СОБРАНИЕ РАБОТ АЛЕКСАНДРА БОЛЬНЫХ -- Переводы -- Т. Роско : "Сильнее «божественного ветра». Эсминцы США: война на Тихом океане" Переводы / / На главную страницу

Уничтожение императорских лодок

Действия японских подводных лодок в некотором смысле оказались бумерангом. Они накатывались? словно высокая, грохочущая волна, которая разбивалась о скалу, теряла свою силу, превращаясь в фонтан безвредных брызг.
Японские подводные лодки участвовали в самых разнообразных операциях, точно так же, как и американские. Но американцы при этом никогда не забывали о своей главной задаче – уничтожении вражеского торгового флота.
Постепенно американские лодки все больше и больше переключались на уничтожение вражеского судоходства. Они могли бы сразу сосредоточиться на решении этой задачи, если бы не нехватка боеприпасов и дефекты торпед. Зато японские лодки наоборот, довольно бодро начали, но после потопления «Лиском Бея» до самого конца войны не сумели потопить ни одного крупного американского корабля.
Главными причинами этого провала были, разумеется, непроницаемая завеса, которую ставили американские корабли сопровождения, и опустошительная противолодочная кампания, которую развернули на Тихом океане американские противолодочные силы. Плата, которую взяли с японского подводного флота американские эсминцы, эскортные миноносцы, самолеты и подводные лодки, оказалась непомерной. Японские лодки понесли такие потери, что к концу войны практически потеряли свое значение. Но не менее важной причиной японских неудач было распыление сил. Судя по всему, командование Императорского Флота просто не понимало, что делать с подводными лодками адмирала Мивы. Когда после войны попытались выяснить, кто командовал операциями подводных лодок по снабжению армейских гарнизонов, адмирал Мива ответил: «Мне это не известно».
В результате японцы так и не развернули волчьи стаи, сравнимые с немецкими. Они вообще не пытались вести систематическую борьбу с американским судоходством. Японские лодки были заняты тем, что выполняли поручения армейского командования и доставляли нефть с Борнео в порты метрополии.
Конечно, время от времени они топили корабли союзников. Но правильнее было бы сказать, что в 1943 и 1944 годах они больше времени уклонялись от атак, чем атаковали сами.
В результате американские противолодочные силы на Тихом океане не вели столь ожесточенные бои, как их товарищи в Атлантике. Не требовалось сосредотачивать силы, чтобы отразить нападение большой группы вражеских лодок, так как японцы почти не использовали групповую тактику. По своим характеристикам японские лодки резко уступали немецким. Адмирал Мива утверждал, что японцы также сконструировали шноркель, но нехватка сырья помешала развернуть его производство. Радар на японских лодках появился только в июне 1944 года. Крупные подводные лодки, несущие гидросамолеты, имели слишком большое время погружения. К тому же японские лодки строились не столь надежно, как немецкие.
Однако японские лодки все-таки могли быть опасным противником, а японские торпеды взрывались безотказно. Императорский подводный флот представлял собой «fleet in being». Но американские поисково-ударные группы, сформированные на Тихом океане, свели к минимуму его угрозу. Прекрасной демонстрацией согласованной работы кораблей и авиации стали события, происходившие в районе Трука 30 апреля 1944 года.
«Макдоно», «Стефен Поттер» и самолет топят I-174
В конце апреля силы адмирала Нимица закрепились на Маршалловых островах, а войска МакАртура продолжали наступление на Холландию. Оперативное Соединение 58 нанесло второй визит на Трук. Среди многочисленных визитеров был легкий авианосец «Монтерей» (капитан 1 ранга С.Г. Ингерсолл) и эсминцы «Макдоно» (капитан 2 ранга Дж.У. Реми) и «Стефен Поттер» (капитан 2 ранга Ч.Г. Крайтон).
