Эсминцы у островов Гилберта (Битва за Тараву)
Пока эсминцы Берка, Мусбрюггера, Симпсона и их товарищей охотились за японскими кораблями, транспортами и баржами на севере Соломоновых островов, адмирал Нимиц решил, что пришла пора вырвать из японских лап Гилбертовы острова.
Эсминцы Тихоокеанского флота уже посещали этот район. 22 октября 1942 года «Лэмсон» (капитан-лейтенант П.Г. Фитцджеральд) под брейд-вымпелом командира ДЭМ-9 капитана 2 ранга Л.Э. Аберкромби и «Мэхен» (капитан 2 ранга Р.У. Симпсон) совершили набег на японское судоходство в этом районе.
Для того чтобы добраться до Гилбертовых островов, этим эсминцам пришлось глубоко зайти в контролируемые японцами воды. Хотя сами по себе Гилбертовы острова очень малы, они разбросаны по Тихому океану на территории, сравнимой со штатом Техас. В то время японцы еще имели более чем достаточно военных кораблей, однако эсминцы смело атаковали противника. Артиллеристы стреляли метко, и потому эсминцы сумели потопить японскую шхуну с грузом бензина и бывшую канонерку «Хаккайсан Мару», которая теперь, вероятно, использовалась для заправки топливом подводных лодок.
Ознакомившись с рапортом Аберкромби, адмирал Нимиц написал: «Рейд был хорошо спланирован и проведен эффективно».
После этого американские подводные лодки начали блокаду Гилбертовых островов, но в следующий раз надводные корабли появились тут, лишь когда было сформировано Быстроходное авианосное соединение. Выросшее из небольших соединений, участвовавших в боях в 1942 году, Быстроходное авианосное соединение состояло из 3 или 4 оперативных групп, каждая из которых имела до 5 авианосцев, пару линкоров, полдюжины крейсеров и около двух десятков эсминцев.
В сентябре 1943 года завершилось формирование Быстроходного авианосного соединения, и одновременно завершилась подготовка высадки на Гилбертовы острова. Операция получила название «Гальваник». Утром 21 ноября американские войска должны были высадиться на Макине, Тараве и Апемаме. Операция «Гальваник» была первой попыткой штурма сильно укрепленных атоллов в центральной части Тихого океана. В ней участвовал флот из 118 военных кораблей и большое количество транспортов, грузовых и вспомогательных судов. Силами вторжения командовал вице-адмирал Р.Э. Спрюэнс. Десантным соединением командовал контр-адмирал Р.К. Тэрнер. Авианосцы находились под командованием контр-адмирала Ч.А. Паунолла. Дополнительную воздушную поддержку оказывала базовая авиация контр-адмирала Дж.Г. Гувера.
Всего в составе армады, направившейся к Гилбертовым островам, находились 54 эсминца и 6 эскортных миноносцев. Большинство эсминцев было не особо занято. В южной части архипелага находится атолл Апемама. Он был быстро захвачен небольшим подразделением морских пехотинцев, высаженных подводной лодкой «Наутилус» и эсминцем «Гансевоорт» (капитан-лейтенант Дж.М. Стейнбек). Находящийся на севере Макин также был захвачен без труда. Но Тарава в центре архипелага оказалась крепким орешком. Даже не орешком – это был настоящий дикобраз, ощетинившийся колючей проволокой, дотами, бетонными бункерами, пушками и пулеметами. Хорошо окопавшиеся японцы почти не пострадали от воздушных налетов.
Тарава является частью истории американской морской пехоты, и подробности боев на пляжах и среди пальм всегда будут служить героическим примером для будущих поколений. После предварительного обстрела эсминцы большую часть времени провели, ожидая приказов. Однако 2 эсминца сыграли достаточно активную роль. Это были «Рингголд» (капитан 2 ранга Т.Ф. Конли) под брейд-вымпелом командира ДЭМ-50 капитана 2 ранга Г. Кроммелина и «Дэншиел» (капитан 2 ранга Дж.Б. МакЛин). Они входили в Группу поддержки контр-адмирала Г.Ф. Кингмена из состава Южного ударного соединения контр-адмирала Г.У. Хилла как 4-й отряд огневой поддержки. Ночью 19/20 октября «Рингголд» был послан найти проход между атоллами Тарава и Маиана.
В 21.00 радар «Рингголда», только что показавший на экране контуры Таравы, вдруг обнаружил надводную цель на расстоянии 7 миль. Отметка на экране радара больше всего походила на изображение вражеского дозорного корабля. Капитан 2 ранга Конли доложил об этом по УКВ. После того как еще несколько кораблей сообщили о контакте, адмирал Хилл разрешил «Рингголду» открыть огонь. Конли поравнялся с целью и выпустил 2 торпеды. Одна взорвалась, судя по всему, преждевременно. Вторая сбилась с курса и описала круг. Цель снизила скорость, но продолжала двигаться.
После этого эсминец открыл огонь из 127-мм орудий. К нему сразу присоединился крейсер «Санта Фе». После 9 минут обстрела цель исчезла, и все решили, что она потоплена. Командир оперативного соединения передал «Рингголду»: «Хорошо сделано».
Однако экипаж подводной лодки «Наутилус» (капитан 2 ранга У.Д. Ирвин) и 78 морских пехотинцев, находившихся на борту, думали иначе. Эта большая лодка направлялась к Апемаме, чтобы высадить десант, но в штабах где-то что-то опять не сработало. Никто не подумал предупредить адмирала Хилла о присутствии американской лодки в районе между Таравой и Маиана, поэтому, когда «Рингголд» засек ее радаром, все, разумеется, приняли «Наутилус» за вражеский корабль.
К счастью, в лодку попал всего один 127-мм снаряд, он угодил в рубку и не взорвался. Несколько близких разрывов изрешетили легкий корпус, когда «Наутилус» спешно погружался. Но, не считая этих мелких повреждений и потрепанных нервов, лодка улизнула без особых помех. Однако, как мудро заметил какой-то морской офицер: «Лучше не полагаться на счастье. Безопаснее полагаться на приказ».
