Александр Больных -- Схватка гигантов : Сражения в Северном море : Бой в Гельголандской бухте 17 ноября 1917 года Содержание / / На главную страницу

БОЙ В ГЕЛЬГОЛАНДСКОЙ БУХТЕ 17 НОЯБРЯ 1917 ГОДА

 

Но немцы не сумели сполна насладиться радостью этих мелких побед, которые правильнее было бы назвать бу­лавочными уколами, так как в промежутке между ними они получили новый сильный удар, напомнивший об ужасной силе Гранд Флита. Хотя Битти принял осторож­ную стратегию Джеллико, он всегда искал благоприят­ную возможность нанести врагу удар. Новый командую­щий Гранд Флитом решил попытаться использовать но­вое оружие и применил гидросамолеты для ударов по базе цеппелинов в Тондерне. Кроме того, Линейный Флот Битти получил эскадру американских линкоров, кото­рая была ему не слишком нужна, но все-таки еще боль­ше увеличивала численное превосходство союзников над Флотом Открытого Моря. Корабли адмирала Хью Родмэна были названы 6-й эскадрой линкоров. Впрочем, Бит­ти не торопился использовать их в бою. Причин для этого может быть несколько. Адмирал совершенно справедли­во считал, что американская эскадра не соответствует высоким стандартам флота, уже несколько лет ведущего тяжелую войну. И еще можно предположить, что Битти не желал делить славу уже довольно близкой победы с кем-либо еще. Кроме того в состав Соединения Линей­ных Крейсеров вошли сразу 4 корабля, боевая ценность которых вызывала определенные сомнения, несмотря на их 381-мм орудия. Мы говорим о линейных крейсерах «Ринаун» и «Рипалс», а также о знаменитых «белых сло­нах» — «Корейджесе» и «Глориесе». Но так или иначе, численность Гранд Флита в очередной раз возросла, и Битти смог позволить себе некоторый риск.

Англичане засыпали Гельголандскую бухту множеством мин, которые немцам приходилось регулярно тралить, иначе их главная база оказалась бы наглухо закупорен­ной. Тральные работы велись уже чуть ли не в 100 милях от Гельголанда. Для прикрытия тральщиков использова­лись легкие крейсера и эсминцы. Иногда к Гельголанду выдвигались и линейные корабли.

16 ноября Шеер отправил в море свои 6-ю полуфлоти­лию тральщиков под прикрытием 12-й и 14-й полуфлоти­лий миноносцев и 4-ю эскадру прерывателей минных за­граждений. Их сопровождала 2-я Разведывательная Груп­па адмирала фон Рейтера. В ее состав входили легкие крей­сера «Кенигсберг» (флагман), «Франкфурт», «Пиллау» новый «Нюрнберг». Их сопровождали дредноуты «Кайзерин» (капитан 1 ранга Грассхофф) и «Кайзер». Комната 40 в очередной раз заблаговременно предупредила Битти, и он отправил в море Соединение Линейных Крейсеров под командой адмирала Пакенхэма. Его поддерживала 1-я эскадра линкоров вице-адмирала Чарльза Мэддена. Для небольшой набеговой операции главнокомандующий при­влек внушительные силы: 1-ю эскадру крейсеров, 1-ю и 6-ю эскадры легких крейсеров, 1-ю эскадру линейных крей­серов, усиленную «Нью Зилендом».

Однако на все последующие события наложила отпе­чаток более чем странная система организации Королев­ского Флота. Все английские и германские заграждения в Гельголандской бухте наносились на особую карту, ко­торую выпускал гидрографический отдел Адмиралтей­ства. Однако на флот эта карта поступала в единственном экземпляре — главнокомандующему Гранд Флитом. Все остальные адмиралы ее не видели! Командирам эскадр приходилось составлять свои собственные карты минной опасности, на которые наносились обрывки попадающих к ним сведений. Битти показал свою карту Пакенхэму, и тот знал, как далеко он может позволить себе зайти в опасный район. Зато все остальные командиры, в том числе адмирал Нэпир, корабли которого должны были сыграть главную роль в предстоящей операции, этого не знали. Поэтому Нэпир сам определил себе границу, пе­реходить которую он не собирался. Командующие эскад­рами легких крейсеров имели собственные карты. Самое интересное, что на них те районы, которые Нэпир счи­тал опасными, были отмечены как безопасные.

