ГЛАВА 5
САМЫЙ ТЕМНЫЙ ЧАС
Четверг 22 мая
Четверг 22 мая стал особенно печальным днем для флота Каннингхэма. К рассвету диспозиция была следующей. Роулингс со своим Соединением А 1 находился в 45 милях к юго-западу от Китеры, двигаясь на северо-запад. Вскоре к нему должны были присоединиться Соединение В Роули, после поиска в Эгейском море, и Маунтбеттен, который прошлым вечером покинул Мальту с 5 эсминцами 5-й флотилии. Соединение С Кинга находилось в Эгейском море возле Гераклиона, начиная поиск на северо-запад, чтобы обнаружить вражеские войсковые конвои, которые могли направляться к Криту. Соединение D должно было вернуться в Александрию для дозаправки. Из Александрии вышел капитан 1 ранга Г.Л.М. Уоллер с 10-й флотилией эсминцев — «Стюарт», «Вояджер» и «Вендетта». Он должен был усилить соединение А 1 Роулингса. Капитан 1 ранга Ф. Дж. Мак с 14-й флотилией — эсминцы «Джервис», «Низам», «Айлекс» (Соединение Е без «Дикоя») — должен был обстрелять Скарпанто. Кроме того, эсминцы Мака должны были оказать поддержку Соединению С Кинга (крейсера «Найад», «Перт», «Калькутта», «Карлайл», эсминцы «Кандагар», «Кингстон», «Нубиэн»). Кингу же требовалась вся возможная помощь, так как он должен был днем совершить поиск в районе к северо-западу от Гераклиона. Это была исключительно опасная задача, но требовалось любой ценой сорвать высадку противником морского десанта. У армии было более чем достаточно забот с парашютным десантом.
В течение ночи противник не был обнаружен. Воздушные атаки кораблей Кинга начались в 7.00 и продолжались без перерыва до полудня. После полутора часов налетов Соединение С заметило одинокий каик с германскими солдатами. Позиция Кинга на 8.30 была отлично известна противнику. Он находился в 30 милях на север от Ретимо и примерно в 60 милях от Милоса, передовой базы германских бомбардировщиков, к которой приближался с каждой минутой. Каждая новая атака вызывала новый расход зенитных снарядов. Каик был потоплен «Пертом», который сам в этот момент отбивал атаку самолетов с помощью подошедшего «Найада». Учитывая необходимость более тщательной разведки, Кинг должен был развернуть свои корабли, и в то же время он должен был держать их вместе, чтобы отбивать воздушные атаки сосредоточенным огнем. В 9.09 «Калькутта» сообщил о маленьком торговом судне, и эсминцы были посланы разобраться с ним. Через час, в 10.10, был замечен итальянский миноносец и 5 маленьких парусников. К этому времени Соединение С находилось всего в 25 милях от Милоса. «Перт» соединился с эскадрой, однако «Найад» пока находился сзади, отбивая ожесточенные атаки вражеских самолетов. Вся эскадра обрушилась на «Сагиттарио», который выпустил торпеды и скрылся за дымзавесой. «Кингстон» заявил, что добился попаданий с дистанции 7000 ярдов, и сообщил о большом количестве каиков позади дымзавесы. Конвой состоял из 38 каиков с 4000 солдат, которых предполагалось высадить в Гераклионе. Несколько небольших пароходов несли танки и орудия. Конвой уже получил от Шустера приказ возвращаться, как следствие действий Гленни утром 22 мая. Однако не известно, дошел ли этот приказ до конвоя к моменту встречи с кораблями Кинга.
И сейчас Кинг принял роковое решение. До сих пор его корабли отделывались ничтожными повреждениями, однако эскадренная скорость была ограничена 21 узлом — «Карлайл» не мог дать больше. На кораблях кончались боеприпасы, и им следовало держаться вместе, чтобы оказывать взаимную поддержку при воздушных атаках. Будет ли оправдан риск, если он поведет эскадру дальше на север? Уже сейчас она находилась в 70 или 80 милях от пролива Китера. Туда эскадра сможет прибыть не раньше, чем через 4 часа. Все это время придется отбивать мощные воздушные атаки. Кинг сделал выбор. Он отозвал эсминцы и начал отход на запад. Радиограмма Каннингхэма от 9.41, сообщавшая о значительных размерах конвоя, попала к Кингу только после 11.00. К этому моменту он уже ушел далеко на запад. Каннингхэм считал решение Кинга грубой ошибкой и полагал, что уничтожение крупного конвоя оправдает тяжелые потери. С присущей ему едкостью он указал, что самым безопасным местом для кораблей Кинга была гуща вражеских судов. Сказано звонко, однако это показывает на расхождение взглядов британского адмирала и германских пилотов.
