СОБРАНИЕ РАБОТ АЛЕКСАНДРА БОЛЬНЫХ -- Переводы -- Р. Сет: Самая жестокая битва. Конвой ONS-5 Содержание / / На главную страницу

Глава 19

УТРЕННИЕ ХЛОПОТЫ

Время шло, однако немцы новых атак не предпринимали. Шервуд начал понимать, что подводные лодки оставили конвой в покое, пусть даже на время. Наконец он получил возможность подвести итоги ночных боев и обнаружил, что эти итоги не так уж плохи.

В период с 22 апреля, когда ONS-5 ушел от Оверсэя, и до 05.00 6 мая подводные лодки потопили 11 судов из 42. С 22.00 5 мая до 05.00 6 мая достоверно были потоплены 5 подводных лодок, еще несколько были повреждены. Если добавить сюда 2 подводные лодки, потопленные самолетами, окажется, что немцы потеряли 7 лодок.

При этом следует учесть, что за последнюю ночь немцы нанесли по ONS-5 неслыханно сильный удар. С 21.00 до 05.00 лодки атаковали конвой не менее 25 раз. Но все эти атаки были успешно отражены. Шервуд и его помощники из 3-й группы поддержки могли с полным основанием гордиться своими действиями в этот период.

С того момента, как немецкие лодки впервые обнаружили конвой, и до окончания битвы противник предпринял не менее 45 атак, хотя утверждать, что эта цифра совершенно точна, мы не можем. Эти атаки отбила эскортная группа В-7. Еще 10 атак отразила 3-я группа поддержки, что в общей сложности дает 55 отбитых атак. При этом мы не делаем различия между успешными и безуспешными атаками.

Шервуд мог несколько ослабить бдительность, однако теперь перед ним возникла новая проблема.

Топливо на «Оффе» подходило к концу, и это беспокоило капитана 1 ранга МакКоя. К тому же его беспокоили повреждения, которые получил «Ориби», тараня U-531. Форпик и провизионка эсминца были затоплены, поэтому МакКой решил как можно скорее отправить его в базу. Он запросил у Шервуда разрешение увести эти 2 эсминца в Сент-Джонс.

Шервуд в сложившихся обстоятельствах не видел к этому препятствий. В результате в 06.09 «Оффа» и «Ориби» ушли. Они прибыли в Сент-Джонс через 2 суток.

Но положение на самом деле было не таким плохим, как могло показаться. Незадолго до ухода эсминцев прибыл капитан 2 ранга Брюэр на «Пеликане» и привел с собой «Спей», Виэр» и «Джед». «Виэр» и «Спей» расположились за кормой конвоя, а «Пеликан» и «Джед» усилили непосредственное сопровождение.

В 08.05 «Спей» сообщил, что видит подводную лодку, и «Виэр» сразу пошел ему на помощь. Фрегат находился в 10 милях за кормой конвоя, когда его радар обнаружил цель по левому крамболу на расстоянии 5200 ярдов. «Спей» дал полный ход и пошел на нее. Дистанция быстро сокращалась.

Когда дистанция сократилась до 4200 ярдов, подводная лодка повернула влево, а потом пошла прямым курсом. Судя по всему, лодка с помощью гидрофона засекла, что «Спей» увеличил скорость, и попыталась удрать. Но потом командир лодки передумал и повернул назад.

Когда «Спей» сократил дистанцию до 900 ярдов, с него заметили лодку, которая пересекала курс справа налево. Командир «Спея» капитан 2 ранга Бойз-Смит решил, что лодка итальянская, так как она походила на лодку типа «Дессие». Скорость лодки он определил в 12 узлов.

«Спей» сразу открыл огонь и повернул влево, чтобы попытаться протаранить лодку. Этот маневр был успешным, так как расчет 102-мм орудия успел выпустить 5 снарядов, прежде чем лодка погрузилась. Прицел был взят метко, и 2 снаряда попали в рубку, третий снаряд считался «вероятным попаданием».

Один из снарядов взорвался в задней части рубки с левого борта, а второй попал прямо в центр ее. После обоих взрывов летела масса обломков. Кроме того, эрликоны и пом-пом тоже добились нескольких попаданий в рубку.