Сам «Рингголд» получил повреждения, когда примерно в 07.00 вошел в лагуну Таравы, чтобы поддержать пару тральщиков, которые работали под берегом. Вместе с ним шел эсминец «Дэшиел». Японские береговые батареи вели интенсивный огонь по тральщикам, и эсминцы открыли ответный огонь. В какой-то момент «Дэшиел» подошел так близко к берегу, что в него можно было попасть камнем. Стреляя практически в упор, эсминцы обрушили на противника лавину стали. «Рингголд» сделал 1775 выстрелов, а «Дэшиел» – 1800 выстрелов из 127-мм орудий. В ответ «Рингголд» получил 2 попадания 127-мм снарядами. Один из них взорвался в кормовом машинном отделении. Когда струя пара ударила в отсек, старший механик лейтенант У.Э. Паркер начал искать, чем заткнуть пробоину. Не найдя ничего, он прижался к пробитому паропроводу плечом и стоял так, пока не изготовили заплатку.
Главным узлом сопротивления на Тараве был остров Бетио в юго-западной части атолла. На этот островок были высажены около 15000 морских пехотинцев, которым противостояли около 3000 японцев. Во время боев за Бетио японские торпедоносцы прорвались сквозь огневую завесу флота и сумели повредить торпедой легкий авианосец «Индепенденс».
Но в целом зенитчики эсминцев не имели особой работы во время операции. На берегу шли тяжелые бои, а для флота во время захвата Таравы самой большой опасностью стали японские подводные лодки.
«Фрезьер» и «Мид» топят I-35
Японское командование направило к Гилбертовым островам 6 подводных лодок . Однако они не успели перехватить силы вторжения, зато 2 из них попались сами.
Во второй половине дня 22 ноября эсминец «Мид» (капитан-лейтенант Дж. Малхолланд), входивший в состав прикрытия дивизии крейсеров, обнаружил сонаром какую-то подводную цель. После рапорта Малхолланда ему на помощь был направлен эсминец «Фрезьер» (капитан 2 ранга Э.М. Браун), и охота началась.
Эсминцы поочередно выходили в атаку, в воду летели глубинные бомбы, гремели взрывы, поднимая столбы воды и пены. Лодка, когда ее обнаружили, шла на небольшой глубине, и взрывы, похоже, помешали ей погрузиться глубже. На поверхность поднялось большое количество бурлящего соляра. Эсминцы немедленно сбросили еще 4 глубинные бомбы по краям этого пятна.
Результаты стали видны очень быстро. Подводная лодка выскочила на поверхность, и японцы начали выбираться из рубки. Эсминцы открыли огонь по лодке. Под градом 127-мм и 40-мм снарядов лодка раскачивалась и дергалась. Затем «Фрезьер» пошел на таран. Нос эсминца, словно лезвие плуга, врезался в прочный корпус лодки сразу позади рубки. Затем «Фрезьер» дал задний ход, в огромную пробоину хлынула вода, и лодка отправилась на дно.
Из всего экипажа спаслись только 2 человека. Когда их выудили из воды, они сообщили, что была потоплена I-35.
«Рэдфорд» топит I-19
I-19 была той самой подводной лодкой, которая 15 сентября 1942 года торпедировала «Уосп» и могла иметь отношение к торпедированию линкора «Норт Каролина» в этот же день. Но вечером 23 ноября 1943 года возле Таравы она столкнулась с противником, который оказался ей не по зубам. В этот день она налетела на двух упрямых Рэдфордов – контр-адмирала Э.У. Рэдфорда, командира Оперативной Группы 50.2, и эсминец «Рэдфорд» (капитан-лейтенант Г.Э. Григгс).
Группа контр-адмирала Рэдфорда только что отразила атаку торпедоносцев, когда в 20.49 эсминец «Рэдфорд» обнаружил радаром неизвестную цель. Она находилась на расстоянии 8 миль. «Рэдфорд», шедший в авангарде, получил приказ покинуть строй и проверить, что за цель обнаружена.
В 21.30 отметка исчезла с экрана радара – это означало, что обнаружена подводная лодка, которая погрузилась. Через 10 минут «Рэдфорд» засек лодку с помощью сонара. Командир эсминца выполнил 7 заходов на цель. Несколько атак были явно безрезультатны, но остальные позволили уничтожить лодку. После взрывов глубинных бомб на поверхность поднялись обломки. Миноносники ощутили отчетливый запах солярки, утром было замечено большое масляное пятно. Самолет-разведчик обнаружил изломанные доски, куски пробки и другие предметы, свидетельствующие о гибели подводной лодки.
Послевоенное изучение японских документов позволило опознать жертву «Рэдфорда». Эта была I-19. Таким образом, «Рэдфорд» в течение года потопил уже вторую подводную лодку. Первой стала RO-101. Эта победа пришлась очень кстати, поскольку накануне флот получил ощутимый удар именно от японской подводной лодки, которая отправила на дно эскортный авианосец «Лиском Бей».
Завершение операции «Гальваник» (Гибель «Лиском Бея», захват Гилбертовых островов)
23 ноября в 05.05 на флагмане контр-адмирала Г.М. Маллэникса была объявлена боевая тревога – появилась японская подводная лодка. «Авианосец-джип» «Лиском Бей» шел вместе с эскортными авианосцами «Корал Си» и «Коррехидор», линкорами «Нью Мексико» и «Миссисипи», крейсером «Балтимор», эсминцами «Фрэнкс», «Хьюз», «Моррис», «Мори», «Гридли», «Халл». Эти корабли входили в Северное ударное соединение контр-адмирала Тэрнера. Когда была обнаружена лодка, они находились в 20 милях от острова Макин.
