Тотальное наступление подводных лодок
Летом 1942 года немецкие подводные лодки возобновили наступление против судоходства в Атлантике. Это была типичная стратегия Деница – наносить удар по слабому месту, а когда оборона противника усилится, перенести атаку на другой слабый сектор.
Поэтому, когда американцы усилили ПЛО морского пограничного района Восточного Побережья, подводные лодки перебрались в Мексиканский залив. С усилением обороны в заливе подводные пираты перебрались к берегам Панамы. Позднее операция «Паукеншлаг» перешла в Карибское море, а «волчьи стаи» посреди океана возобновили свои действия против трансатлантического судоходства.
31 июля подвергся нападению идущий на запад конвой ON-115, который состоял из 41 судна в сопровождении канадских кораблей. В течение 5 дней эскорт отбивал нападения стаи, состоящей из 8 или 9 лодок. Великолепные действия эскорта оставили противника с носом. Не было потоплено ни одного судна, зато подводная лодка U-588 была уничтожена канадскими кораблями «Ветаскивин» и «Скина».
6 августа та же самая «волчья стая» атаковала следующий на восток конвой SC-94, который также прикрывали канадские корабли. Снова агрессивные контратаки кораблей эскорта отогнали волков, и канадский эсминец «Эссинбойн» потопил U-210. Через 2 дня конвой столкнулся с другой «волчьей стаей», и 3 транспорта были потоплены торпедами. Но в ответ корвет «Диантес» выследил и заставил подняться на поверхность U-379, которую тут же протаранил и потопил.
Хотя счет был неплохим – 3 транспорта на 3 подводные лодки, – можно было ждать более серьезных потерь. Вполне возможно, что «волчьи стаи» еще начнут действовать с особой яростью. Именно это и случилось в Атлантике во второй половине 1942 года.
Лодки атаковали буквально каждый конвой, пересекавший океан в августе. В этом месяце в районе движения конвоев в Северной Атлантике были потоплены 24 судна. В сентябре было потоплено 28 судов. В октябре на дно пошли 25 судов. В ноябре погибли 29 судов. При этом следует добавить, что так же успешно в это время лодки действовали в Центральной и Южной Атлантике. «Волчья стая» прорвалась в залив Св. Лаврентия и потопила 7 судов на подходах к Квебеку.
Бразилия вступила в войну против держав Оси 22 августа 1942 года, после того как немецкие лодки нанесли удар по судоходству в районе Бразильского выступа. Одновременно подводная война бушевала в водах Западной Африки и на подходах к Кейптауну. Переходы в Мурманск по-прежнему оставались смертельно опасными для конвоев союзников.
В этот период немцы опробовали несколько технических новинок. «Pillenwerfer». Акустические торпеды. Специальные покрытия, поглощающие излучение радара. Однако большинство новинок оказались не слишком эффективными. Союзники быстро научились справляться с имитационными патронами «Pillenwerfer» и акустическими торпедами. А вот немцы так и не смогли придумать ничего против радара. Впрочем, одно изобретение Деница сыграло значительную роль в усилении подводного наступления. Это были подводные танкеры, большие лодки водоизмещением 1600 тонн, которые передавали в море «волчьим стаям» топливо и продовольствие. Это позволяло лодкам дольше находиться в море, не возвращаясь в базы.
Эти лодки снабжения, или «дойные коровы», как их называли американцы, держались в открытом океане в районах, удобных для безопасных встреч. Например, возле Азорских островов. Чувствуя себя в относительной безопасности от атак с воздуха, «дойная корова» встречалась с голодной подводной лодкой, чтобы накормить и напоить ее. На лодку передавались новые запасы топлива, вода, продовольствие, запасные части, торпеды. Анализируя действия «дойных коров», Группа исследования противолодочной борьбы установила, что средняя продолжительность похода подводной лодки увеличилась с 4,5 до 9 недель. После войны выяснилось, что некоторые средние лодки VII находились в море до 16 недель.
В конце июля 1942 года U-460, одна из первых лодок снабжения, подошла к побережью Бразилии и встретилась с «волчьей стаей» из 10 подводных лодок. Вскоре после этой тайной встречи были потоплены 5 бразильских судов. Бразилия ответила на это немедленным объявлением войны Италии и Германии. После этого оперативное соединение вице-адмирала Джонаса Г. Ингрэма оказалось по горло занятым борьбой с подводными лодками. Война перекинулась на юг Атлантического океана.
Таким образом, осенью 1942 года эсминцы Атлантического флота были нужны буквально повсюду: в Южной Атлантике, в Вест-Индии, в Северной Атлантике. Но самой важной задачей было сопровождение конвоев с американскими войсками в Англию, так как началась подготовка к вторжению в Северную Африку и на Европейский континент.
Зоны движения конвоев в Атлантике (июль – декабрь 1942 года)
Как и в начале войны, Королевский Флот нес ответственность за большинство конвоев в восточной части Северной и Южной Атлантики, чтобы освободить американские эсминцы для сопровождения войсковых конвоев. В конце весны 1942 года английский и канадский флоты взяли на себя сопровождение большинства трансатлантических перевозок.
В Атлантике были выделены 4 операционные зоны: Западная, Центральная, Восточная и Исландская челночная. Западная зона была расположена между мысом Код и долготой 52° W. Идущие на восток конвои в Западной зоне сопровождали британские и канадские корабли, находящиеся под контролем канадцев. 8 эскортных групп, базирующихся в Бостоне, подчинялись командованию Западной зоны.
