СОБРАНИЕ РАБОТ АЛЕКСАНДРА БОЛЬНЫХ -- Переводы -- Н. Полмар : "Авианосцы, том 1" Переводы / / На главную страницу

10. Через Тихий океан

В конце лета 1943 года американский флот открыл новый фронт войны против японцев – в центре Тихого океана – и принял новую оперативную доктрину. Это стало возможным потому, что в состав флота вошло большое число новых быстроходных авианосцев. В этот же период произошли серьезные изменения в организационной структуре флота Соединенных Штатов, которые оказали большое влияние на управление авианосными соединениями, их комплектацию и комплектацию авиагрупп. В августе 1943 года был создан высокий пост заместителя начальника штаба ВМФ по воздушным операциям. В ведении этого офицера должны были находиться обучение и распределение офицеров-летчиков. Он также должен был определять, сколько адмиралов и кто именно будет служить на авиационных должностях. Первым этот пост занял вице-адмирал Джон С. МакКейн, который до сентября 1942 года командовал авиацией флота и морской пехоты в боях за Гуадалканал. На корабли флота были отправлены несколько выдающихся офицеров, которые должны были принять на себя командование новым наступлением против японцев.
С конца 1942 года и до середины июня 1943 года в состав американского флота вошли 9 новых быстроходных авианосцев. Первым был «Эссекс» (CV-9, 27100 тонн). Хотя он был меньше «Саратоги» и «Лексингтона» и не имел их изящных очертаний, «Эссекс» мог принять на борт более 100 самолетов. Он был быстроходным, сильно вооруженным кораблем и располагал прекрасной системой борьбы за живучесть. За ним в первые 6 месяцев 1943 года в строй вошли однотипные: «Йорктаун» (CV-10), «Лексингтон» (CV-16) и «Банкер Хилл» (CV-17). 14 января 1943 года в состав флота вошел легкий авианосец «Индепенденс» (CVL-22). Этот авианосец водоизмещением 11000 тонн был перестроен из легкого крейсера и мог действовать 35 самолетами. Вскоре за ним последовали «Принстон» (CVL-23), «Белло Вуд» (CVL-24), «Каупенс» (CVL-25) и «Монтерей» (CVL-26).
Почти одновременно с 9 новыми авианосцами появился и новый палубный истребитель – F6F «Хеллкэт». Это был первый американский истребитель, который был способен сбить «Зеро» почти в любых условиях. Заказ на этот самолет был передан фирме Грумман в середине 1941 года. При проектировании «Хеллкэта» были учтены уроки, полученные в боях с «Зеро». Первый «Хеллкэт» взлетел примерно через год после выдачи заказа – 26 июня 1942 года. Это стало рекордом скорости создания нового самолета. Первые серийные «Хеллкэты» были заказаны еще в мае, за месяц до того как взлетел прототип. На вооружение авианосных эскадрилий новые истребители начали поступать в январе 1943 года.
F6F «Хеллкэт» выглядел как увеличенный и более обтекаемый «Уайлдкэт», но на этом их сходство кончалось. F6F был крупнее и мощнее F4F. Хотя более легкий и маленький «Зеро» обладал лучшей маневренностью, более высокая скорость, потолок и способность пикировать почти всегда давали американскому пилоту возможность взять «Зеро» на прицел. А огонь батареи из 6 – 12,7-мм пулеметов мог в считанные секунды уничтожить японский истребитель. Сам же «Хеллкэт» был хорошо бронирован.
Как писал один из лучших японских летчиков: «Из множества американских истребителей, с которыми мы встречались на Тихом океане, «Хеллкэт» был единственным, который мог неплохо постоять за себя в маневренном бою истребителей». Даже по сравнению с более быстрыми Р-51 «Мустангом» и F4U «Корсаром» «Хэллкэт» считался более эффективным истребителем. Он больше, чем любой другой истребитель союзников помог повернуть ход воздушной войны, доведя соотношение потерь в воздушных боях до 19 : 1.
Кроме 6 пулеметов, «Хеллкэт» мог нести 2 – 1000-фн бомбы под крыльями и подвесной бак на 167 галлонов. Истребитель мог нести под крыльями НУРС класса «воздух-земля», а его высокая скорость обеспечивала достаточную меткость стрельбы ракетами. Проводились испытания «Хеллкэтов», несущих торпеды, но с таким вооружением самолет в боях не участвовал.
Первые 9 авианосцев имели на борту 1 или 2 эскадрильи F6F «Хеллкэтов», не считая SBD «Доунтлессов» и TBF «Авенджеров». Они начали прибывать в Пирл-Харбор летом 1943 года, а впервые вступили в бой 1 сентября, когда самолеты эскадренных авианосцев «Эссекс» и «Йорктаун» и легкого авианосца «Индепенденс» атаковали остров Маркус. Командовал Оперативным Соединением 15 контр-адмирал Чарльз Э. Паунелл, бывший морской летчик и командир «Энтерпрайза» с 1938 по апрель 1941 года. Он поднял свой флаг на «Йорктауне».
В 1942 году Маркус уже был атакован американскими самолетами, взлетевшими с «Энтерпрайза», находившегося в составе эскадры адмирала Хэлси. Теперь вражескую базу атаковали самолеты уже 3 авианосцев. Их прикрывали 1 быстроходный линкор, 2 крейсера и 10 эсминцев. (Хэлси имел в качестве прикрытия только 2 крейсера.) Авианосцы адмирала Паунелла отправили для атаки острова 6 групп самолетов. Японские сооружения были сровнены с землей, а несколько бомбардировщиков «Бетти», стоявших на аэродроме, уничтожены. Налет стоил американцам 3 истребителей и 1 торпедоносца.
Не встретив противника, адмирал Паунелл привел свои корабли обратно в Пирл-Харбор. Вскоре он снова вышел в море, уже с другой группой авианосцев. В нее входили новый «Лексингтон» и легкие авианосцы «Принстон» и «Белло Вуд». Их целью стали острова Гилберта. 18 – 19 сентября авианосцы провели 7 атак против вражеских бастионов на Тараве и Макине. Из 18 японских самолетов, обнаруженных на Тараве, половина была уничтожена, пострадали различные сооружения, японцы понесли заметные потери в людях. Гораздо важнее было то, что самолеты сделали прекрасные фотоснимки островов, которые могли пригодиться при высадке десанта. Во время атак были потеряны 4 самолета.
Затем был атакован Уэйк. На этот раз американское авианосное соединение не уступало по силе японскому, которое атаковало Пирл-Харбор в 1941 году. 5 и 6 октября остров бомбили и обстреливали самолеты с авианосцев «Эссекс», «Лексингтон», «Йорктаун», «Белло Вуд», «Каупенс», «Индепенденс». В состав оперативного соединения, которым командовал контр-адмирал Альфред Э. Монтгомери, бывший морской летчик и командир авианосца, входили также 7 крейсеров и 24 эсминца. В течение 2 дней самолеты и корабли бомбили и обстреливали Уэйк. Из 34 японских самолетов, находившихся на острове, 22 были уничтожены. Боевые потери американцев составили 12 самолетов, эксплуатационные – 14. Если предыдущие налеты на Тараву и Макин были важны благодаря сделанным фотографиям, то налет на Уэйк позволил отработать тактику действий авианосцев, которая потом применялась в течение 2 лет по пути к Токио. В бою были проверены методы управления группами из 6, 3 и 2 авианосцев, разработанные ранее контр-адмиралом Фредериком Шерманом и его штабом. (Хотя в это время сам Шерман командовал дивизией авианосцев на юго-западе Тихого океана, в штаб Монтгомери вошли несколько офицеров, служивших у него.) Также было испытано взаимодействие подводных лодок с быстроходными авианосцами. Подводная лодка «Скейт» поддерживала прямую радиосвязь с авианосцами и спасла 6 летчиков, сбитых во время атаки. Реакцию на действия «Скейта» лучше всего показывает радиограмма, посланная командиром «Лексингтона»: «Все, что вы попросите на «Лексингтоне», – ваше. Если эта штука слишком велика, чтобы вынести ее целиком, – мы разрежем ее на части». (Обычно подводники возвращали спасенных летчиков в обмен на мороженое, молоко и киноленты.)
