СОБРАНИЕ РАБОТ АЛЕКСАНДРА БОЛЬНЫХ -- Переводы -- Т. Роско : "Сильнее «божественного ветра». Эсминцы США: война на Тихом океане" Переводы / / На главную страницу

Там, где зарождается плохая погода

6 – 7 июня японцы высадились на американской территории. Впервые после 1812 года вражеский солдат топтал американскую землю.
Японцы притащили с собой корабли, пушки, самолеты, солдат – все, что нужно завоевателю. Правда, они высадились на самой отдаленной гряде островов, но при этом они готовились к новым территориальным захватам.
Алеутские острова протянулись на 1000 миль на запад от берегов Аляски, и они находились очень далеко от континентальной части Соединенных Штатов. Тем не менее топот японских сапог на этих отдаленных берегах отдался в Соединенных Штатах с силой землетрясения. Японские самолеты бомбили американскую военно-морскую базу в Датч-Харборе. Японские подводные лодки действовали у Кодьяка. Флаг Восходящего Солнца развевался на пороге Аляски.
Встревоженные граждане лихорадочно искали на глобусах и географических картах Алеутские острова. Они узнали, что эта островная дуга отделяет северную часть Тихого океана от Берингова моря. Что западные Алеутские острова ближе к Сибири, чем к Аляске. И кое-кто из американцев вспомнил слова генерала Уильяма Э. Митчелла: «Если Япония захватит Аляску, она сможет захватить Нью-Йорк». Поэтому, когда японцы оккупировали западные Алеутские острова Атту и Кыска, некоторым начало казаться, что они заняли важные стратегические пункты.
Руководители армии и флота США прекрасно понимали, что японцы могут вторгнуться на Алеутские острова. В предвидении такой атаки военное и морское министерства форсировали строительство морских и воздушных баз в Датч-Харборе, Кодьяке и других укрепленных пунктах на Алеутских островах. В начале войны на север были направлены подкрепления: самолеты, корабли и несколько старых подводных лодок типа «S». Они сразу приступили к патрулированию района.
Плавание кораблей в этих водах связано с большим риском. Подходы к многим островам нанесены на карту довольно приблизительно, фарватеры преграждают острые рифы, бухты полны мелей и подводных камней. Беспорядочные течения, высокие приливы и отливы создают множество водоворотов. Когда острова не окутаны туманами, над ними дуют сильнейшие ветры, которые поднимают огромные волны и снижают видимость «ниже нуля». Тихая солнечная утренняя погода могла уже к полудню смениться сильнейшим северным штормом. Сумерки могли принести снежную бурю со страшными шквалами. Местные жители имели все основания назвать острова «Местом, где зарождается плохая погода».
Вопреки ожиданиям американцев японское Верховное Командование даже не планировало высадку на континентальную Аляску. Наступление на Алеутских островах преследовало 2 стратегические цели. Во-первых, японцы намеревались отвлечь внимание американцев от подготовленного Ямамото удара по Мидуэю. Во-вторых, захват западных Алеутских островов должен был помешать Соединенным Штатам использовать их как плацдарм для атак Северной Японии.
На допросе после войны капитан 1 ранга Тайцукэ Ито, офицер штаба 5-го Флота, показал:

«Главной задачей Алеутской операции был захват Адака в качестве базы для патрульных самолетов. Вместе с базой на Мидуэе она смогла бы перекрыть северные подходы к Японии через Тихий океан. После того как битва при Мидуэе закончилась неблагоприятным исходом, адмирал Ямамото выступил против оккупации Алеутских островов. Однако командующий 5-м флотом вице-адмирал Хосогая упорно настаивал на захвате острова Кыска, опираясь на который, можно было нейтрализовать Датч-Харбор и воспрепятствовать продвижению противника к Японии через Алеутские острова».