Центральная зона располагалась посреди океана между границами Западной (52° W) и Восточной (22° W). Сопровождение здесь обеспечивали совместно английские и американские силы под командованием контр-адмирала Р.М. Брейнарда. Здесь действовали 14 эскортных групп. Они были сформированы из американских эсминцев и британских и канадских корветов, но командовали ими американцы. В составе этих групп также действовали польские эсминцы «Блискавица» и «Бужа» и несколько корветов Свободной Франции. Далее эскортные группы Центральной зоны сменяли английские корабли, приписанные к Восточной зоне. Они сопровождали конвои до пунктов назначения, а освободившиеся эскортные группы шли в Лондондерри для дозаправки. Следующие на запад конвои сопровождались кораблями Центральной зоны, которые на обратном пути после смены заправлялись в Ардженшии.
Район между 22° W и британскими островами являлся зоной ответственности Королевского Флота. В Исландской челночной зоне действовали американские корабли под американским командованием. Один или два американских эсминца базировались в Хваль-фиорде, чтобы сопровождать конвои к точке встречи конвойных сил в середине океана.
Такая организация оправдывала себя до лета 1943 года.
«Торпедная буря» в Северной Атлантике
Атакуя союзные конвои по всей Атлантике, «волчьи стаи» в сентябре 1942 года потопили 88 транспортов. Большая часть их погибла в американских зонах ответственности. Это произошло потому, что американским кораблям все еще не хватало противолодочного вооружения, подготовки и опыта.
Одним из конвоев, наиболее тяжело пострадавших осенью 1942 года в Северной Атлантике, был SC-100. Во время трехдневного шторма он попал в засаду и был атакован стаей, состоящей по крайней мере из 7 лодок. Конвой из 24 судов был вынужден одновременно бороться и с бурей, и с торпедами. Схватка началась 20 сентября и закончилась только через двое суток. Эскорт, в состав которого входили сторожевики Береговой Охраны «Спенсер» и «Кэмпбелл», под командованием капитана 1 ранга П.Р. Хейнемена оказал упорное сопротивление. Однако суда конвоя не могли удержать свое место в строю из-за шторма. В результате торпедами были потоплены 4 судна, из них 2 – отставшие от конвоя.
Сторожевики видели подводные лодки, но не могли их догнать, и противник спасался, благодаря высоким волнам. Судя по всему, подводные лодки использовали имитационные патроны для обмана сонара.
Вскоре после атаки конвоя SC-100 нападению подвергся идущий на запад конвой ON-127. В ходе развернувшейся битвы были торпедированы и потоплены 7 транспортов.
Так как количество потопленных судов росло, союзники постарались обеспечить воздушное патрулирование в Западной и Восточной зонах. 10 октября для конвоев, идущих на восток, был введен 8-дневный цикл, чтобы обеспечить их максимальным количеством кораблей сопровождения. Однако эта мера слабо помогла. В том же месяце следующий на восток конвой SC-104 в тумане подвергся нападению прямо на юг от мыса Фаревелл. На дно отправились 8 торговых судов. Точно так же пострадал на этом северном маршруте конвой НХ-212. Эскортная группа, в которую входили эсминец «Бэджер» (капитан-лейтенант Р.Э. Вулвертон) и сторожевик Береговой Охраны «Кэмпбелл», не смогла помешать немцам торпедировать еще 5 судов. До конца месяца «волчьи стаи» довели общие потери торговых судов союзников в Северной Атлантике до 189000 тонн.
Но действия «волчьих стай» ограничились атаками конвоев, составленных из торговых судов, тогда как американские эсминцы в этот период почти все были заняты сопровождением трансокеанских войсковых конвоев (АТ-ТА).
Хотя войсковые конвои являлись первоочередными целями для подводных лодок, они уклонялись от атак благодаря двум факторам: высокой скорости и сильному охранению. Если этого не было, войсковые транспорты становились такими же уязвимыми, как и любые другие суда. Свидетельством этому стал разгром конвоя SG-6.
Атака конвоя SG-6 (Потопление армейского транспорта «Чатам»)
25 августа 1942 года конвой SG-6 покинул Сидней (Канада) и направился на север к заливу Св. Лаврентия. Конвой состоял из двух групп: быстроходной и тихоходной. В тихоходную входили 3 транспорта, военный танкер «Ларами», спасательное судно ВМФ «Харджуранд» (переоборудованный буксир) в сопровождении сторожевиков Береговой Охраны «Алгонкин» и «Мохаук». Быстроходная группа состояла из армейского транспорта «Чатам» в сопровождении сторожевика Береговой Охраны «Мохаве». Конвой должен был следовать в Гренландию внутренним фарватером – по проливу Бель-Иль между Ньюфаундлендом и Лабрадором.
Быстроходная группа конвоя SG-6 нарвалась на торпедный залп сразу, как только вышла из пролива Бель-Иль. Утро было ясным, море спокойным. Но в 09.15 прогремел взрыв, и транспорт «Чатам» сильно накренился, окутавшись дымом.
Атака была проведена совершенно внезапно. Сторожевик, шедший впереди транспорта всего в 1000 ярдов, не заметил подводную лодку до атаки и не смог обнаружить после. Командир «Мохаве» капитан-лейтенант Дж.Э. Керринс провел спасательную операцию на высоком уровне, как и положено Береговой Охране. При взрыве погибли 25 человек. Однако 139 человек экипажа транспорта и 430 американских и канадских солдат были спасены.
Так как «Мохаве» не сумел сообщить об атаке, тихоходная группа конвоя SG-6 вечером тоже прошла через пролив Бель-Иль и налетела на ту же ловушку, в которой погиб «Чатам». Ночь была лунной, море по-прежнему спокойным. Но в 21.32 тишину раскололи громовые взрывы. Танкер «Ларами» и транспорт «С.С. Арлин» остановились, извергая клубы дыма. Сторожевики «Алгонкин» и «Мохаук» бросились искать виновника этой катастрофы. Но снова подводная лодка ускользнула от американцев.
