Последний партнер Оси
27 апреля 1945 года Бенито Муссолини был пойман в Альпах итальянскими партизанами и расстрелян. Через двое суток Адольф Гитлер назначил адмирала Деница своим преемником и мелодраматически исчез (вероятно, покончил самоубийством) в красном свете и дыму бункера глубоко в подземелье под рейхсканцелярией. Эйзенхауэр остановил свои армии на Эльбе, чтобы позволить русским, которые понесли самые тяжелые потери в этой войне (17500000 умерших в одном Ленинграде), взять штурмом Берлин. Красная Армия ворвалась в город 1 мая, а 7 мая Дениц капитулировал. Ось Берлин-Рим-Токио прекратила существование.
Однако война на Тихом океане продолжалась, потому что милитаристы в императорском Военном совете отказывались признать поражение в бессмысленной попытке «спасти лицо». А может быть, и свои шкуры.
Это было бессмысленное упрямство, и Япония – точнее, японский народ – дорого за него заплатила. Пока милитаристы отказывались капитулировать, В-29 с Марианских островов, Иводзимы и из Китая совершили серию налетов, которые превратили крупнейшие японские города в развалины. Ночью 9/10 марта «Сверхкрепости» атаковали Токио и зажгли колоссальный пожар, в котором заживо сгорели 97000 человек. Налеты с использованием зажигательных бомб продолжились в июне. В кажом рейде участвовало до 500 американских самолетов. К концу июля японская промышленность была сожжена дотла. Большинство каботажных судов, осуществлявших перевозки между островами Японии, лежало на дне. Кольцо американских подводных лодок держало Японию в железных тисках блокады, которая почти полностью парализовала морские коммуникации. 66 японских городов были сожжены зажигательными бомбами. Иокогама, морской порт без судов, превратился в руины. Нагоя, третий по величине город Японии, была уничтожена огнем. От бомбардировок зажигательными бомбами выгорела большая часть Осаки. Более половины Токио превратилось в тлеющую груду развалин. Почти 300000 японцев погибли в этом колоссальном пожаре, а над остальным населением нависла угроза голода.
Так как все заседания японского Верховного военного совета проходили в обстановке строжайшей секретности, лидеры союзников не знали о мирных инициативах императора Хирохито. Они также не имели точной информации о положении Японии. Поэтому началось планирование операции «Олимпик» – вторжения на Кюсю, которое должно было начаться через 5 месяцев после захвата Окинавы.
Предварительные мероприятия по подготовке операции «Олимпик» включали рейды в японские воды, нападения на линию морских дозоров, обстрелы берегов, ликвидацию морских коммуникаций. Во всех этих операциях активное участие принимали эсминцы.
Эсминцы в японских водах
19 июня эсминец «Данлоп» (капитан-лейтенант Ч.Р. Уэлти), который патрулировал у острова Иомесима (архипелаг Бонин), вступил в бой. В 01.47 радар SG обнаружил неизвестную цель, и эсминец атаковал ее торпедами, полагая, что это подводная лодка в надводном положении. Затем, в течение часа, были обнаружены еще 2 надводные цели, которые были обстреляны из 127-мм орудий. Торпеды прошли мимо, но снарядами были потоплены 2 транспорта. «Данлоп» выудил из воды 52 японца. Эсминец завершил рейд, уничтожив днем судно, груженое мазутом.
26 июня эсминцы «Бирс», «Джон Худ», «Джарвис» (названный в честь погибшего у Гуадалканала), «Портер», «Андерсон» и «Хьюз» под командованием капитана 1 ранга Р.О. Стрейнджа, командира ДЭМ-114, нанесли удар в совсем другом месте. Действуя в составе Оперативного Соединения 92 контр-адмирала Дж.Г. Брауна, они вышли с острова Атту на Алеутах, чтобы посетить холодные воды, омывающие северную Японию. Соединение покинуло Атту 21 июня, а через 3 дня разделилось на две группы. Эсминцы «Андерсон» и «Хьюз» вместе с крейсером «Трентон» остались к востоку от Курильских островов, а остальные корабли вошли в Охотское море.
Американские подводные лодки уже посещали эти опасные внутренние воды, и противник был настороже. Поэтому рейд надводных кораблей выглядел особенно опасным. Но крейсер «Ричмонд» (флагман) и эсминцы «Бирс», «Джон Худ», «Джарвис» и «Портер» смело пошли вперед. 26 июля около 05.40 они заметили японский конвой к юго-западу от Парамушира. Как только показались американцы, конвой рассыпался, и суда бросились в разные стороны. Большинство из них направилось на север, однако они не могли спастись от огня 127-мм орудий эсминцев. «Портер» потопил транспорт водоизмещением 2000 тонн. «Бирс» вел огонь по небольшому судну, и вскоре эта цель исчезла с экрана радара. «Джарвис» потопил большой буксир или небольшой пароход. Одно неопознанное маленькое судно было повреждено огнем 40-мм автоматов «Джона Худа». 4 эсминца вели огонь около часа, но потом им было приказано прекратить бой и присоединиться к крейсерам. 27 июня оперативное соединение вернулось на Атту, успешно выполнив задачу. Ни один из кораблей не пострадал.
