Глава 2
СЛУЖБА В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Как и следовало ожидать, новые лидеры типа V были переданы флотилиям Северного моря, где обстановка была самой сложной. К лету 1917 года все 5 возглавляли флотилии, а осенью должны были появиться "Шекспир" и первые 5 обычных эсминцев V. К весне производительность верфей возросла, в строй вступили 30 новых эсминцев, еще 7 ожидались в течение ближайших недель. Но война неумолимо брала свое. Северное море кишело германскими и британскими минами, и новые эсминцы это очень скоро почувствовали.
"Валькирия" входил в состав 10 флотилии (Гарвичские силы) уже 6 месяцев. Эсминец участвовал в большинстве активных поисков в водах противника и сопровождении конвоев, что было участью гарвичских эсминцев. Во время типичного "перегона скота", он вместе с дивизионом из 4 эсминцев типа R прикрывал южный фланг конвоя, идущего в Хук оф Холланд. Другой лидер -- "Нимрод" -- и еще 4 эсминца прикрывали конвой с севера. Приказ был таков: провести конвой до голландских территориальных вод, а после этого сопровождать возвращающийся домой конвой. Но в отличии от множества подобных рутинных операций дела начали расходиться с планом.
Ночью 22 декабря 1917 года в 22.15 "Валькирия" и его дивизион шли зигзагом со скоростью 14 узлов. Внезапно раздался ужасный взрыв, следом еще один. Капитан 2 ранга Бёрджес Уотсон на "Темпесте" потерял свой лидер из виду, но скоро увидел его опять, окруженным облаком пара. Уотсон немедленно приказал остальным эсминцам остановиться и подбирать спасшихся. Вскоре стало ясно, что они влетели на минное поле. Какое-то время казалось, что "Валькирия" тонет, однако самые первые "V и W" показали, что строят их на совесть. Поэтому "Сильф" получил приказ подготовиться к буксировке. Задержка была мучительной. Больше часа корабельный медик "Сильфа" возился с обваренными и обоженными механиками "Валькирии", а буксировка все не начиналась.
Тем временем конвой добрался до Хука без новых происшествий. Эсминцы сопровождения рассеялись как было предусмотрено ранее, чтобы в 3 милях севернее плавучего маяка Маас встретить обратный конвой. 23 декабря в 1.30 "Сюрприз" соединился с "Нимродом", "Радиантом" и "Торрентом" возле буя. Однако англичане, опасаясь подводных лодок, не решались идти навстречу конвою. Когда через час к ним присоединился "Торнадо", дивизион построился в кильватер и пошел на юг к бую. "Нимрод" остался дожидаться конвоя. Внезапно прогремел глухой взрыв, и "Торрент" остановился и лег на борт. "Сюрприз" немедленно повернул назад, чтобы оказать помощь, но "Торрент" так быстро погружался, что подойти к его борту было просто нельзя. "Торнадо" держался сзади по другому борту. "Радианту" было приказано держаться подальше и искать подводную лодку. Это решение оказалось настоящим даром небес, учитывая то, что произошло далее.
Пока "Сюрприз" и "Торнадо" подбирали остатки экипажа "Торрента", поврежденный корабль был разнесен на куски вторым взрывом и мгновенно затонул. Оба спасателя держались поодаль, и "Торнадо" дал ход, чтобы соединиться с "Радиантом". Однако "Сюрприз" попытался поднять свой вельбот и спасательные плотики, когда у него под мостиком прогремел взрыв. Капитана 2 ранга Томсона выкинуло за борт, однако ему повезло -- его подобрал собственный вельбот.
Следует помнить, что эта серия катастроф произошла во вражеских водах, и оставалось неясно -- попала флотилия на минное поле или нарвалась на аса-подводника вроде Отто Веддингена. Несмотря на то, что четвертый и пятый взрывы были видны с того направления, куда ушел "Торнадо", почти никто не верил в мины. Для военного трибунала оказалось полной неожиданностью, что все уцелевшие офицеры дружно утверждали, что все это натворили торпеды одной-единственной подводной лодки. После перемирия англичане получили карты германских минных полей и только тогда узнали, что весь район очень густо засеян минами. Теперь не осталось сомнений, что все 3 корабля подорвались на минах.