Брагадин пишет:
«В 8.30 22 мая этот миноносец «Сагиттарио» вел свой конвой в Канию, когда лейтенант Джузеппе Чигала Фульгози получил приказ вернуться на Милос, так как обстановка на суше осложнилась. Едва Чигала успел повернуть, как на востоке показались мачты британских кораблей. Это стало неприятным сюрпризом. Хотя в небе кружили свои самолеты, ни один из них не предупредил о присутствии неприятеля. Чигала приказал примерно 30 судам конвоя уходить как можно быстрее, а сам начал ставить дымзавесу, чтобы прикрыть их. Затем вместо того, чтобы самому укрыться в дымзавесе, он повернул навстречу врагу.
Как только британская эскадра, состоявшая из 5 крейсеров и 2 эсминцев под командой адмирала Кинга, заметила «Сагиттарио», она открыла огонь с дистанции 12000 метров. Вражеские снаряды падали вокруг миноносца, но стремительный зигзаг помог «Сагиттарио» уйти от сосредоточенного огня. Когда до второго крейсера осталось менее 8000 метров, Чигала повернул прямо на него и выпустил свои торпеды. Затем, намереваясь удержать англичан подальше от конвоя, он еще больше сократил дистанцию. Над вражеским крейсером, в который были выпущены торпеды, поднялся столб дыма, и Чигала решил, что добился попадания. Однако в этот момент британские корабли прекратили огонь и повернули на юго-запад. Чигала выпустил еще несколько снарядов по ближайшему эсминцу и повернул назад, полностью удовлетворенный, чтобы вновь присоединиться к конвою. Ему никто не мешал. Но испытания «Сагиттарио» еще не закончились. Несколько Ju-87 пять раз атаковали миноносец, но, к счастью, повреждений не нанесли».
Больше всех этому отходу удивился Фульгози, однако его отважный маленький корабль уцелел, а большой конвой под прикрытием дымзавесы тоже ушел.
Во время отхода на запад Кинг подвергался непрерывным воздушным атакам 3,5 часа. Казалось, что в этот день Люфтваффе все свои силы бросили против кораблей, так как бомбардировщики меньше занимались наземными целями. На легком крейсере «Найад» 2 башни вышли из строя, а близкие разрывы затопили несколько отсеков, что снизило скорость корабля до 17 или 18 узлов. В течение 10 минут рядом с крейсером разорвались 36 бомб, а за последние 2 часа на него была сброшена 181 бомба. Так как к 11.25 крейсер не мог держаться в строю, Кинг приказал остальным кораблям эскадры идти к нему на помощь. «Карлайл» тоже получил попадание, хотя оно вызвало мало повреждений. На «Перте» вышла из строя система управления огнем.
Тем временем Роулингс с Соединениями А 1 и В патрулировал в 20 — 30 милях западнее пролива Китера. «Мы выполняли полезную задачу, отвлекая на себя вражеские самолеты», — сухо заметил адмирал. Для экипажей кораблей было большим утешением видеть, что рядом еще одна эскадра подвергается не менее сильным атакам. Как только Роулингс узнал, что Кинг уходит из Эгейского моря, он решил встретиться с ним вблизи от пролива Китера. В 12.25, узнав, что «Найад» теряет скорость, а Соединению С требуется поддержка, Роулингс пошел по проливу с максимальной скоростью — 23 узла. Больше его линкоры дать не могли. Он намеревался войти в Эгейское море. Такое решение было нелегким, ведь он подставлял под удар свои линкоры, чьи мощные 15" орудия были совершенно бесполезны против самолетов. Однако большую помощь могли оказать их зенитки, так как на «Уорспайте» сохранилось 66% боезапаса, а на «Вэлианте» — 80%. Но с другой стороны, на крейсерах Соединения В снарядов оставалось опасно мало: 30% на «Фиджи» и только 18% на «Глостере».
Когда отбивающееся из последних сил Соединение С Кинга подходило к проливу, «Мессершмитт» спикировал на «Карлайл», обстреляв мостик из пулеметов. Погиб командир крейсера капитан 1 ранга Т.К. Хэмптон. Через несколько минут, в 13.12, разрывы зенитных снарядов Кинга были замечены на кораблях Роулингса, а еще через 20 минут Соединения А 1, В и С встретились и пошли на юг все вместе. Как раз в этот момент, в 13.32, «Уорспайт» был атакован 3 «Мессершмиттами». Они спикировали на линкор из низкого облака и атаковали очень решительно. Одна из сброшенных бомб попала в линкор и уничтожила 4" и 6" батареи правого борта. Были повреждены воздухозаборники котельного отделения, поэтому скорость корабля упала до 18 узлов. Вскоре после этого между островами Пори и Антикитера был замечен большой каик. Эсминец «Грейхаунд» получил приказ, потопить его. Контр-адмирал Кинг был старше Роулингса и поэтому примял командование объединенной эскадрой.
