А.Г. Больных -- Переводы -- Э. Престон : Эсминцы типов V и W: 1917-45 Содержание / / На главную страницу

Глава 4

СРЕДИЗЕМНОМОРСКАЯ И КИТАЙСКАЯ СТАНЦИИ

Первыми "V и W", попавшими на Средиземное море, были 8 кораблей "Модифицированный W" 3 флотилии во главе с лидером "Кэмпбелл". Когда война между Турцией и Грецией завершилась в 1922 году катастрофической эвакуацией греков из Смирны, Средиземноморский флот был спешно усилен кораблями Атлантического флота. 3 флотилия получила неприятную задачу прикрывать эвакуацию всех греческих островов в Мраморном море. Она должна была гарантировать выполнение турками условий мирного соглашения и беспрепятственный уход греков.

Всюду повторялась одна душераздирающая сцена -- как только к острову приходил транспорт, чтобы забрать жителей, море покрывалось трупами забитых домашних животных и скота. Все строения поджигались, все припасы уничтожались, так как грекам было позволено забрать с собой только минимум личных вещей. Ирония судьбы заключалась в том, что личный состав 3 флотилии находился почти в таком же скверном положении, как бегущие греческие солдаты. Эсминцы так спешно покинули Англию, что не получили времени принять дополнительные запасы. Поэтому команды чуть не голодали. Приходилось отправлять на берег фуражиров, однако они могли раздобыть только коренья и овощи.

Однажды вечером вельбот "Уайлд Свона" был отправлен на берег к маленькой деревне. Десантная партия обнаружила, что в местной таверне сохранились запасы вина, хотя уже сегодня их должны были уничтожить. К величайшему отчаянию десантников, капитан запретил им вмешиваться. Бочки были разбиты, и по улицам бежали потоки вина, хотя настроение у всех было далеко не праздничное.

С приближением Рождества все необходимое для праздника приходилось забирать с крупных кораблей. Но к счастью эсминцам было разрешено отправиться в Мудрос, где стояла их плавбаза "Сандхерст" и забрать все необходимое. Очевидно, старая система снабжения не отвечала требованиям долгого плавания, и только корабельные лавки могли решить проблему. Старая система создавалась в годы Первой Мировой войны, когда эсминцы действовали недалеко от баз. Когда в 1924 году 3 флотилия отправилась на Средиземное море, на каждом корабле была создана лавка в отсеке, ранее использовавшемся для сушки дождевиков. Лавкой заведовал торговец-мальтиец, который пополнял запасы или

из NACB (предшественника NAAFI) или ехал на берег за фруктами и овощами.

Не удивительно, что средиземноморские эсминцы в основном считались счастливыми кораблями. Теплый солнечный климат был полезен для здоровья. Перерывы между учениями и походами были достаточно частыми. Дисциплина на маленьких кораблях всегда не столь формальна. И историям о сладких деньках на Средиземном море нет числа. Например, когда 3 флотилия действовала среди островов Греческого архипелага, старпом сказал, что любой, кто хочет провести время на берегу, может воспользоваться вельботом. Лентяи валялись в тенечке, а более энергичные моряки могли вместе со старпомом поиграть в водное поло.

Еще одним вариантом отдыха были шлюпочные гонки. На каждом корабле имелись ялик связистов, вельбот кочегаров и тому подобное. После гонок флотилий проводились гонки флота. Проводились разнообразные боксерские чемпионаты. Некоторые команды организовывали оркестры. С разрешения капитанов проводились карточные чемпионаты. Главной тяжестью для моряков была разлука с женами и семьями. Но в целом жизнь на эсминцах была сносной. Один из офицеров так описывает ее: "Кто-то должен описать уют кают-компании. Зимняя ночь с горячей печкой. Мягкие кожаные кресла с укороченными задними ножками. Полки идущие вкруговую по переборкам и бортам, поэтому можно взять бокал, где бы ты не сидел. Маленькие круглые столики с латунными гильзами в качестве подставки и пепельницы". Бывших старшина-механик так вспоминает воскресное утро на Мальте: "Вся медяшка сверкает, столы и банки выскоблены добела, солнце сверкает в иллюминаторе".

