскадрон В 1-го полка Дербиширских йоменов сообщил, что ведет бой. В ходе образцовой атаки эскадрон уничтожил нескольких немцев и взял в плен 150 итальянцев, которые, по словам майора Баттеншо, «доставили нам больше хлопот как пленные, чем как противник, потому что танкистам пришлось выделить драгоценную пехоту для их охраны».
Группа «Блейд» разделилась. Одна ее часть двинулась на север на Матир, а другая, в которую входил 1-й батальон (подполковник Уотерс) американского 1-го танкового полка, продолжала двигаться на восток в сопровождении разведывательных бронеавтомобилей. Одна рота прошла через ущелье Шувайки на Тунисскую равнину, форсировала реку Тин и нанесла удар во фланг ослабленной роте броне автомобиле фельдфебеля Хаммерлейна. Другая колонна обошла деревню Эль-Батан, пересекла мост и заняла позицию на гряде холмов. Прямо перед ними в лучах заходящего солнца виднелся аэродром Джедейда, который прикрывала только батарея легких зениток. Однако вскоре на аэродроме появился парашютно-десантный полк полковника Вальтера Барентина — элитное подразделение, укомплектованное в основном кандидатами в летчики, не прошедшими медкомиссию по зрению и другим мелким медицинским отклонениям. [339] Немецкие самолеты, стоящие вдоль полосы, днем обстреливали и бомбили группу «Блейд».
И тут произошло одно из самых необычных столкновений с участием танков. Они обрушили град 37-мм бронебойных снарядов на припаркованные самолеты. Некоторые самолеты при попытке взлететь столкнулись с другими, ангары и прочие аэродромные строения охватило пламя. Когда, наконец, прибыли 5 истребителей Ме-109 и 15 пикировщиков Ju-87, аэродром превратился в море пламени. «Они тепло приветствовали нас», — вспоминает Баттеншо. Но потери американцев были незначительными. Колонна отошла в расположение батальона, который остановился возле деревни Шувайки.
На следующий день после успешной атаки аэродрома Джедейда танки Уотерса встретили вражескую колонну, двигающуюся по шоссе из Матира в Тебурбу. В нее входили по одной роте из 11-го парашютно-саперного батальона, 3-го тунисского полевого батальона и 190-го танкового батальона. Немцы имели танки T-IV, с которыми американцы раньше не сталкивались. Эти танки были вооружены длинноствольными 75-мм пушками. Их сопровождало несколько старых и более легких танков Т-III, на которых была установлена дополнительная броня.
Первое столкновение американских и немецких танков во Второй Мировой войне произошло на окраине оливковой рощи. Три полугусеничных транспортера с 75-мм гаубицами под командованием лейтенанта Рэя Уокера обстреляли вражеские танки, но причинили им мало вреда. Немцы ответили бронебойными снарядами из своих длинноствольных пушек, после чего Уокер благоразумно поспешил отойти. В это время 1-й взвод «Стюартов» майора Сильина атаковал немцев с фланга.
6 «Стюартов» получили попадания и сразу вспыхнули. Сильин был убит, хотя и лучше вооруженные немецкие танки понесли ощутимые потери. Были подбиты по крайней мере 6 танков T-IV и несколько T-III. Они либо потеряли гусеницы, либо у них были пробиты [340] жалюзи моторных отсеков. Однако ни один немецкий танк не был уничтожен. Снаряды отскакивали от их брони, как горошины. Это озадачило американцев. Но ведь они не знали, что настоящие бронебойные снаряды спокойно лежат в порту, а в танках находятся только учебные болванки.
Если американские танки вплотную подошли к Тебурбе и свободно катались среди вражеских постов, то южная колонна союзников безнадежно отставала от графика и вообще застряла на месте, едва выйдя на равнину возле Меджез-эль-Баб. В состав этой колонны генерал Эвелью выделил 11 -ю пехотную бригаду бригадного генерала Э.Э Касса, которая была усилена 2-м батальоном американского 13-го танкового полка и 56-м разведывательным полком. Майор Кнохе вспоминает: «Когда занялся рассвет, мы увидели множество вражеских танков. Мы сразу открыли огонь и дали неопытным американцам болезненный урок. Их ответный огонь был очень неаккуратным. Они просто палили во все стороны. Но даже действуя так, они нанесли нам некоторые потери, чего мы себе не могли позволить».
