Шноркель
Вероятно, самой важной технической новинкой в области подводного кораблестроения за годы войны стал шноркель. Это устройство позволяло подводной лодке использовать дизеля (и, следовательно, заряжать батареи) в подводном положении. Специально сконструированная труба поднималась над поверхностью вроде перископа, хотя сама лодка оставалась под водой. Эта «дыхательная трубка» служила воздухозаборником для дизелей, по ней же удалялись выхлопные газы. Лодка, оснащенная шноркелем, могла оставаться под водой целую неделю, и обнаружить ее с помощью радара было весьма затруднительно.
Шноркель изготавливали и использовали немцы, хотя изобретен он был не в Германии. Следует указать, что фашизм с его требованием однообразия и регламентированного мышления не способствовал развитию науки. Многие лучшие ученые страны еще до войны были отправлены в изгнание. Физики и химики, которые остались в Германии, были в большинстве задействованы в лабораториях армии и ВВС. Поэтому развитие техники флота шло медленно. Лишь в конце 1943 года адмирал Дениц сумел создать научный отдел, аналогичный Научному совету, созданному адмиралом Кингом.
Дениц мрачно признался Карлу Купфмюллеру, назначенному главой этого исследовательского центра: «Несколько месяцев назад противник сделал подводную войну неэффективной. Он добился этого не превосходством в тактике или стратегии, а превосходством в области науки, которое выразилось в создании современного оружия и систем обнаружения. С помощью этого он вырвал у нас из рук наше единственное морское оружие, способное вести наступательные операции против англо-саксов. Для достижения победы мы просто обязаны ликвидировать это отставание в области науки и таким образом восстановить боевые возможности подводной лодки».
Эта тирада адмирала, вне всяких сомнений, была вызвана появлением поискового радара, лучи которого обнаруживали поднявшуюся на поверхность лодку. Производство шноркеля должно было послужить ответом.
Шноркель был голландским изобретением. Он был сконструирован примерно в 1935 году капитаном 2 ранга голландского флота Я. Вихерсом. К началу 1939 года «Snuiver», как его называли голландцы, уже устанавливался на всех новых подводных лодках голландского флота.
Когда в мае 1940 года фашисты вторглись в Голландию, они нашли на верфях несколько затопленных лодок со шноркелями. Их быстро сняли, и Дениц получил козырную карту в подводной войне. К счастью для союзников, немецкий флот с трудом получал сырье для своих нужд, поэтому шноркель появился на немецких лодках только в 1944 году.
К этому времени американские поисково-ударные группы уже действовали вовсю, и подводные лодки так и не сумели вернуть себе инициативу. Шноркель было сложно заметить, но все-таки он не обеспечил подводной лодке плащ-невидимку. Самолеты замечали бурун шноркеля точно так же, как замечали «усы» перископа. И, конечно же, прочный корпус подводной лодки остался по-прежнему уязвим для авиационных и глубинных бомб. Поэтому шноркель не ликвидировал научно-техническое превосходство союзников.
«Сомерс» и «Джуэтт» против блокадопрорывателей
Программа установки шноркелей поставила еще одну проблему перед командованием германского флота. Подводные лодки не могли в одно и то же время находиться в море и стоять на верфи, проходя переоборудование. В период установки нового оборудования Деницу пришлось отозвать с патрулирования много подводных лодок. Поэтому зимой 1943 – 44 годов большие районы Атлантики оказались свободны от подводных лодок.
Одним из таких районов был океанский треугольник в районе Бразилии. В последнем квартале 1943 года подводные лодки были здесь изрядно потрепаны, поэтому патрулирование кораблей 4-го Флота стало однообразным, если не сказать унылым. Патрульные «Каталины» ВМФ, базирующиеся на острове Вознесения, впустую мотались над океанскими просторами. Эсминцы 4-го Флота могли встретить лишь стайку летучих рыб.
Так же уныло шла жизнь на острове Фернандо-ди-Норонья, расположенном в нескольких сотнях миль от берегов Бразилии. Американские самолеты и эсминцы, слоняющиеся между островами Вознесения, Фернандо-ди-Норонья и побережьем Бразилии, начали ощущать, что попали в какой-то вакуум.
Но, как кто-то заметил, война является состязанием в терпении, и рано или поздно одна из сторон не выдерживает. В данном случае не выдержали немцы. Уже много месяцев германский вермахт был вынужден обходиться эрзацами, фашистской военной промышленности отчаянно требовался каучук. Олово, вольфрам и другое сырье также стояли в списке «требуется». Поэтому немецкие суда, используя тысячи различных уловок, пытались добраться до портов Индонезии, где можно было получить драгоценное сырье от союзников-японцев. И еще больше старания они прилагали, чтобы вернуться домой по двум единственным маршрутам – вокруг мыса Доброй Надежды или вокруг мыса Горн.
Поэтому 1 января 1944 года монотонная жизнь в Южной Атлантике внезапно завершилась. Все полетело кувырком, когда лейтенант М.К. Тэйлор, вылетевший с острова Вознесения, заметил одиночное торговое судно посреди океана. Лейтенант Тэйлор повел свой «Либерейтор» вниз, чтобы получше разглядеть корабль. Он был слишком быстроходным для трампа и слишком обычным, чтобы являться чем-то иным.
Тэйлор сделал круг над судном, чтобы опознать его, а потом запросил сигнальным фонарем. Корабль поднял 4-флажный опознавательный, но тут же спустил его, поэтому на самолете никто не успел разобрать сигнал. Тэйлор подлетел вплотную. Он смог различить лишь небольшую надпись на мостике. Судя по всему, это было британское судно «Гленбанк». Тэйлор повторил запрос. Когда корабль не поднял ответный сигнал и ничего не передал по радио, Тэйлор выпустил короткую очередь прямо по курсу. Внезапно «лайми» в ответ открыли бешеный огонь. 3 снаряда попали в «Либерейтор», повредив мотор № 2 и ранив одного из членов экипажа бомбардировщика, который фотографировал судно.
«Какие, к черту, лайми! Это кислая капуста!»
Направив свой подбитый бомбардировщик к острову Вознесения, Тэйлор сообщил по радио всем, кого это могло касаться.
