Обеспечение операции «Оверлорд»
Весной 1944 года в британских водах для проведения операции «Оверлорд» было собрано около 2500 транспортов и огромное количество войск. Им предстояло сокрушить Атлантический вал Гитлера. Большинство этих кораблей и солдат были американскими. Чтобы добраться до плацдарма у стен «Крепости Европа», им пришлось проделать путь в 3000 миль через Атлантический океан. День за днем, неделю за неделей, месяц за месяцем они прибывали в Лондондерри, в Фалмут, Плимут, Бриксхэм и другие порты на юго-западе Уэльса и Англии.
Всех этих солдат и технику доставили конвои, множество конвоев, которые благополучно пересекли Атлантику. И они благополучно добрались до цели лишь потому, что американский и английский флоты прикрывали их, а противолодочные силы вели успешную охоту за гитлеровскими субмаринами. Каждая подводная лодка, потопленная эскортными группами или поисково-ударными, увеличивала степень безопасности конвоев. Совершенно понятно, что подводная лодка, потопленная в январе, не сумеет в марте атаковать конвой. А Вернер Хенке, попавший в плен в марте, уже не сможет принять участие в майских операциях «волчьих стай».
Роль, которую сыграли миноносные силы Атлантического флота в этих перевозках, можно легко проследить по нескольким эпизодам, связанным с сопровождением конвоев и операциями поисково-ударных групп. Эсминцы продолжали свою борьбу против подводных лодок весной и летом 1944 года, когда на плацдармах уже гремели орудия. В Битве за Атлантику не было никаких перерывов. И в этом вы сейчас убедитесь.
Гибель эсминца «Пэррот»
Есть какая-то злая ирония в той горькой участи, которая постигла эсминец «Пэррот». Отступление с Филиппин – кампания в Яванском море – отчаянное бегство из Чилачапа – «Пэррот» пережил все это. Он был одним из 5 старых четырехтрубников Азиатского флота, которые уцелели под японским ураганом и добрались до Австралии после падения Малайского барьера. Помятый и просоленный после долгой службы на Тихом океане, ветеран многих битв много раз был на волосок от гибели, а теперь вернулся в Соединенные Штаты для ремонта и отдыха.
Весной 1944 года он находился в Норфолке (Вирджиния). Им по-прежнему командовал капитан 2 ранга Дж.Н. Хьюз, и на корабле служили многие ветераны Азиатского флота, которые сражались под командованием адмирала Харта.
Во второй половине дня 2 мая эсминец получил приказ выйти в море. Он покидал свою стоянку в военно-морской базе Норфолка, когда вдруг раздался общий вопль. Над эсминцем, словно огромный утес, нависла черная тень. В 16.36 сильнейший удар потряс старый эсминец от носа до кормы. В него врезался транспорт «Джон Мортон».
3 человека на эсминце погибли сразу, 7 были ранены. Корпус «Пэррота» был наполовину разрублен, и это было слишком много для старичка. В 16.55 буксиры вытащили его на мелкое место. Позднее корабль был отбуксирован на верфь Портсмута (Вирджиния), где корабль осмотрели. Повреждения оказались слишком велики, поэтому 16 июня 1944 года он был списан.
«Бакли» и самолет топят U-66 («По местам стоять, отражать абордаж!»)
Сейчас мы расскажем историю боя эскортного миноносца с подводной лодкой, в ходе которого была отдана команда, которой на флоте не слышали уже около 100 лет. Эскортным миноносцем был «Бакли», вошедший в строй 30 апреля 1943 года. Подводной лодкой – фашистская U-66. Бой произошел в Центральной Атлантике 6 мая 1944 года. А команду, которая была отдана, американский флот в последний раз слышал во время Триполитанских войн.
Но история началась вполне современно. Поисково-ударная группа (Оперативная Группа 21.11) во главе с новым эскортным авианосцем «Блок Айленд» (капитан 1 ранга Ф.М. Хьюз) направилась в район Зеленого Мыса. Там, недалеко от островов Зеленого Мыса снова были обнаружены «волчьи стаи», которые прибыли на рандеву со своими «дойными коровами», которых отогнали от островов Мадейра и Азорских. Вышедшая из Норфолка 22 апреля, команда «Блок Айленда» должна была сменить группу «Кроутана», которая ранее действовала в этом районе.
Кроме самого эскортного авианосца, в группу входили 4 эскортных миноносца: «Аренс» (капитан-лейтенант М.Г. Харрис), «Барр» (капитан-лейтенант Г.Г. Лав), «Бакли» (капитан-лейтенант Б.М. Абель) и «Юджин Э. Элмор» (капитан-лейтенант Г.Л. Конки). Эскортными миноносцами командовал капитан 2 ранга Г. Маллинс, который держал брейд-вымпел на «Аренсе».
29 апреля в 15.55 ОГ 21.11 сменила команду «Кроутана» в районе патрулирования и начала поиск подводных лодок противника. Через 2 дня с помощью радиопеленгатора была обнаружена подводная лодка. Самолет-разведчик установил радиолокационный контакт и атаковал лодку глубинными бомбами. Когда лодка улизнула от летчиков, корабли группы начали преследование, которое продолжалось 5 суток.
Обычно подводники не выдерживают такого давления и совершают отчаянную попытку всплыть, чтобы подзарядить батареи и провентилировать отсеки. Лодка, за которой охотилась ОГ 21.11, поступила точно так же.
На пятый день преследования эскортные миноносцы «Аренс» и «Элмор» были направлены вперед на 60 миль по предполагаемому курсу подводной лодки. Миноносцы «Бакли» и «Барр» остались сзади, двигаясь по этому курсу. Вечером 5 мая поисково-ударная группа находилась в 500 милях к западу от Зеленого Мыса, ведя радиолокационный поиск скрывшейся лодки. «Бакли» одновременно сопровождал «Блок Айленд».
