НОРВЕЖСКИЕ КОНВОИ
9 июля 1917 года взорвался стоящий на якоре в Скапа Флоу дредноут
«Вэнгард». Его погубил разложившийся кордит. Погибли 804 человека. Но эта потеря
была более чем компенсирована прибытием эскадры американских дредноутов
контр-адмирала Родмэна. В нее входили «Нью Йорк» и «Техас»
(356-мм орудия), «Арканзас»
Летом 1917 года Битти ввел одно серьезное новшество — скандинавские
конвои, сопровождение которых легло на Гранд Флит. Противолодочное охранение состояло из
эсминцев и вооруженных траулеров. Он понимал, что такие конвои будут постоянной
приманкой для стремительных вылазок, но считал риск приемлемым. И
действительно, пока что у Шеера хватало других забот. В это лето Флот
Открытого Моря сотрясали мятежи, вызванные бездеятельностью, нехваткой
питания, скверным обращением офицеров с матросами и подрывной пропагандой
сторонников фракции социал-демократов в рейхстаге, которые агитировали за
мир. Шеер впоследствии писал: «Лучшим средством отвлечения были бы военные
действия». Союзники не могли прорвать оборонительные позиции германской армии во
Фландрии, но дома блокада британского флота постепенно истощала желание
немцев продолжать войну.
Дело в том, что нехватка питания носила в германском флоте довольно
интересный характер. Матросы получали продовольствие по все более скудным
нормам. Даже хлеб постепенно заменяли так называемым «вестфальским
пряником», который выпекался из грубой муки пополам с кормовыми отрубями. Но в
это же время в кают-компаниях линкоров продолжали смаковать нежнейшее
телячье филе, мороженое и отборный коньяк. Воистину, получилось как у
поэта: «Ешь ананасы, рябчиков жуй...» На это наложилась подчеркнутая грубость и
жестокость обращения офицеров, от которых этого требовал сам корабельный
устав германского флота. Естественно, что кубрики не выдержали.
19 июля произошло открытое возмущение на линкоре «Принц-регент
Луитпольд». При этом ход событий показал, что команда совершенно не верит
своим офицерам. Матросы даже не выдвинули никаких требований, а просто
отказались нести службу, заявив, что они начинают голодовку. Капитан 1 ранга
Хорнгардт уладил инцидент, увеличив порцию хлеба на 140 граммов. Но беспорядки
на этом не закончились. На следующий день 140 человек из экипажа легкого
крейсера «Пиллау» самовольно сошли на берег, хотя вечером все аккуратно
вернулись на корабль.
Через несколько дней при
загадочных обстоятельствах умер командир линкора «Кёниг Альберт». Существует
версия, что он был заколот ножом каким-то матросом и выброшен за борт. 1 августа
на линкоре «Принц-регент Луитпольд» снова вспыхнули беспорядки. Часть команды
без разрешения сошла на берег. После возвращения 11 человек были арестованы.
Тогда на следующий день на берег самовольно сошли уже
400 человек, которые устроили митинг в городе. Для разгона митинга пришлось
вызывать пехоту. Беспорядки продолжались, и командованию пришлось вывести
линкор на рейд, чтобы изолировать от остального флота.
Однако успокоить матросов не удалось. 4 августа волнения
перекинулись на линкоры «Кайзерин» и «Фридрих дер Гроссе». Команда отказалась есть скверно приготовленный обед, после чего
матросы отказались нести вахту. К утру следующего дня страсти немного улеглись,
однако немного позднее беспорядки произошли на линкорах «Вестфален» и
«Рейнланд». Лишь к концу августа командованию удалось притушить недовольство
матросов. Двоих кочегаров с «Принц-регента
Луитпольда» расстреляли. Однако, если Шеер думал, что
сумел потушить пожар, он ошибался. Огонь только был загнан вглубь, чтобы потом
вырваться на свободу с еще большей силой.