«Арлин» был нагружен взрывчаткой, поэтому команда покинула его в страшной панике, и он затонул. Дисциплина и своевременные меры по борьбе за живучесть помогли удержать танкер «Ларами» на плаву. Позднее его удалось отвести в порт.
Малая скорость и слишком слабый эскорт стали причинами разгрома этого конвоя. «Чатам» мог развить около 12 узлов, но в момент атаки шел со скоростью всего 9 узлов. Он стал первым американским войсковым транспортом, потопленным в этой войне.
В феврале 1943 года войсковые транспорты «Дорчестер» и «Генри Р. Мэллори» были потоплены при сходных обстоятельствах. Снова конвой был тихоходным, а охранение слабым. Но быстроходные трансатлантические войсковые конвои (АТ-ТА) с сильным сопровождением, под охраной американских эсминцев, проходили через места сосредоточения «волчьих стай» без потерь.
Анализируя катастрофический переход конвоя SG-6, контр-адмирал Брейнард предложил ряд мер. В числе прочего он считал совершенно необходимым выполнять следующие требования:
«а) Необходимо, чтобы все суда и корабли эскорта следовали вместе для обеспечения наилучшей защиты.
b) Быстроходные суда должны следовать зигзагом, а тихоходные – курсами уклонения.
с) Абсолютно необходимо сразу же сообщать о контакте с противником, указывая место его обнаружения.
d) При вступлении в контакт с противником уже нет особого смысла соблюдать радиомолчание. При отсутствии контакта необходимо информировать соответствующих командиров, используя связь на высоких частотах. Это поможет командованию координировать действия».
Он также отмечал, что корабли охранения, находясь на дистанции 500 – 1000 ярдов от конвоя, не обеспечивают надежного прикрытия.
С первой недели июля и до конца декабря 1942 года войсковые конвои шли в Великобританию непрерывным потоком. Их сопровождало Оперативное Соединение 37 под командованием контр-адмирала Л.Э. Дэвидсона, которое состояло из крейсера «Филадельфия», линкора «Нью Йорк» и 6 – 12 эсминцев, а также Оперативное Соединение 38 капитана 1 ранга Ч.Ф. Брайанта, состоящее из линкора «Арканзас», крейсера «Бруклин» и 7 – 11 эсминцев. В конвой входили от 8 до 15 транспортов. Ни один солдат не погиб от действий противника за эти 6 месяцев, ни один корабль даже не подвергся торпедной атаке.
Однако 2 серьезные катастрофы смазали общее впечатление от этих конвоев. Первое несчастье обрушилось на ОС 37 и привело к нелепой гибели эсминца. Второе несчастье едва не погубило крупный транспорт, который сопровождало ОС 38.
Гибель эсминца «Ингрэхэм»
Катастрофа, которая случилась с эсминцем «Ингрэхэм», является наглядным примером рокового стечения обстоятельств, когда мелкие происшествия приводят к тяжелым последствиям.
22 августа 1942 года в 06.23 конвой АТ-20 в сопровождении Оперативного Соединения 37 готовился выйти в море из гавани Галифакса. В состав конвоя входили 10 транспортов. Их сопровождали «Филадельфия», «Нью Йорк» и 9 эсминцев. Командир охранения капитан 1 ранга Дж.Б. Хефернан поднял брейд-вымпел на эсминце «Бак».
Утренняя вахта и первая послеполуденная прошли без происшествий. Но в 17.30 случилось роковое происшествие. Радар войскового транспорта «Летишиа» установил контакт с неопознанной целью. Транспорт сразу сообщил об этом, и командир охранения приказал эсминцу «Суонсон» начать поиск.
«Суонсон» с помощью «Ингрэхэма» вел поиск более часа. Затем в 19.20 сонар обнаружил цель, которая могла быть большим косяком перепуганных тюленей. А отметка на экране радара могла быть подводной лодкой или призраком.
Когда эсминцы вернулись на свои места, началась обычная суматоха, связанная с перестановкой кораблей охранения в ордере. И здесь, в 22.00, как назло опустился туман.
В 22.05 флагманский эсминец «Бак» получил по УКВ приказ командира оперативного соединения подойти ближе к «Летишии» и отвести ее на предназначенное транспорту место в 100 ярдов на правом траверзе крейсера «Филадельфия». Туман был настолько плотным, что эсминцу, шедшему с помощью радара, пришлось использовать туманный горн, чтобы отвести транспорт, а потом самому вернуться на свое место в ордере.
В 22.25, когда «Бак» прорезал строй конвоя, из тумана на расстоянии всего 30 ярдов от его борта, вынырнул корабль. Крики наблюдателей слились со скрежетом и треском, когда транспорт «Аватеа» врезался в правую раковину «Бака». Крутой нос транспорта почти отрезал корму эсминца. От сильного удара глубинная бомба вылетела из бомбомета и взорвалась рядом с вращающимися винтами эсминца. Взрыв разрушил кормовую часть эсминца и повредил левый винт. «Бак» отошел в сторону, волоча за собой изуродованную корму.
Но через мгновение на поврежденном эсминце услышали сильный взрыв. Этот грохот долетел с правого борта, где шел эскадренный танкер «Шемунг» (капитан 2 ранга Дж.Дж. Туоми). Все люди на мостике «Бака», в том числе и капитан 1 ранга Хефернан, решили, что «Шемунг» торпедирован.