Каковы бы ни были причины, положение было отчаянным. Уцелел только 1 эсминец из 4, но он находился в страшной опасности. Никто не обвинил бы командира "Радианта", если бы он ушел. Однако эсминцы Гарвичских Сил были верны традиции помогать своим товарищам до последнего. Послав срочный сигнал бедствия "Нимроду", "Радиант", не колеблясь, двинулся подбирать уцелевших моряков. К сожалению, от экипажа "Торнадо" остался только 1 человек, поэтому "Радиант" и "Нимрод" вернулись в Гарвич с жалкими остатками экипажей 3 кораблей. 10 флотилия получила сокрушительный удар -- лидер был поврежден, а 3 эсминца потоплены.
Тем временем разбитый лидер тоже доковылял до дома. Но "Валькирию" пришлось буквально перестраивать заново. Около 30 футов левого скулового киля были оторваны, пробоина поднималась до верхней палубы. Обшивка и переборки носовой кочегарки были уничтожены. Мачта и передняя труба рухнули. Верхняя палуба была смята, оказалось, что лидер просто чудом не переломился надвое. Ценой больших усилий ремонтников "Валькирия" был подготовлен к переходу из Гарвича в Чатам, где предполагалось провести капитальный ремонт. Переход занял 14 часов, включая обрывы буксира. Только в июле следующего года корабль покинул верфь Чатама. Больше он не вернулся в Гарвич и был переведен в 13 флотилию, базирующуюся в Розайте.
Еще одной жертвой германских мин стал "Уорвик", который был флагманом вице-адмирала Кийза во время операции по заблокированию Зеебрюгге в апреле 1918 года. Возвращаясь после второй попытки заблокировать Остенде 10 мая он подорвался на мине и потерял корму. "Велокс" подошел к борту, чтобы удержать корабль на плаву, и 2 эсминца побрели обратно в Дувр. Как и в случае с "Валькирией" ремонт затянулся на долгие месяцы. До конца своих дней "Уорвик" носил боевые шрамы -- это был единственный эсминец с прямой кормой, вместо нормального легкого изгиба.
13 флотилия первой была составлена целиком из новых эсминцев "V и W". Однако эти эсминцы вошли в состав 6 флотилии в Дувре; 11, 12, 14 флотилий в Скапа и вновь сформированной 20 флотилии. Она действовала в качестве соединения быстроходных заградителей из Иммингхэма, устье Хамбера. Почти все время ею командовал капитан 1 ранга Бервик Кертис, один из самых необычных капитанов-миноносников. В феврале 1918 года "Вэнок", "Вэнкуишер", "Виимент" и "Венчерес" вместе с несколькими эсминцами R и группой довоенных кораблей образовали соединение Кертиса. К концу 1917 года 7 эсминцев типа V были оборудованы для минных постановок, но только 20 флотилия была специально обученным соединением. Их часто отвлекали для сопровождения конвоев и патрульной работы, иногда им придавали другие эсминцы для минных постановок, но ядро оставалось неизменным.
У минных заградителей были сняты задний двухтрубный торпедный аппарат и 4" орудие с квартердека. Вместо них были установлены минные рельсы и лебедки. Кроме того были сооружены полотняные экраны с нарисованными орудиями и торпедными аппаратами, чтобы ввести в заблуждение постороннего наблюдателя. Чтобы превратить их обратно в эскадренные миноносцы требовалось 12 часов -- именно такое время занимала обратная установка орудия и торпедного аппарата. Но некоторые эсминцы так и сохранили минные рельсы.
Капитан 1 ранга Тапрелл Дорлинг, более известный под псевдонимом "Таффрейл", оставил единственный детальный отчет о деятельности 20 флотилии, которая состояла из ночных походов в германские воды для постановки мин. Кроме того флотилия испытала новую адскую машину, которая получила широкую известность в новой мировой войне -- магнитное "М-грузило". Минные постановки производились во время прилива, чтобы сократить риск попасть на свои или чужие мины, ведь определяться можно было с точность не более 1 мили. Трудности ночного маневрирования усугубляла необходимость хранить строгое радиомолчание. 20 флотилия действовала буквального у самого германского порога, ей грозили мели, вражеские мины и патрули. Минные заградители, имея на борту смертоносный груз, не могли сражаться7 Приказы строжайше запрещали им стрелять самим и попадать под обстрел.