Так как немцы ждали, что американцы продолжат наступать на восток, чтобы занять Меджез, ночью 25/26 ноября Боевая группа Кох отошла из деревни, нанеся перед этим тяжелые потери 2-му батальону Ланкаширских фузилеров. Они попытались пересечь реку Меджерда при лунном свете, но попали под сильный пулеметный огонь солдат Коха с противоположного берега.
Когда наконец был захвачен каменный мост, танки М3 «Ли» 2-го батальона 13-го танкового полка начали медленно двигаться вперед при поддержке 1-го батальона Восточно-Суррейского полка. Союзники обнаружили, что немцы уже отошли за Тебурбу к внутренней линии обороны вокруг Туниса, хотя рота солдат Барентина по какой-то причине не получила приказ отступить и осталась в городе. Ко всем прочим проблемам союзников вечером 23 ноября добавилась новая. Многие танки [341] 2-го батальона встали, потому что у них кончилась смазка в подшипниках.
После этого реку пересекла рота С 701-го батальона истребителей танков. Тут произошел инцидент, который позднее повторялся еще много раз. Американские истребители Р-38 обстреляли свои собственные войска с бреющего полета. В ответ не было сделано ни одного выстрела. Когда самолеты улетели, выяснилось, что погибли 5 человек и ранены еще 16. Над колонной поднимались клубы густого черного дыма, потому что 9 грузовиков ярко горели. Несколько 37-мм противотанковых орудий были выведены из строя. Потребовалось много усилий, чтобы привести колонну в порядок. В то время как на фронте был дорог каждый ствол, колонна смогла двинуться вперед лишь через двое суток.
К рассвету 27 ноября Восточно-Суррейский занял Эль-Батан и в сопровождении танков американского 13-го танкового полка вошел в Тебурбу. Союзники успешно отразили контратаку немцев, которую провели две колонны мотопехоты с танками. После этого прибыл 5-й батальон Нортгемптонского и группа «Блейд». Однако попытка удержать Меджез-эль-Баб помешала им развить успех 1-го танкового батальона.
Следующий день стал критическим в ходе борьбы за Тунис и Бизерту. Утром британские и американские офицеры, поднявшись на высоты Джебель-Майана, смогли увидеть вдали сверкающие в лучах утреннего солнца белые здания и минареты Туниса, черные линии шоссе и железных дорог, вьющуюся по долине реку Меджерда, которая исчезает в холмах возле Джедейды. Все надеялись быть в городе уже к вечеру.
На севере одна из колонн Эвелью, кончив расчищать мины и убирать заграждения на прибрежной дороге, была остановлена Боевой группой Витциг, усиленной частями недавно прибывшей 10-й танковой дивизии. Полковник Барентин, отвечавший за оборону района вокруг Матира, прикрыл свой правый фланг солдатами Витцига, разместив [342] их на высотах западнее Джефны. Это было очень мудрое решение, так как его линия обороны была слишком тонкой. К тому же Барентин не слишком верил в боеспособность двух батальонов итальянской пехоты и артиллерийской батареи, защищавших сам Матир.
Части 8-го батальона гайлендеров Арагайля и Сатерленда (из состава 36-й пехотной бригады) прошли между двумя высокими холмами — «Лысый» и «Зеленый» — так их назвал командир батальона, потому что на вершине того, что находился к югу от дороги, не было никакой растительности. Люди Витцига уже ждали их и открыли огонь, убив 30 человек, ранив более 50 и взяв в плен 86 человек. Вдобавок они уничтожили 10 транспортеров «Брен». К огромному удивлению Барентина, англичане начали окапываться. «Они делали это совершенно открыто», — по словам полковника. На следующий день англичане предприняли новую попытку штурмовать холмы, но после часа ожесточенного боя Группа Витциг отбила атаку. Двигаться дальше оказалось невозможно, и 36-я бригада отошла назад, в район Седженаны, оставив в руках немцев одну из дорог в Бизерту.
