Эсминцы против летчиков-смертников в заливе Лейте
1 ноября 1944 года японцы провели «решительную атаку», чтобы выбить силы прикрытия 7-го Флота из залива Лейте. К этому времени с Императорским Флотом уже было покончено. Однако японская авиация – базовая и остатки авианосной – еще представляла собой грозную силу. Хотя этого ястреба и пощипали, он сохранил острый клюв. Это американские корабли почувствовали на своей шкуре 1 ноября.
В этот день обязанности соединения прикрытия в заливе исполняла Оперативная Группа 77.1 контр-адмирала Г.Л. Уайлера. Группа состояла из линкоров «Миссисипи», «Калифорния», «Пенсильвания», крейсеров «Феникс», «Бойз», «Нэшвилл» и австралийский «Шропшир», а также 19 эсминцев. Это были «Ньюкомб» (флагман командира эскорта, командира ЭЭМ-56 капитана 1 ранга Р.Н. Смута), «Киллен», «Эбнер Рид» (флагман командира ДЭМ-48 капитана 1 ранга Дж.Б. МакЛина), «Эммен», «Лейтце», «Робинсон» (флагман командира ДЭМ-112 капитана 1 ранга Т.Ф. Конли), «Брайан», «Клакстон», «Флассер» (флагман командира ЭЭМ-5 капитана 1 ранга У.М. Коула), «Мэхен», «Смит», «Дженкинс», «Дрейтон», «Эдвардс». Эсминцы «Буш», «Беннион», «Хейвуд Л. Эдвардс», «Ричард П. Лири» и австралийский «Арунта» действовали в качестве противолодочного охранения и кораблей радиолокационного дозора на входе в залив.
Задача этого большого соединения была простой: «прикрыть и защитить залив Лейте, десантные суда и корабли, участвующие в операции от атак вражеских надводных сил». Но поскольку японские надводные силы в большинстве своем уже лежали на дне, задачей кораблей Уайлера стала ПВО района.
Рано утром 1 ноября группа крейсировала у входа в залив Лейте. К соединению приблизились несколько вражеских ищеек. Всю ночь объявлялись воздушные тревоги, что вконец истрепало нервы морякам, но наступивший день не принес облегчения. Было ясно, что противник собирает информацию и копит силы для атаки.
В 09.16 снова была объявлена воздушная тревога, так как приближались японские самолеты. Группа увеличила скорость до 15 узлов и начала применять зигзаг. Все корабли находились в состоянии полной боевой готовности, расчеты стояли при орудиях, команды БИЦ обрабатывали данные, готовя указания наводчикам.
Бой начался в 09.40, когда эсминец «Буш» (капитан 2 ранга Р.Э. Вестхолм), патрулирующий у входа в пролив Суригао, открыл огонь из всех орудий по торпедоносцу «Бетти», который появился на правом траверзе. Сбросив торпеду, самолет ушел вправо. Резко увеличив скорость и переложив руля, «Буш» увернулся от торпеды. Очередь из 40-мм автомата подожгла самолет.
Через 4 минуты другой «Бетти» атаковал «Буш». Самолет сбросил торпеду всего в 800 ярдах с левого траверза эсминца. «Буш» круто повернул и уклонился от торпеды. Его орудия подбили торпедоносец, который вспыхнул и упал в воду всего в 100 ярдах от корабля.
В 09.51 третий «Бетти» атаковал «Буш». Эсминец обстрелял его из всех орудий, но самолет подлетел достаточно близко, чтобы сбросить 500-фн бомбу, которая взорвалась всего в 60 футах по правой раковине эсминца. Корабль засыпало осколками, а самолет сумел удрать.
В 10.07 на «Буш» бросился уже четвертый «Бетти». В 10.44 еще 2 «Бетти» атаковали эсминец, и кораблю пришлось уклоняться от торпеды. Хвостовой стрелок одного из «Бетти» дал пулеметную очередь по кораблю, когда самолет пролетал мимо. Были ранены 2 матроса, но самолет при этом получил в брюхо очередь из зенитного автомата.
Через 10 минут эсминец атаковали 2 истребителя «Зеро». Один из них получил прямое попадание 127-мм снаряда, и парочка предпочла укрыться в облаке. В 11.00 «Зеро», судя по всему, именно тот, который был подбит, спикировал на корабль. Самолет сбросил маленькую бомбу, которая легла мимо, а вот артиллеристы «Буша» не промахнулись. Изрешеченный «Зеро» рухнул в 50 ярдах за кормой корабля.
В 11.11 несгибаемый «Буш» отогнал еще один «Бетти». Для эсминца это была последняя схватка в тот день. К полудню небо очистилось от самолетов, и экипаж получил возможность перевести дух. «Буш» отбивал воздушные атаки с самого утра. Были сбиты бомбардировщик «Бетти» и истребитель «Зеро», 2 бомбардировщика были тяжело повреждены, еще один – умеренно. Корабль уклонился от 3 авиаторпед. Неплохо для первой половины дня! Этого хватило бы и на целый день, потому что капитан 2 ранга Робин Э. Вестхолм получил благодарность контр-адмирала Уайлера. Более того, действия эсминца «Буш» были упомянуты даже Токийским радио. Выступая 2 ноября «Токийская Роза» сообщила: «Наши самолеты атаковали одиночный американский эсминец, оснащенный автоматическими 127-мм орудиями».
Тем временем оперативное соединение Уайлера продолжало битву против японских самолетов в заливе Лейте. Она началась в 09.50, через 10 минут после первой атаки «Буша». Звено японских торпедоносцев было встречено шквальным огнем со всех кораблей. 2 самолета были уничтожены, и попытка атаковать крейсер «Шропшир» провалилась. Один из самолетов, атаковавших австралийский корабль, укрылся в облаке и оттуда, словно метеор, бросился на эсминец «Клакстон» (капитан 2 ранга М.Г. Хаббард).
Артиллеристы «Клакстона» встретили его огнем 40-мм автоматов, вынудив самолет отклониться в сторону. Однако он рухнул в море буквально под бортом эсминца, и взрывом были убиты 4 человека экипажа «Клакстона», а еще 24 были ранены. Корабль получил серьезные повреждения. Несмотря на это, эсминец продолжал сражаться. К 12.00, благодаря усилиям аварийной партии, он уже мог дать 15 узлов.