Мины ставились в шахматном порядке. Каждый эсминец ставил по 20 мин в каждом ряду, а всего -- 40. Корабли держали скорость 10 - 15 узлов. Часто случались мелкие неполадки, типа заклинивания минной тележки на рельсах. Самой главной опасностью было столкновение, так как оно ставило под удар все соединение. Флотилия поставила около 15000 мин во вражеских водах в 1918 году. Первый Лорд Адмиралтейства сэр Эрик Геддс считал, что на них погибло не менее 100 вражеских кораблей.
Единственное несчастье с 20 флотилией произошло в ночь 2 августа 1918 года, когда она ставила мины в Гельголандской бухте. Она шла кильватером на большой скорости. Внезапно в 23.45 под "Вииментом", который шел пятым в колонне, грохнул мощный взрыв. По словам Таффрейла "яркий сгусток красного и оранжевого пламени, смешанного с дымом и водой, вырвался из моря и поднялся на высоту 200 футов. Это было ужасное зрелище". Когда его собственный корабль "Телемахус" проходил мимо, корма "Виимента" еще держалась на воде, но вся передняя часть до труб была уничтожена взрывом носового погреба. Каким-то чудом командир эсминца капитан-лейтенант Хоммерсли-Хиинэн не получил ни царапины, хотя взрыв швырнул его на 400 ярдов в сторону.
"Виимент" еще можно было довести до порта, и 2 корабля остались рядом с ним, чтобы начать буксировку. Однако в четверти мили "Ариэль" нарвался на новую мину и затонул в течение 15 минут. Обломки "Виимента" пылали, гремели взрывы снарядов и кордита, однако когда занялся рассвет, его все еще буксировали. Однако переборки не выдержали, и корма начала подниматься вверх. Усиление ветра сделало буксировку невозможной, поэтому капитан 1 ранга Бервик Кертис с "Абдиэла" приказал затопить корабль. Прочность "V и W" подтвердилась еще раз, "Телемахус" выпустил множество снарядов в ватерлинию "Виимента", но тот отказывался тонуть. Наконец обреченный эсминец был потоплен взрывами глубинных бомб, сброшенных в нескольких футах от него.
Некоторое представление о напряженности службы британских эсминцев в годы войны можно получить, рассматривая список потерь середины лета 1918 года. Из 3 эсминцев "V и W" Дуврского Патруля "Уорвик" стоял в ремонте, после того как на мине потерял корму. Из строя вышли 2 лидера Гарвичских Сил -- следом за "Валькирией" на мине 31 мая 1918 года подорвался "Шекспир". Ему тоже требовался капитальный ремонт, и он провел на верфи 5 месяцев. 3 из 12 кораблей 11 флотилии проходили переоборудование, "Ванкувер" ремонтировался после столкновения. Из состава 13 флотилии "Уэссекс" был поврежден по той же причине, еще 2 эсминца переоснащались. Всего же погибли 4 корабля этого типа: "Скотт" и "Виттория" были торпедированы, "Виимент" и "Верулам" подорвались на минах в период с июня 1917 года по сентябрь 1919. За это же время 18 кораблей побывали на верфях, ремонтируясь после боевых повреждений и аварий. ("Шекспир", "Валькирия", "Ванкувер", "Вэнити", "Вампир", "Вэнок", "Вега", "Вендетта", "Версатиль", "Верулам", "Вицерой", "Вимиера", "Уорвик", "Вивейшиес", "Вестминстер", "Уирлуинд" "Рестлер", "Уэссекс")
Хотя большинство кораблей "V и W" занимались в основном противолодочным патрулированием, только 1 корабль добился успеха до Перемирия -- это было исправлено в годы новой мировой войны. 27 июля 1918 года "Ванесса" (11 флотилия, Гранд Флит) потопил глубинными бомбами UB-107 возле Скарборо. Подводная лодка была замечена траулером "Кальвия", а после погружения засечена гидрофонами эсминца.