Это касалось эсминца «Сомерс» (капитан 2 ранга У.Ч. Хьюз) и еще одного «Либерейтора», который пилотировал лейтенант Р.Т. Джонсон. Они тоже патрулировали в этом районе. Джонсон обнаружил блокадопрорывателя и следил за ним до наступления темноты. Когда у него подошли к концу запасы топлива, Джонсон улетел на базу, чтобы заправиться и дождаться утра. Эсминец «Сомерс» всю ночь следовал полным ходом, преследуя противника.
На следующее утро бомбардировщик Джонсона догнал эсминец, пролетел над ним и скрылся за горизонтом. Вскоре от него пришла радиограмма. Самолет обнаружил фашистский корабль. Но зенитные орудия блокадопрорывателя выпустили несколько снарядов по «Либерейтору», когда тот выходил в атаку. Хотя бомбардировщик получил 2 попадания – в хвост и в крыло, Джонсон остался на месте, чтобы наводить «Сомерс» и 2 других самолета своей разведывательной группы. Затем он сообщил по радио, что самолет поврежден и теряет бензин. Так как самолет оказался в опасности, Джонсон был вынужден повернуть к острову Вознесения.
Подбитый «Либерейтор» передал, что один мотор встал. А вскоре Джонсон радировал, что отказал и второй мотор. В 70 милях от острова бомбардировщик еще как-то держался в воздухе, но это, наверное, благодаря молитвам экипажа. С острова вылетели спасательные самолеты, однако бомбардировщик Джонсона и все 10 членов экипажа пропали бесследно в бескрайней Атлантике. Спасательные самолеты прекратили безнадежные поиски лишь после наступления ночи. Пока счет был в пользу фальшивого «Гленбанка».
На борту «Сомерса» все были полны решимости перехватить блокадопрорыватель. Вечером 2 января эсминец буквально «летел на всех парах». И вскоре наблюдатели увидели его – изящный силуэт, освещенный луной.
Фашисты сделали все возможное, чтобы избежать встречи с приближающимся эсминцем. Машины судна были мощными, но все-таки недостаточно мощными. «Сомерс» сократил расстояние до 7000 ярдов. В 23.02 Хьюз приказал открыть огонь, и снаряды эсминца начали ложиться вокруг цели. Отчаянно маневрируя, фашистское судно вертелось ужом. Его орудия были слишком слабыми, и на стрельбу эсминца они не отвечали. «Сомерс» начал сближаться, всаживая в цель снаряд за снарядом. Получив множество попаданий, блокадопрорыватель накренился. Осколочные снаряды разрушили мостик и уничтожили палубные механизмы. Труба была снесена. Повсюду валились мертвые и умирающие немцы. Надстройки судна были разворочены, и обреченный корабль все-таки остановился.
С 7 спасательных шлюпок и плота «Сомерс» снял 17 офицеров и 116 человек. Неплохой улов. 3 января в 00.30 цель затонула. Немцы сообщили, что судно называлось «Вессерланд». Так эсминец, захвативший «Оденвальд», уничтожил еще один блокадопрорыватель.
Иногда блокадопрорыватели ходили парами, что подтвердилось 4 января 1944 года. Разведывательный самолет с легкого крейсера «Омаха» (флагман командира 2-й дивизии крейсеров контр-адмирала О.М. Рида) обнаружил подозрительное торговое судно, которое пересекало Южную Атлантику не так далеко от места гибли «Вессерланда». Корабль не сумел дать ответ на запрос и вскоре был перехвачен крейсером «Омаха» и сопровождавшим его эсминцем «Джуэтт» (капитан 2 ранга Дж.Ч. Пархэм). Судьба фашиста была решена. В последовавшей недолгой перестрелке крейсер и эсминец отправили его на дно. Спасшиеся моряки сообщили, что судно называлось «Рио-Гранде».
Выяснилось, что 4-й Флот нащупал золотую жилу. Едва «Рио-Гранде» ушел на дно Южной Атлантики, как «Омаха» получила сообщение от патрульного самолета, вылетевшего из Натала, что на границе сектора замечено подозрительное судно. В результате «Омаха» и «Джуэтт» 5 января поймали еще один блокадопрорыватель. Когда военные корабли приблизились к судну, немцы поспешно затопили его. Они терпеливо болтались на своих спасательных плотах, пока «Омаха», «Джуэтт», бразильский минный заградитель «Каморин» и бразильское грузовое судно «Поти» не подобрали их. Затопленное судно называлось «Бургенланд».
Уничтожение этих 3 блокадопрорывателей лишило фашистов огромного количества драгоценного каучука, который в Германии являлся дефицитом № 1. То, что потерял Гитлер, приобрел Дядя Сэм. Грузовые суда затонули, но каучук остался плавать. Спасательные буксиры ВМФ подобрали достаточно сырого каучука, «чтобы изготовить шины для 5000 бомбардировщиков».
Гибель эсминца «Тэрнер»
Рано утром 3 января 1944 года эсминец «Тэрнер» прибыл на выделенную ему якорную стоянку возле маяка Амброуз и бросил якорь. Новый эсминец, который вошел в строй 15 апреля 1943 года, только что завершил длинный переход домой после сопровождения конвоев в составе Оперативного Соединения 64. Моряков охватила обычная «домашняя лихорадка», которой заражается команда после тяжелого похода в тот момент, когда на горизонте появляется порт. Повышенная готовность уходит в прошлое, и вахты несутся обычным порядком. Эсминец тихо разворачивался в темноте, и все текло, как обычно.
Но в 06.16, когда на востоке уже начало светлеть, «Тэрнер» содрогнулся от сильного взрыва. Вахтенных посшибало с ног, отдыхавших выкинуло из коек. Весь экипаж бросился на свои посты. Кое-кто подумал, что эсминец получил попадание торпеды или подорвался на дрейфующей мине. Но после взрыва над кораблем поднялся столб пламени возле орудийной установки № 2. Это был внутренний взрыв, а причиной послужили, скорее всего, дефектные боеприпасы. Пламя вылетело из открытых люков, осветив орудие и палубу адским светом. «Тэрнер» был тяжело поврежден, на эсминце начался сильнейший пожар.
Заметив взрыв, эсминец «Суоси» и другие корабли Оперативного Соединения 64, лоцманские катера устремились на помощь. Палубы «Тэрнера» раскалились, когда к эсминцу подошли спасатели. Ни огнетушители, ни переборки не могли сдержать пламя. Один взрыв следовал за другим, превращая эсминец в плавучий ад.