"Воскресенье в Поццуоли"

9 марта 1932 года Средиземноморский флот покинул Мальту для ежегодного весеннего плавания. Эсминцы находились под командованием контр-адмирала Фрэнка Форестера Pоуза, который держал флаг на крейсере "Ковентри". Роуз был старым миноносником с многолетним опытом. Он был тяжело ранен в бою у Гельголанда в августе 1914. Под его командованием находились:

1 флотилия: "Маккей", "Уотерхен", "Вендетта", "Вампир", "Вимиера"6 Райнек", "Валрос", "Вивейшиес", "Вояджер".

2 флотилия: "Стюарт", "Ванесса", "Венеция", Виконт", "Вэнкуишер", "Валентин", "Вега", "Уинчелси", "Вицерой".

3 флотилия: "Актив" (флаг заместителя командующего эсминцами), "Эрроу", "Акаста", "Акейтес", "Ардент", "Вустер", "Энтилоуп". (Лидер флотилии "Кодрингтон" стоял в доке.)

4 флотилия: "Кейт", "Базилиск", "Бульдог", "Бореас", "Юоадицея", "Бланш", "Бигль", "Бриллиант". ("Брейзен" стоял в доке.)

В порядке экономии совместные маневры Средиземноморского и Атлантического флотов не проводились. Вместо этого Средиземноморский флот совершал отдельное плавание в восточной части театра.

Программа учений эсминцев была крайне напряженной, следовало извлечь максимум пользы из отпущенного на поход топлива. Адмирал затеял поход на больших скоростях в весьма неприятную для эсминцев погоду. И на злосчастную 1 флотилию обрушился град выговоров. Корабли вошли в строй только в конце прошлого года и еще не успели сработаться. Сигналы адмирала становились все более резкими. "Сообщите имя вахтенного офицера"; "Займите указанное вам место в строю"; "Сохранение строя флотилией оставляет желать много лучшего"; "Поведение "Маккея" и "Райнека" позорно". По мере хода учений раздражение и усталость росли вместе. Когда наступило воскресенье 12 марта, чистое небо все восприняли как добрый знак. Это означало, что эсминцы прерывают учения, пока эскадра входит в Неаполитанский залив.

Средиземноморский флот разделился. Эсминцы получили приказ стать на якорь в бухте Поццуоли, с северо-западном конце залива. Распределившись в порядке выделенных мест якорной стоянки, 3 флотилии, возглавляемые "Ковентри", медленно входили в бухту. Однако на полпути им преградила дорогу масса неаполитанских рыбачьих лодок. Так как морские законы требовали от паровых судов уступить дорогу парусным, адмиралу оставалось одно -- поднять синий вымпел (поворот влево на 16 румбов). Показания свидетелей говорят, что этот сигнал пришлось поднимать несколько раз. Процедура перевода 25 эсминцев с переднего хода на задний -- занятие весьма долгое, появились опасения, что корабли так и не станут на якорь до заката. Поэтому адмирал Роуз отбросил свой первоначальный план и приказал эсминцам становиться на якорь поочередно. Это было менее эффектно, но более практично. Офицеры и матросы страшно устали, поэтому почти никто ничего не сделал, чтобы привести корабли в порядок, перед тем как отправиться спать. Кроме того на флоте отлично помнили мятеж в Инвергордоне, поэтому старпомы догадывались, что не следует устраивать аврал после 3 дней учений. А вдобавок режим экономии ударил и по корабельным запасам краски, поэтому восстановить сияющий вид эсминцев было почти невозможно.

Некоторые эсминцы выглядели очень плохо, хотя покинули верфи Мальты всего за несколько дней до выхода в плавание. "Вампир" использовался для опробования нового типа окраски, поэтому получил строжайший приказ Адмирала-Суперинтенданта даже не прикасаться к ней. Разрешалось лишь "драить медяшку". Окраска получилась плохой, и несчастный "Вампир" выглядел просто жалко. "Вимиера" тоже имел проблемы с краской. Эсминец выкрасили заново накануне выхода в море, и когда он попал под сильный ливень, краска потекла. Бортовые номера превратились просто в грязные потеки на сером фоне.