Однако на самом деле это взорвался эсминец. Первая авария рикошетом ударила по эсминцу «Ингрэхэм» и его командиру капитану 2 ранга У.М. Хэйнсуорту. Получив приказ проверить, что случилось со столкнувшимися «Аватеа» и «Баком», «Ингрэхэм» прошел прямо под носом у «Шемунга» так близко, что танкер врезался в эсминец. Форштевень танкера, словно топор, разрубил эсминец. Когда «Ингрэхэм» накренился, на нем начали взрываться глубинные бомбы. «Шемунг» дал задний ход, его помятый форпик был опален взрывом. Но «Ингрэхэм» был обречен. Лежащий на борту эсминец словно разорвало внутренним взрывом. Судя по всему, его прикончили собственные глубинные бомбы. Спасатели не смогли пробиться в этот огненный ад.
Почти весь экипаж просто сгорел. Сумели спастись только 10 матросов и 1 офицер. Капитан 2 ранга Хэйнсуорт погиб вместе с остальными.
В 05.10 экипаж «Бака» сумел отрезать обломки кормы, и «Шемунг» взял изувеченный эсминец на буксир. 7 моряков эсминца погибли при столкновении «Бака» с «Аватеа». Несколько человек на «Шемунге» получили серьезные ранения при столкновении с «Ингрэхэмом». Пока танкер тащил «Бак» на буксире, эсминец сумел оказать ему помощь, передав на «Шемунг» кровяную плазму.
Эсминец «Бристоль» получил приказ сопровождать поврежденные корабли обратно в порт, а конвой АТ-20 двинулся дальше на восток. Он потерял столько кораблей, словно его атаковала «волчья стая». Эсминец «Ингрэхэм» затонул почти со всем экипажем. Танкер «Шемунг» был тяжело поврежден. Транспорт «Аватеа» вышел из строя и был вынужден повернуть назад. Эсминец «Бак» был серьезно поврежден. 4 корабля плюс эсминец «Бристоль», отправленный назад по необходимости, – столько потерял конвой за считанные минуты. Вероятно, ничего этого не случилось бы, если бы неопытный оператор сонара не принял косяк тюленей за подводную лодку.
Пожар в море!
Естественно, лучше всего не допускать подобных несчастий. Следующее по действенности средство – своевременная тревога и немедленные меры, принятые хорошо подготовленными спасателями и аварийными партиями. Инцидент превращается в катастрофу, если по чьей-то ошибке события выходят из-под контроля.
Например, во время пожара.
На американских военных кораблях за все время войны произошло лишь несколько случайных пожаров. Разумеется, огнеупорный военный корабль не столь уязвим, как средний «торгаш». Однако по-настоящему пожар опасен для груженых танкеров, транспортов с огнеопасными грузами и переполненных пассажирских лайнеров.
Лучшим свидетельством эффективности противопожарной подготовки в военно-морском флоте США стал тот факт, что за время войны сгорели всего лишь один или два крупных транспорта, находившиеся под контролем флота. Одним из них был войсковой транспорт «Уэйкфилд», бывший лайнер «Манхеттен». Под командованием капитана 2 ранга Г.Г. Брэдбери он совершал переход в Великобританию из Нью-Йорка в составе конвоя АТ-18 в сопровождении ОС 38 капитана 1 ранга Брайанта.
«Уэйкфилд» был набит под завязку, так как на нем находилось около 1000 гражданских строителей из лагерей на Британских островах. Пожар начался вечером 3 сентября 1942 года, когда конвой находился на расстоянии немногим более суточного перехода от Нью-Йорка.
В 18.30 наблюдатели на крейсере «Бруклин» заметили облако серого дыма, поднимающееся из надстроек «Уэйкфилда» прямо из-под мостика. «Уэйкфилд» сразу поднял сигнал «На судне пожар» и вышел из строя влево, чтобы привести горящий борт под ветер. Командир оперативного соединения капитан 1 ранга Брайант приказал эсминец «Мейо» и «Ниблэк» прикрывать горящий корабль. Затем он приказал снизить скорость конвоя, чтобы держаться неподалеку от «Уэйкфилда».
Как только был получен сигнал о пожаре, крейсер «Бруклин» немедленно начал действовать. Командир корабля капитан 1 ранга Ф.Ч. Денебринк хорошо подготовил команду к подобным ситуациям. Все моряки прошли серьезную тренировку, имелся четкий план ведения спасательных работ. Для пострадавших на крейсер имелись запасы продовольствия и свободные помещения.
Когда «Уэйкфилд» поднял сигнал с просьбой о помощи, «Бруклин» получил разрешение и полным ходом направился к транспорту. Вместе с ним пошел эсминец «Хилари П. Джоунс» (капитан-лейтенант Р.Б. Эллис), который должен был охранять корабли от атак подводных лодок.
Одновременно эсминец «Мейо» (капитан 2 ранга Ф.С. Хабекер) получил разрешение оставить свое место в охранении рядом с «Уэйкфилдом» и тоже оказать помощь горящему транспорту. С подветренного борта транспорта валили клубы горячего дыма и пара. Пламя в средней части корабля загнало несколько сотен пассажиров на нос. Чуть не вдвое больше людей толпилось на корме. К счастью, море было спокойным, лайнер тихо покачивался на мертвой зыби. Поэтому «Мейо» в 19.00 сумел подойти прямо к борту «Уэйкфилда».
Эсминец подошел к левой скуле транспорта и принял штормтрапы, которые были спущены с «Уэйкфилда». Пассажиры транспорта потоком хлынули на палубу эсминца. За 17 минут «Мейо» принял 247 человек.
Крейсер «Бруклин» подошел к горящему судну в 19.07. Он развернулся таким образом, чтобы коснуться своей правой скулой левой раковины «Уэйкфилда». С полубака крейсера на корму транспорта были переданы 3 швартовых конца, и моряки крейсера натянули переданные с транспорта спасательные сети. К 19.27 крейсер забрал около 800 человек и начал отходить. На борту лайнера еще оставались около 300 человек, так как капитан верил, что пожар можно погасить.