Он горел до 07.42, когда огонь добрался до артиллерийского погреба. Страшный взрыв разорвал окутанный дымом корпус эсминца. «Тэрнер» затонул почти мгновенно, перевернувшись через правый борт. Он ушел под воду кормой вперед, окутанный облаками дыма и пара. Когда вода сомкнулась над обломками корабля, спасатели бросились подбирать уцелевших.
Командир «Тэрнера» капитан 2 ранга Г.С. Вигант погиб вместе с кораблем. Были спасены 2 офицера и 165 матросов. Для миноносных сил Атлантического флота гибель эсминца стала тяжелым ударом. Потери в личном составе оказались неожиданно высокими.
Появление эскортных миноносцев
Эскортные миноносцы были прочными маленькими корабликами. Их водоизмещение колебалось от 1140 до 1450 тонн. Они были предназначены для борьбы с подводными лодками. Однако они имели приличное вооружение и в случае необходимости могли, как и нормальные эсминцы, отразить нападение надводных кораблей и самолетов. Хотя эскортные миноносцы не обладали скоростью, огневой мощью и броней{Чем?! Прим. пер.} нормальных эсминцев, их запасы глубинных бомб были ничуть не меньше. Борьба с подводными лодками являлась основной профессией эскортных миноносцев. Для этого они были оснащены самыми совершенными поисковыми системами и самым современным оружием.
Все эскортные миноносцы были построены по 6 слегка отличающимся проектам. Их вооружение состояло или из 3 – 76/50-мм универсальных орудий и одного счетверенного 40-мм автомата, или из 2 – 127/38-мм универсальных орудий и 1 счетверенного и 3 спаренных 40-мм автоматов. Корабли имели различные машинные установки: турбоэлектрические, дизельные или турбозубчатые агрегаты. Мощность машинных установок составляла от 6000 до 12000 ЛС, скорость колебалась от 20 до 24 узлов, что было на 15 узлов меньше, чем у эсминцев. Но мощность машинной установки не имела особого значения для решения задач, стоящих перед эскортным миноносцем. В качестве охотника за подводными лодками он имел одно большое преимущество перед эсминцем – очень малый радиус разворота. Это обеспечивало эскортному миноносцу хорошую маневренность, которой завидовали эсминцы, и которой боялись вражеские подводные лодки.
Контракты на строительство первых эскортных миноносцев были выданы в ноябре 1941 года. Однако еще в июне этого года британский контр-адмирал Дж.У.С. Дорлинг, возглавлявший Британскую комиссию по поставкам в США, обсуждал с морским министром Ноксом проблему нехватки эскортных кораблей. Дорлинг предложил использовать средства, выделенные на программу Ленд-лиза, для строительства эскортных миноносцев. Американское Бюро кораблестроения уже имело готовый проект, и Королевский Флот запросил построить 100 таких кораблей.
Но пока что приоритет имели торговые суда и десантные корабли. В ближайшие месяцы верфи не могли рассчитывать на дизеля и сталь для строительства эскортных миноносцев. Поэтому первый эскортный миноносец был построен лишь в феврале 1943 года, когда подводная угроза приняла катастрофические масштабы.
Королевский Флот получил 2 из 4 эскортных миноносцев, вышедших в этом месяце с американских верфей. Но 2 других были переданы американскому флоту: «Догерти» и «Остин». За ними уже весной последовала еще дюжина новых кораблей, и к июлю 1943 года программа строительства эскортных миноносцев приобрела широкий размах. Их строительством занимались 17 верфей. Так как использовались методы крупносерийного производства, то эскортные миноносцы сходили со стапелей с той же скоростью, что и автомобили с конвейера. С февраля 1943 года и до конца войны в Соединенных Штатах были построены 467 эскортных миноносцев. Королевский Флот получил 78 из них, 8 были переданы бразильскому флоту, еще 6 служили под флагом Свободной Франции.
Как и эсминцы, многие эскортные миноносцы были названы в честь героев американского флота, в честь офицеров и матросов, погибших в первые 8 месяцев Второй Мировой войны, таких как старший котельный машинист Томич, погибший в Пирл-Харборе на корабле-мишени «Юта», лейтенант Кеннет Мюр, офицер военной команды на торпедированном транспорте «Натаниэль Готорн», лейтенант Джон Р. Борум, погибший на сгоревшем танкере «Бриллиант». Вместе с этими героями сегодняшних дней не были забыты и герои прошлого – Рубен Джеймс и Джейкоб Джоунс.
К концу июня 1943 года в строю состояли 22 эскортных миноносца водоизмещением 1140 тонн и 13 больших миноносцев водоизмещением 1450 тонн. Малые эскортные миноносцы имели экипаж из 200 человек, а большие – из 216 человек в среднем. Большая часть экипажей и командиров были резервистами. Обучение этих людей легло дополнительным грузом на центры подготовки. Люди спешно проходили курсы общей, специальной и тактической подготовки, а потом направлялись в специализированные школы противолодочной борьбы в Ки-Уэст, на Бермуды и так далее. После окончания школы экипаж, как правило, принимал участие в ходовых испытаниях корабля и считался готовым к бою.
Летом 1943 года в составе миноносных сил Атлантического флота имелись лишь несколько эскортных миноносцев. Однако потребность в таких кораблях, особенно для эскортной службы, была очень острой. Как показал опыт, численность «волчьей стаи», атакующей конвой, вдвое превышала количество кораблей сопровождения. Командующий Атлантическим флотом и командующий миноносными силами надеялись ликвидировать это неравенство, придав по крайней мере 2 эсминца или эскортных миноносца каждой оперативной группе. Получив эти корабли, командир эскортной группы мог отделить 1 или 2 корабля для проверки предполагаемого контакта и преследования лодки. При этом в охранении конвоя не возникло бы опасных брешей.
Но в это же самое время эскортные миноносцы требовались на Тихом океане. Флот был вынужден решать задачи «войны на двух океанах». Только осенью 1943 года эскортные миноносцы появились в Атлантике в достаточных количествах.
Зато к декабрю этого года эскортные миноносцы охраняли трансатлантические конвои и прикрывали «крошки-авианосцы» в составе поисково-ударных групп.
Поисково-ударные группы пробили большие бреши в рядах «волчьих стай» Деница. Именно поисково-ударные группы одержали окончательную победу над фашистским подводным флотом.