Ночь была просто прекрасной, море заливал серебристый лунный свет. Летучие рыбы светящимися стрелами проносились над водой. Война казалась бесконечно далекой от этих ласковых вод. Если бы не было затемнения и не гудели вверху самолеты-разведчики, можно было бы подумать, что войны нет вообще.
Все моряки ОГ 21.11 знали, что подводная лодка находится неподалеку, и в 21.22 на экранах радаров появилась отметка. Но контакт тут же исчез, и море снова выглядело тихим и мирным. Однако в 02.16 ночные разведчики с «Блок Айленда» сообщили, что опять установили радиолокационный контакт. Лодка вынырнула на поверхность примерно в 20 милях от «Бакли».
С помощью информации, которую самолет постоянно передавал по радио, «Бакли» тоже установил контакт. Наблюдатели миноносца заметили лодку на расстоянии 2500 ярдов. Ее силуэт резко выделялся на фоне лунной дорожки, и противник не предпринимал никаких усилий, чтобы уклониться. К удивлению капитан-лейтенанта Абеля и остальных моряков на мостике миноносца, лодка почему-то выпустила 3 красные ракеты.
У Абеля не было времени раздумывать, был ли это вызов, сигнал другой подводной лодке или какая-то фашистская уловка. С расстояния 2200 ярдов он приказал своим артиллеристам открыть огонь. Залитая красным светом лодка представляла собой прекрасную мишень, и артиллеристы миноносца накрыли ее первым же залпом. Немцы немедленно открыли ответный огонь и попытались уйти. Абель приказал дать полный ход и бросился в погоню.
Был момент, когда «Бакли» и U-66 шли ноздря в ноздрю параллельными курсами, оставляя за кормой кильватерные струи, словно кто-то протянул по морю серебряную железную дорогу. Американские и немецкие комендоры продолжали дуэль на дистанции всего 20 ярдов. Затем Абель приказал рулевому положить руль на борт. Миноносец резко повернул и протаранил подводную лодку.
При столкновении нос «Бакли» вылез на палубу лодки, и корабли прочно сцепились между собой. Повторился эпизод «Бори» и U-405. Ни «Бакли», ни U-66 не могли навести орудия на противника. Но эти фашисты оказались более расторопными, чем экипаж U-405. Выбравшись из люков и облепив рубку, они открыли огонь из винтовок и пистолетов. В какой-то момент моряки на полубаке и мостике «Бакли» были вынуждены спрятаться. А потом американские моряки буквально остолбенели от удивления. Подводники, потрясая оружием, полезли на полубак миноносца. Они пытались взять его на абордаж!
«По местам стоять, отражать абордаж!»
Среди суматохи и криков, треска пистолетных выстрелов и лязга оружия эта команда словно выплыла из клубов порохового дыма прошлых веков. Просто бред! Но ничего бредового не было в схватке, которая разыгралась между фашистской штурмовой группой и экипажем «Бакли».
Кто-то из моряков миноносца увидел тевтонскую харю в клубах дыма и бросил в нее нож. Но немцы рвались вперед. Взбешенные миноносники швыряли в них пустыми гильзами, кофейными кружками, вообще всем, что попадалось под руку. Наконец моряки получили винтовки и ручные гранаты, но к этому времени нос миноносца соскользнул с палубы лодки. Однако «Бакли» и U-66 шли, сцепившись бортами, как фрегаты прошлого.
С полубака миноносца полетела ручная граната и взорвалась в рубочном люке лодки. Она повернула влево, а потом резко дернулась вправо, чтобы протаранить миноносец. Содрогнувшись от удара, «Бакли» чуть отвернул, а потом снова пошел прямо на лодку. Еще одна граната полетела с палубы эскортного миноносца и попала в рубочный люк подводной лодки. Раздался взрыв огромной силы, из люка вырвался столб пламени, повалил дым, и подводная лодка быстро погрузилась.
Абель предпринял все действия, которые полагались противолодочному кораблю в таких случаях. «Бакли» с трудом слушался руля, потому что его форштевень ниже ватерлинии был свернут влево, словно лемех плуга. Но U-66 тоже плохо слушалась руля, если только рулевой не выбрал намеренно курс прямо в Валгаллу. В морских глубинах воцарилось молчание. Бурлящий водоворот на месте погружения лодки быстро утих, и море скрыло все следы.
Поврежденный, но не выведенный из строя, «Бакли» в полночь 7 мая отделился от группы и пошел прямо в Нью-Йорк ремонтироваться. Он сумел отличиться совершенно уникальным образом. Эскортный миноносец «Бакли» стал первым американским кораблем со времен Дикейтора, которому пришлось отражать абордаж.
«Элмор» и «Аренс» топят U-549 (Последний бой «Блок Айленда»)
После того как «Бакли» был поврежден в ожесточенном бою с U-66, эскортные миноносцы «Аренс» и «Элмор» были отозваны для охранения «Блок Айленда». Охраняя авианосец, «Аренс» установил гидролокационный контакт с подводной лодкой и атаковал ее глубинными бомбами, которые могли ее повредить. После этого в течение 6 дней оперативная группа пыталась преследовать лодку, но не сумела ее прикончить. 13 мая ее сменила группа «Боуга» (Оперативная Группа 22.2), а «Блок Айленд» повел своих охотников в Касабланку.
Хотя моряки этой группы не слишком громко праздновали увольнения, они были более чем вознаграждены, узнав о полученном ими почетном прозвище. «Блок Айленд» был вторым по результативности эскортным авианосцем, за это его прозвали «Fighting Block Island» – «Боевой Блок Айленд». Но аббревиатура FBI имела и другую расшифровку – «Federal Bureau of Investigations», то есть ФБР. Она очень даже подходила поисково-ударной группе.