В 09.51 эсминец «Киллен» получил попадание бомбы. В надстройке вспыхнул пожар, нижние отсеки начало затапливать, и «Киллен» был вынужден покинуть строй. Под руководством капитана 2 ранга Г.Г. Гори экипаж мужественно боролся с повреждениями, но кораблю в сопровождении эсминца «Робинсон» пришлось уйти на безопасную якорную стоянку здесь же в заливе. От орудий «Киллена» погибли 3 или 4 японских самолета.
В 09.52 в эсминец «Эммен» (капитан 2 ранга Дж.Г. Браун) врезался японский самолет. Судя по всему, им управлял пилот-самоубийца. Затем, около полудня, другой японский самолет врезался в эсминец «Эбнер Рид». Подозрения подтвердились, противник начал применять тактику самоубийственных атак. Моряки миноносных сил Тихоокеанского флота первыми столкнулись с новым ужасным оружием – пилотами-самоубийцами.
Гибель эсминца «Эбнер Рид»
Воздушный налет на Оперативную Группу 77.1 позволил эсминцам 7-го Флота на себе ощутить жуткий характер грядущих сражений – использование самоубийства как боевой тактики. 1 ноября 1944 года был поднят занавес новой ужасной трагедии, равной которой нет в кровавой истории войн.
Японский самолет, подбитый бофорсом «Клакстона» и разбившийся у борта эсминца, скорее всего пилотировал не самоубийца. Истребитель «Фрэнсис», который врезался в «Эммен», сделал это, судя по всему, намеренно. Однако атака «Эбнера Рида», проведенная во второй половине дня, была точно выполнена самоубийцей.
Прикрывая поврежденный «Клакстон», «Эбнер Рид» (капитан 2 ранга Э.М. Парди) медленно описывал широкий круг. В 13.39 его радар обнаружил 2 вражеских самолета на дистанции 11 миль, которые быстро приближались. «Эбнер Рид» открыл огонь главным калибром, чуть позже затрещали зенитные автоматы. Пикировщик «Вэл» посыпался вниз, волоча за собой хвост дыма. Он был подбит снарядом «Эбнера Рида» и загорелся, но пилот направил машину прямо на эсминец.
Все произошло стремительно. «Эбнер Рид» вел бешеный огонь из всех орудий, казалось невозможным, чтобы самолет сумел прорваться сквозь стену раскаленной стали и свинца. Моряки на мостике, затаив дыхание, следили, как пикировщик с воем несется вниз и становится все больше и больше.
Кто-то успел крикнуть: «О боже!»
Люди полетели с ног, когда «Вэл» врезался в правый борт эсминца напротив задней трубы. Горящий бензин фонтаном брызнул на палубу. Практически немедленно верхняя палуба превратилась в пылающий ад. А затем пламя проникло в погреба. Начали рваться боеприпасы возле орудий. Моряки падали, скошенные свистящими осколками и обломками корпуса. Пламя побежало по нижним палубам, и там тоже прогремела серия взрывов. Пылающий «Эбнер Рид» потерял ход и стоял, накренившись и содрогаясь от взрывов. Торпеды были поспешно отправлены за борт во избежание новых, более страшных взрывов. Аварийные партии выбивались из сил, чтобы спасти корабль, однако вода потоком хлестала в развороченный корпус, и вскоре команде пришлось покинуть эсминец. Прошло всего 36 минут после падения самолета, и «Эбнер Рид» отправился на дно залива Лейте. Нефть еще несколько часов горела на воде, отмечая место, где он затонул.
Вместе с кораблем погибли 19 матросов и 3 офицера. Среди спасшихся, которых подобрали другие корабли, 1 офицер и 55 матросов имели различные ранения. Пока шли спасательные работы, продолжалась воздушная битва. Самолет самоубийцы бросился на эсминец «Ричард П. Лири». Самолет был разнесен на куски совместным огнем «Лири» и «Клакстона» и упал в море. Атака ясно показывала, что японские пилоты начали прибегать к воздушному харакири. Подозрения, что пилоты намеренно пикируют на корабли, подтвердились вечером, когда в эсминец «Андерсон» (капитан-лейтенант Р.Г. Бенсон), находившийся в бухте Кабалиан, тоже врезался самолет.
В этот день «Андерсон» отбил несколько воздушных атак у острова Панаон, но в 18.12 в него врезался один из трех атаковавших японских истребителей. Самолет попал в кормовой вельбот, и разлетевшаяся в щепки шлюпка, несомненно, поглотила значительную часть энергии удара. Но в любом случае, на «Андерсоне» погибли 18 человек, а 21 человек был ранен. Корабельные котлы были повреждены, торпеды пришлось сбросить в воду, а экипаж был вынужден вести отчаянную борьбу с сильнейшими пожарами. Механики даже сумели сохранить ход. Эсминец «Буш» держался рядом, чтобы помочь отбить новые воздушные атаки, если они последуют, и в 20.30 «Андерсону» действительно пришлось отгонять японский торпедоносец. В конце концов он дошел своим ходом до бухты Сан-Педро.
В целом день 1 ноября стал тяжелым испытанием для эсминцев в заливе Лейте. 6 кораблей получили попадания, из них 4 – «Клакстон», «Эммен», «Андерсон» и «Эбнер Рид» – стали жертвами атак самоубийц. «Эбнер Рид» стал первым американским эсминцем, который пал жертвой самолетов-самоубийц.
Новые стычки в заливе Лейте
В течение ноября 3-й Флот продолжал наносить удары по вражеским аэродромам и портам на севере Филиппин. Японцы не могли поймать стремительно передвигающихся МакКейна и Хэлси, но вечером 19 ноября 4 «Бетти» обрушились на эсминец «Коллет» (капитан-лейтенант Дж.Д. Коллет), когда тот исполнял роль дозорного корабля в 20 милях от Оперативного Соединения 38.
Самолеты выполнили скоординированную атаку 2 звеньями. Следуя со скоростью 30 узлов, «Коллет» вел энергичный огонь из зенитных орудий и уклонился от торпеды, сброшенной с дистанции 800 ярдов. Он сбил один «Бетти», второй ушел поврежденным. Третий самолет проскочил за кормой «Коллета» и сбросил торпеду с дистанции 1500 ярдов. Эсминец резко повернул вправо, чтобы уклониться от нее, и его автоматы расстреляли «Бетти» с дистанции 500 ярдов. Четвертый торпедоносец, испугавшись, скрылся в сумерках.
Адмирал МакКейн писал: «Эсминец «Коллет» невольно продемонстрировал неоценимое значение дозорной службы эсминцев. Он сорвал вражеские воздушные атаки, которые могли угрожать главным силам, и заранее предупредил о появлении вражеских самолетов».