«Томас», «Бостуик» и «Бронштейн» топят U-709
В марте 1944 года эскортные миноносцы уничтожили свою первую подводную лодку. Эту честь разделили эскортные миноносцы «Томас» (капитан-лейтенант Д.М. Келлог) под брейд-вымпелом командира ДЭМЭ-48 капитана 2 ранга Г.Э. Паркинсона, «Бостуик» (капитан-лейтенант Дж.Г. Черч) и «Бронштейн» (лейтенант С.Г. Кинни). Эти корабли входили в Оперативную Группу 21.16, сформированную вокруг нового эскортного авианосца «Блок Айленд», которым командовал капитан 1 ранга Логан К. Рамсей. «Крошку-авианосец» также сопровождали эсминец «Корри» и эскортный миноносец «Бримен». Но эта пара не принимала участия в бою, имевшем место вечером 29 февраля.
События назревали уже несколько дней. «Блок Айленд» и его поисково-ударная группа патрулировали в Северной Атлантике в районе, где, по данным разведки, должны были собраться по крайней мере 18 подводных лодок.
Державшийся на левом крамболе эскортного авианосца «Бронштейн» в 22.08 установил радиолокационный контакт на расстоянии 6500 ярдов. «Бронштейн» сразу направился к цели, но там уже гремели разрывы глубинных бомб. «Томас» и «Бостуик» сбросили пиротехнические патроны и начали совместную атаку. 3 эскортных миноносца продолжали бомбить район, однако подводная лодка оставалась незамеченной до 22.13, когда «Бронштейн» дал залп осветительными снарядами. Их свет озарил поверхность моря, и корабли увидели всплывшую подводную лодку.
Очевидно, немецкие подводники не подозревали о присутствии «Бронштейна», сосредоточив все внимание на «Томасе» и «Бостуике». Однако в этот момент Кинни приказал своим артиллеристам открыть огонь. Загремели 76-мм орудия эскортного миноносца, и на мостике лодки возникло замешательство. 76-мм снаряды начали рваться вокруг лодки, у самого ее борта. Трассирующие снаряды 40-мм автомата «Бронштейна» прошлись по рубке подводной лодки. После этого немецкий командир решил спешно погрузиться и уносить ноги.
«Броншейн» дал 2 залпа из «хеджехога». После этого «Томас» и «Бостуик» продолжили атаку, также атаковав лодку из «хеджехогов» и сбросив несколько обычных глубинных бомб.
В течение 5 часов эскортные миноносцы продолжали охоту, выслеживая и бомбя, бомбя и выслеживая. Фашистская лодка не получала ни малейшей передышки.
U-709 всего этого не выдержала. Примерно в 03.20 «Томас» сбросил серию глубинных бомб, установленных на большую глубину взрыва. Под водой послышался гул. Затем в 03.24 поверхность моря вспучил сильный взрыв, за кормой эскортных миноносцев возник большой водоворот. Это могло значить лишь одно – подводная лодка взорвалась.
Их архивов немецкого флота после войны стало известно, что это была U-709. Однако она была не единственной лодкой, уничтоженной в это время и в этом месте. Пока «Томас» и «Бостуик» занимались своим противником, «Бронштейн» нашел себе новую рыбку.
«Бронштейн» топит U-603
Вошедший в строй 13 декабря 1943 года «Бронштейн» закончил свои ходовые испытания всего 3 недели назад. Однако нехватка опыта не помешала оператору сонара различить новое эхо в весьма сложной обстановке среди непрерывного грохота глубинных бомб, которые «Томас» и «Бостуик» сыпали на голову U-709.
Командир «Бронштейна» Кинни немедленно принялся за работу. В 01.37, когда был установлен контакт, дистанция была опасно малой, всего 450 ярдов. Уже через минуту Кинни приказал сбросить глубинные бомбы. После того как они полетели за борт, эскортный миноносец отвернул, чтобы восстановить гидролокационный контакт. В течение 15 минут акустики «Бронштейна» внимательно прислушивались, что делает лодка, находящаяся внизу.
В 01.55, когда нервы у всех были напряжены до предела, Кинни приказал сбросить серию из 18 бомб, установленных на большую глубину разрыва. Бомбы еще продолжали рваться, когда море вздыбилось от ужасного взрыва в глубине. Не было никаких сомнений, что лопнул прочный корпус подводной лодки, но Кинни не желал дать противнику никаких шансов. В 02.36 он приказал сбросить еще одну серию из 18 глубинных бомб. Эхо взрывов замерло вдали, и воцарилась полная тишина. Она убедила акустиков «Бронштейна», что с лодкой покончено.
После войны было установлено, что на этот раз мишенью «Бронштейна» стала U-603. Эскортный миноносец уже уничтожил 2 подводные лодки, а его первый поход еще далек от завершения.
Гибель эскортного миноносца «Леопольд»
В марте 1944 года конвой CU-16 пересекал Северную Атлантику в сопровождении Оперативной Группы 21.5. Среди ее кораблей находились эскортные миноносцы «Леопольд» и «Джойс». Оба были достаточно новыми кораблями и шли на фланге конвоя, как овчарки, охраняющие стадо.
9 марта конвой находился приблизительно в 540 милях к юго-западу от Исландии. Это был самый опасный район Атлантики. Именно здесь, примерно в трети пути от Англии к Ньюфаундленду, зимой 1942 – 43 годов подводные лодки свирепствовали с наибольшей яростью. Здесь были разгромлены конвои НХ-217, НХ-218 и НХ-219. Десятки торговых судов союзников были торпедированы, сотни моряков погибли при взрывах и пожарах или утонули в ледяных водах.
Теперь очередной конвой пересекал эту опасную зону. В 19.50 радар «Леопольда» засек какую-то цель. Командир эскортного миноносца капитан-лейтенант К.Ч. Филлипс объявил боевую тревогу и повел «Леопольд» к месту обнаружения цели.
В 19.55 по УКВ с «Леопольда» передали:
«Эта штука выглядит совсем как настоящая».
Эскортный миноносец «Джойс» (капитан-лейтенант Роберт Уилкокс) направился помогать товарищу. Но прежде чем «Джойс» подошел, бой уже начался. Примерно в 20.00 «Леопольд» выпустил 2 осветительных снаряда. Они разорвались и осветили все вокруг, после чего орудия эскортного миноносца открыли огонь по ясно видимому вражескому силуэту.