23 мая ОГ 21.11 снова вышла в море, усиленная эскортным миноносцем «Роберт И. Пейн» (капитан-лейтенант Д. Кохрейн). Снова на мостике авианосца стоял капитан 1 ранга Ф.М. Хьюз. «Блок Айленд» повел свою группу прямо к Канарским островам. Там в районе Монакской впадины глубины достигают 6300 метров. Было известно, что в этом неспокойном районе собираются немецкие подводные лодки.
В течение 4 дней группа вела рутинные поисковые операции. Но вскоре после полуночи 23 мая один из «Авенджеров» с «Блок Айленда» установил радиолокационный контакт с целью, которую пилот определил как лодку в надводном положении. Группа помчалась в указанную точку, и началась игра на удержание лодки под водой.
Но эта игра отнюдь не шла в одни ворота. Подводная лодка имела то преимущество, что оставалась невидимой. Она могла использовать это преимущество для проведения торпедной атаки. Невидимая подводная гадюка с ядовитым жалом может оказаться особенно опасной, если загнать ее в угол. Это стало очевидно, когда вечером 29 мая лодка атаковала группу «Блок Айленда».
Все произошло молниеносно. Сумерки превратились в темноту, и хотя корабли поисково-ударной группы вели тщательное наблюдение, они не обнаружили находившуюся в засаде подводную лодку. Ее увидели, когда было уже слишком поздно. Лодка незаметно всплыла под перископ и в 20.15 выпустила торпеды. 2 торпеды попали в «Блок Айленд», их взрывы слились в один, который прозвучал, как раскат грома. Вверх взлетел столб оранжевого пламени.
Эскортный миноносец «Элмор» заметил вражеский перископ в 20.22 и сразу погнался за лодкой. Еще через минуту третья торпеда попала в «Блок Айленд». А еще через 60 секунд «Элмор» сбросил первую серию глубинных бомб. Они подняли пенистые столбы, но не сумели уничтожить врага. К месту боя подоспел «Аренс». Находившийся в 3000 ярдов от «Блок Айленда» эскортный миноносец «Барр» тоже попытался атаковать, но в 20.33 он получил попадание торпеды в корму.
Все это произошло менее чем за 20 минут. Эскортный авианосец получил смертельные повреждения, эскортный миноносец был выведен из строя. «Барр» остался на плаву, а вот «ФБР» тонул. Авианосец получил сильный крен и, охваченный пожаром, быстро погружался. Миноносцы «Аренс» и «Пейн» провели спасательные работы на высшем уровне. Об этом говорит тот факт, что с авианосцем погибли только 6 человек, убитые при взрывах торпед. Через 40 минут после попаданий торпед эскортный авианосец скрылся под водой, окутанный дымом. Но «Аренс» спас 674 человека, а «Пейн» – 277.
Тем временем эскортный миноносец «Элмор» продолжал погоню за противником. В 20.38 он уклонился от торпеды, а в 21.10 установил гидролокационный контакт. В 21.13 командир «Элмора» капитан-лейтенант Г.Л. Конки приказал дать залп из «хеджехога». Затем последовал еще один. И еще один. В море разразился небольшой шторм, так как снаряды «хеджехога» попали в цель. После взрывов вода закипела. Через 4 минуты моряки миноносца услышали треск, скрежет и приглушенные взрывы. Это означало, что лодка разламывается на части.
Битва закончилась. Она оказалась слишком результативной. «Блок Айленд» был потоплен, «Барр» был выведен из строя, и его отбуксировали в Касабланку. Этот бой Оперативная Группа 21.11 никогда не забудет.
Для американских противолодочных сил потеря «Блок Айленда» стала тяжелым ударом, но вскоре «ФБР» был заменен другим авианосцем с таким же названием
Но «Боевой Блок Айленд» погиб не один. Вместе с ним на дно Монакской впадины ушла погубившая его U-549, которую уничтожил «Элмор».
«Фрэнсис М. Робинсон» топит RO-501
Немецкий вице-адмирал Пауль Г. Венекер заключил в Токио сделку. Венекер отвечал за прорыв блокады с помощью подводных лодок, курсирующих между Германией и Японией. Группа подводных лодок в конце войны прибыла в Яванское море и Сингапур, а несколько даже добрались до Японии. Одна или две японские лодки сумели прорваться в Германию.
Венекер был низкого мнения о японских подводных лодках. «Они были слишком велики, чтобы легко маневрировать, попав под атаку. Поэтому их легко было уничтожить. А в области развития сонара и радара они отстали слишком сильно», – писал он.
Однако Венекер охотно сотрудничал с адмиралом Мивой, и фашистские подводники делали все возможное, чтобы помочь своим японским коллегам. Венекер предложил послать экипаж японской подводной лодки в Германию для обучения. «Я думаю, они получили очень хорошую подготовку на немецких лодках и ознакомились с германскими методами атаки. Но, к несчастью, их перехватили в Северной Атлантике в начале 1944 года, когда они возвращались в Японию».
В целом информация адмирала Венекера была совершенно точной, он ошибся лишь в дате. Поэтому его рапорт нельзя считать таким же точным, как рапорт командира эскортного миноносца «Фрэнсис М. Робинсон» капитан-лейтенанта Дж.Дж. Йохансена.
Эскортный миноносец входил в состав Оперативной Группы 22.2 и прикрывал авианосец «Боуг». Эта поисково-ударная группа сменила «Блок Айленд» у Зеленого Мыса, где «Бакли» одержал свою знаменитую победу. Чтобы не отставать от своих предшественников, команда «Боуга» прямо в первый же день поймала подводную лодку.