Получив приказ нащупать лодку, один из эсминцев покинул строй и помчался в темноту. Остальные эсминцы напрягали свои электронные уши, пытаясь услышать противника. Но лодка уже подошла на расстояние прямого выстрела. Светящаяся дорожка побежала к «Лиском Бею». «Торпеда!» Но авианосец не успел уклониться. Через секунду торпеда попала в цель, и внутренности корабля вспорол огненный нож. «Лиском Бей» взорвался с ужасным грохотом. В небо взлетел столб огня высотой 1000 футов, обломки разбросало на полмили вокруг. Через 25 минут авианосец повалился на борт и затонул посреди озера пылающей нефти. Из 1000 офицеров и матросов вместе с кораблем погибли 650 человек. Одним ударом противник уничтожил почти столько же американцев, сколько погибло на кровавых берегах Таравы. Среди погибших оказались контр-адмирал Маллэникс и командир корабля капитан 1 ранга И.Д. Уилтси.
Потеря «Лиском Бея» стала болезненным ударом для американского флота. Но лишь весной 1945 года японская подводная лодка сумела потопить следующий американский военный корабль.
Захват Гилбертовых островов стал первым шагом на долгом пути, который проделали вооруженные силы союзников. Они прошли Маршалловы и Каролинские острова, Марианские острова. Наступление с юго-запада привело их на Филиппины, после чего был прорван внутренний оборонительный периметр Японии. Завершился этот путь в Токийской бухте. После войны адмирал Спрюэнс в речи, произнесенной в Лондоне, заявил:
«Захват Гилбертовых островов был важен для нас в том плане, что были созданы организационные структуры и отработаны методы действий, которые позднее использовались в операциях в центральной части Тихого океана. Мы сформировали Быстроходное авианосное соединение, Объединенное экспедиционное соединение, соединение, которому подчинялась базовая авиация и базы в районе боев, Мобильную эскадру обслуживания, которая взяла на себя снабжение и обслуживание наших передовых баз».
Эсминцы и эскортные миноносцы, участвовавшие в операции «Гальваник», перечислены ниже.
Эсминцы и эскортные миноносцы, участвовавшие в операции «Гальваник»
Mustin
Kimberley
Burns
Dewey
Hull
Maury
Gridley
Phelps
Macdonough
Morris
Hoel
Franks
Huges
Dale
Caldwell
Bancroft
Coghlan
John Rodgers
Sigsbee
Heermann
Hezelwood
Harrison
McKee
Murray
Bailey
Frazier
Gansevoort
Meade
Anderson
Russel
Ringgold
Dashiell
Schroeder
Izard
Charrette
Conner
LaValette
Nicholas
Taylor
Boyd
Bradford
Brown
Fletcher
Radford
Jenkins
Bullard
Kidd
Chauncey
Erben
Hale
Stack
Sterett
Wilson
Edwards
Эскортные миноносцы
Whitman
Wileman
Le Hardy
W.C. Miller
Charles R. Greer
H.C. Thomas
Эсминцы на Маршалловых островах (Операция «Флинтлок»)
Маршалловы острова расположены к северу от Гилбертовых и разбросаны на огромной территории. Именно эти обширные океанские пространства дали флоту адмирала Спрюэнса более чем достаточно места для любых маневров. Адмирал Нимиц мог свободно выбирать и направление удара, и цель атаки. Зато японцы, наоборот, получили слишком растянутый фронт, который требовалось оборонять. Они стали перед тяжелым выбором. Если попытаться прикрыть весь оборонительный периметр, то оборона окажется слабой во всех пунктах. Если сосредоточить силы в нескольких ключевых пунктах, тогда в периметре образуются бреши. Японцы выбрали второе.
Первоначально планом операции «Флинтлок» – захват и оккупация Маршалловых островов – предусматривалась высадка на восточных атоллах. Но после захвата Гилбертовых островов Нимиц решил обойти Вотье, Малоэлап, Джалуит и Милли и атаковать сразу Кваджеллейн, западную цитадель японцев. Он предполагал, что такой удар захватит противника врасплох. И его предположения оправдались.
Высадка на Кваджеллейн была назначена на 1 февраля 1944 года. В январе подходы к Маршалловым островам были тщательно разведаны, проверены, сфотографированы, как это обычно происходит перед вторжением. В Пирл-Харборе были подготовлены крупные силы для отправки на Кваджеллейн. В конце января флот адмирала Спрюэнса общим водоизмещением около 2 миллионов тонн собрался в районе Маршалловых и Гилбертовых островов. Этот флот, названный Оперативным Соединением 50, состоял из 6 отдельных соединений. Десантные силы контр-адмирала Тэрнера насчитывали 300 кораблей, на которых находились 84000 десантников. В Быстроходное авианосное соединение (ОС 58) под командованием контр-адмирала Марк Митчера входили 6 больших авианосцев, 5 легких авианосцев, 8 линкоров, 6 крейсеров, 36 эсминцев. Остальные соединения были ничуть не слабее.
В течение 48 часов перед высадкой самолеты с авианосцев Митчера и линкоры Спрюэнса обрабатывали Кваджеллейн и соседние атоллы, подвергнув их сильнейшей бомбежке и обстрелу. Одновременно американское командование постаралось запутать японцев, нанеся отвлекающий удар по Вотье. Обстрел Вотье был проведен 30 января оперативной группой контр-адмирала Дж.Б. Олдендорфа. В нее входили крейсер «Луисвилл» (флагман), «Санта Фе», «Мобайл» и 6 эсминцев: «Моррис» (капитан 2 ранга Кэсуэлл) под брейд-вымпелом командира ЭЭМ-2 капитана 1 ранга Э.А. Соломонза, «Андерсон», «Хьюз», «Флетчер, «Мастин» и «Рассел».
В 06.30 группа, следуя вдоль восточного берега Вотье, открыла огонь с дистанции около 9000 ярдов. Когда группа поравнялась с центральной частью острова, японские береговые батареи обстреляли головные эсминцы «Моррис» и «Андерсон» (капитан 2 ранга Дж.Г. Теннент). Первый залп японцев был хорошо нацелен, но лег недолетом 200 ярдов. Когда американская колонна повернула, чтобы увеличить расстояние, тяжелый снаряд попал в боевой информационный центр «Андерсона». Взрывом был разбит радар, убиты капитан 2 ранга Теннент, еще 2 офицера и 3 матроса. 14 человек, находившихся в БИЦ и на соседних боевых постах, были ранены. Командование кораблем принял лейтенант Г.А. Александер, эсминец не прерывал стрельбу. Капитан 2 ранга Соломонз позднее писал:
«Следует отметить его великолепное исполнение долга в критической ситуации. Эсминец «Андерсон» был выдающимся кораблем в составе 2-й эскадры. Ему можно было доверить выполнение любой задачи с уверенностью, что она будет выполнена».