Главный удар наносила 11-я пехотная бригада, наступавшая в центре в направлении Тебурбы. Солдаты 5-го Нортгемптонского батальона двинулись в бой на танках 2-го батальона 13-го танкового полка. Однако хорошо замаскированная 3-я батарея 52-го зенитного полка капитана Вельте отбила атаку, полностью разгромив оба батальона. Англичане бросили своих раненых на поле боя и сумели подобрать их только после наступления темноты при свете горящих танков. В целом можно сказать, что атака была проведена слишком малыми силами, при отсутствии внезапности и не налаженном взаимодействии между пехотой и танками.
На следующее утро (29 ноября) бригадный генерал Касс повторил атаку силами 5-го Нортгемптонского и 12 средних танков М3. Снова они попали под плотный огонь противотанковых орудий и пулеметов. Первыми откатились [343] танки, не выдержав удара пикировщиков, за ними последовала пехота, бежавшая до Тебурбы. Однако союзникам все-таки удалось удержать оборонительную линию, идущую по хребту возле Джедейды, пока после наступления темноты 2-й батальон Хэмпширскго полка не сменил потрепанных нортгемптонцев.
Теперь главные силы 11-й бригады нанесли удар северо-восточнее Тебурбы. Однако немцы тоже успели собрать силы. Когда танки подполковника Уотерса вышли на Тунисскую равнину из прохода Шувайки, они были остановлены двумя 88-мм орудиями 20-го зенитного дивизиона, расположенными на дороге в Тунис. Знаменитые «88» были смертоносным оружием. Дэвид Браун говорит: «Мы были вынуждены остановиться из страха перед ними. Оставалось только радоваться, что их было совсем немного. Но даже имеющиеся доставили нам много хлопот. Нет никаких сомнений, что это были хорошие орудия».
Однако у Неринга была только одна батарея из 4 таких орудий. В нарушение всех обычаев, правил и наставлений их пришлось использовать поштучно на главных шоссе в качестве противотанковых орудий. Как прокомментировал это Неринг, «экстремальная ситуация заставила прибегнуть к чрезвычайным мерам». Он лично указал позицию каждому орудию, чтобы максимально укрепить оборону.
29 ноября прибыли крупные подразделения 10-й танковой дивизии генерал-лейтенанта Вольфганга Фишера, вслед за которыми появились несколько пушек и 4 новых танка «Тигр», доставленных из Фаллингболстеля майором Людером, командиром 501-го батальона тяжелых танков. Его сопровождал блестящий командир роты барон фон Нольде. Гитлер заверил Кессельринга, что «Тигры» решат исход кампании в Тунисе.
Танк Т-VI, или «Тигр», был грозной боевой машиной и весил около 60 тонн. Он передвигался на тяжелых широких гусеницах и был защищен толстой броней, [344] достигавшей 100 мм. Он мог наносить разящие удары из своей длинноствольной 88-мм пушки. Однако танк страдал от множества детских болезней и был довольно ненадежен по сравнению с другими немецкими танками. Эти недостатки проявились сразу после прибытия «Тигров» в Тунис. Один танк вообще стал прямо на причале, второй застрял, не выйдя из города. Отказывали моторы, трансмиссия, радиостанции. «Тигры» буквально пожирали драгоценное топливо, тратя по 50 галлонов каждые 60 миль.
Тем не менее, они придали уверенность пехоте, сдерживающей союзников, наступающих со стороны Тебурбы. Впрочем, Неринг не слишком верил Гитлеру, когда тот восторгался эффективностью «Тигров». Ведь 4 танка не могли удержать фронт протяженностью 300 миль. Более того, от арабов начали поступать панические сообщения, что более 1000 парашютистов союзников выброшены севернее Загуана, а 2000 солдат высаживаются на мысе Серрат.