Но когда «Мейо» и «Бруклин» отошли, из надстроек лайнера вырвались высокие столбы пламени. Командир оперативного соединения приказал «Бруклину» оставаться рядом с транспортом. «Мейо» был переполнен до предела и получил приказ возвращаться к конвою. Эсминец «Мэдисон» (капитан 2 ранга У.Б. Аммон) отделился от конвоя, чтобы охранять крейсер.
Но транспорт к этому времени превратился в настоящий вулкан. Капитан «Уэйкфилда» отдал приказ покинуть судно и сигналом попросил «Бруклин» подойти к корме.
«Мэдисон» подошел к левой скуле лайнера. В считанные минуты эсминец подобрал 80 человек с дрейфующих шлюпок. Остатки экипажа «Уэйкфилда» перешли по спасательным сетям на полубак крейсера.
Обрезав швартовы и немного отойдя, «Бруклин» осветил прожектором палубы «Уэйкфилда» и воду в поисках пострадавших. Одна переполненная шлюпка была подобрана эсминцем «Ниблэк» (капитан-лейтенант У.Л. Дайер). «Мэдисон» получил приказ прикрыть горящее судно, а «Бруклин» в сопровождении «Ниблэка» ушел в Нью-Йорк. С горящего лайнера были сняты все до последнего человека.
Согласованные действия крейсера и эсминцев были просто великолепными. Все проходило без малейшей заминки. Из пылающего ада были спасены 1400 человек. То, что не было ни одного погибшего, говорит о высочайшей подготовке и дисциплине личного состава ВМФ.
Можно еще добавить, что «Уэйкфилд» в конце концов был спасен. Эсминец «Мэдисон» оставался рядом с ним до полудня 5 сентября. Рано утром 5 сентября из Галифакса пришли эсминцы «Рэдфорд» и «Мэрфи». А через несколько часов из Портленда прибыли 2 буксира в сопровождении сторожевика Береговой Охраны «Кэмпбелл». К 7 сентября на помощь прибыли еще несколько кораблей. 8 сентября «Уэйкфилд» был отбуксирован в Галифакс. Там пожар был окончательно потушен, а к весне 1944 года транспорт был полностью отремонтирован.
Операция «» (Эсминцы совершают поход в Россию)
После разгрома конвоя PQ-17 британское Адмиралтейство категорически отказалось вести конвои в Северную Россию. Правительство Его Величества сообщило русским, что все последующие поставки будут направляться через Персидский залив. Сталин резко критиковал это решение и потребовал от Вашингтона срочно доставить авиационные боеприпасы, которых уже не хватало, и электронику. Чтобы продемонстрировать свои добрые намерения, правительство приказало флоту доставить эти грузы в Россию.
Так началась операция «». Для нее было сформировано специальное оперативное соединение из тяжелого крейсера «Тускалуза» (капитан 1 ранга Н.Ч. Джиллет) и эсминцев «Эммонс» (капитан-лейтенант Т.Ч. Раган) и «Родмен» (капитан-лейтенант У.Г. Мишле). Они должны были доставить требуемые грузы в Россию.
12 августа 1942 года груз был получен в Гриноке. «Тускалуза» приняла на борт около 300 тонн. Эсминцы приняли каждый по 39 тонн авиационных материалов. В качестве пассажиров соединение забрало 4 офицеров КВВС, 7 офицеров Королевского Флота и 167 рядовых. Эскадра вышла в море 13 августа.
19 сентября «Тускалуза» и эсминцы прибыли в Сейдис-фиорд (Исландия). Там к ним присоединился британский эсминец «Онслот», и вечером соединение снова вышло в море, направляясь в Кольский залив.
Переход через Баренцево море прошел спокойно. Туманная погода укрывала корабли, одновременно вынудив самолеты Люфтваффе сидеть на земле. Никаких подводных лодок. Никаких «тирпицев». 22 августа соединение прибыло в Кольский залив. Там его встретили британские эсминцы «Мартин» и «Марн». На следующий день к эскадре присоединился русский эсминец «Гремящий» и провел ее в бухту Ваенга.
24 августа в 07.00 все грузы оказались на берегу. На борт крейсера поднялись около 240 британских и американских военных и гражданских моряков. Эсминцы «Эммонс», «Родмен» и 3 британских эсминца забрали еще около 300 пассажиров. На эсминцах также разместились 4 русских дипломата. В 07.49 в то же утро американские корабли двинулись в обратный путь. 28 августа соединение благополучно прибыло в Сейдис-фиорд. Задача была выполнена.
Американские эсминцы сделали больше, чем просто сопроводили крейсер с несколькими сотнями тонн грузов в Россию. Они показали добрую волю Соединенных Штатов и помогли заделать опасную брешь во взаимоотношениях союзников.
Система взаимосвязанных конвоев (Прибрежные конвои)
В начале весны 1942 года специальный совет, созданный адмиралом Кингом, собрался, чтобы обсудить проблему прибрежных конвоев и их защиты. В состав совета вошли главнокомандующий, командующий Атлантическим флотом, командующие морскими пограничными районами Восточного Побережья, Мексиканского залива, Карибского моря. Совет разработал предварительные планы проводки конвоев между Нью-Йорком и Ки-Уэстом, а также океанских конвоев между Гуантанамо на Кубе и Галифаксом. Была разработана схема маршрутов и предложен план расширения этой системы с тем, чтобы включить в нее конвои, идущие в Вест-Индию, Мексиканский залив и к Панамскому каналу. Нехватка эсминцев вынудила временно отложить эту идею, но в конце концов для охраны прибрежных конвоев были выделены 42 противолодочных корабля.
Система прибрежных конвоев сразу начала приносить дивиденды. Потери судов в зоне морского пограничного района Восточного Побережья резко сократились. В июле 1942 года здесь погибли всего 3 судна. В августе потерь не было вообще. До конца года немецким лодкам не удалось добиться никаких успехов.
