Тайфун!
Когда началась высадка на Миндоро, 3-й Флот крейсировал недалеко от Филиппин. Его авианосные самолеты постоянно наносили удары по целям в районе Манилы. Хэлси планировал провести дозаправку своих кораблей 17 декабря, а 19 декабря начать 3-дневную серию воздушных налетов на Манилу. Однако выбранный им для дозаправки день оказался одним из самых черных в истории 3-го Флота. Проблемы начались утром 17 декабря, а к 19 декабря 3-й Флот потерял 3 корабля, 790 человек и около 200 самолетов. 28 кораблей были повреждены, причем 9 из них так сильно, что их пришлось отправить на капитальный ремонт. Противником на этот раз был старый Дэви Джонс, он же морской дьявол.
Утром 17 декабря корабли находились примерно в 500 милях от Лусона. Начатая во время утренней вахты заправка становилась все труднее, так как волна постепенно усиливалась, а скорость ветра возросла с 20 до 30 узлов. Эсминцы вскоре начали прыгать на волнах. При попытке принять нефть с линкора «Нью Джерси» эсминец «Спенс» лишь с огромным трудом избежал столкновения, оборвав и носовой, и кормовой шланги. Шедший рядом с линкором «Висконсин» эсминец «Коллет» оказался в подобной ситуации и тоже оборвал заправочные шланги. «Стефен Поттер», «Лаймен К. Свенсон», «Престон» и «Тэтчер» не сумели заправиться. А «Мэнсфилд» не стал даже и пытаться.
Получив сообщение, что погода будет ухудшаться, Хэлси приказал отложить заправку и повернул флот на северо-запад, чтобы уйти от шторма, который надвигался с востока. Во второй половине дня ветер изменил направление, вынудив Хэлси еще раз изменить курс. В течение ночи 3-й Флот шел на юго-запад. Но шторм проявил свой коварный норов, еще раз сменил направление и сумел догнать уходящие корабли. Утром 18 декабря погода неумолимо ухудшалась. В 07.00 была совершена новая попытка заправить эсминцы, но от нее сразу пришлось отказаться. Барометр продолжал падать, и к 08.30 шторм перерос в чудовищный ураган, причем 3-й Флот оказался всего в 150 милях от его центра.
Весь этот день 3-й Флот был вынужден бороться с противником, которого не могли одолеть ни орудия, ни бомбы. В этой борьбе меткость наводчиков не имеет значения, все зависит только от выучки команд и подготовки командиров. Американские линкоры прыгали на 20-метровых волнах, словно каноэ по бурной речке. Легкие авианосцы «Мотерей» и «Каупенс» качало и швыряло так сильно, что в ангарах самолеты сорвались с креплений. Разлившийся бензин привел к нескольким пожарам. Пожар вспыхнул на полетной палубе эскортного авианосца «Кейп Эсперанс». На эскортном авианосце «Кваджеллейн» отказало рулевое управление. Эскортный авианосец «Радьерд Бей» потерял ход. К полудню скорость ветра увеличилась до 95 узлов. В 13.58 центр тайфуна находился всего в 35 милях от американского флота, море и небо просто взбесились.
Если линкорам и авианосцам приходилось тяжело, то на эсминцах творился настоящий ад. Многие эсминцы испытывали нехватку топлива и откачали водяной балласт, готовясь к заправке, поэтому их качало так сильно, что они едва не черпали воду трубами. Эсминец «Дьюи» волной так положило на борт, что креномер показал 75°! «Эйлуин», другой эсминец типа «Фаррагат», однажды накренился на 70°. Гигантские волны прокатывались по палубам и надстройкам эсминцев, которые подвергались серьезной опасности. Вода заливала вентиляторы отсеков и котельных отделений. Попавшая в отсеки вода заливала электрооборудование, что приводило к коротким замыканиям. После потери электроэнергии гасло освещение, отказывало рулевое управление, замолкали средства связи.
Моряки могли лишь наглухо задраиться в отсеках, понадежнее закрепить неустойчивое оборудование и хвататься за поручни и переборки. На верхней палубе волны сносили всё. Вода смывала спасательные плотики, лопались леера, шлюпки срывало со шлюпбалок, антенны скручивало в спираль, палубные устройства сносило прочь. Совершенно типичными можно считать повреждения эсминца «Хикокс» (капитан 2 ранга Дж.Г. Уэстон). Он сообщил, что отказали рулевые моторы, сломались главный распредщит и вспомогательный дизель-генератор, антенну радара сорвало, разбило прожектора, а стеллаж для глубинных бомб был раздавлен, как игрушка. Морская вода засолила котлы, крыша кормовой надстройки была проломлена, залило кладовую корабельного плотника и ряд других отсеков, моторный вельбот унесло за борт.
Эсминцы «Бруш», «Фрэнкс», «Кашинг», «Мэддокс», «Колахэн» и «Мэнсфилд» получили небольшие повреждения, прыгая на волнах. Маленькие эскортные миноносцы, оказавшиеся вместе с 3-м Флотом, боролись, как могли, с трудом выныривая из-под огромных волн. Однако один из эскортных миноносцев сделал больше, гораздо больше, чем можно было от него ждать. Эскортный миноносец «Табберер» (капитан-лейтенант Генри Л. Плейдж) пришел на помощь командам 3 эсминцев, погибших во время шторма.
Гибель эсминцев «Халл», «Спенс» и «Монагхэн»
Эти корабли постигла одна печальная судьба, и они упокоились в одной могиле.
«Халл» капитан-лейтенант Дж.Э. Маркс
«Спенс» капитан-лейтенант Дж.Р. Андреа
«Монагхэн» капитан-лейтенант Ф.Б. Гаррет
Где-то в районе точки с координатами 14° 57′ N, 127° 58′ О они были сокрушены огромными волнами, противником, гораздо более безжалостным, чем любой человек.
«Халл» и «Монагхэн» сопровождали группу танкеров, с которой заправлялся 3-й Флот. «Спенс» был одним из кораблей сопровождения авианосцев Хэлси. Когда утром 18 декабря разразился шторм, «Халл» имел 70 процентов запаса топлива, в цистернах «Монагхэна» осталось 76 процентов нефти. Оба корабля не приняли водяной балласт. На «Спенсе» осталось всего 15 процентов запаса топлива, и водяного балласта тоже почти не было, поэтому он больше всего напоминал пустой танкер.