Большинство «островов» в центре Тихого океана – это атоллы, состоящие из 20 – 50 островов, островков и рифов из острых и твердых кораллов, окружающих лагуну. Эта коллекция почти безжизненных атоллов известна как Гилбертовы и Маршалловы острова. Вместе с вулканическими Каролинскими и покрытыми зеленью Марианскими островами, Гилбертовы и Маршалловы острова образовали японскую оборонительную линию, которая преграждала путь из Соединенных Штатов и с Гавайев в Австралию, на Филиппины и в Юго-Восточную Азию. Базы на этих островах угрожали силам союзников, наступающим вдоль оси Соломоновы острова – архипелаг Бисмарка – Новая Гвинея – Филиппины. Начиная с середины 30-х годов, Маршалловы, Каролинские и Марианские острова (исключая Гуам) были изолированы японцами от остального мира. Позднее на них были построены мощные укрепления. 10 декабря 1941 года японцы высадились на незащищенных Гилбертовых островах, находившихся под английским контролем, и захватили их.
Эти 4 архипелага были превращены японцами в настоящие крепости. Один остров в каждой группе служил главной базой, а остальные были передовыми укреплениями. Союзники по-прежнему практически ничего не знали о них, так как в первые 2 года войны их самолеты-разведчики не могли долететь до этих архипелагов. В начале войны были проведены рейды «Энтерпрайза» и старого «Йорктауна», а в августе 1942 года рота морских пехотинцев высадилась на Макине. Но это тоже был только диверсионный рейд, проведенный 2 подводными лодками.
В середине 1943 года американское верховное командование приняло решение захватить некоторые острова из состава Гилбертовых и Маршалловых. В ходе операций планировалось получить базы для установления господства в воздухе над обоими архипелагами, обезопасить коммуникации союзников и заставить японцев еще больше раздробить свои силы, так как появлялся новый фронт. Кроме всего прочего, захват этих островов открывал дорогу к более важным Каролинским и Марианским островам.
Первые атоллы
Первыми объектами вторжения должны были стать Тарава и Макин в группе Гилбертовых островов. Маленькие, едва возвышающиеся над водой, коралловые атоллы являлись ключевыми пунктами в этом архипелаге, так как на них были построены аэродромы. В начале 1943 года армейские бомбардировщики В-24 «Либерейтор» начали налеты на эти и другие острова. Четырехмоторные бомбардировщики причинили мало вреда японцам, однако сумели провести аэрофотосъемку островов.
Быстроходные авианосцы подключились к операции в сентябре (рейды контр-адмирала Паунелла на Маркус, Тараву и Макин). В октябре авианосцы контр-адмирала Монтгомери нанесли мощный удар по Уэйку. Высадка десанта была назначена на 20 октября . В этот день морская пехота должна была вторгнуться на Тараву, а армейские подразделения – на Макин.
Десанты планировалось высадить силами 5-го Флота вице-адмирала Раймонда Э. Спрюэнса. В середине марта 1943 года ВМС Соединенных Штатов начали нумеровать свои флоты. При этом нечетные номера были выделены соединениям, действующим на Тихом океане, а четные – флотам, действующим в Атлантике. Обозначения оперативных соединений, групп и единиц были производными от номера флота.
Командующий 5-м Флотом вице-адмирал Спрюэнс служил начальником штаба у адмирала Нимица, главнокомандующего Тихоокеанским флотом, еще накануне своего триумфа в битве при Мидуэе. Адмирал Кинг считал, что «по своим интеллектуальным способностям он не имел себе равных среди американских адмиралов». Спрюэнс помогал Нимицу планировать операции на Тихоокеанском театре и руководить их проведением. В августе 1943 года он был назначен командующими силами центральной части Тихого океана – 5-м Флотом – и начал разрабатывать план вторжения на Гилбертовы острова – операцию «Гальваник».
За неделю до начала вторжения армейские дальние бомбардировщики начали круглосуточно бомбить японские позиции на Гилбертовых островах. Ближе к D-дню десантные корабли под прикрытием линкоров, крейсеров и эсминцев направились к намеченным островам. И потом в бой вступило только что созданное Быстроходное Авианосное Соединение – Оперативное Соединение 50.
Это было самое крупное авианосное соединение в истории. Под общим командованием контр-адмирала Паунелла находились 6 эскадренных и 5 легких авианосцев, всего 11 кораблей, имевших на борту почти 700 самолетов. Их прикрывали 6 быстроходных линкоров, 3 тяжелых крейсера, 3 крейсера ПВО, 21 эсминец. Оперативное Соединение 50, главная ударная сила 5-го Флота, было в свою очередь разделено на 4 оперативные группы.
Группа перехвата (ОГ 50.1) под непосредственным командованием Паунелла состояла из новых «Лексингтона», «Йорктауна» и легкого авианосца «Каупенс». Начиная с 19 ноября, ее самолеты наносили удары по Джалуиту и Мили в группе Маршалловых островов, чтобы помешать переброске подкрепления с этих баз на Тараву и Макин. Налеты проводились в течение 5 дней.
Под командованием контр-адмирала Артура У. Рэдфорда находилась Северная группа (ОГ 50.2). Она 19 и 20 ноября атаковала Макин, поддерживая высадку армии. Эти атаки проводили самолеты ветерана «Энтерпрайза» и легких авианосцев «Монтерей» и «Белло Вуд».
Южная группа (ОГ 50.3) под командованием контр-адмирала Монтгомери состояла из «Эссекса», «Банкер Хилла» и легкого авианосца «Индепенденс». Ее самолеты должны были атаковать японскую цитадель на острове Новая Британия – знаменитый Рабаул. Удар был нанесен 11 ноября, а потом корабли отошли на восток, чтобы 18 – 20 ноября бомбить Тараву.
Четвертым соединением была Резервная группа (ОГ 50.4) контр-адмирала Фредерика Шермана. Она начала ноябрь атаками целей на Соломоновых островах. Вместе с «Саратогой» и легким авианосцем «Принстон» находились 2 крейсера ПВО и 10 эсминцев. Адмирал Шерман имел самую слабую группу и чуть ли не самую трудную задачу. 1 и 2 ноября эти авианосцы атаковали аэродромы японцев на острове Бугенвилль на севере Соломоновых островов, пока морская пехота закреплялась на берегу этого острова, преодолевая сопротивление противника и густых джунглей. Летчики «Саратоги» и «Принстона» уничтожили и повредили 33 японских самолета, 9 торговых судов, 11 десантных барж и несколько катеров. Хотя авианосцы действовали в пределах досягаемости самолетов с аэродромов Рабаула, контратак не последовало. Токийское радио сообщило, что высадка стоила американцам 1 большого и 1 малого авианосцев, точно определив состав группы Шермана. Настоящей ценой операции были всего лишь 3 авианосных самолета.
После этих атак Шерман повернул корабли на юг, заправился топливом в море и получил приказ: «Направить все самолеты против кораблей в Рабауле». Рабаул – основная японская база на Соломоновых островах, где, по данным разведки, находятся более 150 самолетов (в действительности японцы имели еще больше). Шерман имел на своих 2 авианосцах лишь около 100 самолетов. Но «Саратога» и «Принстон» повернули на северо-запад, чтобы нанести первый удар по Рабаулу.
5 ноября в 9.00 маленькая эскадра находилась в северной части Соломонова моря, всего в 230 милях на юго-восток от Рабаула. После команды «Поднять самолеты!» с авианосцев взлетели 52 F6F «Хеллкэта», 22 SBD «Доунтлесса» и 23 TBF «Авенджера». В резерве у Шермана не осталось ни одного самолета, а задачу прикрытия с воздуха авианосного соединения выполняли базовые истребители с аэродромов на Соломоновых островах. Хотя погода в районе маневрирования авианосцев была довольно дождливой и пасмурной, 97 самолетов нашли над Рабаулом совершенно чистое небо. Гавань была забита – в ней находилось от 40 до 50 кораблей: крейсеров, эсминцев, вспомогательных и торговых судов. Однако в воздухе патрулировали около 70 японских истребителей, а вокруг порта располагались мощные зенитные батареи.
В последовавшей дикой свалке японское крейсерское соединение – главная цель налета – было разгромлено. Хотя ни один крейсер не был потоплен, зато 4 из 8 тяжелых крейсеров, находившихся в гавани, были тяжело повреждены бомбами. 2 легких крейсера и 1 эсминец получили небольшие повреждения. Вражеское сопротивление и плохое качество торпед снизили эффективность налета. В воздухе американские самолеты сбили 25 японских, еще 25 самолетов противника были «возможно» сбиты. Даже допуская, что эти оценки были завышены, легко увидеть превосходство американской авиации, так как американцы потеряли над Рабаулом 5 истребителей и 5 бомбардировщиков. Еще несколько американских самолетов были повреждены, но сумели вернуться на авианосцы. Капитан 2 ранга Генри Колдуэлл привел свой изрешеченный «Авенджер» на «Саратогу». Его стрелок был ранен, а фотограф убит. Колдуэлл сумел выполнить посадку на 1 колесе, без закрылков, без элеронов и без радио. Сопровождавший его истребитель получил около 200 пулевых пробоин, а пилот имел несколько ран, но все-таки сумел найти свой авианосец.