К лету 1917 года стало ясно, что германскому флоту требуются настоящие
победы, а не измышления пропагандистов. Но где Шеер мог искать эту самую
победу? Вступать в новую схватку с главными силами Гранд Флита было форменным
безумием, следовало поискать более легкие цели. Первая нашлась довольно быстро —
Моонзундские острова на Балтике. Небольшая прогулка германского флота
завершилась победой, которая могла иметь лишь моральное значение. Никакого
стратегического, оперативного, даже тактического выигрыша она немцам не
дала. А само название операции — «Альбион» — говорило о каких-то нереализованных
комплексах командования Флота Открытого Моря.
Однако «победа» над русской армией, разложившейся под влиянием
большевистской сволочи, купленной на золото Гинденбурга, флотское командование
не устраивала. Требовалась победа над заклятым врагом — англичанами.
Цель отыскалась, хотя и не без труда. Это были скандинавские конвои. Англия
продолжала вести интенсивную торговлю с Швецией и
Норвегией через Берген. Конвои обычно выходили из Лервика, остров Брессэй,
Шетландские острова. Маршрут был довольно коротким, весь переход занимал около
15 часов. Однако проходил этот маршрут в опасной близости от германских баз. Тем
не менее, Адмиралтейство почему-то решило, что для сопровождения конвоев
достаточно пары эсминцев. Тем более, что немцы в
течение 6 месяцев после начала проводки скандинавских конвоев даже не
пытались им помешать. Это привело к неизбежной
самоуспокоенности.
15 октября конвой из 12 пароходов вышел из Лервика в Берген в
сопровождении эсминцев «Мэри Роз» (капитан-лейтенант Фокс) и «Стронгбоу»
(капитан-лейтенант Брук), а также 2 траулеров. Служба радиоперехвата
Адмиралтейства засекла необычную активность вражеских переговоров, но
предсказать, что готовят немцы, не сумела. Встревоженный Битти все-таки выслал в море несколько
крейсерских эскадр. Однако поиск и система патрулей оказались настолько
бестолковыми, что 3 легких линейных крейсера, 27 легких крейсеров и 54 эсминца,
разбросанные по всему Северному морю, противника не обнаружили и защитить
собственный конвой не сумели.
Против ожидания, конвой в Норвегию проследовал беспрепятственно. Корабли
сопровождения приняли под свою охрану обратный конвой, также состоящий из 12
торговых судов (2 английских, 1 бельгийское, 1 датское, 5 норвежских, 3
шведских). Так как конвой вышел из нейтрального норвежского порта, секретность
обеспечить было нельзя в принципе, и Берлин прекрасно знал о составе и времени
выхода конвоя.
15 октября Комната 40 сообщила адмиралу Битти: «Минный заградитель
«Бруммер» выйдет в Норман Дип (якорная стоянка у западного побережья Дании) на
север завтра, вероятно, для минных постановок. Его следует
перехватить». И действительно, после полудня 16 октября новейшие легкие
крейсера «Бруммер» (капитан 2 ранга Леонхарди) и «Бремзе» (капитан 2 ранга
Вестеркамп) снялись с якоря. Поддержку обеспечивали легкий крейсер «Регенсбург»
и флотилия эсминцев, выдвинутые к Северным Фризским островам.
Избежав обнаружения патрулями Битти в Северном море, эти германские
крейсера-минзаги вышли на позицию к востоку от Шетландских островов на
рассвете 17 октября. В это время британский конвой находился уже в 70 милях от
Лервика. Англичане решили, что все закончилось, и дисциплина ослабела.
Эсминец «Мэри Роз» ушел вперед и пропал из вида, траулеры «Элси» и «П. Феннон»
наоборот тащились где-то сзади. Поэтому, когда вскоре после 6.00 на
юго-востоке показались германские крейсера, с конвоем находился только
эсминец «Стронгбоу». Может быть, он не сумел опознать приближающиеся
корабли, может, имелась какая-то другая причина, однако англичане были
застигнуты врасплох. Немцы открыли огонь, и только после этого британские
комендоры бросились к орудиям. Однако было поздно. Первыми же залпами
была подбита машина «Стронгбоу», эсминец потерял ход и начал тонуть. Попавшим в
мостик снарядом был ранен капитан-лейтенант Брук. Видя, что эсминец уже не
спасти, он приказал уничтожить секретные документы и открыть кингстоны. В
7.30 «Стронгбоу» затонул с поднятым флагом. Единственное, что он еще успел
сделать — дать несколько бесцельных выстрелов из кормового
орудия.