Шторм надвигался с севера. Взбесившийся океан словно пытался слиться с нависающими тучами. Вся поверхность воды покрылась бело-серыми полосами летящей пены, бешено визжал ветер. И вот где-то в этом аду затонули 3 небольших корабля. Очевидно, первым погиб «Спенс», который перевернулся вскоре после того, как в 11.00 у него заклинило руль в положении «право на борт». Спаслись только 23 человека, которые смогли рассказать о последних минутах эсминца. Капитан-лейтенант Андреа погиб вместе со своим кораблем.
«Халл» затонул где-то около полудня. Ветер так долго давил в правый борт эсминца, что сломался креномер. Внезапный удар волны довершил дело. Огромный вал прокатился по палубе, эсминец перевернулся и затонул. Спастись сумели 55 матросов и 7 офицеров, в том числе капитан-лейтенант Маркс. Они пережили гибель корабля и ярость океана.
Точное время гибели «Монагхэна» не известно, однако он тоже затонул примерно в полдень. Вместе с эсминцем погибли около 300 человек команды, в том числе капитан-лейтенант Гаррет. Спаслись всего шестеро.
Примерно в 14.00 этого ужасного дня ветер начал ослабевать. К 16.00 скорость ветра сократилась до 35 узлов, а барометр поднялся до 29.46. Хэлси узнал о пропаже нескольких кораблей, и сразу начались поиски спасшихся. После наступления темноты поступили радиограммы о замеченных огнях и свистках, но посланные для проверки сообщений эсминцы не смогли найти источники этих сигналов.
В течение ночи и 2 последующих дней корабли и самолеты 3-го Флота вели «самый утомительный поиск в истории флота», как это назвал адмирал Хэлси. Пропавшими считались 4 корабля, так как эскортный миноносец «Табберер» исчез и не отвечал на запросы по радио. Тут и там обнаруживались группы моряков, были найдены несколько спасательных плотиков. Затем пришло сообщение с «Табберера». Миноносец потерял фок-мачту, его радиопередатчик был разбит, а радар уничтожен. Однако в остальном миноносец был в полном порядке, и более того, он спас 55 человек с погибших эсминцев. Спасенные моряки «Халла» потом рассказывали, что ни разу не видели столь умелого управления кораблем, какое продемонстрировал командир «Табберера», когда вел свой маленький кораблик среди исполинских волн, чтобы подбирать людей из воды. Командир миноносца капитан-лейтенант Плейдж получил радиограмму от адмирала Хэлси: «Хорошо сделано для такой тяжелой работы». Вспоминая этот эпизод в своих мемуарах, командующий флотом писал, что он был уверен в том, что Плейдж опытный моряк, настоящий просоленный морской волк. Хэлси был просто поражен, когда узнал, что Плейдж был офицером резерва и это был его второй поход в качестве командира корабля.
От моряков, спасенных «Табберером», эскортным миноносцем «Свирер», эсминцем «Браун» и другими кораблями, стали известны некоторые детали гибели «Халла», «Спенса» и «Монагхэна». Типичными были истории, рассказанные лейтенантом Э.С. Кравчунасом, единственным уцелевшим офицером «Спенса», и котельным машинистом 3 класса Джозефом Ч. МакКрейном, самым старшим по званию из 6 спасшихся моряков «Монагхэна».
Вот как описывал свои испытания лейтенант Кравчунас:
«Тайфун разбушевался во всю силу, и мы не смогли начать заправку. В 09.00 был отдан приказ принять балласт, так как корабль имел всего 12 процентов запаса топлива, и потому нас сильно качало. Размахи качки превышали 50 градусов. В 11.00 машины встали, потому что морская вода залила котельные отделения через шахты вентиляторов. Корабль превратился в игрушку огромных волн. Первый вал накренил корабль на 75 градусов, однако он сумел выпрямиться. Но следующий перевернул нас. В результате люди в нижних отсеках, в радиорубке, БИЦ, кают-компании попали в ловушку. Всего в воде оказалось от 50 до 60 человек, находившихся на постах наверху. Они цеплялись за спасательные плотики, сети с поплавками, спасательные пояса, вообще все, что могло плавать. В считанные минуты ветер отнес их от корабля. Никто не видел, как затонул эсминец. В последний раз его видели перевернувшимся днищем вверх. Шторм бушевал еще 8 часов, прежде чем начал стихать. За это время многие моряки утонули, так как слишком устали или были оглушены. Ветер скоростью до 115 узлов к вечеру ослаб до 15 или 20 узлов. Четыре группы людей остались плавать в темноте, кто-то в воде, кто-то на плотиках, кто-то на спасательной сети с поплавками».
Кравчунас рассказывает, что 9 человек, оказавшиеся на этой сети, пережили много неприятных испытаний.
«Люди начали страдать от жаркого солнца, которое обжигало обнаженные участки кожи. На сети оказались 2 канистры с водой, но не было сигнальных ракет, аптечки и продовольствия. Все это было сорвано во время шторма. Вода выдавалась каждые 3 часа, чтобы максимально растянуть запас. Удалось подобрать жестянку с картофельными очистками, и люди прикладывали их к обожженным местам. Над головой пролетели 2 самолета, но не заметили нас. Один из моряков потерял сознание и несколько раз срывался с сети, пока не пропал вообще. Из троих погибших он стал первым. Это был энсайн Джордж У. Поэр. В полночь 20 декабря с сети сорвался лейтенант Джон Уолен. Еще один человек несколько раз терял сознание, но его удерживал котельный машинист 3 класса Чарльз Уоллеб. Но в конце концов стало ясно, что бедняге уже не помочь.
Утром 20 декабря около 03.00 на горизонте появился авианосец».
Люди на сети начали кричать, свистеть, размахивать руками.
«Авианосец услышал нас, сбросил дымовой буй и плавучий пиропатрон, но продолжил следовать своим курсом. Примерно через полчаса с противоположного направления появился эсминец, однако мы не сумели привлечь его внимание. Вскоре после этого пришел еще один корабль, который сумел заметить буи, сброшенные авианосцем. Это был «Свирер», который и подобрал нас.
В то время мы не знали, что недалеко от нас плавает другая группа людей. Один матрос отличился, когда спас 5 человек. Однако он сам утонул, когда пытался спасти шестого. Это был машинист 1 класса Генри Оливер Тэгг. Его решили представить к награде посмертно.