Балтийская капания, 1918 - 20
Самыми раздраженными людьми Королевского Флота после подписания Перемирия были, конечно, экипажи 4 эскадры легких крейсеров и 13 флотилии эсминцев. Через день после сдачи германского Флота Открытого Моря победоносному Гранд Флиту адмирала Битти тот самый крейсер, который вел германские линкоры в Фёрт оф Форт, легкий крейсер "Кардифф" вместе с 4 другими легкими крейсерами, 9 эсминцами ("Валькирия", "Верулам", "Вестминстер", Вендетта", "Уэйкфул", "Уэссекс", "Виндзор", "Волфхаунд", "Вулстон") и 7 тральщиками отправился на Балтику. Им пришлось забыть про послевоенные увольнения, хотя многие не видели жен и детей несколько лет. Однако необходимость была такой острой, что пришлось пойти на жертвы. Соединение получило приказ поддержать эстонское, латвийское и литовское правительства в борьбе против агрессии большевиков. Это было результатом полной анархии, воцарившейся в Прибалтике после военного краха России в 1917 году. Ситуация не улучшилась, а скорее ухудшилась после краха Германии год спустя. Ленин отбросил в сторону связывающие его положения Брест-Литовского договора, заявив, что Прибалтику нужно освободить, а Балтийское море должно стать "Советским озером".
Именно реальная угроза большевизма, а не расползание революционных доктрин всегда считалось причиной британского вмешательства на Балтике. Его Величества Правительство старательно напоминало Адмиралтейству, что морские силы посланы в Балтийское море не для войны в Советской Россией. Первоначальные приказы командиру 4 эскадры легких крейсеров контр-адмиралу Александер-Синклеру требовали "продемонстрировать британский флаг и поддержать британскую политику, как того потребуют обстоятельства". Кроме того он должен был проследить, чтобы поставки оружия благополучно достигли Эстонии И Латвии. Однако "намерения большевистских кораблей, действующие у берегов Балтийских провинций, должны считаться враждебными".
Самой большой опасностью однако был не Красный Флот, а колоссальное количество русских и германских мин, высыпанных в воды Балтики. Кроме того существовали серьезные навигационные трудности. Балтика достаточно мелкое море, поэтому сочетание отмелей и недостоверно указанных минных полей оставляло британской эскадре мало пространства для маневра. Вскоре после прибытия англичане получили пугающую демонстрацию того, что их ждет. Направляясь к Эзелю один из легкий крейсеров -- "Кассандра" -- подорвался на мине и начал тонуть. В полной темноте эсминцы "Вендетта" и "Вестминстер" подошли к борту обреченного крейсера, чтобы снять экипаж.
"Вендетта" стоял у левого борта крейсера. Вода была ледяной, сильная волна постоянно грозила ударить корабли друг о друга. Несмотря на темноту и качку только 1 человек поскользнулся и свалился между бортами. Наконец эсминец отвалил, переполненный спасенными, чтобы позволить своим товарищам продолжить работу. Когда отвалил "Вестминстер", с борта "Вендетты" заметили еще одного человека на борту крейсера, поэтому эсминец снова пошел назад. Чтобы избежать повреждений, командир "Вендетты" приказал оставшемуся спустить шлюпку и сдрейфовать к эсминцу в одиночку. Дело закончилось благополучно, однако этого моряка сразу отдали под суд за неисполнение приказа покинуть корабль!
Гибель "Кассандры" не повлияла на цели Балтийской экспедиции, однако экипаж "Кассандры" пришлось вернуть в Розайт. После того, как "Калипсо" налетел на затопленный корабль возле Либавы и получил повреждения, его тоже пришлось отправить домой. "Вестминстер" и "Верулам" столкнулись и ушли на ремонт, увезя экипаж "Кассандры".
Первое столкновение с Красным Флотом было довольно курьезным. 26 декабря 1918 года офицеры и матросы находились на берегу в Ревеле, готовясь у банкету в их честь, который давали эстонские власти. Внезапно на горизонте был замечен странный корабль, а вокруг гавани начали рваться снаряды. Это был советский эсминец "Спартак" -- один из новейших и сильнейших кораблей царского флота. У него на борту находился Ф.Ф. Раскольников, член советского Реввоенсовета, специально назначенный командовать операцией.