В результате контр-адмирал Какудзи Какута повел флот вторжения к Алеутам. Захватчики прошли в 150 милях от Уналашки и совершили воздушный налет на Датч-Харбор. Армейская база в Форт-Миэрсе подверглась бомбардировке. Потом японская эскадра повернула назад и высадила войска на островах Кыска и Атту.
Защитники Аляски не были захвачены врасплох. Контр-адмирал Роберт Э. Теоболд, командующий всеми американскими и канадскими силами в Северной части Тихого океана, держал в готовности свою авиацию и вывел корабли в Аляскинский залив. 1 июня силы обороны были приведены в полную готовность. К этому времени адмирал Теоболд имел 52 военных корабля (в том числе 5 крейсеров, 11 эсминцев и 6 подводных лодок) и около 170 самолетов. Однако после сокрушительного поражения японцев при Мидуэе адмирал Нимиц смог перебросить новые подкрепления на север Тихого океана.
Японские оккупационные войска вскоре укрылись в блиндажах и щелях от бомб и снарядов. Но не прошло и недели, как японские командиры столкнулись с проблемой снабжения войск.
Американские бомбардировщики наносили удары по конвоям, направляющимся к Атту и Кыске. Они топили транспорты прямо в занятых противником гаванях. 4 июля американская подводная лодка «Тритон» потопила японский эсминец «Ненохи» возле острова Агатту, а несколькими часами ранее подводная лодка «Гроулер» торпедировала 3 эсминца возле гавани Кыска. 2 эсминца были повреждены, а третий – «Арарэ» – потоплен.
Японцы были вынуждены прилагать все силы, чтобы удержать захваченные острова. Американцы начали кампанию по нарушению вражеских линий снабжения, чтобы изолировать и уничтожить японские гарнизоны.
Но при этом и тем, и другим пришлось вести нескончаемую борьбы с погодой.
Обстрел Кыски
22 июля американская Оперативная Группа 8.6 под командованием контр-адмирала У.У. Смита вышла в море, чтобы обстрелять позиции противника на Кыске. Непосредственной целью операции была гавань Кыски. Американские корабли должны были подойти к бухте Вега и обстрелять японские сооружения, которые были сфотографированы разведчиками PBY. Обстрел следовало согласовать по времени с воздушным налетом, чтобы удар был нанесен одновременно с моря и с воздуха.
Группа адмирала Смита состояла из тяжелых крейсеров «Индианаполис» (флагман) и «Луисвилл», легких крейсеров «Нэшвилл», «Сен Луи» и «Гонолулу», 4 эсминцев и быстроходного тральщика (переоборудованный эсминец) «Эллиот». В состав группы вошли эсминцы «Кейс» (капитан 2 ранга Р.У. Бедилион), «Рейд» (капитан 2 ранга Г.Ф. Пуллен), «Гридли» (капитан-лейтенант Ф.Р. Стикни) и «МакКолл» (капитан-лейтенант У.С. Видер). Ими командовал капитан 2 ранга Вайатт Крейг, командир ДЭМ-6, поднявший брейд-вымпел на «Кейсе». На «Гридли» находился командир ДЭМ-11 капитан 2 ранга Фредерик Мусбрюггер.
Туман, туман и еще раз туман сопровождал группу во время всего перехода. В течение целой недели туман окутывал архипелаг, острова были надежно укутаны белой ватой. Сначала оперативная группа подошла было к берегу Кыски, но потом было решено, что благоразумнее будет держаться подальше. В этом молоке эсминцы авангарда постоянно рисковали вылететь на рифы. Поэтому адмирал Смит приказал держаться больших глубин.
Позднее метеорологи доложили, что возможно улучшение погоды. И действительно, ближе к вечеру туман немного поредел. После этого Оперативная Группа 8.6 направилась к бухте Вега. Ожидать поддержки авиации не приходилось, погода надежно приковала армейские самолеты к земле. Но крейсера подняли в воздух свои гидросамолеты, и артиллеристы были полны решимости задать противнику хорошее угощение.
Однако, когда оперативная группа подходила к бухте Вега, туман снова сгустился.
Над туманом кружили гидросамолеты крейсеров, пытаясь обнаружить свои корабли и найти клочок чистого моря, чтобы сесть. Японцы заметили эти самолеты и открыли по ним зенитный огонь. В воздух поднялся истребитель «Зеро», чтобы атаковать их. Один из двух самолетов «Индианаполиса» пропал. Скорее всего, он был сбит зенитками или истребителем, но также можно допустить, что он просто разбился в тумане.
Второй самолет заметил разрыв в пелене тумана, в который открылся великолепный вид на гавань Кыски. Получив аналогичные донесения от других самолетов, оперативная группа направилась в свободный от тумана район. Эсминцы «Кейс», «Рейд», «Гридли» и «МакКолл» прикрывали правый фланг соединения. Легкие крейсера «Сен Луи», «Нэшвилл» и «Гонолулу» шли в центре. На некотором расстоянии слева располагались тяжелые крейсера «Индианаполис» и «Луисвилл». Тральщик «Эллиот» шел впереди крейсеров, «размахивая метлой».
В 19.43 эсминцы, выйдя на линию между мысом Вега и мысом Бухты, внезапно оказались под ослепительными лучами солнца. Впереди лежали изумрудные холмы Кыски и покрытый снегом конус вулкана.
Следуя заранее намеченным курсом, оперативная группа выполнила сложный маневр: все три колонны одновременно повернули вправо. Находящиеся ближе всех к берегу эсминцы уменьшили дистанцию до 14500 ярдов.
Клочья тумана еще плыли над гаванью Кыски, но на берегу были ясно видны различные цели, были замечены несколько японских судов. В 19.55 эсминцы открыли огонь. Через минуту к ним присоединились тяжелые и легкие крейсера.
Судя по всему, артиллерийский обстрел оказался для японцев полнейшей неожиданностью. Вероятно, они приняли гидросамолеты крейсеров за армейские разведчики. А может быть, они считали, что американские корабли не сумеют продраться сквозь завесу тумана. В любом случае, японские самолеты запоздали с контратакой. Японская береговая артиллерия открыла ответный огонь лишь в 20.05, причем стреляла только одна батарея.
Ее снаряды накрыли «Эллиот», бомбардировщик «Каваниси» также погнался за ним, очевидно, приняв старый четырехтрубник за крейсер. 4 бомбы взорвались в кильватерной струе «Эллиота». Близкие разрывы засыпали корабль осколками, но он не получил прямых попаданий. Залпы крейсера «Нэшвилл» вскоре заставили батарею замолчать.
Эсминец «Кейс» сделал несколько выстрелов по кораблю у входа в гавань, который был похож на эсминец. Наблюдатели «Кейса» сообщили о прямом попадании в удирающего противника, они видели лишь смутный силуэт, но тут японский корабль скрылся за мысом. Туман продолжал мешать прицельной стрельбе, приводя в бешенство наводчиков и офицеров управления огнем. На гавань Кыски обрушились тонны стали, но самолеты-корректировщики не смогли подтвердить попадания или установить повреждения, которые были причинены военным сооружениям.
Внезапно наблюдатели «Эллиота» заметили бурун на воде и змеиную голову японского перископа. Подводная лодка! Тральщик немедленно объявил тревогу, и легкие крейсера круто свернули в сторону, чтобы уклониться от торпед. Но в результате этого поворота они оказались прямо на пути тяжелых крейсеров. «Индианаполис» и «Луисвилл» были вынуждены прекратить стрельбу и повернуть вправо. В итоге в 20.18 обстрел прекратился. Впрочем, кроме тяжелых крейсеров, все остальные корабли выпустили положенное количество снарядов.
Последний выстрел в этом бою сделал «Кейс». Возглавляя эсминцы, он находился возле острова Малая Кыска и повернул на юго-восток, когда откуда-то вынырнул пылающий местью «Зеро» и бросился на него. Японский самолет спикировал на эсминец с кормы и сбросил бомбу. Промах! Зенитные орудий «Кейса» обрушились на самолет. «Зеро» тут же отвернул в сторону и скрылся в туманной дымке.
После завершения обстрела Кыски в воздухе повис вопрос о целесообразности этой операции в принципе. Когда Оперативная Группа 8.6 уходила от острова, адмирал Смит был вынужден гадать: оправдали ли результаты атаки затраченные усилия. Потери оперативной группы оказались неожиданно маленькими – пропал без вести один гидросамолет с крейсера и незначительные повреждения получил тральщик «Эллиот». Но следует учитывать, что сопротивление противника было очень слабым. При этом обстрел острова был крайне рискованным занятием из-за сложностей навигации в тумане. Даже если некоторые береговые объекты были разрушены, все равно не имелось доказательств, что оборона Кыски была ослаблена хотя бы на время.
Адмирал Смит в своем рапорте подверг операцию критике:

«Обстрел Кыски соединением крупных кораблей имел сомнительное значение, так как за ним не последовала высадка войск. Результаты, которых можно ожидать от стрельбы вслепую, не оправдывают риск, которому подвергаются тяжелые корабли, находясь в трудном для плавания районе, где вдобавок можно столкнуться с подводными лодками и эсминцами в условиях плохой видимости. После завершения строительства аэродрома противник несомненно будет использовать пикировщики и торпедоносцы с Кыски, если это позволят размеры летного поля».