Если результаты подобных рейдов и были незначительными, то не по причине недостаточной активности американцев. Япония начала войну, имея торговый флот общим тоннажем около 6 миллионов тонн. К лету 1945 года эта цифра сократилась до 312000 тонн, причем многие транспорты стояли на приколе из-за нехватки топлива. Американские боевые корабли фактически охотились за призраками.
В конце июля ЭЭМ-61 под командованием капитана 1 ранга Т.Г. Хедермана совершила рейд к берегам Хонсю. Эсминцы встретили высокие волны, которые остались после пролетевшего недавно тайфуна, но это не помешало им расстрелять несколько судов, которые они обнаружили около Нодзима Саки. Были потоплены средний и маленький сухогрузы, поврежден еще один средний транспорт и сопровождавший его корабль. Растерявшиеся японцы открыли огонь из зенитных орудий, так как ошибочно решили, что их атакуют самолеты. Береговые батареи дали несколько залпов, но эсминцы повреждений не получили.
В этом смелом рейде участвовали эсминцы «Де Хейвен» (флагман капитана 1 ранга Хедермана), «Мэнсфилд», «Лаймен К. Свенсон», «Мэддокс», «Коллет», «Тауссиг», «Блю», «Сэмюэл Н. Мур», «Бруш». Командир «Тауссига» капитан 2 ранга У.Г. МакКлейн одновременно исполнял обязанности командира дивизиона. Эта двойная нагрузка вызвала неудовольствие командира эскадры. «Тот факт, что у меня не было штатного командира ДЭМ-122, значительно повлиял на мои планы. У командира эсминца более чем достаточно забот по управлению кораблем, чтобы ему одновременно брать на себя еще и командование дивизионом. Поэтому я делал все возможное, чтобы держать дивизионы вместе и руководить ими как командир эскадры».
Прочитав рапорт капитана 1 ранга Хедермана, адмирал Хэлси отметил успешные действия командира эскадры и согласился с его замечаниями: «Особенно следует обратить внимание на отсутствие командира ДЭМ-122. Лишь в случаях крайней необходимости следует возлагать на командира корабля командование тактической единицей».
В это время флот Хэлси, состоящий из 105 американских и 28 британских кораблей, как на параде, крейсировал вдоль Тихоокеанского побережья Японии, почти безнаказанно уничтожая береговые цели. Авианосные самолеты, как рассерженные пчелы, жужжали над японскими портами. Атаковав военно-морскую базу Йокосука в Токийском заливе, они потопили японский эсминец и серьезно повредили линкор «Нагато», разрушили портовые сооружения. В конце июля американские и британские авианосные самолеты разгромили военно-морскую базу Курэ. Японские истребители предприняли отчаянную попытку отразить эти налеты, но были просто сметены воздушными армадами союзников. База Курэ превратилась в развалины. Были потоплены последний японский эскортный авианосец «Каё» и линкор «Хьюга». Легли на дно крейсера «Китаками» и «Оёдо». Авианосцы «Амаги» и «Кацураги» были тяжело повреждены. Линкор «Харуна» выбросился на мель и выгорел дотла. Линкор-авианосец «Исэ», тяжелые крейсера «Тонэ» и «Аоба», 2 эсминца были выведены из строя. После этого погрома от некогда мощного Императорского Флота остались только 1 легкий крейсер, 1 учебный крейсер, дюжина эсминцев и 55 океанских подводных лодок. Если не считать подводных лодок, то теперь таиландский флот был сильнее японского.
Но японский подводный флот еще мог наносить убийственные – и самоубийственные – удары. Адмирал Мива послал свои лодки сражаться, убивать и умирать. 29 июля I-58 нанесла тяжелый удар 3-му Флоту адмирала Хэлси, перехватив и потопив в районе острова Лейте тяжелый крейсер «Индианаполис». Торпедированный крейсер затонул в течение 15 минут, погибли 696 человек. Опять кто-то где-то что-то забыл, и никто не обратил внимания, что корабль в назначенное время не прибыл в порт. В течение 4 суток спасшиеся моряки плавали в море. Когда их в конце концов обнаружили, в живых остались 316 человек. Это был последний триумф японских подводных лодок, но победа оказалась пирровой.
Тем временем американские эсминцы продолжали безжалостную охоту за подводными лодками. Во второй половине июля эскортный миноносец при содействии авианосных самолетов потопил последнюю большую подводную лодку, записанную на счет миноносных сил Тихоокеанского флота. Эту работу проделали «Л.К. Тэйлор» и самолеты эскортного авианосца «Анцио».
«Л.К. Тэйлор» и самолеты с «Анцио» топят I-13
6 июля 1945 года эскортный авианосец «Анцио» в сопровождении 5 эскортных миноносцев вышел из залива Сан-Педро на Филиппинах. Они направились на запад, чтобы встретиться с танкерами для приема топлива. 16 июля группа уже крейсировала в выделенном ей районе возле острова Хонсю.