Приняв последние самолеты, адмирал Шерман повернул на юг, чтобы поскорее выйти из пределов досягаемости японских бомбардировщиков. Противник действительно поднял в воздух 18 торпедоносцев, однако они не сумели найти американские авианосцы.
Адмирал Хэлси, командующий американскими вооруженными силами на Соломоновых островах, был восхищен результатами налета. Он ожидал, что авианосцы получат тяжелые повреждения или даже вообще погибнут под ударами японской авиации. По словам Хэлси, результаты «превзошли наши самые смелые ожидания». В это время на «Саратоге» служил его сын.
Повредив 4 тяжелых крейсера, «Саратога» и «Принстон» во многом устранили угрозу наступлению союзников на Соломоновых островах. Эти крейсера должны были обстрелять плацдарм морской пехоты на берегу Бугенвилля и попытаться уничтожить транспорты. Хэлси решил нанести еще один удар по Рабаулу.
Теперь в этот района прибыла Оперативная Группа 50.3 контр-адмирала Монтгомери, которая состояла из «Эссекса», «Банкер Хилла» и «Индепенденса». Оперативная Группа 50.3 имела около 200 самолетов, чтобы поддержать поредевшие авиагруппы Шермана. (Бомбардировочная эскадрилья «Банкер Хилла» имела 33 новых бомбардировщика SB2C «Хеллдайвер», которые будут описаны ниже. Это был боевой дебют нового пикировщика, который должен был заменить ветерана «Доунтлесса».)
11 ноября в 8.30 самолеты «Саратоги» и «Принстона» подошли к Рабаулу с востока, но их атаке во многом помешала низкая облачность. Вторая волна взлетела с авианосцев адмирала Монтгомери, маневрировавших в Соломоновом море юго-восточнее Рабаула, и прибыла к цели через час после первой. Адмирал Монтгомери смог отправить в атаку почти все свои самолеты, так как защиту авианосцев взяли на себя самолеты флота с береговых аэродромов. На сей раз японцы оказались начеку, и в воздухе над Рабаулом патрулировали около 70 истребителей. Утренний налет принес минимальные результаты. 1 тяжелый и 1 легкий крейсера и 2 эсминца были повреждены, а 1 эсминец, грузивший торпеды, взорвался и затонул. Несмотря на ожесточенное сопротивление в воздухе, американцы потеряли всего 7 самолетов, тогда как японцы – примерно 24.
Плохая погода помешала авианосцам Шермана провести вторую атаку, однако авианосцы Монтгомери заправили и перевооружили свои самолеты и снова подняли их в воздух в 13.25. Когда взлетала ударная группа, показались японские самолеты, вылетевшие из Рабаула. Всего в контратаке участвовали около 120 самолетов – истребители «Зеро» и бомбардировщики «Кейт», «Вэл», «Бетти». Так как полетные палубы американских авианосцев были забиты самолетами, ситуация очень напоминала атаку на японские авианосцы при Мидуэе полутора годами раньше. Но американские авианосцы имели «оружие», которого так недоставало японцам при Мидуэе, – радар. Адмирал Монтгомери был готов и ждал. Он продолжал поднимать самолеты, пока японцы приближались. Авианосные и базовые истребители, которые заправились на авианосцах, находились в воздухе и встретили противника. Воздушный бой над авианосцами шел 46 минут. Ни один из 3 авианосцев и 9 эсминцев сопровождения не был даже поврежден. Ценой потери 11 самолетов американцы уничтожили почти 40 японских самолетов. Однако адмирал Монтгомери отменил вторую атаку Рабаула и отошел, чтобы успеть вернуться к Тараве к 18 ноября.
Налет 11 ноября позволил проверить возможности нового истребителя F4U-1 «Корсар», который ранее не сумел пройти испытания на борту авианосца. Береговыми истребителями, которые прикрывали корабли Монтгомери, были 24 F4U-1 «Корсара» и 12 F6F «Хеллкэтов». «Корсары» прибыли на Соломоновы острова 2 месяца назад. Они уничтожили целую группу из 14 «Кейтов» и благополучно сели на «Банкер Хилл» и «Эссекс» для дозаправки.
Налеты авианосных самолетов на Рабаул 6 и 11 ноября значительно ослабили сопротивление высадке американцев на Бугенвилле. Был еще один важный результат этих атак. Японцы в начале ноября отправили эскадрильи 1-й дивизии авианосцев «Сёкаку», «Дзуйкаку» и «Дзуйхо») в Рабаул. В ходе боев эти единственные оставшиеся у японцев боеспособные авианосные эскадрильи понесли тяжелые потери.
Оперативная группа адмирала Шермана не была атакована японцами. Заправившись, «Саратога» и «Принстон» направились к Тараве. По дороге они улучили момент и нанесли удар по захваченному японцами острову Науру, который лежал на полпути между Маршалловыми и Гилбертовыми островами. На Гилбертовых островах авианосцы Шермана должны были прикрывать с воздуха высадку морской пехоты на Тараву.
20 ноября американские войска высадились на Макине и Тараве. Макин был захвачен легко, зато битва за Тараву стала одной из самых кровопролитных в истории десантных операций.
Кроме 6 эскадренных и 5 легких авианосцев, в операции принимали участие 8 маленьких эскортных авианосцев: «Лиском Бей» (CVE-56), «Коралл Си» (CVE-57, позднее переименован в «Анцио») и «Коррехидор» (CVE-58) находились вместе с соединением вторжения на Макин; переоборудованные танкеры «Сэнгамон», «Суони» и «Шенанго» действовали вместе с группой вторжения на Тараву; «Нассау» (CVE-16) и «Барнес» (CVE-20) шли вместе с ними. Эти 2 авианосца имели на борту 44 F6F «Хеллкэта», которые должны были перебазироваться на Тараву после захвата острова. Это была уже вторая десантная операция для «Нассау», который в мае 1943 года принимал участие в высадке на Атту. Эскортные авианосцы, действовавшие у Макина, имели на борту по 16 «Уайлдкэтов» улучшенной модели FM и по 12 TBF «Авенджеров». Более крупные эскортные авианосцы, действовавшие возле Таравы, имели по 12 F6F «Хеллкэтов», 9 SBD «Доунтлессов» и 9 TBF «Авенджеров». В результате, кроме 700 самолетов на быстроходных авианосцах, американцы имели еще почти 200 самолетов на эскортных авианосцах. Но даже эти огромные силы и многочисленные корабли прикрытия не смогли обеспечить американцам абсолютное господство в воздухе над Гилбертовыми островами.
Известно, что в D-день японцы на Маршалловых и Гилбертовых островах имели не более 50 самолетов. Вечером 16 уцелевших японских торпедоносцев атаковали авианосцы контр-адмирала Монтгомери, действовавшие недалеко от Таравы. 9 атакующих прорвались мимо истребителей прикрытия и сквозь зенитный огонь кораблей прикрытия. 3 из них отделились, чтобы атаковать «Эссекс» и «Банкер Хилл», а 6 устремились на «Индепенденс». Трио было сбито без особых хлопот, а секстет сбросил по крайней мере 3 торпеды и добился 1 попадания. Легкий авианосец был поврежден, 17 человек погибли, а 43 были ранены. Однако «Индепенденс» сохранил ход и самостоятельно ушел на ремонт.
Морские пехотинцы на Тараве вели жестокие бои, зато авианосцы, обеспечивавшие воздушное прикрытие, провели 3 относительно спокойных дня. Большая часть серьезных повреждений, полученных авианосцами во время этого затишья, была причинена собственными самолетами. Вечером 23 ноября 4 истребителя с «Лиском Бея» потеряли свой корабль в дождевом шквале и получили разрешение сесть на «Йорктаун». 3 пилота сели нормально, зато четвертый опыта ночных посадок не имел. Нервничая, он забыл выпустить тормозной крюк и вместо этого, коснувшись палубы, выключил мотор. FM «Уайлдкэт» перескочил через аварийный барьер и врезался в стоящие в носовой части полетной палубы собственные самолеты «Йорктауна». 5 человек были убиты, сгорели 6 самолетов. Пилот истребителя силой удара был выброшен из кабины и отделался легкими ранениями. Пожар на «Йорктауне» был быстро потушен.
Гибель «Лиском Бея»
С авианосцем «Лиском Бей» оказалась связана еще одна трагедия. 24 ноября в 5.13 эскортные авианосцы группы, действующей возле Макина, буквально подбросило страшным взрывом, который разорвал на куски «Лиском Бей». Японская подводная лодка I-175 поразила торпедой маленький авианосец и благополучно скрылась.