Еще 3 человека были спасены после того, как провели на воде 2 дня и 2 ночи. Они связали вместе 5 спасательных жилетов и спасательный круг. Двое из них потеряли создание, однако стюард Дэвид Мур удержал их на импровизированном плоту. Их подобрал «Табберер».
Матрос 1 класса Уильям Кейт был спасен «Гатлингом» после того, как в одиночку проплавал двое суток. Он уже начал бредить. Кейт заявил, что не желал утонуть, поэтому нашел плававшую японскую торпеду и погнался за ней. Дескать, он хотел взорвать ее и погибнуть таким образом».
Котельный машинист МакКрейн с «Монагхэна» рассказал свою печальную историю.
«Я спустился в машинное отделение, но корабль начало кренить так сильно, что мы решили подняться наверх в укрытие рядом с кормовыми орудиями.
Я как-то сумел сам пройти 10 футов от двери по левому борту. В укрытии собрались около 40 человек. Один из них громко молился. Каждый раз, когда корабль кренился на 70 градусов на правый борт, они начинал громко причитать: «Пожалуйста, верни его назад, боже. Не дай нам утонуть». Корабль 7 или 8 раз сильно кренился, прежде чем окончательно лег на борт. Когда это случилось, кто-то из парней попытался открыть дверь с левого борта. Это было трудно, так как ветер прижимал ее, а волны прокатывались над кораблем. Но все-таки дверь открыли, и мы начали выползать наружу. Все сохраняли спокойствие, паники не было, и моряки старались помочь друг другу. Я помню артиллериста Джо Гуйо, который абсолютно не заботился о собственной безопасности. Стоя возле люка, он вытаскивал людей наружу».
Самого МакКрейна выбросило из укрытия в кипящее море. Он кое-как сумел добраться до спасательного плотика. Гуйо тоже доплыл до него. Артиллерист был ранен и весь дрожал – последствия шока. Его одежда была разорвана в клочья, поэтому МакКрейн обнял товарища, чтобы попытаться согреть. Но раненый вскоре потерял сознание.
«Потом Гуйо очнулся и спросил, вижу ли я хоть что-то. Я ответил, что вижу звезды, а он сказал, что не видит ничего. Затем он поблагодарил матроса 2 класса Мелроя Харрисона, который вытащил его на плотик, и меня за то, что я пытался его согреть. Он положил голову мне на плечо и уснул. Примерно через полчаса я почувствовал нечто странное и попытался разбудить его. Увы, он был уже мертв. Я сказал об этом остальным, но мы решили немного подержать тело на плоту, прежде чем хоронить в море. Примерно через 20 минут состоялись наши первые похороны. Мы все вознесли молитву господу и спустили тело в море.
Мы находились в водах, кишащих акулами, они кружили вокруг нас. Мы их очень боялись. Каждый раз, когда мы открывали банку колбасного фарша, рядом с плотом возникала акула».
Вечером состоялись еще 2 похоронные церемонии. К вечеру 20 февраля большинство моряков начало бредить. «Они уверяли, что видят землю и дома». Один даже спрыгнул с плотика и исчез во мраке, больше его не видели. На плотике умер еще один моряк, и его тело отправили в море.
МакКрейн продолжает:
«Мы увидели большую луковицу, которая плавала в 25 футах от нас, и захотели ее достать. Мы уже почти добрались до нее, когда внезапно появилась акула длиной около 8 футов и заинтересовалась той же луковицей. Поэтому мы решили оставить луковицу рыбе».
Несколько раз показывались корабли, и горстка людей на плоту начинала вопить и размахивать руками, чтобы привлечь к себе внимание. Наконец плотик был замечен 2 самолетами.
«Мы так обрадовались, что почти не могли говорить. Так как самое лучшее, что мы могли сделать – возблагодарить господа бога, то мы дружно вознесли благодарственную молитву».
Вскоре после этого МакКрейн и 5 его товарищей были подобраны эсминцем «Браун».
Спасая моряков «Халла» и «Спенса», экипаж эскортного миноносца «Табберер» не раз рисковал собственными жизнями. Маленькому миноносцу было нелегко маневрировать в сильнейший шторм. Однажды, когда корабль едва делал 10 узлов, его едва не опрокинуло волной, крен составил 72°! Спасательная партия как раз готовилась поднять на борт измученного пловца, который сам не мог шевельнуть рукой, как вдруг появилась огромная акула и бросилась на человека. Увидев зловещий плавник, матросы «Табберера» открыли огонь из винтовок. Акула проскочила всего в 6 футах от пловца, но не решилась напасть. Старпом миноносца лейтенант Роберт М. Сурдам прыгнул за борт, чтобы обвязать спасательным линем этого матроса. Уставший до предела пловец был поднят на борт миноносца и довольно быстро пришел в себя.
Боцманмат «Табберера» Л.Э. Пэрвис сам едва не утонул, когда вытаскивал полузахлебнувшегося пловца. На его спасательном лине была слишком большая слабина, и линь обмотался вокруг купола сонара. Пэрвиса затащило под корабль. Сообразив, что произошло, он расстегнул капковый жилет и вынырнул на поверхность, но уже с другого борта. Только присутствие духа и великолепная физическая подготовка спасли его.
Касаясь капковых жилетов, командир «Табберера» отметил: «Из 55 спасенных нами моряков 54 были одеты в капковые жилеты. Полагаю, что многие утонули во время шторма, так как спасательные пояса плохо поддерживают пловца».
Тайфун 18 декабря был одним из самых сильных на Тихом океане. Во время боев за Окинаву весной 1945 года другой тайфун нанесет 3-й Флоту сокрушительный удар под ложечку. Эсминец «МакКи» и эскортный миноносец «Конклин» получат заметные повреждения, когда тайфун зацепит их возле Формозы. Но они еще легко отделаются, потому что несколько кораблей пострадают очень серьезно. Позднее еще один тайфун задержит капитуляцию Японии. Но ни один из тихоокеанских штормов не нанес американскому флоту такого ущерба, как этот, потопивший эсминцы «Халл», «Спенс» и «Монагхэн». За все годы войны в шторм погибли еще 2 эсминца. «Тракстан» был выброшен на мель в Северной Атлантике, а «Уоррингтон» затонул в Карибском море.