Услышав грохот выстрелов, к месту боя примчался «Мэри Роз». Хотя
капитан-лейтенант Фокс сразу понял, что положение
спасти ему не удастся, он без колебаний бросился в атаку. С дистанции 30
кабельтов комендоры эсминца открыли огонь. Стрельба противника была
достаточно хаотичной, и сначала эсминец попаданий не получил. Но когда на
дистанции 10 кабельтов он начал выполнять поворот, чтобы ввести в действие
торпедные аппараты, вражеский залп накрыл его. Фоксу оставалось лишь
скомандовать: «Спасайся, кто может».
После этого «Бруммер» и «Бремзе» потопили 9 из 12 торговых судов и ушли полным ходом, так как опасались появления
высланных по тревоге британских кораблей. Траулер «Элси» сумел спасти остатки
команд эсминцев. Самое странное, что уцелели оба британских парохода. Немцы
потопили 9 нейтральных судов, расстреляв их из орудий. Команды не получили
возможности спустить шлюпки.
Но ни конвой, ни его эскорт не сообщили о появлении врага, поэтому
Адмиралтейство до полудня 17 октября ничего не знало. Только в 15.30
вышедшие из Лервика с очередным конвоем эсминцы «Мармион» и «Обидиент» встретили
траулер «Элси». Битти узнал о нападении лишь около 17.00. К этому времени
германские крейсера были уже недосягаемы.
Адмиралтейство принялось лихорадочно искать меры противодействия
повторению аналогичного набега. Но адмирал Битти сообщил, что единственное
средство — это постоянно держать в море эскадру легких крейсеров, а он этого
обеспечить не может. Поэтому единственной мерой оказалось сокращение числа
конвоев. Кроме того, британские адмиралы сочли необходимым принять меры против
бессмысленной, по их мнению, гибели эсминцев. Тактика, пригодная для отражения
атаки подводной лодки, совершенно не годилась при нападении на конвой
надводных кораблей. Был выпущен особый приказ, где подчеркивалось, что при
появлении неприятельских кораблей конвой должен рассыпаться, а эсминцы
должны лишь отвлекать внимание противника.
«Эсминцы должны сделать все возможное, чтобы нанести противнику урон,
однако они не должны атаковать превосходящие силы неприятеля. Они обязаны
использовать свою скорость и держаться на безопасном расстоянии. Рассыпавшийся
конвой защитить все равно невозможно, и не следует рисковать
бесцельно».
Несомненный успех вдохновил Адмиралштаб считать подобные рейды далее
специальным методом ведения боевых действий. Рассматривался вопрос увеличения
запаса топлива на «Бруммере» и «Бремзе», чтобы они могли действовать в
Атлантике. Но после того, как англичане
насторожились, ни фон Хиппер, ни Шеер не соглашались рисковать своими
линейными и даже легкими крейсерами. Однако коммодор Гейнрих знал, что
скандинавские конвои по-прежнему ходят лишь со слабым противолодочным
прикрытием, и это придало ему решимости. Утром 11 декабря он отправил в море 2-ю
флотилию миноносцев, которая была сформирована из новейших
быстроходных эсминцев. 4 эсминца 4-й полуфлотилии под командованием
капитана 1 ранга Хейнеке в 17.00 повернули на запад, чтобы выйти к
Ньюкаслу, а другие 4 эсминца 3-й полуфлотилии, которыми командовал капитан
3 ранга Ганс Кольбе, продолжали идти на север.