На следующее утро разразился шторм. Адмирал Роуз отправился на своем катере проводить обычный осмотр. Однако вместо ожидаемого приказа с перечислением недостатков был отдан приказ собрать всех командиров и старпомов на борту "Ковентри". В это воскресенье офицеры были в сюртуках и едва успели прицепить кортики. В некоторой тревоге офицеры выстроились на квартердеке. Трое командиров флотилий стояли у обвеса возле двери адмиральской каюты, командиры в двух шеренгах спереди и сзади6 в старпомы в трех шеренгах посреди корабля.

Когда появился адмирал Роуз, он первым делом разогнал палубную команду и принялся ругать офицеров, как "шайку карманников", как потом вспоминал один из "преступников". Разъярясь, он пригрозил массовым увольнением офицеров, которые позволили прилюдно опозорить корабли. "Если вы командиры не заботитесь о своих кораблях и не считает нужным осматривать их со стороны, то вы перестаете... (томительная пауза) 77 быть командирами". Затем он повернулся к старпомам, и его гнев принял более личную форму. "А что касается вас, юные джентльмены, вы что, вообще не моете шею?" В этот момент лейтенант в задней шеренге непроизвольно усмехнулся. К несчастью этот нервный тик окончательно взбесил Роуза. Адмирал решил, что над ним издеваются, и при виде такой наглости его просто поразила немота. Его лицо буквально почернело, однако он не мог вымолвить ни слова. В мертвой тишине адмирал медленно повернулся и ушел в свою каюту. Один за другим "преступники" потихоньку уползали прочь.

На этом инцидент не закончился, так как офицеров высекли словно мальчишек на глазах у их собственных шлюпочных команд. Никто не сомневается, что в эту ночь в кают-компаниях джин лился рекой. Но прошло время, и "Воскресенье в Поццуоли" стало казаться не более чем досадным происшествием, просто самым памятным "фитилем" за время службы. Здравый смысл привел к тактичному предположению, что адмирал Роуз страдал от приступа зубной боли, это позволяло разумно объяснить все происшедшее.

Вторым поводом к перераспределению флотилий послужила гражданская война, бушевавшая в Китае. После нескольких демонстраций недоброжелательного отношения к иностранцам, всем европейским резидентам в Китае было рекомендовано укрыться на судах в открытых портах, где они могли находиться под защитой военных кораблей. С 1922 по 1926 года англичане не имели эсминцев на Китайской станции: по соглашению с американцами там находились британские подводные лодки и американские эсминцы. Однако в накаленной атмосфере на букву соглашения закрыли глаза, и 3 флотилия была отправлена в Китай со Средиземного моря на помощь уже дислоцированным там крейсерам, канонеркам и подводным лодкам. Как мы уже видели, флотилия состояла из нового лидера "Кеппел" и 8 эсминцев "модифицированный W", самых современных эсминцев Королевского Флота.

Лейтенант Эрик Буш, который прибыл на "Ветеран" в Ханкоу, так описывает все это:

"Ветеран" стоял у борта понтона "Негус" у набережной Ханкоу напротив Гонконгского и Шанхайского банка. К его левому борту был пришвартован возвышающийся над ним речной пароход "Нанкин" компании Баттерфилд и Свирс. У короткой стороны понтона стоял пароход "Шанг-Во" компании Жардин, Матесон и Co. Мы были просто стиснуты со всех сторон...

Жизнь на эсминце в подобных условиях -- это нечто, чего ранее никто не испытывал. Исключая переход вниз по реке в другой открытый порт, где возникали чрезвычайные обстоятельства, мы не двигались с места несколько месяцев. На самом деле, исключая высадки на понтон и на берег, только в паре случаев кое-кому посчастливилось выбраться дальше набережной. Мы провели на "Ветеране" 8 месяцев, что наверное рекорд для современной эпохи. Остальные эсминцы нашей флотилии пережили нечто подобное".

Постоянно требовались десантные партии для защиты британской собственности или для усмирения бунтующих китайских солдат, которые пытались путешествовать на британских речных пароходах. Почти ничто не переменилось со времени первого появления англичан в Китае, когда солдат стоял на самой низкой ступеньке социальной лестницы. Многие беды гражданского населения в Китае были результатом действий солдат, посланных защищать его. Еще больше усугубляло ситуацию то, что обе воюющие стороны дружно обвиняли иностранцев во всех бедах Китая. (Если беспристрастно смотреть на вещи, это было отчасти справедливо.) И коммунисты, и националисты сошлись на почве общей ненависти к иностранцам.