Когда дистанция сократилась до 400 ярдов, подводная лодка погрузилась, и «Спей» сразу же засек ее асдиком. Водоворот и кильватерная струя были видны так четко, что Бойз-Смит атаковал на глазок. Были сброшены 10 бомб, и они легли довольно точно. «Мы все ожидали, что подводную лодку выбросит на поверхность, но, к сожалению, этого не произошло», – писал Бойз-Смит.

Когда «Спей» немного отошел, контакт появился на левой раковине. Бойз-Смит развернул корабль и атаковал лодку с помощью хеджехога. Лодка повернула прочь, и фрегат последовал за ней. Немцы не спешили, и скорость лодки не превышала 2 узлов. Однако она погрузилась на большую глубину, и Бойз-Смит понял, что атака хеджехога вряд ли принесет успех. И все-таки он приказал дать залп. Эхо появилось за кормой, и «Спей» еще раз развернулся, чтобы атаковать уже глубинными бомбами. После этой атаки контакт удержать не удалось.

В этот момент подошел «Виэр», и они вместе со «Спеем» начали новый поиск. Но как только он начался, «Пеликан» приказал «Виэру» проверить ВЧ-пеленг, который оказался прямо за кормой конвоя. Бойз-Смит попросил командира группы оставить «Виэр» с ним, и капитан 2 ранга Брюэр согласился.

Через час контакт был восстановлен, однако оставались сомнения в том, что это подводная лодка. «Спей» атаковал ее глубинными бомбами, видимых результатов не добился и, несмотря на самый тщательный поиск, контакт восстановить не сумел.

К 10.15 ONS-5 оказался чуть ли не в 40 милях впереди, поэтому «Спей» и «Виэр» решили возвращаться, прочесав полосу позади конвоя. Они рассчитывали перехватить лодку, которую было приказано найти «Виэру». Но им не повезло.

Туман к этому времени начал редеть, хотя большие клочья упрямо лежали на воде. Весь день ONS-5 спокойно шел к цели, с каждым часом приближаясь к Западной точке встречи, где его должен был ждать местный эскорт. На этом обязанность группы В-7 по защите конвоя заканчивались.

Однако был получен еще один, теперь уже последний контакт. В 21.52 оператор асдика «Джеда» доложил, что обнаружил лодку, и фрегат атаковал ее. После атаки контакт был быстро восстановлен, и «Джед» повторил заход. Но как только он повернул, чтобы догнать конвой, асдик получил еще несколько сигналов.

Вот что говорит командир фрегата об этих минутах:

«Пока мы шли к источникам этих сигналов, в 22.04 примерно в 400 ярдах впереди была замечена кильватерная струя под прямым углом к нашему курсу. Слева была замечена корма корабля. Вскоре после этого слева был замечен еще один корабль, и я с ужасом понял, что мы идем прямо на пересечку конвою, причем видимость не превышала 2 кабельтовых. Не зная, какую часть конвоя мы увидели, я спешно повернул на параллельный курс, хотя все еще не знал, следует конвой генеральным курсом или выполняет маневр уклонения.

В этот момент с радара, асдика и от наблюдателей хлынул поток рапортов. Мне показалось, что столкновение неизбежно, и моей единственной мыслью было как можно скорее убраться подальше от конвоя. Нам удалось это сделать, выскочив на левый фланг конвоя в 22.20, после чего мы заняли свое место в ордере».

Ночь прошла спокойно. Новых атак не было, так как уцелевшие подводные лодки – 44 из 51, развернутой на пути ONS-5 – направлялись на восток, домой. Утром 7 мая все еще стоял рваный туман.

Ночью адмирал Хортон радировал на «Пеликан», что он должен на рассвете оставить ONS-5, забрав с собой «Виэр» и «Джед». Он должен был пройти по курсу конвоя, разыскивая торпедированные суда, которые могли остаться на плаву. Поэтому в 06.00 капитан 2 ранга Брюэр попрощался с Шервудом и отбыл.

Брюэр сообщил:

«В период с 08.30 до 12.00 группа прошла через район брачных игр китов, находившийся примерно в точке 50º N, 45º W. Погода была тихая, стоял густой туман, видимость не превышала одного кабельтова, и было необычайно тепло.

Асдик получал многочисленные эхо от косяков рыбы. Сигналы были исключительно четкими. На ленте рекордера можно было увидеть, как сходятся и расходятся две рыбы. Радар несколько раз обнаруживал огромных чудовищ, выпрыгивающих из воды в любовном экстазе. Но прежде чем мы разобрались в ситуации, «Джед» ухитрился приветствовать такую парочку серией из 10 глубинных бомб.