 

Утром 17 ноября английские силы подошли к границе минных заграждений. Впереди шла 1-я эскадра крейсе­ров, несколько впереди ее левого траверза держалась 6-я эскадра легких крейсеров, а в 3 милях позади — 1-я эс­кадра легких крейсеров. Линейные крейсера находились в 10 милях за кормой Нэпира. Около 7.30 с «Корейджеса» заметили германские тральщики. Почти одновременно их увидел и Коуэн на «Кардиффе». Немцы шли 3 группами. Северная состояла из тральщиков и эсминцев, средняя являлась отрядом поддержки, крейсера фон Рейтера на­ходились южнее. В 7.37 «Корейджес» дал первый залп из своих 381-мм орудий по легкому крейсеру. Почти одно­временно «Глориес» обстрелял другой германский крей­сер. 6-я эскадра легких крейсеров атаковала тральщики.

Несмотря на подавляющее превосходство англичан, немцы не дрогнули. Обрубив тралы, тральщики пошли на юго-восток, а фон Рейтер поспешил к ним на по­мощь. Самые благоприятные условия освещения были у крейсеров Коуэна, поэтому их огонь оказался самым дей­ственным. Подбитый вооруженный траулер «Кединген» потерял ход и был расстрелян англичанами.

2-я Разведывательная Группа повернула назад и под прикрытием дымзавесы поспешила навстречу линкорам Грассхоффа, бой с которыми для картонных британских крейсеров мог закончиться очень плохо. Но ситуация ока­залась сложной и запутанной для обеих сторон. Нэпир передал по радио, что видит на востоке неприятельские лег­кие крейсера, количество которых установить не удается. Эту радиограмму приняли на «Лайоне», а вскоре Пакенхэм услышал и артиллерийскую канонаду. Однако он не имел совершенно никакого представления о силах про­тивника. Какие силы могли скрываться за густыми дымо­выми завесами, англичане могли лишь предполагать. Лишь в 7.55 с «Корейджеса» на мгновение увидели на юге 3 гер­манских легких крейсера, однако они тут же скрылись.

В 8.00 «Корейджес» подошел к завесе, и адмирал Нэпир круто повернул на юг. Пройдя сквозь завесу, в 8.07 он снова увидел те же самые 3 крейсера, которые почти сразу повернули на юго-восток. Нэпир сообщил об этом командующему, и адмирал Пакенхэм приказал своему младшему флагману адмиралу Филлимору на «Рипалсе» идти на помощь Нэпиру.

В это время все мелкие корабли немцев оказались северо-восточнее британских кораблей и стремительно уда­лялись. При этом ни один британский крейсер их не пре­следовал. Адмирал фон Рейтер отвлек на себя все силы противника, и теперь шел прямо навстречу своим лин­корам. Его положение было исключительно опасным. Первый же тяжелый снаряд, попавший в цель, мог сни­зить скорость любого из германских крейсеров. Повреж­денный корабль пришлось бы оставить на растерзание противнику, как это произошло в бою на Доггер-банке с «Блюхером».

Однако плохая видимость снова помогла немцам. «Глориес» и «Корейджес» снова открыли огонь только в 8.10. Через 2 минуты открыл огонь «Кардифф», а «Сериз» и «Калипсо» начали стрельбу через 10 минут. Британские снаряды начали рваться рядом с германскими крейсера­ми. Эсминцы «Валетайн» и «Вэнкуишер» попытались вый­ти в торпедную атаку, но не выдержали ответного огня немцев и отвернули.

В 8.30 немцы поставили вторую дымовую завесу, а еще через 15 минут — третью. Нэпир полностью потерял противника из вида. Пока он следовал в кильватерной струе немцев, то мог не бояться налететь на мины. Если же противник решил скрыть от него свой поворот, это мог­ло быть сделано с целью навести англичан на мины. По­этому Нэпир повернул на 90° влево и прекратил огонь. В этот момент «Рипалс» находился в 6 милях у него за кор­мой и в бой еще не вступал. Александер-Синклер и Коуэн тоже повернули влево. Таким образом, англичане зна­чительно отстали от немцев. В этот период серьезно пост­радал только крейсер «Кардифф», в который попали 3 снаряда. Они вызвали большие пожары.

Но в этот момент порыв ветра разорвал дымовую за­весу, и оказалось, что фон Рейтер курса не менял. Адми­рал Нэпир решил зайти еще на 12 миль вглубь опасного района. Его корабли снова открыли огонь по противни­ку, «Рипалс» тоже открыл огонь. Но в этот момент он получил по радио приказ Пакенхэма возвращаться. Од­нако Нэпир ответил командующему, что видит дымы еще 6 вражеских кораблей, и погоню не прекратил. Но теперь положение изменилось в пользу немцев. «Корейджес» и «Глориес» настолько отстали от фон Рейтера, что были вынуждены временно прервать стрельбу. Фон Рейтер ре­шил вынудить англичан прекратить погоню и приказал провести торпедную атаку. Его крейсера поставили чет­вертую дымовую завесу. Когда она рассеялась, то бук­вально под самым форштевнем «Роялиста» прошла тор­педа. Через пару минут другая торпеда прошла в опасной близости от борта «Кардиффа». В течение 10 минут почти со всех британских кораблей поступали сообщения о за­меченных торпедах, словно их противниками были не обычные легкие крейсера, имеющие по паре торпедных аппаратов, а флотилия эсминцев.