Подводная лодка дала залп торпедами. Прежде чем Филлипс успел повернуть корабль, чтобы уклониться, в левый борт эскортного миноносца попали 2 смертоносные «рыбки». Содрогнувшись от взрывов, эскортный миноносец остановился. Послышался скрежет металла, треск и звон лопающихся листов обшивки. Корма «Леопольда» надломилась.
Когда в 20.15 к месту событий прибыл «Джойс», «Леопольд» неподвижно стоял в воде. Носовая и кормовая части корпуса задрались вверх, винты торчали в воздухе. После безуспешных поисков подводной лодки «Джойс» приступил к спасательным работам. Это было очень рискованно, так как подводная лодка оставалась поблизости достаточно долго и успела выпустить 2 торпеды и по второму миноносцу. «Джойс» заметил приближающиеся торпеды и уклонился от них. Подводную лодку загнали в глубину, и спасательные работы возобновились.
В 00.45 море одолело изуродованный корабль. Кормовая часть корпуса «Леопольда» оторвалась и затонула. Когда она скрылась под водой, разорвались глубинные бомбы миноносца. Вихрь огня и кипящей воды погубил многих пловцов, и «Джойс» лишь с огромным трудом сумел подобрать несколько человек.
Моряки «Джойса» вытаскивали людей одного за другим, дрожащих, перемазанных нефтью. Но их было слишком мало. К утру из всей команды эскортного миноносца удалось спасти только 28 человек. Не спасся ни один офицер, капитан-лейтенант Филлипс погиб вместе со своим кораблем.
Когда последний из спасенных был поднят на борт «Джойса», «Леопольд» уже почти полностью погрузился, но пока продолжал дрейфовать. Когда рассвело, стало понятно, что больше никого подобрать не удастся. «Джойс» получил приказ затопить изуродованный миноносец артогнем и глубинными бомбами. Эта печальная задача была выполнена в 07.45, и «Леопольд» скрылся в пучине. Это был первый эскортный миноносец, потопленный во время войны.
Но эскортные миноносцы с лихвой отплатили за каждого погибшего товарища. В Битве за Атлантику подводные лодки потопили всего 2 эскортных миноносца. Это ничтожно мало, учитывая размах действий эскортных миноносцев, продолжавшихся до самой капитуляции Германии.
«Хобсон», «Хаверфилд», «Принц Руперт» и самолет топят U-575
Суеверия приписывают цифре 13 множество нехороших качеств. Считается, что она приносит несчастья.
Но для офицеров и матросов Оперативной Группы 21.11 день 13 марта стал, совсем наоборот, счастливой датой, хотя командир подводной лодки U-575 и его экипаж придерживались прямо противоположного мнения. Многое зависит от точки зрения.
Оперативная Группа 21.11 была поисково-ударной группой, сформированной вокруг эскортного авианосца «Боуг», которым командовал капитан 1 ранга Дж.Б. Данн. В нее также входили эсминец «Хобсон» (капитан-лейтенант К. Лавленд), эскортный миноносец «Хаверфилд» (капитан-лейтенант Дж.Э. Мэтьюз), канадский фрегат «Принц Руперт» и 3 авиационные эскадрильи: британские 172-я и 206-я и американская VC-95. В это время уже планировалась высадка в Нормандии, поэтому 3 поисково-ударные группы были отправлены прочесать район сосредоточения подводных лодок у Азорских островов, чтобы подчистить океан.
Бой начался утром 13 марта, когда один из самолетов «Боуга» заметил на поверхности моря масляное пятно. Самолет вызвал на помощь корабли и сбросил гидроакустический буй. Буй сообщил, что неподалеку находится подводная лодка, и охота началась.
В 1.51 на сцене появился эскортный миноносец «Хаверфилд». После 2 часов поиска он установил гидролокационный контакт на дистанции 1700 ярдов и в 14.17 дал залп из «хеджехога». Последовали несколько взрывов, и на поверхность начали подниматься сгустки соляра.
Тем временем к месту боя подошел канадский фрегат «Принц Руперт». Канадцы сбросили несколько глубинных бомб и тоже дали залп из «хеджехога». В 13.58 «Хаверфилд» сбросил еще одну серию глубинных бомб, а в 15.51 дал залп из «хеджехога». «Принц Руперт» в 16.01 и в 16.29 сбросил еще 2 серии глубинных бомб. Потом канадцы остались поддерживать контакт, чтобы вывести «Хаверфилд» на огневую позицию. В 16.32 по указаниям «Принца Руперта» «Хаверфилд» сбросил 13 глубинных бомб.
В этот момент в район действий прибыл эсминец «Хобсон». Он подождал, пока «Хаверфилд» в 17.04 сбросит очередную серию глубинных бомб. В 17.32 «Хаверфилд» совершил очередную попытку, установив взрыватели на большую глубину. Затем в 17.59 свою серию глубинных бомб сбросил «Хобсон», а в 18.33 по пеленгам, переданным «Хаверфилдом», – вторую.
Ни одна подводная лодка не могла выдержать такую бомбежку, и эти фашисты не были исключением. Через 2 минуты после повторной атаки «Хобсона» подводная лодка вылетела на поверхность. Как только корпус лодки показался из воды, «Хаверфилд» открыл огонь. Артиллеристы «Принца Руперта» осыпали лодку градом снарядов из 20-мм автоматов. «Хобсон» также сразу присоединился к обстрелу. Пока снаряды и пули дырявили рубку лодки, самолет «Боуга» спикировал на нее и сбросил 2 бомбы. Он также выпустил несколько ракет в левый борт лодки.
В 18.43 рубку лодки охватило пламя, огонь бил из носового люка, и обезумевшие немцы начали бросаться за борт. Лодка начала медленно погружаться на ровном киле. Затем, когда вода покрыла палубу, она внезапно задрала нос вверх и затонула кормой вперед.
«Хаверфилд» подобрал 7 человек, «Хобсон» спас 15, в том числе командира лодки.
Потопленная U-575 стала первой подводной лодкой со шноркелем, потопленной американскими кораблями. Шноркель появился слишком поздно, поисково-ударные группы уже взяли немецкий подводный флот за горло.