Однако такое снижение потерь имело место лишь в зоне морского пограничного района Восточного Побережья. Этим летом основное наступление подводных лодок развернулось в Карибском море и Мексиканском заливе. В этих водах до конца осени они потопили торговые суда общим водоизмещением более миллиона тонн. В результате американские морские перевозки были поставлены на грань краха, их спасла только система взаимосвязанных конвоев.
Являясь дальнейшим развитием системы прибрежных конвоев, принятой в мае, система взаимосвязанных конвоев должна была связать в единое целое конвойные операции у Восточного Побережья, в Мексиканском заливе, у берегов Панамы и в Карибском море. Предполагалось создать огромную структуру, напоминающую сеть железных дорог. Были разработаны жесткие графики перевозок грузов различной срочности. Для каждого конвоя было предложено свое «расписание». Как и поезда, морские «составы» либо следовали без задержек по «зеленой улице», либо переводились на запасные пути. Благодаря этой системе, переход конвоев по «веткам сети» (например, из Арубы в Гуантанамо) был согласован с отходом экспресса по главной магистрали (из Гуантанамо в Нью-Йорк), и какие-то «вагоны» можно было прицепить к нему. В свою очередь, этот экспресс прибывал в Нью-Йорк как раз к моменту выхода очередного трансатлантического конвоя в Англию. Постоянные эскортные группы, как поездные бригады, обслуживали определенные маршруты. Все конвои обеспечивались хотя бы небольшим охранением.
Система взаимосвязанных конвоев строилась вокруг двух основных магистралей: Ки-Уэст – Нью-Йорк (KN-NK) и Гуантанамо – Нью-Йорк (GN-NG). Второстепенные составы следовали между Ки-Уэстом и Галвестоном или Хьюстоном (КН-НК), Ки-Уэстом и Пиллтауном и Новым Орлеаном (КР-РК), треугольником Гуантанамо – Аруба – Тринидад (GAT-TAG). Менее важные маршруты проходили между Гуантанамо и Панамским каналом, с Тринидада и из Голландской Гвианы в Бразилию, между Панамским каналом и Кюрасао, а также другими портами Карибского моря.
Идущие на север конвои обычно следовали в Нью-Йорк. В этом порту тяжело груженые транспорты и танкеры присоединялись к большим конвоям, идущим в Европу.
Эсминцы, сопровождающие транспорты, носились по магистралям и веткам этой сети с регулярностью паровозов. Кораблей не хватало, но нехватку компенсировала умелая организация, концентрация сил и улучшившееся воздушное прикрытие. В результате потери судов в районах Мексиканского залива, Панамского канала и Карибского моря быстро сократились.
В последнем квартале 1942 года подводные лодки не сумели потопить в Мексиканском заливе и возле Панамы ни одного судна. Однако они продолжали активно действовать в Карибском море. В западной части этого района в сентябре были потоплены 25 судов. В октябре потери уменьшились до 15 судов по всему морю, но в ноябре опять подскочили до 25 судов. Наиболее часто атакам подвергались суда возле Тринидада. И тогда корабли охранения, не имевшие достаточного опыта или слабо вооруженные, оказывались в тяжелом положении.
Что происходило в таких случаях, показывает история конвоя TAG-18.
Засада возле Тринидада
Район острова Тринидад является центром перевозок нефти и бокситов, поэтому вполне естественно, что он притягивал к себе немецкие подводные лодки. Особенно они отличились в августе, отправив на дно 35 судов на маршруте Тринидад – Западная Африка. В сентябре «волчьи стаи» подошли еще ближе, и 24 судна были потоплены совсем рядом с островом.
3 сентября 3 британских эсминца потопили подводную лодку U-162 в 50 милях к югу от Барбадоса. По некоторым признакам можно было сделать вывод, что вокруг Тринидада рыщут 8 или 9 подводных лодок, однако следующая встреча произошла только 2 октября. В этот день бомбардировщик В-18А 99-й армейской бомбардировочной эскадрильи, базирующейся на Тринидаде, атаковал и потопил подводную лодку недалеко от острова Френч Дэвил. Самолет сбросил резиновую лодку на случай, если кто-то сумеет спастись. Через 10 дней эсминец «Эллис» заметил эту лодку и подобрал одного подводника. Он был единственным, кто спасся из экипажа U-512. Следует отметить, что U-512 оказалась единственной немецкой лодкой, потопленной американскими силами в Карибском море осенью 1942 года.
Но нельзя приписывать отсутствие успехов одному только невезению. В качестве примера можно привести действия эсминца «Ли».
В конце лета он следовал в составе охранения танкерного конвоя TAW-15 (с Тринидада в Ки-Уэст). В состав эскорта входили голландский минный заградитель, 3 канадских корвета, один большой и три малых охотника (РС и SC). Вечером 27 августа конвой приближался к Наветренному проливу возле острова Гаити. В 23.00 недалеко от конвоя была замечена подводная лодка.
Ее обнаружил ночной патрульный гидросамолет «Каталина» из Гуантанамо. Прежде чем «Ли» успел что-либо сделать, PBY забросал лодку U-94 глубинными бомбами и повредил ее. Затем примчался канадский корвет «Оуквилл» и тоже атаковал ее. Когда на сцене появился «Ли», «Оуквилл» уже успел трижды протаранить лодку. Канадцы потребовали, чтобы им не мешали закончить дело, однако при этом сообщили, что при таране корвет получил повреждения и серьезную течь. Жаждущие добычи моряки «Оуквилла» высадились на лодку, когда немцы покинули ее. Абордажная партия обыскала субмарину и убралась, прежде чем та затонула. С собой канадцы прихватили 5 пленных, в том числе командира лодки. «Ли» выудил из воды еще 21 человека. Но, если не считать этого, экипаж «Ли» просто наблюдал со стороны, как канадцы топят лодку.