Это произошло 13 мая. Противник был обнаружен к северо-западу от Зеленого Мыса, всего в нескольких милях от точки, где «Бакли» потопил U-66. На этот раз удача улыбнулась «Фрэнсису М. Робинсону».
В 19.00 закат уже окрасил море в красный цвет, когда «Робинсон» установил гидролокационный контакт на дистанции всего 825 ярдов. Сразу был дан залп из «хеджехога». После того как снаряды шлепнулись в воду, была сброшена и серия глубинных бомб. Эти бомбы имели магнитные взрыватели Mark 8, которые должны были сработать недалеко от цели.
Через 7 секунд после залпа реактивного бомбомета послышались 2 взрыва. Это означало, что 2 снаряда попали в цель. Затем под водой глухо пророкотали 3 взрыва глубинных бомб, поднявшие столбы воды. Через 2 или 3 минуты после последнего взрыва раздался приглушенный треск, словно лопнул прочный корпус. Затем последовал сильнейший подводный взрыв, который перебил всю рыбу на четверть мили вокруг.
Команда миноносца предположила, что они уничтожили немецкую подводную лодку. Это действительно было так, погибла U-1224. Но лишь после войны стало известно, что теперь эта лодка носила бортовой номер RO-501. «Фрэнсис М. Робинсон» ухитрился потопить японскую подводную лодку в Атлантике!
Лишь документы штаба германских подводных сил и показания адмирала Венекера позволили разгадать этот парадокс. U-1224 была передана японскому экипажу в Германии и переименована в RO-501, после чего зачислена в Императорский Японский Флот. Но по пути в Японию она была отчислена эскортным миноносцем «Фрэнсис М. Робинсон». Командир миноносца в своем рапорте высказался кратко: «Слышали, как затонула лодка».
«Шателейн», «Дженкс», «Пиллсбери» и самолет захватывают U-505
С момента пленения кавалера Рыцарского Креста Хенке капитана 1 ранга Гэллери мучило желание захватить немецкую подводную лодку. Если мы взяли в плен командира с такими наградами, то почему бы не захватить и корабль? В этот период войны Дениц начал оснащать свои лодки новым секретным оборудованием. Если бы его удалось заполучить, то 10-й Флот получил бы ценнейшую информацию о возможностях противника.
Командир эскортного авианосца «Гуадалканал» без особого труда доказал, что следует попытаться захватить немецкую лодку. Когда весной 1943 года оперативная группа находилась в Норфолке, капитан 1 ранга Гэллери пошел прямо к начальству, и командование ВМФ сразу одобрило его идею. Поэтому, когда в конце мая Оперативная Группа 22.3 вышла в море, она имела специальное задание «взять живьем».
В этот момент группа состояла из следующих кораблей: эскортный авианосец «Гуадалканал» (капитан 1 ранга Д.В. Гэллери), эскортные миноносцы «Пиллсбери» (капитан-лейтенант Г.У. Кассальман), «Флаэрти» (капитан-лейтенант М. Джонстон), «Поуп» (капитан-лейтенант Э.Г. Хедленд), «Дженкс» (капитан-лейтенант Дж.Ф. Уэй), «Шателейн» (капитан-лейтенант Д.С. Нокс). Миноносцами командовал капитан 2 ранга Ф.С. Холл, командир дивизиона.
Весь личный состав был проинструктирован относительно цели операции. Моряки испытывали приятное возбуждение, потому что была нарушена привычная рутина.
Капитан 1 ранга Гэллери заявил: «Помните, мы должны привести подводную лодку со всеми причиндалами. Это означает, что мы должны выгнать ее на поверхность и захватить экипаж, прежде чем они взорвут подрывные заряды».
Все зависело от скорости и согласованности действий. Если дать командиру лодки время, он нажмет нужную кнопку, и тогда вся операция будет бессмысленной. Поэтому охотники должны были атаковать лодку настолько яростно, что она будет вынуждена сдаться.
Получив все наставления, оперативная группа прибыла в район к северо-западу от Зеленого Мыса. 4 июня охотники находились в 100 милях от побережья Африки, где-то напротив границы между Французским Марокко и Золотым Берегом.
Этот день, за 2 суток до высадки в Нормандии, оказался благоприятным для смелого предприятия. Утро было ясным, а море спокойным. По нему бежали легкие белые барашки, но ничто не могло помешать охоте. В 11.10 эскортный миноносец «Шателейн» установил первый гидроакустический контакт и сразу же начал действовать.
Эскортные миноносцы шли впереди авианосца на обоих крамболах. «Шателейн» находился справа от «Гуадалканала» в 1 миле от него, когда обнаружил лодку. Очевидно, она пыталась проскользнуть сквозь охранение, чтобы атаковать авианосец. Командир «Шателейна» капитан-лейтенант Нокс передал: «Я атакую» и в 11.16 приказал дать залп из «хеджехога».
Получив сообщение с «Шателейна», капитан 1 ранга Гэллери приказал как можно быстрее поднимать самолеты. Скользящий над волнами «Уайлдкэт» энсайна Дж.У. Кэдла обнаружил лодку, идущую в подводном положении. К нему присоединился истребитель лейтенанта У.У. Робертса, который тоже увидел лодку. Взбороздив поверхность моря пулеметными очередями, пилоты указали тем самым цель «Шателейну» и миноносцам «Дженкс» и «Пиллсбери», которые полным ходом шли на помощь.