Трагедия 18 декабря стала результатом нескольких факторов, сложившихся вместе. Метеорологи не сумели предсказать точно зарождение тайфуна, его признаки были не слишком заметными, вдобавок он двинулся по совершенно непредсказуемой траектории. Один из погибших кораблей почти не имел топлива, на двух других не был принят водяной балласт. Адмирал Нимиц отметил, что все 3 корабля погибли, когда маневрировали, чтобы сохранить свое место в строю. Гораздо лучше было махнуть рукой на соблюдение ордера в условиях шторма.
Как заметил Нимиц, «шторм набрал силу». А когда набирает силу тайфун, человек и творения его рук становятся слишком беспомощны перед мощью разбушевавшейся природы. В заключение адмирал Нимиц признал, что тайфун 18 декабря «причинил самые тяжелые потери, которые мы понесли на Тихом океане, не сумев ничем ответить, если только не считать боя у острова Саво».
Дорога к Маниле
В конце декабря 1944 года и первые два месяца следующего года силы союзников на Филиппинах продолжали с боями продвигаться к Манильской бухте. Эсминцы участвовали в множестве самых различных операций, обеспечивая это наступление. Они служили разведчиками, конвоирами, кораблями прикрытия, спасателями и дозорными судами. Они обстреливали побережье и гонялись за вражескими кораблями. Обеспечивали огневую поддержку при высадке десантов. Они топили океанские подводные лодки и сверхмалые, уничтожали подводные заграждения и мины. Отбивали налеты авиации и атаки самоубийц. Примером такой работы может служить потопление эскортным миноносцем «Флеминг» японской подводной лодки в центральной части Тихого океана.
«Флеминг» топит RO-47
Это была первая подводная лодка, потопленная миноносными силами Тихоокеанского флота в новом, 1945 году. В середине января «Флеминг» (капитан-лейтенант Ф. Берджес) вместе с другим миноносцем сопровождал 2 танкера с Эниветока на Улити. Поздно вечером 18 января эсминец установил радиолокационный контакт с неизвестным кораблем на расстоянии 14000 ярдов и отправился проверить, что это такое.
Корабль на запрос не ответил, и отметка исчезла с экрана радара, когда расстояние сократилось до 1900 ярдов. Сонар быстро обнаружил погрузившуюся лодку, и Берджес сразу повел корабль в атаку. «Флеминг» дал 4 залпа из хеджехога, но лишь четвертая попытка была успешной. Серия резких взрывов эхом прокатилась над морем, и миноносец встряхнуло с такой силой, что сонар вышел из строя. Над темной водой поплыл характерный запах солярки, поблизости появилось множество мелких обломков. Это было свидетельством гибели очередной японской лодки. После войны стало известно, что «Флеминг» потопил RO-47.
«Конклин», «Корбезье» и «Рэби» топят I-48
Поздно вечером 21 января 1945 года самолет заметил японскую подводную лодку на поверхности в 18 милях к западу от Улити. Немедленно была объявлена тревога, и с Улити вышла поисково-ударная группа, состоящая из эскортных миноносцев «Конклин» (капитан-лейтенант Э.Л. МакГиббон), «Корбезье» (лейтенант Г.В. Джоунс), «Рэби» (лейтенант Дж.Л. Слейд). «Конклин» 2 месяца назад вместе с эскортным миноносцем «МакКой Рейнольдс» недалеко от Лейте потопил I-177. «Рэби» вместе с «Инглендом» участвовал в самом крупном побоище, которое устроили американские противолодочные силы японским субмаринам.
Три миноносца начали тщательные поиски, которые продолжались все следующие сутки. 23 января в 03.10 «Конклин» и «Корбезье» с помощью радаров обнаружили-таки лодку. Вскоре после этого лодка погрузилась, однако «Корбезье» сразу обнаружил ее сонаром. «Конклин» и «Рэби» держались рядом, позволив «Корбезье» атаковать первым. Он дал 6 залпов из хеджехога, но безрезультатно. После этого контакт пропал, и миноносцам снова пришлось начать поиски. В 09.02 «Корбезье» снова засек увертливую лодку. Миноносец в седьмой раз атаковал ее с помощью хеджехога и снова промазал. После этого дал залп «Конклин». На этот раз снаряды не сгинули в морской пучине бесследно. В 09.36 под водой прогремел взрыв такой силы, что сейф в корабельной канцелярии «Конклина» вырвало из креплений и швырнуло через весь отсек, хотя он весил 1400 фунтов.
Этот взрыв означал, что I-48 отправилась в сундук Дэви Джонса.
«Белл», «О’Беннон» и «У.М. Мур» топят RO-115
Уничтожение следующей лодки в Филиппинских водах стало примером налаженной совместной работы эсминцев и эскортных миноносцев.
В этом эпизоде участвовали эсминцы «Белл» (капитан 2 ранга Дж.С.К. Габберт), «О’Беннон» (капитан-лейтенант Дж.Э. Придмор) и «Дженкинс» (капитан 2 ранга П.Д. Гэллери). Эскортным миноносцем «Улверт М. Мур» командовал капитан-лейтенант Франклин Д. Рузвельт-младший.
Все произошло 31 января 1945 года. В этот день «Белл» и «О’Беннон» были включены в состав охранения Оперативной Группы 77.3 контр-адмирала Ф.Б. Стампа, которая действовала к западу от Миндоро с задачей перехватывать японские транспорты, которые попытаются прорваться к Лусону. Эсминцы «Дженкинс» и «Ла Валетт» вместе с эскортными миноносцами «Госс» и «У.М. Мур» должны были подойти с севера, так как они охотились за подводной лодкой, торпедировавшей войсковой транспорт «Кавалер».
Бой начался вечером, как только над Южно-Китайским морем сгустились сумерки.
19.55: Крейсер «Бойз» сообщил, что обнаружил радаром надводную цель.
19.56: «Белл» подтвердил контакт на расстоянии 9250 ярдов.
20.00: «Белл» и «О’Беннон» получили приказ опознать цель.
20.01: На расстоянии 5500 ярдов контакт пропал.
20.05: «Белл» установил гидролокационный контакт на расстоянии 2900 ярдов.
20.12: «Белл» сбросил серию глубинных бомб.
20.20: «О’Беннон» сбросил серию глубинных бомб.
20.34: «Белл» сообщил командиру оперативной группы, что контакт временно утерян, и попросил прислать на помощь эскортный миноносец. (Эскортные миноносцы имели более совершенную гидроакустику.)
20.35: На помощь был отправлен «Улверт М. Мур», который вскоре присоединился к «Беллу» и «О’Беннону».