«Корри» и «Бронштейн» топят U-801
В марте «дойные коровы» вернулись на свои пастбища, и Оперативной Группе 21.16 пришлось сказать свое веское слово. После недавних побед в Северной Атлантике моральный дух моряков был очень высоким. Эскортный авианосец «Блок Айленд», которым теперь командовал капитан 1 ранга Ф.М. Хьюз, и корабли сопровождения полным ходом направились в район событий, расположенный к северо-западу от островов Зеленого Мыса.
Высланные вперед самолеты с эскортного авианосца обшаривали район заправки подводных лодок. Утром 17 марта они заметили подводную лодку в точке 16° 42′ N, 30° 28′ W.
Атаковать выпало эскадренному миноносцу «Корри» (капитан-лейтенант Г.Д. Хоффман) и эскортному миноносцу «Бронштейн» (лейтенант С.Г. Кинни). «Бронштейн» уже отличился ночью 1 марта, в одиночку потопив подводную лодку и поучаствовав в потоплении второй. Эсминец «Корри» был ветераном Битвы за Атлантику. Он побывал буквально всюду: вместе с британским Флотом Метрополии сражался в ледяных водах Северной Атлантики и патрулировал в теплых водах Карибского моря. Вместе с ним, «Бронштейном» и «Блок Айлендом» в тот мартовский день находились «Томас», «Бримен» и «Бостуик».
Получив сообщение с «Блок Айленда», «Корри» и «Бронштейн» покинули строй и направились к месту обнаружения лодки. С помощью самолета они начали поиск. Чуть раньше «Корри» установил радиолокационный контакт с целью, которая оказалась воздушными шарами-приманками. Расстреляв эти шарики, эсминцы с новой энергией принялись за поиски лодки. Когда в 07.05 к поискам присоединился «Бронштейн», на поверхности было замечено масляное пятно. Началась обычная игра в прятки. Двое охотников рыскали по поверхности моря, а подводная лодка скрывалась в глубине. Контакт терялся, восстанавливался, снова терялся и снова восстанавливался. В море летели глубинные бомбы всех образцов, в небо взлетали столбы клокочущей воды, всплывали косяки глушеной рыбы.
Затем в 13.18 на поверхность, словно раненный кит, выпрыгнула U-801. Едва она появилась, «Корри» и «Бронштейн» открыли огонь. В течение 5 минут эсминец и эскортный миноносец обстреливали лодку. В палубу и рубку попало много снарядов, море вокруг было засыпано обломками. Затем люки лодки открылись, и экипаж начал выскакивать наружу.
Фашистские подводники не получили возможности добраться до палубного орудия, они успели лишь покинуть свой корабль. Когда в 13.26 «Корри» ринулся на таран, поврежденная лодка внезапно пошла на дно кормой вперед. 47 человек экипажа U-801 были подобраны.
Во второй половине дня 17 марта 1944 года на борту «Бронштейна» начались торжества. В течение 17 дней корабль принял участие в уничтожении 3 подводных лодок. Это был рекорд, которому могли позавидовать многие ветераны Битвы за Атлантику.
Но рапорт командира был настолько же скромным, насколько лаконичным. Кинни сдержанно писал:
«Следует отметить, что «Бронштейн» находился в первом боевом походе после приемных испытаний, которые завершились 7 февраля 1944 года, после чего корабль был зачислен в состав флота. Следует поблагодарить сдаточную команду эскортного миноносца, которая подготовила корабль к боевым действиям в кратчайший срок».
Рапорт Кинни завершался выводом:
«Вся оперативная группа внесла вклад в потопление подводной лодки. Оно стало результатом совместных действий, которые позволяли полностью реализовать потенциал поисково-ударных групп путем использования всех видов оружия, авиационного и корабельного».
Что касается «Корри», то через 2 дня он снова участвовал в бою, когда самолеты «Блок Айленда» отправили на дно еще одну подводную лодку. Получив приказ подобрать летчиков сбитого самолета и спасшихся немцев, эсминец совершил 70-мильный бросок в качестве «кареты скорой помощи». Он прибыл вовремя, чтобы поднять из воды одного американского летчика и восьмерых полузахлебнувшихся немцев. Затем он присоединился к «Томасу» и «Бостуику», которые атаковали еще одну подводную лодку. Но ей удалось спастись. Прежде чем покинуть район атаки, «Корри» натолкнулся на свидетельство прошлого боя. Эсминец подобрал тело мертвого немецкого подводника. Позднее он был похоронен согласно морским обычаям.
Атака – спасение – морские похороны. Такой была работа миноносников во время войны.
«Чемплин» и «Хьюз» топят U-856
Весной 1944 года лишь немногие лодки осмеливались высовывать нос в Западную Атлантику. К этому времени фашистский подводный флот научился уважать радар, который вызывал у него аллергию. В качестве контрмер применялись воздушные шары-приманки, которые волочили за собой ленты фольги, на лодках устанавливали приемники радиолокационного излучения. Немцы пытались обмануть сонары, покрывая корпус лодки резиной и выпуская патроны-имитаторы.
Но даже самые последние модели подводных лодок, оснащенные шноркелем, имевшие мощные дизеля, способные погружаться на глубину более 600 футов, медленно отступали. Они требовались в европейских водах, поэтому на запад в Атлантику были отправлены лишь несколько единиц.
Однойиз этих лодок была U-856. В начале апреля 1944 года она появилась на морских коммуникациях в 500 милях к югу от Галифакса. Поднимая перископ, лодка каждый раз рисковала головой.
17 апреля 1944 года ДЭМ-32 капитана 2 ранга Г.Л. Мелсона, который держал брейд-вымпел на эсминце «Бойл», в сопровождении эскортного миноносца «Хьюз» отправился на охоту. На рассвете в районе с координатами 40° N, 62° W была замечена подводная лодка. Эсминцы все утро провели, прочесывая этот район. Однако контакт был установлен только в 15.42, когда эсминец «Чемплин» (капитан 2 ранга Дж.Дж. Шаффер) обнаружил подводного противника с помощью сонара.
«Чемплин» был ветераном, на счету которого уже числилась одна подводная лодка. К нему присоединился «Хьюз», и они совместно провели несколько атак глубинными бомбами и «хеджехогами». Преследование продолжалось немногим более часа. Потом избитая лодка всплыла, чтобы дать последний бой.