Радио Токио передало трескучую реляцию, сообщив о длительной артиллерийской дуэли между американскими кораблями и береговыми батареями Кыски. Американский флот (так объявило токийское радио) был отогнан метким артиллерийским огнем, которым был «потоплен четырехтрубный крейсер».
Но тральщик «Эллиот» был лишь слегка поцарапан осколками. Не японцы, а сами Алеутские острова сорвали выполнение задачи с помощью тумана.
«Рейд» и самолет топят RO-61
Утром 31 августа эсминец «Рейд» (капитан-лейтенант МакИленни) находился примерно в 10 милях от мыса Норт (остров Атка). Он должен был провести противолодочный поиск у входа в бухту Назан.
В 09.30 в небе показался патрульный гидросамолет «Каталина». Самолет подлетел к «Рейду» и передал сообщение: «Подводная лодка!» МакИленни объявил боевую тревогу, и эсминец устремился в указанный район.
PBY навел эсминец на цель – японскую подводную лодку, которая уже пострадала от его бомб. Самолет сбросил дымовую шашку на масляное пятно, оставшееся на месте погружения лодки. Глубинные бомбы полетели за борт. Никаких обломков не появилось, и оператор сонара сообщил, что лодка все еще находится здесь. В 11.10 управление принял старпом эсминца капитан-лейтенант Роберт Д. МакГиннис. Вода после взрывов бомб бурлила, и прошло 37 минут, прежде чем снова были услышаны шумы винтов. Однако «Рейд» следил за своим противником по масляному следу на поверхности, и сумел установить контакт на дистанции 500 ярдов. Затем контакт снова был потерян и МакИленни приказал застопорить машины, чтобы облегчить работу акустиков. В 12.17 снова было услышано смутное эхо винтов.
В 12.19 была сброшена новая серия глубинных бомб. После первого взрыва гидролокатор показал, что «Рейд» проходит прямо над лодкой. Взрывы бомб выбросили лодку на поверхность. Подводная лодка имела большой дифферент. Ее нос задрался в небо, корма ушла под воду, и она начала погружаться. Подводники начали в панике выскакивать через рубочный люк, когда «Рейд» открыл огонь из всех орудий.
Снаряды эсминца изрешетили рубку, пробили поднявшуюся носовую часть. Примерно через 8 минут лодка перевернулась и затонула кормой вперед. 17 японцев успели спрыгнуть в бурлящее море, но эсминец сумел подобрать только пятерых.
Дрожащие подводники сообщили, что была потоплена лодка RO-61. Уничтожение этого подводного пирата командующий миноносными силами назвал «великолепным примером взаимодействия между эсминцем и самолетом».
Операция на Адаке
В самом конце августа 1942 года морские силы контр-адмирала У.У. Смита соединились с конвоем из нескольких транспортов, рыбацких судов, пары барж и парусных шхун и проводили это разномастное сборище к острову Адак, находящемуся на западе архипелага.
Эсминцы шли впереди, чтобы прикрывать конвой от подводных лодок, а тяжелые корабли охраняли его с флангов. Используя максимальный прилив и плохую видимость, флот провел экспедицию в бухту Кулук на острове Адак, после чего армия спокойно сошла на берег и оккупировала остров.
Эта операция была настолько стремительной и внезапной, что японцы оказались захвачены врасплох. Сначала они сами намеревались занять этот остров. В бухте Кулук мог поместиться целый флот, а местность рядом подходила для постройки аэродрома. Но 30 августа над островом взвились «Звезды и Полосы».
Американцы увели из-под носа у японцев первоклассную базу.
Гибель эсминца «Уорден»
Поздней осенью 1942 года адмирал Нимиц начал изучал план наступления на остров Кыска. С захватом острова Адак «Каталины» получили базу, которая находилась в 250 милях от занятого противником острова. Но если бы удалось переправиться с Адака на Амчитку, то PBY оказались бы от японцев «на расстоянии плевка».
Остров Амчитка болотистый, а поросшие мхом болота – не самое лучшее место для постройки аэродрома. Американские разведчики обнаружили, что японцы ранее посетили Амчитку, но, судя по всему, решили, что этот остров ни на что не пригоден. Однако главнокомандующий Тихоокеанским флотом думал иначе, поэтому оккупация Амчитки была назначена на середину января.
Высадку планировалось начать 12 января на побережье бухты Константин. Войска перевозились на транспорте Береговой Охраны «Артур Миддлтон». Эсминец «Уорден» (капитан 2 ранга У.Г. Погью) получил приказ забрать с Адака и высадить на Амчитку армейский караульный взвод.
Ночь 11/12 января была непроглядно черной, но после шторма погода прояснилась, и море успокоилось. Когда корабль приблизился к входу в гавань, наблюдатели эсминца рассмотрели очертания береговых скал. С помощью радара картину удалось уточнить, и корабль двинулся вперед. После сложного маневрирования между выступающими над водой камнями «Уорден» благополучно подошел к пляжу и стал на якорь. В полной темноте были спущены шлюпки, и армейское подразделение переправилось на берег. К 07.20 последний человек находился на берегу, и миноносники уже поздравили себя с успешным выполнением трудной миссии.
Примерно в 07.30 «Уорден» двинулся в обратный путь. Вахта на мостике и впередсмотрящие внимательно следили за водной поверхностью. В эту ночь не спал никто. Но остров привык брать свою плату с визитеров, несмотря на их бдительность.
Эсминец уже почти вышел из бухты, когда послышался треск и скрежет под килем. Корабль налетел на зазубренную скалу. Он кое-как сполз с притопленных валунов, но тут же стало ясно, что он попал в ловушку. Гранитные валуны сжимали его с обоих бортов. Судя по всему, эсминец снесло на северо-запад, и он налетел на скрытые туманом камни. «Уорден» получил серьезные повреждения в районе машинного отделения. Вода хлестала через распоротое днище, и машинное отделение быстро заливало.
Аварийная партия по колено в воде боролась с затоплением. Были пущены в ход все имеющиеся помпы, однако океан наступал, и моряки были вынуждены отойти. Машинные отделения были «частично оставлены».
Потеряв ход, эсминец оказался отдан на волю прибоя, который тащил его к виднеющимся рядом скалам. Капитан 2 ранга Погью приказал отдать якорь, чтобы удержать на месте нос и предотвратить дрейф лагом на прибрежные скалы. Киль оторвался от дна, и до рассвета «Уорден» мотался на якоре. Если бы море оставалось спокойным, эсминец наверняка удалось бы вывести с отмели.
Но когда занялся день, ветер усилился, и корму «Уордена» начало бить о подводную скалу. Прибой с грохотом прокатывался по палубе эсминца. Все моряки занимались откачкой воды и сбрасывали грузы за борт, чтобы облегчить корабль. Однако снять с рифов корму никак не удавалось.
В ответ на сигнал бедствия на помощь к «Уордену» пришел эсминец «Дьюи» (капитан-лейтенант Джозеф П. Кенти). Был заведен буксирный конец, и «Дьюи» попытался стащить «Уорден» с мели. Начался поединок между эсминцем-буксировщиком и прибрежной скалой, в которой ставкой была жизнь «Уордена». Победила скала.
Едва началась борьба, как буксирный трос лопнул с грохотом пушечного выстрела. Оборвавшийся трос с силой хлестнул по полубаку «Уордена», который дернулся и начал крениться на правый борт. Корабль начал погружаться, а крен увеличивался по мере того, как прибой бил поврежденную корму о камни. Беспомощный эсминец тащило на камни, и бушующее море наносило ему все новые повреждения.
Во второй половине дня «Уорден» стало бить о скалы, и корпус начал трещать. Волны проносились по палубе, захлестывая в люки. Корабль с трудом удерживался на воде, когда капитан 2 ранга Погью отдал приказ покинуть его. В кипящее море был спущен вельбот, а за ним спасательные плотики. Люди начали спускаться в этот клокочущий котел. Крен корабля увеличился уже до 35 градусов. Капитан 2 ранга Погью следил за эвакуацией экипажа, цепляясь за щит 40-мм автомата. Внезапно огромная волна с громом ударила по кораблю, и потерявший сознание командир был смыт в воду.