10 декабря из Лервика на юг вышел конвой из 6 пароходов в
сопровождении эсминцев «Оуз» и «Гарри». Ночью пароходы «Петер Виллемоэс» и
«Нике» оторвались от конвоя. Командиры эсминцев почему-то решили, что они идут
прямо в Блайт, и не попытались вернуть пароходы обратно. Это спасло конвой
от полного уничтожения, так как Хейнеке был совсем недалеко. 12 декабря в
0.30 немецкие эсминцы буквально столкнулись с «Виллемоэсом» и потопили его
торпедным залпом. Около 4.00 они встретили «Нике» и тоже торпедировали его.
Немцы дважды повторили одну ошибку. Им следовало подобрать пленных, которые
могли рассказать о конвое. Однако Хейнеке так торопился, что даже не
удостоверился в гибели «Нике». А пароход сумел удержаться на плаву.
Затем Хейнеке атаковал группу траулеров и потопил один. В 5.00 он
повернул на юго-восток и направился домой, не зная, что вожделенный конвой
всего в 20 милях от него. Адмиралтейству понадобилось несколько часов, чтобы
понять, что пароходы атакованы вражескими кораблями, а не подводными
лодками.
11 декабря из Лервика в Норвегию вышел конвой из 6 пароходов в
сопровождении эсминцев «Пеллью» и «Партридж» и 4 траулеров. Также 11 декабря в
море вышли 2 эскадры крейсеров. 3-я эскадра легких крейсеров в составе
«Чатама», «Ярмута», «Биркенхеда» и 4 эсминцев вышла из Розайта. Она должна была
произвести поиск в направлении Скагеррака. Из Скапа Флоу вышла 2-я эскадра
крейсеров (броненосные крейсера «Шэннон» и «Минотаур»), которая должна была
охранять маршрут между Лервиком и Норвегией.
12 декабря конвой подходил к берегам Норвегии. Головным следовал
эсминец «Пелью», за ним шел «Партридж», а далее находились пароходы под
прикрытием траулеров. Сильный северо-западный ветер поднял порядочную
волну, поэтому эсминцы не могли дать полный ход. Почти одновременно оба
эсминца увидели на севере силуэты неизвестных кораблей. На запрос
прожектором незнакомцы дали неправильный ответ. Это были эсминцы Кольбе.
Плохая погода снизила скорость его соединения до 9 узлов, поэтому 4 германских
эсминца вышли на широту Бергена только к 6.00. Однако через пять с половиной
часов они заметили конвой.
Командиры британских эсминцев не подозревали, что в море находятся
корабли 3-й эскадры легких крейсеров (3 крейсера и 4 эсминца), и отправили
сообщение о контакте с противником главнокомандующему. После этого командир
«Пеллью» капитан-лейтенант Дж. Кавендиш пошел навстречу противнику, чтобы дать
конвою возможность спастись бегством. Однако немцы имели численное
преимущество, что позволило им парировать этот маневр. 3 неприятельских эсминца легли на параллельный курс,
завязав перестрелку с британскими эсминцами, а четвертый погнался за
удирающими пароходами.
Уже через 10 минут после начала боя «Партридж» капитан-лейтенанта
Р.Г. Рэнсома начал тонуть. Один из первых немецких снарядов попал в носовое
машинное отделение и перебил паропровод. Вскоре было разбито кормовое
орудие. Почти одновременно в носовую часть эсминца попала торпеда. Рэнсом
приказал команде спасаться. Лейтенанты Грей и Уолтерс отпустили торпедистов и
сами дали выстрел из кормового торпедного аппарата. Торпеда попала в
V-100, но, к сожалению, не
взорвалась.
«Пеллью» спасся просто чудом. Он получил несколько попаданий, его левая
машина вышла из строя, но поврежденный эсминец укрылся в дождевом шквале.
Ни один из пароходов и траулеров не спасся. «Пеллью» дополз до берега
Норвегии и с помощью норвежского миноносца «Хвас» добрался до якорной
стоянки.