В 9.30 противник поставил очередную дымовую заве­су. В это время адмирал Нэпир подошел к линии, пере­секать которую он считал невозможным ни при каких обстоятельствах, и в 9.32 повернул вправо. Тем време­нем обе эскадры британских легких крейсеров продолжали погоню. Чтобы ввести в действие всю артиллерию, 1-я эскадра немного отвернула вправо. Немцы вели час­тый огонь, и британский крейсер «Калипсо» получил повреждения. Вражеский снаряд пробил крышу боевой рубки и разорвался внутри. Погиб командир крейсера и все офицеры, находившиеся в рубке и на мостике. Ко­мандование кораблем принял старший артиллерист. Приборы управления огнем вышли из строя, и «Калип­со» прекратил огонь.

Зато остальные крейсера увеличили скорость, чтобы догнать противника. Но в 9.50 рядом с ними начали рвать­ся тяжелые снаряды, а на юго-востоке показались силу­эты германских линкоров. Один снаряд попал в ватерли­нию «Каледона», но повреждений не причинил, хотя удар по шпангоутам 305-мм снарядом был такой силы, что адмирал подумал, будто корабль развалился пополам. Александер-Синклер немедленно повернул назад, к «Рипалсу». В этот же момент снаряд с «Рипалса» попал в «Ке­нигсберг». Он пробил все 3 трубы, попал в угольную яму и разорвался, вызвав большой пожар. Скорость крейсера снизилась до 17 узлов, но это произошло уже слишком поздно. После этого бой неожиданно прекратился.

По какой-то непонятной причине Грассхофф пошел на юго-восток, а не навстречу 2-й Разведывательной Группе. Попав под огонь германских линкоров, Филлимор и Коуэн повернули назад, на северо-запад, надеясь увлечь бо­лее сильного противника туда, где ожидали эскадры Пакенхэма и Мэддена. Действительно, фон Рейтер рвался в погоню, однако не смог убедить Грассхоффа покинуть бе­зопасное место под прикрытием минных полей, даже когда подошли спешно вызванные «Гинденбург» и «Мольтке». Поэтому битва кончилась безрезультатно, если не считать гибели «Кедингена». Несколько кораблей получили повреж­дения, в том числе «белые слоны», палубы которых пост­радали от дульных газов собственных орудий{25}.

Бой в очередной раз продемонстрировал вялость и нерешительность британских адмиралов. Нэпир во время погони ни разу не развил скорость больше 25 узлов и фактически прекратил преследование уже в 8.40. Вялое разбирательство оправдало Нэпира, тем более, что в оче­редной раз всплыли грехи Адмиралтейства. Отправить в бой адмиралов, не сообщив им о минных заграждениях противника, было по меньшей мере странно.

Тем не менее, английский набег принес свои плоды. В очередной раз британские линкоры появились в тех во­дах, которые немцы считали своим безраздельным вла­дением. Шеер был настолько взбешен глупыми действи­ями Грассхоффа, что немедленно отрешил его от командования{26}. Однако Битти больше не проводил подобных операций. В январе 1918 года правительство решило, что сухопутные операции приняли слишком неудачный обо­рот, и потому Гранд Флит не должен стремиться к гене­ральному сражению, хотя он имел 43 линкора и линей­ных крейсера против 24 германских.

 

Состав английской эскадры в бою у о. Гельголанд

 

1-я эскадра крейсеров : Courageous (контр-адмирал Нэпир), Glorious, Эсминцы : Ursa, Nerissa, Urchin, Umpire

6-я эскадра легких крейсеров : Cardiff (контр-адмирал Александер-Синклер), Ceres, Calypso, Caradoc, Эсминцы Valentine, Vimiera, Vanquisher, Vehement

1-я эскадра легких крейсеров : Caledon (коммодор Коуэн), Galatea, Royalist, Inconstant, Эсминцы Vendetta, Medway

1-я эскадра линейных крейсеров : Lion (контр-адмирал Пакенхэм), Princess Royal, Tiger, New Zealand, Repulse (контр-адмирал Филлимор), Легкий крейсер Champion, Эсминцы Verdun, Telemachus, Oriana, Nepean, Obdurate, Tristram, Petard, Tower

1-я эскадра линкоров : Revenge (вице-адмирал Мэдден), Royal Oak, Resolution, Emperor of India, Benbow, Canada, Эсминцы Noble, Nonsuch, Napier, Penn, Paladin, Maschief, Suamarez, Valhalla, Prince, Munster, Narboruogh



Дальше