А.Г. Больных -- Переводы -- Э. Престон : Эсминцы типов V и W: 1917-45 Содержание / / На главную страницу

Глава 5

СЛУЖБА В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Когда в сентябре 1939 года началась война, эсминцы типов V и W и их лидеры распределялись следующим образом:

11 флотилия эсминцев, Командование Западных Подходов

Маккей, Вэнкуишер, Версатиль, Вими, Уокер, Уорвик, Уирлуинд. К ним должны были присоединиться Винчелси и Вэнок

13 флотилия эсминцев, Северо-Атлантическое Командование

Дуглас, Велокс, Видетт, Уотчмэн, Вишарт, Рестлер (4 временно приданы Гибралтарскому командованию)

15 флотилия эсминцев, Розайт

Вэнити, Ванситтарт, Волонтер, Уондерер, Уайтхолл, Уитч, Уитерингтон, Вулверин (все потом переданы Командованию Западных Подходов)

16 флотилия эсминцев, Портсмут

Малькольм, Веномес, Уайверн, Рен (передан 18 флотилии)

17 флотилия эсминцев, Командование Западных Подходов

Кеппел (передан 13 флотилии), Ванесса, Виконт, Вивейшиес, Вортигерн, Уэйкфул, Уэссекс. Виндзор (передан 18 флотилии)

18 флотилия эсминцев, Командование Западных Подходов

Ветеран, Уитшэд, Уайлд Свон (все должны присоединиться после завершения модернизации)

Розайтское эскортное Соединение

Вэлорес, Уоллес, Уитли. Вега 9должен присоединиться по завершению модернизации)

19 флотилия эсминцев, Норское Командование

Монтроз

4 флотилия подводных лодок, Китай

Придан Уэсткотт

Королевский Австралийский Флот

Вампир, Вендетта, Вояджер.

Стюарт и Уотерхэн -- в резерве в Сиднее

Проходят переоборудование в эскортные корабли

Валентин, Верден, Вицерой, Вимиера, Вивиен, Вестминстер, Винчестер, Волфхаунд, Уолси, Волстон, Райнек

В резерве

Кэмпбелл, Венеция, Веспер (должны быть переданы 17 флотилии)

Уолпол, Вустер

Корабль-мишень

Брюс (в Портсмуте)

Буквально все старые эсминцы или находились в строю, или проходили модернизацию. Только несчастный "Брюс" лишился шанса продолжать службу. Он погиб в качестве мишени на испытаниях торпед с новыми взрывателями "Дуплекс". Дуплекс иначе называли "Контактный/неконтактный взрыватель". Он должен был взрываться под днищем вражеского корабля под воздействием его магнитного поля. Как видно из названия, он должен был срабатывать и при прямом попадании.

Так как предварительные испытания прошли успешно, 22.11.39 "Брюс" атаковали торпедоносцы ВСФ, вооруженные 18" торпедами. Результат оказался потрясающим, старый корабль затонул мгновенно. К несчастью, успехи Королевского Флота в этой области были сведены почти на нет всеобщим размагничиванием кораблей. В этом случае чувствительность магнитного взрывателя следовало повышать настолько, что он мог сработать от земного магнитного поля, если торпеда ныряла слишком глубоко. Этот феномен вскрылся в мае 1941 года, когда торпедоносцы вместо "Бисмарка" атаковали собственный легкий крейсер "Шеффилд". Торпеды взорвались преждевременно. К счастью Дуплекс можно было переустановить на контактное действие, что и было использовано при атаке второй волны самолетов "Арк Ройяла" против "Бисмарка".

К началу 1940 года все корабли находились в строю, кроме проходящих перестройку по программе "Уэйр". 31 эсминец был передан Командования Западных Подходов, 8 находились в Гибралтаре, 8 составляли Розайтское Эскортное Соединение. Австралийская флотилия находилась в Ост-Индии, остальные были разбросаны от Портсмута до Китая. Все эсминцы и лидеры "V и W" в водах метрополии сопровождали конвои и проводили противолодочное патрулирование. 30 января "Уитшэд" добился первого успеха. Вместе с шлюпом "Фови" и самолетом 228 эскадрильи КВВС в 100 милях к W от острова Ушант он потопил U-55.

