Глава 14. Реорганизация объединенного флота
Результаты битвы при Мидуэе грубо пробудили наш Морской Генеральный Штаб от сладкого сна. Всего через 6 месяцев после Пирл-Харбора, за которым последовала серия беспрецедентных побед, наш флот, который был сильнее, чем когда-либо в своей истории, был разгромлен при Мидуэе. Внезапное прозрение, которое этот разгром принес нашим командирам, помогло понять, что линкор потерял свою главенствующую роль. Теперь победа или поражение на море зависели от эффективности авианосцев. Поняв, что не 16" орудия, а воздушная мощь теперь решает исход морских боев, наши штабы были вынуждены осознать и уязвимость авианосцев перед вражескими атаками.
Одним мановением руки Токио отказался от своей наступательной политики и обратился к новой. Она предусматривала создание оборонительной линии, которую следовало удерживать любой ценой. Также предполагалось, что противник начнет широкомасштабные десантные операции. Дальние подступы к новой линии обороны проходили к западу от Алеутских островов на севере к Маршалловым островам на востоке, через Рабаул на юге, к Голландской Ост-Индии, Малайе и Бирме на западе. [175] Чтобы удержать эту линию, мы реорганизовали Объединенный Флот. Была сделана попытка сосредоточить максимальные усилия на развитии базовой авиации. Кроме того, мы ускорили программу воссоздания флота вокруг авианосцев. 14 июня 1942 года флот получил приказ на реорганизацию структуры. Следующие таблицы дают представление о его новой организации.
ВТОРОЙ ФЛОТ | ||
11-я дивизия авианосцев «Титосэ» | ||
(база гидросамолетов) | «Пит» | |
«Дэйв» | 16 | |
«Джек» | 7 | |
«Камикава-мару» | ||
(база гидросамолетов) | «Пит» | |
«Дэйв» | 8 | |
«Джек» | 4 | |
ТРЕТИЙ ФЛОТ | ||
1-я дивизия авианосцев | ||
«Сёкаку» | «Зеро» | 27 |
«Вэл» | 27 | |
«Кейт» | 18 | |
«Дзуйкаку» | «Зеро» | 27 |
«Вэл» . | 27 | |
«Кейт» | 18 | |
«Дзуйхо» | «Зеро» | 21 |
«Кейт» | 16 | |
2-я дивизия авианосцев | ||
«Дзуньё» | «Зеро» | 21 |
«Вэл» | 18 | |
«Кейт» | 9 | |
«Хиё» | «Зеро» | 21 |
«Вэл» | 18 | |
«Кейт» | 9 | |
«Рюхо» | «Зеро» | 24 |
«Кейт» | 9 [176] | |
ЧЕТВЕРТЫЙ ФЛОТ | ||
4-е базовое морское соединение | ||
21-й авиакорпус | «Джек» | 11 |
5-е базовое морское соединение | ||
(придано) | «Джек» | 6 |
6-е базовое морское соединение | ||
19-й авиакорпус | «Дэйв» | 8 |
«Джек» | 10 | |
(придан) «Кимикава-мару» | ||
(база гидросамолетов) | «Дэйв» | 6 |
(приданы) | ||
«Топси» | 3 | |
ПЯТЫЙ ФЛОТ | ||
(приданы) | ||
Авиакорпус Титидзима | «Джек» | 6 |
(придана) | ||
База гидросамолетов | «Джек» | 8 |
(придан) | ||
5-й авиакорпус | «Руфь» | 12 |
(придан) | ||
«Киёкава-мару» | ||
(база гидросамолетов) | «Пит» | |
«Дэйв» | 8 | |
«Джек» | 4 | |
(придан) | ||
2-й авиакорпус | «Зеро» | 16 |
«Кейт» | 16 | |
ОДИННАДЦАТЫЙ ВОЗДУШНЫЙ ФЛОТ | ||
22-я воздушная флотилия | ||
Авиакорпус Михоро | «Нелл» | 36 |
Авиакоопус Гензан | «Нелл» | 36 |
«Зеро» | 36 | |
24-я воздушная флотилия | ||
Авиакорпус Титосэ | «Бетти» | 36 |
«Зеро» | 36 [177] | |
1-й авиакорпус | «Бетти» | 36 |
«Зеро» | 36 | |
14-й авиакорпус | «Мэвис» | |
«Эмили» | 16 | |
25-я воздушная флотилия | ||
Авиакорпус Иокогама | «Мэвис» | 61 |
«Руфь» | 12 | |
Авиакорпус Тайнань | «Зеро» | 60 |
«Бэбс» | 8 | |
«Топси» | 4 | |
4-й авиакорпус | «Нелл» | |
«Бетти» | 48 | |
26-я воздушная флотилия | ||
Авиакорпус Мисава | «Нелл» | |
«Бетти» | 36 | |
Авиакорпус Кисарадзу | «Нелл» | |
«Бетти» | 36 | |
6-й авиакорпус | «Зеро» | 60 |
«Бэбс» | 8 | |
(приданы) | «Топси» | 12 |
ФЛОТ МАЛАЙСКОГО РАЙОНА | ||
12-е базовое воздушное соединение | ||
(приданы) | «Джек» | 4 |
(придан) 40-й авиакорпус | «Кейт» | 12 |
(придан) «Сагара-мару» (база гидросамолетов) | «Дэйв» | 8 |
(придан) | «Тэбби» | 1 |
ФЛОТ РАЙОНА ГОЛЛАНДСКОЙ ОСТ-ИНДИИ | ||
21-е базовое воздушное соединение | ||
33-й авиакорпус | «Кейт» | 8 |
24-е базовое воздушное соединение | ||
36-й авиакорпус | «Джек» | 8 |