20.41: «О’Беннон» сообщил, что прошел через масляное пятно.
20.42: «Белл» сообщил, что восстановил гидролокационный контакт.
20.50: «Белл» провел новую атаку глубинными бомбами.
20.51: Командир оперативной группы приказал «Дженкинсу» сменить «Белл» и принять участие в уничтожении лодки.
21.22: «Дженкинс» присоединился к охотникам, выполняя роль наблюдателя.
22.23: «Белл» заметил масляное пятно и сообщил, что чувствуется сильный запах соляра. (Очевидно, «Белл» и «О’Беннон» повредили лодку до прибытия «У.М. Мура» и «Дженкинса».)
22.25: Пока 3 эсминца кружили вокруг предполагаемого места нахождения лодки, эскортный миноносец «У.М. Мур» вошел в этот круг и дал залп из хеджехога.
22.28: «Мур» провел новую атаку с помощью хеджехога. Снаряды ушли в воду, после чего послышались 3 взрыва.
22.59: «Мур» дал третий залп из хеджехога. Эти снаряды не дали разрывов, однако после предыдущей атаки слышалось бульканье и приглушенные взрывы.
23.19: Акустики сообщили, что слышали еще один отдаленный взрыв.
23.37: Эскортный миноносец вышел в атаку и дал очередной залп из хеджехога. Из глубины долетели 2 громких взрыва.
00.15: Когда наступили новые сутки, «Мур» провел очередную атаку с помощью хеджехога. Снаряды нырнули в воду, и последовали 2 резких взрыва.
00.19: На кораблях услышали раскатистый подводный взрыв. Я японской подводной лодкой было покончено.
После этого взрыва контакт окончательно пропал. Впрочем, пропала и RO-115. После лодки осталось обычное пятно соляра и горстка обломков. Адмирал Мива был вынужден вычеркнуть из списков еще одну лодку.
Комментируя эту охоту, один из офицеров отметил: «Командир «Дженкинса» поступил очень разумно, позволив эскортному миноносцу атаковать с помощью хеджехога, пока 3 эсминца ходили вокруг, чтобы помешать лодке сбежать».
«Томасон» топит RO-55
К началу 1945 года командиры японских лодок совершенно ясно поняли, что их шансы вернуться из похода становятся довольно призрачными. А для лодки RO-55, которая осмелилась 7 февраля высунуть свой перископ из воды, эти шансы и вообще стали нулевыми.
Этим вечером эскортные миноносцы «Томасон» (капитан-лейтенант Ч.Б. Генрикс) и «Нойендорф» вели поиск подводных лодок именно в этом районе. В 23.07 «Томасон» радаром обнаружил уходящую лодку на расстоянии 3500 ярдов. Миноносец сначала сделал пробный заход, но залп из хеджехога дал только во время второго захода в 23.27. Бомбомет рявкнул, снаряды с плеском ушли в воду, а буквально через секунду 5 или 6 из них взорвались. Отдельные разрывы сверкнули, как подводная молния. Этот фейерверк означал гибель очередной подводной лодки.
Приведем выдержку из боевого дневника «Томасона»:
«После того как дистанция сократилась до 300 ярдов, появился белый светящийся силуэт, который не пропал, как пропадает пенистая кильватерная струя. После выстрела это свечение приняло овальную форму и ясно обрисовало подводную лодку, которая находилась на глубине не более 50 футов, то есть шла под перископом».
После этой водной пиротехники призрачная лодка исчезла. На поверхности появился слой топлива. Миноносцы в течение 2 часов прочесывали район, но напрасно. RO-55 уже покинула мир живых.
«Финнеган» топит I-370
В конце февраля эскортный миноносец «Финнеган» (капитан-лейтенант Г. Хаффман) вместе с 3 другими миноносцами сопровождал конвой из 9 транспортов с Иводзимы на Сайпан. Утром 26 февраля, когда конвой был на полпути между островами Волкано и Марианскими, радар «Финнегана» обнаружил лодку в надводном положении.
Через 8 минут, когда дистанция сократилась до 6700 ярдов, отметка исчезла с экрана. Пройдя над точкой, где погрузилась лодка, «Финнеган» включил сонар и продолжил поиск. Вскоре лодка была снова обнаружена, и в 06.59 миноносец дал залп из хеджехога. Снаряды прошли мимо. Еще 4 залпа бомбомета ушли в молоко. В 08.00 капитан-лейтенант Хаффман решил, что лодка ушла на большую глубину, поэтому он приказал сбросить серию из 13 глубинных бомб.
Бомбы взорвались, но на поверхность ничего не всплыло. Сонар показывал, что лодка находится на глубине от 20 до 30 фатомов. В 09.25 «Финнеган» дал еще один залп из хеджехога. Тишина. В 10.00 миноносец выполнил очередной заход и сбросил серию глубинных бомб с взрывателями, установленными на среднюю глубину. Через 5 минут после того, как первая «бочка» скатилась со стеллажа, где-то в глубине раздался громоподобный взрыв. За ним эхом отдались приглушенные раскаты, что-то забурлило и заклокотало. Взрыв произошел слишком глубоко, и поверхность океана даже не всколыхнулась. «Финнеган» остался один.
В течение дня на поверхность всплывали порции соляра и обломки. Топливо растеклось пятном 4 мили длиной и 2 мили шириной. Моряки подобрали 31 кусок дерева. На некоторых можно было увидеть японские иероглифы. Погибла I-370.
Бои вокруг Лусона
Японский вице-адмирал Сигеру Фукудомэ, командующий 2-м Воздушным Флотом, был крайне удивлен, когда американские силы вторжения прошли мимо Манильской бухты и высадились в заливе Лингаен, у задних дверей Манилы.
Для высадки десанта в заливе Лингаен адмирал Кинкейд собрал ударное соединение, состоящее из 850 кораблей. Десантными группами командовали вице-адмиралы Уилкинсон и Барби, которые должны были высадить на берег около 200000 солдат 6-й Армии. Кораблями огневой поддержки командовал вице-адмирал Олдендорф. Соединением прикрытия – контр-адмирал Берки, эскортными авианосцами – контр-адмирал Дерджин. Группу подкреплений возглавлял контр-адмирал Конолли. В общем, в залив Лингаен двигалась армада, которая могла раздавить любые японские силы, если те осмелятся показаться.