Хотя уже перед войной было совершенно ясно, что старые "V и W" не пригодны для службы в первой линии, им приходилось работать ничуть не меньше. Было ясно, что кубрики следует отапливать во время зимнего патрулирования в Северной Атлантике, с 1938 года такие работы начались на ряде кораблей, начиная с "Уэйров". Кроме установки отопления, переборки покрывали изоляцией, чтобы уменьшить охлаждение, однако эти мелкие переделки приходилось откладывать, пока эсминец не пройдет основную модернизацию. Со вступлением России в войну начались походы конвоев в арктических водах. Старым эсминцам пришлось столкнуться с гораздо более скверными погодными условиями, чем те, на которые их проектировали. Еще более осложнял дело постоянный рост команд эсминцев во время войны. Новое оружие и оборудование требовали дополнительного персонала, поэтому на старых эсминцах кубрики были переполнены. Санитарно-гигиенические возможности не поспевали за ростом команд, и после нескольких дней шторма жизнь превращалась в сущий ад.

В результате исследования условий обитаемости на борту старых эсминцев, занимающихся эскортной деятельностью, Адмиралтейство выпустило документы AFO 1394/40 и 959/41, устанавливая новые нормы обитаемости, включая электрическое отопление, утепление кубриков и все остальное.

В мирное время экипаж "V и W" состоял из 110 - 115 офицеров и матросов. К 1941 году он вырос до 131 человека даже на не переоборудованных кораблях. Следующая таблица отражает рост экипажа в ходе войны:

"Винчестер" (1940) 125

"Верден" (1940) 134

"Вэнкуишер" (1941) 132

"Вэнкуишер" (1943) 167

"Уайтхолл" (1942) 160

"Ванситтарт" (1942) 169

"Вэнкуишер" (1944) 170

В мирное время лидер "Уоллес" имел экипаж 161 человек, но в 1939 году эта цифра подпрыгнула до 187, а к 1944 - 45 -- даже еще выше. Нехватка места для личного состава всегда была проблемой для эсминцев. Эсминцы строили, ужимая все и вся, поэтому резервного пространства просто не существовало в принципе.

Главным недостатком "V и W", как кораблей сопровождения конвоя была недостаточная дальность плавания, чем, впрочем, отличались многие довоенные эсминцы. Неважно, сколько глубинных бомб можно разместить на корабле, если он не может сопровождать конвой. Хотя многое было сделано, чтобы отработать систему заправки топливом в море, количество танкеров стремительно сокращалось, их тоже не хватало. А кораблям сопровождения конвоя приходилось много перемещаться, подгоняя отставшие суда, исследуя гидролокационные контакты. Эсминец вполне мог оказаться далеко за кормой конвоя, чтобы вернуться на свое место приходилось давать полный ход. Другими словами, эсминцу приходилось пройти гораздо больше, чем расстояние на карте между мысом Ленд'з Энд и Галифаксом.

Первой попыткой решить проблему было увеличение запасов топлива. Для этого было ликвидировано носовое котельное отделение, которое превратили в большую топливную цистерну. Первым кораблем, перестроенным таким образом, стал "Вими", который провел на верфи Портсмута 6 месяцев, начиная с января 1941 года. Когда он снова вышел в море, его силуэт стал довольно странным, так как уцелела только одна короткая труба довольно далеко от полубака. Несмотря на потерю трети всех котлов, он все еще мог дать 25 узлов, что вполне отвечало задачам сопровождения конвоев в Северной Атлантике. Вооружение было изменено, как уже говорилось выше: были сняты тяжелые орудия и заменены зенитными автоматами и противолодочным оружием.