Спасательная операция, которой руководил командир ДЭМ-1 капитан 2 ранга Г.Р. Купер, находившийся на «Дьюи», была крайне опасной. Вельботы с «Дьюи» и десантные баржи с транспорта «Миддлтон» пробились через отмели, чтобы подобрать экипаж «Уордена». В бурлящей воде многие моряки получили ранения, а некоторые утонули. Взбесившееся море продолжало бить сидящий на мели эсминец. В 12.25 его корпус переломился.
К вечеру ветер превратился в настоящий шторм. Он дул со скоростью 60 узлов. Транспорт «Миддлтон», стоявший в бухте, начал тащить якоря. В темноте транспорт сел на мель и повредил корму. Отчаянные усилия аварийной партии удержали его на плаву, однако корабль прочно сидел на камнях. Прошло 48 часов, прежде чем его удалось снять.
Тот же самый шторм, сопровождавшийся снежными зарядами, затопил несколько десантных барж и повредил часть шлюпок. Ураган умчался дальше, и погода улучшилась только 17 января. Скалистые клыки в горле бухты Константин были пусты. Обломки «Уордена» затонули.
10 августа 1943 года 4 глубинные бомбы с электрическими взрывателями были спущены в море на месте гибели «Уордена». Бомбы были взорваны. Море взбурлило. Обломки затопленного корабля были оставлены в покое, так как теперь противник не имел никаких шансов поднять их.{Я что-то плохо понимаю. Остров еще в январе занят американцами. Какие тут спасательные операции японцев? Прим. пер.}
Блокада Алеутских островов
К концу января около 4000 американцев были перевезены на Амчитку. На острове были построены укрепления, закончено сооружение авиабазы. В результате противник на Западных Алеутских островах почувствовал, что ему к виску приставили пистолет.
Японские гарнизоны на Атту и Кыске уже 6 месяцев испытывали серьезные трудности. Если американский флот мог обеспечить и обеспечивал постоянный подвоз снабжения на передовые базы Адака и Амчитки, то японский флот мог лишь изредка посылать транспорты на Атту и Кыску. Причина была очень простой. Американцы установили блокаду Алеутских островов, используя армейскую и морскую авиацию, а также морские силы контр-адмирала Смита, которого позднее сменил контр-адмирал Чарльз Г. МакМоррис.
В середине февраля оперативная группа адмирала МакМорриса вышла в море, чтобы еще туже стянуть кольцо блокады и полностью парализовать японские силы на Алеутах. Его эскадра состояла из легкого крейсера «Ричмонд» (флагман), тяжелого крейсера «Индианаполис» (капитан 1 ранга Николас Вытлачил) и эсминцев «Бэнкрофт» (капитан 2 ранга Дж.Л. Мелгарт), «Колдуэлл» (капитан 2 ранга Дж.Ф. Ньюмен), «Гиллеспи» (капитан 2 ранга Ч.Л. Клемент), «Коглан» ((капитан 2 ранга Б.Ф. Томпкинс). Эта группа отправилась на поиск японских кораблей, которые были замечены американской подводной лодкой в бухте Гольцовой на острове Атту. Сообщение оказалось ошибочным, но блокадная эскадра, используя хорошую погоду, решила обстрелять кое-какие цели в бухтах Чичагова и Гольцовой. Затем, вечером следующего дня (18 февраля) корабли повернули на запад, чтобы провести поиск вокруг острова Атту. Эскадра разделилась на 2 части: «Ричмонд», «Колдуэлл» и «Бэнкрофт» в одной, «Индианаполис», «Коглан» и «Гиллеспи» в другой. Развернувшись, чтобы прочесать как можно большую площадь, обе группы кораблей начали поиск вражеских кораблей, которые, как сообщалось, идут к Алеутским островам со стороны Японии или Курил. Задача была простой: перехватить и уничтожить.
Воды Берингова моря были спокойными. Вечер сменился ясной, холодной, лунной ночью. Военные корабли резали ледяные арктические воды, которые казались пустынными, как обратная сторона Луны.
Но вдруг в 22.00 на экране радара эсминца «Коглан» из группы «Индианаполиса», которая шла в нескольких милях севернее «Ричмонда», появилась отметка. «Коглан» сразу сообщил об этом на «Индианаполис», и капитан 1 ранга Вытлачил повел свой крейсер и оба эсминца полным ходом навстречу этой цели. «Коглан» занял место впереди крейсера, а «Гиллеспи» – позади. Прошло еще 5 минут…
«Дым прямо впереди!» – закричал наблюдатель.
Через полчаса неизвестный корабль стал четко виден. «Индианаполис» прожектором запросил опознавательные. Последовал ответ, но капитан 1 ранга Вытлачил проворчал: «Не то». Ответ был дан японским кодом.
Моряки крейсера и эсминцев разбежались по боевым постам. В 23.15, когда дистанция снизилась до 7000 ярдов, загремели орудия. Цель была накрыта чуть ли не первым же залпом.
Несчастный транспорт ответил несколькими выстрелами из палубного орудия и беспорядочным пулеметными очередями. Все они легли недолетами. Затем снаряд попал в японское судно, и разбитая надстройка полетела в воздух. А потом над морем прокатилось эхо взрыва. И еще одного. И еще.
Оранжевое пламя охватило корабль. Взрывающиеся боеприпасы разбрасывали сверкающие искры. Получив несколько попаданий, судно потеряло ход. В 01.25 остов разбитого судна, охваченный пламенем, затонул кормой вперед.{Два с лишним часа, чтобы потопить один транспорт силами тяжелого крейсера и двух эсминцев? Может, американцы стреляли все-таки не столь метко? Прим. пер.}
«Коглан» получил приказ подобрать спасшихся, но не сумел найти ни одной живой души. Транспорт «Акаганэ Мару», который вез взвод солдат, грузы, строительные материалы и боеприпасы, исчез. Остались только спасательный жилет, кучка обломков и бамбуковый спасательный плотик. На плотике не было ни одного человека.
Еще один блокадопрорыватель пошел на дно.
Бой у Командорских островов
«В ходе Алеутской кампании произошел уникальный в истории морской войны на Тихом океане бой у Командорских островов – единственная дневная артиллерийская дуэль между соединениями надводных кораблей противников без участия авиации», – сообщает фундаментальный труд «Кампании войны на Тихом океане».
Как следует из этой цитаты, бой у Командорских островов был сражением в старом стиле, перестрелкой, во время которой противники видят один другого, сражаются на малой дистанции, сближаются и отходят, преследуют и уклоняются. Участвовавшие в нем крейсера шли зигзагом на высокой скорости, чтобы уклониться от вражеских залпов. Эсминцы противников проводили отважные торпедные атаки и ставили дымовые завесы. Ни пикировщиков, ни подводных лодок не было.
Оперативная Группа 16.6 под командованием контр-адмирала Ч.Г. МакМорриса состояла из тяжелого крейсера «Солт Лейк Сити» (капитан 1 ранга Б.Дж. Роджерс) и легкого крейсера «Ричмонд» (капитан 1 ранга Т.М. Уолдшмидт) и 4 эсминцев ЭЭМ-14 капитана 1 ранга Р.С. Риггза: «Бейли» (капитан-лейтенант Дж.К. Аткесон), «Коглан» (капитан 2 ранга Б.Ф. Томпкинс), «Дейл» (капитан 2 ранга А.Л. Роршах), «Монагхэн» (капитан-лейтенант П.Р. Хорн). Адмирал МакМоррис поднял флаг на «Ричмонде», а капитан 1 ранга Риггз – брейд-вымпел на «Бейли».
В течение третьей недели марта эта оперативная группа патрулировала в океане к западу от острова Атту, не слишком далеко от точки, где раньше МакМоррис отправил в небытие «Акаганэ Мару». Для большинства моряков воды, омывающие Атту, казались ледяным преддверием края земли.
Но адмирал МакМоррис и другие ветераны Алеутской кампании прекрасно знали, что эти места могут оказаться много жарче, чем кажутся. Раньше или позже, но японцам придется отправить снабжение гарнизонам Атту и Кыски, иначе оккупационные войска будут просто обречены на гибель от голода. Именно в ожидании такого крупного конвоя с сильным прикрытием ОГ 16.6 адмирала МакМорриса и патрулировала на западных подходах к Алеутским островам.
Один моряк, служивший на эсминце, вспоминал: «Эти алеутские походы были сущим наказанием. Половину времени в густом тумане вы не могли видеть собственную руку, вытянутую вперед. А когда начался шторм, вы ничего не могли видеть из-за летящих брызг и пены. Если вы не промокали насквозь, то промерзали до костей. Там было так холодно, что замерзла бы даже бронзовая обезьянка. Каждый месяц мог считаться январем, и не теплело никогда».
Описывая приключения эсминца «Бейли», корабельный историк писал:

«Северная часть Тихого океана с господствующими здесь сильными ветрами, скорость которых временами достигает 100 узлов, которые поднимают невероятно высокие волны от 50 до 70 футов, с точки зрения климатических условий были самым суровым театром военных действий. Это был хороший испытательный полигон для кораблей и экипажей».

Флагман ЭЭМ-14 нес службу на этом алеутском полигоне с конца сентября 1942 года. 21 марта 1943 года «Бейли» вместе с «Когланом», находясь в охранении «Ричмонда», сделал первый выстрел по японцам. Это был гидросамолет, появившийся над ОГ 16.6, когда та находилась западнее острова Кыска. Зенитным огнем «Бейли» сбил назойливого разведчика, но тот наверняка успел сообщить о присутствии американцев.
Командование японского флота знало о присутствии оперативной группы в этих водах еще с момента уничтожения «Акаганэ Мару». О гибели этого блокадопрорывателя сообщило японское дозорное судно, а несколько японских самолетов-разведчиков позднее видели эскадру МакМорриса. Получив довольное ясное представление о силах противника, командующий 5-м Флотом вице-адмирал Мосиро Хосогая решил прорвать блокаду силой.
Хосогая намеревался провести на Атту большой конвой в составе 3 транспортов. Это были быстроходный вспомогательный крейсер «Асака Мару» (10000 тонн, 15 узлов), войсковой транспорт «Сакито Мару» (10000 тонн) и тихоходный транспорт «Санко Мару» (4000 тонн). На транспорты были погружены снабжение, боеприпасы, войска, техника. На «Асака Мару», кроме того, размещался штаб со всем необходимым оборудованием.
Для сопровождения конвоя адмирал Хосогая собрал все корабли 5-го Флота. В состав охранения вошли тяжелые крейсера «Нати» (флагман) и «Майя», легкие крейсера «Тама» и «Абукума», эсминцы «Вакаба», «Хацусио», «Икадзути», «Инадзума», «Усугумо». Как видно из перечня, по количеству крейсеров японская эскадра превышала силы МакМорриса вдвое. Японские корабли не имели радара, но этот недостаток компенсировался 3 гидросамолетами-разведчиками, находящимися на «Нати», и несомненным превосходством 5-го Флота в огневой мощи.
Стратегический план Хосогая был задуман совсем неплохо. Транспорты и корабли сопровождения должны были 25 марта встретиться в море к югу от Командорских островов – как раз за пределами 600-мильного радиуса действия «Каталин» с острова Адак. Из точки встречи конвой должен был следовать прямо к острову Атту. Если задача по доставке снабжения будет решена успешно, 5-му Флоту предстояло перейти к следующей операции. Хосогая хотел навязать бой американцам и уничтожить их. Уверенный в том, что его флот превосходит американские блокадные силы, японский адмирал не сомневался, что обе задачи будут решены.
Однако погода ухудшилась (а этого следовало ожидать), и вся операция с самого начала оказалась под угрозой срыва. Сильное волнение задержало транспорт «Санко Мару» и сопровождающий его эсминец «Усугумо», и они не прибыли в точку встречи в назначенное время.
К утру 26 марта море немного успокоилось, и погода обещала дальнейшее улучшение. Видимость была необычайно хорошей. Капитан 2 ранга Миура на мостике флагманского крейсера «Нати» начал осматривать горизонт, надеясь увидеть пропавшие «Санко Мару» и «Усугумо».
Японские корабли шли в кильватерной колонне на север. Первым шел «Нати», а за ним следовали «Майя», «Тама», «Абукума», «Вакаба», «Хацусимо», «Икадзути», «Асака Мару», «Сакито Мару», «Инадзума». Солнце еще не взошло, когда капитан 2 ранга Миура повернул свой бинокль на юг и увидел появившуюся на горизонте мачту.
В холодном воздухе громко раздался крик наблюдателя: «Корабль по правому борту!» Матрос также сообщил пеленг. Корпус корабля не был еще виден, но Миура решил, что он опознал «Усугумо». Повернувшись к матросу, он приказал: «Доложите адмиралу, что «Усугумо» и «Санко Мару» подходят к нам».
Миура поспешил и ошибся. Адмирал Хосогая приказал колонне повернуть вправо почти на 180 градусов. Когда поворот был закончен, на юге были были замечены еще 4 или 5 мачт. Американские корабли! Мачта, замеченная Миурой, принадлежала эсминцу «Коглан».
Корабли МакМорриса в это время шли строем фронта с интервалом между кораблями около 6 миль. Самым крайним на севере был эсминец «Коглан». Следующим в шеренге шел крейсер «Ричмонд». Далее располагались эсминцы «Бейли», «Дейл», тяжелый крейсер «Солт Лейк Сити» и эсминец «Монагхэн».
Историк «Бейли» описывает этот момент так:

«Утром 26 марта в 07.30 на «Бейли» только сыграли сбор, чтобы начать утренние учения, как «Коглан», шедший на крайней северной позиции в разведывательной завесе, сообщил, что обнаружил радаром по крайней мере 2 корабля на расстоянии около 7 миль. Контр-адмирал МакМоррис немедленно приказал всем кораблям подтянуться к флагману, перестроиться в боевой порядок и держать скорость 25 узлов. Предстояла битва, а у экипажа «Бейли» еще не было боевого опыта. Люди встревоженно вглядывались в горизонт. Эскадра взяла курс на север, чтобы отрезать противника, так как предполагалось, что это еще один конвой, направляющийся на Атту. Японские корабли один за другим стали появляться на горизонте, и стало очевидно, что американцы значительно уступают противнику в численности».