На этот раз удар по Труку стал результатом победы у Холландии, в которой принимало участие Быстроходное авианосное соединение адмирала Митчера. Когда эта японская крепость лопнула, словно перезрелый помидор, ОС 58 получило время «на устройство собственных дел». В результате энергичный Митчер решил, что новый удар по Труку поможет нейтрализовать этот уже наполовину нейтрализованный опорный пункт. На совещании, которое созвал адмирал, своим новым начальником штаба он назначил капитана 1 ранга Арли Берка, прославившегося за время службы на эсминцах. «31-узловый Берк» буквально за час подготовил план операции, и вскоре ОС 58 помчалось к Труку на скорости 31 узел.
Как и в прошлый раз, основной удар наносила авиация. «Несокрушимая» крепость еще не оправилась после февральского погрома. Тем не менее, самолеты Митчера столкнулись с сильнейшим зенитным огнем, какого они еще не видели. 27 самолетов были сбиты. Однако японцы потеряли 93 самолета из 104, находившихся на Труке. Сам остров подвергся интенсивной бомбежке. Тем временем «Монтерей», «Макдоно» и «Стефен Поттер», находившиеся в 60 милях южнее Трука, записали на свой счет подводную лодку.
30 апреля в 06.21 «Макдоно» установил радиолокационный контакт с целью на расстоянии 12600 ярдов. Капитан 2 ранга Реми повел свой эсминец на перехват. На расстоянии 1760 ярдов цель исчезла с экрана радара, совершив срочное погружение. Вместо радара в дело вступил сонар, и погрузившаяся лодка вскоре была обнаружена.
Реми сбросил серию глубинных бомб. Загремели взрывы. Через несколько минут наблюдатели эсминца заметили пятно масла, расплывающееся по поверхности. Лодка начала протекать.
В этот момент на помощь пришел «Стефен Поттер», а в небе возник «Авенджер», который тоже решил поучаствовать в охоте. «Поттер» сделал заход, сбросив свою серию глубинных бомб. Самолет прошелся над цепочкой масляных пятен, после чего «Макдоно» выполнил вторую атаку.
Когда стихли разрывы бомб и море успокоилось, появилось огромное пятно соляра, которое быстро расползалось по поверхности. Потом начали всплывать какие-то обломки, послышались отдаленные подводные взрывы. После них операторы сонара уже не смогли обнаружить лодку.
После войны из японских документов стало ясно, чтобы была потоплена I-174.
«Хаггард», «Фрэнкс» и «Джонстон» топят I-176
Еще одним примером эффективной охоты за подводной лодкой стали действия ДЭМ-94 капитана 2 ранга Дж.Г. Невинса. 12 мая 1944 года его корабли вышли из бухты Бланш на островах Трежери, чтобы уничтожить японскую лодку, замеченную самолетом у острова Бука.
Дивизион состоял из эсминцев «Хаггард» (капитан 2 ранга Д.Э. Харрис), «Хейли» (капитан 2 ранга П.Г. Брэди), «Фрэнкс» (капитан 2 ранга Н.А. Лидстоун) и «Джонстон» (капитан 2 ранга Э.Э. Эванс). «Хаггард», «Хейли» и «Джонстон» вместе участвовали в захвате Эниветока. «Фрэнкс» во время операции «Гальваник» стал свидетелем ужасной гибели «Лиском Бея». Этот кошмар был еще свеж в памяти капитана 2 ранга Николса Линдстоуна и его экипажа, поэтому они были полны решимости расквитаться с японцами.
Рано утром 16 мая охотники прибыли в район к северо-западу от Буки, где была замечена лодка. Начался поиск. Вскоре после восхода на помощь прибыли 4 эсминца ДЭМ-93 капитана 1 ранга И.Г. Нанна. Под руководством Нанна поиски пошли веселей.
Подводная лодка, скрывающаяся в глубине, час за часом слушала шумы винтов, которые то стихали, то становились громче. Все это время подводникам приходилось пассивно ждать. Нервное напряжение нарастало. Воздух в лодке становился все тяжелее, температура росла. И все-таки японцам оставалось только терпеть и ждать, ждать и терпеть.
Для лодки I-176 роковой момент наступил в 21.45, через 20 часов после начала охоты, когда эсминец «Хаггард» установил гидролокационный контакт и сбросил первую серию глубинных бомб на затаившуюся лодку. Она начала маневрировать, но уже не могла вырваться из смертельного захвата.