Корабль в это время готовился поднимать ударную группу, и на полетной палубе стояли 13 вооруженных и заправленных самолетов. Еще 7 машин находились в ангаре. На борту авианосца имелись, по крайней мере, 9 – 2000-фн, 78 – 1000-фн и 96 – 500-фн бомб.
«Лиском Бей» вышел из строя и развернулся против ветра, но тут эсминец прикрытия сообщил о контакте с подводной лодкой. Прозвучал сигнал тревоги, а через несколько секунд была замечена торпеда, идущая прямо на корабль. Времени на какие-то приказы и маневры просто не оставалось. Раздался ужасный взрыв, хотя некоторые свидетели говорят, что взрывов было два.
Наблюдатель на одном из кораблей докладывал: «Через несколько секунд после первого взрыва внутри «Лиском Бея» произошел второй взрыв, подбросивший на высоту 200 футов вихрь обломков и даже самолеты. Казалось, взорвался весь корабль. В одно мгновение все внутренние отсеки запылали, превратившись в огненный ад». Вероятно, торпеда I-175 вызвала детонацию в бомбохранилище.
Через 23 минуты после попадания «Лиском Бей» затонул, унеся с собой командира оперативной группы контр-адмирала Генри М. Малиникса, который еще недавно командовал «Саратогой», своего капитана и 642 человека команды. Удалось спасти лишь 272 человека, из которых многие были ранены. Среди спасенных был офицер штаба капитан 1 ранга Джон Кроммелин. Он принимал душ, когда авианосец был торпедирован. Совершенно голый, он вывел из ада, в который превратились отсеки «Лиском Бея», нескольких человек, хотя при этом получил тяжелые ожоги.
В то время, когда капитан 1 ранга Кроммелин сражался за свою жизнь на раскаленной докрасна палубе гибнущего «Лиском Бея», капитан-лейтенант Чарльз Кроммелин вел ударную авиагруппу «Йорктауна», совершавшую рутинный налет на остров Мили (Маршалловы острова), лежащий примерно в сотне миль к северу. Когда он обстреливал позиции японцев с бреющего полета, его самолет получил попадание вражеского снаряда. Взрыв покрыл сетью трещин лобовое стекло кабины, перебил все приборы и изранил младшего Кроммелина с головы до ног. Один глаз у него был выбит, второй ранен, но все-таки пилот сохранил управление самолетом. Кроммелин повернул назад на «Йорктаун». Он мог что-либо видеть, только высовываясь из разбитого фонаря. В таких условиях раненные самолет и пилот пролетели 120 миль до «Йорктауна». Капитан-лейтенант Кроммелин сел на авианосец, увел свой самолет с аэрофинишеров, припарковал его, выбрался из кабины и потерял сознание. Его тут же доставили в корабельный лазарет.
Ночью 26 ноября корабли Оперативного Соединения 50 открыли новую страницу авианосной войны. Американские самолеты возвращались для посадки на свои авианосцы, когда на экранах радаров показались «призраки» – вражеские самолеты. Японцы проводили ночные налеты, чтобы тревожить силы вторжения, и американскому флоту приходилось полагаться только на зенитные орудия. До сих пор ночные операции ограничивались приемом возвращающихся ударных групп и разведчиков, которым приходилось садиться уже после наступления темноты. Изредка практиковался подъем ударных групп, разведчиков и воздушного патруля незадолго до рассвета. Однако ночью 26 ноября самолеты «Энтерпрайза» взлетели, чтобы вступить в бой. Сначала с помощью катапульты стартовали 2 F6F «Хеллкэта», за ними – TBF «Авенджер» с радаром. Группой из 3 самолетов командовал капитан-лейтенант Джон Филлипс, штурман торпедоносной эскадрильи «Энтерпрайза». Один из истребителей пилотировал Батч О’Хара, теперь командир звена на «Энтерпрайзе». В 1942 году он был награжден Медалью почета конгресса, когда стал первым асом флота.
Схема действий была следующей: радар TBF должен обнаружить вражеские самолеты, а затем с помощью того же радара «Авенджер» наводит истребители на противника. Когда истребители замечают вражеский самолет, далее они действуют самостоятельно.
Несколько раз офицер наведения истребителей «Энтерпрайза» направлял это звено к «призракам», но самолеты никак не могли установить контакт. Наконец TBF сам поймал радаром японский самолет. Филлипс осторожно пошел на сближение с врагом. На дистанции 200 ярдов он нажал гашетку. 2 крыльевых 12,7-мм пулемета «Авенджера» выплюнули струи свинца. Дистанция сократилась до 50 ярдов. С некоторым запозданием бортовые пулеметы двухмоторного бомбардировщика «Бетти» открыли ответный огонь, но вскоре японский самолет загорелся и рухнул в море. Другие японские самолеты, находившиеся поблизости, в замешательстве начали стрелять друг в друга.
Затем капитан-лейтенант Филлипс пристроился к паре японских бомбардировщиков. Снова он сблизился на 200 ярдов, открыл огонь, и вражеский бомбардировщик был сбит. Тут же стрелок «Авенджера» открыл огонь по другому бомбардировщику, но без видимого результата. Через пару минут «Хеллкэты» присоединились к «Авенджеру». Американские самолеты включили опознавательные огни. Когда истребители заняли свои места в строю, стрелок «Авенджера» снова открыл огонь по тому, что он принял за японский самолет. Истребитель капитан-лейтенанта О’Хары повернул назад, и больше его никто не видел. Возможно, О’Хара был убит стрелком «Авенджера». Менее вероятно, но тоже возможно, что затемненный японский самолет увидел освещенные американские самолеты и незаметно атаковал их. Так или иначе, но первый ас американского флота погиб.
Тарава пала через 3 дня. Вторжение на Тараву и Макин стало боевым дебютом эскортных авианосцев в десантных операциях. «Авианосцы-джипы» обеспечивали воздушное прикрытие сил вторжения, осуществляли непосредственную воздушную поддержку войск на берегу, бомбили и обстреливали цели по указаниям войск, вели противолодочное патрулирование. Все это позволяло быстроходным авианосцам заниматься более интересными делами. Эскортные авианосцы действовали хорошо, несмотря на высокий уровень эксплуатационных потерь и гибель «Лиском Бея». Злополучный авианосец был единственным американским кораблем, потопленным в боях в центральной части Тихого океана.
На Маршалловых островах
В конце ноября американские быстроходные авианосцы покинули район Гилбертовых островов. 4 декабря 2 оперативные группы ОС 50 под командованием контр-адмирала Паунелла атаковали Кваджеллейн. Этот атолл являлся главной японской базой на Маршалловых островах. Пока самолеты легких авианосцев «Белло Вуд» и «Каупенс» прикрывали соединение с воздуха, самолеты «Эссекса» и «Лексингтона» нанесли удар по острову Рой. Авианосцы «Йорктаун» и «Энтерпрайз» атаковали собственно Кваджеллейн.
Аэродром на Рое был забит самолетами. 3 бомбардировщика и 16 истребителей были уничтожены на земле, однако из-за плохой связи между атакующими и хорошей маскировки 30 или 40 самолетов остались невредимы. 18 японских истребителей и 10 бомбардировщиков были уничтожены в бою над островом. Возле Роя был потоплен большой транспорт и поврежден легкий крейсер противника.
Самолеты «Энтерпрайза» и «Йорктауна» нашли массу японских кораблей возле Кваджеллейна, который лежал в 40 милях к югу от Роя. 3 торговых судна были потоплены, а еще 1 легкий крейсер поврежден. На острове атакующие уничтожили 18 японских гидросамолетов. Всего на атолле американцы уничтожили 65 японских самолетов ценой потери 5 своих.
Когда авианосцы уже развернулись, чтобы уходить, с «Йорктауна» взлетела авиагруппа, чтобы атаковать и сфотографировать маленький островок Вотье в 150 милях к северо-западу от Кваджеллейна. Пока «Йорктаун» поднимал свои 29 самолетов, соединение было атаковано 7 японскими торпедоносцами «Кейт». Японцы подошли на очень малой высоте, чтобы избежать обнаружения радаром. Зенитный огонь «Лексингтона» уничтожил 3 «Кейта», один из которых все-таки успел сбросить торпеду. Она прошла в 100 ярдах от авианосца. Корабли прикрытия сбили еще 3 торпедоносца, а последний японский самолет даже не приблизился к кораблям.