Судя по всему, «Бетти», которые атаковали «Коллет», не были склонны совершать самоубийственные атаки, но в заливе Лейте самоубийцы нанесли еще несколько жестоких ударов кораблям 7-го Флота. Вечером 29 ноября эсминцы «Олик» и «Софли» подверглись атакам самоубийц.
Патрулируя между Хомохоном и островом Динагат, эти эсминцы охраняли от подводных лодок подходы к заливу Лейте. В 17.50 «Олик» (капитан 2 ранга Дж.Д. Эндрюс) радаром обнаружил звено японских самолетов. Потом 6 «Оскаров» стали видны невооруженным глазом, и эсминец обстрелял их. Спикировав на эсминец, один из истребителей срубил антенну радара SC и упал в море в 20 ярдах слева по носу. Другой самолет зацепил правую ногу мачты и врезался в ограждение мостика. Самолет и его бомба взорвались над главной палубой в районе кают-компании. Взрывом были убиты 32 человека, ранены еще 64, в надстройке появились рваные пробоины.
Тем временем эсминцу «Софли» тоже пришлось туго. Он сбил 2 самолета, кажется, это были «Вэл» и «Зеро». Умело маневрируя, командир эсминца капитан 2 ранга Д.Э. Кохрейн уклонился от «Вэла», который пилотировал самоубийца, и тот упал в море рядом с кораблем. Но в 17.59 другой «Вэл» атаковал с кормы и сбросил 2 бомбы, которые взорвались рядом с правым бортом эсминца, обдав его потоками воды. При этом несколько матросов получили ранения. Подбитый «Вэл» упал в море в 50 ярдах по правому борту. «Софли» отделался мелкими повреждениями, 21 человек был ранен.
«Олик» продолжал патрулировать, пока его не сменил эсминец «Прингл», после чего отправился в бухту Сан-Педро. «Софли» продолжал противолодочное патрулирование. Когда наступил декабрь, моряки американских эсминцев уже твердо поняли, что залив Лейте стал только первым выстрелом в смертельном поединке.
«Николас» топит I-37
В начале вечера 12 ноября 1944 года эсминец «Николас» (капитан 2 ранга Р.Т.С. Кейт) вместе с эсминцем «Тэйлор» сопровождал крейсер «Сен-Луи» с Улити на Палау. В 20.03 «Николас» установил радиолокационный контакт с целью на расстоянии 21300 ярдов. «Николас» был отправлен туда, но на расстоянии 8100 ярдов отметка пропала с экрана. Это исчезновение показало, что была замечена подводная лодка, и действительно, в 20.47 эсминец установил гидролокационный контакт с ней.
В период с 20.53 до 22.30 «Николас» провел 2 атаки глубинными бомбами. Через 5 минут после разрыва последней бомбы под водой раздался сильнейший взрыв. На следующее утро на поверхности обнаружили неопровержимые доказательства гибели подводной лодки. Кроме обычных обломков были найдены куски человеческих тел.
После войны удалось выяснить, что жертвой «Николаса» стала подводная лодка I-37. Она была уже второй на счету этого эсминца, имевшего просто замечательную военную биографию.
«Рокфорд» и «Ардент» топят I-38
На следующий день после того, как «Николас» потопил I-37, фрегат и тральщик на другом конце Тихого океана уничтожили лодку со следующим номером – I-38.
Эти 2 корабля сопровождали конвой из Пирл-Харбора в Сан-Франциско. Фрегат «Рокфорд» (капитан 2 ранга Д.Г. Бартлетт) имел водоизмещение 1430 тонн, тральщик «Ардент» (капитан-лейтенант Э.Д. Кертис) – 890 тонн, а подводная лодка почти равнялась им обоим вместе взятым.
«Ардент» первым установил гидролокационный контакт в 12.25 на дистанции 2100 ярдов. Он провел 3 атаки с помощью хеджехога, но все они не дали результата. В 13.08 залп из хеджехога дал «Рокфорд», и ему эхом откликнулись 3 взрыва. Затем в 13.15 четвертый залп дал тральщик. Подводная лодка взорвалась с ужасным грохотом, усеяв все море плавающим мусором. После этого «Рокфорд» сбросил 13 глубинных бомб, вероятно, в честь даты, ведь все это происходило 13 ноября. Подводная лодка вылетела на поверхность брюхом кверху, а потом затонула, словно дохлый кит. После победы из японских документов выяснилось, что это была I-38.
«Лоренс К. Тэйлор» и самолеты топят I-26
4 ноября 1944 года с Улити вышла в море поисково-ударная группа, сформированная вокруг эскортного авианосца «Анцио» капитана 1 ранга П.У. Уотсона. Он же командовал и всей Оперативной Группой 30.7. Его сопровождал ДЭМЭ-72 капитана 2 ранга Э. Джексона, который держал брейд-вымпел на «Лоренсе К. Тэйлоре». Миноносцем командовал капитан 2 ранга Р. Куллинан. 18 ноября группа начала патрулировать вокруг района заправки 3-го Флота.
Давайте вернемся в август 1942 года. Итак, 31 августа, время – 03.30. В этот день и час линкор «Норт Каролина» и авианосец «Саратога» установили радиолокационный контакт с целью, которая могла оказаться подводной лодкой. Эсминец «Фаррагат», отправленный на поиски, нашел только волны и ветер. Однако вынырнувший на поверхность в 07.06 японский перископ бдительно следил за «Сарой». В 07.46 торпеда выскочила из пенистой кильватерной струи за кормой эсминца «Макдоно», а через секунду лодка царапнула корпус эсминца. Именно эта подводная лодка всадила торпеду в «Саратогу». Ускользнув от преследования, именно эта лодка 13 ноября 1942 года потопила легкий крейсер «Джюно». Бортовой номер этой роковой для американского флота лодки был I-26.
По случайному совпадению именно в 03.30 18 ноября 1944 года самолет с «Анцио» сообщил, что обнаружил радаром лодку в надводном положении. Вскоре туда же прилетел еще один самолет. Были сброшены пиропатроны и акустические буи. Они четко указали на присутствие подводной лодки, и самолеты отбомбились по этому месту.
Тем временем к месту событий примчались эскортные миноносцы «Лоренс К. Тэйлор» и «Мелвин Р. Науман». В 05.59 «Тэйлор» обнаружил лодку сонаром и дал залп из хеджехога, но промахнулся. Однако миноносец не отступился и дал второй залп, после которого раздался взрыв. Третья атака дала 3 негромких взрыва, за которыми последовал удар такой силы, что у моряков миноносца лязгнули зубы. Миноносец провел еще 4 атаки, но теперь контакт был сомнительным, а в конце концов он вообще пропал. Когда рассвело, на поверхности было замечено пятно соляра, куски пробки, изломанные доски и даже лакированная шкатулка.