Подошли эсминцы «Джонстон» и «Фрэнкс». В 22.13 сонар «Хаггарда» снова засек лодку, и капитан 2 ранга Харрис тут же обрушил на противника новую серию бомб.
В этот момент на «Хаггарде» отказал гирокомпас. Однако его место сразу занял «Джонстон», и капитан 2 ранга Эванс тоже не поскупился на «глубинки». Подводной лодке опять удалось ускользнуть, однако ее судьба уже была предрешена.
В полночь «Джонстон» передал очередь эсминцу «Фрэнкс». Лидстоун и его команда с нетерпением ждали этого момента. Наконец 17 мая в 00.15 настал их черед. В воду с «Фрэнкса» полетела полная серия глубинных бомб. Когда стихли взрывы, в море воцарилась могильная тишина. Могильная для I-176. А утром на поверхность всплыли «останки» – изломанные доски, куски пробки, обрывки бумаги с японскими иероглифами.
После войны в японских документах было обнаружено подтверждение гибели I-176.
«Ингленд» и японские подводные лодки (Пролог к сериалу в 6 частях)
Весной 1944 года адмирал Соэму Тоёда собрал японский Объединенный флот на Филиппинах на старой стоянке американского флота в Тави-Тави. После этого он уселся и начал ждать. Чего? Этого Тоёда и сам не мог сказать точно.
Вооруженные силы Соединенных Штатов продолжают продвигаться на запад через Тихий океан, это было видно невооруженным глазом. Но с какого направления они начнут новое наступление? На какой сектор оборонительного периметра империи обрушится удар тяжелого молота? В центре океана американский флот уже показал свою силу на Маршалловых островах. На юго-западе войска МакАртура прочно обосновались на побережье Новой Гвинеи в Холландии и Айтапе. Будут ли американцы развивать успех на Маршалловых островах, постаравшись захватить Гуам и Сайпан на Марианских? Или силы МакАртура совершат бросок на север к японскому опорному пункту Палау на западе Каролинских островов? Адмиралу Тоёда было над чем поразмыслить.
Японцы не были достаточно сильны, чтобы защитить оба сектора одновременно. Лишь сосредоточив все силы на Марианских островах или на Палау, они могли надеяться сдержать американское наступление. Поэтому для Тоёды было крайне важно выяснить, какой пункт станет следующей целью американцев. Базируясь в Тави-Тави, флот мог выйти в обоих направлениях, но предварительная информация о планах противника могла иметь неоценимое значение.
Изучая карты, складывая вместе крупицы разведывательной информации, Тоёда в конце концов пришел к выводу, что американцы постараются использовать остров Манус в группе островов Адмиралтейства в качестве трамплина для прыжка на Палау.
Американцы действительно собирались использовать Манус в качестве промежуточной базы. В огромной гавани Зееадлер собралось множество транспортов и военных кораблей. Войска МакАртура сосредотачивались в близлежащих пунктах Новой Гвинеи. Предположения Тоёды относительно Палау были недалеки от истины.
Но адмирал не мог себе позволить рисковать вслепую. Убежденный в своей правоте, он попытался получить дополнительные доказательства. Так как атака Марианских островов все равно оставалась возможной, Тоёда желал знать точно, куда прыгнет кошка.
Поэтому Тоёда обратился к командованию подводных сил. Адмирал потребовал, чтобы подводные лодки образовали дозорную линию на южных подходах к островам Палау. Эта линия должна была протянуться от Трука до точки чуть западнее Мануса. Если бы флот вторжения двинулся на запад, он неизбежно был бы вынужден пересечь эту линию, и был бы обнаружен.
Адмирал Мива выделил необходимое количество лодок. Для выполнения важной задачи были направлены новые средние лодки военной постройки: RO-104, RO-105, RO-106, RO-108, RO-116 и RO-117. В середине мая они отправились на юг, чтобы занять свои места на линии дозора. Тоёда несомненно понимал, что линия получается слишком «пунктирной», но ничего другого он не имел. Если американский флот двинется к Палау, хоть какая-то из 6 подводных лодок успеет сообщить об этом. А если не успеет? Это тоже можно было считать доказательством выдвижения крупных американских сил с Мануса. Наверное, так рассуждал Тоёда, забыв, что даже показания очевидцев могут ввести в заблуждение.