Всего таким образом были перестроены 19 эсминцев разных типов. Эта модификация стала известна как Дальний Эскортный Корабль. Это название отличало их от немодернизированных эсминцев, получивших название Ближних Эскортных Кораблей. Сюда входили старые лидеры и вторая группа "модифицированных W", которые имели толстую первую трубу и тонкую вторую. Причина того, что их оставили в покое, крылась в их внутреннем расположении. Было просто невозможно втиснуть топливную цистерну между носовым двойным котельным отделением и машинным отделением. По этой же причине не проходили подобной модернизации эсминцы типов A - I, так как они имели такое же расположение котлов. Лидеры имели в носовом отделении по 4 котла, против 3 на эсминцах. Потеря половины котлов слишком сильно снизила бы их скорость.

Многие Ближние Эскортные Корабли были отправлены на Средиземное море, или остались вместе с "Уэйрами" прикрывать конвои у восточного побережья. При походах в Гибралтар или по Средиземному морю недостаточная дальность плавания не была ощутимым недостатком. Однако многим из них пришлось помучиться при проводке конвоев в Россию, например "Кеппелу". "Кеппел" поставил рекорд, участвую в потоплении 5 подводных лодок. С сентября 1943 по сентябрь 1944 года он помог уничтожить U-229, U-344, U-360, U-394, U-713. Из остальных кораблей "Рестлер" и "Видетт" отличились трижды.

Самым памятным деянием "Вулверина" была таранная атака итальянской подводной лодки "Дагабур" во время проводки конвоя "Пьедестал" в мае 1942 года. Именно этот конвой должен был доставить на Мальту жизненно необходимые самолеты, топливо и боеприпасы. "Вулверин" прикрывал авианосец "Фьюриес", который выслал на Мальту истребители КВВС "Спитфайр". Вместе с ним находились лидеры "Малькольм" и "Кеппел". Когда радар "Вулверина" обнаружил цель, капитан приказал дать полный ход. Так как он уже имел 22 узла, расстояние сокращалось просто стремительно. Эсминец протаранил итальянскую лодку на скорости 26 узлов чуть позади рубки. Искры посыпались, когда эсминец разрубил корпус лодки и остановился, окруженный пятном нефти.

"Вулверин" потопил "Дагабур" ценой серьезных повреждений. Его носовая часть была смята, в машинном отделении лопнул паропровод. Клюзы ушли под воду, а пятка форштевня была оторвана от киля. Однако хотя вся носовая часть от удара загнулась вниз, сам литой форштевень остался цел.

*

17 февраля 1945 года подводная лодка серии VII.C U-714 покинула Киль, завершив испытания. Ее командир капитан-лейтенант Ханс-Иоахим Швебке имел приказ зайти в Кристиансанд для пополнения запасов, а потом начать патрулирование у восточного побережья Англии между Фёрт оф Фортом и Фламборо Хед. 4 марта U-714 покинула Кристиансанд и появилась около Бервика через 10 дней, ее передвижения за этот период трудно отследить. По какой причине Швебке понадобилось 10 дней, чтобы пересечь Северное море, неясно, однако воскресенье 14 марта он заметил 2 торговых судна водоизмещением около 1400 тонн. Их сопровождал единственный эсминец "модифицированный W". U-714 торпедировала и потопила второе судно -- пароход "Магне", который утром вышел из Метил, чтобы присоединиться к конвою, собираемому в Ньюкасле.

Эсминец "Уайверн" немедленно ринулся в бой. Он лишь немного притормозил, чтобы спустить на воду доктора, который мог бы оказать помощь морякам "Магне". Это нетипичный шаг был оправдан последующими событиями, и доктор не пострадал от вынужденного купания. Внезапно со стороны моря появилось нежданное подкрепление в лице новейшего южноафриканского фрегата "Наталь". Это был корабль типа "Лох", имевший самый новый радар и самое современное противолодочное вооружение. Он направлялся в Скапа Флоу, чтобы завершить оснащение.