* * *
Несмотря на решение Эвелью приостановить движение на восток до того, как появится возможность более серьезной воздушной поддержки, 500 человек британского 2-го парашютного батальона под командованием полковника Джона Фроста погрузились в самолеты 62-й и 64-й транспортных авиагрупп на аэродроме Мэзон Бланш. Они были сброшены 29 ноября в 14.50 возле Депьенна, чтобы уничтожить вражеские самолеты. Предполагалось, что именно они сдерживают наступление 1-й Армии. Кроме того, парашютисты должны были обстрелять Удну, расположенную в 12 милях от аэродрома, добравшись туда своим ходом. Последняя деталь была характерна для плана операции, напоминавшей лихой кавалерийский рейд, без учета возможных трудностей. [345]
Парашютисты обнаружили, что взлетная полоса в Депьенне пуста. На следующий день они пешком двинулись в Удну, где тоже не нашли немецких самолетов. Зато там оказались 4 вражеских танка и солдаты 1-й роты 5-го парашютно-десантного батальона, а также разведывательная рота броневиков Хаммерлейна. При поддержке истребителей Me-109 они вынудили солдат Фроста отступить.
После скверной ночи, проведенной на холоде, батальон поднялся рано утром, чтобы повторить атаку. Однако рота Хаммерлейна, которую Неринг использовал в качестве «пожарной команды» на Тунисском плацдарме, вместе с частями итальянской дивизии «Суперга» появилась раньше, чем ожидалось. Совершенно неожиданно в тылу парашютистов, которые готовились к схватке с многократно превосходящим их противником, появились танки. На мгновение англичане подумали, что прибыла долгожданная помощь, так как кто-то увидел опознавательный знак 1-й Армии — желтый треугольник.
Увы, это сообщение оказалось ложным. На самом деле это были танки обер-лейтенанта Яна. В последовавшем жестоком бою он погиб, так же, как многие из «красных дьяволов». В числе убитых оказался командир роты В майор Кливер. Тем временем Фрост установил связь со штабом 1-й Армии, и ему передали, что танков союзников за Тебурбой нет. В результате он со своими солдатами был вынужден отходить на юг, в направлении хребта Сиди-бу-Хаджеба, бросив своих раненых. Отступление проходило под артиллерийским обстрелом. При разрыве снаряда осколки с бритвенно острыми краями с визгом рикошетировали от скал, поражая людей. Одному из парашютистов осколком практически срезало лицо, и он отчаянно пытался удержать его руками.
Весь день солдаты Фроста подвергались атакам вражеской пехоты и танков, артиллерийскому обстрелу. Единственный врач был с головы до ног покрыт кровью раненных, хотя сам не получил ни царапины. И в тот [346] момент, когда положение уже стало совсем безнадежным, ошиблись летчики Люфтваффе. Они тоже приняли желтые треугольники за опознавательные знаки 1-й Армии и обрушились на собственные танки.
На следующий день парашютисты отбили последнюю немецкую атаку, которой командовал лейтенант Иоганн Исмер, после чего горстка уцелевших прорвалась к Меджезу. Спустя сутки они встретились с американским патрулем. Остатки роты В были окружены немцами и взяты в плен, а рота С была полностью уничтожена на склонах Сиди-бу-Хаджебы.
От 2-го батальона осталось всего 160 человек. Им дали отдохнуть одну ночь, после чего отправили охранять аэродром в Меджезе. Они окопались возле соседней железнодорожной станции и почти сразу попали под удар Неринга, который предпринял контратаку. Плохо понимая, что происходит, они стойко сражались, удерживая противника. Штаб бригады продемонстрировал полнейшее равнодушие к судьбе батальона. Это отлично подготовленное подразделение было напрасно погублено в плохо организованных бессмысленных операциях, что вызвало бешенство Фроста. Даже Неринг не понял замысла английской операции. «Это была слишком мизерная затея, чтобы иметь какой-то смысл».
— То же самое можно сказать о высадке 10 взводов — 6 английских и 4 американских — из состава 1-го батальона коммандос на побережье немного западнее Бизерты возле Сиди-эль-Муджед рано утром 1 декабря. Они должны были потревожить правый флаг Боевой группы Витциг и ускорить ее отход. Выбрать участок побережья для высадки оказалось нелегко. Людям пришлось добираться до берега вплавь. Так же попали на берег и 5 ослов, которых пришлось тут же и бросить как совершенно бесполезных из-за характера местности.
На рассвете коммандос разделились и ушли на 5 миль от берега к двум перекресткам на дороге Бизерта — Матир. Одна группа удерживала свой перекресток 72 часа, [347] другая — только 24. Все это время они держали под контролем дорогу, полностью остановив движение противника на запад. Танки не могли сойти с дороги, так как обочины поросли густым кустарником высотой более 2 метров.