Так получилось, что пока Тоёда и другие высшие чины японского флота обсуждали проблемы большой стратегии, маленький эскортный миноносец обходил Соломоновы острова с востока. 18 мая он прибыл в бухту Пэрвис на острове Флорида. Эскортный миноносец «Ингленд» вошел в состав флота 10 декабря 1943 года, и на юге Тихого океана появился впервые.
«Инглендом» командовал капитан-лейтенант Уолтон Д. Пендлтон, старшим помощником был капитан-лейтенант Джон Э. Уильямсон. Они были хорошо подготовленными офицерами и опытными моряками, но до сих пор, как и вся команда «Ингленда», еще не слышали, как взрывается снаряд хеджехога, попав в корпус вражеской подводной лодки.
В бухте Пэрвис «Ингленд» был причислен к ДЭМЭ-39, в который входили эскортные миноносцы «Джордж» (капитан-лейтенант Фред У. Юст) и «Рэби» (капитан-лейтенант Джеймс Скотт). Тактический командир капитан 2 ранга Гамильтон Хейнс находился на «Джордже». Командир дивизиона капитан 2 ранга Ч.Э. Торуолл находился на борту «Ингленда». Для ведения противолодочных операций эти 3 эскортных миноносца были приданы эскортному авианосцу «Хоггат Бей».
Утром 18 мая ничто не предвещало тех драматических событий, в которых вскоре предстояло участвовать «Ингленду». Никто не видел падающей звезды, ни один альбатрос не присел на мачту в качестве доброго вестника. Но командование получило сообщение, что японская подводная лодка вышла с Трука с грузами для гарнизона Бугенвилля, и дивизиону эскортных миноносцев приказали перехватить ее. Еще одно рутинное задание. Никто не ожидал, что оно станет началом эпической саги, которая навсегда войдет в историю миноносных сил, а эскортный миноносец «Ингленд» заработает себе вечную славу.
«Ингленд» топит I-16 (Первая серия)
Сообщение о выходе японской подводной лодки с Трука было получено в штабе американского 3-го Флота вечером 17 мая. Еще до того как Бугенвилль был отрезан, японцы пытались доставлять снабжение большому гарнизону, попавшему в капкан в Буине, с помощью подводных лодок. Очевидно, и эта лодка следовала в Буин. «Ингленд», «Джордж» и «Рэби» были направлены в район к северо-западу от Бугенвилля, чтобы дождаться этого подводного снабженца.
Эскортные миноносцы использовали привычную тактику вычисления вероятного курса подводной лодки от исходного пункта до конечного и затем двинулись вдоль этой линии навстречу противнику. Развернувшись в шеренгу с интервалами 4000 ярдов, 3 корабля следовали с включенными сонарами, чтобы засечь лодку, если она окажется где-то поблизости. С помощью данных разведки и элементарных вычислений американцы определили, что должны встретить лодку где-то во второй половине дня 20 мая. Но это произошло 19 мая, когда солнце стояло еще достаточно высоко. В 13.25 «Ингленд» установил гидролокационный контакт в районе неподалеку от пролива между Бугенвиллем и Шуазелем. Лодка оказалась в 7 милях от предполагаемого места и встретилась на сутки раньше!
Акустик сообщил, что обнаружил «подводный объект». Встреча была совершенно непредвиденной, но капитан-лейтенант Пендлтон не колебался ни секунды. Он сразу приказал атаковать. Старший помощник Уильямсон и остальные моряки разбежались по боевым постам. Сначала был выполнен пробный заход, после чего акустик уверенно доложил, что обнаружена подводная лодка. После этого Пендлтон приказал дать залп из хеджехога. «Ингленд» вышел на исходную позицию, бомбомет рявкнул, снаряды взмыли в воздух и по красивой дуге ушли в воду.