К несчастью для себя "Спартак" лишился сопровождения, так как на эсминце "Автроил" произошла поломка в машине, на "Азарде" кончилось топливо, а крейсер "Олег" вообще никуда не пошел. Считая, что линкор "Андрей Первозванный" поддержит его, и таким образом избавит от всех опасностей, Раскольников сигналом передал, что намерен обстрелять Ревельскую гавань в одиночку. Однако его уверенность испарилась, когда он увидел, что эсминец "Уэйкфул" подняв пары всего за 15 минут покидает гавань. Следом за ним двинулись крейсера "Калипсо" и "Карадос".
"Уэйкфул" ринулся в погоню, противник бросился наутек. Но внезапно он повернул на 16 румбов и выкинул белый флаг. Оказалось, что незадолго до этого он передал по радио: "Все пропало. Меня преследуют англичане". После этого он на полном ходу вылетел на мель и потерял руль и винты.
Советская версия гласит совершенно иное. "Преследующие британские эсминцы развили скорость 35 узлов, тогда как "Спартак" не смог дать полный ход из-за неправильных действий машинистов. Около 13.30 выстрел из носового орудия, развернутого назад до предела, разбил штурманскую рубку. При этом были уничтожены и разбросаны все карты, поврежден мостик и контужен рулевой. В результате корабль потерял управление".
Захват совершенно исправного корабля противника -- явление очень редкое в современной морской войне. Какой-то хитрец из команды "Вендетты" предложил отдать "Спартак" на поток и разграбление, как законный приз. Советский корабль казался медленно тонущим, поэтому было отдано разрешение снять все, что удастся. Однако оценка была слишком пессимистической, и большое количество ювелирных изделий и серебра уволокли без проблем. В это трудно поверить, но свидетели подтверждают, что собственными глазами видели, как "Вендетта", вернувшись в Порт-Эдгар, выгрузил большое количество добычи, которая должна была бы поступить в призовой фонд.
В одном из машинных отделений "Вендетты" оказался бывший инженер-горняк, который умел обращаться с помпами. Осмотрев машинное отделение "Спартака", он сообщил приятную новость -- корабль можно удержать на плаву просто закрыв кингстоны и пустив помпы. После того, как это было сделано, трофей отбуксировали в Ревель, где банкет превратился в победное пиршество. Теперь англичане задумались, как им поймать "Олег", после того как из захваченных на "Спартаке" документов стала известна диспозиция советских кораблей. "Вендетта" и "Вортигерн" отправились искать крейсер и эсминец "Автроил". "Олег" обнаружить не удалось, но "Автроил" нарвался на 5 британских кораблей и тоже сдался6 поняв, что не сможет спастись. Кроме 2 современных эсминцев англичане захватили Раскольникова, который был найден на камбузе среди мешков с картошкой. Позднее его обменяли на 18 пленных англичан, попавших в лапы большевиков. Оба эсминца были переданы новорожденному эстонскому флоту, в котором они служили под именами "Вамбола" и "Леннук".
Одна из реликвий этого столкновения пережила и "Спартак" и "Автроил". Когда команда "Вендетты" обыскивала "Спартак", один из англичан прибрал корабельную рынду. Возможно в результате нехватки цветных металлов на "Вендетте" не было нормального корабельного колокола, теперь этот недостаток был исправлен. Потом "Вендетта" был передан Королевскому Австралийскому Флоту, завоевал громкую славу и к конечном итоге был затоплен возле Сидней Хедз в 1948 году. Можно лишь надеяться, что кто-нибудь сохранил этот колокол, учитывая его редкостное происхождение.
Британские силы, действующие в таком отдалении от дома, испытывали страшное напряжение, которого не могли долго выдержать, и в январе 1919 года были сменены. Однако когда 10 января они прибыли в Розайт, они могли считать, что выполнили большую часть своих задач. Финны более не считали, что их безопасности кто-то угрожает. Эстония получила материальную поддержку, которая помогла ей установить независимость. Когда на Балтику прибыла эскадра контр-адмирала Коуэна, она встретила полное понимание в балтийских государствах, которые оценили роль, сыгранную Королевским Флотом.