Один из офицеров-ветеранов сказал, что этот бой стал великолепным примером «взаимодействия между авиацией и кораблями». Летчики «Анцио» вместе с моряками «Тэйлора» отомстили за повреждение «Саратоги» и гибель «Джюно». На дне Филиппинского моря возле острова Самар упокоились кости I-26. Могила уравнивает всех.
«Конклин» и «МакКой Рейнольдс» топят I-177
Когда в декабре 1943 года «Осси» передвигались «лягушачьими прыжками» вдоль побережья Новой Гвинеи, они обошли японский гарнизон численностью 12000 человек, окопавшийся в Сио, и двинулись захватывать аэродром, находящийся в Сейдоре. Из Маданга была отправлена подводная лодка, чтобы доставить в Сио генерала Хатадзо Адати, который должен был возглавить прорыв отрезанного гарнизона. Но возле Сио американские торпедные катера обнаружили лодку, и она едва сумела спастись под грохот глубинных бомб. В конце концов, лодка все-таки пришла в Сио, и генерал Адати повел гарнизон вдоль побережья в Гали, надеясь эвакуироваться оттуда. Но 8 января 1944 года японские колонны, марширующие вдоль побережья, были обстреляны эсминцами «Рейд», «Мэхен», «Бил» и «Магфорд». 15 января обстрел повторился, теперь его проводили эсминцы «Буш», «Эммен» и «Маллэни». Остатки гарнизона и измученный генерал укрылись в джунглях, после чего о них все забыли. А вот подводная лодка I-177, ушедшая от американских глубинных бомб возле Сио, получила только временную отсрочку.
19 ноября 1944 года Оперативный Отряд 57.18.14, состоящий из эскортных миноносцев «Конклин» (капитан-лейтенант Э.Л. МакГиббон) и «МакКой Рейнольдс» (капитан-лейтенант Э.К. Уинн), стоял на якоре в проходе Коссол на Палау. В 09.14 оба корабля получили приказ перейти в район мористее западного прохода, чтобы принять участие в охоте за японской подводной лодкой, которая была замечена в 08.58. Корабли появились на месте событий в 10.55 и начали прочесывать море своими сонарами. Поиск лодки уже вели самолеты.
Охота затянулась. Только в 15.00 «МакКой Рейнольдс» и «Конклин» установили гидролокационный контакт с увертливой лодкой. Следующие 2 часа миноносцы поочередно стреляли из хеджехогов. Первые 3 атаки «МакКоя Рейнольдса» не дали никаких результатов. Затем 2 атаки провел «Конклин», и тоже безрезультатно. Лишь шестая атака «Рейнольдса» принесла одно попадание. На поверхность поднялось большое количество пузырей, а в 17.00 докатилось эхо чудовищного взрыва.
Этот взрыв вывел из строя сонар «Рейнольдса» Через 3 минуты он сбросил несколько глубинных бомб с взрывателями, установленными на большую глубину. Там прогремели несколько глухих взрывов. На поверхность начала всплывать солярка, различные обломки, куски человеческих тел.
Миноносцы потопили подводную лодку I-177. Это была уже вторая победа «МакКоя Рейнольдса» этой осенью. Как говорили миноносники, «это был настоящий МакКой».
«Уоллер», «Реншо», «Софли» и «Прингл» топят I-46
В конце ноября остатки Императорского Флота пытались наладить рейсы «Токийского экспресса» между базами на севере Филиппин и островом Лейте. Подкрепления переправлялись по проливам между островами в залив Ормок на западном побережье Лейте. В качестве транспортов были мобилизованы и подводные лодки. Береговые наблюдатели сообщили о повышенной активности японцев в заливе Ормок, и перед 7-м Флотом была поставлена задача пресечь эти перевозки.
27 ноября 1944 года ДЭМ-43 был отправлен в залив Ормок, чтобы обстрелять береговые сооружения и прочесать море Камотес, уничтожая вражеские корабли. Дивизион состоял из эсминцев «Уоллер» (капитан 2 ранга Г.Л. Томсон), «Реншо» (капитан 2 ранга Г.Г. Кэрнс), «Софли» (капитан 2 ранга Д.Э. Кохрейн), «Прингл» (капитан-лейтенант Дж.Л. Келли). Соединением командовал капитан 1 ранга Роберт Холл Смит, командир ЭЭМ-22, находившийся на «Уоллере».
Тем временем разведывательная «Каталина» сообщила, что японская подводная лодка приближается к заливу Ормок.
На следующий день в 01.27 ДЭМ-43 уже крейсировал к северу от острова Понсон, и «Уоллер» обнаружил радаром надводную цель на расстоянии 10200 ярдов. Эсминец дал залп осветительными снарядами, и весь дивизион бросился на подводную лодку, чей силуэт обрисовался в мерцающем свете снарядов. Лодка безрассудно осталась на поверхности, чтобы ответить на выстрелы. Японцы промахнулись, а вот американцы добились нескольких попаданий, которые повредили лодку.
В 01.38, когда «Уоллер» пошел на таран, стало видно, что лодка имеет серьезные повреждения. Поэтому капитан 1 ранга Смит решил добить ее артиллерией. В результате «Уоллер» прошел всего в 50 ярдах от борта лодки, поливая ее 40-мм бронебойными снарядами, которые дырявили рубку и прочный корпус. Многочисленные взрывы подтвердили, что лодка больше не сможет укрыться под водой.
Совершая второй заход, «Уоллер» заметил, что лодка погружается, но отнюдь не по своей воле. Нос задрался в воздух, а корма ушла под воду, и вскоре лодка затонула. На поверхности осталось полдюжины японцев, которые угрожающе размахивали чем-то похожим на ручные гранаты. Но капитан 1 ранга Смит не был расположен разбираться с этими агрессивными пловцами. Дивизион в 03.30 получил приказ покинуть море Камотес, и это было гораздо разумнее, чем спорить с сумасшедшими японцами.
Позднее выяснилось, что была потоплена лодка I-46.