Первая атака закончилась неудачно. Но второй заход эскортного миноносца принес результат. Где-то под водой раздался тихий взрыв, так хлопает закрывшаяся дверь. «Ингленд» добился своего первого попадания из хеджехога. На поверхность поднялась стайка пузырей, а потом море утихло. Описав круг, Пендлтон повел корабль в новую атаку. Миноносец снова дал залп из хеджехога. Всего «Ингленд» выполнил 5 заходов, каждый раз стреляя из реактивного бомбомета. В 14.33, во время пятой атаки он добился решающего попадания.
Через 12 секунд после того как снаряды упали в воду, в глубине прогремели несколько взрывов подряд. Эхолот отметил какой-то объект на глубине 54 фатома, когда корабль проходил над лодкой. А еще через 2 минуты раздался сильный взрыв, буквально подбросивший миноносец.
Капитан-лейтенант Уильямсон вспоминал: «Этот взрыв был настолько сильным, что люди по всему кораблю были сбиты с ног. Сначала мы подумали, что нас торпедировали».
Через 20 минут миноносники увидели свидетельства своей победы. На поверхность всплыло большое количество соляра, растекшегося по площади в несколько акров. Вместе с ним всплыли доски и какие-то другие обломки. I-16 погрузилась глубже, чем рассчитывала. А «Ингленд» сделал первый шаг в историю.
«Ингленд» топит RO-106 (Вторая серия)
Потопление I-16 озадачило охотников. По всем расчетам, транспортная лодка с Трука должна была встретиться только на следующий день. Кого же в таком случае они прикончили? «Ингленд» спустил шлюпки, чтобы повнимательней изучить обломки. «Джордж» помогал ему в этом. Несколько спасательных жилетов, промасленный матрац, обломки мебели, перемазанные соляром. И ни одного трупа.
Наконец одна из шлюпок вытащила из моря большой мешок риса – обычный груз транспортных подводных лодок. Однако капитан 2 ранга Хейнс и его группа по-прежнему сомневались. Контакт был установлен на сутки раньше и в 7 милях от предполагаемого курса. Судя по всему, им попалась какая-то заблудшая овца, поэтому охотники решили продолжить поиски. Корабли снова двинулись в направлении Трука.
Пока эскортные миноносцы гонялись за I-16, самолет с Мануса заметил одну из лодок дозорной линии. Вероятно, это была RO-117. Самолет сбросил на нее бомбы, но подводный разведчик успел уйти в глубину. Самолет отправил радиограмму в штаб Хэлси. Это сообщение убедило адмирала, что противник развернул дозорную линию возле островов Адмиралтейства. Хэлси сам любил использовать подобную тактику, поэтому он решил сразу проверить донесение о замеченной лодке. Так как, судя по карте, ближе всего к предполагаемой линии дозора находились «Ингленд», «Джордж» и «Рэби», Хэлси немедленно отправил эту троицу в район, где была атакована японская лодка.
Рано утром 22 мая эскортный миноносец «Джордж» сообщил, что обнаружил радаром цель на расстоянии 14000 ярдов. Эскортные миноносцы помчались в указанную точку. «Ингленд» тоже засек лодку радаром на дистанции 15000 ярдов и пошел на сближение с «Джорджем».
В 04.10 «Джордж» включил прожектор и начал обшаривать лучом море. Моряки на мостике «Ингленда» заметили японскую лодку – мелькнувший на секунду серебристый силуэт, хотя на самом «Джордже» никто ничего не увидел. «Ингленд» находился в 4100 ярдах от цели. Силуэт немедленно пропал, исчезла отметка с экранов радаров. Но когда лодка погрузилась, «Джордж» сразу засек ее сонаром, и капитан-лейтенант Юст приказал дать залп из хеджехога.