Когда самолеты «Йорктауна» вернулись после атаки Вотье, соединение продолжило отход. Однако ночью оно все еще находилось в пределах досягаемости японской авиации и было атаковано 30 – 50 самолетами, которые использовали полную луну, освещавшую американские корабли. Зенитный огонь, управляемый с помощью радаров, помешал японцам приблизиться к соединению, и все-таки один самолет всадил торпеду в корму «Лексингтона». Взрыв заклинил руль авианосца в положении «лево на борт», убил 9 человек и ранил 35. Через полчаса тяжелой работы руль «Лексингтона» удалось поставить прямо. Так как исправными остались только 3 винта, корабль не мог развивать более 21 узла, управляться приходилось машинами. Но дальнейший отход продолжался без происшествий.
Назад к Рабаулу
Следующая авианосная группа, вступившая в бой, состояла всего из 2 кораблей: эскадренного авианосца «Банкер Хилл» и легкого авианосца «Монтерей». Командовал соединением контр-адмирал Фредерик Шерман. Авианосцам было дано задание отконвоировать 5 быстроходных линкоров с Гилбертовых островов на Соломоновы. В качестве прикрытия корабли Шермана получили 12 эсминцев. 8 декабря соединение нанесло удар по острову Науру. Самолеты бомбили его, а линкоры и эсминцы обстреляли из орудий.
Освободившись от обязанностей по сопровождению линкоров, авианосцы адмирала Шермана провели последнюю американскую атаку в 1943 году. В день Рождества их самолеты бомбили Кавиенг на острове Новая Ирландия. Военных кораблей в гавани не оказалось, и американские летчики потопили средних размеров транспорт и несколько барж. Сопротивления в воздухе они не встретили, но зенитный огонь был довольно плотным. «Банкер Хилл» и «Монтерей», прикрываемые всего лишь 6 эсминцами, благополучно отошли, несмотря на контратаку нескольких торпедоносцев «Бетти».
Однако адмирал Хэлси приказал им вернуться для новой атаки Кавиенга. На сей раз их сопровождали только 5 эсминцев, так как один был вынужден уйти на ремонт из-за аварии в машине. Авианосцы Шермана нанесли удар в день Нового Года. («Банкер Хилл» уже получил у своего экипажа прозвище «Холидей Инн» – «Праздничная гостиница».) В это время в Кавиенге стояли 2 японских крейсера и 2 эсминца. 30 японских истребителей перехватили американцев, когда те собирались атаковать японские корабли. После воздушной стычки 14 японских самолетов были занесены в «сбитые», а еще 12 – в «возможно сбитые». Американцы потеряли 2 истребителя и 1 бомбардировщик. 1 японский крейсер и 2 эсминца были легко повреждены.
И снова адмирал Хэлси приказал Шерману нанести очередной удар по Кавиенгу. «Банкер Хилл» и «Монтерей» заправились топливом в море и в сопровождении 4 эсминцев в третий раз атаковали порт. Атака была проведена 4 января и добавила на счет оперативного соединения всего 2 японских истребителя. Когда корабли уходили прочь, почти уверенные, что Хэлси снова пошлет их к Кавиенгу, были сбиты еще несколько японских самолетов. Атаки Шермана против Рабаула и Кавиенга подорвали атакующую мощь этих баз. После этого они были предоставлены сами себе, и американцы уже не обращали внимания на нейтрализованные японские крепости.
Одновременно с этими атаками американцы начали наступление на Японию и с другого направления. 31 января 1944 года американская морская пехота высадилась на побережье острова Кваджеллейн, несмотря на ожесточенное сопротивление японцев. В тот же день был оккупирован атолл Маджуро, лежащий на полпути между Кваджеллейном и Макином. Теперь флот получил передовую якорную стоянку. При захвате атолла Кваджеллейн американцы высадились на одноименный остров 31 января, а на Рой и Намюр – 1 февраля.
В декабре и январе начались налеты американской базовой авиации на Маршалловы острова с только что приобретенных баз на Гилбертовых островах. Быстроходные авианосцы наконец получили так нужный им отдых. Японцы в ответ предприняли попытки бомбить Макин и Тараву. Налеты проводились, как правило, ночью. Но атакующих встречал огонь многочисленных зенитных батарей и эскадрильи истребителей. Эти налеты причинили мало вреда и не смогли задержать американский паровой каток, несшийся через Тихий океан.
Пока американские самолеты базировались на Гилбертовых островах, они не могли установить контроль в воздухе над Маршалловыми островами. Расстояние было слишком велико, и базовые истребители не могли участвовать в операциях у Кваджеллейна. Положение начало меняться, когда 29 января на сцене появилось Оперативное Соединение 58 контр-адмирала Марка Э. Митчера.
Быстроходное Авианосное Соединение американского флота, которое ранее действовало как Оперативное Соединение 50, 6 января 1944 года получило обозначение Оперативное Соединение 58. В тот же самый день командование принял адмирал Митчер. Карьера Митчера не блистала взлетами с тех пор, как он покинул мостик авианосца. За месяц до битвы при Мидуэе Митчер, будучи командиром «Хорнета», узнал, что его собираются перевести на берег. Он хотел командовать авианосной ударной группой, однако имелось слишком много адмиралов старше его, претендовавших на такую должность. После Мидуэя Митчер получил под командование патрульное авиакрыло, базирующееся на Оаху. По сути дела это была чисто административная должность. Сам Митчер решил, что такое назначение стало результатом плохих действий «Хорнета» при Мидуэе. Однако в декабре 1942 года он становится командующим воздушным флотом, базирующимся в Нумеа – структурной единицей авиации ВМФ в кампании на Соломоновых островах. В апреле 1943 года Митчер становится командующим всей американской авиацией на Соломоновых островах и подчиняется непосредственно адмиралу Хэлси. Это была подходящая должность для боевого адмирала, однако она была ликвидирована в августе 1943 года. Митчера назначают командующим авиацией ВМФ на Западном Побережье, его штаб находится в Сан-Диего. Снова он оказывается в глубоком тылу. Однако эта служба дала Митчеру возможность отдохнуть и восстановить силы после Соломоновых островов. Что более важно – теперь Митчер был готов принять Оперативное Соединение 58.
Тем временем началось американское наступление в центре Тихого океана. Вице-адмирал Спрюэнс сдал командование ударным авианосным соединением адмиралу Нимицу, главнокомандующему Тихоокеанским флотом. (Командующие флотами, как правило, сами выбирали себе подчиненных.) На время кампании на Гилбертовых островах Нимиц назначил командующим Оперативным Соединением 50 адмирала Паунелла. Чтобы командовать быстроходными авианосцами 5-го Флота – Оперативным Соединением 58 – во время кампании на Маршалловых островах, Нимиц, вероятно, по совету Хэлси, выбрал контр-адмирала Митчера.
На момент своего формирования Оперативное Соединение 58 состояло из 12 авианосцев: 6 эскадренных и 6 легких (с только что вошедшим в строй CVL-27 «Лэнгли»).

ОПЕРАТИВНОЕ СОЕДИНЕНИЕ 58
Контр-адмирал Марк Э. Митчер

ОГ 58.1 ОГ 58.2
Контр-адмирал Джон В. Ривз Контр-адмирал Монтгомери
Энтерпрайз Эссекс
Йорктаун Интрепид
Белло Вуд Кэбот
3 линкора 3 линкора
1 крейсер ПВО 1 крейсер ПВО
9 эсминцев 9 эсминцев

ОГ 58.3 ОГ 58.4
Контр-адмирал Шерман Контр-адмирал С.П. Гинджер
Банкер Хилл Саратога
Монтерей Принстон
Каупенс Лэнгли
2 линкора 2 тяжелых крейсера
1 тяжелый крейсер 2 крейсера ПВО
9 эсминцев 8 эсминцев

На палубах этих 12 авианосцев стояли 700 самолетов. 4 авианосца, кроме обычных истребительных, бомбардировочных и торпедоносных эскадрилий, имели звенья ночных истребителей. Первыми истребителями американского флота, специально построенными для ночных действий, были F4U-2 «Корсары». Эскадрилья таких самолетов прибыла на Гуадалканал 23 сентября 1943 года. Это был первый в мире одноместный ночной истребитель. Его пилот должен был сам пилотировать самолет, следить за экраном радара и самостоятельно выходить на цель. (В это время ВВС и морская пехота использовали в качестве ночных истребителей двухмоторные многоместные самолеты.) В составе Оперативного Соединения 58 «Энтерпрайз» и «Йорктаун» имели по 3 F4U-2 «Корсара», оснащенных радаром, установленным на правом крыле. В результате вооружение самолета сократилось до 5 пулеметов. «Банкер Хилл» и «Интрепид» имели по 4 F6F-3N «Хеллкэта». Эти самолеты тоже имели на правом крыле обтекатель антенны радара.