Неринг узнал об этой операции с большим опозданием из-за плохого качества французской телефонной сети. Но как только он получил сообщение, то сразу отправил войска — только что выгрузившиеся в порту Туниса — прямо через лесистые горы, чтобы устранить внезапно возникшую помеху. Три раза предатели-арабы выдавали позиции коммандос. «Зеленые береты» подтвердили рапорты, поступавшие в штаб 1-й Армии, что немецкие патрули используют арабские бурнусы для маскировки.
За 3 дня коммандос потеряли 134 человека, погибли командиры взводов капитаны Гарольд Морган и Джон Брэдфорд. Взвод Брэдфорда подобрался на 4 мили к Бизерте. Уцелевшие коммандос были вынуждены отойти к Седженане, так как у них кончились припасы, а связь со штабом бригады установить не удалось. Коммандос в очередной раз доказали, что могут выжить в самых трудных условиях и успешно сражаться с превосходящими силами противника. Но это и так было прекрасно известно. В остальных отношениях это была совершенно бесполезная вылазка. Так как наступление 36-й бригадной группы окончательно выдохлось далеко от Матира, трудно понять, чего собирались добиться организаторы этой операции.
* * *
27 ноября 1942 года Эйзенхауэр и Кларк наконец выбрались на фронт на бронированном «Кадиллаке». От воздушных атак их прикрывали два джипа с пулеметами, хотя стрелять вверх эти пулеметы могли с огромным трудом. [348]
Правый фланг Андерсона только что миновал Тебурбу, и его разведывательные отряды выдвигались на юго-восток. В результате главные силы армии находились в районе Матира, а группа «Блейд» поддерживала две бригадные группы. Вскоре прибыла, но еще не появилась на линии фронта, 1-я гвардейская бригада из состава 78-й дивизии. В это же время начало выдвигаться вперед Командование В американской 1-й танковой дивизии (бригадный генерал Лансфорд Оливер).
На юге 2-я охранная рота Люфтваффе под командованием обер-лейтенанта Кемпа 17 ноября заняла аэродром Гадеса при полном невмешательстве французов. Через 4 дня им на помощь прибыли итальянские части, совершившие трудный переход по суше из Триполи. Неринга все время беспокоила возможность захвата союзниками этого важного порта и стратегического пункта, служившего опорой коммуникаций, связывающих тунисский плацдарм и Танковую армию «Африка». Если бы союзники захватили Триполи, они разрезали бы войска Оси и помешали бы Роммелю отойти на подготовленные позиции линии Марет. Поэтому Неринг усилил итальянские части, занимающие город, немецкими патрулями, одновременно направив туда немецкие подрывные партии, которые были сброшены на парашютах в Гафсе. Они должны были перекрыть дороги между Гафсой и Тебессой, чтобы замедлить наступление союзников вдоль побережья.
Чтобы обезопасить путь отступления из Триполи, немецкие и итальянские войска заняли прибрежные города Сус и Сфакс. Они имели приказ Неринга вести «агрессивную оборону» и выдвинуться на запад, чтобы держать союзников как можно дальше. Особых успехов эти подразделения не добились, так как были укомплектованы плохо подготовленными солдатами. И все-таки батальон из Суса дошел до Кайруана и остановил значительно превосходящие силы союзников на холмистой гряде к западу от города. [349]
Разочарованный всем, что увидел во время поездки на фронт, Эйзенхауэр лишь теперь осознал, насколько тонок фронт 1-й Армии. На юге лишь миниатюрная «армия» Эдсона Раффа действовала активно и представляла серьезную угрозу неприятелю. Эйзенхауэр немедленно произвел этого энергичного, изобретательного офицера в полковники.
28 ноября группа Раффа пополнила запасы и объединилась с батальоном американской 26-й пехотной дивизии, ротой алжирских стрелков, взводом английских минеров и ротой истребителей танков. Через 3 дня Рафф направил взвод из Ферианы через проход Кассерин на вражескую территорию в район Сбейтлы. Его задачей была атака немецко-итальянских войск в Фаиде — последнем естественном препятствии на дороге из Тебессы в Сфакс.