Численное превосходство противника стало неприятным сюрпризом для адмирала МакМорриса. Когда корабли сосредоточились вокруг «Ричмонда», он полным ходом повел свою эскадру к вражескому конвою. Сначала он полагал, что встретился с 2 транспортами, имеющими слабое сопровождение. Японские транспорты повернули на север и пустились наутек.
Теперь «Коглан» сообщил, что видит на экране радара уже 5 кораблей. «Ричмонд» обнаружил 3 корабля. Когда лучи солнца осветили море, противник стал виден более ясно. В 07.40 БИЦ выдал расстояние до противника, пеленг, его курс и скорость. Дистанция в этот момент составляла 21000 ярдов.
Адмирал МакМоррис повернул на курс, параллельный курсу противника. Он решил поддерживать контакт, но не спешил сближаться, пока его корабли не закончат сосредоточение и ситуация не прояснится.
В 08.20 людям на мостике «Ричмонда» стало ясно, что японский конвой состоит из 10 кораблей, но силуэты крейсеров еще не были опознаны. Как потом сказал МакМоррис: «Мы все еще думали, что предстоит небольшое развлечение». А через пару минут были опознаны 2 тяжелых и 2 легких крейсера. Адмирал МакМоррис в своем рапорте констатировал: «Ситуация прояснилась, но при этом она кардинально и неприятно изменилась».
Перспективы на развлечение сохранились, но теперь возник вопрос: а кто, собственно, будет веселиться? Едва эти сомнения возникли на мостике «Ричмонда», как стало ясно, что японские корабли идут на восток, по-видимому, намереваясь оказаться между американцами и их базами. Судя по всему, японцы намеревались сблизиться и навязать бой.
Адмирал МакМоррис решил принять бой, каким бы ни было соотношение сил. Он лег на курс преследования японских транспортов. Оставалась вероятность, что японцы разделят свои силы, пытаясь прикрыть отходящий конвой. Американская оперативная группа сомкнулась. «Ричмонд» и «Солт Лейк Сити» шли в строе кильватера, эсминцы авангарда «Бейли» и «Коглан» держались на левом крамболе легкого крейсера, а «Дейл» и «Монагхэн» – на правой раковине тяжелого. Американцы начали преследовать уходящие транспорты, но японский адмирал разгадал замысел МакМорриса. Вместо того чтобы разделить силы, он, наоборот, сомкнул строй и двинулся в атаку.
«Нати» открыл огонь в 08.40 с дистанции примерно 10 миль. Японские артиллеристы быстро пристрелялись, их залпы начали накрывать «Ричмонд». Но ударная волна первого же залпа повредила 2 гидросамолета, стоящие на правой катапульте крейсера. В результате их пришлось сбросить в воду и поднять удалось только разведчик, стоявший на левой катапульте. В течение всего боя этот гидросамолет служил корректировщиком. На допросе после войны капитан 2 ранга Миура показал, что это был единственный японский самолет в районе боя. У американцев в воздухе не было вообще ни одной машины.
Вскоре после первого залпа «Нати» и «Майя» выпустили торпеды, но те прошли далеко от цели. На таком большом расстоянии и не следовало ожидать попаданий, однако неисправности орудий главного калибра создали серьезные проблемы экипажу «Нати». После первого залпа пропала электроэнергия, и его главный калибр замолчал. В течение 30 минут орудия оставались на максимальном угле возвышения, что не позволяло их заряжать, так как генераторы не работали из-за малого давления пара.
«Ричмонд» и остальные американские корабли открыли огонь через несколько секунд после первого залпа «Нати». Американцы также быстро пристрелялись, и завязалась жаркая дуэль, которая продолжалась первые 15 минут. «Майя» несколько раз накрывал «Ричмонд», а потом перенес огонь на «Солт Лейк Сити», единственный американский корабль, способный ответить японцам из тяжелых орудий. Залпы 203-мм орудий «Солт Лейк Сити» ложились все ближе к цели по мере того, как сокращалась дистанция. Японские корабли начали постепенно отжимать американцев на запад. Артиллеристы «Солт Лейк Сити» не имели большого опыта, но сумели добиться нескольких попаданий.
Начальник штаба адмирала Хосогая капитан 2 ранга Сигефусо Хасимото позднее рассказывал: «Через 5 или 10 минут после начала боя «Нати» получил попадание в заднюю часть мостика снарядом с синим красителем, который убил 5 или 6 связистов и ранил еще около дюжины. Начался маленький пожар, который был быстро потушен».
Итак, первый удар нанесли все-таки американцы. Но превосходство противника в силах вынудило их отходить. Группа адмирала МакМорриса зашла слишком далеко на северо-запад в направлении Командорских островов, и теперь возникла опасность, что она будет отрезана от своих баз. Поэтому американская эскадра должна была прорываться на восток к Алеутским островам. Требовалось срочно что-то предпринять.
Но прежде чем американцы начали маневрировать, «Солт Лейк Сити» получил попадание и был поврежден. В 09.10 снаряд пробил его корпус ниже ватерлинии, прошел через коридор гребного вала и взорвался в топливной цистерне. Некоторые трубопроводы были разорваны, вода и нефть хлынули в кормовое машинное отделение. Аварийная партия крейсера сумела остановить затопление, вал не был заклинен. Но крейсер получил крен, и это стало лишь началом серии поломок, которые серьезно помешали ему в дальнейшем.
Но в ответ последовали попадания в «Нати» и легкий крейсер «Тама». Однако повреждения были поверхностными, и корабли присоединились к тяжелому крейсеру «Майя» и легкому крейсеру «Абукума», которые пытались нанести решающий удар «Солт Лейк Сити». Японские залпы неоднократно накрывали тяжелый крейсер, хотя МакМоррис несколько раз резко менял курс, пытаясь оторваться от противника. Американские артиллеристы добились нескольких попаданий во флагманский корабль Хосогая, и к 09.50 на крейсере «Нати» стали заметны следы серьезных повреждений. После войны японцы отметили стрельбу американских эсминцев. Капитан 2 ранга Миура признал: «Их снаряды сыпались градом».
В 10.10 МакМоррис по УКВ приказал повернуть еще раз, чтобы оставить противника за кормой.
Именно в этот момент «Солт Лейк Сити» получил еще один удар снарядом, который пробил главную палубу. Хотя он не взорвался, несколько отсеков были затоплены. После этого эсминцы попытались прикрыть поврежденный крейсер. «Бейли» и «Коглан» открыли огонь по японскому легкому крейсеру с дистанции 15000 ярдов. Одновременно эсминцы вели интенсивный огонь по находящемуся в воздухе японскому самолету-корректировщику.
В 10.18 «Солт Лейк Сити», «Бейли» и «Коглан» начали ставить дымовую завесу. Через 10 минут командир оперативной группы приказал повернуть влево на 60 градусов, чтобы лучше укрыться за дымовой завесой. Вскоре после этого он приказал капитану 1 ранга Риггзу принять тактическое командование эсминцами «Дэйл» и «Монагхэн», которые в это время находились впереди «Ричмонда». После этого до конца боя «Дэйл» и «Монагхэн», «Бейли» и «Коглан» периодически прикрывали крейсера дымовыми завесами. Японским легким крейсерам приходилось либо обходить завесы, либо стрелять сквозь разрывы в стене дыма. Но никакая завеса, разумеется, не могла помешать самолету-корректировщику. Поэтому противник продолжал обстреливать американские корабли. Но дымовая завеса все-таки помогла избежать многих попаданий, которые могли стать роковыми. Поэтому эсминцы ЭЭМ-14 продолжали отважно прикрывать оказавшиеся в опасном положении крейсера.
В 10.35 эсминцы находились на расстоянии 800 ярдов один от другого и примерно в 2500 ярдов от «Солт Лейк Сити», находясь между ним и противником. «Ричмонд» стал во главе эскадры и постарался увести ее от нового шквала 203-мм снарядов.
Японцы удвоили свои усилия, пытаясь покончить с «Солт Лейк Сити». Они подвергли крейсер интенсивному и безжалостному обстрелу. Перелеты и недолеты так и сыпались вокруг эсминцев, их моряки не раз слышали неприятный вой тяжелых снарядов, словно воздухе проносились невидимые тяжелые поезда.
Вдобавок ко всем остальным проблемам на «Солт Лейк Сити» начались неполадки с рулевым управлением. В 09.52 сотрясения от собственных залпов временно вывели из строя рулевую машину. Ее быстро исправили, но ненадолго. В 10.02 рулевое управление отказало окончательно, и крейсер больше не слушался руля. Срочно перешли на запасную систему, однако она могла перекладывать перо руля лишь в пределах 10°, поэтому повороты выполнялись крайне медленно. «Солт Лейк Сити» оказался в очень опасном положении, но продолжал яростно отбиваться, вынуждая японцев держаться поодаль.
Легкий крейсер «Абукума» вместе с эсминцами «Вакаба», «Хацусимо», «Икадзути», «Инадзума» приблизились к нему с правой раковины. С 11.05 до полудня японские крейсера и 2 эсминца дали несколько торпедных залпов. Но дистанция была предельной, и потому ни одна торпеда не попала в цель. Всего в течение часа «Майя», «Нати» и «Абукума» выпустили 16 торпед, эсминцы «Вакаба» и «Хацусимо» – 12.
Американские эсминцы тоже были заняты по горло. В 10.59 «Солт Лейк Сити» получил еще одно попадание. Взорвавшийся снаряд засыпал палубу осколками, разбил правую катапульту, ранил 4 человек, убил 1 матроса и 1 офицера. В это время американская эскадра двигалась на запад. Адмирал МакМоррис решил, что наступил подходящий момент для быстрого прорыва на юг. Приказ изменить курс был отдан по УКВ. Эсминцы прикрыли поворот дымовой завесой, но в 11.03 «Солт Лейк Сити» получил очередное попадание. От удара крейсер содрогнулся, но скорость его упала из-за повреждений, полученных при взрыве самого первого снаряда. В 11.25 остановилась кормовая машина. Аварийная партия запустила все помпы, но вода в машинных отделениях продолжала прибывать. Над охромевшим крейсером нависла угроза гибели.
Повернув на юг вслед за отходящими американцами, японцы сосредоточили огонь на «Солт Лейк Сити». Всплески падений окружили крейсер, и адмирал МакМоррис приказал эсминцам «Бейли», «Монагхэн» и «Коглан» отогнать противника торпедной атакой. Эти 3 эсминца получили приказ в 11.30 и повернули навстречу приближающемуся врагу. Дистанция быстро сокращалась. Торжествующие японские артиллеристы перенесли огонь на «Дейл», единственный эсминец, оставшийся с «Солт Лейк Сити». Его командир капитан 2 ранга Роршах отметил в своем лаконичном рапорте:

«Залпы падали недолетами и постепенно приближались. Они уже ложились в 50 ярдах, когда тяжелые крейсера перенесли огонь на другие эсминцы».

Но в 11.18, прежде чем эсминцы успели выпустить торпеды, адмирал МакМоррис отменил свой приказ. Механики «Солт Лейк Сити» сумели кое-как отремонтировать крейсер, и он начал набирать ход. Эсминцы вернулись, продолжая прикрывать его.
Если капитан 1 ранга Риггз и его моряки собирались перевести дух, японцы не дали им такой возможности. В 11.46 они возобновили обстрел «Солт Лейк Сити». Одновременно их зенитные орудия начали беспорядочную стрельбу, и небо над японской эскадрой стало напоминать хлопковое поле. Американские самолеты с Адака? Но радар рассеял эту надежду, офицеры ОГ 16.6 поняли, что японцы стреляют по призракам. Тем временем 203-мм снаряды продолжали лететь над дымовой завесой, прикрывающей «Солт Лейк Сити», и в 11.54 машины крейсера опять встали. Соленая вода попала в систему питания котлов, и те отказали. После этого начало казаться, что для «Солт Лейк Сити» все кончено.
И снова ЭЭМ-14 пришлось спасать положение. Адмирал МакМоррис приказал капитану 1 ранга Риггзу немедленно провести торпедную атаку. Один эсминец пришлось оставить прикрывать «Солт Лейк Сити». Риггз снова оставил с крейсером «Дейл», а остальные 3 эсминца повел в атаку. Он сформулировал свой приказ кратко и резко: «Задайте большим парням!»
3 эсминца развернулись навстречу японскому 5-му Флоту и пошли на вражеские крейсера. Соотношение сил было просто ужасным. Моряки «Бейли», «Коглана» и «Монагхэна» знали, с кем им предстоит схватиться. Приведем отрывок из корабельной летописи «Бейли».

«Когда был получен приказ атаковать торпедами японские тяжелые крейсера, на лицах моряков «Бейли» появилось мрачное выражение. Выполняя приказ, эсминец сократил дистанцию до 9500 ярдов, ведя в это время огонь из 127-мм орудий. Он подходил все ближе и ближе, прямо в клыки Восходящего Солнца. Моряки эсминца потом клялись, что видели желтые лица над бортами японских кораблей. На этих лицах не было написано и тени жалости по отношению к мыши, которая вдруг осмелилась угрожать голодному коту. Но «Бейли» сделал это. Он мчался вперед, надеясь нанести удар, который станет для противника роковым».