Несмотря на массированные и непрерывные бомбежки, умелое маневрирование кораблей и плотный зенитный огонь до сих пор позволяли англичанам отделаться небольшими потерями и относительно легкими повреждениями. Но теперь ситуация резко изменилась. Первой жертвой стал эсминец «Грейхаунд». Этот маленький корабль своими прожекторами обнаружил итальянскую эскадру в бою у Матапана всего месяц назад. Потопив каик, он возвращался на свое место в строю, когда в 13.51 был атакован 8 пикировщиками. Он получил 2 попадания, послужив еще одним примером уязвимости корабля, оторвавшегося от эскадры. Эсминец затонул через 15 минут, хотя его орудия стреляли до последнего. Команде удалось спустить вельбот. Кинг снова отделил эсминцы «Кандагар» и «Кингстон», чтобы подобрать спасшихся. Учитывая постоянные бомбежки и пулеметный обстрел во время спасательных работ, адмирал приказал крейсерам «Фиджи» и «Глостер» держаться рядом с этими двумя эсминцами, чтобы усилить их ПВО. Остальная эскадра продолжала двигаться на юго-запад. Кинг не подозревал о почти израсходованных запасах зенитных снарядов на кораблях Соединения В.
Прикрываемые крейсерами, «Кандагар» и «Кингстон» спустили шлюпки и подобрали остатки экипажа «Грейхаунда», в том числе его командира капитана 2 ранга У.Р. Маршалл-Э'Дина. Каннингхэм в своих мемуарах пишет, что несколько дней спустя он посетил госпиталь в Александрии. Молодой матрос рассказал ему, что в вельботе «Грейхаунда» находилось около 20 человек. Однако вражеский самолет обстрелял вельбот, и матрос спрыгнул в воду и нырнул. Вынырнув, он увидел, что все люди в шлюпке погибли, в том числе первый помощник лейтенант Робин Скотт и старший механик инженер-капитан-лейтенант Р.Э.Дж. Бремнер.
Корабли-спасатели подвергались таким атакам, что в 14.56 Кинг, теперь узнав о кончающемся боезапасе, приказал им уходить, оставив на месте свои шлюпки и плотики. Он приказал как можно скорее соединиться с эскадрой. Пока попаданий не было, но «Кингстон» был поврежден близкими разрывами.
В 15.30 «Глостер» и «Фиджи» уже были видны за кормой эскадры, догоняя ее на большой скорости. Через 20 минут отважный «Глостер», который уклонился от огромного количества бомб, получил несколько попаданий. Крейсер остановился, охваченный бушующими пожарами, верхняя палуба была искорежена. Конец его был не за горами. «Фиджи» сбросил свои спасательные плотики, но, учитывая интенсивность воздушных атак, кончающиеся боеприпасы и топливо, его капитан был вынужден вместе с эсминцами отходить на юг. Германские самолеты продолжали наседать на них. Когда корабли уходили, плавающие в воде остатки команды «Глостера» провожали их криками, так как теперь им предстоял пулеметный обстрел с воздуха. Оставалась небольшая надежда добраться до берега, который виднелся невдалеке, но потери оказались тяжелыми. Погиб и командир крейсера капитан 1 ранга Г.А. Роули. Погибли первый помощник капитан-лейтенант Джон Бретт и капитан морской пехоты Дик Формби, два очень обещающих офицера, которые вместе с автором в начале войны служили в военно-морском колледже в Дартмуте. Название «Глостер» было давней традицией в Королевском Флоте и пользовалось особой любовью. Один из первых обладателей этого имени совершил в 1740 — 44 годах знаменитое кругосветное плавание в составе эскадры Энсона.