«Джордж» промахнулся и, мало того, потерял контакт. Однако «Ингленд» уверенно обнаружил лодку на дистанции 2500 ярдов. Пендлтон вышел на цель и дал залп из хеджехога. Промах! Лодка оказалась увертливой, как угорь. Но «Ингленду» было не занимать настойчивости, и в 04.44 Пендлтон приказал дать второй залп из бомбомета. Через 18 секунд послышались 3 негромких взрыва. В 04.51, когда «Ингленд» готовился выполнить третий заход, море содрогнулось. Миноносец ощутимо встряхнуло, лязгнули зубы и у моряков на других кораблях. Этот грохот означал, что лодка взорвалась.
Утром было замечено масляное пятно, а также различные обломки. Это все, что осталось от RO-106.
«Ингленд» топит RО-104 (Третья серия)
Через 24 часа после второй победы «Ингленда» группа установила новый контакт. Это произошло 23 мая в 06.04. На экране радара эскортного миноносца «Рэби» появилась отметка, но когда миноносец пошел в сторону цели, отметка пропала. «Рэби» быстро установил гидролокационный контакт, и капитан-лейтенант Скотт приказал атаковать лодку с помощью хеджехога. Залп лег мимо. «Рэби» повторил попытку и снова промахнулся. В течение получаса миноносец повторял атаки, постоянно передавая по радио дистанции и пеленги, чтобы остальные корабли ясно представляли, что происходит. В море было выброшено множество снарядов, но «Рэби» так и не сумел добиться хоть одного попадания.
Командир этой лодки показал себя большим мастером уклонения. Потратив 50 минут и расстреляв почти весь боезапас, разочарованный «Рэби» уступил место «Джорджу».
«Джордж» установил контакт с лодкой и пустил в ход хеджехог. Тоже промах! Затем на ринг вышел «Ингленд». Акустик не сумел установить надежный контакт, поэтому капитан-лейтенант Пендлтон не спешил стрелять, уступив очередь «Джорджу».
Этот миноносец выполнил 4 атаки, но не добился ничего. После этого ему не оставалось ничего иного, как удалиться со стыдом. Настал черед «Ингленда».
В 08.19 миноносец дал залп из хеджехога, а в 08.34 – второй. Примерно через 22 секунды после второго залпа вода вскипела и заклокотала, как в адском котле.
Судя по всему, около дюжины снарядов нашли цель, так как под водой загремели многочисленные взрывы. Пендлтон провел свой миноносец над этим местом и сбросил 13 глубинных бомб, чтобы наверняка прикончить лодку. Они взорвались, и на поверхность выбросило жалкие обломки, оставшиеся от RO-104.
«Ингленд» одержал очередную победу.
«Ингленд» топит RO-116 (Четвертая серия)
Примерно через час после того как «Ингленд» потопил третью японскую лодку, поисково-ударная группа Хейнса установила контакт еще с одной лодкой. Миноносцы не сумели потопить ее, однако это окончательно убедило Хейнса, что японцы развернули дозорную линию к юго-востоку от Трука. После этого командир группы оказался в затруднительном положении. На его кораблях кончалось топливо, снаряды для хеджехогов были почти израсходованы. Следует ли ему продолжать двигаться к Труку или лучше вернуться на Манус? Хейнс решил идти на Манус вдоль линии, на которой они нашли несколько лодок. Это позволяло рассчитывать на новый успех.
Миноносцы пошли на юг строем фронта с интервалами 8 миль и вскоре обнаружили очередную японскую лодку. Ночью 24 мая «Джордж» засек ее радаром на расстоянии 14000 ярдов. Отметка быстро пропала с экрана, однако в 01.50 «Ингленд» обнаружил лодку своим сонаром.
Капитан-лейтенант Пендлтон сразу пошел в атаку. Он вспоминал: «Эта лодка оказалась самой хитрой из всех, встреченных нами. Мы были вынуждены сделать 2 пробных захода, прежде чем начали стрелять, но поразили ее с первого же залпа». Реактивный бомбомет выплюнул свои снаряды, и как минимум 3 из них попали в цель. На этот раз под водой ничего не грохотало и не взрывалось – только отдаленное глухое ворчание и мертвая тишина. Тишина действительно оказалась мертвой, сонары уже ничего не смогли обнаружить.