Командир "Уайверна" вызвал "Наталь" с помощью УКВ-передатчика и предложил фрегаты искать мористее, тогда как "Уайверн" пошел к берегу от точки потопления "Магне". Было известно, что иногда подводные лодки пытаются укрыться под берегом, заставляя корабли эскорта бесплодно гоняться за призраками в открытом море.

Внезапно "Наталь" установил гидролокационный контакт и дал 2 залпа из нового бомбомета "Сквид" по 6 бомб каждый. После этого фрегат сообщил, что прерывает охоту, так как он уже опаздывает в Скапа Флоу. Время было 15.00 и подводная лодка растаяла.

Оставшись в гордом одиночестве, "Уайверн" продолжал поиски еще 5 часов, пока не нашел пятно нефти в 10 милях от места происшествия. Она могла вытекать только с подводной лодки. "Уайверн" атаковал ее глубинными бомбами и потопил. Через 2 дня специальная поисковая группа из Скапа подтвердила, что подводная лодка лежит на дне. Для верности обломки подорвали еще раз.

Остается вопрос: почему официальные бумаги Адмиралтейства не относят это "убийство" на счет "Уайверна"? U-714 была потоплена именно в это время и в этом месте, но, как говорит "Война на море" Роскилла, "фрегатом "Наталь" во время перехода". Однако 3 человека из команды "Уайверна" были упомянуты в приказе, за бой, в котором официально не участвовали. Вероятно в то время Королевский Флот уже пресытился уничтожением германских лодок, и командование решило поддержать новорожденные флоты доминионов. Однако 2 Креста за выдающиеся заслуги, 2 Медали за выдающиеся заслуги и 5 упоминаний в приказе экипажу "Наталя" выглядят слишком уж щедрой наградой за совместное потопление.

Переоборудованный по программе "Уэйр" "Вицерой" тоже действовал у восточного побережья. Именно он оказался последним кораблем, потопившим вражескую лодку в этой войне, причем это был единственный случай, когда эсминец "V и W" сделал это в одиночку. 16 апреля, сопровождая идущий на юг конвой, эсминец атаковал глубинными бомбами U-1274 возле Сент-Аббз Хед. Хотя командир "Вицероя" капитан-лейтенант Мэннерс был уверен в успехе, у него не было времени собрать доказательства, так как нужно было догонять конвой.

После возвращения в Розайт с конвоем, шедшим на север, "Вицерой" получил разрешение исследовать место потопления под бдительным присмотром командующего эсминцами Розайтского Эскортного Соединения. Лодка была быстро обнаружена и подверглась новой бомбардировке. На поверхность вынесло много сувениров и странный цилиндрический объект. Его выудили, измерили и осмотрели -- 6 футов длины, диаметр тоже 6 футов, водонепроницаемые крышки. С большой осторожностью крышки были сняты, и внутри оказался прекрасный набор вин и других напитков, переложенных соломой. Просто невероятно, но взрывы глубинных бомб выбросили контейнер из лодки, не повредив его содержимого.

Учитывая необычных характер находки, ее доставили в Розайт, и образцы были отправлены премьер-министру. К счастью, остальные бутылки достались экипажу эсминца.

*

В общем не так уж необычно, когда эсминец таранить подводную лодку. Однако в одном случае все перевернулось. В сентябре 1942 года одна из подводных лодок бросилась на своего преследователя и сумела нанести ему значительные повреждения, перед тем, как затонуть.

"Вими" шел в сопровождении 2 современных эсминцев "Квентин" и "Патфайндер" восточнее Тринидада, после того, как проводил поврежденный линкор "Куин Элизабет" на ремонт в США. Внезапно торпеда прошла у борта "Квентина". Асдик быстро установил контакт, и 3 корабля начали сбрасывать глубинные бомбы, но через несколько часов поиски были прекращены. На "Вими" кончалось топливо, поэтому англичане надеялись, что перерыв выманит подводную лодку на поверхность.