16 июля в 07.47 самолет с «Анцио» заметил японскую подводную лодку, которая осмелилась всплыть в дневное время, и сбросил на нее бомбы. Оставляя за собой масляный след, лодка погрузилась. По этому следу подбитую лодку обнаружил и атаковал второй самолет. В 11.40 миноносец «Лоренс К. Тэйлор» (капитан-лейтенант Дж.Р. Грей) под брейд-вымпелом командира ДЭМЭ-72 капитана 2 ранга Э. Джексона был направлен в точку, указанную самолетом. Миноносец дал залп из хеджехога. Несколько слабых взрывов подтвердили попадания. За ними последовали два более сильных взрыва где-то в глубине моря.
Через 15 минут эскортный миноносец «Келлер» произвел атаку по довольно сомнительному гидролокационному контакту, но безрезультатно. Очевидно, снарядов хеджехога «Тэйлора» оказалось достаточно. На покрытую соляром поверхность всплыл различный мусор: разломанные доски палубного настила, куски пробки, пористая резина, свечи, японские журналы, банкноты, любительский фотоснимок, несколько писем.
Подводная лодка, потопленная самолетом с «Анцио» и «Лоренсом К. Тэйлором» у берегов Хонсю, имела недолгую жизнь. Однако она все-таки вошла в историю, так как стала последней большой японской лодкой, потопленной миноносниками на Тихом океане. И еще она примечательна тем, что носила несчастливый номер – I-13.
«Джонни Хатчинс» против миджетов
Война с подводными лодками адмирала Мивы продолжалась и в августе 1945 года. Большие лодки теперь почти не показывались, но миджеты время от времени появлялись. В последнюю неделю войны эскортный миноносец «Джонни Хатчинс» уничтожил несколько таких сверхмалых подводных лодок южнее Окинавы.
8 августа 1945 года «Хатчинс» работал вместе с поисково-ударной группой, которая расчищала конвойный маршрут между Лейте и Окинавой. Внезапно его наблюдатели заметили странный предмет, напоминающий небольшого кита, в 2000 ярдов от корабля. При более внимательном рассмотрении предмет стал похож на маленькую подводную лодку.
Была объявлена боевая тревога, и командир миноносца капитан-лейтенант Г.М. Гудси направил корабль в эту сторону. С дистанции 1500 ярдов артиллеристы открыли огонь. Затем миноносец сблизился с целью до 300 ярдов. Отсюда она напоминала плавающий железный котел длиной около 45 футов. «Он очень походил на японскую сверхмалую лодку, за исключением того, что рубка возвышалась над корпусом всего на 6 или 8 дюймов и не имела выходного люка».
Это дикое устройство очень напоминало «Давид» конфедератов, построенный 100 лет назад во время Гражданской войны в США. Артиллеристы обрушили на лодку град снарядов, а Гудси повел миноносец по дуге, не рискуя таранить. Это было разумное решение. Гудси совсем не желал повторить печальный опыт «Андерхилла».
Миноносец развернулся, чтобы ввести в действие все орудия левого борта. Затем он снова начал приближаться к цели. Неуклюжая маленькая лодка «прошла по левому борту со скоростью вряд ли больше 2 узлов. Казалось, она пытается удержаться носом в сторону корабля». Но затем появилась новая опасность. Процитируем рапорт командира «Джонни Хатчинса»:
«Когда мы снова сблизились с подводной лодкой, акустики услышали шум винтов торпеды. Одновременно слева по носу за миджетом, находящимся на поверхности, был замечен перископ. Вскоре после этого был установлен гидролокационный контакт на дистанции 700 ярдов, и корабль направился туда, продолжая обстреливать всплывшую лодку.
Когда корабль проходил в 100 ярдах от первой лодки, все еще державшейся на поверхности, было отмечено прямое попадание из кормового 127-мм орудия. Миджет немедленно затонул. Тем временем перископ второй лодки исчез, и мы увидели след торпеды, прошедшей справа по борту. Была сброшена серия глубинных бомб Mark 8 с магнитными взрывателями, отмечены 3 взрыва. Дистанция быстро увеличилась, и вскоре была проведена вторая атака бомбами».
В этот момент к охоте присоединились миноносцы «Кэмпбелл», «Манро» и «Рольф». «Уильям Зейферлинг» под брейд-вымпелом командира ДЭМЭ-70 руководил атакой. Связавшись с «Джонни Хатчинсом», миноносцы построились в линию и начали поиск под руководством командира дивизиона капитана 2 ранга Р. Куллинана.
В результате поисков обнаружился третий миджет. Его перископ был замечен наблюдателями «Джонни Хатчинса», и миноносец сразу сбросил серию глубинных бомб, за которой последовал раскатистый взрыв. Столб воды поднялся в воздух на 30 футов и ощутимо встряхнул находящийся на расстоянии целой мили «Зейферлинг».
4 миноносца продолжили охоту за последним миджетом. Во второй половине дня к ним присоединились миноносцы «Джордж Э. Джонсон», «Конолли», «Метивьер» и «Уиттер». Эти корабли прочесывали море до 14.00 следующего дня, но неуловимая лодка сумела уйти либо домой, либо на дно.
Никаких обломков не появилось, и вообще не было твердых доказательств уничтожения этих 3 лодок. Даже после войны не удалось подтвердить уничтожение этого трио. Но странная лодка, расстрелянная «Джонни Хатчинсом», несомненно была уничтожена.