Но эта простота оказалась хуже воровства. U94 была не единственной фашистской подводной лодкой в этом районе. Пока «Оуквилл» топил одного врага, другая лодка незаметно подкралась к конвою и торпедировала сразу 3 судна, 2 из которых тут же затонули.
А в ноябре «Ли» еще раз опоздал к месту событий, хотя уже не по своей вине. На этот раз он сопровождал конвой TAG-18. Тихоходный конвой с Тринидада в Гуантанамо TAG-18 вышел на север с Тринидада 2 ноября. Он состоял из 22 торговых судов в сопровождении переоборудованной яхты «Сирен» (капитан-лейтенант Г.Г. Уайт) и 4 больших охотников РС.
Конвой следовал по маршруту со скоростью 8 узлов. Корабли сопровождения располагались в 5000 ярдов от транспортов. Яхта «Сирен» патрулировала впереди, держа скорость 10 узлов. На флангах конвоя РС сновали взад и вперед, имея скорость 15 узлов. Все корабли были оснащены сонарами, но ни один не имел радара. Операторы сонара внимательно прослушивали глубину, однако первым признаком присутствия подводной лодки стал грохот взрыва, расколовший мирную вечернюю тишину. «Волчья стая», невидимая и неслышимая, атаковала конвой в сумерках и потопила 2 судна.
На следующий день рано утром невидимый враг нанес еще один удар. Снова были потоплены 2 судна, и тогда по радио был отправлен призыв о помощи. Командование направило для усиления эскорта эсминец «Ли».
Командир корабля капитан-лейтенант Дж.Ф. Уолш полным ходом повел эсминец к атакованному конвою. Подобрав по дороге экипажи 2 потопленных транспортов, «Ли» в 22.07 присоединился к охранению. А 4 ноября в 06.00 Уолш принял на себя общее командование эскортом.
Во второй половине дня к TAG-18 присоединились еще 15 судов. Это было слишком много для такого слабого эскорта. Но до полуночи противник никак себя не проявлял. Затем, с 03.10 до 03.15 «волчья стая» атаковала в третий раз. Снова подводные лодки остались необнаруженными. Торпеды уничтожали свои жертвы без всякого предупреждения, на дно отправились еще 2 судна.
Итак, конвой TAG-18 дополз до Гуантанамо, потеряв по дороге 6 судов. Корабли охранения ничем не могли похвастаться, кроме собственных ошибок.
Капитан 1 ранга Т.Л. Льюис, начальник отдела противолодочной борьбы штаба Атлантического флота, сделал несколько замечаний, касающихся этого конвоя. Приведем выдержки из его комментариев:
«За все время этих атак ни одна подводная лодка не была даже обнаружена.
Следует отметить, что курс конвоя не изменялся ни разу после начала атак. Более того, конвой не применял зигзаг. Очевидно, корабли эскорта не имели никакого плана отражения атак подводных лодок. Торговые судна не использовали сигнальные ракеты и другие средства оповещения, чтобы сообщить о попадании торпед. Все корабли действовали исключительно пассивно.
5 ноября с 03.10 до 03.15 были торпедированы и затонули еще 2 судна из состава конвоя. Корабли эскорта остались на своих местах, не ведя поиск в выделенных им секторах, как и во время предыдущих атак. Срочный поворот влево был выполнен лишь через 15 минут после того, как командир эскорта узнал о первой из этих двух атак. Еще через 15 минут конвой вернулся на прежний курс. Этот маневр уклонения не имел смысла, так как все корабли конвоя отошли от линии своего прежнего курса не более чем на 3000 ярдов».
Таким образом, опыт конвоя TAG-18 показал, что командиры эскортных групп и кораблей еще не освоили методы борьбы с подводными лодками, им только предстояло приобрести необходимый боевой опыт. Однако это был не первый и не последний тихоходный и слабо защищенный конвой, который понес большие потери.
Битва у берегов Бразилии
16 сентября 1942 года Оперативное Соединение 5 вице-адмирала Ингрэма было переименовано в Силы Южной Атлантики. Первоначально это соединение состояло из старых легких крейсеров «Мемфис», «Омаха», «Цинциннати» и «Милуоки» плюс эсминцы «Дэвис», «Джуэтт», «Сомерс», «Уинслоу» и «Моффет» (9-я эскадра эсминцев капитана 1 ранга Т.Г. Пейтона, находившегося на «Дэвисе»). Время от времени к нему добавлялись большие и малые охотники, переоборудованные и вспомогательные суда. Наконец его усилили 4 канонерками, 4 тральщиками и старыми эсминцами «Барри», «Гофф» и «Бори».
Удар немецких лодок, которые в августе потопили 7 бразильских судов, явился причиной того, что эта южноамериканская республика вступила в войну и стала одним из самых активных союзников США. Бразильцы имели хорошо подготовленные ВВС, а их корабли сразу начали патрулировать вместе с кораблями адмирала Ингрэма. Но перекрыть всю Южную Атлантику было не по силам даже объединенной американо-бразильской эскадре.
8 средних и 2 больших подводных лодки начали кампанию у бразильского побережья при поддержке «дойной коровы», но в августе сумели потопить только 7 судов. В сентябре были потоплены 2 судна, а в октябре – лишь одно. Это явно не оправдывало затраченных усилий. Итальянские подводные лодки также начали действовать в этой зоне (возле острова Вознесения), но почти ничего не добились.
Однако в ноябре подводные лодки потопили у берегов Бразилии 9 судов, а в декабре – даже 12. Всего до конца года в Южной Атлантике было потоплено 31 судно. Зато Силы Южной Атлантики не сумели потопить ни одной лодки. Это было еще одним доказательством бессмысленности противолодочных патрулей.