Так как беспорядки в Китае не прекращались, из резерва были выведены лидер "Брюс" и 8 эсминцев типа S. Их отправили в Китай, чтобы они действовали в качестве постоянной флотилии (она получила номер 8) при Китайской станции. 15 мая 1928 года 3 флотилия отправилась домой. Эсминцы покидали Гонконг под звуки оркестра. Кораблям еще пришлось сражаться с жестоким юго-западным муссоном на пути из Сингапура в Коломбо и потом по дороге в Аден. 9 изношенных и измученных эсминцев доплелись до Адена, имея в цистернах запас нефти всего на 3 дня.

Примерно в это время были реорганизованы эсминцы, состоящие в резерве. Вместо двух флотилий Атлантического флота (7 и 9), каждая из которых имела по 9 эсминцев с сокращенным экипажем, были организован резерв хранения в Чатаме, Девенпорте и Розайте. Основная идея была ясна: сэкономить на личном составе, так как все вооруженные силы испытывали материальные трудности. Имея только команду хранения, которая проводила периодические осмотры и профилактику стоящих в порту эсминцев, можно было урвать деньги на более серьезный ремонт и содержание эсминцев в приемлемом состоянии. Недостатком схемы было то, что малое количество людей не могло проводить большие по объемам ремонты. А после того, как фонды были в очередной раз урезаны, состояние резервных кораблей начало ухудшаться. Эсминец достаточно сложный корабль, на котором что-нибудь где-нибудь да сломается, если его нерегулярно осматривают и ремонтируют. Портится проводка, ржавеет корпус, все наружное оборудование портится под воздействием сырого соленого воздуха.

В то время резерв хранения был сосредоточен в Розайте, как еще один способ экономить. Было ясно, что постоянная служба приводит к усиленному износу старых эсминцев, поэтому их пытались спасти, переводя в резерв на хранение. Однако денежные ограничения, которые наложили на флот международные договора, привели к тому что вообще большинство эсминцев угодило именно туда. Можно даже сказать, что стояние на якоре эсминцев "V и W" в период с 1920 по 1935 просто спасло их от разборки, так как они получали необходимый профилактический ремонт, которого были лишены многие корабли обычного резерва. Следует помнить, что "V и W" были самыми современными эсминцами Королевского Флота до 1930, когда новый лидер "Кодрингтон" и эсминцы типа А сменили их в списках 3 флотилии на Средиземном море. 2 экспериментальных прототипа "Амазон" и "Амбускейд" (построенные в 1926) проходили долгие испытания, но так и не стали настоящими боевыми кораблями.

В 1931 году в составе 4 флотилии "модифицированные W" были сменены новыми эсминцами типа В. Но через год их снова отправили в Китай, причем "Кеппел" получил сомнительное удовольствие во второй раз быть флагманом миноносных сил этой станции.

По Лондонскому договору 1930 максимальный срок службы эсминцев был определен в 15 лет. Если всерьез рассматривать идею засчитывать 1 год военной службы за 2 мирных, то все старые "V и W" должны были пойти на слом к 1932. Другими словами, Королевский Флот мог потерять более 50 эсминцев, получив взамен менее 30. Но так вопрос даже не ставился, поскольку остальные державы совсем не рвались посылать свои эсминцы на слом, и ветераны продолжали службу. На слом в декабре 1931 году был послан единственный эсминец "Валгалла" -- один из самых старых. Он как раз начал 15 год службы. В этом случае основанием послужила необходимость капитального ремонта, так как корабль уже более 10 лет находился в строю. Было решено, что такие затраты нерентабельны.