Подводная лодка круто развернулась, чтобы направить на авианосец кормовые торпедные аппараты. Но этот маневр стоил лодке потери инициативы. Следуя в точку, указанную самолетами, «Шателейн» перехватил лодку и обрушил на нее серию глубинных бомб, используя показания сонара. Бомбы были сброшены в 11.21, а через полторы минуты лодка всплыла в 800 ярдах от ожидающего «Шателейна». Бой оказался недолгим. С момента первого залпа прошло всего 13 минут, а эскортный миноносец уже вынудил лодку всплыть.
События, которые разыгрались после этого, разворачивались еще более стремительно. Едва подводная лодка показалась на поверхности, артиллеристы «Шателейна» открыли огонь из мелкокалиберных орудий, чтобы заставить фрицев сидеть внизу, но при этом не слишком сильно повредить лодку. Однако после того, как в бой вступили «Пиллсбери» и «Дженкс», которые открыли огонь с большой дистанции (но тоже из мелкокалиберных автоматов), немцы отбросили все колебания. Хотя вокруг свистели пули, время от времени звонко щелкая по рубке, подводники начали прыгать за борт, как лягушки. Командир дивизиона капитан 2 ранга Холл на «Пиллсбери» получил возможность пересчитать их и удостовериться, что лодка действительно покинута. Хотя экипаж лодки уже бултыхался в воде, ожидаемый грохот подрывных зарядов так и не прозвучал.
Однако фрицы могли покинуть лодку, оставив активированной бомбу с часовым механизмом. Впрочем, один или два моряка могли остаться на лодке, чтобы открыть кингстоны и затопить корабль, погибнув вместе с ним. Качающаяся на поверхности моря лодка представляла собой загадку и таила опасность. Поэтому сердца моряков учащенно забились после того, как капитан 2 ранга Холл отдал приказ: «Взять ее!»
Холл передал на «Шателейн» и «Дженкс»: «Подберите спасшихся».
Затем он же просигналил на «Пиллсбери»: «Намерены взять на абордаж. Готовьте абордажную партию, спускайте вельбот».
Итак, разыгралась еще одна драма, напоминающая старые времена. Была спущена маленькая шлюпка, которой предстояло подойти к борту приза и высадить абордажную партию на палубу противника. Это была нелегкая задача при сложившихся обстоятельствах. Покинутая лодка продолжала циркулировать 7-узловым ходом. «Пиллсбери» попытался перехватить ее и заарканить. Но когда эскортный миноносец подошел к подводной лодке, та неожиданно повернула и прорезала ему борт горизонтальными рулями.
Наконец абордажная партия сумела догнать лодку. Лейтенант Э.Л. Дэвид в сопровождении радиста 2 класса С.Е. Вдовяка и торпедиста 3 класса Э.У. Книспеля поднялся на скользкую палубу. Их встретил только мертвец, уставившийся в небо незрячими глазами. Допрашивать его было бесполезно. Если он и знал ответы, то все равно продолжал бы молчать. А время шло. Если часовой механизм бомбы тоже шел, то лодка могла взорваться в любой момент. Нельзя было тратить ни секунды на пустые рассуждения.
«Все нормально, парни. Идем».
Они спустились через открытый рубочный люк. Оказались в покинутом центральном посту. Здесь стоит тяжелый запах солярки, смазочного масла и человеческого пота. Труба перископа и панели с множеством приборов. Переплетения воздушных и водяных магистралей, трубопроводов, кабелей. Для лейтенанта Дэвида, бывшего подводника, все это было знакомо. Он нашел нужные рубильники и выключил дизеля. Но как только лодка остановилась, она сразу начала погружаться кормой. Судя по всему, она держалась только на ходу, теперь же она вполне могла пойти на дно. Американцы бросились к кингстонам и закрыли их.
Итак, это было сделано. Лодка не затонула и не взорвалась. «Гуадалканал» отправил на лодку призовую партию. На авианосец завели буксирный конец. Капитан 1 ранга Гэллери лично посетил приз, чтобы проверить его состояние и исправить заклиненный рулевой механизм. Здесь и там требовался мелкий ремонт. Но подводная лодка была приведена в порядок и подготовлена к путешествию.
Американцы получили полный комплект добычи. Пока «Пиллсбери» гонялся за подводной лодкой, «Дженкс» и «Шателейн» подобрали ее экипаж: 5 офицеров, в том числе командира, и 53 матроса. Лишь один человек был убит. И лишь один ранен – командир лодки обер-лейтенант Харальд Ланге.
Вероятно, гораздо больше, чем от раны, он страдал от вида своей лодки, которую тащили в плен, подняв на ее рубке «Звезды и Полосы». Однако Ланге мог утешаться сознанием того, что лодку захватила одна из лучших в Атлантике поисково-ударных групп. «Шателейн» и «Пиллсбери» уже приобрели репутацию отличных охотников за подводными лодками. «Гуадалканал» был одним из лучших авианосцев американского флота. Какие шансы имела обычная, заурядная лодка против этих Нимродов?
Победителям еще предстоял путь длиной 2500 миль до Бермудских островов с U-505, которая болталась у них на буксире. Эксперты 10-го Флота уже ждали на Бермудах вожделенную добычу, изнывая от нетерпения и любопытства.
Пока офицеры разведки допрашивали обер-лейтенанта Ланге и его экипаж, U-505 была передана техническим специалистам. Пленные отказались сотрудничать, но сама U-505 раскрыла немало секретов Деница. Нет нужды говорить, что все это серьезно помогло действиям противолодочных сил союзников.
За этот неоценимый вклад поисково-ударная группа капитана 1 ранга Гэллери получила благодарность президента.
«Фрост», «Инч» «Хьюз» и самолет топят U-490
В июне 1944 года одна из новейших фашистских подводных лодок опустилась на глубину, которая в то время считалась рекордной. Этой подводной лодкой была U-490, большой подводный танкер, отправленный в море, чтобы обеспечивать соляркой действующие в Атлантике подводные лодки.