"Вими" шел зиг-загом на NW, направляясь на Тринидад малой скоростью, надеясь установить новый контакт. Через 15 минут радар обнаружил какую-то цель примерно в 3000 ярдов слева по носу. Вахтенный офицер объявил боевую тревогу и приказал увеличить скорость, так как была замечена подводная лодка. Когда "Вими" на скорости 23 узла сократил расстояние, немцы выпустили ему в мостик 2 красные ракеты, которые буквально ослепили всех. Слишком поздно англичане заметили, что подводная лодка пытается протаранить "Вими". Был отдан приказ дать задний ход, эсминец так сильно накренился, что матрос у машинного телеграфа упал на палубу.

Подводная лодка протаранила "Вими" в районе носового котельного отделения. Ее горизонтальный руль прорезал обшивку над ватерлинией. Теперь подводная лодка беспомощно ударилась о борт эсминца, неспособная что-либо предпринять. Командир "Вими" решил рискнуть использовать глубинные бомбы и приказа установить бомбометы левого борта на 50 футов. "Вими" медленно пополз вперед, чтобы ослабить удар, и выпустил бомбу. Подводной лодке досталось серьезно, она перевернулась и немедленно затонула. Из ее экипажа спаслись 45 человек.

К счастью U-162 протаранила эсминец в районе шахты вентилятора -- одном из самых прочных мест корпуса, и пробоина оказалась выше ватерлинии. однако левый винт был серьезно поврежден. "Вими" в сопровождении корвета "Бурдок" отправился в Гибралтар на ремонт. По пути он заметил то, что принял за рубку подводной лодки и открыл огонь. Когда корабли подошли ближе, "подводная лодка" оказалась спасательным плотиком с экипажем потопленного американского судна. Так как поврежденный левый винт "Вими" вызывал сильную вибрацию, а его радар вышел из строя, эсминец не мог стрелять метко. Тем не менее, один из 4" снарядов снес парус плотика! Американцы никого не обвиняли, да и сам инцидент завершился благополучно, но экипаж "Вими" испытал глубокое потрясение.

*

Как мы уже видели, во время войны "V и W" выполняли вспомогательные задачи, так как они больше не могли действовать в составе флота. Их старые орудия и торпедные аппараты не позволяли им эффективно сражаться рядом с современными эсминцами против хорошо обученного противника. Опыт использования австралийских эсминцев на Средиземном море показывает, что это не совсем справедливо. Однако был еще один случай, когда старым эсминцам привелось сразиться с самыми современными кораблями. Тогда 5 пожилых эсминцев пошли в совершенно безнадежную дневную торпедную атаку на "Шарнхорст" и "Гнейзенау".

12 февраля 1942 года германские линейные крейсера приступили к выполнению самого отважного плана за всю войну. Они должны были днем прорваться через Ла Манш из Бреста в Германию, пройдя мимо британских укреплений, созданных именно для такого случая. Атаковали самолеты, грохотали береговые орудия, торпедные катера кидались в самое пекло, однако ничто не могло остановить германские линейные крейсера, окруженные эсминцами и катерами сопровождения и прикрытые мощным истребительным зонтиком.

Когда день уже клонился к закату, а все атаки не дали результата, командир 21 флотилии эсминцев в Гарвиче получил приказ атаковать немцев торпедами. Капитан 1 ранга К.Т.М. Пизи (позднее адмирал сэр Марк Пизи) имел в своем распоряжении только лидер "Кэмпбелл" и эсминец "Вивейшиес". Даже присоединив "Маккей", "Уитшэд", "Вустер" и "Уолпол" из состава 16 флотилии, он получал всего 6 эсминцев против 2 линейных крейсеров, 1 тяжелого крейсера, 6 больших современных эсминцев и 15 миноносцев, не считая различных катеров и самолетов.