«Фиджи» вместе с 2 эсминцами удирал на юг на скорости 27 узлов. За последние 4 часа крейсер пережил не менее 20 атак, однако теперь маленькое соединение все дальше и дальше отрывалось от главных сил флота. В1 17.10 «Фиджи» сообщил, что находится в 24 милях по пеленгу 305° от мыса Элафонизи, юго-западной оконечности Крита, то есть в 30 милях прямо на запад от Соединений А 1 и С, которые теперь шли курсом 215°. И в 18.45 везение крейсера кончилось. Он стал жертвой одинокого «Мессершмитта», который выскочил из тучи и спикировал на «Фиджи». Близкий разрыв у левого борта вызвал сильный крен и снизил скорость до 17 узлов. В 19.15 другой одиночный самолет накрыл 3 бомбами котельное отделение «А». Крейсер уже израсходовал все 4" снаряды. Крен продолжал увеличиваться, и в 20.15 «Фиджи» перевернулся и затонул в точке 34° 45' N, 23° 12' О. Капитан 1 ранга П.Б.Р.У. Уильям-Паулетт уже отдал приказ покинуть корабль. Солнце зашло (Закат в 20.20. Конец сумерек в 21.23. Восход в 6.13. Начало сумерек в 5.10.), однако было еще достаточно светло для продолжения воздушных атак. «Кандагар» (капитан 2 ранга У.Дж.Э. Робсон) и «Кингстон» (капитан-лейтенант П. Сомервилл) оставили шлюпки и плотики и в течение 45 минут отходили на юг. После наступления темноты они вернулись. Эсминцы сумели подобрать 523 человека из 780. Капитан 2 ранга Маршалл-Э'Дин, который сам был подобран «Кандагаром» после гибели «Грейхаунда», помогал спасать команду крейсера. Видя выбивающегося из сил матроса, он прыгнул в воду, чтобы помочь. Больше его никто не видел. За свою отвагу он был посмертно награжден Медалью Альберта.
Завершив подбирать команду «Фиджи», «Кандагар» и «Кингстон» повернули на соединение с Кингом. Всю вторую половину дня, двигаясь на юго-запад, Соединения А 1 и С подвергались периодическим воздушным атакам. В 16.00 к ним присоединились 5 эсминцев Маунтбеттена, которые во время перехода с Мальты отвлеклись, чтобы поохотиться на подводную лодку. Если не считать серьезного попадания в «Уорспайт», больше ни один корабль не пострадал. В 16.45 горизонтальный бомбардировщик попал в корму «Вэлианта» двумя средними бомбами, но повреждения оказались незначительными.
В 18.00 объединенная эскадра Кинга повернула на юг. Через 3 часа он повернул на восток. Теперь эскадра находилась в 55 милях южнее Крита. В течение дня были потеряны эсминец «Грейхаунд» и крейсера «Фиджи» и «Глостер», все на долготе Китеры. Поэтому было решено передвинуть район сбора на восток, чтобы не подвергаться такому большому риску. Предполагалось, что переходы в Эгейское море вокруг восточной оконечности Крита будут более безопасны.
В этот печальный день англичане получили много уроков. Интересно перечитать заметки командира «Фиджи». Хотя сейчас это кажется совершенно очевидным, к таким выводам пришли в результате горького опыта.
1. Крейсера на большой скорости, свободно маневрируя, могут уклониться от атак пикировщиков.
2. Отмечен сдерживающий эффект зенитного огня. 6" снаряды заставляют пикировщики сбрасывать бомбы преждевременно. Когда кончаются боеприпасы, атаки становятся более настойчивыми.
3. Если ожидаются новые интенсивные атаки, продолжение спасательных работ только подвергает опасности новые корабли.
4. В течение всего дня, до самого вечера, ни одна атака не была внезапной. Это позволяло сразу обстреливать самолеты и выполнять надлежащие маневры уклонения. Только внезапная атака вечером вызвала потерю хода «Фиджи». Радар не действовал почти весь день. Наблюдатели, после множества атак, научились не пропускать ничего. Подчеркну опасность низкой облачности.
В этот трагический для флота день положение на берегу оказалось не слишком хорошим и для армии. После безуспешной утренней контратаки, чтобы отбить аэродром Малеме, началось отступление британских войск на новые позиции к востоку. Весь день в Малеме продолжали прибывать транспортные самолеты, хотя это дорого обошлось немцам. В течение критического дня 22 мая немцы перебросили 3 горно-егерских батальона, легкую артиллерию и полевой госпиталь. Это особенно примечательно, учитывая состояние аэродрома и то, что он находился под обстрелом британской полевой артиллерии. Решимость отважных защитников острова не поколебалась, но к концу третьего дня стало очевидно, что немцы значительно укрепили свои позиции.
Доставка подкреплений и снабжения обороняющимся могла проводиться только по ночам. Рейсы кораблей на остров становились крайне опасными. Тем не менее, во второй половине дня 22 мая в Александрии специальный десантный корабль «Гленрой» (капитан 1 ранга сэр Джеймс Пэджет, баронет) погрузил 900 человек Собственного ЕВ Королевы полка, штаб 16-й пехотной бригады, 18 машин и направился в Тимбаки на южном берегу Крита.
Командование намеревалось удержать Крит, хотя стратегическая ситуация изменилась после захвата немцами аэродрома Малеме. Хотя противник захватил часть побережья, все вражеские морские конвои повернули назад.