Относительно этой странной битвы командир «Джонни Хатчинса» писал: «Опыт, полученный нашим кораблем в течение 2 месяцев учений вместе с американскими подводными лодками в бухте Субик, оказался бесценным в этом бою. Наблюдатели и вообще весь личный состав наверху без труда обнаруживал перископы и следы торпед».
Оставшиеся у адмирала Мивы сверхмалые подводные лодки по-прежнему представляли опасность. Однако они были слишком уязвимы для хорошо подготовленной группы эсминцев, впрочем, как и любые другие типы подводных аппаратов.
Эскортный миноносец «Никел» против человеко-торпед
Последняя схватка с подводным противником на подходах к Окинаве произошла через 3 дня после взрыва второй атомной бомбы и за 2 дня до победы над Японией. В этом эпизоде участвовал японский вариант человекоуправляемой торпеды. Похоже, еще не все адепты средневекового кодекса бусидо отправились в рай. Вице-адмирал Олдендорф отмечал, что это столкновение «было великолепным примером относительно нового типа атак, который мог стать основной угрозой в случае продолжения войны».
12 августа 1945 года эскортный миноносец «Томас Ф. Никел» сопровождал транспорт-док «Оук Хилл» с Окинавы на Лейте. Во второй половине дня корабли отошли на юго-запад от Окинавы уже на 360 миль. Когда в 18.29 солнце коснулось горизонта, наблюдатели «Оук Хилла» заметили перископ на левой раковине.
Была объявлена тревога, и «Никел» помчался в указанную точку. В 18.30 была замечена торпеда, которая пересекала кильватерную струю «Оук Хилла». Командир миноносца капитан-лейтенант Ч.С. Фармер маневрировал, готовясь выйти в атаку, когда «впервые понял, что этой торпедой управляет человек». Миноносец резко повернул и направился в сторону торпеды.
«Оук Хилл» пошел зигзагом, чтобы уклониться от атаки, но торпеда гналась за ним, словно голодная акула. Затем, не в состоянии догнать корабль, она исчезла в облаке пены. Через несколько минут моряки в нижних отсеках «Никела» услышали, как что-то заскрежетало вдоль левого борта, как будто миноносец зацепил корпус подводной лодки. Через некоторое время человеко-торпеда вынырнула из воды в 2500 ярдах от «Никела» и взорвалась.
Пока миноносники благодарили бога за чудесное избавление, в кильватерной струе «Оук Хилла» появился еще один перископ. Капитан-лейтенант Фармер начал маневрировать, чтобы поставить «Никел» прямо по курсу человеко-торпеды. После этого миноносец сбросил серию глубинных бомб, установленных на малую глубину взрыва. Вода заклокотала, раздался сильный взрыв, а затем воцарилась тишина. Еще с одной человеко-торпедой было покончено.
В 19.18 «Оук Хилл» заметил очередную торпеду, теперь прямо по курсу. Корабль повернул в сторону, а эскортный миноносец «Никел» отправился проверять, что там возникло. С миноносца заметили не то кильватерную струю, не то масляный след, но ни радар, ни сонар не нашли источник этого следа. Как бы то ни было, но после этого все успокоилось.
Столкновение с человеко-торпедами, довольно неприятное, скажем прямо, произошло слишком далеко в открытом океане. Обычно эти чудовища имели радиус действия, как у маленького катера. Капитан-лейтенант Фармер писал: «Полагаю, что большая подводная лодка управляла атакой и наблюдала за ней, находясь вне пределов действия сонара, скорее всего, к востоку от нас».
Подводная лодка, которая несла на себе человеко-торпеды, была очередным новшеством в подводной войне. Вероятно, это было последнее изобретение в области самоубийственного оружия. Человек, заключенный в стальную трубу, был обречен. Если он не попадал в цель и не разлетался на куски при взрыве, он все равно находил мучительную смерть от удушья.
Итак, все усилия подводного флота Японии завершились плачевно. Последние победы «Лоренса К. Тэйлора», «Джонни Хатчинса» и «Никела» характеризуют направление этих усилий по нисходящей линии: океанская подводная лодка, сверхмалая подводная лодка, человеко-торпеда.
Стычки на Борнео
Если бы война продолжалась и во второй половине 1945 года, последние подводные лодки адмирала Мивы остались бы в портах из-за нехватки топлива. К моменту высадки на Окинаву японские танкеры встречались еще реже, чем японские военные корабли. Конвои с топливом из южных районов империи уже давно не шли, а оставшиеся в Японии запасы только питали пожары на побережье. Иногда случайный транспорт проскальзывал сквозь блокаду, доставив несколько бочек бензина, чего было достаточно для заправки самолетов камикадзэ. В качестве танкеров стали использовать большие подводные лодки, которым было легче прорывать блокаду.
Самым лучшим способом остановить струю было перекрыть ее источник. Поэтому, пока бои на Окинаве еще продолжались, союзники решили окончательно лишить японцев топлива, нанеся удар по нефтяным источникам на острове Борнео.
