Глава 4. Накануне Тихоокеанской войны
Как японцы, мы находили сложным и немного затруднительным обсуждать наши военные успехи в Китае незадолго до начала Тихоокеанской войны. Мы предпочитали предать забвению необъяснимое поведение нашей нации в годы японо-китайского инцидента. Однако, чтобы более точно описать некоторые фазы этого конфликта, не затронутые ранее в этой книге, я (Окумия) должен рассмотреть некоторые аспекты минувших событий.
В конце 1940 года флот отозвал из Китая все свои базовые бомбардировщики «Нелл», чтобы реорганизовать свои ударные соединения. В течение 6 месяцев, с октября 1940 по апрель 1941 года, только истребители «Зеро» могли атаковать силы противника, отошедшие за пределы дальности полета наших одномоторных бомбардировщиков и «Клодов». Оставшимся на континенте группам были выданы нереальные задачи, так как они располагали не» более чем 30 истребителями. Тем не менее «Зеро» продолжали удерживать господство в воздухе. 14 марта 1941 года они добились новой большой победы, разгромив большое соединение китайских самолетов над Ченьду. [47]
Наши пилоты уничтожили 24 вражеских самолета и, вероятно, уничтожили еще 3.
В мае 1941 года несколько подразделений бомбардировщиков «Нелл» и «Бетти» вернулись в Китай, чтобы возобновить бомбардировки. Они дополнили налеты «Зеро». 20 мая «Зеро», которые не смогли поймать китайские истребители над Ченьду, обстреляли и подожгли бензохранилища и уничтожили 2 самолета на аэродромах Тайпингсу и Шуанлинь.
Однако этот рейд знаменовал окончание бесконечных удач «Зеро». Зенитный огонь изрешетил самолет унтер-офицера Кимуры, который потом разбился. Это был первый «Зеро», потерянный в боях. Остальные самолеты получили повреждения от огня с земли.
22 мая 19 «Зеро» атаковали Ченьду, сбили 2 вражеских самолета и сожгли еще 10 на земле. 5 «Зеро» были повреждены. Затем последовал визит в Наньчень, 26 мая 9 «Зеро» сбили 5 из 20 китайских истребителей в воздушном бою и еще 18 самолетов сожгли на земле. 27 мая 20 «Зеро» атаковали Ланьчжоу. Вражеских самолетов в воздухе не оказалось, на земле были сожжены 2 китайских самолета. 7 июня 4 «Зеро» поймали 2 китайских истребителя над Чунцином и сбили 1. 18 июня 22 «Зеро» совершили самый крупный в этом месяце налет. Они атаковали Ланьчжоу, но не обнаружили в воздухе самолеты противника. Японские истребители обстреляли и сожгли на земле 2 самолета китайцев. При этом 2 «Зеро» были повреждены. 22 июня 9 наших истребителей атаковали Ченьду, сожгли 1 самолет и 1 повредили на земле.
В тот же день 6 «Зеро» прилетели в Каньян. Они встретили в воздухе не меньшее число китайских истребителей и уничтожили 3 из них. Во второй половине дня третья наша группа атаковала Теньше. 7 «Зеро» сбили 1 вражеский самолет. 23 июня 6 «Зеро» обстреляли Ипин, сожгли 2 и повредили 5 самолетов.
23 июня мы потеряли и второй «Зеро». 3 истребителя сопровождали 2 разведчика «Бэбс» (Тип 98). Они летели на [48] малой высоте от Ланьчжоу до Яньченя и попали под сильный огонь зениток. Истребитель пилота Кобаяси разбился. После этого не менее 2 недель наши самолеты безуспешно искали противника. Китайцы отказывались принимать бой.
Однако 11 августа 16 «Зеро» сопровождали 7 бомбардировщиков «Бетти» в Ченьду и были атакованы большой группой китайских истребителей, которые впервые за много недель попытались встретить наши бомбардировщики. 3 вражеских самолета были сожжены пушками «Зеро», еще 2 уничтожили бомбардировщики. Наша атака оказалась успешной. Бомбардировщики уничтожили на земле 7 самолетов противника и повредили еще 9.
31 августа «Зеро» провели свою самую трудную и одновременно последнюю операцию в Китае. Целью была северо-западная крепость китайцев Суньфан, которая находилась в 500 милях на запад от нашей базы в Яньчене. Путь преграждали горы высотой до 23000 футов, которые упирались прямо в тучи. И этим путем следовало лететь нашим пилотам. С начала японо-китайского инцидента Суньфан был атакован только один раз. 23 июня его бомбили самолеты авиакорпуса Михоро.