Когда подводники начали выскакивать из люка к палубному орудию, открыли огонь орудия «Чемплина». Несколько снарядов попали в рубку, по мостику прошлись очереди зенитных автоматов, после чего командир эсминца пошел на таран. «Чемплин» ударил лодку в корму левой скулой. Лодка накренилась и вильнула в сторону, но при этом попала под шквал огня миноносца.
В горячке боя 20-мм снаряд с левого крыла мостика «Чемплина» попал в кранцу первых выстрелов. Взрыв осколочного снаряда уложил командира «Чемплина» и 3 матросов. Капитан 2 ранга Шаффер был смертельно ранен. Санитар уносил его вниз, когда на палубе эсминца раздались радостные крики: подводная лодка тонула.
Лодка скрылась под водой в 17.14, и тут же «Чемплин» и «Хьюз» содрогнулись от подводного взрыва. U-856 взорвалась.
Эсминцы «Нилдс» и «Ордоно» спасли 28 немецких подводников. У американцев погиб только командир «Чемплина» капитан 2 ранга Джон Дж. Шаффер, который скончался от ран на следующее утро.
По старой морской традиции он был похоронен в море.
«Пиллсбери», «Поуп», «Шателейн», «Флаэрти» и самолет топят U-515
В начале апреля 1944 года новый эскортный авианосец «Гуадалканал» под командованием капитана 1 ранга Д.В. Гэллери отправился к Мадейре. Фашистские подводники снова собрались в знакомых водах, и Гэллери намеревался испортить им встречу.
Поэтому Оперативная Группа 21.12, состоящая из «Гуадалканала» и эскортных миноносцев «Пиллсбери» (лейтенант Г.У. Кассельман), «Поуп» (капитан-лейтенант Э.Г. Хедленд), «Шателейн» (капитан-лейтенант Дж.Л. Фоли) и «Флаэрти» (капитан-лейтенант М. Джонстон), полным ходом направилась в указанный район. Миноносцами командовал капитан 2 ранга Ф.С. Холл, находившийся на «Пиллсбери».
Оперативная группа Гэллери вписала новую страницу в учебник противолодочной борьбы. Летчики «Гуадалканала» начали проводить экспериментальные ночные полеты. Достаточно опасные для крупного авианосца, ночные полеты с крошечной полетной палубы требовали от летчиков высочайшего мастерства. И ночью 8/9 апреля полеты при свете звезд дали свои плоды.
Примерно в 23.30 самолет-разведчик заметил подводную лодку на поверхности. Самолеты пошли в атаку, и лодка открыла огонь трассирующими снарядами, а затем нырнула под градом бомб. Подводной лодке удалось уйти, но в 06.25 лодка была снова замечена на поверхности. И на этот раз она погрузилась, задержавшись, чтобы обстрелять атакующие самолеты. Крепкий орешек! Настало время вызывать подкрепления.
Гэллери отправил на помощь эскортные миноносцы «Пиллсбери» и «Флаэрти». В 07.10 миноносцы возобновили гидролокационный поиск, и уже через 5 минут «Пиллсбери» установил контакт. Лейтенант Кассельман провел 2 атаки с помощью «хеджехога». Вода буквально кипела, когда в дело вступил «Шателейн». Вскоре после этого прибыл «Поуп». Окруженная 4 эскортными миноносцами, подводная лодка попала в капкан.
Но прошло некоторое время, прежде чем охотники сумели настичь свою добычу. При этом миноносцы провели несколько атак глубинными бомбами, «хеджехогами», постепенно увеличивая глубины срабатывания взрывателей. Миноносцы атаковали поочередно, пользуясь указаниями товарищей. Утро закончилось, миновал полдень, а море продолжало клокотать от взрывов бомб.
В 14.05 у борта «Шателейна» возник небольшой бурун, и на поверхность выскочила подводная лодка. То, что немцы решили продолжать бой, никого не удивило. Открылись люки, и артиллеристы бросились к палубному орудию. Немецкие снаряды засвистели в ту же секунду, когда открыли огонь артиллеристы «Шателейна». Над морем прокатился грохот выстрелов, и остальные миноносцы бросились на помощь «Шателейну».
«Флаэрти» открыл огонь, как только смог навести орудия. Он также выпустил торпеду с дистанции 1200 ярдов, но та прошла мимо лодки. Немецкие артиллеристы обрушили яростный огонь на «Флаэрти», но не смогли добиться попаданий. Зато «Шателейн» и «Флаэрти» добились нескольких попаданий. В 14.08 внутренний взрыв потряс лодку, из рубочного люка повалил дым. Экипаж лодки начал выскакивать наружу. Через 8 минут лодка исчезла в пенистом водовороте, оставив на поверхности горстку барахтающихся людей.
Экипаж подводной лодки состоял из 6 офицеров и 53 матросов, из них были спасены 37 человек, в том числе все офицеры. Они сообщили, что была потоплена U-515.
Среди захваченных в плен подводников был командир лодки Вернер Хенке, кавалер Рыцарского Креста с Дубовыми Листьями. Он находился на борту «Гуадалканала» на следующий день, когда 3 самолета с этого авианосца потопили недалеко от Мадейры U-68.
Захват Хенке натолкнул капитана 1 ранга Гэллери на интересную мысль. Если поисково-ударная группа сумела захватить командира лодки, награжденного Рыцарским Крестом, то почему бы не попытаться захватить и саму подводную лодку?
К чему привела эта идея Гэллери, мы расскажем позднее.
«Гэнди», «Джойс» и «Петерсон» топят U-550
Рано утром 16 апреля 1944 года танкер «Пан Пенсильвания» был атакован и торпедирован в 100 милях от Нью-Йорка. В это время корабли Оперативной Группы 21.5, эскортные миноносцы «Гэнди» (капитан-лейтенант У.Э. Сешнз), «Джойс» (капитан-лейтенант Роберт Уилкокс) и «Петерсон» (капитан-лейтенант С.М. Хей) сопровождали суда конвоя, который формировался в этом районе. 3 эскортных миноносца получили приказ найти подводную лодку и спасти экипаж торпедированного танкера.
На полной скорости эскортные миноносцы понеслись на помощь танкеру. Было ясно, что судно получило серьезные повреждения, но экипаж танкера держал ситуацию под контролем, поэтому миноносцы сразу приступили к охоте за подводной лодкой.
«Джойс» установил гидроакустический контакт с противником. Капитан-лейтенант Уилкокс приказал атаковать его глубинными бомбами. Эскортные миноносцы начали сыпать глубинные бомбы с такой скоростью и меткостью, что первая же серия повредила лодку и вынудила ее всплыть.