Целями операции стали Бруней – передовая военно-морская база, которую японцы создали на северо-западном побережье Борнео, остров Таракан у северо-западного берега и Баликпапан – важный нефтяной порт в Макассарском проливе.
Высадки на Таракане и в Брунее были назначены на 1 мая и 10 июня. Это были подготовительные операции перед захватом Баликпапана. Высадка этого десанта была запланирована на 1 июля.
Главную роль в этих операциях должен был играть 7-й Флот, которому предстояло доставить и высадить в намеченных пунктах австралийские войска. За проведение десантных операций отвечал ветеран боев на Соломоновых островах и Новой Гвинее вице-адмирал Д.Э. Барби.
Операция на Борнео началась с захвата острова Таракан. В течение 3 дней корабли и самолеты союзников обстреливали и бомбили японские сооружения на острове. Ударную группу контр-адмирала Ф.Б. Ройяла прикрывали эсминцы «Уоллер» (флагман командира ЭЭМ-22 капитана 1 ранга Р.Х. Смита), «Бейли», «Бэнкрофт», «Филип», «Дрейтон» и «Колдуэлл», эскортные миноносцы «Формоу» и «Чарльз Э. Бреннон», а также 3 австралийских фрегата. Вместе с Крейсерским соединением прикрытия контр-адмирала Р.С. Берки действовали эсминцы «Николас» (командир ЭЭМ-21 капитан 1 ранга Дж.К.Б. Джиндер), «О’Беннон», «Флетчер», «Дженкинс», «Тэйлор» и австралийский «Варрамунга».
Войска высадились на берег, не встретив сопротивления, но тральщикам, расчищавшим подходы к берегу, пришлось туго. Противник не открывал огонь до самого дня высадки. Поэтому не замеченные до сих пор береговые батареи крепко врезали тральщикам, первыми же залпами потопив один и повредив два.
Узость протраленных фарватеров и мелководье у берега создали большие проблемы кораблям огневой поддержки. Только малые корабли могли подходить близко к берегу. Во второй половине дня 30 апреля эсминец «Дженкинс» (капитан 2 ранга П.Д. Гэллери) возвращался после обстрела берега и следовал неоднократно протраленным фарватером. Внезапно взрыв мины разворотил левый борт в носовой части корпуса. Немедленно пропало электричество, отказали гирокомпас, сонар, курсограф, размагничивающее устройство, радар SG-3. «Дженкинс» своим ходом добрался до безопасной якорной стоянки, и его аварийная партия принялась за работу. Через 12 часов после подрыва «Дженкинс» восстановил мореходность, но его скорость не превышала 10 узлов, поэтому он надолго выбыл из строя. «Дженкинс» стал одним из двух эсминцев, пострадавших во время высадки на Борнео.
Готовя вторжение в Бруней, американские и австралийские самолеты в течение 10 дней бомбили бухту Бруней и укрепления на берегу. 10 июня был высажен десант. И снова главным препятствием стали обширные минные поля, поставленные и японцами, и союзниками. При расчистке подходов погиб один тральщик, причем с большими потерями в личном составе.
Тральщики и боевых пловцов защищала Крейсерская группа прикрытия под командованием контр-адмирала Берки. В состав группы входили эсминцы «Шаретт» (флагман командира ДЭМ-102 капитана 1 ранга Дж.У. Каллахэна), «Коннер», «Белл», «Барнс», «Каллен», «А.У. Грант» и австралийский «Арунта». 8 июня группа огневой поддержки вошла в бухту Бруней по узкому фарватеру, чтобы обстрелять побережье. На следующий день обстрел повторился. Японские береговые батареи разумно хранили молчание, и высадка не встретила сопротивления. В составе Группы захвата Брунея контр-адмирала Ройяла находились 10 эсминцев и 6 эскортных миноносцев: «Робинсон» (флагман командира ЭЭМ-22 капитана 1 ранга Р.Х. Смита), «Софли», «Уоллер», «Филип», «Бэнкрофт», «Бейли», «Эдвардс», «Колдуэлл», «Фрезьер», «МакКолла» и эскортные миноносцы «Дуглас Э. Манро», «Чарльз Э. Брэннон», «Алберт Т. Харрис»», «Джобб», «Дэй».
Пока австралийские войска двигались к берегу, крейсера и эсминцы патрулировали в море, прикрывая подходы к Брунею от возможной атаки японских кораблей. Однако они караулили миражи. 8 июня британская подводная лодка перехватила и торпедировала тяжелый крейсер «Асигара». Когда он затонул, флаг Восходящего Солнца исчез с океанских просторов к югу от Японии. В индонезийских водах остались несколько подводных лодок, которые еще могли действовать на морских путях, ведущих к Брунею.
27 июня у входа в бухту Бруней подорвался на мине эсминец «Колдуэлл» (капитан-лейтенант Д.Р. Робинсон). Взрывом были повреждены руль и винты эсминца. Небольшое ранение получил только один матрос. «Колдуэлл» стал последним эсминцем 7-го Флота, пострадавшим в ходе боевых действий.
В Баликпапане, богатейшем источнике нефти на острове Борнео, японцы подготовились к серьезному сопротивлению. Однако отсутствие воздушного прикрытия и слабая береговая оборона, которая свелась к минным заграждениям, сделали их сопротивление недолгим. Свой вклад в это внесли крупные силы 7-го Флота, поддерживавшие высадку.