2 разведчика «Ида» повели к далекой цели 5 «Зеро», которые пилотировали лучшие наши летчики в Китае. Пилотов встретила плотная облачность, им пришлось часто менять высоту, отыскивая места, где облака были реже. Наконец облачные массы почти целиком закрыли все небо, вынудив наши 7 самолетов повернуть назад. «Зеро» сыграл свою роль в Китае.
С января по сентябрь 1941 года «Зеро» совершили 354 вылета, сбили 44 вражеских самолета и повредили еще 62. За это время 2 истребителя были сбиты зенитками. Еще 26 были повреждены вражескими самолетами и зенитным огнем.
Общий боевой счет «Зеро» над Китаем достигает 70 воздушных боев, в которых наши истребители участвовали 529 раз. Они сбили 99 самолетов и еще 4 возможно, повредив 163 вражеских самолета. 39 «Зеро» были повреждены, зенитный огонь уничтожил 2 наших самолета. [50]
Самой большой атакой был рейд 30 истребителей к Ченьду 20 мая 1941 года. Группа истребителей «Зеро» получила 5 Писем с благодарностью от главнокомандующего Флотом китайского района. Он отмечал: налет на Чунцин 13 сентября 1940 года, Ченьду 4 октября и 30 декабря 1940 года, Ченьду 14 марта 1941 года и Наньчен 26 мая 1941 года.
В марте 1941 года соединения базовых бомбардировщиков, которые вернулись в Японию на переформирование, были готовы к новым боям. В начале апреля авиакорпуса Гензан и Михоро из состава только что организованной 22-й воздушной флотилии вернулись в центральный и северный Китай. В конце июля за ними последовали авиакорпус Каноя и 1-й авиакорпус из состава 21-й воздушной флотилии, а также авиакорпус Такао из 23-й воздушной флотилии. В сопровождении «Зеро» эти бомбардировщики не раз бомбили Ченьду, Чунцин и Ланьчжоу. Флот отправил 3 авиакорпус 23-й воздушной флотилии на север Французского Индокитая. Оттуда его бомбардировщики атаковали Куньмин.
В конце августа и начале сентября, выполнив свои задачи, бомбардировщики из Китая вернулись на свои базы на Формозе и в Японии. Во время второго периода боев наши бомбардировщики совершили 2600 вылетов к целям. За это время мы потеряли от зенитного огня только 1 бомбардировщик. Во время многих десятков рейдов бомбардировщики встретили только 10 китайских истребителей, которые сумели проскользнуть мимо «Зеро» сопровождения. Но даже в этом случае китайцы не сумели сбить ни одного нашего самолета.
Эти факты ясно демонстрируют эффективность «Зеро» во время китайской кампании. Как только мы подошли к опасному уровню потерь бомбардировщиков от действий вражеских истребителей и зениток, прибытие «Зеро» немедленно устранило опасность со стороны вражеских самолетов. «Зеро» дали нам неоспоримое господство в воздухе и над своей, и над вражеской территорией. [51]
Но теперь мы осознали неизбежность всеобщей войны на Тихом океане. Флот полностью реорганизовал свои боевые соединения и поднял по тревоге все силы, готовясь к войне. Мы интенсифицировали программу обучения летчиков, сосредоточившись на отработке тактики, которая будет использоваться в большой войне. Дальние боевые вылеты в Китае имели неоценимое значение для наших подразделений первой линии. В Азии мы совершали вылеты большими группами днем и ночью. Проводились операции при тесном взаимодействии истребителей, бомбардировщиков и разведчиков. Улучшение качества наших самолетов было вызвано опытом боев. Мы отработали действия ударных групп истребителей. Резко увеличилась эффективность действий истребителей и бомбардировщиков. Мы чувствовали, что даже на обширных территориях Тихого океана полученный в Китае боевой опыт будет иметь огромное значение.
К концу ноября 1941 года завершился 3-месячный период специальных тренировок, и все авиационные подразделения флота были готовы к бою. Мы были совершенно уверены в наших летчиках, самолетах, наземном персонале.
Однако война редко бывает односторонней. Несмотря на наши блестящие успехи в Китае, мы ощущали беспокойство. Ведь предстояли крупные бои с Соединенными Штатами и Великобританией. Общая военная мощь этих государств не давала поводов для оптимизма. Мы знали, что в войне против этих двух наций мы встретимся с оружием, ужасным и по количеству, и по качеству.
Следует отметить, что такое беспокойство относительно грядущего конфликта с Америкой и Англией испытывали лишь несколько офицеров внутри флота. Подавляющее большинство наших летчиков, закаленных боями в Китае, видели только будущие победы над любым возможным противником. Остальные полностью верили официальным сообщениям о китайском инциденте и тоже считали себя непобедимыми. [52]