Как только подводная лодка всплыла, она попыталась удрать. Все 3 эскортных миноносца открыли огонь. Артиллеристы лодки выскочили на палубу и начали отстреливаться. Один из снарядов разорвался, засыпав полубак «Гэнди» осколками, которые ранили 4 матросов. В ответ капитан-лейтенант Сешнз приказал дать полный ход и бросился на противника. Миноносец летел буквально следом за собственными снарядами. Он протаранил лодку, которая от удара легла на борт.
Когда «Гэнди» отошел в сторону, «Джойс» и «Петерсон» возобновили стрельбу. Окруженная подводная лодка дергалась и раскачивалась под шквалом снарядов. Очевидно, ее прочный корпус имел пробоины, центральный пост начало затапливать, машины были повреждены. Она не могла ни погрузиться, ни бежать. Командир отдал приказ затопить лодку. Лишь немногие члены экипажа сумели покинуть корабль, когда сработали подрывные заряды. Тихие взрывы разворотили корпус лодки, и она стремительно затонула.
«Джойс» подобрал плавающих подводников – всего дюжину человек, в том числе командира лодки. Они сообщили, что была потоплена U-550.
«Эта подводная лодка сражалась до последнего. Ее засыпали глубинными бомбами, ее расстреливали из орудий, ее протаранили так стремительно, что ей могло показаться, будто на нее обрушился весь американский флот. Не удивительно, что командир решил затопить лодку», – вспоминал один из моряков ОГ 21.5 впоследствии.
Бой с U-550 стал для «Гэнди» крещением огнем. Эскортный миноносец завершил ходовые испытания всего 2 недели назад и вошел в состав флота только за 8 дней до начала боя.
«Он сильно спешил повоевать», – заметил командующий миноносными силами Атлантического флота.
«Фрост», «Хьюз», «Барбер» и «Сноуден» топят U-488
А потом появился еще один «крошка-авианосец» «Кроутан», которым командовал капитан 1 ранга Дж.П.У. Вест. Он вывел на охоту очередную поисково-ударную группу. Оперативная Группа 21.15 состояла из эскортных миноносцев «Инч» (капитан 2 ранга Ч.У. Фрей), «Фрост» (капитан-лейтенант Дж.Г. МакУортер), «Хьюз» (капитан-лейтенант Р.Г. Ванлесс), «Барбер» (капитан-лейтенант Э.Т.Б. Салливан) и «Сноуден» (капитан-лейтенант Н.У. Суонсон). Этим дивизионом командовал капитан 2 ранга Ф.Д. Джамбатиста. Целью этой группы было пастбище подводных лодок в ласковых водах у островов Зеленого Мыса. «Дойные коровы» уже крутились там, и Оперативная Группа 21.15 погналась за «волчьей стаей».
Так получилось, что в утренней дымке 26 апреля 1944 года «Хьюз» и «Фрост» проверяли сомнительный гидроакустический контакт. В 05.55 «Фрост» дал залп из «хеджехога», вслед за которым раздались 3 подводных взрыва. Затем наступила тишина. Акустики эсминцев включили свою аппаратуру, и корабли начали прочесывать район. Однако они напрасно напрягали слух. Ни-че-го. Наблюдатели вглядывались вдаль, самолеты «Кроутана» обшаривали море, но не видели никаких признаков гибели подводной лодки. Ни-че-го. Так был ли мальчик?
Через 2 дня настырные охотники группы «Кроутана» заметили в море большое пятно соляра. Эскортные миноносцы «Сноуден», «Фрост» и «Барбер» сразу были отправлены на охоту.
Трио миноносцев прощупало море гидролокаторами и сбросило несколько глубинных бомб. После этого в глубине прогремели 2 взрыва, и снова наступила тишина. Если здесь и находилась подводная лодка, отсюда она никуда не ушла.
После войны выяснилось, что подводная лодка U-488 исчезла где-то в районе островов Зеленого Мыса в конце апреля 1944 года. Штаб Деница занес ее в «бесследно пропавшие». Но можно предположить, что она была потоплена эскортными миноносцами «Фрост», «Хьюз», «Барбер» и «Сноуден».
Угроза превращается в только проблему
Северные моря или теплые экваториальные воды – вне зависимости от широты и долготы воды Атлантики стали слишком жаркими для немецких подводных лодок. «Unterseebooten» оказались неспособны справиться с поисково-ударными группами, бороздившими океан.
В эту зиму было потоплено относительно немного подводных лодок. В Южной Атлантике у берегов Бразилии, в Карибском море, в районе Гранд-Банк фашистские подводные рейдеры попадались очень редко. На конвойных маршрутах Центральной и Северной Атлантики «волчьи стаи» стали вести себя все более трусливо. Многие подводные лодки были отозваны в Германию для установки шноркелей. Но германские военно-морские базы на Балтике и убежища подводных лодок на атлантическом побережье Европы оказались под ударами бомбардировщиков союзников, когда началось производство шноркелей. Не меньше страдали и заводы, выпускающие различные детали для этого устройства.
Противолодочные силы союзников, основным ядром которых стали поисково-ударные группы, весной 1944 года заставили фашистские подводные лодки бежать. С помощью радара, высокочастотных пеленгаторов, «хеджехогов», а также слаженных совместных действий и безжалостной настойчивости поисково-ударные группы выиграли Битву за Атлантику. Они выиграли ее в то время, когда американские конвои перевозили на Британские острова десятки тысяч солдат, грузы и технику для предстоящего вторжения в Европу.
Ход войны изменился. И тот поворот был отмечен статистикой, которую вел штаб 10-го Флота.
«На каждую подводную лодку, уничтоженную в 1941 году, приходилось 16 потопленных судов союзников. На каждую лодку, уничтоженную в 1942 году, союзники теряли 13 судов. В 1943 году цифра потерь союзников сократилась до 2 судов за одну лодку. А весной 1944 года немцы платили потопленной подводной лодкой почти за каждое судно союзников».
Поворотный момент был отмечен и главнокомандующим американским флотом адмиралом Эрнестом Дж. Кингом, который 1 марта 1944 года доложил морскому министру Фрэнку Ноксу:
«Подводные лодки еще не выкинуты с морей, однако они перестали быть угрозой и стали только лишь проблемой».