Корабли Олдендорфа продолжали обстреливать остров до полудня. Береговые батареи были подавлены, как минимум 2 хранилища боеприпасов были взорваны. А пока происходило все это, Кваджеллейн получил то, что потом назвали «стрижкой Спрюэнса». Атолл был буквально перемолот в пыль. Не осталось ни одной целой пальмы. Примерно три четверти японского гарнизона, насчитывавшего 8600 человек, были смешаны с этой пылью. Остров «выглядел так, словно его подняли на 20000 футов в воздух и сбросили назад», сказал офицер, проверявший результаты обстрела.
Но не все выстрелы, сделанные на этой фазе операции против Кваджеллейна, были нацелены на атолл. 29 января эсминец «Барнс» (капитан 2 ранга Д.Т. Эллер) получил приказ отделиться от эскадры и подобрать троих летчиков, сбитых над морем. Примерно через 3 часа обрадованные летчики были на борту эсминца. После того как тяжело раненный летчик был передан на линкор «Саут Дакота», эсминец пошел на соединение со своей ОГ 58.3, которая находилась в 85 милях к юго-западу от Кваджеллейна.
30 января в 00.25 радар «Барнса» обнаружил какой-то подозрительный корабль на расстоянии 21000 ярдов. Когда эсминец подошел ближе, отметка разделилась на две. В 01.07 капитан 2 ранга Эллер вызвал неизвестные корабли по УКВ. Когда ответа не последовало, эсминец с дистанции 9000 ярдов открыл огонь. Пока он стрелял по невидимым кораблям, радар обнаружил еще несколько целей. Артиллеристы эсминца зажгли в ночи несколько больших костров. В 01.51 были видны 2 горящих судна. Судя по всему, это был японский конвой без охранения. Описав круг, «Барнс» осветил море прожектором. Были замечены пятна нефти, плавающие обломки, наверное, это были сухогруз и танкер.
На следующий день эсминец «Харрисон» (капитан 2 ранга Г.М. Далтон), действуя в составе Южной группы огневой поддержки, прикрывал со стороны моря крейсер «Сан Франциско». Но эсминец получил приказ перехватить и уничтожить японский танкер, который пытался бежать из лагуны острова Гугегиве. В 08.53 эсминец открыл огонь по беглецу, а к 09.33 танкер пылал, как факел, и тонул.
Островки атолла Кваджеллейн образуют широкое кольцо вокруг лагуны с входом на севере. Вход охраняют острова Рой и Намюр. Рано утром 31 января Оперативное Соединение 53 попыталось форсировать силой этот проход. Возле соседнего острова Эннуэбинг стоял эсминец «Фелпс» (капитан-лейтенант Д.Л. Мартино), который действовал в качестве корабля огневой поддержки на исходном рубеже, где собирались десантные баржи. Он обстреливал японские батареи на Рое.
Н-час был назначен на 09.00. Сильное волнение задержало высадку на полчаса. Затем, поддерживая десант, эсминец «Фелпс» вошел в лагуну через проход Меллу. К наступлению темноты несколько островков, образующих атолл, были захвачены. Рой и Намюр подвергались обстрелу всю ночь. К «Фелпсу» внутри лагуны присоединился эсминец «Ла Валетт» (капитан-лейтенант Р.Л. Тэйлор). Оба корабля стояли на якоре в течение ночи, чтобы поддерживать огнем десантные баржи, маневрирующие в лагуне. Корабли оказались на самом выгодном кресле, чтобы проследить за самым мощным обстрелом за всю войну. Адмирал Нимиц отметил, что он «превысил по интенсивности и длительности все, что было известно ранее в истории войн, за исключением, может быть, обстрела Вердена в Первую Мировую войну».
Рой и Намюр были заняты морскими пехотинцами к вечеру 3 февраля. Официально о захвате Кваджеллейна было объявлено 5 февраля. Из нескольких тысяч американских солдат, высаженных на берег, погибли только 368 человек. Лишь 150 японцев пережили «стрижку Спрюэнса», а также удары армии и морской пехоты. «Фелпс», после того как вошел в лагуну Кваджеллейна, стал первым кораблем союзников, который после начала войны бросил якорь в японских территориальных водах.
«Уокер» топит RO-39
Когда Кваджеллейн отваливался от здания Японской империи, Оперативный Отряд 50.15.2 действовал в восточной части Маршалловых островов, обстреливая японские аэродромы на Вотье и Тароа. Крейсер «Солт Лейк Сити» прикрывали эсминцы «Эббот» и «Уокер». Утром 2 февраля 1944 года в 03.27 корабли закончили обстрел Вотье. В 04.18 радар «Уокера» обнаружил цель на расстоянии 13300 ярдов. Командир эсминца капитан 2 ранга Г.Э. Таунсенд сблизился до 600 ярдов и приказал дать залп осветительными снарядами. В призрачном свете возник силуэт рубки японской подводной лодки.
Лодка погрузилась, прежде чем артиллеристы «Уокера» успели открыть огонь. Однако сонар сразу засек лодку на расстоянии около 2500 ярдов. Таунсенд повел эсминец в атаку и сбросил 5 глубинных бомб. Корабль описал циркуляцию и приготовился начать вторую атаку. Однако повтор не потребовался. Где-то в глубине прогремел взрыв, и море содрогнулось. После того как стихли раскаты, сонар уже не смог восстановить контакт.
«Уокер» начал прочесывать район, и его наблюдатели заметили на воде большое пятно соляра. Обычно эсминцу не удается потопить океанскую лодку с первого захода, но «Уокер» стал исключением из этого правила. После войны из документов японского 6-го Флота выяснилось, что была потоплена RO-39.