Оставалась еще шаткая надежда перехватить немцев, так как 3-я эскадра
легких крейсеров находилась на пути отхода неприятеля. Крейсера развернулись в
строй фронта и пошли на север, пытаясь обнаружить германские эсминцы. Те
спаслись тоже достаточно случайно. Чтобы укрыться от ветра и волны, Кольбе
проложил курс как можно ближе к берегам Норвегии, и около 17.00 проскочил
под кормой у британских крейсеров.
Потеряв 2 конвоя, англичане были вынуждены принять меры. Был изменен
маршрут следования скандинавских конвоев, но что самое главное, было решено
для их прикрытия выделять линкоры. Это было отступлением от принципа
сосредоточения сил, однако требовалось обеспечить безопасность маршрута, по
которому доставлялись важнейшие грузы.
Тем не менее, генеральное сражение на море оставалось возможным. Два
налета на скандинавские конвои вынудили Битти прикрывать маршрут Берген - Лервик
дивизией дредноутов, что могло оказаться достаточной приманкой для Флота
Открытого Моря. Но, хотя британский главнокомандующий жаждал такого
столкновения, чтобы отомстить за корабли, погибшие в Ютландском бою,
он опасался, что Адмиралтейство не сумеет вовремя предупредить его, и Гранд Флит
не успеет появиться на сцене, прежде чем соединение прикрытия будет
раздавлено.
Успех двух ударов по скандинавским конвоям подтолкнул Шеера
попытаться нанести и третий удар. На основании данных разведки он сделал
вывод, причем совершенно неправильный, что конвои выходят в начале или в
середине недели. Он предполагал, что теперь англичане будут прикрывать конвои
более основательно, и решил привлечь к операции главные силы Флота Открытого
Моря. Перед ним стояла все та же невыполнимая задача — попытаться отрезать
часть сил Гранд Флита и уничтожить ее. Шеер не упоминает в своей книге, знал ли
он об изменении дислокации Гранд Флита. Ведь теперь в Скапа Флоу оставались
только 2-я эскадра крейсеров и несколько эсминцев. Практически весь Гранд Флит
перешел в Розайт. И теперь главные силы британского флота могли появиться на
сцене гораздо быстрее, чем раньше.
Успех плана Шеера зависел от строжайшего соблюдения секретности. Так
как полностью скрыть приготовления к большому походу просто невозможно,
германский адмирал постарался максимально замаскировать его цели. 22 апреля он
собрал корабли в Гельголандской бухте якобы для проведения тактических
учений. Это же объясняло и усиленное траление фарватеров. Нападение на
конвой было назначено на 24 апреля.
Совершенно случайно это нападение совпало по времени с операцией
Кийза по заблокированию Зеебрюгге. Но командование британского флота даже не
подозревало о готовящейся операции. 22 апреля из Норвегии вышел
очередной конвой из 34 торговых судов в сопровождении вспомогательного крейсера
«Дьюк оф Корнуолл» и эсминцев «Ларк» и «Лльюэлин». Его прикрывали 2-я эскадра
линейных крейсеров и 7-я эскадра легких крейсеров. На рассвете 23 апреля
конвой находился в 140 милях от Оркнейских островов. Именно в это время
флот Шеера начал выдвигаться на север по протраленным фарватерам. Дойдя до
внутренней кромки английских заграждений, Шеер временно стал на якорь. Дело
в том, что практически все Северное море укрыл густой туман. Через полчаса туман
немного рассеялся, и германский флот снова двинулся на север. Однако видимость
оставалась очень плохой, и через опасный район флоту пришлось
следовать малым ходом. Только к вечеру немцам удалось выбраться за пределы
минных полей и отпустить тральщики. К участию в операции Шеер привлек все
имеющиеся у него силы. Атаковать конвой должны были 1-я и 2-я Разведывательные
Группы в сопровождении 2-й флотилии эсминцев. Их прикрывали 1-я, 3-я и 4-я
эскадры линкоров, 4-я Разведывательная Группа и 1-я, 6-я, 7-я и 9-я флотилии
эсминцев. Корабли 5-й флотилии эсминцев имели слишком малую дальность
плавания и привлекались только для сопровождения флота через минные
заграждения.