Однако корабли адмирала Ингрэма все-таки закончили год не с пустыми руками. Немцы предпринимали отчаянные попытки наладить морские перевозки в Японию. Фашистские блокадопрорыватели следовали туда и обратно. Самым сложным для них было проскочить через Атлантические Узости – участок между Британской Западной Африкой и Бразильским выступом.
Получив информацию, что 2 блокадопрорывателя должны войти в Узости примерно 20 ноября, адмирал Ингрэм направил свои корабли на перехват. И утром 21 ноября легкие крейсера «Милуоки» (капитан 1 ранга Ф.Б. Ройял), флагман контр-адмирала Рида, «Цинциннати» (капитан 1 ранга Э.М. Сенн) и эсминец «Сомерс» (капитан 2 ранга Э.Ч. Вуд) перехватили противника.
«Цинциннати» обнаружил радаром какую-то цель на расстоянии 17000 ярдов. Рассвет уже окрасил небо розовым, когда 3 американских корабля догнали незнакомца. Старый сухогруз выглядел как самый заурядный трамп. Корабль шел под норвежским флагом. Когда у него запросили позывные, он передал позывные норвежца. Адмирал Рид только ухмыльнулся и приказал эсминцу «Сомерс» отправить на судно досмотровую партию.
Когда катер эсминца подходил к трампу, над морем прокатился гул 3 взрывов. Из-под палубы судна взлетели обломки, повалил дым. Судно начало быстро оседать. Норвежский флаг был спущен, на мачту взлетела свастика. Экипаж быстро спустил шлюпки и покинул судно.
Корабль уже погружался кормой вперед, когда к нему подошел катер «Сомерса». Проворные миноносники успели подняться на судно и опознать его. Это была «Анна-Лиза Эссбергер» водоизмещением 5000 тонн, следующая из Японии с грузом каучука.
Моряки «Сомерса» забрали в плен 62 человека экипажа блокадопрорывателя. Хотя шедший вместе с «Эссбергер» «Кота Пенанг» на этот раз сумел ускользнуть, судно было перехвачено на обратном пути.
«Ингхэм» топит U-626 (Одна глубинная бомба – одна лодка!)
Последняя подводная лодка, уничтоженная американцами в 1942 году, 15 декабря стала жертвой сторожевика Береговой Охраны. Особо следует рассказать, как она была потоплена.
Удачливым охотником стал сторожевик «Ингхэм» (капитан 2 ранга Г.Ф. МакКейб). Мы расскажем об этом эпизоде очень коротко.
«Ингхэм» был одним из 3 кораблей эскорта той части конвоя ONS-152, которая вышла из Исландии. Вместе с эсминцами «Бэббит» и «Лири» сторожевик вел своих подопечных из Исландии на встречу с основным конвоем. 15 декабря в 10.45 «Ингхэм» шел впереди большой группы транспортов. В 12.35 он установил гидролокационный контакт, который был классифицирован как «сомнительный». МакКейб направил сторожевик в эту точку и сбросил одну глубинную бомбу. В 12.47 «Ингхэм» с чувством выполненного долга вернулся на свое место в охранении конвоя. Во второй половине дня они встретились с основным конвоем.
Моряки «Ингхэма» не делали никаких заявлений. Никто не верил в успех атаки. Но после войны немецкие документы подтвердили невероятный факт. В той точке, где «Ингхэм» сбросил свою единственную бомбу, пропала подводная лодка U-626.
То, что сторожевик сумел потопить лодку одной глубинной бомбой, выглядит чистой фантастикой. Но фантастика превратилась в реальность. Моряки Атлантического флота позднее говорили: «Ингхэм» попал в лунку с первого удара».
Апофеоз адмирала Деница
К концу 1942 года в ходе Битвы за Атлантику союзники начали брать верх. В декабре во всем океане были потоплены всего 54 судна общим водоизмещением 287000 тонн. Это потери составили менее половины тоннажа, уничтоженного в ноябре (более 600000 тонн), и за это же время было построено значительно больше новых судов.
Но если на верфях союзников было ускорено строительство торговых судов, то и немцы ускорили строительство своих подводных лодок. К концу 1942 года адмирал Дениц постоянно держал в Атлантике около 95 лодок. К ним следует добавить лодки, направленные в Средиземное море, чтобы перехватить английские и американские конвои с десантом, следующие в Алжир и Марокко. Но когда подводные лодки попытались перехватить десантную армаду – быстроходные конвои с сильным охранением, – они не сумели это сделать. Они не смогли даже подойти к 102 кораблям американского Оперативного Соединения 34, которое перебросило американскую армию на побережье Марокко в начале ноября.
Защита сил вторжения при переходе в Северную Африку является предметом законной гордости американских противолодочных сил. Уменьшение потерь в декабре стало свидетельством улучшения мер борьбы с подводными лодками. Но ни сокращение потерь, ни неудача атак быстроходных войсковых конвоев не означали поражения подводных лодок. «Волчьи стаи» еще не были побеждены. В ноябре они в клочья разнесли конвой SC-107, потопив 15 судов. В декабре в Северной Атлантике конвой ON-154 потерял 14 судов из 44.
Всего за 12 месяцев 1942 года в Атлантике и Арктике была потоплена почти 1000 торговых судов общим тоннажем почти 6000000 тонн. В ответ противолодочные силы союзников сумели потопить 82 подводные лодки. Впрочем, на долю американцев из этого числа пришлись всего 18 единиц. Поэтому общий годовой итог был не столь радостным, как декабрьский.
Гитлер был крайне доволен достижениями подводных лодок. 30 января 1943 года он произвел Деница в гросс-адмиралы и назначил его главнокомандующим германским флотом.