А.Г. Больных -- Переводы -- Э. Престон : Эсминцы типов V и W: 1917-45 Содержание / / На главную страницу

Глава 8

ВООРУЖЕНИЕ ЭСМИНЦЕВ ТИПОВ V И W

За исключением эсминцев программы "Уэйр", которые были вооружены 4" универсальными орудиями последней модели, все остальные эсминцы сохранили свое первоначальное вооружение. До 1940 года стандартное вооружение состояло из 4" орудий Mk V или 4.7" орудий Vk I, стоящих на прежних местах. Однако опыт Норвегии и особенно эвакуации войск из Франции привел к тому, что все корабли, кроме "Уэйров", потеряли задний торпедный аппарат. На его месте было установлено 3" зенитное орудие. Некоторые старые лидеры получили 4" орудие, так как они могли выдержать больший дополнительный вес. Некоторые корабли, как "Кеппел", сохранили все 6 торпедных труб.

Главным недостатком всех эсминцев, даже "Уэйров", была нехватка средств ближней обороны. 3" и спаренные 4" орудия не имели достаточно высокой скорости наводки, не существовало систему управления огнем, которая могла иметь дело с пикировщиками или истребителями. Только "Уоллес" смог получить 4-ствольных пом-пом на корме -- то есть в идеальном месте для отражения атак сзади, что было излюбленным методом германских пилотов. 4-ствольные .5" пулеметы совершенно не отвечали требованиям времени, тогда как старые одноствольные 2-фн пом-помы, расположенные побортно позади трубы, были достаточно эффективны. Новые 20-мм эрликоны обещали очень много, но их производство росло очень медленно, а старые эсминцы вряд ли могли получить их в ближайшее время. Некоторые из них сохранили .5" пулеметы до 1942 года, но после этого их все-таки заменили 2 - 20-мм эрликона. В первые дни войны на нескольких кораблях были установлены спаренные пулеметы льюис, однако это была временная мера.

На всех эсминцах, не прошедших перестройку, следующим шагом стало снятие орудия Х с квартердека, чтобы освободить место для более крупных стеллажей глубинных бомб. Кроме того там же были установлены 4 бомбомета с соответствующим оборудованием. Бывшие погреба установки Х были переоборудованы для хранения глубинных бомб. Когда на кораблях начали устанавливать дополнительные бомбометы впереди кормовой надстройки, прямо на палубе были оборудованы места для хранения глубинных бомб. Когда мы читаем о действиях эсминцев при сопровождении конвоев в Атлантике, нужно вспомнить расчеты на продуваемом ветрами, заливаемом волнами квартердеке. Им приходилось поднимать тяжелые 300-фн бомбы, заряжая бомбометы. Часто скорость заряжания бомбометов становилась решающим фактором боя после установления контакта с помощью Асдика. Поэтому расчетам бомбометов приходилось трудиться как проклятым.

В марте 1940 года появилась новая глубинная бомба Mark 10. Это был снаряд весом в 1 тонну, предназначенный для атаки подводных лодок на большой глубине. Он должен был облегчить атаку после потери контакта Асдиком. Первые модели Асдика имели довольно узкий луч, и когда преследующий эсминец приближался к лодке и проходил над ней, контакт прерывался. Позднее эту проблему разрешили, установив второй излучатель, который мог следить за целью в вертикальной плоскости, однако это новшество появилось не на всех кораблях. При обычном Асдике корабль терял контакт и выходил в атаку вслепую, по интуиции капитана. Время погружения глубинных бомб до взрыва увеличивало возможность ошибки.

Идея сверх-бомбы родилась в 1938 году, в основном чтобы увеличить радиус поражения бомбы Mark 7. Сначала решили просто связывать вместе 3 бомбы Mark 7, но работы были приостановлены до января 1941 года, когда появились новые требования Адмиралтейства. Была создана бомба весом 1 тонну, которую выпускали из торпедных аппаратов. После устранения ряда детских болезней это оружие получили эсминцы "Амбускейд", "Боадицея", "Бакстон", "Честерфилд", "Ньюмаркет". Сначала командиры эскортных сил с опаской смотрели на это супер-оружие, хотя испытания показали, что его можно спокойно применять на скорости 11 узлов и более. После модернизации с целью повысить скорость погружения бомба превратилась Mark 10* и могла использоваться против целей на глубине 600 футов и более. Позднее выяснилось, что ее можно использовать на глубине 900 футов и более, даже если корабль стоял на месте.          Большинство модернизированных эскортных "V и W" сохранили по трехтрубному торпедному аппарату для бомб Mark 10 и Mark 10*. Обычно Mark 10* заряжалась в правую трубу. Общий вес каждой бомбы составлял 3000 футов, в том числе 2000 фунтов взрывчатки. Безопасная скорость пуска составляла не менее 18 узлов, чтобы исключить риск повреждений от собственных бомб. В 1944 году появились улучшенные бомбы Mark 10**, имевшие еще более высокую скорость погружения и максимальную установку глубины до 1500 футов, чтобы пресечь попытки спастись наиболее отчаянных германских подводников. Несколько командиров лодок погружались гораздо дальше проектных величин, и командиры эскортных кораблей союзников обнаружили, что их обычные глубинные бомбы бесполезны в таких случаях.