(придан) 35-й авиакорпус | «Вэл» | 12 [178] |
(придан) «Сэньё-мару» (база гидросамолетов) | «Дэйв» | 6 |
«Джек» | 2 | |
(приданы) | «Топси» | 2 |
ФЛОТ ФИЛИППИНСКОГО РАЙОНА | ||
(придан) 31-й авиакорпус | «Вэл» | 16 |
(придан) «Сануки-мару» (база гидросамолетов) | «Дэйв» | 8 |
(придан) | «Тэбби» | 1 |
ФЛОТ ЮГО-ЗАПАДНОГО PAЙOHA | ||
21-я воздушная флотилия | ||
Авиакорпус Каноя | «Бетти» | 48 |
«Зеро» | 56 | |
Авиакорпус Токо | «Мэвис» | 16 |
«Тэсс» | 3 | |
23-я воздушная флотилия | ||
Авиакорпус Такао | «Бетти» | 60 |
3-й авиакорпус | «Зеро» | 60 |
«Бэбс» | 8 | |
(приданы) | «Тельма» | 4 |
(приданы) | «Топси» | 3 |
ПРИДАНЫ ОБЪЕДИНЕННОМУ ФЛОТУ | ||
«Касуга-мару» (вспомогательный авианосец) | «Зеро» | 11 |
«Клод» | 14 | |
«Явата-мару» (вспомогательный авианосец) | «Кейт» | 14 |
ФЛОТ СЕВЕРНОГО КИТАЯ | ||
(приданы) | «Джек» | 4 [179] |
ФЛОТ ЮЖНОГО КИТАЯ | ||
(приданы) | «Джек» | 3 |
ВОЕННО-МОРСКАЯ СТАНЦИЯ ХАЙНАНЬ | ||
(приданы) | «Кейт» | 4 |
ФЛОТ КИТАЙСКОГО РАЙОНА | ||
(приданы) | «Кейт» | 8 |
Кроме того, на борту линкоров, крейсеров, подводных лодок и других кораблей находились следующие самолеты:
«Пит» | |
«Дейв» | 39 |
«Джек» | |
«Альф» | 44 |
Тип 96 маленький разведывательный гидросамолет | 14 |
Тип 98 ночной разведывательный гидросамолет | 3 |
Таким образом, после реорганизации авиация первой линии нашего флота составляла:
Авианосных истребителей («Зеро») | 492 |
Авианосных пикировщиков (в основном «Вэлы») | 132 |
Авианосных штурмовиков («Кейт») | 141 |
Базовых разведчиков («Бэбс») | 24 |
Базовых бомбардировщиков «Нелл» и «Бетти» | 360 |
Транспортных самолетов («Нелл» и «Тэбби») | 32 [180] |
Двухместные разведывательные гидросамолеты («Дейв») | 107 |
Трехместные разведывательные гидросамолеты («Джек») | 121 |
Истребители-гидросамолеты («Руфь») | 24 |
Малые разведывательные гидросамолеты (Тип 96) | 14 |
Ночные разведывательные гидросамолеты (Тип 98) | 3 |
Летающие лодки («Мэвис» и «Эмили») | 48 |
ВСЕГО | 1498 |
Эти цифры ясно показывают врожденный внутренний дефект японской военной машины. По сравнению с началом войны число самолетов первой линии увеличилось всего на 117. Далее, к битве при Мидуэе мы смогли увеличить их число всего на 74 машины. Силы нашей морской авиации оставалась на прежнем уровне, тогда как противник лихорадочно готовил свою промышленность к выпуску новых и новых самолетов. Будущее выглядело по-настоящему мрачным.
Было еще одно слабое место, которое привело к более тяжелым последствиям и ужасным разгромам, чем простая нехватка самолетов. С начала войны флот принял на вооружение или готовился принять всего 3 новых типа самолетов. Это были авианосный пикировщик «Джуди», летающая лодка «Эмили» и базовый разведчик «Ирвинг». Наша авиационная промышленность выглядела достаточно бледно. Несмотря на требования фронта, мы не имели никакой надежды на ускорение создания новых типов самолетов. Наша промышленность привыкла к вялому, замедленному темпу работы и даже в условиях острейшей необходимости не могла ускориться. Общая ситуация выглядела еще хуже, когда выяснилось, что в этом отношении положение морской авиации даже лучше, чем армейской.
В течение первых 6 или 7 месяцев войны «Зеро» оставался единственным флотским истребителем первой линии. [181] Он вынес на себе основную тяжесть боев. Даже в условиях массового производства он сохранил свои выдающиеся летные качества, надежность и удобство в обслуживании. Мы обнаружили только 2 более или менее серьезных дефекта — слабость шасси при сильных толчках во время посадки и ненадежное устройство отделения подвесных баков. В середине июля 1942 года флот и не думал заменять «Зеро» каким-то новым истребителем, хотя был внесен ряд модификаций и устанавливались различные моторы.
Пока мы трудились над воссозданием и реорганизацией Объединенного Флота, начали сбываться самые худшие опасения. Враг прекратил беспомощное отступление. Началась контратака на Гуадалканале. [182]