В 1936 году еще 6 эсминцев стали жертвами торговой сделки. В мае этого года был продан на слом знаменитый лайнер "Маджестик". Но прежде чем покупатели начали его резать на куски, Адмиралтейство предложил выкупить его, чтобы превратить в школу для старшин-машинистов. Естественно, Адмиралтейство не рвалось расставаться с деньгами, поэтому предложило заменить "Маджестик" равным тоннажем устаревших военных кораблей. Вместе с остальными кораблями, в том числе эсминцами типа S, под нож пошли "Шекспир", "Спенсер", "Валькирия", "Вектис", "Венчурес", "Виолент". Они провели по 11 - 15 лет в резерве хранения, и все выглядели слишком изношенными, чтобы ремонтироваться. Через 2 года международное положение так изменилось в худшую сторону, что о потере этих 6 прекрасных кораблей сильно пожалели, но в 1936 году война казалась слишком туманной перспективой.

Когда наконец в 1938 году закончились беды Королевского Флота, отчаянная нехватка эсминцев была одной из самых важных проблем нового Первого Морского Лорда сэра Роджера Бэкхауза. Имелись великолепные новые эсминцы типов "Трайбл", J и K, но их можно было строить только сериями по 8 кораблей в год, и они поглощали все материалы и оборудование, которые давала британская промышленность. Заместитель начальника Морского Генерального Штаба сэр Эндрю Каннингхэм выдвинул идею постройки быстроходных эскортных кораблей или вспомогательных миноносцев, которые можно было строить быстрее обычных, и которые оказались бы дешевле. Так как они не могли войти в строй ранее 1940 года было решено, что заделать брешь поможет программа модернизации "V и W". Таким образом начался второй акт этой истории. Эсминцы прошли долгий путь от элиты миноносных сил в годы Первой Мировой войны, превратившись в важный пункт программы перевооружения.

Преложенные быстроходные эскортные корабли, которые позднее стали известны как эскортные миноносцы типа "Хант", были спроектированы для сопровождения уязвимых конвоев восточного побережья. Было решено установить на "V и W" аналогичное вооружение из новых 4" зенитных орудий. Для переоборудования по программе "Уэйр" было выделено 20 эсминцев. Почти сразу пришлось один из них заменить, так как во время буксировки из Розайта в Чатам "Валрус" оборвал буксир и сел на мель возле Скарборо. Спасательная команда сняла с него все, что было возможно. Однако повреждения оказались велики, и корабли ремонтировать не стали.

Программа "Уэйр" предусматривала серьезный ремонт. Менялись проржавевшие листы обшивки, ремонтировались текущие котлы, полностью менялась проводка. Старую надстройку сняли, так как новые орудия требовали обширных углов обстрела. Одна установка появилась на полубаке, вторая -- на кормовой надстройке. Это в свою очередь потребовало новой схемы электропроводки и новой системы подачи боеприпасов. Старый легкий мостик отвечал требованиям 1917 года, но теперь его пришлось заменить прочным закрытым стальным мостиком, который был достаточно просторным, чтобы обеспечить сносные условия работы командного состава. Над мостиком появилась башня новой системы управления огнем, на которой потом установили радар.

Острая нехватка материалов и задержки в производстве вооружения, которые так мешали перевооружению флота, лучше всего иллюстрируются историей вспомогательного вооружения "Уэйров". Сначала оно состояло всего из поры 4-ствольных .5" пулеметов. Их боевая ценность была более чем сомнительна. Когда увеличилось производство 20-мм эрликонов, они стали заменять пулеметы, появились дополнительные установки на крыльях мостика. Однако еще в конце 1943 года многие эсминцы сохранили первоначальное вооружение. Лидер "Уоллес", который был значительно крупнее обычных эсминцев, получил немного иное вооружение. Кроме 4" зениток и .5" пулеметов у него на квартердеке установили 4-ствольный пом-пом. Это дало ему неплохую защиту от пикирующих бомбардировщиков. (Странно сказать, но устаревший "Уоллес" получил такую установку в самом лучшем месте, чего не было на эскадренных миноносцах новейшей постройки.)

Когда в сентябре 1939 года началась Вторая Мировая война, была завершена модернизация всего 3 эсминцев -- "Уоллеса", "Велореса" и "Уитли". Еще 3 почти закончили работы -- "Вивиен", "Вега", "Вулстон". Еще 9 были перестроены к январю 1941 года. Так как на верфи упала огромная нагрузка, к работам на 3 кораблях не приступали. Они служили как обычные эсминцы.  



Дальше