В этот день на подходах к Гельголанду дежурили британские подводные
лодки V-4, Е-42, J-4,
J-6. Примерно в 20.00 командир J-6 лейтенант Уобертон в разрывах тумана заметил группу легких
крейсеров и эсминцев. Он решил, что видит какие-то английские корабли,
занимающиеся минными постановками. Но через полчаса J-6
заметила 5 линейных крейсеров, идущих на NNO в сопровождении
эсминцев. Еще какое-то время спустя он увидел группу больших кораблей. Вероятно,
это был авангард главных сил Шеера. Но все это ничуть не встревожило
Уобертона, который даже не подумал радировать в штаб об увиденном
Рано утром 24 апреля Адмиралтейство наконец
заподозрило, что происходит нечто необычное. Так как оно опасалось набега
на юго-восточное побережье Англии, то Гарвичские Силы получили приказ поднимать
пары. Конвой, подготовленный к отправке в Норвегию, пока еще стоял на якоре.
Однако Адмиралтейство решило, что полученные сведения не могут служить
основанием для его задержки, поэтому, несмотря на густейший туман, в 6.30 он
вышел из порта в сопровождении эсминцев «Урсула» и «Лэндрейл».
Но к этому времени на линейном крейсере «Мольтке», входившем в состав 1-й
Разведывательной Группы, произошла серьезная авария. В различных
источниках происшедшее описывается по-разному. Иногда утверждают, что
«Мольтке» подорвался на британской мине в районе Ставангера. Иногда говорят, что
сорвался винт на правом внутреннем вале, и турбина пошла вразнос. Осколки
стопорного клапана пробили трубопровод вспомогательного конденсатора и
повредили несколько паропроводов. Был поврежден палубный настил в отсеке
главного распредщита. Вода из холодильника немедленно залила центральное
машинное отделение и отсек распредщита. Начало заливать и бортовое машинное
отделение. Произошло засоление котлов, и машины стали. Фон Хиппер, не зная
этого, приказал кораблю отходить навстречу главным силам. Однако в 8.00
«Мольтке» был вынужден дать радиограмму: «Тяжелое повреждение, скорость 4
узла. Нахожусь в 40 милях на WSW от Ставангера». Долго
соблюдавшееся радиомолчание оказалось нарушено. Гранд Флит немедленно
получил приказ выходить в море.
Тем временем фон Хиппер повернул назад следом за «Мольтке». В 10.40
линейный крейсер был замечен кораблями Шеера, а в 11.45 его взял на буксир
линкор «Ольденбург». Буксировка велась со скоростью 10 узлов.
Она проходила трудно, буксирный трос рвался, его приходилось
заводить снова. Шеер все-таки приказал фон Хипперу продолжать поиск в северном
направлении, однако к этому времени конвой из Норвегии уже прибыл в порт.
Теперь Битти предстояло решить, что делать с конвоем, вышедшим из Англии.
Адмиралтейство предложило Битти отозвать на соединение с Гранд Флитом 2-ю эскадру линейных
крейсеров и вернуть конвой. Однако адмирал отказался и в свою очередь
приказал 2-й эскадре крейсеров и линкорам «Геркулес» и «Азинкур» выйти из Скапа
Флоу на поддержку прикрывающих конвой кораблей. Сам он вышел из Розайта с
огромными силами: 32 линкора, 4 линейных крейсера, 2 броненосных крейсера,
24 легких крейсера и 85 эсминцев. Однако теперь уже англичане погнались за
призраками, так как немцы, не обнаружив конвоя там, где предполагали, повернули
назад.