Сверхмалые лодки на Улити
Вскоре после окончания битвы в заливе Лейте адмирал Мива решил потревожить американцев на Улити. Для этой диверсии использовались сверхмалые подводные лодки особого типа, Мива называл их «человекоуправляемой торпедой». Для 1944 года человекоуправляемая торпеда была новинкой. Этот сверхмалый миджет (простите тавтологию) был начинен взрывчаткой, и в нем размещался пилот. В район атаки торпеды доставляли обычные подводные лодки. От человеко-торпеды они отличались тем, что у пилота имелся минимальный шанс покинуть свое место через спасательный люк. Мива отправил к Улити 8 таких подводных карликов.
8 подводных лилипутов были доставлены к Улити 2 океанскими подводными лодками. Ночью 18/19 ноября эти торпеды отправились в свое последнее плавание, и за 9 минут до восхода американские наблюдатели заметили один из перископов.
Так получилось, что в этот момент Оперативная Группа 57.9 (3 тяжелых крейсера и 4 эсминца) находилась в море, направляясь на Сайпан. После обнаружения сверхмалых лодок была объявлена боевая тревога. Эсминцы «Каммингс» (капитан-лейтенант Дж.У. Коллинз) и «Кейс» (капитан-лейтенант Р.С. Уайли) бросились на перископ, который скользил в воде рядом с крейсером «Пенсакола». В 05.38 «Кейс» протаранил японца. Послышался скрежет, всплеск, и карлик ушел на дно навсегда.
Внутри лагуны якорная стоянка была забита различными кораблями: поврежденные в боях военные корабли, плавучие базы, транспорты, суда снабжения из состава плавучего тыла коммодора У.Р. Картера. В 05.50 танкер «Миссиссинева», стоящий внутри лагуны, получил попадание торпеды. Танкер взорвался с чудовищным грохотом, выбросив в небо столб пламени. Один из уродцев адмирала Мивы добился своего.
После взрыва началась одна из самых масштабных охот за подводными лодками, какие только видел Тихий океан в этой войне. У выхода с фарватера эсминцы «Кейс» и «Каммингс» прочесывали море сонарами. Откликнувшись на призыв по УКВ, эсминец «Коттен» и 3 эскортных миноносца начали поиски миджетов в лагуне возле стоящего на якоре крейсера «Мобайл». Этими эскортными миноносцами были «Ралль» (капитан-лейтенант Ч.Б. Тэйлор) под брейд-вымпелом командира ДЭМЭ-61 капитана 2 ранга Г. Рейча, «Халлоран» (капитан-лейтенант Дж.Г. Скриппс), «Уивер» (капитан-лейтенант У.Э. Тэйлор) под брейд-вымпелом командира ДЭМЭ-42 капитана 2 ранга Р.Г. Гроффа.
Небольшой водоворот под бортом «Мобайла» заметили наблюдатели «Ралля». Эскортный миноносец сбросил одну глубинную бомбу, установив взрыватель на 50 футов, и две бомбы с взрывателями, поставленными на 75 футов. «Халлоран» и «Уивер» также сбрасывали бомбы с установкой взрывателей на малую глубину. Поднимались и опадали столбы воды, и в грязной пене мелькнули лица двоих японцев. Лодка (или лодки), замеченные рядом с «Мобайлом», исчезли. Атака карликов на Улити завершилась.
По сравнению с битвой за Лейте диверсия на Улити была ничтожным эпизодом, однако она стоила плавучему тылу потери крупного танкера, а военным кораблям пришлось потратить много времени и нервов. Так как Мива должен был послать несколько сверхмалых лодок, в то же самое утро американские самолеты бомбили объект недалеко от Улити, приняв его за миджет. На поверхности остались масляное пятно и какая-то коробка. А через 3 дня труп японского моряка (наверняка пилота миджета) выбросило на берег недалеко от места, где стоял «Мобайл».
Но вскоре случились события, которые заставили напрочь забыть об этой диверсии.{Автор совершенно неточно описывает эти события. См. приложения. Прим. пер.}
Прорыв в залив Ормок
Японцы имели одного могучего союзника – генерала Погоду.
Обычно природа отказывается помогать какой-либо из воюющих сторон, но в конце осени 1944 года погода вдруг решила стать на сторону японцев. В ноябре начались муссонные дожди, и войска МакАртура на Лейте увязли в непроходимых болотах. Американские самолеты оказались прикованы к земле на раскисших аэродромах, а пехотинцы Крюгера с трудом пробивались сквозь залитые водой джунгли. Зато японцы непрерывным потоком гнали на остров подкрепления.
Флот делал все возможное, чтобы перерезать морские коммуникации противника и замедлить доставку подкреплений генералу Ямасите. Американские подводные лодки непрерывно патрулировали в Южно-Китайском море, но японские транспорты и военные корабли просачивались между островами с удручающей регулярностью, высаживая войска на западном побережье Лейте. Поэтому американские эсминцы были направлены в пролив Суригао, чтобы прекратить переходы кораблей противника в залив Ормок.
Это было опасное задание, и четвертый рейд в залив Ормок, проведенный эсминцами в начале декабря, стоил 7-му Флоту одного из кораблей.
Вечером 2 декабря 3 эсминца покинули залив Лейте и направились через пролив Суригао в Ормок. Это были «Аллен М. Самнер» (капитан 2 ранга Н.Дж. Сэмпсон) под брейд-вымпелом командира ДЭМ-120 капитана 2 ранга Дж.К. Цама, «Мэул» (капитан 2 ранга У.М. Фостер) и «Купре» (капитан 2 ранга М.Э. Питерсон). Эсминцы должны были найти и уничтожить 5 японских кораблей, которые высаживали войска в бухте.
Войдя в бухту рано утром на следующий день, эсминцы были немедленно атакованы вражескими самолетами. Атаки продолжались непрерывно чуть ли не до полудня. Дивизион обстреливал с помощью радара все обнаруженные корабли, самолеты и береговые сооружения. Они потопили японский миноносец «Кува» и несколько маленьких суденышек, сбили 9 или 10 японских самолетов. Но ответным огнем были легко повреждены «Самнер» и «Моэл». «Самнер» был поцарапан близким разрывом и обстрелом с воздуха. На «Моэле» погибли 2 человека и были ранены 22 после нескольких заходов японских истребителей. Оказавшись под атаками японских самолетов, попав под огонь береговых батарей и корабельных орудий, рискуя попасть под торпеды подводных лодок, «Самнер» и «Моэл» в конце концов предпочли покинуть это слишком жаркое место. Комментируя этот бой, командир «Моэла» писал:
«Операции подобного рода не следует начинать, если не обеспечено воздушное прикрытие. Вражеские самолеты постоянно следили за нашей группой и атаковали ее за час до начала боя с японским кораблями и через час после нашего отхода. Противник был настороже, и только ждал нашего прибытия, чтобы атаковать нас торпедами. Наша вылазка должна была стать наступательной операцией, однако нам приходилось только отбиваться».