«Шаретт» и «Фэйр» топят I-21
Японская подводная лодка I-21 имела интересную и, с японской точки зрения, заслуженную историю. Она входила в авангард Ударного соединения вице-адмирала Нагумо во время атаки Пирл-Харбора. Это была та самая подводная лодка, которая в бою у островов Санта-Крус потопила эсминец «Портер». Но 4 февраля 1944 года судьба настигла ее.
В этот день эсминец «Шаретт» (капитан 2 ранга Э.С. Карпи) находился в составе ОГ 58.3 контр-адмирала Ф.К. Шермана (авианосцы «Банкер Хилл», «Монтерей», «Каупенс»). 3 января в 22.03 линкор «Нью Джерси» сообщил, что обнаружил радаром вражеский корабль на расстоянии 21 мили. «Шаретт» получил приказ покинуть охранение и проверить, что это. Отметка исчезла с экрана на дистанции 10300 ярдов.
В 00.03 эсминец нащупал лодку своим сонаром. Во время первого захода «Шаретт» сбросил 8 глубинных бомб. Эсминец сделал еще несколько заходов, но потерял контакт, когда лодка ушла в глубину. Капитан 2 ранга Карпи сообщил, что, по его мнению, лодка повреждена. Эскортный миноносец «Фэйр» (капитан-лейтенант Д.С. Крокер) был послан, чтобы помочь ему.
Эсминец и миноносец действовали как сплоченная команда. Через 9 минут после того как «Фэйр» сообщил о своей готовности, «Шаретт» вывел его на исходную позицию для атаки хеджехогом. Миноносец дал залп в 00.40. Снаряды упали в море, и спустя некоторое время раздались 4 взрыва. За этими свидетельствами попаданий последовали новые раскаты, которые стали прощальным приветом вражеской лодки. Через 3 минуты после залпа хеджехога последовал еще один, особенно сильный подводный взрыв. Для I-21 война закончилась.
Миноносники, разумеется, не знали, кого они потопили. Позади осталось только радужное пятно и резкий запах солярки. Но ее некролог появился среди документов японского подводного флота. «Шаретт» и «Фэйр» уплатили старый должок.
Эсминцы и эскортные миноносцы, участвовавшие в захвате Маршалловых островов
Black
Bullard
Kidd
Chauncey
Walker
Abbott
Erben
Hale
C.K. Bronson
Cotton
Dortch
Gatling
Cogswell
Knapp
Caperton
Ingersoll
Owen
Miller
The Sulliwans
Stephen Potter
Hickox
Lewis Hancock
Lang
Sterett
Stack
Izard
Charette
Conner
Bell
Burns
Bradford
Brown
Cowell
Wilson
Maury
Craven
Gridley
McCall
Dunlap
Fanning
Case
Cummings
Remey
Macdonough
Huges
Ellet
Fletcher
Morris
Anderson
Mustin
Russell
Porterfield
Haraden
Johnston
Hopewell
Phelps
Farragut
Monaghan
Dale
La Valette
Aylwin
John Rodgers
Hazelwood
Haggard
Franks
Schrjeder
Hailey
McKee
Stevens
Bailey
Frazier
Meade
Colahan
Murray
Harrison
Ringgold
Sigsbee
Bancroft
Coghlan
Caldwell
Halligan
Эскортные миноносцы
Greiner
Lovering
Sanders
Удар по Труку
К этому моменту адмирал Минэити Кога, находившийся на Труке, был серьезно встревожен. Он оказался в сложном положении сразу после назначения на пост главнокомандующего Императорским Флотом после смерти адмирала Ямамото. Поражение на Соломоновых островах. Поражение на Гилбертовых островах. Поражение на архипелаге Бисмарка. А теперь еще поражение на Маршалловых островах.
Вероятно, лучше, чем кто-либо иной, Кога понимал, что Трук является фикцией, пустым орехом, Гибралтаром, стоящим на песке. В течение 2 лет эта «крепость» пугала союзников, но Трук никогда не соответствовал своей репутации сильнейшей твердыни Тихого океана. И теперь, когда американский флот начал приближаться к Труку, мираж мог рассеяться в любой момент.
Стоя на мостике флагманского линкора «Мусаси», адмирал Кога покинул Трук 4 февраля и взял курс на Токио. Вместе с ним Трук покинули авианосцы адмирала Одзавы, которые направились в Сингапур. Вслед за Одзавой ушел 2-й Флот адмирала Куриты, который направился на пока еще безопасные острова Палау. Этот общий отход позволил японцам уйти из-под удара, который мог превратить Трук во второй Кваджеллейн.
Удар в середине февраля нанесло Оперативное Соединение 58. Истребители, бомбардировщики и торпедоносцы адмирала Митчелла застали в лагуне Трука множество транспортов. Результат напоминал падение горсти камней в корзину с яйцами. Среди пытавшихся бежать кораблей оказался легкий крейсер «Нака», уничтоженный авианосными самолетами за пределами «крепости».
Эсминцы в составе ОС 58
ОГ 58.1: «К.К. Бронсон» (флагман), «Коттен», «Дорч», «Гатлинг», «Хили», «Когсуэлл», «Капертон», «Кнапп», «Ингерсолл».
ОГ 58.2: «Оуэн» (флагман), «Миллен», «Салливанз», «Стефен Поттер», «Хикокс», «Льюис Хэнкок», «Лэнг», «Стеретт», «Стэк», «Хант».
ОГ 58.3: «Изард» (флагман), «Шаретт», «Коннер», «Белл», «Барнс», «Брэдфорд», «Браун», «Коуэлл», «Уилсон».
ОГ 58.4: «Мори» (флагман), «Крейвен», «Гридли», «МакКолл», «Данлоп», «Фаннинг», «Кейс», «Каммингс».