Свои действия по поддержке высадки на Маршалловых островах Быстроходное авианосное соединение начало 29 января атаками Кваджеллейна. В последующие 3 дня японские укрепления на различных островах, а также 150 самолетов, были уничтожены. Американские авианосцы захватили полное господство в воздухе ценой потери 49 самолетов и 48 летчиков, причем эксплуатационные потери составили 27 самолетов и 24 летчика. После этого пришла уверенность, что никакие японские воздушные или морские атаки не помешают высадившимся войскам. Во время операции «Флинтлок» ни один американский корабль не был даже атакован японскими самолетами. Американские войска, высадившиеся на Кваджеллейне и Намюре, встретили ожесточенное сопротивление, но исход боев был предрешен заранее. 8 эскортных авианосцев обеспечивали воздушное прикрытие десантных кораблей и непосредственную поддержку высадившихся войск. Это были ветераны «Шенанго», «Коралл Си», «Коррехидор», «Нассау», «Сэнгамон» и «Суони», а также новые «Манила Бей» и «Нетома Бей» (CVE-61 и CVE-62, соответственно). Они имели примерно 200 истребителей и бомбардировщиков.
Атолл Кваджеллейн был захвачен после 6 дней ожесточенных боев. Затем, не теряя лишнего времени, десантные силы 5-го Флота двинулись к атоллу Эниветок, находящемуся на 350 миль ближе к Японии.
Эту фазу операции открыла Оперативная Группа 58.3 адмирала Шермана. 30 января 1944 года ее самолеты атаковали Эниветок, уничтожая все встретившиеся на их пути японские самолеты. Были потоплены несколько мелких судов, оказавшихся в лагуне. Затем последовали 4 дня интенсивных бомбардировок с воздуха укреплений на атолле. После этого авианосцы адмирала Гинджера сменили трио Шермана, а позднее к ним присоединились эскортные авианосцы.
(Знаменитый газетный репортер Раймонд Клеппер погиб, когда авианосцы Шермана атаковали Эниветок. Он вылетел на самолете с «Банкер Хилла», чтобы заснять атаку. Когда самолеты собирались вместе, завершив бомбардировку, самолет Клеппера столкнулся с другой машиной. Все 6 человек, находившихся в этих 2 самолетах, погибли.)
Авианосцы против Трука
Прикрывая вторжение на Эниветок, 3 группы быстроходных авианосцев 17 – 18 февраля атаковали атолл Трук, расположенный в 670 милях к юго-западу от Эниветока и на таком же расстоянии от Рабаула. Трук являлся центром другого архипелага – Каролинских островов – и с середины 1942 года служил базой японского Объединенного Флота. Это был первый американский налет на Трук – «Тихоокеанский Гибралтар».
После захвата Кваджеллейна Оперативное Соединение 58, за исключением Оперативной Группы 58.4 контр-адмирала Гинджера, атаковавшей Эниветок, ушло на Маджуро. Пополнив запасы, это соединение из 9 авианосцев направилось к Труку. Кроме них, в состав оперативного соединения входили: 6 быстроходных линкоров, 5 тяжелых и 3 легких крейсера, 2 крейсера ПВО, 29 эсминцев. Ожидая столкновения с японским флотом, адмирал Спрюэнс перенес флаг с тяжелого крейсера «Индианаполис» – своего обычного флагманского корабля – на линкор «Нью Джерси».
Корабли покинули Маджуро в ночь с 12 на 13 февраля 1944 года, а первый налет на Трук был назначен на 17 февраля. Как раз в этот день американские войска высадились на Эниветоке.
4 февраля американский разведывательный самолет с Бугенвилля сфотографировал Трук. Адмирал Кога, командующий Объединенным Флотом, догадался, что этот полет служит прелюдией к атаке, и приказал большинству кораблей покинуть Трук и уйти на запад, на острова Палау. Однако большое число торговых судов все-таки было вынуждено остаться из-за нехватки топлива и пресной воды, а также сильных ветров, задержавших разгрузку. По каким-то неизвестным причинам японцы не ожидали удара ранее 22 февраля.
Вечером 15 февраля имел место небольшой переполох, когда один «Бетти» не вернулся из рутинного разведывательного полета. Японцы перехватили обрывки радиопереговоров, из которых можно было сделать вывод, что к атоллу приближается американское соединение. Японцы приготовились к бою, а утром были подняты 6 самолетов-разведчиков, чтобы обследовать северные подходы к Труку. Повышенная готовность была отменена, когда разведчики ничего не обнаружили, а служба радиоперехвата определила, что источник радиограмм находится где-то между Кваджеллейном и Эниветоком.
В лагуне Трука находилось множество торговых судов и несколько военных кораблей. На аэродромах атолла стояли 365 самолетов, из которых 200 были размещены крыло к крылу, ожидая пилотов, которые должны были перегнать их далее. Обстановка очень напоминала Оаху 6 декабря 1941 года.
Оперативное Соединение 58 заправилось в море и прибыло в точку взлета самолетов незадолго перед рассветом 17 февраля. Начиная с 6.50, американские авианосцы подняли 69 истребителей: «Банкер Хилл» – 22, «Энтерпрайз» – 12, «Эссекс» – 11, «Интрепид» – 12 и «Йорктаун» – 12. Они должны были подавить сопротивление в воздухе над атоллом. Кроме того, с «Банкер Хилла» стартовал 1 самолет, который должен был координировать атаку.
Радар на Труке обнаружил приближение 60 самолетов, когда они находились в 30 минутах полета от атолла. Но связь у японцев была налажена плохо, и некоторые аэродромы получили 30-минутную готовность, а некоторые вообще не получили никаких предупреждений. И все-таки японцы подняли от 25 до 80 истребителей, чтобы встретить атакующих. Большинство из них взлетели, когда «Хеллкэты» уже находились над Труком, и начался бой. Более 30 японских истребителей были сбиты, еще около 40 были уничтожены на земле.
Затем прибыли бомбардировщики. Каждая из 3 оперативных групп подняла более 6 «Авенджеров» с осколочными и зажигательными бомбами для атаки аэродромов. На следующий день налет повторился. 125 японских самолетов было уничтожено в воздухе и на земле, примерно такое же количество было повреждено. Американские самолеты потопили 30 кораблей, в том числе танкер «Тонан-мару № 3» (19209 тонн) – одно из крупнейших японских торговых судов. Еще несколько кораблей были повреждены. Общие потери японцев составили 200000 GRT потопленными или выведенными из строя. Когда известие о потерях было получено в Токио, «шок оказался неописуемым». Из немногих военных кораблей, оказавшихся на Труке, 1 легкий крейсер, 3 эсминца и 1 охотник за подводными лодками были потоплены самолетами, а еще 1 эсминец, 1 учебный крейсер и 1 охотник добили американские корабли после атаки самолетов. 4 эсминца были тяжело повреждены.
Единственной реакцией японцев на этот рейд был налет ночью 17/18 февраля 7 или 8 «Кейтов», оснащенных радаром. «Энтерпрайз» попытался навести истребители «Йорктауна» на атакующих, но японские торпедоносцы ушли от пулеметов «Хеллкэтов». Зенитный огонь кораблей, управляемый с помощью радара, помешал японцам выполнить атаку, но один самолет все-таки всадил торпеду в «Интрепид». На корабле был заклинен руль, 11 человек погибли, 17 были ранены. Управляясь машинами, «Интрепид» ушел на ремонт под сильным прикрытием.
Неспособность ночных истребителей отразить атаку сильно поколебала уверенность в их пользе. Самолет «Йорктауна» влетел следом за «Кейтом» в строй Оперативной Группы 58.2 и помешал зенитчикам стрелять, так как те боялись сбить свой самолет.
Зато ночные бомбардировщики встретили совсем другое отношение. Ночью 17/18 февраля «Энтерпрайз» провел первую ночную атаку американских авианосных самолетов на Тихом океане. В 2.00 с него взлетели 12 «Авенджеров», оснащенных радаром, под командованием лейтенанта Ван В. Изона. Каждый самолет нес 4 – 500-фн бомбы, которые предполагалось сбросить с бреющего полета. (Атаки с пикирования и торпедные атаки в темноте считались слишком опасными.) Хотя самолеты были обнаружены японским радаром, атака оказалась очень эффективной. В цель попали 13 бомб, и на долю этих самолетов была записана треть всех потерь японцев. Самолеты добились значительно большего процента попаданий, чем во время дневных атак. Во время этого рейда был потерян 1 «Авенджер».