Опасное задание! Подводные танкеры всегда пользовались особым вниманием американских поисково-ударных групп. Это понятно, ведь «волчья стая» окажется в катастрофическом положении, если придет в точку заправки с почти пустыми цистернами только для того, чтобы обнаружить, что оазис в океанской пустыне оказался зыбким миражом. Американские противолодочные силы старались создать такую ситуацию как можно чаще. Уничтожение подводного танкера не только лишало немцев большой подводной лодки и огромного запаса топлива, но и ставило под угрозу всю «волчью стаю», действующую в этом районе. Смертность среди «дойных коров» была исключительно высока.
Чтобы сократить эти потери, командование германских подводных сил решило использовать в качестве танкеров подводные лодки с большой глубиной погружения, надеясь, что это позволит им уйти от атак. Однако к июню 1944 года американские поисково-ударные группы оставались на месте боя, пока не завершали свою работу. В отличие от самоуверенных японцев, они не прекращали атаку, когда на поверхности появлялись пузыри воздуха, и не отказывались от погони, если теряли след. Поэтому погоня за обнаруженной лодкой могла продолжаться несколько суток подряд, и попытка уйти на большую глубину не приносила особого облегчения. Поисково-ударная группа просто оставалась в этом районе и ждала, руководствуясь простым правилом: «То, что однажды погрузилось, обязательно должно всплыть».
Уничтожение U-490 интересно некоторыми особенностями. В июне 1944 года она действовала в старом районе рандеву к северо-западу от Азорских островов. В это время войска генерала Эйзенхауэра штурмовали «Крепость Европу», поэтому причины появления «волчьих стай» на атлантических коммуникациях были совершенно очевидны. Каждый транспорт, который они сумеют потопить, ослабит мощь англо-американского наступления. Таковы были причины появления U-490 возле Азорских островов. Но по тем же самым причинам там появилась и американская поисково-ударная группа.
Ее возглавлял эскортный авианосец «Кроутан» (капитан 1 ранга Дж.П.У. Вест). В нее также входили эскортные миноносцы «Фрост» (капитан-лейтенант Дж.Г. МакУортер), «Инч» (капитан-лейтенант Д.А. Тафтс) и «Хьюз» (лейтенант Дж.Г. Батчеллер). Командовал миноносцами находившийся на «Фросте» командир дивизиона капитан 2 ранга Ф.Д. Джамбатиста.
10 июня группа получила сообщение из штаба Атлантического флота, что недалеко от Азорских островов находится подводная лодка. В 12.31 и 22.36 ее передачи засек радиопеленгатор. Группа «Кроутана» начала преследование.
Утром 11 июня «Фрост» установил первый гидролокационный контакт. После этого до 20.00 корабли неоднократно обнаруживали лодку своими сонарами. Координируя свои действия, «Фрост», «Хьюз» и «Инч» выполнили множество атак, пытаясь уничтожить противника. Весь день они сыпали в воду «бочки», рассчитывая накрыть лодку удачной серией. Они подняли в воздух сотни тонн соленой воды, но никаких признаков гибели лодки не появилось.
Стало ясно, что она нашла укрытие и погрузилась очень глубоко. Приближалась полночь, и эскортные миноносцы решили начать новую игру. Отойдя на 5 миль от точки последнего обнаружения, 3 эскортных миноносца принялись ждать. Своеобразный вариант игры «Мышка, мышка, выгляни наружу!» дал неожиданный результат.
Едва «Фрост», «Инч» и «Хьюз» заняли свою позицию, как на экране радара «Фроста» появился блик. Капитан-лейтенант МакУортер сразу повел свой корабль на цель. Когда дистанция сократилась, миноносец открыл огонь осветительными снарядами, а с дистанции 3000 ярдов «Фрост» нащупал лодку прожектором. Миноносцы открыли огонь из всех орудий, «Инч» тоже бросился в погоню. Бросаясь из стороны в сторону, лодка попыталась уйти. Но миноносцы маневрировали, меняли скорость и не ослабляли хватки, постепенно сократив дистанцию до 1600 ярдов. На дистанции 1200 ярдов цель исчезла с экранов радаров.
Через пару минут эскортные миноносцы оказались в той точке, где пропала лодка. В воде плавали несколько вопящих людей. В луче прожектора стали видны пловцы и желтые резиновые плотики. И пока миноносцы маневрировали, чтобы подобрать подводников, под водой раздался сильнейший взрыв. За ним последовал треск рвущегося металла и ломающихся механизмов. Далеко внизу давление воды разломало подводную лодку на куски. Это произошло 11 июня в 22.10.
Уничтоженной подводной лодкой оказалась U-490, большой подводный танкер. Она была введена в строй менее чем 6 месяцев назад. Имея на борту запас топлива и продовольствия, она прибыла в район встречи лишь для того, чтобы встретить свою смерть. Поисково-ударная группа «Кроутана» уничтожила ее раньше, чем она успела заправить хотя бы одну подводную лодку.
Накануне U-490 получила небольшие повреждения при атаке «хеджехогом», но все они были исправимы. Пытаясь уйти от глубинных бомб, командир опустился на глубину более 700 футов. Там лодка скрылась от глубинных бомб. Но в результате этого погружения и 17-часовой атаки глубинными бомбами ее запасы кислорода и выдержка экипажа подошли к концу. Это критическое положение вынудило U-490 подняться на поверхность, где она оказалась рядом с поисково-ударной группой.
60 пленных, в том числе командир лодки, были подняты из моря. Был спасен весь экипаж. Люди были измучены, но не более того, зато U-490 была уничтожена. И «волчьей стае», действующей в этом районе, нужно было искать солярку где-то в другом месте.