Снова на передовой оказались лидеры и эсминцы "V и W". Крейсера "Каледон" и "Роялист" получили в сопровождающие 5 эсминцев 2 флотилии. Это воссозданная флотилия получила большую часть кораблей бывшей 13 флотилии. Адмиралтейство разумно решило, что условия на Балтике настолько тяжелы, что корабли следует менять каждые 6 недель. Коуэн покинул Балтику 21 февраля 1919 года, но только до весны, когда морские операции стали более легкими. К середине июня Коуэн имел всю 1 флотилию (лидер "Уоллес"), 16 эсминцев "V и W", а также "Кэмпбелл" вместе с частью 3 флотилии и 20 миннозаградительную флотилию. Позднее 1 флотилию сменил "Спенсер" и 2 флотилия, но Коуэн снова нашел работу своим эсминцам. 2 июня "Вивейшиес" и "Вояджер" имели короткую перестрелку с 2 большевистскими эсминцами у Петрограда, потом такую же стычку имели "Уокер", "Версатиль", "Вивейшиес". Красные не были полностью пассивны, и 9 июня соединение Коуэна в Бьёрке Зунде едва не было захвачено врасплох 2 большевистскими эсминцами. Их отогнали "Версатиль", "Вивейшиес", и "Валрос".
Угрозу представляли и красные подводные лодки. "Уотчмэн" атаковал глубинными бомбами лодку, которая пыталась торпедировать британскую субмарину Е-40. Через 3 дня то же самое сделали "Ванкувер" и "Вэлорес". Наконец игра в кошки-мышки завершилась, когда 31 августа 1919 года возле острова Сескар большевистская подводная лодка "Пантера" (которая атаковала Е-40 два месяца назад) торпедировала эсминец "Виттория". 4 сентября случилось новое несчастье, когда "Верулам" налетел на британскую мину возле Стирсуддена. Коуэн отметил, что он и вся 2 флотилия "не смогли привыкнуть к трудным условиям патрулирования при ограниченном прострастве для маневра".
В результате основная тяжесть действий упала на эсминцы. Мы приведем отрывок из дневника одного из членов экипажа "Вестминстера"6 чтобы показать тяжесть нагрузки, упавшей на эсминцы.
"Вместе с "Вектисом", "Уолполом" и "Валентином" покидаем гавань. "Уолпол" и остальные направляются к эстонскому побережью. Наша задача -- охранять прибрежный фланг войск. Большевистские форты ясно видны6 однако не пытаются обстреливать нас. Во второй половине дня эстонский эсминец делает внезапный бросок к побережью, выпускает несколько залпов и также быстро отходит. От береговых батарей никакого ответа на этот выпад...
Вместе с "Уолполом" у эстонского побережья. В 16.45 "Уолпол" открывает огонь по береговой батарее, ведя огонь около часа. Батарея отвечает метким огнем, но снаряды падают недолетами. "Уолпол" отходит и, продвигаясь вдоль берега, обстреливает все орудия, которые обнаруживает на территории фабрики с высоченной трубой. Мы можем видеть падения снарядов, стрельба очень хорошая. "Уолпол" остается практиковаться в артиллерийской стрельбе, а мы уходим сопровождать Е-39 в зону патрулирования...
"Спенсер" радирует, что в 6.00 подойдет, чтобы помочь в обстреле. Мы снова сопровождаем Е-39, а потом присоединяемся к "Спенсеру" и "Уолполу". В 10.45 мы занимаем боевые посты и немного стреляем по тому, что нам нравится. "Спенсер" прекратил огонь, но "Уолпол" стреляет, пока тоже самое не начинает делать "Вестминстер". Береговые батареи переключаются с "Уолпола" на нас. Они постепенно нащупывают дистанцию, но снаряды падают за кормой. Мы открываем огонь с дистанции 11000 ярдов и стреляем по высокой трубе, которую, похоже, используют как наблюдательный пост. Дистанция сокращается до 10800 ярдов, мы добиваемся нескольких попаданий, но труба стоит. Выпустив 12 лиддитовых снарядов, мы возвращаемся к патрулированию".