На рассвете 18 февраля оперативное соединение повторило атаку. Но в полдень адмирал Митчер приказал прекратить бой. Американцы потеряли 25 самолетов, в том числе 8 составили эксплуатационные потери. Погибли 29 летчиков. 1 американский пикировщик был сбит собственными кораблями на подходах к Труку. Несмотря на этот несчастный случай, быстроходные линкоры и крейсера оказали авианосцам большую помощь. Они высылали свои гидросамолеты на разведку. Гидросамолеты подбирали в море сбитых летчиков. Один гидросамолет даже сел прямо в лагуне Трука, чтобы подобрать летчика с «Эссекса». В это время в воздухе кружили 9 других самолетов, которые отогнали подальше заинтересовавшийся происходящим японский эсминец. Гидросамолет благополучно подобрал летчика и вернулся на свой корабль.
Объединенный Флот больше не использовал Трук как базу, но Оперативное Соединение 58 еще не закончило свои действия. Заправившись в море с танкеров, контр-адмирал Митчер повел 6 авианосцев оперативных групп 58.2 (теперь «Эссекс», «Йорктаун» и «Кэбот») и 58.3 («Банкер Хилл», «Каупенс», «Монтерей») еще ближе к берегам Японии. На сей раз целью были Марианские острова, лежащие в 1500 милях от японской метрополии, – Тиниан, Рота и Гуам.
Рейд был предпринят в основном для того, чтобы получить фотографии архипелага, который американские корабли и самолеты не видели с 10 декабря 1941 года, когда пал Гуам. Соединение направлялось к точке взлета, когда 21 февраля в 14.01 «Бетти» заметил его и, уйдя от преследования, вернулся на Тиниан, предупредив об опасности. (Радиопередатчик самолета сломался.) Две оперативные группы находились в 420 милях восточнее Сайпана, когда были обнаружены. Они могли достичь точки взлета только утром следующего дня, и адмирал Митчер приказал следовать прежним курсом, но приготовиться к отражению воздушной атаки. (Адмирал Спрюэнс на «Нью Джерси» после атаки Трука покинул Оперативное Соединение 58 и направился на Кваджеллейн для совещания с командованием.)
Корабельные радары, воздушный патруль и наблюдатели Оперативного Соединения 58 внимательно осматривали небо. В 21.13 радар сообщил о появлении «призраков». Корабли шли полностью затемненными. Используя данные радара, соединение изменило курс, чтобы уклониться от самой большой группы японских самолетов, которые не имели этого бесценного средства обнаружения. Зенитный огонь корабельных 127-мм орудий, управляемый с помощью радара, уничтожил несколько вражеских самолетов. Ни один из кораблей не пострадал. На рассвете авианосцы подняли «Хеллкэты», чтобы отогнать налетчиков. Всего в течение ночи и утра 35 «Бетти» и 5 «Джуди» пытались атаковать Оперативное Соединение 58. Потери японцев составили 23 «Бетти», 2 «Джуди» и 6 «Зеро». Ночные истребители «Йорктауна» снова не смогли перехватить самолеты противника.
Хотя американские корабли подходили к Марианским островам с востока, адмирал Митчер должен был провести свои авианосцы вокруг архипелага к его западному побережью, чтобы они могли поднимать самолеты, двигаясь против господствующих здесь восточных ветров. 22 февраля в 7.45 все самолеты, имевшиеся на 6 авианосцах, были подготовлены к взлету. Американцы ничего не знали о Марианских островах, но летчики без труда обнаруживали японские аэродромы. На взлетных полосах стояли ряды самолетов, ожидающих пилотов, которые перегоняли их на другие базы. Часть самолетов принадлежала японскому 3-му флоту (авианосному). После рейда Оперативного Соединения 58 против Трука эти эскадрильи, тренировавшиеся в Японии, были переброшены на Марианские острова. Первый эшелон прибыл туда 20 февраля.
Американские самолеты разбомбили и расстреляли 20 японских самолетов на Сайпане и еще 70 на Тиниане. Одно звено истребителей с «Банкер Хилла» попало в дождевой шквал и оказалось над Гуамом. Чтобы из-за навигационной ошибки не сорвать выполнение задания, «Хеллкэты» атаковали подвернувшийся аэродром и сожгли 11 самолетов в воздухе и на земле. Всего в этот день были уничтожены 168 самолетов со знаком Восходящего Солнца. Погибла примерно половина только что сформированных эскадрилий 3-го флота, что подорвало ударную мощь японского авианосного соединения. Были потоплены 2 торговых судна и несколько мелких кораблей. Наконец, в ходе рейда были получены великолепные снимки островов. Потери американцев составили всего 5 «Хеллкэтов» и 1 «Авенджер».
Пока авианосцы Митчера громили Марианские острова, 20 февраля маленькая эскадра, состоящая из «Энтерпрайза», 1 крейсера и 6 эсминцев, атаковала атолл Джалуит на Маршалловых островах.
За месяц 12 авианосцев Оперативного Соединения 58 пересекли Тихий океан, подошли на расстояние 1500 миль к Японии, сокрушив сопротивление врага в воздухе. Они нанесли тяжелые потери вражескому торговому флоту и потопили несколько военных кораблей. Из 63 кораблей Оперативного Соединения 58 ни один не был потоплен, и только авианосец «Интрепид» получил повреждения.
В юго-западной части Тихого океана
Следующей операцией быстроходных авианосцев стала серия атак японских аэродромов на Каролинских островах, чтобы ликвидировать всякую попытку сопротивления высадке в порту Холландия на Новой Гвинее, находившемся в 700 милях южнее архипелага. В этой операции снова вступил в бой «Лексингтон». Он завершил ремонт повреждений, полученных при попадании торпеды на Гилбертовых островах. Авианосец по пути на юг Тихого океана вместе с 2 быстроходными линкорами и 4 эсминцами 18 марта атаковал атолл Мили на Маршалловых островах. Это была хорошая тренировка для «Лексингтона» и остальных кораблей, но японцы дали отпор, и в линкор «Айова» попали 2 – 152-мм снаряда.
После атаки Мили «Лексингтон» присоединился к Оперативному Соединению 58 на передовой базе в лагуне Маджуро. 22 марта Оперативное Соединение 58 вышло с Маджуро под командованием теперь уже вице-адмирала Митчера. Он взял курс на острова Палау, расположенные в западной части Каролинских островов. Митчер имел 11 авианосцев с сильным прикрытием. После рейда американских авианосцев на Трук часть сил Объединенного Флота базировалась на Палау. Именно это, а также высадка американцев в Холландии, заставили американские авианосцы зайти на запад гораздо дальше, чем они делали ранее. Так как ожидались тяжелые бои, авианосцы в качестве прикрытия имели 6 быстроходных линкоров и много больше крейсеров и эсминцев, чем когда либо прежде. Несколько групп танкеров с кораблями прикрытия были развернуты в море, чтобы заправлять корабли Оперативного Соединения 58.
Японские самолеты обнаружили американский флот через 3 дня после выхода, и ночью несколько торпедоносцев атаковали его. Ни один американский корабль повреждений не получил, зато часть вражеских самолетов была сбита. Пока авианосные истребители расчищали воздушное пространство над Палау, 3 эскадрильи торпедоносцев поставили 78 мин на подходах к главной гавани. (Это был первый случай постановки мин авианосными самолетами.) 36 японских кораблей в гавани Палау были потоплены американскими пикировщиками и торпедоносцами. Были также уничтожены стоящие вне гавани старый эсминец и ремонтное судно. Всего за полтора дня воздушных атак были потоплены 2 старых эсминца, 4 охотника за подводными лодками, две дюжины торговых судов. В воздухе и на земле были уничтожены 157 японских самолетов. Американские потери составили 25 самолетов. Авианосные самолеты также атаковали близлежащие острова Яп и Волеай, но нашли там мало целей, заслуживающих внимания. Низкая облачность помогла Оперативному Соединению 58 избежать обнаружения противником при возвращении на Маджуро после атаки Палау.