Помимо подводных лодок главным противником конвоев в Ла Манше и у восточного побережья были германские торпедные катера, более известные как E-boats (Enemy-boats -- вражеские катера). Это был очень трудный противник, так как катера имели высокую скорость и очень низкий силуэт, что делало их нелегкой целью. Кроме того дизельные моторы германских катеров делали их гораздо менее пожароопасными, чем британские катера с их авиамоторами. Стандартные орудия эсминцев 4" или 4.7" имели невысокую скорость наводки. Их скорострельность не позволяла бороться с целями, которые выскакивали из темноты и тут же пропадали снова в считанные мгновения. Орудия эрликон были полезными, но их легкие 20-мм снаряды причиняли мало вреда катерам.

Первым шагом в борьбе против германских катеров стала установка на полубаке одиночного 2-фн пом-пома. Его ставили прямо над форштевнем, что давало превосходные углы обстрела и позволяло стрелять с максимальным снижением. Эта же установка использовалась для стрельбы осветительными снарядами. К 1944 году появилось более мощное оружие -- спаренная 6-фн установка с электрическим управлением, которая позволяла выпускать до 80 снарядов в минуту. Она была создана армией как орудие береговой обороны, несмотря на маленькую дальнобойность. В июле 1941 года эти установки отличились на Мальте, когда помогли отбить атаку итальянских торпедных катеров. В 1943 году флот получил 22 таких установок. После модернизации с целью приспособить установку для использования на кораблях, она была принята под названием 6-фн спаренная установка Mk I и была установлена на месте орудия А на эсминцах "Уолпол", "Виндзор", "Уитшэд", "Уайверн","Маккей", "Монтроз".


Данные установки Mk I

Скорострельность 80 выстр/мин максимальная

72 выстр/мин нормальная

Огневая производительность 432 фн/мин

Дальнобойность 5150 ярдов (28 каб)

Расчет 8 человек

Вес 10 центнеров  


4.7" орудия Mk I на "модифицированных W" имели скорострельность всего 6 выстр/мин и выпускали 300 фн/мин. Их дальнобойность была 16000 ярдов, однако против торпедных катеров на малых дистанциях это не имело значения, более важна была огневая производительность. Кроме того 6-фн спарка могла вести огонь вслепую с помощью данных радаров 271 или 272.

Когда началось переоборудование в эскортные корабли дальнего радиуса действия "V и W" начали получать новое противолодочное оружие -- реактивный бомбомет "Хеджехог". Это был штыревой миномет, выпускающий 24 глубинные бомбы вперед по ходу корабля. Каждая бомба имела заряд 32 фунта торпекса, новой мощной взрывчатки, и контактный взрыватель. Выпустив такой залп, эскортный корабль мог не прерывать контакт, что повышало шансы на "убийство". Тактика использования "Хеджехогов" некоторое время улучшалась, однако они так и не заменили обычный метод сбрасывания глубинных бомб в кильватерную струю, хотя это был значительный шаг вперед. Название бомбомет получил от торчащих ежиком на своих штырях бомб (hedgehog -- еж). Интересно отметить, что в 1941 году "Уайтхолл" получил экспериментальный образец на 4 бомбы по бортам от орудия А, что обеспечивало возможность атаки вперед по курсу.

Некоторое количество эскортных кораблей было модернизировано, чтобы позволить им принимать больше глубинных бомб. При 4 бомбометах и 1 стеллаже корабль имел 5 глубинных бомб. На некоторых кораблях добавочные стеллажи и бомбометы увеличивали боекомплект до 14 бомб. После появления большого количества 20-мм эрликонов было снято 12-фн зенитное орудие, на этом месте было устроено хранилище глубинных бомб. Во время долгих переходов через Атлантику эсминцы расходовали глубинные бомбы с ужасающей скоростью, поэтому часто возникала необходимость пополнить запасы прямо посреди океана.