По причинам дороговизны союзникам пришлось использовать 12000 немецких солдат генерал-майора фон дер Гольца, которого чуть раньше пригласили финны, чтобы подавить инспирированное большевиками восстание. "Железной дивизии" фон дер Гольца было разрешено сохранить вооружение, так как считалось, что она сумеет помешать большевикам вторгнуться в Прибалтику. Однако фон дер Гольц начал вести себя не как последний германский генерал, имеющий задачу искупить грехи Пруссии. Он всерьез стал подумывать о создании новой Германской Империи на берегах Балтики. Союзники дорого заплатили за непонимание ситуации. Внезапно они обнаружили, что "Железная дивизия" им не подчиняется, и она слишком сильна, чтобы ее можно было разоружить. Первоначальное намерение использовать немцев против большевиков привело к необходимости спасать балтийские государства уже от немцев. После тревожного пребывания германских войск на территории Латвии, в октябре 191 года разразился кризис, когда они атаковали Ригу, несмотря на ультиматум союзников.
Старший британский морской офицер в Риге капитан 1 ранга Бервик Кертис имел в своем распоряжении остатки 20 флотилии и несколько французских кораблей, чтобы поддержать латвийскую армию против совместного наступления немцев и белых русских генерала Бермонт-Авалова. Хотя латышей было только 9000 человек против 15000 дисциплинированных германских солдат, их воодушевлял высокий патриотизм, а также поддержка корабельной артиллерии, которая сводила на нет превосходство немцев в вооружении и обучении. Кроме того латыши получили небольшие подкрепления, которые довели их численность до 13000 человек. Адмирал Коуэн отправил в Ригу на помощь Кертису легкие крейсера "Дрэгон" и "Клеопатра" и большой минный заградитель "Принцесс Маргарет".
Присутствие военных кораблей было упущено немцами из виду при предварительных расчетах. Их первое же вмешательство помогло выбить немцев из форта Динамюнде (Даугавгрива) в устье Дивны (Даугавы). Потом латыши отбили первое немецкое наступление на Ригу, и корабли смогли помогать им более эффективно. В период с 17 по 25 октября крейсера вместе с "Вечеросом" и остальными кораблями 20 флотилии находились под обстрелом, но избежали серьезных повреждений. Этих усилий орказалось мало, когда 3 ноября Бермонт начал новое наступление. Крейсер "Дрэгон", 4 британских эсминца и французские шлюпы помогали латышам, которые 8 дней и ночей вели ожесточенные бои. В конце концов немцы были наголову разгромлены. Однако в это же время немцы атаковали и Либаву, где стояли крейсера "Фаэтон", "Доунтлесс" и эсминцы "Винчестер", "Уитли", "Велорес", "Райнек". Им пришлось решать те же задачи, что и кораблям в Риге.
Однако 8 ноября в Либаву прибыл монитор "Эребус", и адмирал Коуэн смог оказать более существенную поддержку войскам не берегу. Утром 14 ноября немцы начали генеральное наступление, и все корабли начали контр-батарейную стрельбу. Последовавшие события преподали немцам хороший урок мощи морской артиллерии. "Эребус" обстреливал немецкую пехоту с расстояния менее 3000 ярдов, что было просто уникально в современной морской войне. Очевидцы сообщают, что "Железная дивизия" была просто перемолота залпами 15" орудий. Эсминцы и крейсера выпустили огромное количество 6" и 4" снарядов, но их вклад был не слишком велик. "Велорес" расстрелял все свои снаряды полностью, да и на остальных кораблях ощущалась нехватка боеприпасов. Именно ужасающие потери от огня "Эребуса" погнали "Железную дивизию" прочь от Риги. Именно монитор нанес смертельный удар планам фон дер Гольца. Через 4 дня немцы запросили перемирия, но им отказали, и к концу месяца они были полностью изгнаны из Латвии.
Приближалась зима, и мало что можно было еще предпринять. Корабли уже сообщали о трудностях, которые возникали при замерзании оборудования, несмотря на попытки отогревать его паром. Измученные эсминцы соединения Коуэна ушли в декабре. Они в последний раз видели Балтику, если не считать визита вежливости 2 эсминцев в Копенгаген в мае 1920 года, когда они сопровождали линейные крейсера "Худ" и "Тайгер". С трудом завоеванная Эстонией, Латвией и Литвой независимость испарилась в начале Второй Мировой войны. Своим недолгим наслаждением пьянящей независимостью эти страны во многом обязаны усилиям Королевского Флота. Тревожные месяцы, проведенные его кораблями на Балтике продемонстрировали высокие качества офицеров и матросов.