Крейсерская группа прикрытия контр-адмирала Р.С. Риггза состояла из 9 крейсеров и 10 эсминцев под американским, британским и голландским флагами. В нее вошли эсминцы «Конвей» (флагман командира ДЭМ-44 капитана 1 ранга С.Г. Хупера), «Итон», «Стивенс», «Кони», «Арунта», «Харт», «Меткаф», «Киллен», «А.У. Грант», «Белл», «Шаретт», «Коннер», «Барнс». Эсминцы обстреляли побережье и завязали дуэль с японскими батареями, которые потопили на прибрежном мелководье 3 тральщика. Сначала корабли были вынуждены держаться на расстоянии от 12000 до 14000 ярдов. К 24 июня были расчищены безопасные проходы в минных полях, и корабли Группы прикрытия смогли подойти вплотную к берегу. Их точный огонь заставил замолчать большинство батарей. Когда 1 июля «Осси» высадились на берег Баликпапана, ни один солдат не пострадал от огня японских орудий.
Поддерживая высадку, оперативная группа контр-адмирала Э.Г. Нобла тоже начала обстреливать берег. В Отряд ближней поддержки из состава Десантной группы Нобла вошли 24 десантных судна под прикрытием 10 эсминцев, 5 эскортных миноносцев и фрегата. Это были «Флассер» (флагман командира ЭЭМ-5 капитана 1 ранга Ф.Д. МакКоркла), «Дрейтон», «Конингхэм», «Смит», «Фрезьер» (флагман командира ЭЭМ-14 капитана 1 ранга Г.Л. Симса), «Бейли», «Робинсон» (флагман командира ЭЭМ-22 капитана 1 ранга Р.Х. Смита), «Софли», «Уоллер», «Филип» и эскортные миноносцы «Чаффи», «Эдвин А. Говард», «Ки», «Лейланд Э. Томас», «Ратфорд».
30 июня к силам вторжения присоединились 3 эскортных авианосца. Их охраняли эсминец «Хелм» и эскортные миноносцы «Клоуз», «Митчелл», «Кайн», «Лэмонс» и «Дональдсон». Авианосцы обеспечили воздушное прикрытие десанта и вели противолодочное патрулирование. На берег были высажены 25304 австралийца. На суше они встретили упорное сопротивление, но к концу июля оно ослабело. Ни один плацдарм на юго-западе Тихого океана не подвергался такому мощному обстрелу, как в Баликпапане. В дни, предшествующие высадке, одни только эсминцы израсходовали 18820 снарядов калибром 127 мм.
К августу нефтяные богатства Борнео были в руках союзников. Их захват произошел так быстро и легко, что 6 месяцев назад в это никто не поверил бы. Мины, которые представляли главную угрозу для союзников, мало помогли японцам. Это были ядовитые насекомые, способы борьбы с которыми были отработаны. Только около Брунея были вытралены 462 штуки. Это был рекордный улов для Юго-Западной части Тихого океана. Последняя десантная операция в этом районе завершилась.
Конец империи
Атомная бомба брошена. 6 августа Хиросима была стерта с лица земли. 9 августа был превращен в пепел Нагасаки. Советская Россия объявила войну Японии согласно Ялтинским договоренностям. Япония оказалась на краю могилы.
Атомные взрывы в Японии и продвижение русских в Манчжурии должны были убедить самых упрямых японских милитаристов, что ни о каком спасении лица уже не идет и речи, да и личные судьбы уже предрешены. Тем не менее, когда Императорский совет собрался на чрезвычайное совещание 13 августа, не удалось добиться единогласного решения о капитуляции. Однако император положил конец бессмысленному упорству и, не обращая внимания на протесты горячих голов, опубликовал рескрипт, который прекратил войну.
14 августа 1945 года по американскому флоту был отдан приказ прекратить огонь.
Война на Тихом океане закончилась.
Япония капитулировала! (Эсминцы в Токийской бухте)
27 августа адмирал Хэлси ввел большой американский флот в Токийскую бухту. Линейный корабль «Миссури» сопровождали эсминцы «Николас», «О’Беннон» и «Тэйлор». Из внутренней гавани вышел японский эсминец «Хацудзакура» с лоцманами, чтобы провести американские корабли через минные поля. Генерал МакАртур был назначен Верховным главнокомандующим союзных государств, и японские эмиссары отправились в его штаб в Манилу, для обсуждения формальностей капитуляции. Адмирал Форрест Шерман прибыл в Манилу в качестве представителя адмирала Нимица. Сам Нимиц представлял американский флот в Токио на церемонии капитуляции.
8 сентября 1945 года в 08.55 группа японских офицеров и государственных деятелей поднялась на борт «Миссури». Когда японский министр иностранных дел Мамору Сигемицу поставил свою подпись на документе, Япония официально вышла из войны. «Сверхкрепости» и авианосные самолеты с ревом пронеслись над заливом, салютуя победе союзников. На церемонии в Токийской бухте присутствовали перечисленные ниже эсминцы и эскортные миноносцы.