Когда рассвело, вельбот «Ингленда», обыскивая море, нашел несколько расщепленных досок палубного настила. Ближе к вечеру на поверхности были замечены большие пятна соляра. В японской дозорной линии была пробита еще одна брешь – погибла RO-116.
«Ингленд» топит RO-108 (Пятая серия)
24 мая 1944 года стало днем, когда репутация «Ингленда» взмыла на неслыханные высоты, что смутило скромного капитана и его экипаж. Однако скромность не помешала им продолжить свою головокружительную карьеру, что было доказано вечером 26 мая.
Следуя в направлении гавани Зееадлер строем фронта с интервалами 16000 ярдов, «Ингленд», «Джордж» и «Рэби» прочесывали море. В 23.03 «Рэби» установил радиолокационный контакт с целью на расстоянии 14000 ярдов. Через минуту эту же цель обнаружил «Ингленд» и направился в ту сторону. Японская лодка погрузилась, когда дистанция сократилась до 4100 ярдов, но было уже поздно. В 23.15 акустик «Ингленда» сообщил, что засек лодку на дистанции всего 1700 ярдов. Миноносец снизил скорость до 10 узлов и вышел на исходную позицию для атаки. В 23.23 «Ингленд» дал залп из хеджехога. Залпу тут же отозвалось эхо взрывов.
«Ингленд» отошел в сторону, а в охоту включились 2 остальных миноносца. «Рэби» и «Джордж» тщательно искали лодку сонарами, но обнаружить не сумели. Причина была простой – искать было уже нечего.
На рассвете моряки увидели доказательства смертоносной меткости «Ингленда». На поверхность поднимались грязные пузыри, указывая место, где погибла подводная лодка. Катер с «Рэби» сумел выудить дощечку красного дерева с медными гвоздями – вероятно, кусок ящичка для хронометра. На поверхности плавали доски палубного настила, куски пробки, какие-то совершенно неузнаваемые обломки. Попался даже кусок кровоточащего мяса – мрачное напоминание о смерти. Позднее лодку опознали как RO-108.
Вот так «Ингленд» в очередной раз добился успеха. 5 подводных лодок за неделю! Он расправился с разведчиками Тоёды, как лиса с глупыми цыплятами.
«Ингленд», «Джордж», «Рэби», «Хейзлвуд» и «Спанглер» топят RO-105 (Последняя серия)
В этот момент адмирал Хэлси решил подключить к охоте эскортный авианосец «Хоггат Бей». 30 мая эскортный авианосец, которым командовал капитан 1 ранга У.В. Сондерс, находился недалеко от Мануса. Вместе с ним следовали эсминцы «Хейзлвуд» (капитан 2 ранга В.П. Доу) и «МакКорд» (капитан 2 ранга У.Т. Кенни).
Эскортный миноносец «Спанглер» (капитан-лейтенант Д.Дж. МакФарлейн) уже был отправлен из Тулаги, чтобы встретиться с «Инглендом», «Джорджем» и «Рэби» на Манусе. Он ждал с грузом снарядов для хеджехога, когда во второй половине дня 27 мая появилась группа Хейнса.
В результате наши 3 эскортных миноносца в гавани Зееадлер встретила целая толпа. Они провели ночь в гавани, принимая топливо и боеприпасы. А во второй половине дня 28 мая снова вышли в море, прихватив с собой «Спанглер».
30 мая в 01.44 эсминец «Хейзлвуд» радаром обнаружил цель на расстоянии 15000 ярдов. В 01.53 отметка исчезла с экрана, но эсминец тут же установил гидролокационный контакт. «Хейзлвуд» атаковал лодку глубинными бомбами и, вероятно, повредил ее, но потопить не сумел. Он удерживал контакт до 04.35, когда его сменили вызванные на помощь «Джордж» и «Рэби». «Ингленд» и «Спанглер» под общим командованием командира дивизиона капитана 2 ранга Ч.Э. Торуолла, находившегося на «Ингленде», продолжали поиск.
«Джордж» установил контакт с лодкой и выполнил несколько атак. Последняя была проведена в 06.30, и после залпа из хеджехога раздались 3 подводных взрыва. Но лодка, хотя и была подбита, снова улизнула. До конца дня эти эскортные миноносцы пытались выследить ее, но безуспешно. Лодка решила притвориться мертвой.