Высадка десанта была назначена на 9 января. Адмирал Кинкейд не ожидал никаких помех со стороны японского флота, но американские моряки с опасением поглядывали на небо. Все чаще одно и то же слово срывалось с губ командиров кораблей и откровенно нервничающих зенитчиков. Это слово было «самоубийцы».
Миноносники часто говорили о них после битвы за Лейте. Эсминцы и эскортные миноносцы были особенно уязвимы для атак пилотов-самоубийц. И их команды прекрасно знали об этой уязвимости.
В конце декабря попался эсминец «Гансевоорт». Этот корабль, которым командовал капитан 2 ранга Дж.М. Стейнбек, входил в состав группы снабжения, которая находилась возле плацдарма на Миндоро вместе с 8 другими эсминцами. Во второй половине дня 30 декабря они патрулировали в зоне стоянки транспортов, когда с неба на них обрушилась группа японских летчиков-самоубийц. Попадания получили несколько кораблей, в том числе и «Гансевоорт». При взрыве погибли 16 человек, 15 были ранены, корабль вспыхнул и накренился. Только быстрые и умелые действия аварийной партии и помощь эсминцев «Филип» (капитан 2 ранга Дж.Б. Раттер) и «Уилсон» (капитан 2 ранга Ч.Дж. Макеензи) помогли удержать поврежденный корабль на плаву. Однако он выбыл из строя на несколько месяцев. Самоубийцы нанесли еще один мощный удар.
Прошли 7 дней, и они нанесли новый. На этот раз жертвой стал эскортный миноносец «Стаффорд». Он следовал с группой эскортных авианосцев, которые входили в десантное соединение, направлявшееся к Лусону. «Стаффорд» (капитан-лейтенант В.Г. Крейг) был одним из 5 эскортных миноносцев, прикрывавших авианосец «Тулаги». 5 января 1945 года возле Миндоро группа была атакована японскими самолетами. Это была уже третья атака в богатый событиями день, и вражеские самолеты прорвались мимо измученных истребителей прикрытия. 5 самоубийц были сбиты зенитным огнем, но остальные 6 бросились в пике. Авианосец «Манила Бей», крейсера «Луисвилл» и «Аустралия», эсминцы «Хелм» и «Арунта» (австралийский) и эскортный миноносец «Стаффорд» были поражены этим дождем метеоритов. Большие корабли сумели выдержать попадания самолетов, но «Стаффорду» пришлось плохо. К счастью, потери команды оказались невелики – 2 убитых и 12 раненых. Маленький миноносец, хотя и весь израненный, кое-как поплелся вслед за десантным соединением, идущим в Лингаен.
На подходах к заливу Лингаен штурмовое соединение не встретило никаких японских кораблей, зато несколько раз объявлялись тревоги по случаю обнаружения подводных лодок. 5 января эсминец «Тэйлор» (капитан 2 ранга Н.Дж.Ф. Фрэнк), патрулируя впереди Соединения Сан-Фабиан, покончил с крошечной жизнью крошечной подводной лодки. Эта маленькая лодка выпустила 2 торпеды в легкий крейсер «Бойз», но промахнулась. «Тэйлор» увидел следы этих торпед и успел увернуться. А затем наблюдатели заметили перископ, и эсминец сбросил несколько глубинных бомб, после чего протаранил сверхмалую лодку. Миджет пошел на дно, оставив после себя только стайку пузырей.
Быстроходные катера, груженные взрывчаткой, также попытались атаковать американские силы вторжения. Выскакивая из поросших джунглями бухточек на берегах Лусона, эти маленькие кораблики атаковали авангард десантных сил. Однако основной угрозой все равно оставались самоубийцы, и эта угроза нарастала с каждой милей, пройденной на пути к заливу Лингаен.
На передней линии обороны в этой битве с воздушной угрозой находились эсминцы 60-й и 56-й эскадр, которые сопровождали корабли Группы обстрела и Группы огневой поддержки. Они должны были обеспечить предварительное траление района высадки.
ЭЭМ-60: «Бартон» (флагман командира ЭЭМ-60 капитана 1 ранга У.Л. Фреземана), «Уок», «Лэффи», «О’Брайен», «Аллен М. Самнер» (флагман командира ДЭМ-120 капитана 2 ранга Дж.К. Цама), «Моэл», «Ингрэхем», «Лоури».
ЭЭМ-56: «Ньюкомб» (флагман командира ЭЭМ-56 капитана 1 ранга Р.Н. Смута), «Беннион», «Р.П. Лири», «Х.Л. Эдвардс», «Лейтце», «Изард» (флагман командира ДЭМ-112 капитана 2 ранга Т.Ф. Конли), «Кимберли», «Брайан», «У.Д. Портер».
Вместе с ними действовали австралийские эсминцы «Арунта» и «Варрамунга».
Когда американские корабли шли на север к заливу Лангаен, эсминцы отбивали одну воздушную атаку за другой. 6 января эти атаки продолжались практически без перерывов. Японские пилоты-самоубийцы сумели поразить прямыми попаданиями или близкими падениями 16 кораблей.
Патрулируя на изолированных дозорных позициях возле плацдарма, эсминцы становились первой целью для этих адских пикировщиков. «Уок» (капитан 2 ранга Г.Ф. Дэвис) был атакован одновременно 4 самолетами. Отчаянные зенитчики сумели сбить 2 самоубийц, а после того как третий врезался в эсминец, они всадили в четвертый самолет очередь из зенитного автомата. Попавший в эсминец самоубийца разворотил надстройку, убив 12 человек и ранив 35. Среди раненых оказался капитан 2 ранга Дэвис. Несмотря на жуткую боль, он отказался покинуть свой пост и уйти на перевязку, пока не закончится атака. Дэвис умер в тот же день.
Выведя из строя «Уок», самоубийцы обрушились на корабль, который его сменил – эсминец «О’Брайен» (капитан 2 ранга У.У. Аутербридж).
Самолет ударил его с внезапностью молнии. «О’Брайен» накренился от этого удара, но сумел оправиться и уполз с поля боя. Часть надстройки на нем превратилась в груду железа. К счастью, потери экипажа были невелики. Тем временем еще один самолет врезался в эсминец «Самнер», разворотив ему палубу так, что корабль потерял ход. На нем погибли 14 человек и были ранены 29, в тот день это были самые тяжелые потери на одном корабле.