Подводная лодка J-6
заметила и возвращающиеся германские корабли, однако Уобертон снова не
сделал решительно ничего. Тем временем «Мольтке» закончил ремонт машин
и пошел своим ходом. 25 апреля около 5.00 командир подводной лодки Е-42
лейтенант Аллен заметил дымы и пошел на перехват. Около 5.30 он выпустил
последовательно 4 торпеды и услышал 1 взрыв. Германские эсминцы начали
охоту на подводную лодку и сбросили около 25 глубинных бомб, но
безрезультатно. О том, что «Мольтке» был поврежден, англичане узнали много
позднее. Линейный крейсер принял 2100 тонн воды и едва не затонул. Вскоре
Адмиралтейство узнало о возвращении немцев и разрешило Битти возвращаться в
Розайт. Вдобавок ко всему, подорвался на мине и затонул тральщик
М-67.
Так завершился последний выход германского флота в море.
А летом 1918 года англичане опробовали новое оружие, которому еще
предстояло стать грозой всех линкоров. Утром 19 июля 1918 года авианосец
«Фьюриес», шедший под прикрытием легких крейсеров и эсминцев, поднял 2
звена истребителей «Кэмел» для атаки ангаров цеппелинов в Тондерне. Первое
звено из 3 самолетов разбомбило большой ангар. Из 4 самолетов второго звена
1 был вынужден сесть на воду, когда отказал мотор, второй разбился сразу после взлета, а третий совершил
вынужденную посадку в Дании. Последний самолет этого звена достиг Тондерна
и уничтожил своими бомбами другой ангар. В разбомбленных ангарах находились
цеппелины L-54 и L-60.
Однако только 1 самолет из каждого звена сумел вернуться к
«Фьюриесу». Но даже им пришлось садиться на воду, так как конструкция корабля не
позволяла сажать самолеты на палубу. 4 из 7 пилотов сумели добраться до Дании.
Из-за больших потерь в самолетах Адмиралтейство высказалось против
дальнейших атак с участием «Фьюриеса». Оставшуюся часть войны он использовался
как база наблюдательных аэростатов.
Эффект уничтожения 2 цеппелинов бомбами самолетов «Фьюриеса»
оказался непропорционально велик. По словам одного из историков, майора Дугласа
Робинсона: «До самого перемирия германская Военно-морская дивизия
дирижаблей жила в постоянном страхе повторения такой атаки на одну из
других баз... Из-за незащищенного положения база в Тондерне впредь
использовалась только для вынужденных посадок».
Менее чем через месяц после налета на Тондерн немцы потеряли еще
один дирижабль в результате действий «корабельного» самолета. На сей раз цеппелин был уничтожен в воздушном бою. Время от
времени английские корабли выходили в море, ведя на буксире гидросамолеты.
На расстоянии атаки от цели корабли отдавали буксир, и самолеты поднимались
в воздух. Чтобы уберечь гидросамолеты от износа и поломок, их буксировали на
понтонах. Но гидросамолеты были слишком тихоходны, а колесным истребителям не хватало дальности полета, чтобы перехватывать
цеппелины в их зонах патрулирования. Тогда появилось предложение
буксировать обычные истребители на баржах позади эсминцев. Если эсминец разовьет
полную скорость, то есть более 30 узлов, самолет сможет взлететь с палубы
баржи, пробежав всего несколько футов. Примерно так взлетали самолеты с
платформ, установленных на орудийных башнях.
1 августа эсминец «Ридаут» вывел в море баржу, на которой, как птица на
льдине, сидел биплан Калли. «Ридаут» развил скорость 35 узлов, что было
почти равно взлетной скорости самолета. Когда самолет натянул свою привязь,
лейтенант Калли отдал крепления, поднял самолет в воздух и сразу же дал
руль влево, чтобы не врезаться в эсминец или не оказаться под баржей в
случае неудачи. Но все прошло гладко. «Кэмел» поднялся в воздух так же
легко, как если бы стартовал с длинной взлетной полосы на суше. Калли
покружил над эсминцем, покачал крыльями и направился к берегу. Эксперимент
прошел удачно.
Вечером 10 августа «Ридаут» снова вывел баржу с истребителем в море.