Проход Фаид располагается чуть восточнее одноименной деревни. Он оказался буквально забит вражескими солдатами. Американцы вполне могли атаковать с тыла, так как путь отступления был отрезан. Но британские минеры под командованием лейтенанта Роуворта занялись расчисткой прохода через минное заграждение. После того, как лейтенант сообщил, что путь чист, Ярборо спросил его: «Какого черта, Роуворт откуда вы это знаете? Ведь у вас с собой нет ни одного миноискателя». «Я просто чую их носом, майор», — последовал ответ. Ярборо решил, что это похоже на правду. Четыре истребителя Р-38 «Лайтнинг» спикировали на вражеские позиции и обстреляли их, дав сигнал началу атаки Раффа. Когда они повернули назад, появились истребители танков, за которыми последовали алжирские стрелки. Однако проход удалось занять лишь после 2 дней ожесточенных боев под постоянными атаками вражеских бомбардировщиков.
Во всех других местах тоже не было особых успехов. Эйзенхауэр обнаружил, что «воздушный зонтик» над наступающими войсками могут создать лишь «Спитфайры [350] « из Сук-эль-Арба и примерно 40 истребителей Р-38, действующих из Юкс-ле-Бена. На этом же аэродроме базировалась и эскадрилья А-20 «Хэйвоков». Главнокомандующий сделал театральный жест, означавший исключительную озабоченность положением Андерсона. Он направил личный самолет на аэродром Сук-эль-Арба в полное распоряжение 1-й Армии. Штаб армии в свою очередь передал этот самолет 78-й дивизии.
Впрочем, Восточное авиационное командование (части КВВС, поддерживающие 1-ю Армию) и американская 12-я Воздушная армия делали все возможное, чтобы поддержать войска Андерсона. За последнюю неделю ноября они совершили почти 1900 вылетов и потеряли 52 самолета. Для Люфтваффе за этот же период соответствующие цифры составили 1084 вылета и 63 потерянных самолета. Однако удары по вражеским аэродромам и охота за транспортными самолетами ослабляли усилия, направленные против коммуникаций неприятеля и кораблей в портах. Кроме того, такие действия авиации ничуть не облегчали положения пехоты Андерсона, вынужденной укрываться от непрерывных вражеских воздушных налетов на совершенно неприспособленной для этого местности.
Группа «Блейд», остановившаяся возле Шувайки, во второй половине дня 27 ноября была атакована группой Ju-88 в таком месте, где совершенно не было естественных укрытий. «Все, что мы могли сделать — укрываться за тонкими бортами машин или рассыпаться по местности. Если бы имелись окопы, личный состав находился бы в полной безопасности. Однако в то время они были залиты водой до краев», — вспоминал Хэйдон. Через двое суток немцы нанесли удар более крупными силами и бомбили группу «Блейд» в течение всего дня. В отместку был составлен план атаки аэродромов Оси 30 ноября, потом атаку предложили заменить рейдом американских легких танков «Стюарт», а в конце концов все отменили, так как Джедейда так и не была захвачена. [351]
Несмотря на то что припасы грузили на все, что могло двигаться, 1-я Армия продолжала страдать от нехватки самых важных вещей. Противник наращивал свои силы гораздо быстрее. Эйзенхауэр был готов обвинить в этом кого угодно, только не себя. Андерсон был «полон желания победить, но слишком часто менял свои оценки и требования на прямо противоположные». Вице-маршал авиации сэр Уильям Уэлш, глава Восточного авиационного командования, «был неплохим составителем планов, однако ему не хватало воображения и энергии». Лишь командующий Средиземноморским флотом адмирал сэр Эндрю Каннингхэм и Лансфорд Э. Оливер действовали хорошо.
Перечисляя факторы, мешающие ему, Андерсон сообщил Эйзенхауэру, что запланированную атаку следует начать в ближайшее время. В противном случае он будет вынужден отвести свои войска назад, в район, где будет обеспечено надежное воздушное прикрытие, и там готовить новое крупное наступление. Во второй половине дня 30 ноября были обнаружены солдаты 5-го парашютно-десантного полка, двигающиеся по дороге к Меджез-Эль-Баб, что рассеяло последние сомнения. Немцы начали контратаку. [352]