Я лично видел совокупляющуюся пару китов. Это редкое и очень впечатляющее зрелище. Я думаю, что видимость уединенности, которую создавал туман, и необычайное весеннее тепло подогревали любовный пыл китов. Вскоре после полудня все треволнения закончились».

Капитан 2 ранга Брюэр хотел узнать, что думают по этому поводу биологи, но, судя по всему, он к ним так и не обратился.

На следующий день 8 мая адмирал Хортон отправил «Пеликан» и его выводок на поддержку конвою ON-181, который шел на юго-запад вдоль границы гренландских льдов. Примерно через 10 часов командующий Западными Подходами поставил перед ними новую задачу. Он отправил группу на помощь конвою ONS-6, который находился дальше на северо-восток. Однако 9 мая, незадолго до встречи с ONS-6, Хортон приказал Брюэру полным ходом возвращаться в Сент-Джонс. Во второй половине дня 11 мая группа столкнулась с плотным паковым льдом в условиях плохой видимости, хотя курс был проложен в соответствии с бюллетенями ледовой обстановки от 9 и 10 мая.

«Это был тяжелый опыт. Мы обнаружили, что паковые льды, опасные для кораблей, встречаются на 120 миль дальше к юго-западу, чем было указано в бюллетенях. Мы указали на это расхождение командующему морскими силами Ньюфаундленда. Нам повезло, что единственной поломкой оказалась вертушка лага на «Джеде», – вспоминал Брюэр.

Группа пришла в Сент-Джонс 12 мая в 16.30.

Однако вернемся к конвою ONS-5. Во второй половине дня «Видетт» подошел к «Бритиш леди», чтобы заправиться. К этому времени на «Бритиш леди» нефти в танках уже не осталось, однако капитан танкера предложил Харту поделиться своим собственным топливом, так как собирался следовать в Сент-Джонс. Командир «Видетта» согласился. Хотя видимость была очень плохой, опыт команды танкера помог преодолеть все трудности. Заправку завершили успешно.

В 15.00 конвой встретил Западный местный эскорт, и через сутки «Видетт» и «Лусстрайф» отделились от конвоя. Шервуд приказал им сопровождать «Аргон», «Бритиш леди» и «Беркел» в Сент-Джонс. Выполнить этот маневр было непросто из-за густого тумана. Ночью 7/8 мая маленькая группа столкнулась с айсбергами и в тумане рассыпалась. Однако на следующий день все собрались вместе и 9 мая в 08.30 торжественно прибыли в Сент-Джонс.

Остальные корабли группы В-7 («Тэй», «Санфлауэр», «Сноуфлейк») освободились в это же время и тоже направились в Сент-Джонс. «Тэй» и «Сноуфлейк» прибыли туда утром 8 мая, а «Санфлауэр», которому пришлось сопровождать «Эмпайр Газель», – на 12 часов позднее.

«Пинк» испытал огромные трудности, стараясь удержать вместе свои корабли, когда мини-конвой пробирался сквозь льды, окутанные туманом. Он прибыл в Сент-Джонс на следующий день, в воскресенье 9 мая. Аткинсон отправил «Сеннен» вперед, а сам остался дежурить у входа в гавань, пока туда не вошли все 4 транспорта. Когда «Пинк» пришвартовался к причалу, в его цистернах осталось всего 18 тонн нефти. Он крупно рисковал.

6 мая в 21.06 командующий Западными Подходами радировал командиру эскортной группы В-7: «Мои сердечные поздравления по случаю прекрасной работы». Примерно через полчаса пришла радиограмма командующего морскими силами Северной Атлантики: «Сердечные поздравления по случаю великолепных результатов, достигнутых при минимальном воздушном прикрытии из-за нелетной погоды на аэродромах».

Наконец 9 мая Адмиралтейство послало радиограмму на «Тэй», которая дала морякам группы В-7 повод гордиться собой.

«Адмиралтейство с радостью передает вам следующее послание премьер-министра: «Мои поздравления за вашу непрекращающуюся борьбу с подводными лодками. Пожалуйста, передайте коммодору конвоя мое восхищение стойкостью его кораблей». Конец депеши премьер-министра».



Дальше