«Инч» и «Фрост» топят U-154
В июле поисково-ударная группа «Кроутана» снова попала в бой, когда прочесывала океан к востоку от Азорских островов. На мостике «Кроутана» стоял капитан 1 ранга Дж.П.У. Вест. Капитан 2 ранга Ф.Д. Джамбатиста командовал эскортными миноносцами. В состав группы входили «Фрост» (капитан-лейтенант Дж.Г. МакУортер) и «Инч» (капитан-лейтенант Д.А. Тафтс).
Утром в 09.11 «Инч» установил гидролокационный контакт с подводной лодкой. В 09.14 на помощь примчался «Фрост». В 09.16 наблюдатели «Инча» заметили 2 торпеды. Миноносец поспешно отвернул в сторону, и «рыбки» проплыли мимо. В 09.17 «Инч» пустил в ход «хеджехог».
Тем временем «Фрост» несколько раз устанавливал контакт, терял его и опять возобновлял охоту. В 10.26 «Инч» атаковал лодку глубинными бомбами, в 10.39 то же самое сделал «Фрост». Команда работала, как отлично отлаженная машина, и подводная лодка была обречена. В 10.50 эскортные миноносцы содрогнулись от оглушительного подводного взрыва. Кончено!
Примерно через полчаса миноносцы увидели на поверхности большое пятно соляра и многочисленные обломки. Подойдя туда, они подобрали спасательные жилеты, шинели, изломанные доски, куски пробки и другие свидетельства гибели лодки. Трезвомыслящие американские командиры не верили в гибель лодки, пока не получали убедительные доказательства. В данном случае они имелись в избытке.
Послевоенные исследования показали, что «Фрост» и «Инч» потопили U-154. Охотники на волков раздобыли еще одну шкуру.
«Бейкер» и «Томас» топят U-233
Подводные лодки, которые летом 1944 года заходили в американские воды, подвергали себя огромному риску. Это ясно доказывает судьба U-233.
Эта лодка была подводным заградителем, оснащенным по самому последнему слову техники. Северную Атлантику она пересекла с помощью шноркеля, но лишь для того, чтобы найти свою смерть на морских коммуникациях у Восточного Побережья. Что посеешь, то и пожнешь.
Несмотря на все хитрые приспособления и шноркель, U-233 была обнаружена возле мыса Сейбл кораблями Оперативной Группы 22.10. Это была поисково-ударная группа, сформированная вокруг эскортного авианосца «Кард» капитана 1 ранга Р.Ч. Янга. В нее также входили эскортные миноносцы «Бейкер» (капитан-лейтенант Н.К. Хоффман) и «Томас» (капитан-лейтенант Д.М. Келлог). На «Томасе» находился командир дивизиона капитан 2 ранга Г.Э. Паркинсон.
Следуя примерно в 100 милях от мыса Сейбл, 5 июля в 19.07 «Бейкер» установил гидролокационный контакт. В 19.13 эскортный миноносец сбросил первую серию глубинных бомб, вторая последовала за ней в 19.20. Попав под удары бомб, лодка заметалась из стороны в сторону. А потом, в 19.31, лодка вылетела на поверхность, как отфыркивающийся гиппопотам.
Как только нос лодки в облаке брызг появился над водой, артиллеристы «Бейкера» открыли огонь из всех орудий, обрушив на лодку ливень раскаленного металла. Одновременно капитан-лейтенант Хоффман приказал выпустить 2 торпеды. Торпеды попали в цель. Однако расстояние было слишком мало, и взрыватели не встали на боевой взвод. Торпеды не взорвались.
Ринувшись вперед, «Бейкер» прошел перед лодкой. В этот момент миноносец дал залп из бомбометов. Бомбы накрыли носовую часть лодки, разворотив палубу. Такой удар отправил бы на дно менее прочную подводную лодку, но эта оказалась достаточно крепкой. Так как она продолжала идти дальше, «Бейкер» положил серию из 13 глубинных бомб прямо у нее по курсу. Взрыв поднял целую гору воды, которая обрушилась вниз с грохотом горной лавины. Полузатопленная подводная лодка выдержала и это, упрямо двигаясь дальше.
Лодка прошла сквозь водопад, но подводники оказались менее выносливыми, чем их корабль. Когда рубка началась качаться и дергаться, несколько человек бросились за борт. Другие начали поспешно выбираться из люков. К «Бейкеру» присоединился эскортный миноносец «Томас», который также обрушил на U-233 ураган снарядов. Поврежденный, изрешеченный снарядами, подводный заградитель все еще пытался оторваться от преследователей, хотя теперь за ним волочился нефтяной шлейф из пробитых цистерн. Однако он крепко попался. Приказав дать полный ход, капитан-лейтенант Келлог пошел на таран. «Томас» ударил лодку примерно в 20 футах позади рубки. Скрежет разрываемого металла, клокотание воды, крики людей – и лодка пошла на дно.
Миноносцы подобрали 30 полузахлебнувшихся подводников. Еще 39 человек экипажа подводного заградителя ушли на дно вместе с ним.
Нет, шноркель не стал панацеей. Как не стали избавлением и все остальные новинки, которые были установлены на фашистских подводных лодках. Дениц мог улучшать подводные лодки, однако он не мог улучшить военное положение, и он не мог улучшить выносливость подводников. Человек не мог выдержать слишком много.
Немецкие подводники поняли, что участь нарушителей, особенно в Западной Атлантике, будет печальной.
Гибель эскортного миноносца «Фиск»
Вторым эскортным миноносцем, погибшим во время Битвы за Атлантику, был «Фиск» (лейтенант Дж.Э. Комли), который летом 1944 года действовал в составе Оперативной Группы 22.6. Эту поисково-ударную группу возглавлял эскортный авианосец «Уэйк Айленд».