На сей раз вместе с ним были 4 легких крейсера и
12 эсминцев. На палубах крейсеров находились торпедные катера, которые
следовало спустить на воду, если будут встречены германские корабли. Кроме
«Кэмела», эсминцы буксировали 3 гидросамолета на понтонах. Эти машины
планировалось использовать для ведения разведки и спасательных работ. На
следующий день на соединение с эскадрой должны были прилететь еще 3
гидросамолета.
Рано утром на следующий день у голландского побережья торпедные
катера были спущены на воду. 3 гидросамолета, которые корабли тащили через
все Северное море, не смогли взлететь из-за сильной зыби. Зато 3
гидросамолета, перелетевшие через Ла-Манш,
появились над эскадрой точно в срок. Почти сразу после прибытия один из пилотов
заметил над собой германский цеппелин.
Гидросамолеты не могли подняться на высоту 22000 футов —
максимальную высоту действий германских дирижаблей, поэтому они и не
пытались пойти на перехват. Эскадра повернула в море. Командир надеялся, что
немцы последуют за ним, и немцы поступили именно так.
Цеппелин L-53 заманили подальше от его базы в
открытое море. «Ридаут» набрал скорость, и в 8.41 Калли взлетел после
разбега всего 5 футов. Цеппелин заметил взлет «Кэмела» с баржи, но это не
взволновало немцев, так как дирижабль мог подниматься выше и быстрее, чем любой
английский самолет. Когда «Кэмел» набрал высоту 14000 футов, он начал плохо
слушаться руля. На высоте 17000 футов начал кашлять мотор. На высоте 18000
футов Калли прорвался сквозь слой туч и в солнечном сиянии увидел немецкий
дирижабль в 200 футах над собой. Взяв ручку управления на себя, Калли
буквально поставил истребитель «на попа», чтобы его нос смотрел прямо на
дирижабль. Потом пилот нажал гашетки двух пулеметов. Один из них заклинило после
7 выстрелов, но другой «Льюис» обрушил на цеппелин шквал пуль.
Через несколько секунд языки пламени вырвались из оболочки дирижабля, и
L-53 взорвался. Еще пару минут спустя
обугленный металлический каркас рухнул в море. Из экипажа дирижабля спасся
только 1 человек, который выпрыгнул с парашютом с высоты 19000 футов,
поставив рекорд для своего времени.
Но теперь и у молодого пилота истребителя возникли некоторые проблемы.
Когда он прекратил огонь, самолет потерял управление и начал падать.
«Кэмел» пролетел 2000 футов, прежде чем Калли сумел восстановить управление
машиной. Топливо было на исходе, а британской эскадры Калли не видел нигде.
Он направил самолет к голландскому берегу. Вдали показались несколько
рыбацких лодок, и пилот решил сесть на воду рядом с ними. По мере приближения
«рыбацкие лодки» стремительно росли в размерах, пока Калли не убедился в
своей ошибке. Это были эсминцы! А вскоре показались и крейсера... той самой эскадры, с которой он вышел в море. Калли посадил
самолет на воду, и шлюпка с «Ридаута» подобрала его. За этот бой Калли был
награжден Орденом за выдающиеся заслуги, который является одной из высших
английских наград.
Налет самолетов «Фьюриеса» на Тондерн и уничтожение лейтенантом
Калли L-53 открыли боевой счет морской авиации.
Уже осенью 1918 года в строй вошли авианосцы «Винидиктив» и «Аргус», на
очереди был авианосец «Игл». В октябре 1918 года, через месяц после
вступления в строй «Аргуса», на него перелетела первая в мире эскадрилья
авианосных торпедоносцев Сопвич «Куку». Впервые авиаторпеды использовал командир
крыла Эдмондс, пилотируя гидросамолет «Шорт» с гидроавианосца «Бен Май Шри»
против турецких кораблей у Галлиполли. Командование британского флота начало
готовить настоящий воздушный налет на Киль. Теперь
Битти мог нанести смертельный удар Флоту Открытого Моря, полагающему
себя в безопасности на стоянке в Яде. Однако война закончилась
раньше.
Дальше