Пока Трук бомбили с воздуха, ударное соединение, которым командовал лично адмирал Спрюэнс, состоящее из новых линкоров «Нью Джерси» и «Айова», тяжелых крейсеров «Миннеаполис» и «Нью Орлеанс», а также 4 эсминцев, обошло вокруг острова против часовой стрелки, чтобы поймать спасающиеся японские корабли. Этими эсминцами были «Изард» (капитан-лейтенант Э.К. Ван Свиринген) под брейд-вымпелом командира ЭЭМ-46 капитана 1 ранга Ч.Ф. Эспи, «Шаретт» (капитан 2 ранга Э.С. Карпи), «Брэдфорд» (капитан-лейтенант Р.Л. Моррис), «Барнс» (капитан 2 ранга Д.Т. Эллер).
Во второй половине дня 16 февраля соединение Спрюэнса заметило 3 корабля к северо-западу от Северного прохода в лагуну Трука. Одновременно на горизонте промелькнул японский эсминец.
Первым был атакован маленький сухогруз, который стоял неподвижно. Как только на него посыпались снаряды, сухогруз дал ход, но уйти далеко не сумел. Под огнем 127-мм орудий линкоров транспорт взорвался.
Следующим попался легкий крейсер «Катори». Уже поврежденный самолетами, он был быстро потоплен крейсерами Спрюэнса. Потом был замечен поврежденный японский эсминец, который стоял без хода. «Изард» атаковал его первым, а потом несчастный корабль оказался под огнем 2 линкоров, 2 крейсеров и 2 эсминцев. «Майкадзэ» был быстро потоплен.
Оперативная группа продолжала обходить вокруг острова. В 18.10 была замечена новая цель – охотник за подводными лодками SC-24. Эсминец «Барнс» получил приказ потопить его. Капитан 2 ранга Эллер повел свой корабль на сближение и открыл огонь. В 18.34 охотник за лодками отправился поближе к ним – под воду. 8 японцев были спасены, однако остальные предпочли утонуть, отказавшись от помощи.
Сокрушительный удар по Труку развеял мираж, который 2 года витал над Тихим океаном. Не успел еще рассеяться дым над Труком, а Митчер уже повел Оперативное Соединение 58 к Марианским островам. Одновременно на западе Маршалловых островов началась операция по захвату атолла Эниветок.
«Фелпс» и «Сейдж» топят RO-40
«Фелпс» (капитан-лейтенант Д.Л. Мартино) был одним из кораблей сопровождения Южной группы соединения контр-адмирала Г.У. Хилла, направленного для захвата Эниветока. Группа вышла с Кваджеллейна днем 15 февраля 1944 года. В 17.42 на следующий день «Фелпс» установил гидролокационный контакт с целью на дистанции 1700 ярдов.
Эсминец немедленно бросился в атаку, сбросив полную серию глубинных бомб. Пока это происходило, командир Южной группы капитан 1 ранга Э.Р. МакЛин, который находился на «Фелпсе», повернул соединение в сторону. К охоте за лодкой присоединились еще 2 корабля: эсминец «Макдоно» и тральщик «Сейдж». «Сейдж» (лейтенант Ф.К. Цинн) был маленьким кораблем водоизмещением всего 700 тонн, однако именно он установил контакт и сбросил на подводного противника следующую серию глубинных бомб.
После этого контакт был утерян. Корабли производили поиск до захода солнца, а потом «Фелпс» и «Сейдж» получили приказ занять свои места в строю. Другие корабли заметили на поверхности масляное пятно, однако экипажи обоих кораблей не думали, что сумели уничтожить лодку за время боя, который длился всего несколько минут.
Однако подводная лодка RO-40 была потоплена, что нашло отражение в документах японского подводного флота и стало известно уже после войны.
«Николас» топит I-11
Рано утром 17 февраля 1944 года эсминец «Николас» (капитан 2 ранга Р.Т.С. Кейт) сопровождал 3 транспорта из Пирл-Харбора на Кваджеллейн. Конвой был уже на полпути между Гавайями и Маршалловыми островами, когда радар «Николаса» обнаружил цель на расстоянии 24000 ярдов.
Капитан 2 ранга Кейт погнал эсминец на перехват. На расстоянии 2800 ярдов цель внезапно погрузилась, и стало ясно, что это подводная лодка. «Николас» немедленно открыл огонь из 127-мм орудий, и вспышки показали, что несколько снарядов попали в цель. Стрельба ускорила погружение лодки, однако она погружалась недостаточно быстро, чтобы скрыться от лучей сонара.
Умело управляя кораблем, капитан 2 ранга Кейт провел атаку глубинными бомбами. Были сброшены 3 тщательно нацеленные серии. Примерно через 10 минут после третьей атаки в глубине раздался взрыв. Бурлящий водоворот поднял на поверхность пятна соляра и разломанные доски. Это было все, что осталось от подводной лодки I-11. Команда эсминца была особенно счастлива потому, что 3 недели назад во время стоянки в Пирл-Харборе адмирал Нимиц зачитал им благодарность президента.
Бой за Эниветок
Решение захватить атолл Эниветок возникло во время проведения операции по захвату Кваджеллейна. На атолле японцы построили аэродром и причал для транспортов. Целью операции был остров Энегби, где японцы установили несколько тяжелых орудий. Для захвата Энегби силам вторжения предстояло пройти мимо островов Эниветок и Парри.
Высадка началась 17 февраля 1944 года. В авангарде шел эсминец «Фелпс», и на его мостике по-прежнему стоял капитан 1 ранга Э.Р. МакЛин, так как эсминец опять был флагманским кораблем Южной группы соединения контр-адмирала Хилла. На восходе МакЛин приказал десантным судам и кораблям поддержки построиться в кильватерную колонну и войти в лагуну. Прорыв был задержан на некоторое время, пока тральщик «Сейдж» проверял фарватер. При этом он взорвал якорную мину.
Тем временем Северная группа подошла к островам Эниветок и Парри. Эта группа состояла из тяжелых крейсеров «Портленд» и «Индианаполис» и 3-го отряда огневой поддержки, в который вошли эсминцы «Тратен» (капитан 2 ранга Ф.Л. Теддер) и «Хоэл» (капитан 2 ранга У.Д. Томас). Острова подверглись сильнейшему обстрелу, и ко второй половине дня проход был открыт. В 13.00 «Тратен» и «Хоэл» вошли в лагуну.