Эсминец «Ричард П. Лири» был поврежден самоубийцей, который зацепил его носовую 127-мм установку. «Ньюкомб» был поцарапан близким падением, взрыв самолета убил 2 человек и ранил 15. Эсминец «Лоури», кроме близкого падения, пострадал еще и от зенитного огня своих же кораблей. Все эти эсминцы вели бой, прикрывая тральщики. Не приходится сомневаться, что их зенитный огонь спас маленьких трудяг от неминуемой гибели. Эсминцы «Ингрэхем» и «Бартон» нанесли серьезные потери японским самолетам, как и эсминец «Беннион», прикрывавший тральщики 7 января.
В день высадки 4 миноносца ДЭМЭ-69 капитана 2 ранга Т.К. Файфера прикрывали десантные корабли. Это были «Ричард У. Суэссенс» (капитан-лейтенант Р.У. Грэхем), «Оберрендер» (капитан-лейтенант С. Спенсер), «ЛеРэй Уилсон» (капитан-лейтенант М.В. Карсон), «Гиллиган» (капитан-лейтенант Ч.Э. Булл). Для трех из них битва длилась не слишком долго.
10 января в «ЛеРэй Уилсон» врезался пилот-самоубийца. Взрывом были убиты 6 человек, ранены 7 и разворочена половина надстройки. Хотя от разлившегося бензина вспыхнул пожар, миноносец продолжал патрулировать до вечера, когда он присоединился к эскадре, уходящей в залив Лейте. 12 января в «Гиллиган» попал «Бетти», который зенитчики миноносца превратили в летящий факел. Пылающий бомбардировщик врезался в кормовой 40-мм автомат, убив 12 человек и ранив 13. Примерно через 30 минут «Ричард У. Суэссенс» был поврежден самоубийцей, когда разыскивал в воде людей, выброшенных взрывом с «Гиллигана». Изрешеченный зенитными автоматами «Суэссенса», самолет проскочил над кораблем и упал в воду совсем рядом с миноносцем.
10 января японские катера попытались под покровом темноты проникнуть в залив Лингаен. Ими управляли тоже самоубийцы. Крошечные взрывающиеся катера потопили 2 десантные баржи, серьезно повредили транспорт и танко-десантный корабль LST, «контузили» эсминец «Робинсон» (капитан 2 ранга Э.Б. Грантхэм). Эсминец «Филип» (капитан 2 ранга Дж.Б. Раттер) отогнал несколько катеров-самоубийц огнем, взорвав один из них. Подобные катера были крайне опасны, однако воды залива Лингаен вскоре были очищены от ядовитых насекомых.{В бою 10 января были потоплены LCI(M)-974 и LCI(G)-365. Серьезные повреждения получили LST-610 и LST-925. Пострадал транспорт «Уор Хок». «Робинсон» был поврежден, когда собственным огнем взорвал катер прямо у себя под бортом. Прим. пер.}
Атаки летчиков-самоубийц несколько ослабли после того, как десант высадился на берег. 21 января эхо прокатилось по морю к северу от Лусона, когда Оперативное Соединение 38 было атаковано у берегов Формозы. Во время налета авианосец «Тикондерога» серьезно пострадал в результате попадания 2 самоубийц. Эсминец «Мэддокс» (капитан 2 ранга Дж.С. Уилис) был временно выведен из строя, когда в него врезался истребитель «Зеро». Самолет взорвался на главной палубе, убив 7 человек и ранив 33. Но корабль выдержал удар, а возникший пожар был быстро потушен.
Комментируя воздушные атаки в заливе Лингаен, командир ЭЭМ-56 капитан 1 ранга Р.Н. Смут писал:
«Как образно говорят некоторые офицеры, защита от атак самоубийц зависит от 3 факторов: провидения, скорости и меткости. Первое, полагаю, комментировать нет нужды. Что касается скорости и меткости, то все полагают, что корабль должен маневрировать на полном ходу так, чтобы развернуться бортом к атакующему самолету. Этим достигаются 3 цели: корабль стреляет практически из всех орудий; корабль представляет наиболее узкую мишень; корабль имеет максимальный ВИП с точки зрения пилота».
Последний бой в Манильской бухте
Хотя это произошло совершенно случайно, но последний бой в Тихоокеанской войне надводные корабли провели у входа в Манильскую бухту.
Это произошло 7 января 1945 года. В бою участвовали эсминцы Оперативного Отряда 78.1.11 из состава десантного соединения Сан-Фабиан, которое в это время двигалось в залив Лингаен: «Чарльз Осборн» (капитан-лейтенант Г.У. Бейкер) под брейд-вымпелом командира ЭЭМ-23 капитана 1 ранга Т.Б. Дугана, «Шоу» (капитан-лейтенант В.Б. Графф), «Брейн» (капитан 2 ранга У.У. Фиттс), «Рассел» (капитан-лейтенант Дж.Э. Уикс). В тот день эсминцы шли кильватерной колонной примерно в 5 милях на правом фланге транспортной группы. Море было спокойным, мирно сияли звезды. Но в 22.14 на эсминцах была объявлена тревога, так как радар обнаружил цель или группу целей, маневрирующую на расстоянии 15000 ярдов. Подозрительные корабли могли быть только японскими. Капитан 1 ранга Дуган приказал эсминцам увеличить скорость и повернуть в сторону неприятеля.
«Задачи нашего отряда были исключительно оборонительными. Так как количество и характер целей оставались неизвестными, было решено осветить их с дальней дистанции, а не пытаться провести внезапную торпедную атаку».
Когда расстояние сократилось до 10000 ярдов, «Осборн» дал залп осветительными снарядами. В их ярком свете показался силуэт одиночного японского эсминца. Орудия всех американских эсминцев взревели в унисон, и японский корабль сразу попытался удрать на восток. Однако прежде чем японец успел скрыться в Манильской бухте, «Осборн» добился попадания, которое вынудило японский корабль снизить ход. Бледные вспышки показали, что японец выпустил торпеды, поэтому американские корабли изменили курс, чтобы уклониться от них. Через 30 минут после залпа «Осборна» осветительными снарядами над водой прокатилось эхо серии взрывов. Американцы, находившиеся в 2000 ярдов от противника, увидели, как японский корабль задрал нос к звездам и ушел под воду. Эсминец «Рассел», отправленный на поиски японцев, обшарил район, но нашел только ветер и волны. После войны стали известны подробности этого боя. Противником американцев был миноносец «Хиноки», который и погиб в этом бою.