Прекрасным доказательством этому служит то, что вернулись только «Самнер» и «Моэл». «Купер» так и остался в заливе Ормок навсегда.
Гибель эсминца «Купер»
Войдя в залив Ормок вместе с «Самнером» и «Моэлом», «Купер» сразу после полуночи установил контакт с надводной целью на расстоянии 12200 ярдов. Капитан 2 ранга М.Э. Питерсон приказал открыть огонь. В течение 9 минут эсминец вел энергичный огонь из 127-мм орудий. Корабль, очевидно, большой эсминец, загорелся и затонул, весь охваченный пламенем. На самом деле это был японский миноносец «Кува». Он перевозил подкрепления для гарнизона Лейте. Многие пехотинцы так и не добрались до острова, хотя около 250 трупов выбросило на берег Лейте.
«Купер» немедленно перенес огонь на вторую цель, но не смог уточнить результаты своей стрельбы, так как буквально через минуту получил попадание торпеды, не успев закончить поворот.
Страшный взрыв положил «Купер» на борт. Огонь и вода ударили по надстройке, и через полминуты после взрыва эсминец разломился пополам. Уцелевшие моряки плавали в бурлящей нефти в облаке дыма и пара. Командир дивизиона капитан 2 ранга Цам оказался перед тяжелым выбором. Пытаясь спасти экипаж «Купера», он рисковал попасть под атаки вражеской авиации или обстрел береговых батарей. Позднее он писал: «Это было трудное решение. Но, решив не рисковать остальными кораблями, командир дивизиона сделал правильный выбор».
Большинство моряков «Купера» было подобрано «Черными котами». Плавая в заливе, моряки эсминца видели стрельбу береговых батарей. Они также заметили несколько подводных лодок, входивших в залив. Присутствие лодок в заливе Ормок позволило предположить, что «Купер» мог стать жертвой гигантских торпед «Лонг Лэнс». Вместе с кораблем погибли 10 офицеров и 181 матрос, спасены были только 168 человек.{На подводных лодках не стояли 610-мм торпедные аппараты. Американские эсминцы атаковали конвой ТА-7, состоящий из транспорта Т-9, десантных барж Т-140 и Т-159, а также миноносцев «Кува» и «Такэ». «Купер» был потоплен миноносцем «Такэ», который к этому времени имел тяжелые повреждения, но сумел выпустить 4 торпеды. Прим. пер.}
Высадка десанта в заливе Ормок
К началу декабря японский гарнизон Лейте получил в качестве подкреплений около 30000 человек. Однако эти усилия стоили японскому флоту 1 крейсера, 8 эсминцев, 6 мелких военных кораблей и, по крайней мере, 10 транспортов.{В действительности потери составили 1 легкий крейсер, 9 эсминцев, 3 охотника за подводными лодками, 1 эскортный корабль, 1 тральщик, 1 патрульный катер, 3 десантных судна, 9 десантных барж, 16 транспортов общим водоизмещением 73651 тонна. Прим. пер.}
Вскоре после рейда ДЭМ-120 в залив Ормок от флота потребовали высадить там десант. Задачей операции было подорвать японскую систему обороны. Поэтому контр-адмирал Э.Д. Страбл получил приказ вести в залив Оперативную Группу 78.3, состоящую из 8 быстроходных транспортов и 43 десантных судов, на которых находилась 77-я пехотная дивизия генерала Э.Д. Брюса. Адмирал Страбл поднял флаг на эсминце «Хьюз» (капитан 2 ранга Э.Б. Риттенхаус). Десантные суда прикрывали 12 эсминцев: «Бартон» под брейд-вымпелом командира ЭЭМ-60 капитана 1 ранга У.Л. Фреземана, «Уок», «Лэффи», «О’Брайен», «Флассер» под брейд-вымпелом командира ЭЭМ-5 капитана 1 ранга У.М. Коула, «Дрейтон», «Лэмсон», «Эдвардс», «Смит» под брейд-вымпелом командира ДЭМ-10 капитана 1 ранга Д.Ф. Стаута, «Рейд», «Конингхэм», «Мэхен».
Путь в гавань расчищал отряд тральщиков, высадку десанта поддерживала группа огневой поддержки. После 20-минутного обстрела берега эсминцами и ракетными кораблями, 7 декабря в 07.07 началась высадка. Десант не встретил никакого сопротивления, но отходящие корабли были атакованы японской авиацией.
Воздушные налеты начались в 08.20. Американские истребители перехватили часть японских самолетов, однако кое-кто из японцев проскочил мимо них и прорвал огневую завесу. К полудню несколько кораблей получили попадания самоубийц. Среди них оказались эсминец «Мэхен» (капитан 2 ранга Э.Г. Кэмпбелл), эсминец-транспорт «Уорд» (капитан 2 ранга Р.Э. Фарвелл), эсминец-транспорт «Лиддл» (капитан-лейтенант Л.Ч. Броггер). Были также повреждены 4 десантных судна, из которых одно затонуло. Атаки самоубийц стали настоящим кошмаром для миноносников. Командир «Мэхена» отметил, что летчики-самоубийцы впервые использовали тактику торпедоносцев вместо атак с пикирования.
Атаки продолжались весь день. Примерно в 14.00 самолет бросился на эсминец «Лэмсон» (капитан 2 ранга Дж.В. Ноэль) и врезался в район первой трубы. 21 человек погиб и 50 были ранены. Над надстройкой «Лэмсона» взвились языки пламени, и эсминец «Флассер» (капитан 2 ранга Р.Т. Фогели) остался, чтобы прикрывать поврежденный корабль. Пока зенитки «Флассера» вели бешеный огонь по японским самолетам, на помощь «Лэмсону» подоспел спасательный буксир ATR-31. Все моряки были вынуждены покинуть пылающий эсминец, но в конце концов спасательный буксир сумел потушить пожары, и «Лэмсон» был спасен. «Флассер» подобрал из воды 20 человек, большинство из которых были ранены. Они были вынуждены прыгнуть в море с мостика и других платформ после удара самолета. Позднее, отбивая воздушные атаки, «Флассер» сбил бомбардировщик «Дина». Эффективные действия этого эсминца заслужили высокую оценку адмирала Кинкейда.