Эсминцы и эскортные миноносцы в Токийской бухте
Wallace L. Lind
De Haven
Ault
Clarence K. Bronson
Benham
Benson
Blue
Bauchanan
Caperton
Cogswell
Colahan
Cotton
Cushing
Dortch
Gatling
Healy
Huges
R.K. Huntington
Ingersoll
H.P. Johnes
Kalk
Knapp
Frank Knox
Lansdowne
Lardner
Madison
Mayo
Wadleigh
Nicholas
Perkins
Halsey Powell
Southerland
Stockham
Taulor
Twinning
Uhlmann
Wren
Wedderburn
Yarnall
Эскортные миноносцы
Major
Kendall C. Campbell
Goss
Roberts
Lyman
Ulvert M. Moore
Waterman
Weaver
Piedmont
Эсминцы идут в Сасэбо
Японская военно-морская база в Сасэбо считалась третьей по важности во всей империи. Расположенная на западном побережье острова Кюсю, она имела самый большой в Японии сухой док и множество совершенно секретных сооружений. Теперь ключи от этой базы были переданы американскому флоту, и оккупационные силы получили доступ в Сасэбо.
Первыми американскими кораблями, вошедшими в логово Императорского Флота, стали эсминцы «Флассер» (капитан-лейтенант Ф. де Голиан) под брейд-вымпелом командира ЭЭМ-5 капитана 1 ранга Ф.Д. МакКоркла и «Ральф Тэлбот» (капитан 2 ранга У.С. Браун). На «Ральфе Тэлботе» находился командир Оперативного Соединения 55 контр-адмирал М.Л. Дейо. В качестве командующего оккупационными силами Западной Японии адмирал Дейо встретился с японскими представителями, которые передали ему военно-морскую базу.
Адмирал Дейо участвовал в Битве за Атлантику с самого ее начала в качестве командира эскадры эсминцев. После производства в контр-адмиралы он стал командующим миноносными силами Атлантического флота. Миссия в Сасэбо была поручена ему в знак признания заслуг маленьких серых корабликов, которые вынесли на себе львиную долю ужасных тягот войны. И в знак признания особых заслуг для захода в Сасэбо были выбраны «Флассер» и «Ральф Тэлбот».
Эсминцы «Флассер» и «Ральф Тэлбот» входили в ЭЭМ-5 и ЭЭМ-4 соответственно. Хотя они участвовали в боях с 7 декабря 1941 года, им повезло дожить до дня победы. 5 из 9 кораблей первоначального состава ЭЭМ-5 погибли в Тихоокеанской войне.
Оставив в качестве своего представителя капитана 1 ранга МакКоркла, 20 сентября адмирал Дейо покинул Сасэбо, чтобы возглавить Оперативную Группу 55.1 – крейсер «Санта Фе» (флагман), эсминцы «Болдуин», «Хелм», «Лэмсон», эскортный миноносец «Старус».
Итак, в сентябре 1945 года флаги союзников появились в Токийской бухте, Сасэбо и других японских портах. Рухнули мечты о расширении Японской империи, рухнула и сама империя. Самурайский меч был упрятан в ножны.
«Скажите это миноносникам»
Глобальная война, которая потребовала расходов в 4 триллиона долларов и унесла жизни 40 миллионов человек, завершилась в сентябре 1945 года в Японии. Она, вне всяких сомнений, была величайшей трагедией в истории человечества. Никогда в прошлом гражданское население не подвергалось столь жестокому истреблению, как в этой войне. Никогда вооруженные силы не вели кампаний такого размаха, не сражались с таким ожесточением, не применяли столь смертоносного оружия.
В заключение можно сказать, что потери Соединенных Штатов оказались относительно небольшими по сравнению с потерями, которые понесли союзники и противники. Американское побережье не пострадало, американские города остались нетронутыми. США вышли из ужасного конфликта первой мировой державой с процветающей экономикой и огромной военной мощью. Они имели прекрасные сухопутные силы, авиацию, вооруженную всесокрушающими атомными бомбами, и крупнейший в мире военно-морской флот.
Хотя потери Соединенных Штатов в боях даже близко не подошли к миллионам, потерянным Россией, Германией, Китаем и Японией, все-таки они составили 293000 человек. Это было больше, чем потеряли Север и Юг вместе взятые во время Гражданской войны.
Потери военно-морского флота также оказались серьезными. За годы Второй Мировой войны погибли 2 линкора, 5 авианосцев, 6 эскортных авианосцев, 7 тяжелых крейсеров, 3 легких крейсера, 71 эсминец, 11 эскортных миноносцев, 52 подводных лодки и несколько сотен кораблей других классов.
Однако потери японского флота превышали американские во много раз. И это произошло, несмотря на то, что Соединенным Штатам пришлось вести войну на двух океанах (в том числе на Средиземном море), а японский флот сражался только на Тихом океане. Японцы потеряли 11 линкоров, 15 авианосцев, 5 эскортных авианосцев, 36 тяжелых и легких крейсеров, 126 эсминцев, примерно 130 подводных лодок и бесчисленное количество кораблей других классов. Япония начала войну, имея третий флот в мире. Когда был подписан мир, Императорский Флот покоился на дне Тихого океана от Алеутских островов до Австралии, от Филиппин до Токийского залива. И в этом большая заслуга флота США.