Катер «Хоэла» подобрал нескольких сбитых летчиков и доставил их на «Индианаполис». В 15.21 эсминец обстрелял японские позиции на Парри. Он также обстрелял и уничтожил несколько брошенных японских катеров. В 19.45 «Тратен» начал обстрел Парри и Эниветока. Следующие несколько дней оба эсминца провели в лагуне, поддерживая огнем высаженные войска.
Утром 19 февраля эсминец «Хаггард» (капитан 2 ранга Д.Э. Харрис) бросил якорь возле Эниветока. В 08.22 он открыл огонь по острову и в течение следующих 23 часов выпустил по вражеским позициям 919 снарядов из своих 127-мм орудий.
Обстрел острова Парри превратился для кораблей в учебную стрельбу. Гарнизон численностью 1800 человек забился в укрытия и беспомощно ждал конца. Ожидание не затянулось, так как к острову подошли 4 линкора, 3 крейсера и эсминцы «Холл», «Эйлуин», «Макдоно», «Монагхэн», «Джонстон» и «МакКорд». Они открыли огонь из всех орудий по Парри. Корабли упражнялись в стрельбе с дистанций от 3200 до 4500 ярдов. Вечером 21 февраля «МакКорд» (капитан 2 ранга У.Т. Кенни) под брейд-вымпелом командира ЭЭМ-47 капитана 2 ранга Э.Г. Кука подошел буквально вплотную к берегу и вел обстрел с дистанции всего 1200 ярдов.
Вечером 27 февраля атолл Эниветок был в руках американцев. Его гарнизон состоял из 3400 японцев, но лишь 65 человек остались в живых после штурма. Американские потери убитыми и раненными составили 716 человек. За исключением нескольких восточных атоллов, все Маршалловы острова были заняты американцами. Японский внешний оборонительный периметр рухнул.
Удар по Марианским островам (Операция «Вишневое дерево»)
Сразу после атаки Трука адмирал Митчер передал кораблям Оперативного Соединения 58 следующую радиограмму: «Я не могу соврать, и D-день совпадает с днем рождения Вашингтона. Давайте срубим несколько японских вишенок».
В данном случае D-день означал начало операции «Черри Три» – «Вишневое дерево». Адмирал Спрюэнс решил нанести удар по Марианским островам. Следовало вывести противника из равновесия. Для этого Быстроходное авианосное соединение наносило удары по всем целям в центральной части Тихого океана подряд, чтобы вынудить противника гадать: куда в следующий раз ударит молния?
Оперативное Соединение 58 помчалось на запад. Митчер надеялся захватить Сайпан врасплох, однако американцам не повезло. Вечером 21 февраля японский самолет-разведчик заметил соединение, поэтому в 19.30 адмирал был вынужден передать своим кораблям по УКВ: «Приготовиться сражаться до конца».
Японский воздушный налет начался в 20.30. Кружившие над Марианскими островами вражеские самолеты, словно туча, помчались на корабли ОГ 58.2 контр-адмирала А.Э. Монтгомери. Эта группа состояла из авианосцев «Эссекс», «Йорктаун», «Белло Вуд», линкоров «Саут Дакота» и «Алабама», крейсеров «Санта Фе», «Мобайл», «Билокси», «Окленд» и 8 эсминцев. В состав группы были включены «К.К. Бронсон» (капитан-лейтенант Дж.К. МакГугран) под брейд-вымпелом командира ЭЭМ-50 капитана 1 ранга С.Р. Кларка, «Дорч» (капитан 2 ранга Р.Ч. Янг), «Гатлинг» (капитан 2 ранга А.Ф. Ричардсон), «Хили» (капитан 2 ранга Дж.К. Аткесон), «Когсуэлл» (капитан 2 ранга Г.Т. Дойтерманн) под брейд-вымпелом командира ДЭМ-100 капитана 2 ранга Ч.Ф. Чиллингуорта, «Капертон» (капитан 2 ранга У.Дж. Миллер), «Ингерсолл» (капитан 2 ранга А.Ч. Визи), «Кнапп» (капитан 2 ранга Ф. Вирден).
Японские самолеты были замечены в 22.45, а первый был сбит в 23.08 флагманским эсминцем «Бронсон». Японцы продолжали беспокоить оперативную группу всю ночь. К счастью, самолеты противника атаковали группами по 2 – 3 машины, что дало американским зениткам возможность уничтожать их поочередно. Но для миноносников ночь оказалась беспокойной. Всем морякам пришлось непрерывно находиться на боевых постах. Боевой дебют кораблей ЭЭМ-50 оказался нелегким.
На следующий день «призраки» продолжали мелькать на экранах радаров, пока самолеты с Сайпана пытались прорваться к кораблям. 22 февраля в 09.10 эсминец «Бронсон» вместе с крейсером «Мобайл» сбил «Бетти». Одновременно другие эсминцы – вероятно, «Капертон» и «Ингерсолл» – вместе с крейсером «Окленд» сбили второй торпедоносец. Авианосные истребители записали на свой счет еще несколько японских самолетов. Японские атаки постепенно заглохли после того, как американские самолеты разбомбили аэродромы Сайпана. Всего Оперативная Группа 58.2 сбила 8 японских самолетов.
«Меткая стрельба, особенно эсминцев сопровождения, заслуживает благодарности», – писал адмирал Митчер.
«Мэнлав» и РС-1135 топят I-32
По каким-то причинам, известным только японскому Верховному Командованию, оно попыталось удержать несколько атоллов в восточной части Каролинских островов. Но это позволило американскому флоту получить прекрасную практику в обстреле берега и борьбе с подводными лодками.
24 марта поисково-ударная группа была направлена в район к востоку от Маршалловых островов, чтобы перехватить японскую транспортную подводную лодку, которая следовала со снабжением на Вотье. Эта группа состояла из эсминцев «Хэлси Пауэлл» и «Халл» и эскортного миноносца «Мэнлав». Вместе с ними действовал охотник РС-1135.