Однако в этот момент американские командиры не подозревали, что японцы уже решили прекратить бой. За 3 минуты до того, как капитан 1 ранга Риггз получил приказ атаковать, адмирал Хосогая пришел к выводу, что отступление – тоже составная часть доблести. Судя по всему, он не знал о тяжелейших повреждениях, полученных «Солт Лейк Сити», и всерьез опасался атаки американских базовых бомбардировщиков.
В любом случае, японцы приготовились отступать, и атака американских эсминцев оказалась для них совершенно неожиданной. Когда «Бейли», «Монагхэн» и «Коглан» ринулись прямо на ведущие интенсивный огонь японские крейсера, битва приняла неожиданный оборот. Японцы обрушили на приближающиеся эсминцы град 203-мм снарядов. Отчаянно маневрируя, эсминцы мчались вперед сквозь огненный шторм. Люди на мостике «Нати» уставились на американские «жестянки», не веря собственным глазам. На допросе после войны капитан 2 ранга Миура выразил восхищение атакой эсминцев и даже заявил: «Я не знаю, как корабль мог уцелеть под таким плотным огнем, какой мы обрушили на головной эсминец».
3 эсминца были буквально засыпаны снарядами, однако они продолжали сближаться, готовясь выпустить торпеды. Головной «Коглан» вел бешеный огонь по «Майе». Маленькие «Бейли» и «Монагхэн» обстреливали из 127-мм орудий «Нати», и крейсер получил несколько попаданий.
Но и дерзость американцев не осталась безнаказанной, эсминцы ОГ 16.6 также получили повреждения. Хотя эсминец «Бейли» шел зигзагом среди смертоносного леса всплесков, он получил 4 попадания подряд. Первый 203-мм снаряд пробил борт эсминца, словно тот был бумажным, и взорвался рядом с камбузом, уничтожив провизионный склад. 1 офицер и 3 матроса были убиты, еще 1 матрос получил смертельное ранение и скончался позднее.
Сразу после этого еще один тяжелый снаряд с «Нати» попал в «Бейли». Он пробил борт в районе носового котельного отделения на уровне ватерлинии. Авиарийная партия быстро заделала пробоину и с помощью помпы откачала воду.
Третий снаряд попал в носовое машинное отделение. Вода хлынула потоком, и этот отсек пришлось задраить и покинуть. Котлы № 1 и № 2 в носовом отделении также пришлось отключить. Когда механики переключались с главного паропровода на запасной, подача пара от котлов № 3 и № 4 временно прекратилась, и «Бейли» на 4 минуты остался без хода. Затем он двинулся вперед со скоростью 15 узлов, а когда примерно через 10 минут главный паропровод был исправлен, скорость увеличилась до 18 узлов. Эсминец уходил от ураганного огня противника на одной турбине.
Последний снаряд, который попал в основание орудийного щита, не взорвался. Установка повреждений не получила, но снаряд все-таки пропорол щит.
Японцы пристрелялись, и все на борту «Бейли» решили, что минуты эсминца сочтены. Половина машинной установки была выведена из строя, а ему требовался буквально каждый узел скорости. Но поврежденный эсминец еще сумел огрызнуться. Находившийся на мостике капитан 1 ранга Риггз приказал выпустить торпеды. Капитан-лейтенант Аткесон крикнул: «Торпеды – пли!», и 5 «рыбок» вылетели из аппаратов, направившись в сторону крейсера «Майя».
Их пенистые следы были хорошо видны, и японский крейсер начал маневрировать, чтобы уклониться от них. Наблюдатели на мостике «Бейли» сообщили об одном попадании, но офицеры «Майи» позднее заявили, что корабль уклонился от всех торпед. Зато «Нати» не сумел увернуться от 127-мм снарядов «Бейли». Старший артиллерист сообщил о накрытии и последовавших многочисленных попаданиях.
«Бейли» отстреливался, как мог, но доставалось и ему. Еще один японский снаряд разорвался рядом с эсминцем, разбив моторный катер на правом борту. Экипаж «Бейли» уже потерял 5 человек убитыми, еще несколько получили серьезные ранения. Поэтому все вздохнули с облегчением, когда эсминец вышел из-под огня.
Каким-то чудом шедший вместе с ним «Монагхэн» не получил ни царапины. Фортуна хранила и «Коглан». Атаковав крейсер «Майя», эсминец капитана 2 ранга Томпкинса попал под шквал 203-мм снарядов, которые чуть ли не царапали краску на его бортах. Один снаряд взорвался совсем рядом, засыпав надстройку эсминца осколками. Они пробили насквозь КДП и вывели из строя оба радара. Один осколок попал в голову старпому над левым глазом, и офицер рухнул без сознания, обливаясь кровью. Были также ранены 2 матроса. Один из офицеров «Коглана», потрясенный взрывом, впал в столбняк, временно ослепнув и оглохнув от психического шока.
Хотя на «Коглане» пострадали 4 человека, он прорвался сквозь огневую завесу. Сильнее остальных пострадал эсминец «Бейли», команда которого уже приготовилась к последней схватке.
Но японский 5-й флот выпустил находящуюся в руках легкую победу. На борту «Нати» царили неуверенность и мрачные предчувствия. Крейсер снова попал под ответный огонь «Солт Лейк Сити». Поврежденный американский крейсер снова сумел дать ход и, кое-как выжав из своих машин 15 узлов, обрушился на японский флагман. Между тем на японских крейсерах начали подходить к концу бронебойные снаряды. На японских эсминцах начала ощущаться нехватка топлива. Команды японских кораблей нервничали, постоянно ожидая воздушной атаки. Адмирал Хосогая, убежденный, что такая атака просто неизбежна, приказал отходить.
Приказ об отходе был передан прожектором буквально через несколько секунд после того, как «Бейли» выпустил торпеды. Следовавшие за кормой «Бейли» эсминцы «Монагхэн» и «Коглан» так и не получили возможности использовать торпеды. Прежде чем они вышли в точку пуска, японские тяжелые крейсера отвернули прочь. В 12.05 «Солт Лейк Сити» прекратил стрельбу. В 12.06 «Нати» и «Майя» повернули на север, увеличивая дистанцию. В 12.07 они повернули на запад, и остальные японские корабли последовали за ними. На кораблях ОГ 16.6 люди не верили собственным глазам.
«Черт побери, они ведь уходят!»
«Наверное, приближаются наши самолеты!»
Но японцы бежали от призраков. В этот день в воздухе не было ни одного американского самолета.
В 12.15 наблюдатели Оперативной Группы 16.6 проследили, как последний из японских кораблей скрылся за горизонтом на западе. Путь был открыт, и ОГ 16.6 полным ходом направилась домой. Американские корабли, если привести цитаты из боевого донесения «Солт Лейк Сити», «поспешили отправиться к чертовой матери». Японские корабли сделали то же самое, но в противоположном направлении.
В 12.30 всем стало ясно, что бой завершился. И для ветеранов, и для зеленых новичков он стал нелегким испытанием. 3,5 часа крейсер «Солт Лейк Сити» и его сопровождение находились под обстрелом, особенно тяжело пришлось эсминцу «Бейли». После того как был объявлен отбой, его команде пришлось продолжать сражение, теперь люди боролись с повреждениями. В 13.35 командир приказал сбросить за борт глубинные бомбы, чтобы выровнять опасный крен. Поврежденный эсминец, с трудом управляясь, тащился вслед за эскадрой на Адак. Он прошел временный ремонт в Датч-Харборе, а 12 апреля отправился в Соединенные Штаты вместе с потрепанным «Солт Лейк Сити». Их сопровождал эсминец «Эллиот».
Японский 5-й Флот получил примерно такие же повреждения в этом неравном бою. Флагман адмирала Хосогая прибыл на Парамушир, имея 15 убитых и 27 раненых. Поврежденный несколькими попаданиями тяжелый крейсер ушел сначала в Оминато для временного ремонта, а потом в Сасебо для капитального. На легком крейсере «Тама» имелся только один раненый, но кораблю пришлось заняться ремонтом надстроек.
Хотя японцы превосходили американцев в численности и огневой мощи, они упустили необычайно удобный случай выкинуть американский флот с Западных Алеутских островов.
Эти драматические события прокомментировал адмирал Кинг: «Не имеет значения, насколько тяжелым выглядит ваше положение. Всегда существует возможность, что положение противника еще хуже».
Главнокомандующий также отметил героические действия ЭЭМ-14 капитана 1 ранга Риггза, сказав: «Эсминцы, благодаря смелому и безошибочному руководству, внесли основной вклад в спасение «Солт Лейк Сити». Не приходится сомневаться, что именно их дымовые завесы и отважная попытка торпедной атаки спасли от гибели потерявший ход тяжелый крейсер».
Они также внесли вклад и в срыв стратегических планов японцев. Главной задачей 5-го Флота была проводка конвоя на Алеутские острова, но транспорты с подкреплением и снабжением для гарнизонов Кыски и Атту туда не прибыли.
«Бейли» получил благодарность главнокомандующего флотом за свои действия в бою у Командорских островов. Адмирал Нимиц также воздал должное капитану 1 ранга Риггзу и кораблям ЭЭМ-14:

«Отважная атака наших эсминцев в бою у Командорских островов, несмотря на сосредоточенный огонь 8 вражеских кораблей, заслуживает самой высокой похвалы».


Дальше