Было бы ошибкой считать крах Японской империи результатом какого-то отдельного сражения или приписывать его усилиям одного вида вооруженных сил, как и разгром Германии и Италии. Точно так же нельзя выделять один класс кораблей, на который легла основная тяжесть войны на море.
Тем не менее, анализ хода морской войны позволяет сделать кое-какие выводы. Битва за Атлантику в основном велась противолодочными силами, которые состояли главным образом из эсминцев. Лишь потом к ним добавились авианосные поисково-ударные группы. Битва за Тихий океан выдвинула на первый план американские подводные лодки, которые осуществляли морскую блокаду Японии. Не будет противоречия в том, чтобы сказать, что подводники внесли основной вклад в наступление, которое и привело к падению Японии. После того как к 1943 году были устранены недостатки в конструкции американских торпед, подводные лодки развернули кампанию по истреблению японского торгового флота, в результате которой он практически исчез с морских просторов. Из всего тоннажа, потопленного союзниками за время Тихоокеанской войны, на долю американских подводных лодок приходится 55 процентов.
Насколько действия американских подводных лодок были эффективными, настолько же слабыми оказались действия японских лодок. Как уже говорилось, основная вина лежит на императорской ставке. Японские подводные лодки не обладали той изворотливостью, агрессивностью и силой ударов, какие продемонстрировали немецкие волчьи стаи, поэтому проблема организации конвоев на Тихом океане оказалась предельно простой. Однако нельзя было полностью японские лодки сбрасывать со счетов. Борьба с подводными лодками, которую вели миноносные силы Тихоокеанского флота, имела важное значение и завершилась полным успехом, как и аналогичная кампания в Атлантике. Американские эсминцы и эскортные миноносцы уничтожили 68 японских подводных лодок, внеся основной вклад в разгром японского подводного флота.
49 немецких и 68 японских подводных лодок были потоплены американскими эсминцами и эскортными миноносцами, действующими самостоятельно и в составе поисково-ударных групп. Одного этого было достаточно, чтобы оправдать существование миноносных сил, которые в конце войны насчитывали 438 эсминцев и 374 эскортных миноносца. Если кто-то думает, что эти силы чрезмерно велики, что количество эскадр завышено, «скажите это миноносникам». В ответ моряки могут назвать десятки важнейших задач, которые выполняли эти корабли.
Охрана авианосцев, разведка, дозоры, перевозка солдат, метеослужба, борьба с огнем, спасение людей и другие самые разнообразные задачи выполнялись «маленькими мальчишками», которые воистину служили «прислугой за всё». Они вели борьбу с надводным, подводным и воздушным противником, применяя различные виды оружия. Можно было сказать, что, уничтожая береговые батареи, оборонительные сооружения в портах и на берегу, дороги, железнодорожные ветки, мосты и взлетные полосы, не говоря уже о скоплениях пехоты и танков, – корабли вели войну на суше. В жернова эсминцев попадали вражеские военные корабли и блокадопрорыватели, самолеты и управляемые ракеты, человеко-торпеды, подводные лодки, торпедные катера. И все это было исправно перемолото. Ни один другой класс кораблей не выполнял столько самых разнообразных задач и не нес таких тяжелых потерь, как эскадренные миноносцы.
Они вели жестокие бои повсюду. Где бои принимали самый ожесточенный характер, там и следовало искать эсминцы. В Нормандии было тяжело. В Салерно было тяжело. На Алеутских островах было тяжело. У берегов Туниса было тяжело. То же самое было в проливе Саво, у Малайского барьера и в Северной Атлантике. Миноносники сражались на Соломоновых островах, у берегов Сайпана, в заливе Лейте, в проливе Суригао, у острова Самар – и везде им приходилось нелегко. Но особняком стоит кампания на Окинаве, где на их долю выпали совершенно исключительные испытания. Однако те, кто проводил конвои в Северную Россию, могут с этим не согласиться.
Так или иначе, бои повсюду были тяжелыми и кровопролитными. Снаряды рвались везде, везде взрывались бомбы и торпеды. Камикадзэ, ракеты, управляемые бомбы, торпедные катера, человеко-торпеды – со всем этим приходилось сражаться эсминцам. Иногда само море оказывалось противником более страшным, чем вражеское оружие. Моряки помнят туманы, шквалы, смерчи и тайфуны, с которыми они также сражались. Можно ли сказать, что одна битва была ожесточеннее другой? Одна десантная операция менее кровавой, чем следующая? Гибель одного корабля менее горькой, чем гибель другого?
Те, кто участвовал в войне, знают степень ответственности и напряжение, с которым человек вступает в бой. Поэт сказал: «Каждый сам за себя, и победа висит на остриях штыков». Экипажи американских эсминцев ощущали это очень часто. Как они выполнили свой долг, вам расскажут хроники.
Кто-то назвал эсминцы «маленькими мальчишками». Это эффектная кличка. Другие называют их «жестянками». Тоже впечатляет. Однако «жестянка» – «can» –одновременно означает «может»!