23 марта корабли встретились у атолла Эрикуб и в течение 3 суток прочесывали воды вокруг Вотье, однако при этом в дневное время держались вне прямой видимости берега. 24 марта в 03.35 «Мэнлав» радаром обнаружил какую-то цель и сообщил эсминцам. До сих пор поиски были совершенно безуспешными.
В 04.22 миноносец и охотник отправились в точку, где был замечен подозрительный корабль. Дистанция составляла около 5 миль. Ночь выдалась безлунная, но японцы каким-то образом заметили миноносец и охотник с расстояния около 3000 ярдов. В любом случае, отметка исчезла с экрана радара, зато «Мэнлав» достаточно быстро установил гидролокационный контакт. Капитан-лейтенант Дж.П. Ингл начал маневрировать, чтобы дать залп из хеджехога. РС-1135, которым командовал лейтенант У.С. О’Келли, наводил его на цель и сам произвел несколько атак. Скоординированные действия принесли результат.
«Мэнлав» дал 4 залпа из хеджехога, PC-1135 дал 4 залпа из «мышеловки». Это был один из немногих случаев, когда в американскую мышеловку попалась крыса. Через несколько секунд после четвертого залпа «мышеловки» с кораблей услышали несколько подводных взрывов. Через 4 минуты раздались еще 2 отдаленных сильных взрыва. После этого корабли уже не сумели восстановить контакт с лодкой. Однако поисково-ударная группа продолжала методичные поиски. Напрасно. На рассвете было получено объяснение – море было покрыто слоем вонючей солярки, который расплылся на 5 миль в разные стороны. Недалеко от Вотье эскортный миноносец «Мэнлав» и охотник РС-1135 уничтожили японскую подводную лодку I-35.
Обстрел Восточных Маршалловых островов
На юго-восточных подходах к Маршалловым островам лежат острова Милли и Джалуит. В центре восточной части архипелага находятся Вотье и Малоэлап. Все эти острова поочередно становились мишенями для корабельных орудий и бомб авианосных самолетов после того, как японцы начали откатываться на запад. Гарнизоны, запертые на крошечных клочках земли, постепенно истреблялись американскими кораблями и самолетами.
18 марта группа кораблей из состава ОГ 50.10 под командованием контр-адмирала У.Э. Ли направилась к Милли. Бомбардировка острова была включена в курс боевой подготовки неопытной авиагруппы авианосца «Лексингтон». Линкоры «Нью Джерси» и «Айова» также нуждались в учебных стрельбах. В обстреле участвовали эсминцы «Дьюи» (флагман командира ЭЭМ-1 капитана 1 ранга Э.Р. МакЛина), «Макдоно» и «Фелпс».
Это были очень реалистичные учения. Вражеские береговые батареи ответили метким огнем, и «Дьюи» дважды накрывало 76-мм залпами. «Айова» получила 2 попадания 152-мм снарядами. Японские самолеты атаковали американскую эскадру, и зенитным огнем были сбиты 3 самолета.
В мае эскортный миноносец «Клоуз» (капитан-лейтенант Т.К. Дунстан) провел разведку Джалуита, Вотье, Милли и Малоэлапа. Аборигены-разведчики посетили каждый остров, выбираясь на берег под покровом темноты. Они собирали необходимую информацию у островитян. Через сутки они уплывали в море, где их подбирал «Клоуз».
В конце мая 4 эсминца из состава ОГ 57.8 подошли к Милли для учебной стрельбы. Это были «Фрезьер» (флагман командира ЭЭМ-10 капитана 1 ранга Р.Н. Смута), «Гансевоорт», «Колдуэлл» и «Мид». Они открыли огонь с дистанции 11000 ярдов. Японцы ответили точным огнем, который, по-видимому, управлялся с помощью радара. Капитан 1 ранга Смут потом писал: «Этот тип операций не предусматривал чрезмерного риска. Такой подход исключал решительные и агрессивные действия».
Американские самолеты продолжали бомбить Милли и другие острова на востоке архипелага. 9 июня эсминец «Гансевоорт» (капитан-лейтенант Дж.М. Стейнбек), патрулируя возле Милли, получил сообщение, что сбитый летчик приводнился возле юго-западной оконечности острова. Капитан-лейтенант Стейнбек послал корабельный вельбот, чтобы подобрать пилота. Шлюпка под командованием лейтенанта Г.Э. Крейга отправилась в путь в 14.00. Когда вельбот подошел к берегу, то был замечен противником. Японские батареи обстреляли его, но им тут же ответили орудия «Гансевоорта». После 24 залпов корабельной артиллерии японские орудия замолчали. В 15.39 вельбот вернулся, прихватив капитана морской пехоты Джадсона Белла. Пилот был спасен!
Вскоре после того, как Маршалловы острова потеряли стратегическое значение, на японские гарнизоны просто махнули рукой и свои, и чужие. Это произошло, скорее всего, потому, что японцы не имели никакой возможности спасти их. Но в сентябре 1944 года блокированные гарнизоны неожиданно проявили норов. 7 сентября эсминец «Флассер» (капитан-лейтенант Т.Р. Вогели) был обстрелян береговой батареей, когда проходил в 4000 ярдов от берега Вотье. Взорвавшись рядом с кораблем, снаряды засыпали его осколками и ранили 9 человек. Поставив дымовую завесу, эсминец отошел и открыл ответный огонь из 127-мм орудий. Позднее эсминцы просто обходили Вотье подальше, предоставив японцев самим себе.
Удар по Палау
В конце марта 1944 года Оперативное Соединение 58 атаковало острова Палау. Самолеты Митчера появились на расстоянии всего 500 миль от Филиппин. Тем временем, адмиралы Нимиц и Спрюэнс начали планировать вторжение на Марианские острова, которое должно было напоминать операцию «Флинтлок». После высадки на Сайпане Восходящее Солнце должно было исчезнуть из Западного полушария.
Адмирал Кога видел, что надвигается гроза, однако он погиб в авиакатастрофе где-то возле Палау, прежде чем успел что-либо предпринять. Его пост перешел к адмиралу Соэму Тоёда, но и тот не имел никаких успехов.