В конечном итоге вооружение "V и W" выглядело так:


Точка А -- "Хеджехог"

Точка В -- 4" или 4.7" орудие (первоначальное)

Крылья мостика -- одиночные 20-мм эрликоны справа и слева

Позади труб -- 2 одиночных 2-фн или 20-мм автомата справа и слева

1 трехтрубный ТА

Дополнительное хранилище глубинных бомб, возможно бомбометы

Точка Х -- 4" или 4.7" орудие

Точка Y -- 2 стеллажа для глубинных бомб вдоль квартердека, по 2 бомбомета на каждом борту, хранилища, краны для перезарядки. Добавочный 20-мм автомат на некоторых кораблях


Кроме того на мостике стоял радар обнаружения надводных целей, на мачте -- радар обнаружения воздушных целей. Антенна ВЧ-пеленгатора располагалась на специально оборудованной грот-мачте.

Такое вооружение имели эскортные корабли дальнего и малого радиуса действия. Корабли проекта "Уэйр" имели более простую схему. Спаренные 4" установки на носу и корме, с 1942 года 20-мм автоматы на крыльях мостика и посреди корабля и более скромные запасы глубинных бомб на квартердеке. "Уоллес" отличался от остальных "Уэйров" тем, что имел 4-ствольный пом-пом на корме, а его бомбометы были сдвинуты ближе к носу. Кроме того, благодаря своим более крупным размерам, он получил пару 2-фн пом-помов на верхней палубе в районе миделя.

Остальные лидеры не модернизировались и продолжали служить как эскортные корабли малого радиуса действия ("Кеппел" якобы был превращен в корабль дальнего радиуса действия, но это не известно точно). Их вооружение было различным. Один или два корабля получили 4" зенитки вместо старой 12-фн, иногда это орудие ставилось на точку Х. Один или два корабля сохранили все 6 торпедных труб для действий против вражеских кораблей.

Хотя их нельзя назвать в полном смысле оружием, радар и ВЧ-пеленгатор сыграли настолько важную роль, что их просто нельзя не упомянуть. Они плюс Асдик были важнейших дополнением систем противолодочного оружия. Радар, или как его называли англичане, радиопеленгатор, сначала появился как средство обнаружения кораблей. Наиболее привычным образцом стала модель 271 с характерной "керосинкой" над мостиком на месте дальномера. Более новую модель 291, радар воздушного наблюдения, можно узнать по косому кресту антенны на топе мачты. На некоторых лидерах и "модифицированных W" купол радара обнаружения надводных кораблей устанавливался на небольшой решетчатой башенке на корме. Кроме обнаружения вражеских кораблей радар модели 271 помогал управлять огнем спаренных 6-фн установок, но в целом системы управления огнем "V и W" оставались в зачаточном состоянии, как в 1939 году. Может быть, они даже ухудшались, так как с кораблей снимали их дальномеры и КДП, чтобы установить радар.

В ходе войны некоторые корабли получили новые модели пеленгаторов, которые, впрочем, не сильно отличались от 271 и 291. Некоторые корабли получили американские УКВ-передатчики, с помощью которых командир эскортных сил мог голосом управлять кораблями своей группы. Постепенно УКВ вытеснил сигнальные прожектора и значительно облегчил координацию действий кораблей.

ВЧ-пеленгатор внес большой вклад в борьбу с "волчьими стаями". Если одиночная лодка следовала за конвоем и посылала сигналы наведения для остальных лодок, он позволял выследить преследователя и потопить его. Ну, по крайней мере, загнать под воду, что нарушало управление "стаей". До того, как к конвою подходила новая ищейка, он получал передышку. Если ВЧ-пеленгатор имели 2 корабля эскорта, они могли получить точное место лодки и атаковать ее. Умелые операторы научились различать УКВ передачи и длинноволновые передачи на большое расстояние и могли определить координаты лодки. Командиры эскорта вовремя получили предупреждение о готовящейся атаке или о присутствии поблизости вражеских подводных лодок. Это позволяло конвою заранее изменить курс, пока корабли сопровождения проводили атаку, чтобы уничтожить или отогнать противника.



Дальше