Японский Объединенный Флот покинул Палау накануне атаки, опасаясь именно такого налета. Однако удар достиг своей цели, уменьшив сопротивление десантным операциям союзников на Новой Гвинее. Затем Оперативное Соединение 58 занялось непосредственной поддержкой высадки, которую проводила американская армия. 13 апреля вице-адмирал Митчер вывел с Маджуро 5 эскадренных и 7 легких авианосцев: Оперативная Группа 58.2 – «Банкер Хилл», «Йорктаун», «Кэбот» и «Монтерей»; Оперативная Группа 58.3 – «Энтерпрайз», «Лексингтон», «Лэнгли» и «Принстон»; Оперативная Группа 58.1 – «Хорнет», «Белло Вуд», «Каупенс» и «Батаан» (CVL-29), для которого это был первый боевой поход. Начиная с 21 апреля, в течение 4 дней самолеты Оперативного Соединения 58 бомбили, а корабли сопровождения обстреливали японские базы в районе Новой Гвинеи. Армейские бомбардировщики уже нанесли японцам ряд тяжелых ударов, поэтому ни один истребитель не поднялся навстречу авианосным самолетам. Лишь отдельные самолеты изредка пытались атаковать авианосцы, но их легко отгоняли, а чаще – сбивали. Зенитный огонь японцев и эксплуатационные потери стоили Митчеру 21 самолета и 12 летчиков, погибших за эти 4 дня. Непосредственную поддержку войск и ПЛО войсковых транспортов осуществляли 8 эскортных авианосцев: «Шенанго», «Коралл Си», «Коррехидор», «Манила Бей», «Нетома Бей», «Сэнгамон», «Сэнти», «Суони».
При возвращении на Маджуро корабли Оперативного Соединения 58 нанесли новый удар по Труку. За 2 дня авианосные самолеты уничтожили 59 японских самолетов в воздухе и 34 на земле. Американцы потеряли 27 самолетов в боях и 9 – при авариях. Снова большинство сбитых пилотов было спасено гидросамолетами с крейсеров и линкоров. В спасательных работах приняли участие и подводные лодки, заранее развернутые вокруг атолла. Особенно отличилась подводная лодка «Тэнг», которая спасла 22 человека, в том числе экипаж гидросамолета, перевернувшегося на сильной волне.
Самолеты с легкого авианосца «Монтерей» и 2 эсминца потопили японскую подводную лодку. Кроме того, на Труке были потоплены несколько мелких кораблей.
После атаки Трука быстроходные авианосцы получили 6 недель отдыха, по крайней мере – большинство из них. Старушка «Саратога» первые 2 месяца 1944 года действовала в центре Тихого океана в составе Оперативного Соединения 58. После этого «Сара» отделилась от армады Митчера и вместе с 3 эсминцами направилась в Австралию. 4 корабля обогнули Австралийский континент и 20 марта прибыли в Перт. После однодневной стоянки они вышли в Индийский океан. Там 27 марта «Саратога» и ее эсминцы встретились с британским Восточным флотом сэра Джеймса Сомервилла. 31 марта «Саратога» с кораблями сопровождения прибыла в Тринкомали.
В течение первых 4,5 лет войны англичане использовали свои авианосцы исключительно как оборонительное оружие. Они поддерживали действия войск на берегу, охотились за подводными лодками, прикрывали важнейшие конвои. Даже атака итальянского флота в Таранто являлась стратегически оборонительной попыткой создать благоприятные условия для британских кораблей, действующих в Средиземном море. Теперь, наконец, английский авианосный флот перешел в наступление. В составе Восточного флота имелся только один авианосец – «Илластриес». По различным соображениям – как политическим, так и военным – верховное командование союзников хотело, чтобы англичане начали наступательные операции против японцев. Поэтому «Саратога» и была передана Восточному флоту.
Прежде чем начать активные действия, «Илластриес» должен был провести длительные интенсивные тренировки. Хотя британский авианосец отлично действовал на Средиземном море, для Тихого океана этого было недостаточно. Его авиагруппа (около 50 самолетов) по американским критериям была очень мала. Она состояла из истребителей F4U «Корсар» и бомбардировщиков «Барракуда». Истребительные эскадрильи «Саратоги», прежде чем пересесть на F6F «Хеллкэты», летали на «Корсарах», поэтому пилоты «Саратоги» легко сработались с англичанами. Однако «Барракуда» была плохим партнером для американских бомбардировочных эскадрилий, летавших на SBD «Доунтлессах» и ТВМ «Авенджерах» (улучшенный вариант TBF). Самолет «Барракуда» не только выглядел неуклюже, он был неуклюжим. Когда первая «Барракуда» села на «Саратогу», один американский офицер невольно воскликнул: «Боже мой! Скоро лайми начнут строить самолеты!»
Тренировки двух авианосцев продолжались до середины апреля 1944 года. Наконец 16 апреля адмирал Сомервилл вывел в море свое Оперативное Соединение 70. Вероятно, это было самое интернациональное соединение в истории. Флаг Св. Георгия, кроме «Илластриеса», развевался на 2 линкорах, 1 линейном крейсере, 4 крейсерах и 7 эсминцах. В состав соединения входили 1 французский линкор, голландские легкий крейсер и эсминец, новозеландский легкий крейсер, 4 австралийских эсминца. «Саратога» и 3 эсминца несли «Звезды и полосы». Всего под командованием Сомервилла находилось 27 кораблей 6 наций.
Оперативное Соединение 70 должно было нанести удар по порту Сабанг на северо-западной оконечности Суматры. Порт имел великолепные доки и большое нефтехранилище. Он являлся ключевым звеном системы снабжения топливом японского флота и авиации. Перед рассветом 19 апреля Оперативное Соединение 70 прибыло в точку взлета, находящуюся в 115 милях от Сабанга. В 5.30 авианосцы начали поднимать самолеты. С «Илластриеса» взлетели 13 «Корсаров», с «Саратоги» – 24 «Хеллкэта». Затем стартовали бомбардировщики: 17 «Барракуд», 18 «Доунтлессов», 11 «Авенджеров». Примерно в 7.00 эти 83 самолета оказались над целью. Японцы были застигнуты врасплох, и взрывы бомб стали для них первым предупреждением о начале атаки. 8 «Хеллкэтов» пролетели над Суматрой, чтобы обстрелять обнаруженные аэродромы, и уничтожили на земле 3 японских самолета. Еще 21 самолет был уничтожен на аэродроме Сабанга. Более важным было то, что самолеты уничтожили 3 из 4 больших цистерн с нефтью и серьезно повредили доки. В гавани было очень мало судов, но один небольшой транспорт был потоплен бомбами, а второй выбросился на берег. Единственной потерей союзников стал сбитый истребитель с «Саратоги». Пилот выпрыгнул с парашютом из горящего самолета и опустился в море. Остальные «Хеллкэты» остались прикрывать его с воздуха, а несколько самолетов полетели на поиски британской подводной лодки, специально выделенной для спасательных работ. Рация подводной лодки работала на иной частоте, чем рации истребителей, поэтому летчики направили субмарину к сбитому пилоту, сигналя ей руками. Когда она подошла к надувному плотику, ее обстреляли японские береговые батареи. Однако истребители пулеметным огнем быстро заставили их замолчать, и подводная лодка подобрала пилота.
Единственной попыткой японцев противодействовать налету стал слабый зенитный огонь. В течение дня 3 «Кейта» попытались атаковать авианосцы, но были быстро уничтожены «Хеллкэтами» воздушного патруля.
«Саратога» уже получила приказ возвращаться в Соединенные Штаты, но эта атака оказалась настолько успешной, что начальник штаба американского ВМФ предложил по пути провести еще один налет.
Многонациональное Оперативное Соединение 70 снова вышло в море. За время, прошедшее после атаки Сабанга, произошла одна важная перемена. «Илластриес» заменил свои «Барракуды» на TBF «Авенджеры» американской постройки.
На сей раз целью операции была Сурабая, расположенная на северо-восточном побережье Явы. Снова соединение подошло к точке взлета, не замеченное японцами. 17 мая в 6.30, когда корабли находились в 130 милях от Сурабаи (и в 90 милях от южного побережья Явы), с авианосцев взлетели 40 «Хеллкэтов» и «Корсаров», а также 45 «Авенджеров» и «Доунтлессов». Главной целью налета был единственный на Яве нефтеперегонный завод. Также планировалось атаковать машиностроительный завод, производивший детали самолетов, и портовые сооружения. Снова рейд завершился успехом. Все цели получили серьезные повреждения, а сопротивление в воздухе отсутствовало. Атакующие потеряли 1 «Авенджер» с «Саратоги» (3 человека экипажа были захвачены японцами в плен). 2 японских самолета были сбиты в воздухе и 21 – уничтожен на земле. Было потоплено 1 маленькое торговое судно.
Оперативное Соединение 70 приняло все свои самолеты, за исключением злосчастного ВМ, и без препятствий ушло прочь. На следующий день «Саратога» и 3 эсминца сопровождения расстались с союзниками и направились в Пирл-Харбор. Восточный флот вернулся на Цейлон.
Два рейда «Саратоги» и «Илластриеса» разбудили японцев, мирно дремавших в Ост-Индии. Был нанесен удар по системе снабжения Японии нефтью. Одновременно эти атаки отвлекли внимание противника от центральной части Тихого океана, где начиналась новая кампания – на Марианских островах.


Дальше