Вскоре после восхода солнца раздались еще 3 подводных взрыва, но на поверхности не появилось никаких свидетельств гибели лодки. Может быть, хитрый командир лодки подорвал торпеды, чтобы обмануть охотников? Эскортные миноносцы снова обнаружили подводную цель, значит японцы действительно применили какую-то уловку. «Рэби» и «Джордж» получили приказ поддерживать контакт, а утром они возобновили атаки.
Тем временем «Ингленд» и «Спанглер» слушали по УКВ переговоры между «Рэби» и «Джорджем» и, в конце концов, не выдержали. В 05.00 они прибыли к месту событий. «Спанглер» вышел в атаку и дал залп из хеджехога, но промахнулся. В этот момент миноносцы получили по радио извещение из штаба адмирала Хэлси, что они могут быть атакованы с воздуха, а потому им лучше убраться подальше.
Неужели загнанная в угол лодка все-таки сумеет спастись? Капитан 2 ранга Хейнс не выдержал. «Черт побери! «Ингленд», вперед!» – крикнул он по УКВ.
«Ингленд» охотно подчинился. В 07.29 он установил гидролокационный контакт, а через 6 минут капитан 2 ранга Пендлтон приказал дать залп. Хеджехог взревел, снаряды нырнули в воду… и попали! После первых слабых взрывов раздался такой сильный, что корабли затряслись, как в лихорадке.
Вскоре на поверхности появились всяческие обломки. Сообщая об этом, капитан-лейтенант Пендлтон писал: «Считаю, что подводная лодка уничтожена». Ему не потребовалось лишний раз доказывать свою правоту, RO-105 действительно нашла свой конец. А «Ингленд» записал на свой счет шестую подводную лодку противника.
«Ингленд» и японские подводные лодки (Эпилог)
6 вражеских лодок за 12 дней! В ознаменование совершенно неслыханных успехов эскортный миноносец «Ингленд» получил благодарность президента.
Однако феноменальный результат «Ингленда» не ограничивается уничтоженными подводными лодками. Капитан-лейтенант Пендлтон и его экипаж сделали больше. Они уничтожили дозорную линию, вероятно, одну из самых важных дозорных линий за всю войну.
Только одна из лодок, отправленных в разведку, ушла от смертоносных залпов хеджехога «Ингленда». Эта лодка – RO-117 – была замечена летающей лодкой PBY к югу от Трука и потоплена 17 июня. Остальную работу сделал «Ингленд».
Даже сухое перечисление его результатов впечатляет.
Он потопил I-16.
Он потопил RO-106.
Он потопил RO-104.
Он потопил RO-116.
Он потопил RO-108.
Он добил RO-105.
Таким образом, дозорная линия адмирала Тоёды была полностью уничтожена. В результате главнокомандующий Объединенным флотом так и не получил никакой информации, которая могла повлиять на исход сражения в Филиппинском море.
Ему пришлось полагаться на расплывчатую и неточную информацию из других источников. Достоверно Тоёда знал лишь одно – его дозорная линия уничтожена. Поэтому он резонно предположил, что на Манусе собрана огромная армада, и что его подводные лодки были перебиты огромной сворой кораблей. Хотя это предположение официально не было озвучено, на допросах после войны Тоёда показал, что он думал, будто следующий удар союзники нанесут в направлении Палау. Это вывод он сделал на основании действий противолодочных сил к югу от Трука.
В результате Тоёда приказал перебросить 71 самолет с Гуама на Палау. И это было сделано в тот момент, когда эти самолеты были нужны именно на Гуаме.
Если на это решение японского адмирала повлияло уничтожение дозорной линии, «Ингленд» и его товарищи действительно сделали больше, чем просто потопили 6 японских подводных лодок. Они сумели ввести в заблуждение противника, и адмирал Тоёда допустил стратегическую ошибку, ослабив оборону Марианских островов всего за 2 недели до американской высадки.


Дальше