В 17.45 японцы провели последнюю атаку. После этого битва завершилась. Отбив за день 16 воздушных налетов, моряки Страбла с радостью дождались наступления темноты. В 21.30 к оперативной группе присоединились эсминцы «Аллен М. Самнер», «Моэл», «Хоупвелл» и «Прингл». Усталое соединение отправилось назад в бухту Сан-Педро, где могло чувствовать себя в безопасности.
В водах залива Ормок корабли Страбла получили жестокую трепку. Эсминец-транспорт «Лиддл» был выведен из строя. Парализованный эсминец «Лэмсон» пришлось буксировать в залив Лейте. LCM-318 затонул. Погибли эсминец и бывший эсминец.
Бывшим эсминцем был быстроходный транспорт «Уорд». Он получил тяжелое попадание, и команда была вынуждена покинуть корабль. Пылающий корпус был добит огнем своих кораблей. Эту печальную задачу получил эсминец «О’Брайен». Странная ирония судьбы, ведь до «О’Брайена» именно капитан 2 ранга У.У. Аутербридж командовал «Уордом», когда тот первым уничтожил японский корабль в первые часы войны. Это произошло, когда «Уорд» потопил сверхмалую подводную лодку, пытавшуюся проникнуть в Пирл-Харбор 3 года назад.
Эсминец «Мэхен» получил роковые повреждения после попадания пилота-самубийцы. Его также пришлось затопить артогнем в заливе Ормок. Вот как это происходило.
Гибель эсминца «Мэхен»
«Мэхен» входил в состав Группы сопровождения десантного соединения адмирала Страбла. «Мэхен» был одним из двух кораблей наведения истребителей в Оперативной Группе 78.3. Вскоре после того, как войска начали высаживаться на берег в заливе Ормок, были обнаружены вражеские самолеты. Команда наведения истребителей на «Мэхене» приступила к работе в тот момент, когда зловещие отметки показались на экране радара. Ей помогала вторая группа, находящаяся на эсминце «Смит» (капитан 2 ранга Ф.В. Лист). Капитан 1 ранга Фреземан, который командовал силами эскорта, сообщил, что оба эсминца проделали выдающуюся работу.
Но для «Мэхена» работа оказалась недолгой. Примерно в 09.48 его артиллеристы открыли огонь по звену из 9 вражеских бомбардировщиков, которых сопровождали 4 истребителя. Эту группу атаковали 3 американских истребителя Р-38. Американские самолеты сбили 3 истребителя и повредили 2 бомбардировщика. 4 самолета были сбиты орудиями «Мэхена». Но вражеские летчики провели скоординированную атаку, используя тактику самоубийц, и прорвали оборону. Скользя над водой, 3 японских самолета врезались в «Мэхен».
Корабль от удара вздрогнул и накренился. Залитые пылающим бензином, развороченные надстройки эсминца вспыхнули. Из взорвавшегося носового погреба вылетел столб пламени. Через 13 минут после попадания третьего самолета капитан 2 ранга Э.Г. Кэмпбелл был вынужден отдать приказ команде покинуть корабль. В 10.25 последний моряк покинул борт эсминца. «Уок» и «Лэмсон» подошли, чтобы подобрать уцелевших, причем 13 из них имели серьезные ранения или сильно обгорели. 5 матросов и 1 офицер погибли вместе с пылающим кораблем. Эсминец уже ничто не могло спасти, поэтому в 11.50 «Мэхен» был потоплен снарядами и торпедами эсминца «Уок».
Командир «Мэхена» писал о поведении своей команды:
«Чтобы оставаться там и отбивать новые атаки ревущих бомбардировщиков, требовались крепкие нервы. Но ни один человек не прыгнул за борт, чтобы спастись, хотя временами гибель казалась неизбежной. Нам удалось сбить 4 самолета из 9, при этом ни один человек не покинул корабль, пока не был отдан приказ. Вся машинная команда оставалась на своих постах во время боя, хотя люди не имели никакой информации. Аварийные партии продолжали самоотверженную работу. Орудия начали стрелять самостоятельно, когда был выведен из строя КДП. Экипаж покинул корабль спокойно, в идеальном порядке, что является свидетельством высокой дисциплины и отваги всей команды».
Гибель эсминца «Рейд»
В заливе Ормок погиб еще один эсминец 7-го Флота. 11 декабря эсминец «Рейд» (капитан 2 ранга С.Э. МакКорнок) действовал в составе Оперативного Отряда 78.3.8, которая должен был доставить снабжения к плацдарму. Этим отрядом командовал капитан 1 ранга Дж.Ф. Ньюмен, командир ЭЭМ-14. Он состоял из 13 десантных судов и 6 эсминцев: «Колдуэлл» (флагман Ньюмена), «Рейд», «Конингхэм», «Смит» (флагман командира ДЭМ-10 капитана 1 ранга Г.Ф. Стаута), «Коглан» и «Эдвардс».
Чтобы доставить срочно нужное на плацдарме снабжение, корабли вышли из Таррагуны и направились через пролив Суригао. 11 декабря примерно в 17.00 конвой атаковало звено из 12 «Джиллов». С воздуха корабли Ньюмена прикрывали только 4 «Корсара». С помощью корабля наведения истребителей «Смит» они сбили 2 японских самолета. Но головные японские машины прорвались мимо истребителей и бросились на «Рейд» и «Колдуэлл». Атакованные эсминцы открыли огонь из всех орудий. В последовавшем бою им удалось сбить 4 самолета и еще как минимум 4 были повреждены. Но 5 «Джиллов» спикировали на корабли. 4 из них выбрали своей целью «Рейд». Один «Джилл» зацепил крылом вельбот правого борта, после чего врезался в ватерлинию под орудием № 2. Там и взорвалась бомба, которую нес этот самолет. Через мгновение второй самолет отскочил от орудия № 3 и упал в гнездо 40-мм автомата, где взорвался. После этого взрыва вспыхнули кормовые погреба. Надстройка эсминца была охвачена пламенем, нижние отсеки, развороченные взрывами, заливала вода. Поэтому «Рейд» накренился и начал садиться кормой. Корабль быстро тонул. Всего через 2 минуты после падения первого самолета он уже скрылся под водой. Потери экипажа были очень высокими, что стало характерной чертой атак пилотов-самоубийц. Спаслись только 152 человека.