План использовать Гарвичские эсминцы против германской эскадры предложил вице-адмирал Рамсей после совещания с капитаном 1 ранга Пизи. Он основывался на предположении, что если даже немцы и попытаются совершить такой прорыв, они сделают это ночью. Благодаря интуиции Гитлера немцы решили блефануть и захватили англичан врасплох, так как прорывались днем. Все планы составлялись в расчете на ночные атаки. Дневные даже не рассматривались.

Обе флотилии проводили учения в Гарвиче, когда в 11.45 пришло сообщение из Дувра: "Вражеские линейные крейсера проходят Булонь на скорости 20 узлов. Выполнять предыдущий приказ". Обычно эсминцы были развести пары через 15 минут, после наступления рассвета они переводились в 4-часовую готовность. Однако сейчас они находились в море, и капитан 1 ранга Пизи смог отреагировать немедленно. Корабли образовали 2 дивизиона: "Кэмпбелл", "Вивейшиес", "Вустер" -- первый; Маккей", "Уитшэд", "Уолпол" -- второй. Был отдан приказ держать скорость 28 узлов. Пизи не колеблясь повел свои 2 дивизиона прямо через британское минное заграждение, чтобы сократить время выхода в точку перехвата. Риск оказался оправданным, так как мины были вытралены несколько дней назад. Однако вскоре после 13.00 на "Уолполе" полетели главные подшипники, и ему пришлось возвращаться в гавань. Количество "кавалеристов" сократилось до 5. А вскоре произошла первая стычка. 2 германских бомбардировщика атаковали "Маккей", вывалившись из низкого облака. Бомбы прошли мимо, и эсминцы помчались дальше. Затем произошло совершенно типичное событие. Из-за нестыковок различных родов войск и отвратительной связи бомбардировщик "Хэмпден" выполнил решительную, но безрезультатную атаку против "Маккея" и "Вустера". Моряки снесли это стиснув зубы, никто не поддался соблазну открыть огонь.

В 15.17 вражеские корабли были обнаружены радаром "Кэмпбелла". Как раз в это время начиналась первая атака "Бофортов" Берегового Командования, и немцы были застигнуты врасплох. Первый дивизион выскочил из тумана, ведя огонь из всех орудий, и отбросил в сторону торпедные катера прикрытия. Германские тяжелые корабли открыли ответный огонь. По их официальным донесениям 1 британский эсминец был потоплен. Однако дивизион Пизи совершил то, что считалось невозможным -- он приблизился на 3300 ярдов, выпустил торпеды и сумел уйти. Эсминцем, который приняли за уничтоженный, был "Вустер", который обстреливали "Гнейзенау" и "Принц Ойген". По всем правилам "Вустер" должен был пойти на дно. По нему с дистанции менее 4000 ярдов стреляли 11" и 8" орудия. Командир эсминца капитан-лейтенант Коутс даже приказал команде приготовиться покинуть корабль. "Вустер" горел, убитые и раненые валялись вокруг орудий, из машинного отделения валил пар. Неспособный ни сражаться, ни двигаться, "Вустер" остановился, а немцы промчались мимо. Они не собирались задерживаться ни на секунду.

Очень немногие эсминцы получали такие повреждения, как "Вустер". Капитан 1 ранга Пизи был крайне поражен, когда отправился на поиски поврежденного корабля и обнаружил, что тот героически тушит пожары и даже пытается развести пары. Дело усложнили новые атаки германских и британских самолетов. Но КВВС в потоплении собственных кораблей преуспели не больше, чем в потоплении вражеских. Эсминцы построились вокруг "Вустера" и поползли домой на скорости 8 узлов. Когда эскадра вошла в гавань Гарвича, "Вустер" гордо отказался от помощи буксиров и встал на якорь самостоятельно. Эсминец потерял 17 человек убитыми и 45 ранеными, что составляло почти половину команды. обычные 4 часа  



Дальше