Утром 2 августа группа прочесывала район Северной Атлантики, расположенный примерно на полпути между Ньюфаундлендом и Британскими островами. Имелись сведения, что оснащенные шноркелями подводные лодки снова появились на прежнем месте, поэтому группа, в которую кроме авианосца входили 5 эскортных миноносцев, отправилась на охоту. В 11.57 «Фиск» вместе с «Дугласом Л. Говардом» (капитан-лейтенант У. Стоки) отделились от группы, чтобы проверить подозрительный контакт.
Море сверкало в лучах полуденного солнца, когда эскортные миноносцы прибыли на место. В 12.23 контакт был опознан как подводная лодка. В 12.35, когда сонар показал дистанцию 1075 ярдов, «Фиск» неожиданно содрогнулся от подводного взрыва огромной силы. Взрыв разорвался корпус корабля в средней части, и «Фиск» сразу потерял ход и накренился. Акустики не слышали шума торпеды, наблюдатели не видели характерного следа на поверхности. Возможно, «Фиск» был подорван бесследной электроторпедой. Ее взрыв часто звучал, как гром среди ясного неба.
В 12.40 поврежденный миноносец еще раз вздрогнул, когда произошел новый взрыв в носовой части. Люди, находившиеся в нижних помещениях, пытались выбраться на верхнюю палубу сквозь облака дыма и пара. Хотя многие из них были серьезно ранены, на корабле не было паники. Находившийся поблизости эскортный миноносец «Фаркухар» (капитан-лейтенант Д.Э. Уолтер) поспешил на помощь, чтобы подобрать моряков из воды.
Усиливающееся волнение переломило «Фиск» пополам. Затопленная носовая часть в 13.42 скрылась под водой. Корма держалась на воде, пока ближе к вечеру «Говард» не потопил ее артиллерийским огнем.
Команда «Фиска» понесла большие потери: 33 человека погибли или пропали без вести, 52 из 183 спасшихся были ранены. К 16.20 «Фаркухар» забрал всех, раненым была оказана надлежащая помощь.
Подводная лодка, потопившая миноносец,{Это была U-804. Прим. пер.} сумела ускользнуть. Но долго ждать расплаты не пришлось. Этим летом «волчьи стаи» понесли большие потери от рук американских поисково-ударных групп. Германские торпеды до дня капитуляции Германии сумели потопить всего лишь 1 эскортный миноносец, тогда как американские эскортные миноносцы топили одну лодку противника за другой.
Рыцари плаща и кинжала
В августе 1944 года в обстановке строжайшей секретности адмирал Дениц помог фашистской разведке высадить партию диверсантов на Лонг Айленде. А если это было возможно на Лонг Айленде, то почему бы не высадить диверсантов в Мэйне, во Флориде, вообще где угодно на Восточном Побережье? Доставленные в Америку на лодках, оснащенных шноркелем, диверсанты могли подтачивать Америку изнутри, как термиты. Отсидевшись в специальных укрытиях, подготовленных секретными агентами или сочувствующими фашизму, диверсанты могли начать устанавливать подрывные устройства на заводах по производству боеприпасов, разрушать железные дороги, терроризировать население. Все это было бы прекрасно. Но разведка имелась не только у немцев. Американцы узнали об отправке диверсантов, поэтому поисково-ударные группы уже ожидали прибытия подводных лодок у американского побережья.
20 августа «Боуг» вместе с сопровождением оказался в нужное время и в нужном месте. Хотя U-1229 кралась как можно более незаметно, как делают все подводные лодки, она была замечена. Эскортные миноносцы, сопровождавшие «Боуг», не могли оставить авианосец без охраны, поэтому они только следили, как действуют самолеты. Под градом бомб подводная лодка отправилась на дно.
Еще пара лодок сумела проникнуть на территорию морского пограничного района и высадить диверсантов на Лонг Айленде и во Флориде. Но те были быстро захвачены патрулями Береговой Охраны и сотрудниками ФБР. Еще одна операция Деница завершилась ничем.
Эскортные миноносцы, участвовавшие в мероприятиях по поимке фашистских диверсантов, на этот раз своей репутации ликвидаторов не оправдали.
Некоторые итоги
К концу лета 1944 года подводная война практически завершилась. Немецкие лодки оказались совершенно неспособны перерезать коммуникации, идущие из Америки к новому фронту в Европе. Огромное количество транспортов, необходимое для нормального снабжения американских легионов в Нормандии, пересекало Атлантику беспрепятственно. Правда, время от времени на морских путях гремели взрывы торпед, и торговые суда тонули. Однако противолодочные силы американцев и союзников пересекали океан церемониальным маршем и обеспечили доставку всего необходимого для проведения операции «Оверлорд».
В свою очередь «Оверлорд» нанес удар по германской подводной войне, лишив немцев баз во Франции и Голландии. Бункера, где прятались субмарины, взлетали на воздух. Под ударами самолетов и пушек американцев и союзников подводные лодки начали отступать. Они были вынуждены отойти в тыловые базы на Балтике и побережье Норвегии.
Адмирал Дениц предпринял последнюю отчаянную попытку перейти в наступление, используя новые скоростные подводные лодки XXI серии и улучшенные шноркели. Но эта попытка стала лебединой песней германских подводных лодок. Они еще раз вышли в океан, но теперь их было слишком мало, чтобы собраться в стаи. Впрочем, если бы их было больше, это ничего не изменило бы. Немцы решили, что тактика «волчьих стай» устарела.
«Rudeltaktik» ушла на дно. И потопили ее поисково-ударные группы, составленные из эскортных авианосцев, эсминцев и эскортных миноносцев.