Бой проходил возле острова Лимасава у западного конца пролива Суригао. Соединение Ньюмена отбило воздушный налет и продолжило путь, прибыв к плацдарму в заливе Ормок после полуночи. Корабли постоянно подвергались атакам японских самолетов, а после наступления рассвета начался новый крупномасштабный воздушный налет. Бомбардировщики пикировали на эсминцы, сбрасывая бомбы, а потом старались врезаться в корабль. Один самолет врезался в радиорубку «Колдуэлла». 29 человек были убиты, 40 получили ранения. Взрывом были выведены из строя носовые орудия, пожар опустошил полубак эсминца. Но огонь все-таки удалось потушить, и эсминец вернулся домой своим ходом.
«Рейд» стал последним эсминцем, потерянным в ходе битвы за залив Ормок. Этот корабль находился в Пирл-Харборе, когда туда ударила японская молния, означавшая начало войны. После этого он участвовал в высадках 13 десантов, 18 обстрелах побережья, выполнил множество специальных заданий. Эсминец сбил 12 японских самолетов, потопил подводную лодку и, что не совсем обычно для морской войны, взял в плен 8 японцев. Всего он выпустил по противнику почти 100000 снарядов из своих 127-мм орудий. Чтобы потопить его, японцы угробили 7 своих самолетов.
«Рейд» был одним из лучших эсминцев Тихоокеанского флота, «маленький мальчишка», дела которого пришлись бы впору взрослому мужчине.
«Магфорд», «Дрейтон», «Хьюз» против самоубийц
Пока шли бои в заливе Ормок, союзники высадили вспомогательный десант на западном побережье Лейте в местечке Байбай. Эту операцию провел Оперативный Отряд 78.3.10 капитана 1 ранга У.М. Коула, командира ЭЭМ-5. В состав отряда были включены корабли ЭЭМ-9: «Флассер» (капитан 2 ранга Т.Р. Фогели), «Дрейтон» (капитан 2 ранга Р.С. Крэгхилл), «Лэмсон» (капитан 2 ранга Дж.В. Ноэль), «Шоу» (капитан 2 ранга В.Б. Грант). Войска находились на 11 десантных кораблях.
Техника и солдаты были без проблем высажены в Байбае, и 5 декабря в 03.00 корабли двинулись в обратный путь в бухту Сан-Педро. Перед самым рассветом вражеский бомбардировщик добился близкого разрыва, который причинил небольшие повреждения эсминцу «Дрейтон» и убил 2 человек. После рассвета появились истребители прикрытия. Но в 11.00 8 японских бомбардировщиков выскочили из туч, они не были обнаружены радаром и сумели захватить корабли врасплох.
2 эсминца, дежурившие в проливе Суригао, присоединились к атакованной эскадре. Это были «Магфорд» (капитан 2 ранга М.А. Шеллабаргер) под брейд-вымпелом командира ДЭМ-12 капитана 1 ранга К.Ф. Польмана и «Ла Валетт» (капитан 2 ранга У. Томпсон). Последний сбил один самолет. Еще один был сбит «Флассером». Атака была отбита интенсивным огнем эсминцев, и соединение двинулось дальше на восток.
Во второй половине дня японские самолеты совершили вторую попытку. В 17.15 пилот-самоубийца обстрелял «Магфорд» и врезался в левый борт корабля. 2 человека были убиты на месте, еще 8 скончались впоследствии от ожогов, 16 серьезно обгорели. Сильный пожар нанес серьезные повреждения эсминцу. Но пламя удалось погасить уже через полчаса, и потрепанный корабль вернулся в порт своим ходом.
Капитан 1 ранга Коул писал: «Команда «Магфорда» действовала очень умело. Хотя корабль получил повреждения и горел, он продолжал стрелять по вражеским самолетам, угрожавшим соединению. Эта команда заслуживает высших похвал за стойкость и энергию».
«Дрейтон» также пострадал от атаки самоубийцы, который ударил его во время утреннего боя. На корабле погибли 8 человек, 19 были ранены.
Кроме них, от атаки самоубийц пострадал эсминец «Хьюз» (капитан 2 ранга Э.Б. Риттенхауз). 10 декабря корабль патрулировал возле острова Динагат, когда был внезапно атакован японскими самолетами, которые сбросили 5 бомб. Серия легла довольно метко, а затем один самолет, несущий бомбы, врезался в среднюю часть корпуса с левого борта. Взрывом были убиты 18 человек и ранены 22. «Хьюз» получил серьезные повреждения и загорелся. После этого удара японские самолеты начали кружить над эсминцем, чтобы уточнить результаты атаки. Решив, что с эсминцем покончено, японцы улетели.
«Хьюз» действовал без истребительного прикрытия. После атаки самоубийцы он по радио вызвал истребители, и в 17.15 они прилетели, что было уже поздно. Опытная аварийная партия быстро погасила пожары, и вечером эсминец «Лэффи» взял потерявший ход корабль на буксир. Ночью прибыл буксир «Куапоу», который увел «Хьюз» в бухту Сан-Педро.
Командир «Хьюза» отметил, что долгие часы учений дали свой результат. Пожары были погашены быстро, и ремонтные работы велись очень успешно. В своем рапорте он отметил 3 детали, о которых часто забывают. Необходимо носить стальные каски, спасательные жилеты и рубашки с длинным рукавом. Риттенхаус отметил, что один матрос в спасательном жилете взрывом был выкинут за борт и улетел почти на 300 ярдов от эсминца, однако сумел вернуться на корабль «своим ходом». Другому матросу осколком раскололо пополам каску, но это много лучше, чем иметь расколотую пополам голову. А длинные рукава многих спасли от серьезных ожогов. Отвагу проявил практически весь экипаж «Хьюза». Приведем выдержку из рапорта командира:
«Котельный машинист 1 класса Карл Д. Баумейстер находился в кормовом котельном отделении, когда самолет пробил палубу, вызвал большой пожар и разорвал паропровод. Баумейстер получил серьезные ожоги от огня и пара, однако он остался на своем посту и перекрыл систему питания котла. Затем он попытался перекрыть клапан пожарной магистрали, так как опасался, что она тоже разорвана. Клапан оказался заклинен, и Баумейстер побежал в носовое котельное отделение, хотя одежда горела на нем. Там он сообщил о повреждениях кормового отделения. После этого Баумейстер попытался вернуться в кормовое котельное отделение, чтобы тушить пожар, но его силой удержали, чтобы погасить горящую одежду. После этого он поднялся на палубу и все-таки попытался вернуться в кормовое котельное отделение, но упал без сознания. Его быстрые действия спасли ценное оборудование и помогли спасти корабль. Все это происходило, когда японские самолеты находились поблизости, и в любой момент могла начаться новая атака. Баумейстер получил серьезные ожоги и 2 дня находился в критическом состоянии, но потом начал поправляться».