4 февраля медленно продвигающиеся американские войска достигли окраин Манилы. Пока шли бои вокруг Манилы, американские десантные силы и парашютисты вели бои за остров Коррехидор. Перед этим был высажен десант в бухте Маривелес на южной оконечности полуострова Батаан. Поддерживая тральщики, которые расчищали дорогу к Маривелесу, 2 эсминца 7-го Флота подорвались на минах, получив серьезные повреждения. Пострадали «Ла Валетт» (капитан 2 ранга У. Томпсон) и «Рэдфорд» (капитан-лейтенант Дж.Э. Мансфилд).
Несчастье случилось 14 февраля. «Ла Валетт» следовал за тральщиками в гавань, прикрывая их, и одновременно расстреливал мины, подсеченные тралами. Внезапно сильный взрыв подбросил корабль. Мина разрушила котельное отделение № 1, и эсминец получил сильный крен. При взрыве погибли 3 человека, 23 были ранены. «Рэдфорд» в это время находился у входа в гавань. Он двинулся вперед, чтобы взять на буксир «Ла Валетт». Почти подойдя к потерявшему ход эсминцу, «Рэдфорд» сам налетел на мину. 3 человека погибли, 4 получили ранения. Оба корабля сумели покинуть гавань своим ходом и кое-как доползли до бухты Субик для временного ремонта.
Поддерживая тральщики, которые расчищали фарватер к северу от Коррехидора, эсминцы «Флетчер» (капитан 2 ранга Дж.Л. Фостер) под брейд-вымпелом командира ДЭМ-42 капитана 2 ранга Л.Г. Мартина и «Хоупвелл» (капитан 2 ранга У.С. Родимон) под брейд-вымпелом командира ЭЭМ-21 капитана 1 ранга Дж.К.Б. Джиндера попали под сильнейший огонь японских орудий с острова. Эта перестрелка произошла в Валентинов день. По эсминцам стреляли 3 береговые батареи. Сначала их огнем был поврежден тральщик. «Хоупвелл» получил попадания 4 снарядов, на нем погибли 7 человек и 8 были ранены. Во «Флетчер» попал один снаряд, на эсминце погибли 5 человек, 5 получили ранения. Нахальные батареи были подавлены огнем с кораблей и бомбардировщиками.
Однако Коррехидор оказался твердым орешком. Многочисленные пещеры и туннели так же хорошо защищали японцев, как в начале войны американцев. Поэтому на помощь парашютистам была вызвана морская артиллерия. 16 февраля был сформирован Оперативный Отряд 78.3.5, который должен был заниматься исключительно обстрелом Коррехидора. В распоряжении командира ДЭМ-46 капитана 1 ранга Р.У. Ковено находились следующие эсминцы: «Конверс» (капитан-лейтенант Э.Г. МакДауэлл), «Тэтчер» (капитан 2 ранга У.Э. Коккел), «Дайсон» (капитан 2 ранга Л.Э. Рафф), «Клакстон» (капитан 1 ранга М.У. Ферт), «Софли» (капитан-лейтенант Ф.У. Силк), «Конингхэм» (капитан-лейтенант Ф.У. Бамптон).
Большинство этих эсминцев было ветеранами прославленной 23-й эскадры, «Маленьких бобров» знаменитого «31-узлового Берка». С 16 по 28 февраля они обстреливали японские батареи на Коррехидоре, задав им хорошую трепку. Но японцы ожесточенно сопротивлялись, и чтобы справиться с ними, потребовалось время. Капитан 1 ранга Кавено отмечал в своем рапорте:
«Этот бой можно считать уникальным, так как эсминцы несколько дней находились на расстоянии менее 1000 ярдов от вражеской пехоты, обстреливая бункера и пещеры, причем корректировка велась с берега. Мы ясно видели вражеские войска. С исторической точки зрения, возвращение Коррехидора стало событием. Редко можно найти пример столь тесной связи армии и флота».
Еще одной уникальной чертой этой операции можно считать то, что лишь один эсминец Кавено был поврежден ответным огнем. «Софли» получил в борт несколько осколков, когда залп 75-мм орудий разорвался недалеко от него.
После того как был разгрызен орешек Коррехидора и пала Манила, Восходящее Солнце на Филиппинах закатилось навсегда. Оно уже почти скрылось за горизонтом, когда японские подводные силы все-таки сумели на прощанье ущипнуть 7-й Флот. Стычка произошла возле острова Сикихор. 21 февраля в 10.59 эсминец «Реншо» (капитан 2 ранга Г.Г. Кэрнс) заметил перископ на левом траверзе. Видимость была хорошей, а море спокойным. «Реншо» был одним из кораблей сопровождения конвоя, идущего в бухту Субик. Командир приказал сыграть боевую тревогу и положить лево руля, чтобы атаковать цель. Но в тот момент, когда был отдан приказ, менее чем в 500 ярдах от корабля показался след торпеды. И прежде чем эсминец успел повернуть, торпеда попала в него.
17 человек погибли при взрыве, который разворотил оба машинных отделения и кормовое котельное. «Реншо» потерял ход и остановился. На какое-то мгновение на поверхности показалась рубка лодки, и артиллеристы обстреляли ее из 40-мм автоматов. Предположительно, это была одна из средних лодок, хотя вполне могла оказаться и сверхмалая. Эсминцы «Уоллер» и «Шоу» в течение 10 часов прочесывали район, но не сумели ее обнаружить. Хотя «Реншо» получил тяжелейшие повреждения, он упорно оставался на плаву. За борт были сброшены глубинные бомбы, торпеды, боеприпасы, часть провизии, что помогло сохранить запас плавучести. Все висело буквально на волоске, и все-таки «Реншо» выдержал. Эсминец «Смит» отвел его на буксире в залив Лейте.
Закат на Филиппинах
В марте 1945 года Филиппины были освобождены. Это означало крах Японской империи. Кое-где в Голландской Ост-Индии и на островах в океане японские войска удерживали клочки территории, однако эти гарнизоны были полностью изолированы. Великая Сфера Сопроцветания рассыпалась. Японский торговый флот был почти полностью уничтожен. Большинство кораблей Императорского Флота лежало на дне Тихого океана, а те, что уцелели, не могли покинуть порты из-за нехватки топлива.
Однако американскому флоту еще предстояла самая жестокая битва всей Тихоокеанской войны, причем на долю эсминцев выпали самые тяжелые, самые кровавые испытания.
На темном горизонте маячила Окинава.